Презентация «Наш дом Россия» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Презентация «Наш дом Россия» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 12 «Гармония»

Краевой конкурс на лучшие учебно-методические разработки по вводной теме «Наш дом - Россия» в рамках учебного комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Урок-презентация «Наш дом - Россия»

Автор: учитель ОРКСЭ Насонова Н.С.

ст. Каневская

2012 год

Урок-презентация «Наш дом - Россия»
Цели урока:

  • дать первоначальное представление о культурных традициях;

  • познакомить с понятиями духовный и материальный мир;

  • воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.

Оборудование: тематическая мультимедийная презентация «Наш дом - Россия», выставка детских творческих работ «Край родной, навек любимый!» - рисунки, аппликация, вышивка
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, групповая.

Ожидаемые результаты: расширение представления о Родине, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;

Ознакомление с новым предметом «Основы религиозных культур и светской этики»



Предварительная работа: подготовка консультантов (учащихся), разучивание стихотворений учащимися, выполнение творческих работ к тематической выставке

План учебного занятия:

1. Организационный момент. Введение в новый курс

2. Введение в тему урока

3. Актуализация опорных знаний

4. Минутка релаксации

5. Открытие новых знаний

6.Закрепление. Работа с учебником

7. Рефлексия

8. Итоги урока

9. Домашнее задание


Ход учебного занятия:
I. Организационный момент. Введение в новый курс

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Добро пожаловать на необыкновенную встречу с … новым учебным комплексным курсом «Основы религиозных культур и светской этики».

О чем этот курс? По замыслу авторов одного из учебников курса А. В. Кураева данный курс «о проблемах жизни и внутреннего мира современного ребенка», значит, о каждом из вас и о всех нас, живущих большой семьей в одном доме, имя которому – Россия. СЛАЙД 1

По доброй традиции нашего народа, который всегда был многокультурным и разноязыким, дорогих гостей приветствуют на родной земле хлебом-солью. Пусть эти удивительные уроки станут для всех нас насущным хлебом, щедро сдобренным солью.

Наши занятия помогут нам понять, как устроен окружающий мир – материальный (видимый), и, главное, духовный (невидимый), который является и неотъемлемой частью внутреннего мира человека. Кто я? Зачем живу? Как познать самого себя? Мы сможем найти ответы на эти и многие другие вопросы, распахнем двери в непознанный мир веры, надежды и любви, без которых человеческая жизнь немыслима.

А не отправиться ли нам, друзья, в этот мир прямо сейчас? Заодно и познакомимся с ним поближе. Да, для ориентации в этом мире нужен путеводитель – словарь специальных или новых терминов, пусть он будет всегда под рукой. А еще нам понадобятся неугомонный пытливый ум мальчишек и тонкие поэтические натуры девчонок.

II. Введение в тему

Учитель: Располагайтесь поудобнее, чувствуйте себя как дома и не забывайте, что вы… правильно, дома, в России, ведь Россия – наш общий дом, наша родина. Первый наш урок мы посвящаем тебе, родная страна!

Родина моя ясноглазая,

Я в долгу перед тобой,

Навсегда с тобой крепко связан я

Неразрывной судьбой.

Это слова киногероя доброй сказки, которая учит нас по-настоящему любить родную землю.

1. Недаром народная мудрость гласит: СЛАЙД 2

Родина – мать, умей… за нее постоять. (Ответы детей предваряют КЛИКИ с ответами на слайде)

Родная сторона – мать, чужая – … мачеха.

Родину- мать умей… защищать.

Куда бы малина ни заманила, а родное село… назад привело.

Где родился, там и … пригодился.

Родная земля и… в горсти мила.
2. Учитель: Неслучайна и традиция народная – брать в дальнюю долгую дорогу с собой… горсть родной земли. Да, широка страна наша родная, бескрайни ее просторы, богата природа.

- Ах, как дышится на воле,

Если выйти в чисто … (поле) (Хоровые ответы детей на рифмованные загадки предваряют КЛИКИ с ответами-картинками на слайде) СЛАЙД 3

- Полон тайн и чудес,

Хоть не сказочный, но … (лес)



- Устремите к небу взоры

Пред вами высокие … (горы)



- Синие волнистые поля?

Да это же бескрайние ... (моря)



- Словно после боя великаны,
Величаво дремлют …(океаны)

- Издалёка–далека

Вьется синяя …(река)


III. Актуализация опорных знаний

1. Учитель: Красоту родной земли художники с любовью сохраняют на своих полотнах для грядущих поколений. Узнаете? Это знаменитые произведения кисти всемирно известных русских художников и их портреты:

- Иван Константинович… Айвазовский СЛАЙД 4

- Куинджи Архип… Иванович СЛАЙД 5

- Шишкин Иван Иванович СЛАЙД 6

Какие чувства испытывает человек, глядя на эти картины? (Ответы учащихся)

2. Учитель: Любовь к Отчизне можно выразить не только красками.

Вот слова знаменитого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: СЛАЙД 7

«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

Почему автор этих строк сравнивает Россию с родной матушкой? (Ответы учащихся)



3. Учитель: Неразрывной судьбой связаны все россияне, граждане одной страны, народная любовь к которой воспета в песнях и гимнах. СЛАЙД 8

На экране – текст государственного гимна Российской Федерации и фотографии его авторов. Давайте назовем их имена: (Ответы детей предваряют КЛИКИ с ФИО авторов гимна)

Музыка - Александра  Васильевича Александрова Слова - Сергея Михалкова

(Звучит Гимн РФ)

Вслушаемся (вчитаемся) в слова гимна нашей Родины.

Как характеризуется наша родина?

Ученик 1: Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!



Ученик 2: От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!



Ученик 3: Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне,

Так было, так есть и так будет всегда!



Ученик 4: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная,

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Учитель: Наша родина – это (ответы учащихся), правильно, «Хранимая Богом родная земля!», «Отечество наше свободное», «братских народов союз вековой», «предками данная мудрость народная», поэтому и признание в любви к своей отчизне в гимне так торжественно: «Славься, страна! Мы гордимся тобой!»

Да, «Россия – священная наша держава», и наш священный долг – гордиться родной страной, учиться и трудиться во благо родной отчизны, которая является общим домом для всех граждан Российской Федерации, живущих на ее территории и за ее пределами, для каждого из нас, независимо оттого, на каком языке мы говорим, какую веру исповедуем.

Мы – граждане России, живем в Российской Федерации одной большой семьей. Семья – это семь-Я.

Вспоминаются строки из песни: СЛАЙД 9

«Я, ты, он, она!
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья!
В слове "мы" - сто тысяч "я"».

Большеглазых, озорных,


Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых -

В городах и сёлах!


(Мини-опрос «Знаете ли вы...?»)

1. А знаете ли вы, сколько «я» в российском «мы»? Сколько граждан Российской Федерации живет на земном шаре? (Ответы учащихся)

Российская семья насчитывает … (143 млн 030тыс 106 человек; статистические данные на 2012г).

2. Кто мы - россияне? Россияне - это люди разных национальностей, мировоззрений, вероисповеданий, взгляда на окружающий мир.

Кто-нибудь знает, сколько национальностей проживает в России? (Ответы учащихся) … (согласно данным Переписи 2010г. - представители 200 национальностей (этнических групп), которые говорят на … более чем 100 языках; 80% - русские)

3. Есть такая детская игра «Я знаю пять названий городов». А сколько городов знаете вы? Назовите их. (Ответы учащихся)

4. В нашей стране много городов и сел, в каждом из которых много достопримечательностей, но, в первую очередь, выделяются не совсем обычные, или вернее, совсем необычные здания. СЛАЙД 10

Вы знаете, как они называются? (синагога, мечеть, буддийский храм, православные соборы, храмы, церкви, часовни)


Они занимают особое место в формировании духовного мира человека, а значит, духовных и культурных традиций народа.

Учитель: У каждого человека свой уникальный и неповторимый духовный мир. Духовный мир нашего исторически сложившегося многокультурного народа был и остается несказано богат, как богата природа родной страны, занимающей…да, 1/6 часть земной суши.

IV. Музыкальная минутка релаксации СЛАЙД 11
V. Открытие новых знаний

СЛАЙД 12

У нашего знаменитого русского поэта… (ответы детей), верно, Федора Ивановича Тютчева есть такие стихотворные строки:



Ученик 6: Москва, и град Петров, и Константинов град –

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? и где его границы –

На север, на восток, на юг и на закат?

(Грядущим временам судьбы их обличат…)

Ученик 7: Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство русское… и не прейдет вовек,

(Как то провидел Дух и Даниил предрек.)

Учитель: Откуда мы родом? Когда и как возникла русская земля?

Древние страницы русской истории – самые загадочные и самые непредсказуемые. А что если нам совершить путешествие на машине, вернее, поезде времени и воочию увидеть родное русское царство-государство.


СЛАЙД 13

Наши помощники-консультанты помогут нам совершить экскурсию в те далекие времена. Насколько вы внимательные слушатели выясним с помощью взаимных вопросов и ответов. (Работа в мини-группах, каждая из которых фиксирует вопросы-ответы для взаимопроверки новой информации)



Ученик 1: Более чем тысячу сто лет назад на карте мира возникло Древнерусское государство, о происхождении которого в настоящее время накопилось большое число предположений и теорий. СЛАЙД 14

Перед нами древнейшая русская летопись, сохранившаяся до наших дней, «Повесть временных лет». Под 852г. имеется запись: «Когда начал царствовать (Византийский Император) Михаил, стала прозываться Русская земля… вот почему с этой поры начнем и числа положим».



Ученик 2: В действительности имя «Русь» встречается в летописях и ранее, например, в Бертинской летописи под 839г, а славяне упоминаются в греческих и латинских текстах с V в.

Жили славяне территориальными союзами, каждый народ-племя «жило своей властью и своим владело». Но не дружно жили, жестоко враждовали друг с другом. Каждый хутор, каждая деревенька представляла собой маленькую крепость, что поражало заморских гостей, привыкших жить более открыто.



Ученик 3: В то время славяне были под властью хазар и подвергались постоянным набегам викингов - варяг. В отличие от хазар, которые быстро создали в VIII в. собственное высококлассное ремесло и производили много товаров на вывоз, варяги сами не производили ничего ценного для мира, живя грабежом. Поэтому власть варягов была значительно обременительней для славян власти хазарской. КЛИК

Под 862г. в Начальной летописи имеется многозначительное свидетельство: «…изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой управлять и города ставить».



Ученик 4: Казалось бы, достижение такой «национальной независимости» для славян было великим благом. Но летописец сразу же вслед за словами об изгнании варяг добавляет: «… и не бе в них правды, и воста род на род, и бысть межи ими рать велика и усобица, и воевать почаша сами на ся».

Не было правды, мира, дружбы, жестокие войны охватили многие русские земли. КЛИК



Ученик 5: И тогда «решили между собой: поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву, и пошли за море, к варягам, к Руси…. и так сказали Руси Чюдь, Словении и Кривичи: «Вся земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».

Автор «Повести временных лет», видимо, специально подчеркивает, что «от тех варягов прозвалась Русская земля … прежде же называлась она славянской». Итак, скорее всего, свое имя наша страна получила от народа, который призвала править собой.



Учитель: А если говорить о времени рождения русского народа, то нужно окунуться в такую седую древность, что даже представить себе сложно!

Ученик 1: В «Повести временных лет» сообщаются имена народов, которые наряду со славянами, приняли участие в формировании Древнерусского государства, - варяги, русы, чудь, весь, меря. Есть данные, что в этом процессе участвовали и какие-то иранские народы, имена которых неизвестны. СЛАЙД 15

Внимание на экран. Что, на ваш взгляд, означают эти слова - руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы, росомоны, роксоланы? (Ответы учащихся)



Ученик 2: Современные ученые заметили, что в древних документах само название народов с именем «русь» было различно, другими словами, перед нами разные названия одного и того же народа «русь». КЛИК

Да и значение слова «русь» неоднозначно, как и многое в истории. Предположите, например, верно ли изображение на слайде? СЛАЙД 16



(Ответы учащихся)

Оно верно, так как в некоторых случаях слово «русь» переводят как «красный», «рыжий» (из кельтских языков), в других – как «светлый», «белый». Но интересно, что в обоих случаях понятия «красный» и «белый» были символом власти и означали знатность русов.



Ученик 3: Кто же были эти разные русы? КЛИК

Стараясь учитывать все факты, свидетельствующие о существовании разных русов, современный историк А. Г. Кузьмин предложил обобщающую версию происхождения русов. КЛИК

По его мнению, русы – славянизированные, но изначально неславянские племена, причем разного происхождения

Итак, в конце IX в. эти различные русы – и «красные» и «белые», к тому времени уже славянизированные, но сохранившие свои собственные традиции и обычаи, - встретились на территории будущей Киевской Руси. В дальнейшем из представителей разных руссов сформировался так называемый «род русский». Именно этот разноэтничный «род русский» стал княжеским родом у славян и принял самое активное участие в создании Древнерусского государства.



(Взаимопроверка групп по вопросам-ответам)

Учитель: Мы с вами только заглянули на первые страницы истории нашего Отечества, едва приступив к изучению первоначальных шагов образования нашей страны. Какой же вывод можно сделать о составе народов Древнерусского государства и об условиях их сосуществования? (Ответы учащихся)

Учитель: Итак, первое: Древняя Русь изначально была многоэтничным государством. Каждое племя, каждый народ, который вошел в состав Древнерусского государства, привнес особенности собственной организации общества.

И второе: только живя в мире и согласии, народы, издревле населяющие русские земли, совместными усилиями добивались процветания своей родины, в то время как раздоры, передел власти и войны внутри страны всегда приводили к упадку, застою, завоеванию другими народами.


Учитель: А закончить наше историческое путешествие хотелось бы стихотворением Алексея Степановича Хомякова, русского поэта, богослова, философа. Зачем я живу? Наверное, ответ на этот вопрос рано или поздно начинает искать каждый человек. А задумывались вы когда-нибудь, зачем на земле существует Россия? Обратите внимание, как поэт формулирует основное предназначение России. (Работа в парах) СЛАЙД 17

России

Тебе Бог дал свое призванье,

Тебе Он светлый дал удел:

Хранить для мира достоянье

Высоких жертв и чистых дел;

Хранить племен святое братство,

Любви живительный сосуд,

И веры пламенной богатство,

И правду, и бескровный суд.

О, вспомни свой удел высокий,

Былое в сердце воскреси.

И в нем сокрытого глубоко

Ты духа жизни допроси!

Внимай ему, и все народы

Обняв любовию своей, -

Скажи им таинство свободы,

Сиянье веры им пролей! 1839г.

Учитель: Зачем на земле существует Россия? Каково же ее призвание по мнению поэта? (Ответы учащихся)

Да, «хранить племен святое братство»! Вспомним слова из гимна России - «братских народов союз вековой», прочно связавший сотни миллионов человеческих судеб в единую, имя которой – Родина.


Русский народ был и остается многокультурным и разноязыким. Человеческое общество будет прочным, если люди выбирают прочную основу своей жизни, тогда и дом, который они строят будет надежной крепостью от всех жизненных невзгод и ураганов. В Священном Писании сказано: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и не пал; ибо основан был на камне» (Мтф; 7, 25)
VI. Закрепление. Работа с материалом учебника на странице 5
Первое, что запишем в наш путеводитель-словарик? СЛАЙД 18

Верно, духовный мир. Так что это такое? Кто сможет сам сформулировать это понятие? (Ответы детей). Да, вы правы, это невидимый мир, и окружающий нас, и внутренний мир людей, который, в свою очередь, влияет на их жизнь. Духовный мир существует по своим специальным законам, знания которых исключительно важны, а применение их в жизни поможет познать самого себя.

В духовном мире есть свои дороги – традиции. Культурные традиции – это богатство нашего многонационального народа.
Культура, по словам профессора Московской Духовной Академии богослова Алексея Ильича Осипова, это и есть выражение или осуществление того духовного, нравственного состояния (начала), в котором находится человеческое общество. Духовное начало человека напрямую связано с его мировоззрением, с его взглядом на окружающий нас мир.

Оформите дома страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями, объясняющими смысл данных слов.


VII. Рефлексия
(Интервью учащихся – понравился /не понравился урок и почему?)

Учитель: Что же является основой моей жизни? Забери у меня эту основу, и я своей жизни не представляю. (Экспресс-опрос учащихся (можно анонимный письменный) «Основа моей жизни - …» и краткий комментарий учителя). Семья? А разве не бывает так, что человек в мгновение ока лишается семьи (катастрофа, авария, война…)? Друзья? Ведь могут предать. Учеба? Не всегда знания используются по-доброму. Жизненный фундамент человека должен быть прочным, основанным на вечных ценностях.
VIII. Итоги урока
Великое и большое начинается с малого и, порой кажется, незначительного. Кто сможет прямо сейчас назвать имя, отчество своих пап и мам?

А бабушек и дедушек? А прадедушек и прабабушек?

Это же еще одна добрая народная традиция – обращаясь к человеку по имени, вспоминать (добрым словом) и имя его отца.

Учитель: Мы любим Родину свою! Дети: ДА! ДА! ДА!

За нее мы в ответе и в труде, и в бою! ДА! ДА! ДА!

Мы маленькие граждане великой страны! ДА! ДА! ДА!

Трудолюбивы мы! Добры и честны! ДА! ДА! ДА!

А что же является самым главным богатством нашей родины?

Люди! СЛАЙД 19

И их духовные, нравственные, культурные ценности, то, что на самом деле является ценным в глазах вечности, то, что характерно для нашего русского народа. СВЯТОСТЬ! ПАТРИОТИЗМ!ЧЕСТЬ! МИЛОСЕРДИЕ! ВЕЛИКОДУШИЕ! ОДУХОТВОРЕННОСТЬ!

А если попробовать расположить эти слова так, чтобы из выделенных букв получилось слово. РОССИЯ! СЛАЙД 20


IX. Домашнее задание
А самый главный человек в стране, главный руководитель - …верно, президент Российской Федерации …Владимир Владимирович Путин.

Если б я стал(-а) президентом России… Чтобы ты сделал(-а) для блага нашей родины? Подумай, напиши (нарисуй) ответ.



Учитель: Мы – россияне очень разные, каждый из нас по–своему смотрит на окружающий мир, но мы живем в одной стране с великой судьбой, и только живя мирно дружно, уважая друг друга, бережно сохраняя духовные культурные семейные традиции нашего народа, мы сможем сделать еще краше наш общий большой дом, по имени Россия. СЛАЙД 21

(Звучит песня «Я, ты, он, она…»)

Список информационных ресурсов:

1. Гумилев Л. Н.Древняя Русь и великая степь. – М.: АСТ Москва, 2008г, 656с, илл.

2. История России. XX век: 1849-1939/под ред. Зубова А. Б. – М.: Астрель; АСТ, 2009г, 1023с, илл.

3. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2006г, 704с., илл.

4. www.kuraev.ru

5. http://wikipedia.ru

6. www.temples.ru

7. http://sobory.ru

8. http://old-russian.chat.ru

9. http://flag.kremlin.ru



10. http://bestmuzon.net