Применение игровых технологий на уроках биологии - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Использование игровых технологий 1 192.5kb.
Применение элементов дирижирования для развития эмоциональности на... 1 96.33kb.
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и... 1 84.42kb.
Гущина Валерия Евгеньевна мкоу дод «Детская школа искусств №3» 1 135.74kb.
Тип урока: обобщение знаний по изученным 2 417.77kb.
Вопросы для подготовки к зачету по курсу "История биологии" 1 47.73kb.
«Использование мультимедийного оборудования на уроках электротехники» 1 155.3kb.
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов... 1 48.76kb.
Моделирование биосинтеза хромофора зеленого флуоресцентного белка... 1 17.8kb.
Поэзия на уроках биологии и во внеклассной работе 1 215.29kb.
Психофизиологические технологии как фактор повышения эффективности... 1 89.45kb.
«Разнообразие игровой деятельности в доу» 1 165.87kb.
- 4 1234.94kb.
Применение игровых технологий на уроках биологии - страница №1/1

Применение игровых технологий на уроках биологии

Педагогическая эффективность применения игровых технологий на уроках биологии очень велика.

Игра дает свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес к происходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность школьника, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствует формированию здорового психологического климата класса …В школьном возрасте игра как ведущая деятельность уступает место учению. К тринадцати годам спонтанные, самодеятельные творческие игры резко уменьшаются, остаются те, которые организованы взрослыми. В регламентированные игры учителем вносится определенное содержание согласно дидактическим задачам. Игры считаются двуплановой деятельностью, поскольку мотивируются стремлением участников к достижению игровых и педагогических целей. Руководство играми связано как с содержательной, так в с процессуальной сторонами деятельности учителя и учащихся. Основное требование к руководству - создание психолого-педагогических условий для проведения игры, способствующих выполнению в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей функций.

Особенностью ролевой игры является то, что в ней присутствуют следующие компоненты: сюжет, воображаемая ситуация, роль, игровые действия, правила. Содержание игры зависит от индивидуальных, особенностей подростка, его интереса, знаний и возможностей, которые, в свою, очередь, зависят от активности каждого в жизненной ситуации. Такая специфическая особенность оказывает влияние на отбор игровой ситуации. Моделируемая ситуация максимально приближается к реальной действительности, чтобы преобразовании научная система знании не искажалась, а истинно достоверной. В ней прослеживается пространственно-временная характеристика деятельности, ее операции, связанные с получением продукта. Воображаемая ситуация в ролевой игре условный характер, она заключается в ограничении реальной действительности и определяется дидактической задачей, направленной на усвоение учащимися знаний. В то же время сюжеты, оторванные от реальной жизни, могут не давать большого обучающего эффекта.

Ролевая игра начинается с мысленного преобразования учащимися реальной ситуации в воображаемую, требующую умения ставить себе конкретные условия деятельности, которые не воспринимаются ими непосредственно. Деятельность по преобразованию обеспечивает создание образов, основанных на прошлом опыте подростков.

По мнению психологов, постоянная опора на образ делает знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребенка. Переход в воображаемую ситуацию является необходимой предпосылкой для развертывания игры, которая порождается игровыми действиями, ролью. Особенность роли заключается в том, что она социальна по своей природе. Любая роль несет в себе, тенденцию взаимодействия и взаимосвязи с другими ролями. При этом структура совместной игровой деятельности определяется задачей обучения и строится на учебном материале. Совместная деятельность учащихся организуется тремя моделями: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

Анализ ролевых игр, используемых в биологическом образовании, позволяет выделить различные подхода к определению месту ролевых игр в обучении биологии, критерии отбора адекватного содержания материала, форм организации и методических условий, соблюдение которых способствует качественному усвоению учащихся биологических знаний. Игры применяются во всех разделах курса биологии как во внеклассной работе, так и на уроке с целью обучения, воспитания и развития учащихся. Содержание их носит социальный характер и связано с деятельностью человека по охране природы, по технологии кормления, содержания сельскохозяйственных животных, охране здоровья человека и т.д. Они способствуют развитию политехнических знаний, их внутри- и межпредметной интеграции, обобщению, углублению и накоплению новых биологических знаний. Ролевые игры имеют как репродуктивный, так и творческий характер и сопровождаются с различной степенью познавательной самостоятельностью учащихся. Предложенные игры различаются целями их включения в учебно-воспитательный процесс, содержанием, формой и продолжительностью проведения. При этом в практике преподавания биологии стихийно определяется место ролевой игры при изучении разделов курса и выбор тех форм, которые, по мнению авторов, считаются более эффективными.

Ролевые игры на уроках биологии - эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность, они способствуют развитию коллективной компетенции.

Благодаря ролевым играм , урок можно сделать интересным, живым, увлекательным. В ролевой игре используется другая методика общения с учащимися, в корне отличная от привычных всем объяснения, рассказа, показа, повторения, от самых традиционных форм. Ролевая игра не похожа на обычный урок , она интересна и приносит детям радость, активизирует познавательную деятельность, расширяет кругозор, реализует творческие силы и возможности. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра-деятельность , предписанная самой природой развития человека.

Если спросить малышей, подростков, старшеклассников, любят ли они играть, то услышим единогласный ответ: «Да!» И, хотя все знают, что ролевая игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее всем кажется, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, ребёнок вступает в игру открыто, без опасений и боязни.

Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Выделяют следующие виды игр:

а) Игры - упражнения.

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных .конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно -ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

В основе ролевой игры лежат маленькие сценарии, которые надо разыграть по распределённым ролям . На таких уроках биологии учащиеся принимают на себя определённые роли , обусловленные характером и содержанием темы урока , особенностью решаемой проблемы. В игре могут присутствовать персонажи, имитирующие биологические, медицинские, социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Дети на ролевых играх показывают очень высокую степень творчества: они с удовольствием пишут сценарии, к сценарию стихи и песни, шьют костюмы, делают рисунки, муляжи.

Урок — развивающая интеллектуальная деловая игра «Турнир рыцарей Генетики»

Цель: развитие интеллектуальной и духовной сфер учащихся, их творческих способностей на основе содержательного и деятельностного компонентов по теме «Основы генетики».

Задачи:


1 закрепление, обобщение и развитие теоретических и практических знаний по теме «Генетика»

2 развитие умения использовать полученные знания в нестандартных условиях деловой игры

3 развитие навыков работы с различными источниками информации

4 способствовать развитию самостоятельности в учебной работе

5 способствовать воспитанию ответственного отношения к жизни в целом и своей собственной

Технология деловой игры классически включает в себя три этапа (подготовки, проведения, анализа и обобщения).

Этап подготовки начинаем с адаптации составленного нами сценария по отношению к конкретным ученикам и сложившейся учебной ситуации. Эту работу, как и постановку проблемы, выработку целей игры, описание конкретного ее варианта, плана, содержание инструктажа, подготовку необходимого оборудования мы проводим с девочками 10-го класса, которые будут играть роль ведущих, «кураторов» и экспертов («ложа прекрасных дам») на предстоящем рыцарском турнире. «Кураторы» проводят разделение мальчиков на группы по 4−5 человек — формируют рыцарские кланы, помогают в распределении ролей (сеньор, вассалы) и подготовке домашнего задания (герб и девиз рыцарского клана, предоставление на проверку родословного древа каждым рыцарем, составление генетической задачи для боя с противником). Девочки, естественно, зачет по решению задач, используемых на уроке и аналогичных им, сдают заранее. Все учащиеся в ходе подготовки к уроку изучают соответствующую литературу. На урок приглашаем гостей.

Таким образом, подготовка довольно трудоемка, и игра готовится и проводится только в случае желания детей в нее включиться.

Второй этап — этап проведения будет описан ниже в примерном сценарии игры.

Очень важную роль имеет третий этап — этап анализа и обобщения, на котором проводим рефлексию, само- и взаимооценку работы, делаем выводы. нами предлагается анализ деятельности учащихся и оценка работы на уроке.

Особое внимание необходимо уделить подбору задач, их соответствию целям и задачам урока и особенностям детей класса.

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, интерактивная доска, задачи на бланках, большой кубик, мишень с дротиками, аудио — и видеозаписи, бумага, гонг.

Оформление класса атрибутами рыцарства.

Примерный сценарий игры ( крайне усеченный вариант )

Вступление (слово учителя). Приветствие.

Генетика — бывшая Золушка, затем принцесса и, без сомнения, сейчас королева биологических наук, которые будут во многом определять развитие человеческого общества в двадцать первом веке.

История развития генетики, особенно российской, а точнее советской, полна драматических и даже трагических событий. Об этом мы немного знаем и еще предстоит разговор на следующем уроке.

Служение прекрасной даме Генетике требовало и требует от исследователей знаний, ответственности, трудолюбия, самоотверженности, любви и доброты. Преданных себе рыцарей эта прекрасная дама щедро награждала — открывала свои тайны. Мы знаем некоторых избранных — кого? (дети могут назвать Менделя, Моргана , Вавилова…) — и узнаем еще на предстоящем семинаре.

Исходя из сказанного выше, наша цель сегодня — добиться благосклонности этой прекрасной дамы, конкретно же это означает для каждого из вас задачу предъявить умения использовать свои знания по теме «Основы генетики»на практике в неожиданной ситуации и необычной обстановке — в рамках интеллектуальной игры Турнир рыцарей Генетики (по типу КВН).

В тетрадях укажите дату и тему нашего сегодняшнего урока.

Кратко напомню вам правила игры. Каждая команда — клан рыцарей, в который входят сеньор и его вассалы, проходит через ряд испытаний ( смотрим на табло) , зарабатывая командой и индивидуально бонусы для всего клана. К каждому туру вы будете приглашаться звуками гонга . Разрешать все ваши споры будет жюри — Ложа прекрасных дам (представляем жюри). Оценивание по итогам урока будет включать в себя самооценку, взаимооценку за работу на уроке в команде и оценку по итогам рыцарских испытаний.

Успехов вам, друзья! Поехали!

Звучит музыка (может быть использован музыкальный ряд из фильмов «Айвенго», «Гардемарины, вперед!» или др.).

Выходят ведущие (1или 2 девочки): -Вводное слово о турнирах средневековья.

1 тур — Первый тур — «Легкий укол» ( разминка); — представьте свой клан — и объясните , о каких понятиях идет речь (используется интерактивная -доска)

2тур — Второй тур — «Выбить из седла» ( групповая схватка); — Для метания копья — дротика в мишень приглашаются сеньоры; — Этим вы определите номер выпавшей вам задачи;

3 тур — Третий тур- «Бросаю перчатку» (конкурс капитанов)

4 тур — Четвертый тур — «Чти кровь!» ; — Решите, что за человек представлен в родословной

5 тур- Пятый тур — «Бьем в щит» (домашнее задание, вопросы, требующие краткого ответа, ты-мне, я-тебе)

6 тур — Шестой тур — «Пою тебя, Генетика !»; — Наше жюри подведет итоги трудных состязаний; — А вы, рыцари, воспоете прекрасную даму вашего сердца — Генетику;

Заключение — Слово для подведения итогов Ложе прекрасных дам. Жюри подводит итоги. — Спасибо; — Мы с нетерпением ждем песен Генетике

Выступление рыцарей — Спасибо, — Мы возвращаемся в действительность

Заключительное слово учителя: — благодарность за урок; — предложение провести самооценку и взаимооценку работы на уроке, основные моменты указать в тетради; — кратко обсудить устно итоги урока; — предоставить слово родителям ( по желанию); — выставить оценки по итогам игры; — предложить домашнее задание: написать эссе на тему «Мои размышления об уроке Турнир рыцарей Генетики»;- Прощание.

Игровая форма зачета активизирует деятельность учащихся на всех этапах их работы по определенной теме и дает им шанс максимально раскрыть свои возможности.

Очень интересно прошёл урок на тему «Нарушение нервно-гуморальной регуляции» в виде ролевой игры в 8 классе. На уроке были разыграны сценки с участием врача эндокринолога, пациентов, студентов, медиков. Привожу пример. Представим кабинет врача эндокринолога. Девочка, исполняющая эту роль , одета в белый халат, она сидит за столом и ведёт приём. На приём приходит женщина, её роль играет другая ученица. Женщина жалуется на слабость, зуд кожи, выделение большого количества мочи, сухость во рту, потеря веса. Врач проводит анализ крови на сахар. Сахар в крови повышен. Эндокринолог ставит диагноз сахарный диабет. Больная интересуется, что это за болезнь, как её лечить, почему она возникла у неё? Врач поясняет, что сахарный диабет- заболевание довольно распространённое. Оно может быть в любом возрасте. Психологическая травма может стать причиной заболевания. Нередко её развитию способствует переедание, в особенности богатой углеводами пищи (мучные продукты, сахар, сладости). Главное в лечении сахарного диабета является физиологическая диета и достаточное количества инсулина. При неправильном лечении развиваются осложнения… К этому уроку дети написали стихи:

«Поджелудочная железа,

Ты для нас очень важна!

Если сахар наш в избытке,

для здоровья – это пытка.

Но гормон твой инсулин

В этой схватке господин.

Без труда он нам поможет

Сахар в печень в гликоген отложит»,

«Щитовидная железа,

ТЫ для нас тоже важна

Без тебя как без воды

И не туды и не суды.

Благодаря твоему тироксину

Слава богу, что мы не кретины».

Благодаря ролевым играм удалость легко, просто интересно раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции, познакомится с мерами профилактики эндокринных болезней, показать успехи медицины в лечении эндокринных заболеваний. Большой интерес у детей вызвал урок на тему «Гигиена питания» в 8 классе. Урок прошёл в виде ток-шоу «есть или не есть, «пить или не пить».

Урок получился очень поучительным и полезным. В спор вступали ведущий, диетолог, зритель из зала, вегетарианец, последователь сыроедания, врач-инфекционист, химик, врач-педиатр. А в споре рождается истина. Дети на уроке посмотрели на себя со стороны, у них появился интерес к здоровому питанию и образу жизни.

Ролевая игра «Суд над вредными привычками» помогла детям сформировать правильную ориентацию и выбор жизненной позиции в условиях прогрессирующих наркомании, алкоголизма и курения в 10 классе. На уроке биологии на тему «Размножение и развитие птиц» в 7 классе ролевые игры помогли воспитать чувство любви к природе, понимание её хрупкости, необходимости защиты. Для ролевых игр по этой теме дети сами придумали викторины, загадки, стихи, сделали различные кормушки.

В десятом классе с использованием ролевых игр был успешно проведён урок на тему «Наследственные и врождённые заболевания, заболевания, передаваемые половым путём» в 10 классе.

На уроке «Строение растительной клетки» в 6 классе тоже были использованы ролевые игры. Вот какие замечательные стихи написали дети к этому уроку:

«И мячик внутри, ну такой же, как дома,

В него я играл иногда.

И даже не знал про ядро хромосомы,

Наследственность и ДНК»,

« А этот огурчик в зелёную точку…

Конечно, я понял сейчас.

Он в клетке животных отсутствует точно

И имя его хлоропласт»,

« А это - похожий на след от ботинка,

Энергии служит депо.

И есть в митохондриях много пластинок,

Там копиться оргвещество»,

«А вот лизосомы по клеткам гуляют…

Я тоже не знал до поры,

Что в них есть ферменты,

Они расщепляют белки, углеводы, жиры».

Ролевая игра на уроках биологии формирует умение учащихся, развивает умение коллективно решать проблемы, оперативно принимать обоснованные решения, прогнозировать последствия предпринимаемых действий, развивает инициативу, умение оперировать биологическими и медицинскими понятиями. В ролевых играх ярко проявляется кооперативная или групповая деятельность. В кооперативной деятельности учащихся дополняют и усиливают друг друга. Используя потенциальную возможность каждого ученика, коллектив делает лучше, чем один. Основная задача учителя сплотить и объединить группу таким образом, чтобы каждый ученик в ней смог работать в тесном сотрудничестве с другими на интеллектуальном и духовном уровнях. Тогда возникает групповое единение: каждый член коллектива един со всеми остальными. В группе все учащиеся - индивидуальны, но они искренне заботятся о том, чтобы действовать совместно и помогать друг другу в работе.

Сплочённость, групповое единство - качественно новые образования, способствующие интенсивному росту личности через установление позитивных, межличностных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;



4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

ВЫВОД: включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.