Приложение Домашнее задание Упражнение 1 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Приложение Домашнее задание Упражнение 1 - страница №1/1

Приложение 2. Домашнее задание

Упражнение 1. Установите, в чем заключаются различия лексических единиц. Составьте словосочетания со словами одной из групп (по выбору). Все ли синонимы взаимозаменяемы?

1) Большой – титанический, огромный, гигантский;

2) мертвый – безжизненный, бездыханный;

3) надоесть – опостылеть, осточертеть;

4) хороший – прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный;

5) не люблю – ненавижу, презираю, питаю отвращение;

6) небольшой – маленький, миниатюрный, мизерный, микроскопический;

7) плакать – рыдать, реветь, выть.


Упражнение 2. Установите, какую окраску имеют выделенные слова, замените их словами (или словосочетаниями), имеющими нейтральную окраску. Сравните данное и получившееся предложения. Заполните таблицу ответов.

1) Когда стемнело, мы вышли из своего жилища, за полчаса дотащились до третьей антенны телескопа.

2) [Гувернантки] идут величаво позади своих легоньких, вертлявых девчонок. (Н. Гоголь)

3) Скитальческая жизнь моя оставила во мне страсть к бродяжничеству: я решился сделать несколько маленьких путешествий пешком по окрестностям Женевы. (А. Герцен)

4) Среди небольшой группы женщин и толпы вездесущих глазастых мальчишек толкалась Валентина. (П. Вершигора)

5) В дверь тяжело, должно быть всем телом, колотилась Устя. (С. Никитин)

6) На нем кепка, надетая набок, и стеганый ватник нараспашку. (С. Антонов)

7) [Дон Гуан:] Я думаю – скучает командор. Каким он здесь представлен исполином! Какие плечи! Что за Геркулес!.. А сам покойник мал был и тщедушен. (А. Пушкин)

8) И током теплых слез, как благостным дождем, / Опустошенную мне душу оросила. (А.К. Толстой)

9) Спешно строят мост через Дуйку, воздвигают арки. (А. Чехов)

10) Но все покоится в безмолвии ночном, / И вежды томные сомкнулись тихим сном. (Е. Баратынский)

11) Михаил Федорович Астангов стал одним из самых серьезнейших, преданных, благоговейно относящихся к сцене актеров. (М. Ульянов)

12) В наше время структурные формулы органической химии изучаются в средней школе, а в середине прошлого столетия это было кардинальное, важнейшее открытие.


задания

Стил. окраска

Ответ

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12








По желанию: Принять участие 1) в информационно - исследовательском проекте «Слова с какой окраской (нулевой, высокой, низкой) преобладают в стилистических парадигмах? Почему?»

2) исследовательских проектах «Слова со сниженной стилистической окраской: обедняют или обогащают речь?»; «Слово характеризует говорящего. Нужна ли языку просторечная лексика?»
Материалы для учителя. Ответы. Справочные материалы.

Упражнение 1.

1) Большой – титанический, огромный, гигантский.

Прилагательное «большой» обозначает «значительный по величине, размерам». Слова титанический – огромный имеют значение «очень большой», но в целом по своему содержанию очень различаются, и употреблять одно вместо другого, не учитывая эти различия, нельзя. Слова большой, огромный могут быть использованы в самых разных ситуациях общения, а слово титанический – только в ситуациях торжественных. Прилагательное гигантский, не имеющее в словаре каких-либо специальных помет, кроме значения «необычайно больших размеров, громадный, огромный», может передавать значение «исключительный по силе, значению» и оказывается ближе по сфере употребления к слову титанический .



2) Мёртвый – безжизненный – бездыханный.

Все слова этого ряда объединены значением «лишённый жизни», однако имеют разную стилистическую окраску. Мы видим, что нейтральному слову мёртвый могут противостоять слова разной степени «возвышенности»: безжизненный характеризуется слабой степенью возвышенности (книжной окраской), а бездыханный – сильной степенью возвышенности (в словарях имеет помету «высокое»). К интересным выводам приводит размышление над оттенками лексического значения этих слов: безжизненный – «лишённый жизни», бездыханный – лишённый дыхания (духа).



3) Надоесть – опостылеть – осточертеть.

Нейтральному слову надоесть (с нулевой экспрессивно-стилистической окраской) противопоставлены два стилистически сниженных слова – разговорное опостылеть и просторечное осточертеть, отражающие более слабую и более сильную степень сниженности.



4) Хороший – прекрасный, превосходный, замечательный, восхитительный, чудесный.

Прилагательные данной группы относятся к словам нейтральным, однако взаимозаменяемы не всегда, поскольку различаются оттенками лексического значения:



хороший – обладающий положительными качествами, свойствами, вполне отвечающий своему назначению;

прекрасный – очень хороший, превосходный;

превосходный – очень хороший, замечательный;

замечательный – 1) выдающийся, необыкновенный по своим качествам; 2) заслуживающий внимания; примечательный;

восхитительный – вызывающий восхищение, т.е. восторг, высшую степень удовлетворения, удовольствия от чего-либо;

чудесный – то же, что чудный, т.е. отличный, очень хороший, великолепный.

Однако, видимо, из-за широкого употребления прилагательное хороший в одном из значений – «достаточно большой, значительный по количеству, величине» (Хороший доход. Хорошая порция мяса. Хороший заработок.) – приобрело разговорную окраску.



5) Не люблю – ненавижу, презираю, питаю отвращение.

Все слова не имеют специальных помет в словаре, различаются оттенками значений, однако глаголы презираю, питаю отвращение чаще встречаются в книжной речи, более уместны в текстах, содержание которых возвышается над уровнем обыденности.



6) Небольшой – маленький, миниатюрный, мизерный, микроскопический.

Слова различаются оттенками лексического значения. Миниатюрный, мизерный, микроскопический – не просто «маленький, небольшого размера», но и, соответственно: «маленький и изящный», «ничтожно малый, очень скудный», «чрезвычайно маленький, ничтожный по размерам, величине». Стилистическую помету – разговорное можно найти лишь в словарной статье, посвящённой слову микроскопический. Остальные глаголы относятся к нейтральной лексике.



7) Плакать – рыдать – реветь – выть.

Два первых глагола отличаются лишь интенсивностью и способом действия: рыдать – не просто «лить слёзы» (т.е. плакать), а «громко плакать, судорожно всхлипывая». Слово реветь обозначает «громко, сильно плакать» и имеет при этом помету разговорное. Глагол выть отнесён авторами словаря к просторечным, его значение - «плакать в голос». Стилистическая окраска появилась благодаря тому, что подобное проявление чувств в прошлом было допустимо среди людей «простого сословия» (Ср.: Бабы громко выли; мужики изредка утирали слёзы кулаками (П.).), не обладающих определённым уровнем воспитания и образования.
Упражнение 2.


задания

Стил. окраска

Ответ

1

Слова имеют разговорную окраску, употребляются в обыденной речи

с трудом дошли, добрались

2

излишне подвижных

3

к постоянным переездам, перемене места жительства в связи с работой, странствованиями, путешествиями

4

с острым зрением; зорких; всё видящих и замечающих

5

сильно стучалась, ударяя чем-либо или ударяясь

6

с распахнутыми полами, в расстёгнутом виде

7

Книжные слова, придают высо-кую окраску

великаном, гигантом, богатырём

8

приносящим добро, успокаивающим;

в высшей степени приятным

9

строят, сооружают, создают

10

веки

11

с глубоким почтением, с уважением

12

главное, самое существенное