«предметно-развивающая среда как средство социализации личности дошкольника» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Воспитательная система мбдоу №1 «Аленушка» «Незабудка» Приложение... 2 591.46kb.
Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение... 1 594.4kb.
Прогулка как средство социализации детей дошкольного возраста с ограниченными... 1 192.8kb.
«Формирование личности в процессе социализации» 1 256.66kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Проблема социализации и индивидуализации... 1 44.08kb.
Пояснительная записка. Цели курса: создание условий для социализации... 1 243.48kb.
Эфироопорный электролёт как лучшее средство космоплавания 1 132.55kb.
Программа «Развитие интеллекта необходимость в будущей профессии» 1 308.03kb.
Проект программы воспитательной работы 2 573.41kb.
Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического... 1 61.98kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «История» для... 4 1095.3kb.
Программа подготовительного курса для первоклассников «Страна информатики» 1 232.65kb.
- 4 1234.94kb.
«предметно-развивающая среда как средство социализации личности дошкольника» - страница №1/1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «

Детский сад №1 комбинированного вида»



«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»

g:\фото и видео\картинки дети\723661669.png

Воспитатель: Н.В. Лапина.

«В развитии ребёнка образование и среда

играют большую роль, чем наследственность…

Вопрос в том, какое образование и какая

наследственность лучше всего развивают

потенциальные способности ребёнка».

Масару Ибука
Человека с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Поэтому правильно организованная предметная среда поможет нам взрослым обеспечить гармоничное развитие дошкольника (и его социализацию).

В ФГТ зафиксированы конкретные требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы):



  • педагогическая целесообразность, которая предусматривает необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, обеспечивает возможность самовыражения воспитанников и эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

  • трансформируемость, которая позволяет изменять предметно-развивающую среду и по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

  • возможность организации совместной деятельность взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей как в рамках непосредственной образовательной деятельности детей, так и при проведении режимных моментов согласно специфике дошкольного образования.

Известно, что дошкольное учреждение – это место, где дети получают первый опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Поэтому я стараюсь создать в группе такую предметно-развивающую среду, в которой возможно одновременное включение всех детей в активную познавательно-творческую деятельность, которая позволяет им в лёгкой и непринуждённой форме получать и развивать навыки общения.

При проектировании предметной среды учитываю особенности дошкольников: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, их личностные характеристики, половой состав группы.

Стараюсь, чтобы обстановка в группе в первую очередь была комфортной и безопасной для детей, пособия соответствовали требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Кроме того учитываю, что есть дети, которые не умеют взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе (по разного рода причинам). Поэтому их место деятельности обеспечивает одновременное присутствие двух-трёх дошкольников, а также возможность совместной деятельности воспитателя и ребёнка
Организация предметной среды для игровой деятельности.

Мир детей невозможно представить без игры. Недаром, по мнению специалистов, именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребёнка.



  • Игра даёт возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать «как взрослый» врачом, поваром, моряком и т.д.;

  • Открывает широкие горизонты для общения прежде всего со сверстниками, даёт возможность взаимодействовать как внутри разных ролей, так и просто обсудить «несерьёзные» детские дела;

  • Служит в будущем базой для развития самых разных навыков общения;

  • Помогает реализовать естественную потребность ребёнка в движении: лететь на самолёте, плыть на корабле и пр.;

  • Способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, воображения, речи т.д. ( в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребёнка);

  • Служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности – обучению.

Сегодня, к сожалению, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала уступать обучению. С одной стороны, родителям хочется как можно лучше подготовить своих чад к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, недоигравший ребёнок будет испытывать трудности в учёбе.

Развитию ребёнка в игре способствует, компетентное руководство взрослого, а с другой – грамотная организация групповой среды.

Игровое пространство дошкольного учреждения носит более развивающий характер, чем в семье. Развитие дошкольника во многом зависит от того, в каком окружении он растёт – однообразном, стандартном или же неординарном, изменяющемся. У нас, как и во многих дошкольных учреждениях, существуют проблемы, связанные с дефицитом площади. Их позволяет решить гибкость и трансформируемость в использовании пространства. Я стараюсь избежать жёсткого зонирования помещения. Например, у меня нет запрета на перемещение столов и стульев, использование их в игровой деятельности, чтобы не обеднять возможности свободной игры. Ведь для детей это незаменимый опыт самостоятельного творческого преобразования действительности, активного освоения пространства. Игровые зоны: «Кухня», «Парикмахерская», «Больница» находятся рядом, чтобы можно было объединять их в любой момент в один сюжет. А «Магазин» вообще у нас мобильный.

Содержание игровых зон регулярно обновляю, что создаёт основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Для каждой игровой зоны характерно своё наполнение (содержание). Так в игровой зоне «Умники и умницы» представлено большое количество конструкторов разной степени сложности, настольно-печатные игры, шнуровки, напольные и настольные игры, пазлы, домино, лото, мольберт (с учётом возраста детей).

В уголке ряженья есть не только наряды, костюмы, но и отдельные детали, символизирующие ту или иную роль (шапочки, воротнички, повязки и т.д.).

Дети достаточно быстро осваивают имеющиеся игрушки, теряют к ним интерес. Поэтому я разделяю игровые комплекты на несколько частей и меняю их раз в три месяца. Новые игрушки вызывают творческий и эмоциональный подъём, а «старые» напомнят о прошлых играх, дети захотят их повторить, внося в игру элементы нового.



У нас нет старых, изношенных игрушек. Всё игровое оборудование доступно детям. Так же дети имеют свободный доступ и к материалам для рисования, лепки («Весёлый художник»).

Чтобы не делать пребывание детей в группе психологически напряжённым, снять нагрузку на зрительное и слуховое восприятие, а также на эмоциональную сферу я создала «Уголок уединения». Создание и оборудование его в пространстве группы помогает детям почувствовать себя в покое, восстановить психологические ресурсы.