Приказ №117/2 от «01» сентября 2012г. Рабочая программа педагога волковой Марины Александровны, 1 категория по музыке, 5-7 классы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по музыке 5-7 классы Разработана в соответствии... 1 318.48kb.
Рабочая программа педагога Ненаховой Л. Н., по музыке, 8 класс 1 141.57kb.
Приказ № от 2010 г. Рабочая программа педагога комиссаровой Татьяны... 2 723.82kb.
Рабочая программа по музыке 5-7 классы разработана на основе государственной... 3 800.14kb.
Приказ № от 2013г. Рабочая программа педагога высшей квалификационной... 2 381.05kb.
Рабочая программа по музыке составлена на основе Программы общеобразовательных... 1 78.44kb.
Приказ № от «1» сентября 2013г. Рабочая программа учителя 2 335.95kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на... 1 207.7kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на... 1 246.28kb.
Рабочая программа педагога Ненаховой Л. Н., по музыке, 9 класс 1 154.51kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 89.17kb.
- 4 1234.94kb.
Приказ №117/2 от «01» сентября 2012г. Рабочая программа педагога волковой Марины - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Александровского района Оренбургской области

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____ /______________ /

ФИО


Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.







«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Александровская СОШ»

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № 117/2



от «01» сентября 2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

_Волковой Марины Александровны, 1 категория

по музыке, 5-7 классы

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка


Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, система систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Изучение музыки в основной школе направленно на достижение следующих целей:

Формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культура;

Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного ,заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;

Развитие общей музыкальности и эмоциональности , эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса ,общих музыкальных способностей;

Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности(слушание музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении ,импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационных-коммуникационных технологий).

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности ,внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся ,понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полноценной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способностей наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства ,анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.

Приобщение к общественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира ,освоение культурных традиций отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека .Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении ,инструментальном музицировании и т.д., развитие особого умения «слышать другого»,построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития определяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности ,а так же организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Место учебного предмета в учебном плане

Примерные программы основного общего образования по музыке составлены в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования .Предмет «музыка» изучается в 5-7 классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развития у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой ее воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общественных ценностей и нравственных идеалов ,творческое постижение мира через искусство ,обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека ,становление его активной жизненной позиции ,готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.



Личностные ,метапредметные и предметные освоения учебного предмета

Личностные результаты изучения музыки отражают:

  • Формирование целостного представления о полекультурной картине современного музыкального мира;

  • Развитие музыкально-эстетического чувства ,проявляющегося в эмоционально-ценностном ,заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей ,форм и жанров;

  • Совершенствование художественного вкуса ,устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-художественной деятельности;

  • Наличие определенного уровня музыкальных способностей ,включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решение различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • применение полученных знаний о музыке как в виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной культуры;

  • участие в жизни класса, школы, города и д.р., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные результаты изучения музыки предполагают:

  • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

  • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основу примерной программы составляет отечественное и зарубежное высокохудожественное музыкальное наследие, современная музыка различных стилей и жанров, духовная (церковная) музыка. В процессе обучения у школьников расширяются представления о музыкальном творчестве отечественных композиторов (М.И.Глинка,П.И.Чайковский,Н.А.Римский-Корсаков,С.В.Рахманинов,С.С.Прокофьев,Г.В.Свиридов,Р.К.Щедрин).Учащиеся осваивают стилистику и музыкальный язык М.П.Мусогорского,А.П.Бородина,И.Ф.Стравинского,Д.Д.Шостаковича,А.И.Хачатуряна,Д.Б.Кабалевского,А.Г.Шнитке,С.А.Габайдуллиной и д.р.; творчество композиторов-песенников И.О.Дунаевского, А.В.Александрова, А. Н. Пахмутовой и артистов эстрады (Л.Утесов);многообразие современной музыкальной жизни(авторская песня, электронная музыка и д.р.).

Школьники знакомятся с искусством интерпретации на примере выдающихся российских исполнителей (Ф.И.Шаляпин, А. В .Нежданова, С. Т. Рихтер, А .В. Свешников и д.р.) и музыкальных исполнительских коллективов(Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова,) Ученики получают общее представление о важнейших центрах российской музыкальной культуры и музыкального образования (московский международный дом музыки, московская государственная консерватория им.П.И. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова),российских театрах оперы и балета (большой театр, Мариинский театр).

Ученики продолжают освоение музыки зарубежных композиторов ( Бах, Бетховен, Шопен, Григ),знакомятся с художественно-образным содержания творчества Ф. Листа, Ф. Шуберта ,Ж.Бизе, Дж. Верберга и д.р., получают обобщенное представление о джазовом стиле (джаз, спиричуэл, блюз, симфоджаз),его исполнителях и создателях (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Дж. Гершвин). В ходе обучения школьники накапливают знания о выдающихся зарубежных исполнителях (Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, А. Тосканини и др.), всемирно известных театрах (Ла Скала ( Италия, Милан), Гранд-опера ( Франция , Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон) и др.), разнообразии современной популярной музыки (мюзикл, рок- музыка и ее различные направления, диско-музыка и др.).

Школьники учатся понимать народное поэтическое, песенное и инструментально творчество как часть духовной культуры народа, воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира, ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки. В процессе изучения предмета учащиеся постигают особенности и характерные черты русской народной музыки, различные исполнительские типы художественного общения, осваивают способы обращения композиторов к народному музыкальному творчеству, специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов. Ученики размышляют о духовной музыке русских композиторов, основных средствах ее выразительности и народно-песенных истоках; знакомятся с этнической музыкой и особой формой русского национального музыкального искусства – колокольные звоны.

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение приемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания ученикам, распределение учебного материала и времени его изучения.



Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпритации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство).Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.



Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи средневековья и рубежа 19-20х вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка 17-18 вв., зарубежная и русская музыкальная культура 19в (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).



Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композаторов20 в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм ) Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет ,ансамбль, хор; аккомпанемент а capella. Певческие голоса:сопрано,меццо-сопрано,альт,тенор,баритон,бас.Хоры:народный,академический.Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.



Основные виды учебной деятельности школьников

На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности учащихся – слушанью музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально-пластическому движению и драматизации музыкальных произведений – добавляется музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Это не только позволит школьникам освоить на элементарном уровне музыкально-образовательное пространство сети Интернет, познакомиться с современными технологиями в музыкальном искусстве и т.д., но и будет способствовать организации увлекательного и содержательного культурного досуга, а в итоге – полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека.



Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки (классической, народной, современной).Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосном и двухголосном исполнении произведений отечественных и зарубежных авторов. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительного замысла, пение основных тем музыкальных произведений. Вокально-творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса).

Инструментальное музицирование. Расширение опыта коллективного и индивидуального музицирования на различных элементарных музыкальных инструментах. Участие в ансамблевом исполнении народной музыки, классических и современных музыкальных произведений разных форм и жанров. Инструментальная импровизация и сочинение в процессе индивидуальной творческой деятельности.

Музыкально-пластическое движение. Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.

Драматизация музыкальных произведений. Многообразие театрализованных форм музыкально-творческой деятельности. Воспроизведение художественного смысла музыкального спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов),поиск и выбор сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально-образного содержания классических и современных музыкальных произведений.

Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Музыкально-образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных произведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.В результате освоения предметного содержания курса у школьников совершенствуются общие художественные умения и навыки при воплощении различных музыкальных образов в пении и игре на музыкальных инструментах, импровизации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства, учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира.