Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 Структура программы учебного предмета I. Поясните - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва... 1 368.97kb.
Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. Слушание музыки москва... 2 1038.08kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Структура программы учебного предмета Министерство культуры Республики... 3 1615.92kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 2 396.69kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 3 1764.77kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Информатика... 1 239.31kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 337.56kb.
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... 2 369.51kb.
Пояснительная записка примерные программы по географии призваны сохранить... 2 362.17kb.
Составила Султанова Эльвира Мирзагитовна, учитель технологии мбоу... 1 152.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины западное полушарие в системах... 2 316.18kb.
- 4 1234.94kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва 2013 - страница №1/2

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Москвы
«Детская музыкальная школа имени Л.Н.Власенко»





c:\users\user\desktop\подпись-печать-программы0001.jpg


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Москва 2013

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы;


I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «труба», далее – «Специальность (труба)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (труба)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на трубе, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателями.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (труба)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.



2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (труба)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;

– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.



3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (труба)»:

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9 лет

5 лет

6 лет

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)



1316

1530,5

924

1138,5

Количество

часов на аудиторные занятия



559

641,5

363

445,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

889

561

693


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.



5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (труба)»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области духового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.



Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на трубе в пределах программы учебного предмета;

- овладение основными исполнительскими навыками игры на трубе, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;

- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (труба)».

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (труба)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. Содержание учебного предмета


  • Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (труба)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения – 8 (9) лет







Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий

(в неделю)



32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия



559

82,5

641,5

Количество часов на самостоятельные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на самостоятельные занятия по годам



64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на самостоятельные занятия



757

132

889

Максимальное количество часов занятий в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1316

214,5

1530,5



Таблица 3

Срок обучения – 5 (6) лет






Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия



363

82,5

445,5

Количество часов на самостоятельные занятия в неделю

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на самостоятельные занятия



561

132

693

Максимальное количество часов занятий в неделю

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

924

214,5

1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.




  • Годовые требования по классам


Срок обучения –8 (9) лет

Первый класс

Специальность 2 часа в неделю

Консультации 6 часов в год

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на трубе по восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах рекомендуется обучение на блокфлейте.

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на блокфлейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные и минорные гаммы в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

Легкие упражнения и пьесы.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007

Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002



Пьесы

Хрестоматия для блокфлейты / Составитель Оленчик. М., 2002:

Оленчик И. Хорал

Русская народная песня «Зайка»

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»

Украинская народная песня «Ой джигуне, джигуне»

Чешская народная песня «Аннушка»

Русская народная песня «Сидел Ваня»

Моцарт В. «Майская песня»

Моцарт В. Аллегретто

Калинников В. «Тень-тень»

Чешская народная песня «Пастушок»

Бетховен Л. Экосез

Бах Ф.Э. Марш



Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

Пушечников И. «Дятел»

Витлин В. «Кошечка»

Пушечников И  Крейн М. Колыбельная песня

Кабалевский Д. «Про Петю»

Майзель Б. «Кораблик»

Моцарт В. Вальс

Кискачи А.– Школа для начинающих Т. I.:

Русская народная песня «Про кота»

Русская народная песня «Как под горкой»

Белорусская народная песня «Перепелочка»

Бетховен Л. Сурок

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Перселл Г. Ария

Бетховен Л. Симфония №9 (фрагмент)

Вивальди А. Зима (фрагмент)

Лойе Ж. Соната



Примеры программы переводного экзамена

1 вариант

Моцарт В. Вальс

Чешская народная песня «Пастушок»

2 вариант

Перселл Г. Ария

Бах Ф.Э. Марш
Второй класс

Специальность 2 часа в неделю,

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном темпе). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

10-15 этюдов средней трудности (по нотам).

Пьесы. Развитие навыков чтения с листа.



Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)

Пьесы

Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты:

Бах И.С.Менуэт

Бах И.С. Полонез

Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»

Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»

Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

Шуман Р. «Веселый крестьянин» из «Альбома для юношества»

Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества»

Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Беллини В. Отрывок из оперы «Норма»

Гендель Г. Бурре

Гайдн Й. Серенада

Чайковский П. «Сладкая греза» из «Детского альбома»

Чайковский П. «Грустная песенка»

Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»

Пушечников И. Школа игры на блокфлейте:

Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)

Шапорин Ю. Колыбельная

Чайковский П. «Итальянская песенка»

Бах И.С. Менуэт

Кискачи А. Школа для начинающих. Ч. II

Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассо континуо

Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2

Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассо континуо

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант

Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества»

Гендель Г. Бурре

2 вариант

Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2

Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»
Третий класс

Специальность 2 часа в неделю,

Консультации 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Перевод учащегося с блокфлейты на трубу.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Базинг на губах и мундштуке.

Гаммы: До мажор в одну октаву, ля минор в одну октаву, Соль мажор от ноты «соль» первой октавы до ноты «ре» второй октавы, ми минор от ноты «ми» первой октавы до ноты «си» первой октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

4-8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес.



Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Власов Н. ‘’Золотая труба”. Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М. - Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991

Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982

Пьесы

Власов Н. «Золотая труба», часть 1 Ч. 1-4. М., 2002:

Сигал Л. “Первые шаги”

Сигал Л. “Напев”

Русская народная песня “Зайка”

Чудова Т. “Золотой петушок”

Русская народная песня “Ладушки”

Чудова Т. “Праздник”

Усов Ю. Хрестоматия для трубы, 1-3 классы ДМШ. М., 1983:

Самонов А. “Доброе утро”

Самонов А. “Прогулка”

Макаров Е. Марш

Макаров Е. «Мелодия»

Русская народная песня “Не летай соловей”

Алескеров С. “Песня”

Усов Ю. Школа игры на трубе. М.,1991:

Терегулов Е. «Лунная дорожка»

Пирумов А. “Былина”

Макаров Е. “Труба поет”

Нурымов Ч. “В горах”

Ботяров Е. “Прогулка”

Мильман Е. “Прелюдия”

Волоцкой П. “Хрестоматия педагогического репертуара для трубы», младшие классы.Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963:

Русская народная песня “На зеленом лугу”

Украинская народная песня “Лисичка”

Бетховен Л. “Торжественная песнь”

Украинская народная песня “Журавель”

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант

Русская народная песня “Ладушки”

Чудова Т. “Праздник”

2 вариант

Русская народная песня “Не летай, соловей”

Алескеров С. “Песня”

3 вариант

Бетховен Л. “Торжественная песнь”

Украинская народная песня “Журавель”

Четвертый класс

Специальность 2 часа в неделю

Консультации 6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Постановка дыхания без трубы.

Базинг на губах и мундштуке.

Гаммы: Фа мажор от ноты «фа» первой октавы до ноты «до» второй октавы, ре минор в одну октаву, Ре мажор в одну октаву, си минор в одну октаву, Ми-бемоль в одну октаву, до минор в одну октаву. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

4-8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы. М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.- Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991



Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982



Пьесы

Власов Н. «Золотая труба», часть 1 Ч. 1-4. М., 2002:

Потоловский И. “Охотник”

Кросс Р. “Коломбино”

Оффенбах Ж. Галоп

Диабелли А. Анданте

Бах И.С. Менуэт

Брамс Й. “Колыбельная”

Лысенко Н. Песня Выборного из оперы “Наталка-Полтавка”

Чайковский П. “Старинная французская песенка”

Дюссек Я. “Старинный танец”

Шуберт Ф. “Колыбельная”

Шуберт Ф. Тамбурин



Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:

Русская народная песня “Соловей Будимирович”

Моцарт В. Аллегретто

Бах И.С. “Пьеса”

Кабалевский Д. “Песня”

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:

Макаров Е. “Вечер”

Ботяров Е. “Колыбельная”

Кабалевский Д. “Маленькая полька”

Газизов Р. “Веселый пешеход”

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант

Чайковский П. «Старинная французская песенка»

Дюссек Я. «Старинный танец»

2 вариант

Шуберт Ф. “Колыбельная”

Лысенко Н. Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»

3 вариант

Брамс Й. «Колыбельная»

Бах И.С. Менуэт

Пятый класс

Специальность 2 часа в неделю

Консультации 6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Постановка дыхания без трубы.

Базинг на губах и мундштуке.

Гаммы: Си-бемоль мажор от ноты «си-бемоль» малой октавы до ноты «ре» второй октавы, соль минор в одну октаву от ноты «соль» малой октавы, Ми мажор в одну октаву, до-диез минор в одну октаву, Ля-бемоль в одну октаву от ноты «ля-бемоль» малой октавы до ноты «до» второй октавы, фа минор в одну октаву. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

4-8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы. М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М - Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991



Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы М.,2010

Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982

Пьесы

Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002:

Шуберт Ф. «Форель»

Моцарт Л. Бурре

Моцарт В. Ария из оперы «Волшебная флейта»

Аноним XVIII в. «Интрада»

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:

Терегубов Е. «Старинный танец»

Чайковский П. «Дровосек»

Макаров Е. «Эхо»

Бетховен Л. «Цветок чудес»

Волоцкой П. “Хрестоматия педагогического репертуара для трубы». Младшие классы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963:

Русская народная песня “На зеленом лугу”

Украинская народная песня “Лисичка”

Бетховен Л. “Торжественная песнь”

Украинская народная песня “Журавель”

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант

Шуберт Ф. «Форель»

Моцарт Л. Бурре

2 вариант

Моцарт В. Ария из оперы «Волшебная флейта»

Аноним XVIII в. «Интрада»

3 вариант

Макаров Е. «Эхо»

Бетховен Л. «Цветок чудес»
Шестой класс

Специальность 2 часа в неделю

Консультации 6 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Постановка дыхания без трубы.

Базинг на губах и мундштуке.

Гаммы: Фа мажор в две октавы, ре минор от ноты «ре» первой октавы до ноты «фа» второй октавы, фа-диез мажор в две октавы, ре-диез минор в одну октаву, Соль мажор в две октавы, ми минор от ноты «ми» первой октавы до ноты «соль» второй октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

6-8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес.



Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы. М. 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.- Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991



Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 2. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982



Пьесы

Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002:

Ридинг О. «Прогулка»

Пёрселл Г. Маленький марш

Чайковский П. “Сладкая грёза”

Гречанинов А. «Охота»

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:

Свиридов Г. “Колыбельная песенка”

Мухатов Н. “В школу”

Гречанинов А. Марш

Пикуль В. Хорал

Дешкин С. “Марш юных пионеров”

Щелоков В. “Сказка”

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:

Шуман Р. “Совенок”

Кабалевский Д. “Вприпрыжку”

Брамс Й. “Петрушка”

Русская народная песня “Сенокос”

Волоцкой П. «Хрестоматия педагогического репертуара для трубы». Младшие классы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. М., 1963:

Шейн И. “Гальярда”

Русская народная песня “Уж как во поле калинушка стоит”

Люлли Ж. ”Песенка”

Гайдн И. “Песенка”

Бетховен Л. “Шотландская песня”



Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.- Л., 1965:

Глинка М. “Патриотическая песнь”

Книппер Л. “Полюшко-поле”

Бетховен Л. “Волшебный цветок”

Русская народная песня “Родина”

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант

Чайковский П. “Сладкая грёза”

Гречанинов А. «Охота»

2 вариант

Щелоков В. “Сказка”

Гречанинов А. Марш

3 вариант

Брамс Й. “Петрушка”

Русская народная песня “Сенокос”
Седьмой класс

Специальность 2,5 часа в неделю

Консультации 8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Постановка дыхания без трубы

Базинг на губах и мундштуке

Гаммы: Ля-бемоль мажор в две октавы, фа минор от ноты «фа» первой октавы до ноты «ля-бемоль» второй октавы, Ля мажор в две октавы, фа-диез в две октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

6-8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес.


Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы. М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе М., 1991



Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 3 М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982



Пьесы

Власов Н. «Золотая труба». Часть 1 Ч. 1-4. М., 2002:

Варламов А. «Красный сарафан»

Глинка М. «Попутная песня»

Бетховен Л. Контрданс

Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:

Щелоков В. “Маленький марш”

Бах И.С. Гавот

Глинка М. “Жаворонок”



Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:

Перселл Г. “Трубный глас”

Чешская народная песня “Пастух”

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант

Варламов А. Красный сарафан

Бетховен Л. Контрданс

2 вариант

Бах И.С. Гавот

Щелоков В. “Маленький марш”

3 вариант

Перселл Г. “Трубный глас”

Чешская народная песня “Пастух”
Восьмой класс

Специальность 2,5 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.

Гаммы: Си-бемоль мажор в две октавы, соль минор в две октавы, Си мажор в одну октаву, соль-диез минор в одну октаву. Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.

6-8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Старшие классы М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 2 раздел. М.- Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991



Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 4. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды. М.,1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982


Пьесы

Власов Н. «Золотая труба». Часть 1 Ч. 1-4. М., 2002:

Бонончини Дж. Рондо

Пёрселл Г. «Трубный глас и ария»

Скрябин А. Прелюдия

Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы М., 1981:

Бах И.С. “Сицилиана”

Глинка М. “Северная звезда”

Чайковский П. “Юмореска”

Римский-Корсаков Н. Песня индийского гостя из оперы “Садко”

Гуно Ш. “Серенада”

Тартини Дж. “Ларго и аллегро” из Сонаты g-moll для скрипки и фортепиано

Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. II: 4-5 классы ДМШ. - М., 1966:

Бах И.С. Сарабанда

Хренников Т. «Как соловей о розе» из музыки к комедии В.Шекспира “Много шума из ничего”

Гайдн Й. Каватина из оратории “Времена года”



Митронов А. Школа игры на трубе 2-3 разделы М. - Л., 1965

Глинка М. “Рыцарский романс”

Моцарт В. “Ave Verum”

Гендель Г. Ария из оперы “Ринальдо”



Примеры программы

1 вариант

Скрябин А. Прелюдия

Пёрселл Г. «Трубный глас и ария»

2 вариант

Бонончини Дж. Рондо

Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»

3 вариант

Гуно Ш. “Серенада”

Чайковский П. “Юмореска”
Девятый класс

Специальность 2,5 часа в неделю

Консультации 8 часов в год

В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. Ученики девятого класса играют в году два экзамена: в декабре и мае. В декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится программа с прибавлением пьесы.

Постановка дыхания без трубы.

Базинг на губах и мундштуке

Гаммы: До мажор в две октавы, ля минор в две октавы, До-диез мажор в две октавы, ля-диез минор в две октавы. Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.

6-8 упражнений и этюдов (по нотам).

4-6 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Старшие классы. М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 3 раздел. М.-Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть вторая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991



Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 4. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы. М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982

Вурм В. “Избранные этюды для трубы”. М., 1984

Пьесы

Власов Н. «Золотая труба». 2 часть Ч. 1-4. М., 2002:

Моцарт В. “Майская песня”

Россини Дж. Марш из увертюры к опере “Вильгельм Телль”

Гендель Г. “Песнь Победы”

Фрескобальди Дж. “Прелюдия и токката”

Дворжак А. “Мелодия”

Верди Дж. Марш из оперы “Аида”

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:

Асафьев Б. Скерцо

Щелоков В. “Детский концерт”

Моцарт В. Сонатина



Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:

Чайковский П. “Итальянская песенка”

Щелоков В. «Проводы в лагерь» из «Пионерской сюиты»

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы. М., 1983

Щелоков В. Концерт №3

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965

Глюк Х. Гимн из оперы “Ифигения в Тавриде”

Глюк Х. Хор из оперы “Ифигения в Тавриде”

Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля из оперы “Снегурочка”



Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. II: 4-5 классы ДМШ. М., 1966:

Моцарт В. Сонатина, часть 1

Григ Э. “Сон”

Марчелло Б. “Скерцандо”



Примеры программы выпускного экзамена

1 вариант

Моцарт В. “Майская песня”

Россини Дж. Марш из увертюры к опере “Вильгельм Телль”

2 вариант

Фрескобальди Дж. Прелюдия и токката

Верди Дж. Марш из оперы “Аида”

3 вариант

Чайковский П. “Итальянская песенка”

Щелоков В. Концерт №3
Срок обучения – 5 (6) лет
Первый класс

Специальность 2 часа в неделю

Консультации 6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Базинг на губах и мундштуке.

Гаммы: До мажор в одну октаву, ля минор в одну октаву, Соль мажор от ноты «соль» первой октавы до ноты «ре» второй октавы, ми минор от ноты «ми» первой октавы до ноты «си» первой октавы, Фа мажор от ноты «фа» первой октавы до ноты «до» второй октавы, ре минор в одну октаву. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

8-10 упражнений и этюдов (по нотам).

6-8 пьес.

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы. М., 2011

Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.-Л., 1965

Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991



Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005

Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы. М., 2010

Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999

Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982



Пьесы

Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002:

Сигал Л. “Первые шаги”

Сигал Л. “Напев”

Русская народная песня “Зайка”

Чудова Т. “Золотой петушок”

Русская народная песня “Ладушки”

Чудова Т. “Праздник”

Калинников В. “Тень-тень”

Гедике А. “Русская песня”

Английская песня “Бинго”

Английская песня “Дин-дин-дон”

Потоловский И. “Охотник”

Кросс Р. “Коломбина”

Калинников В. “Журавель”

Оффенбах Ж. “Галоп”

Диабелли А. Анданте

Бах И.С. Менуэт

Брамс Й. “Колыбельная”

Гулак-Артемовский С. Ария Карася из оперы “Запорожец за Дунаем”

Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:

Самонов А. “Доброе утро”

Самонов А. “Прогулка”

Макаров Е. Марш

Макаров Е. «Мелодия»

Русская народная песня “Не летай, соловей”

Алескеров С. “Песня”

Русская народная песня “Соловей Будимирович”

Моцарт В. “Аллегретто”

Бах И.С. “Пьеса”

Кабалевский Д. “Песня”

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:

Терегулов Е. “Лунная дорожка”

Пирумов А. “Былина”

Макаров Е. “Труба поет”

Нурымов Ч. “В горах”

Ботяров Е. “Прогулка”

Мильман Е. Прелюдия

Макаров Е. “Вечер”

Ботяров Е. “Колыбельная”

Кабалевский Д. “Маленькая полька”

Газизов Р. “Веселый пешеход”

Ботяров Е. “Труба и барабан”

Терегулов Е. “Старинный танец”

Чайковский П. “Дровосек”

Макаров Е. “Эхо”

Миришли Р. “Мелодия”

Бетховен Л. “Цветок чудес”

Чайковский П. “Русская песня”



Волоцкой П. “Хрестоматия педагогического репертуара для трубы младшие классы”. Ч. 1: I-III классы ДМШ - М., 1963:

Русская народная песня “На зеленом лугу”

Украинская народная песня “Лисичка”

Бетховен Л. “Торжественная песнь”

Украинская народная песня “Журавель”

Примеры программы переводного экзамена

1 вариант

Калинников В. “Тень-тень”

Английская песня “Бинго”

2 вариант

Брамс Й. ” Колыбельная”

Бах И.С. Менуэт

3 вариант

Бах И.С. Пьеса

Моцарт В. Аллегретто
Второй класс

Специальность 2 часа в неделю

Консультации 6 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Занятия постановки дыхания без трубы.

Базинг на губах и мундштуке.

Гаммы: Ре мажор, си минор, Си-бемоль, соль минор, Ми-бемоль мажор, до минор, Ля мажор, фа-диез (все в одну октаву). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

8-10 упражнений и этюдов (по нотам).

6-8 пьес.


следующая страница >>