Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийкого - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных - страница №1/5



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ,

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ

ШКОЛ ОЛИМПИЙКОГО РЕЗЕРВА


СПОРТИВНОЕ ЛЕДОЛАЗАНИЕ

ПРОГРАММА

Допущено Федеральным агентством

по физической культуре и спорту

Москва


2007

УДК 9867


ББК 8978

Программу разработали:

Е.Ю.Наговицина – мастер спорта по альпинизму, судья I категории, педагог дополнительного образования высшей категории, преподаватель кафедры теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФК

Ю.В.Байковский – профессор кафедры теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФК, канд. психол. наук, мастер спорта CCCР, заслуженный тренер Республики Таджикистан
Рецензенты:

П.Э. Шабалин – мастер спорта международного класса, судья Международной категории по спортивному ледолазанию, председатель комитета ледолазания Федерации альпинизма России

Ю.К. Гавердовский – доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедры теории и методики гимнастики РГУФК
Кафедра теории и методики прикладных видов спора и экстремальной деятельности РГУФК

Рекомендована:

Экспертно-методическим советом РГУФК

Кафедрой прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФК

Спортивное ледолазание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и горных клубов.
ISBN 9798767646

C Федеральное Агентство по физической культуре и спорту, 2007

C РГУФК, 2007

С Е.Ю. Наговицина, 2007



Объяснительная записка
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по спортивному ледолазанию подготовлена в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12 – ФЗ, «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 25.04.99 г. № 80 – ФЗ, типовым Положением об образовании детей – Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. №233, нормативными документами Министерства образования «Нормативно–правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» от 25.01.95г. № 96-ИТ и Государственного комитета Российской федерации по физической культуре, спорту и туризму «Типовой план-проспект учебной программы для спортивных школ» от 28.06.2001 г. №390.

Основной целью данной программы является создание условий для формирования потребности в здоровом образе жизни, содействие всестороннему гармоничному развития личности через занятия ледолазанием.

Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и стремительным ростом популярности ледолазания в России и Мире, с возникновением юношеского спортивного ледолазания. Спортивное ледолазание является одним из наиболее молодых горных видов спорта, и в России практически отсутствует научно-методическая и учебная литература по этому виду спорта. Несмотря на значительные успехи российских ледолазов на международных соревнованиях, в России до сих пор не было учебных программ подготовки в спортивном ледолазании. Подготовка ледолазов опирается на методические разработки подготовки скалолазов и альпинистов, хотя ледолазание уже 8 лет как стало самостоятельным видом спорта.

На кафедре теории и методики прикладных и экстремальных видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма подготовлена первая учебная программа по спортивному ледолазанию для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и горных клубов.

При разработке программы учтены основополагающие принципы спортивной подготовки, результаты научных исследований по юношескому спорту, передовой опыт обучения и тренировки спортсменов-ледолазов, тенденции развития нового вида спорта. Программа подготовлена в соответствии с "Правилами соревнований по ледолазанию" с учетом существующих ранее методических указаний к учебно-тренировочным занятиям по специализациям "Альпинизм и спортивное скалолазание".

Программа содержит рекомендации по структуре, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса юных ледолазов на трех этапах многолетней подготовки: спортивно-оздоровительном (СО), начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочном (УТ). Программа предназначена для тренеров-преподавателей и руководителей спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных школ олимпийского резерва (СДЮШОР). Однако данная программа не должна рассматриваться как единственно возможный вариант, различные климатические условия и наличие материальной базы являются основанием для обязательной корректировки рекомендуемой программы.

Учебная программа по спортивному ледолазанию для детско-юношеских спортивных школ рассчитана на 2-3 года обучения в группах начальной подготовки (НП) и 4-5 лет в учебно-тренировочных группах. При спортивных школах могут быть созданы спортивно-оздоровительные группы, занятия в которых не регламентируются продолжительностью обучения.

При проведении учебных занятий, тренировочных сборов в полевых условиях необходимо руководствоваться нормативной базой детско-юношеского туризма и альпинизма.



1. Нормативная часть
Нормативная часть программы является официальным документом, в соответствии с которым планируется подготовка спортивного резерва в стране.

Нормативные основы процесса подготовки характеризуются требованиями к уровню спортивного мастерства и контрольными нормативами по годам обучения, соотношением средств подготовки и величины, структуры тренировочных и соревновательных нагрузок.

Численный состав занимающихся, минимальное содержание, максимальный объем тренировочных нагрузок, возраст обучающихся, требования к уровню подготовленности выпускников спортивных школ устанавливаются в соответствии с письмом Минобразования России от 01.02.1995 г. № 03-М и ГКФТ России от 25.01.1995 г. № 96-ИТ (табл. 1). На основании нормативной части программы в спортивной школе разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов с учетом имеющихся условий. Утверждение планов подготовки проводится директором спортивной школы на основании решений тренерского совета.

В данной программе рассматриваются три этапа спортивной подготовки:

-спортивно-оздоровительный этап (СО);

-этап начальной подготовки (НП);

-учебно-тренировочный этап (УТ).

На спортивно-оздоровительный этап допускаются все учащиеся, желающие заниматься спортом не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача) при согласии их родителей. Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В спортивно-оздоровительных группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники скалолазания и ледолазания. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 8-17 лет.

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся образовательных учреждений, желающие заниматься ледолазанием и имеющие письменное разрешение врача при согласии их родителей. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники скалолазания и ледолазания, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. Учащимся моложе 14 лет для участия в соревнованиях по спортивному ледолазанию необходимо иметь письменное разрешение родителей. В соответствии с одной из основных задач этапов СО и НП – отбор и спортивная ориентация, допускается круглогодичный прием юных спортсменов в группы первого года обучения.

Группы учебно-тренировочного этапа формируются на конкурсной основе из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4-5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. Учебно-тренировочный этап состоит из двух этапов: 1. Этапа начальной спортивной специализации (1-2 год обучения); 2. Этапа углубленной спортивной специализации (3-5 год обучения).

Группы этапа спортивного совершенствования (СС) формируются из спортсменов, успешно прошедших учебно-тренировочный этап подготовки и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность этапа 3 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном этапе подготовка спортсменов идет на основе индивидуальных планов.

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке на различных этапах подготовки спортсменов представлены в таблице 1.

В основу комплектования учебных групп положена система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.

Максимальный состав группы на учебно-тренировочных занятиях должен определяться с учетом соблюдения правил техники безопасности. Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным, его превышение не допускается. Разрешается сокращение недельной нагрузки в зависимости от периода спортивной подготовки и уровня спортивной подготовленности учащихся.

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

- в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки первого года обучения – 2-х часов;

- в группах начальной подготовки свыше года обучения и в учебно-тренировочных группах до двух лет – 3-х часов;

- в учебно-тренировочных группах свыше двух лет обучения – 4-х часов.

Примерный учебный план для отделений спортивного ледолазания в ДЮСШ и СДЮСШОР представлен в таблице 2. При его разработке учитывался режим учебно-тренировочной работы с расчетом на 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительные 6 недель для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере, на учебно-тренировочных сборах и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.

С увеличением общего годового объема часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки. Объем специально-физической подготовки (СФП), технико-тактической подготовки (ТТП) и соревновательной подготовки увеличивается. Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется удельная доля общефизической подготовки (ОФП). Примерное соотношение объема средств общефизической, специально-физической и технико-тактической подготовки по годам обучения представлено в таблице 3. Ориентировочные показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле представлены в таблице 4.

Контрольно-нормативные требования должны последовательно охватывать весь период обучения в спортивной школе. Но в зависимости от этапа обучения контрольные нормативы выполняют разные задачи. Для спортивно-оздоровительных групп нормативы имеют контролирующий характер, по ним можно увидеть динамику индивидуальных показателей развития физических качеств. Для групп начальной подготовки, учебно-тренировочных и спортивного совершенствования выполнение нормативов является, кроме того, важным критерием для перевода спортсменов на следующий этап спортивной подготовки. Ориентировочные контрольные нормативы по ОФП для групп спортивно-оздоровительных и начальной подготовки представлены в таблице 5, для групп учебно-тренировочного этапа в таблице 6. Примерные контрольные нормативы по специальной физической подготовке представлены в таблице 7.

Исходный уровень состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей и динамика этих показателей вносятся в индивидуальную карту спортсмена (таблица 8). Эта карта выдается спортсмену при окончании спортивной школы или при переходе в другую спортивную школу.



2. Методическая часть учебной программы
2.1. Организационно-методические указания
При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений.

Оптимальные возрастные границы этапов подготовки в процессе многолетней тренировки ледолазов.




п/п


Этапы подготовки

Оптимальный

возраст, лет



1.

Спортивно-оздоровительный (СО)

9-17

2.

Начальная подготовка (НП–1,2)

11-12

3.

Учебно-тренировочный (УТ-1,2)

(начальная специализация)



13-14

4.

Учебно-тренировочный (УТ-3-5)

(углубленная тренировка)



15-17

5.

Спортивного совершенства (СС)

17 и старше

Организационно-методические особенности многолетней подготовки юных спортсменов.

Для успешного осуществления многолетней тренировки юных ледолазов на каждом её этапе необходимо учитывать следующие методические положения.

а. Многолетнюю подготовку спортсменов всех возрастов следует рассматривать как единый педагогический процесс, обеспечивающий преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей, девушек и взрослых спортсменов на всех этапах такой подготовки.

б. Неуклонное возрастание объёма средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется, из года в год увеличивается специальная физическая подготовка и уменьшается общая физическая подготовка.

в. Непрерывное совершенствование спортивной техники.

г. Строгое соблюдение принципа постепенности в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов. Нагрузка на всех этапах многолетней подготовки должна соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям спортсмена.

д. Правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом физиологических особенностей возраста занимающихся.

е. Преимущественная направленность тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки должна определяться с учетом сенситивных (наиболее благоприятных) периодов развития физических и психических качеств.

Вместе с тем нельзя оставлять без внимания развитие тех качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и силы, в развитии общей выносливости и скоростных качеств, то есть тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы.

Основываясь на общих закономерностях построения учебно-тренировочного процесса, в программе для каждого этапа подготовки разработаны допустимые объёмы тренировочных и соревновательных нагрузок, определены задачи и преимущественная направленность занятий с учетом возрастных особенностей и должного уровня специальной подготовленности.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

-групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

-участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах;

-медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль;

-культурно-массовые мероприятия;

-инструкторская и судейская практика учащихся;

-работа по индивидуальным планам (в период активного отдыха и на этапе спортивного совершенства).


Подготовка спортсмена - представляет процесс целесообразного использования всей совокупности факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям [30].

Система подготовки спортсмена включает в себя:

а. Спортивную тренировку;

б. Спортивные состязания;

в. Внетренировочные и внесоревновательные факторы, оптимизирующие их эффект (общий режим дня, питание, средства и методы восстановления - массаж, сауна, гидропроцедуры, дополнительные обстоятельства повышения работоспособности, формы самовоспитания и т.п.).

С педагогической точки зрения принципиально важно, что спортивные достижения, на которые внешне ориентирована спортивная тренировка, позволяют на пути к ним и через них добиваться решения всего многообразия задач воспитательной, оздоровительной и образовательной направленности.

Физическим упражнением - называется двигательное действие созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

С педагогических позиций под техникой физического упражнения понимается наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия.



Тренировка - английское слово, буквально значащее упражнение, спортивная тренировка, как специализированное направление в системе физвоспитания - значительно более широкий и многообразный процесс.

Термин «спортивная тренировка» получил настолько большое распространение, что важно правильно понимать этот термин в широком смысле слова и видеть в нём определённую систему подготовки спортсменов.



Спортивная тренировка - это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена.

Содержание спортивной тренировки, как многогранного процесса анализируют в различных аспектах. Рассматривая отдельные стороны с точки зрения их преимущественного влияния на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижениям, выделяют:

- физическую подготовку (то есть ту часть содержания тренировки, которая обеспечивает в основном физическую готовность к достижению);

- спортивно-техническую и тактическую подготовку (то есть части связанные главным образом с освоение спортивной техники и тактики);

- психологическую или морально-волевую подготовку (части связанные с необходимой мотивационной, этической, интеллектуальной и психической основами деятельности спортсмена).

В то же время содержание спортивной тренировки может рассматриваться в аспекте общей и специальной подготовки спортсмена. При таком аспекте учитывается, что в содержании тренировки и подготовки спортсмена в целом есть две части:

- специальная подготовка, которая непосредственно связана со спортивной специализацией;

- общая подготовка, которая не имеет такой связи, но создаёт существенные предпосылки спортивного совершенствования и входит неотъемлемым компонентом в общую систему подготовки [30,31].

Выделение сторон спортивной тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств.

Многолетняя подготовка спортсмена осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов, которые с одной стороны, отражают педагогическую направленность всего процесса, с другой стороны специфику спортивной тренировки в избранном виде спорта. Общепедагогические-дидактические принципы (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности, научности и т.д.) содержат ряд универсальных методических положений, без соблюдения которых не возможна рациональная методика не только в обучении, но и в любых аспектах педагогической деятельности. В этом отношении они являются общеметодическими принципами.

В группу специфических принципов спортивной тренировки входят следующие:

Направленность к высшим достижениям. Этот принцип стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов, углублённую специализацию, круглогодичную и многолетнюю работу и т.д.

Единство общей и специальной подготовки. Общая (всесторонняя) подготовка (физическая, техническая) предшествует углублённой спортивной специализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних занятий, создавая предпосылки для специализации.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип предполагает многолетнюю и круглогодичную тренировку при регулярности занятий на протяжении всего периода активных занятий спортом.

Постепенное и максимальное увеличение нагрузок. В процессе тренировочных занятий постепенно усложняют задания на протяжении года и ряда лет.

Волнообразное изменение нагрузки. Волнообразный характер нагрузок основан на закономерностях утомления и восстановления, требующих чередования нагрузок и отдыха, изменения величин и характера нагрузок в малых, средних и больших циклах тренировки.

Цикличность тренировочного процесса. Этот принцип заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных его единиц: тренировочных заданий и занятий малых, средних и больших циклов [30, 31].



Метод обучения - это способ преподавания учителем и усвоение учеником учебного материала. Каждый метод реализуется с помощью методических приёмов, входящих в состав этого метода.

Методический приём - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приёмы, которые позволяют применять метод в конкретных условиях. Чем богаче запас методических приёмов, тем шире диапазон применения метода.

По способу получения учениками знаний, умений и навыков все методы обучения делятся на три группы:

- словесные,

- наглядные,

- практические.

Словесные методы
Почти все разновидности словесных методов являются общепедагогическими. Использование их в процессе спортивной подготовки спортсменов отличается лишь содержанием и некоторыми особенностями методики применения. Выделяются следующие основные методы слова: дидактический рассказ, беседа, обсуждение, инструктирование, сопроводительные пояснения, указания и команды, словесные оценки, словесные отчёты и взаиморазъяснения, самопроговаривание, самоприказы.

Эти методы часто используются в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология и сочетание с наглядными методами.


Наглядные методы
Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов, представлений. Их условно можно разделить на две группы:

а. Методы непосредственной наглядности.

б. Методы опосредованной наглядности.

К первым относят правильный показ упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом. К методам опосредованной наглядности относятся: демонстрация плакатов, рисунков, схем и других наглядных пособий, фотокиновидео демонстрация, макетная демонстрация для разбора тактических схем, методы ориентирования - флажки, отметки на трассе, удары метронома, электрозвуколидеры и т.д.


Практические методы
Среди практических методов физического воспитания необходимо различать две группы методов:

а. методы обучения двигательным действиям;

б. методы развития двигательных качеств.

Кроме того, практические методы физического воспитания подразделяются условно на две группы - метод строго регламентированного упражнения и метод относительно нерегламентированного упражнения.


Методы обучения двигательным действиям
Метод расчленённого упражнения, который избирается при условии, что разучиваемое действие поддаётся расчленению на самостоятельные отдельные элементы без существенного искажения характеристик.

Метод целостного упражнения, избираемый при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно.

Оба эти метода относятся к первой группе строго регламентированных упражнений, и при их использовании большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются для облегчения овладения спортивной техникой путём планомерного освоения более простых двигательных действий. Это обуславливается родственной координационной структурой подводящих и основных упражнений.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мастерства, как новичков, так и спортсменов различной квалификации.
Методы развития двигательных качеств
Методы строго регламентированного упражнения:

- непрерывный - однократное непрерывное выполнение тренировочной работы;

- интервальный - выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха.

При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (варьирующем) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей (прогрессирующей). Комбинированные методы - круговой, повторно-прогрессирующий и др.


Методы относительно нерегламентированного упражнения.

Игровой - выполнение двигательных действий в условиях игры. Применение этого метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий. Это метод комплексного совершенствования физических качеств.

Соревновательный - специально организованная соревновательная деятельность, которая в данном случае выступает в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса. Соревновательный метод используется также в обучении спортивной технике, её элементам и связкам.
2.2. Учебные планы и содержание программного материала

по этапам подготовки
2.2.1. Спортивно-оздоровительный этап
Основные задачи и преимущественная направленность тренировки:

- укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка;

- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом и к здоровому образу жизни;

- овладение основами техники выполнения физических упражнений и освоение техники подвижных игр

- воспитание морально-этических и волевых качеств;

- ознакомление с основами скалолазания и ледолазания и отбор перспективных детей для дальнейших занятий этими видами спорта.




следующая страница >>