Предыстория появления толерантных указов языческих императоров касательно христиан - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Предыстория появления толерантных указов языческих императоров касательно христиан - страница №1/1




Предыстория толерантных указов языческих императоров касательно христиан

Нижегородская Духовная Семинария Реферат на тему: « Предыстория появления толерантных указов языческих императоров касательно христиан » Выполнила: студентка 313 гр. Тарасова О.В. Преподаватель: Арефьев М.А. Нижний Новгород 2003 год ПЛАН Введение 1. Социальное и религиозное положение в Римской империи 2. Возникновение христианства и первые христианские общины 2.1Отношение к первым христианам языческой империи 3. Император Константин и его вклад в историю христианства Заключение Список литературы Введение Проблемы возникновения и ранней истории христианства имеют большоезначение для познания социальной роли христианской религии и церкви нетолько у древних, но и у современных народов. О происхождении христианства написано огромное, по существунеобъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприщетрудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представителибиблейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет обисторическом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви,имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большоеместо в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов игосударств.Христианство – (Christos – помазанник, греч.) одна из так называемыхмировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианствораспространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также врезультате активной миссионерской деятельности – в Африке, на БлижнемВостоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численностипоследователей Христианства отсутствуют. Главные идеи Христианства:искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа,страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Нокаковы же были первопричины для такого огромного количествапоследователей, эту первопричину мы можем понять, исследуя социальнуюсреду и духовный климат людей, в котором жили первые христиане. Инаблюдая, жертвенность и откровения христианским идеалам мы можем понятьпсихология тех людей, которые проповедовали новое учение. Данный факт намеще более понятен, учитывая жалкое и ничтожное состояние тех людей живших вэпоху древнего Рима. Ощущение людей в безысходности в самых разных слояхнаселения империи, но, прежде всего, конечно, это ощущение былораспространено в социальных низах государства. Христианство появилось впериод, когда огромную империю раздирали глубочайшие социально-политические антагонизмы, как движение угнетенных: оно выступало сначалакак религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных ирассеянных Римом народов. Однако “во всех классах должно быть известноеколичество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искалибы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их отполного отчаяния”. По мере усиления состояния материального усиливалосьбуквально бегство из мира внешнего в мир внутренний. Возникнув,христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до техпор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? И,Каково же было отношение к христианам внешнего мира, того мира, который онине принимали? Как менялось это отношение и со стороны властей, и со стороныосновной массы населения империи, которая продолжала придерживаться своихтрадиционных взглядов? 1. Социальное и религиозное положение в Римской империи В древних обществах, где изменения происходили медленно, где социальное положение человека было, как правила определенно со дня рождения, а его действия, помимо личной воли, диктовались системой связи с другими людьми (сородичами, сообщниками, а также людьми стоящими выше или ниже по социальной лестнице) , люди полагались на извечную «заданность» миропорядка, на свое место в коллективе, унаследованного от предков. Когда же традиционные связи начинают разрушаться, когда теряется уверенность в завтрашнем дне, когда судьбы людей начинают зависеть от прихоти полководцев или правителей, человек ощущает себя обособленным, затерянным, в непонятном ему и враждебном мире. В этих условиях для него выдвигается на первый план вопросы о смысле жизни, о причинах удач и неудач, о справедливости или несправедливости всего миропорядка, о способах спасения, избавления от страданий и смерти. В I веке в Римской империи распространилось учение киников (зародившееся в Греции). Киники были бродячими философами, проповедовавшие отказ от материальных благ. Этика киников их проповедь оказало существенное влияние на зарождающееся христианство. Но философия I века не могла предложить путь к спасению, который был бы доступны, понятным и обнадеживающим. Гораздо более важную роль в социально- психологической ситуации первых веков нашей эры играли религиозные верования, прежде всего вера в могущественных и милосердных богов, которые могли бы спасти своих почитателей. Однако уже в это время в городах Греции, Италии, Малой Азии авторитет древних античных божеств падал, происходил кризис полисной религии, и многие причины содействовали этому. Религия, принадлежавшая городу-государству, падала вместе с ним: философия убила в глазах образованных, а индивидуализм в глазах – в глазах простых людей. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М.,1949, с 306 Кризис античной религии связывался и в появлении в городах официальных культов органов власти. В качестве божеств почитались и персонифицированные Честь, Добродетель, Мудрость… Им тоже ставили статуи. И все же существование подобных божеств не могло удовлетворить потребность общества в этических ценностях. Не способна была удовлетворить религиозные запросы эпохи и традиционная римская религия. Наряду с упадком собственных римских верований, распространялось почитания различных чужеземных богов (например, египетской Исиды). Большое распространение в Италии, как, впрочем, и по всей империи, получили колдовство, связанное поклонение подземным богам особенно (Гекате), магия вера в предсказания. Место античных божеств в верованиях жителей империи начали занимать древние восточные умирающие и воскресающие божества, такие, как египетский Осирис или фригийский Аттис. Еще в I веке до н.э. в Малой Азии появляются общины почитателей иранского бога Митры, который выступал в верованиях рубежа нашей эры борцом против сил зла , богом- спасителем. Из Греческих божеств особо почитался древний бог виноградства Дионис, чей культ на рубеже нашей эры перетерпел существенной изменение, - главное содержания мифа о Дионисе становится отождествление его с Загрием, сыном Зевса, который был растерзан титанами, но затем заново рожден. С этим культом были связаны религиозные союзы орфиков. Орфики считали , что душа человека может достичь мира вечного блаженства и бессмертия, если этот человек будет исполнять заветы орфиков (аскетизм, презрение к плоти) и совершать магические обряды. Многие идеи, родившиеся в общинах митраистов, или орфиков, оказали затем влияние на христианство, но замкнутость этих общин, сложность их учений не могли привлечь к ним большого числа последователей. Люди жаждали верить не просто, во всемогущих богов. Они тянулись к таким богам, которые «слышали» бы их и «понимали». Религиозные верования Ранней империи характеризует стремления верить в богов не только «внемлющих», но и справедливых. Еще в I веке до н.э. в римской провинции Азия в городе Филадельфия был создан религиозный союз, посвященный Зевсу и местной богине-матери. В союз могли вступать все – свободные, рабы, мужчины и женщины. В этом объединении проявилось стремление к общечеловеческой общности, к нравственной жизни, противопоставляемой жизни реальной, где господствовал обман, злодеяния коварство. Ощущение родства проникает и в некоторые официальные городские культы. Однако это ощущение сосуществовало со стремлением жить замкнутыми группами, создавать небольшие союзы, каждый из которых почитал своего бога-покровителя, проводить время друг с другом и помогать, прежде всего, друг другу. Религиозных и профессиональных союзов было множество, особенно в восточной части империи и объединяли они десяток-другой людей. Эти союзы заменяли их членам разрушавшуюся общинную и гражданскую общность. Но они не давали надежды на спасения, а скорее способствовали уходу от трудностей жизни. И выход из сложившейся ситуации нашелся, этот выход и был христианство. Ведь в эпоху языческого мира считали, что ненормально общее положение при упадке религии и нравственности. Выйти из этого безрадостного положения, по мнению лучших умов древности, само человечество было бессильно. Для этого – утверждали они – нужна была сверхъестественная Божественная помощь. Подобные убеждения еще с большой силой утверждались среди язычников, когда между ними стали распространяться верования в Мессию. Идея о Мессии как избавители от всяких зол и Установители лучших порядков жизни была особенно привлекательна для страждущих и угнетенных, которые так много было в языческом мире. Можно сказать, что в последние годы пред Рождеством Христовым ожидания Мессии стало всеобщим. Поэтому, когда Божественный спаситель рода человеческого явился и основал для спасения истинную Церковь, те из иудеев и язычников, которые ожидали Его и увидели в нем истинного Мессию, первыми начали вступать в Его Церковь. Таким образом, безотрадное состояние политической и религиозно-нравственной жизни народов дохристианского времени послужило на пользу Церкви. Оно побуждало многих искать религиозного истинного знания и успокоения от всех бедствий в христианстве. 2. Возникновение христианства и первые христианские общины Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте. Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия- это не изложение вероучения и не история человечества. Библия- это рассказ о том, как Бог искал человека. Не маловажную роль в распространении христианского вероучения в Римской империи сыграла иудейская диаспора (рассеяния). На протяжении почти всей древней истории, Палестина была зависимой территорией. Она переходила от одного завоевателя к другому. Притеснения со стороны иноземных завоевателей, внутренняя борьба между различными классами и политическими группировками, бедность палестинской экономики приводила к постоянному оттоку населения; многие переселялись расположенные сравнительно недалеко более богатые города переднеазиатских стран, вошедшие затем в состав Римской империи. Поэтому христианские проповедники, пришедшие из Палестины первоначально, обращались к иудеям, а люди, ощущавшие свою связь с Палестиной, жадно прислушивались к проповедникам. Постоянное общение с населением тех мест, в котором они жили, не могло не наложить отпечатка на их мировоззрение и психологию. Многие иудеи стали говорить только по-гречески. Анализ новозаветных и ранних апокрифических произведений позволяет судить об этническом и социальном составе христианских общин второй половины I века, они показывают, что в первых христианских общинах преобладали греки и эллинизированные иудеи. Однако судить об этническом составе первых христианских групп только по именам, упомянутым в Деяниях апостолов или посланиях Павла, конечно, нельзя. Там упомянуты главным образом люди, связанные с окружением Павла, которые в основном ориентировались на проповедь среди не иудеев. По-видимому, первые христианские проповедники ограничивались в своей деятельности городом и его окрестностями, так как жители полисов были более образованны и первоначально чаще всего, христианами становились люди являющееся не уроженцами, так сказать люди «пришедшие», что служило одной из причин отрицательного отношения к ним. Большинство христианских общин, возникших в городах восточных провинций, были бедны. Правда, не следует думать, что среди христиан I века совсем не было более или менее зажиточных людей. Бедность первых христианских общин обуславливалась еще тем фактором, что их ряды в первую очередь состояли из социальных низов. Их двери были открыты для всех «страждущих» независимо от причин, вызвавших страдание: и рабов и презираемых сборщиков налогов, и блудниц и больных и калек. Одним из элементов античной культуры являлось восхищение красотой человеческого тела, а физическое уродство в античном обществе вызывало брезгливость и презрение. Идея же равенства в христианстве уравнивало их всех перед богом. И вероятно, первыми христианами из высших слоев общества были женщины , поскольку они острее, чем их отцы и мужья, должны были чувствовать неприемлемость прежней системы духовных и этических ценностей. Однако с конца I – начало II века приток к христианам людей из средних и даже высших слоев общества постепенно увеличивается. Приход к христианству таких людей был следствием углубляющегося духовного кризиса, ощущение, что и эта привилегия в условиях уже, по существу, сложившиеся ко II веку централизованной бюрократической империи мало что значило … Распространению христианства в разных группах населения способствовала и самый характер этого религиозного учения, и формы организации христиан. Если не считать Палестины и Сирии, наиболее внушительных успехов новая религия добилась в городах Малой Азии, Балтийского полуострова и Италии - там возникли самостоятельные общины последователей Иисуса Христа, уже отделившиеся от местных синагог. Почти все население некоторых малоазиатских провинций обратилось в христианство. Предание , подтверждаемое новейшими исследованиями, сообщает об успешной проповеди апостола Петра в Малой Азии, а позже- в Египте и Риме. Его ближайшими сподвижником и продолжателем миссии в Египте был святой апостол и евангелист Марк. Дело своих собратьев-апостолов в Малой Азии продолжил св. Иоанн Богослов. Центром его проповеди стал город Эфес, откуда он также руководил жизнью христианских общин в малоазиатских городах Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Предание сообщает и о проповеднических трудах других апостолов. Так, Матфей после проповеди в Иудее, Сирии и Персии мученически окончил свою жизнь в Эфиопии. Мученическую кончину приняли после проповеди в Армении апостолы Варфоломей и Иуда Фаддей. В землях к северу от Малой Азии проповедовал апостол Андрей, который, по преданию, дошел до Днепра до места, где позже вырос Киев. Согласно преданию, апостол Филипп проповедовал во Фригии, Фома – в Индии, Иаков Алфеев – в Сирии и Египте, св. апостол Симон Зилот – на Кавказе, на территории нынешней Абхазии. Распространение христианства продолжили ближайшие ученики и преемники апостолов, которые еще при жизни своих учителей сопровождали их в миссионерских путешествиях. Несмотря на преследования, христианство быстро распространялось. Ведь Римская империя, жестокая гонительница христиан, объединяла множество народов в одно сообщество, что значительно облегчало проповедь Евангелие в пределах греко-римского мира. Средиземноморье также благоприятствовало распространению христианства. Уже во 2 в. оно было принесено в Галлию учениками Поликарпа Смирнского. Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и греков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческом языке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было мало последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому что они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делало различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе. Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро. Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли “драгоценными сокровищами церкви”. Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. “Раба выкупить - значит душу спасти”. Христианский епископ Киприан учил: “В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать, Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у диавола”. Христиане праздновали три дня в неделе: среду, пятницу и воскресенье, в память о пленении Христа, мученичестве Его и воскресении. В праздники они не украшали дверей и улиц цветами, не водили хороводов, и это бросалось в глаза окружающим. К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и внешними идейными конкурентами. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком. По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно. Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью. Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи. Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д. Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона перед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь. Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов был видеть причину несчастья в “безбожии” христиан, в том, что христиане, отрицая богов, навлекли гнев на всех. Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285- 337) своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения. Уже во 2 в. великий христианский писатель св. мученик Иустин Философ мог отметить, что “нет уже более народа в мире, среди которого не возносили бы хвалы Отцу и Создателю всяческих благ во имя Иисуса Христа” 2.1Отношение к первым христианам языческой империи Появление в городах восточных провинциях империи новых религиозныхгрупп было замечено довольно поздно. Христиан первоначально отождествляли сиудеями, а их споры с иудейскими ортодоксами воспринимались, как очередныеконфликты внутри иудаизма. Власти на местах обращали внимания на христиантолько тогда, когда христианские проповеди или споры с иудеями моглиповлечь за собой общественные беспорядки. Враждебность же местногонаселения разных провинций к христианам определялось не сущностью ихучения, а их положением чужаков, отрицавших традиционные культы иверования. Как только Церковь начала распространяться, то появились у неевраги в лице евреев, которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христианебыли евреи, которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальникивраждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь ИисусХристос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, тоначались гонения на апостолов и на других христиан. Евреи никак не моглипримириться с властью римлян и поэтому римлян не любили. Римскиепрокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами иоскорбляли их религиозное чувство. В 67-ом году началось восстание евреевпротив римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян, но тольковременно. Большая часть христиан воспользовались свободою выхода, и ушли вгород Пеллу. В 70-м году римляне привели новые войска, которые оченьжестоко поддавили восставших. После 65 лет евреи снова восстали противримлян. На этот раз Иерусалим был полностью разрушен и было приказанопройти плугом по улицам в знак того что здесь больше не город, а поле.Евреи, которые остались в живых, бежали в другие страны. Позднее наразвалинах Иерусалима вырос небольшой город «Элия Капитолина». Падениеиудеев и Иерусалима имеет то значение, что большие гонения на христиан состороны евреев прекратились. Когда кончились гонения на Церковь со стороныиудеев, начались страшные гонения от язычников в римской империи. Этигонения продолжались два с половиной века. Главная и более общая причинагонений на христиан со стороны язычников - это совершеннаяпротивоположность христианского учения обычаям, нравам и воззрениямязычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить попрежнему. Христианская же вера во всем меняла весь образ жизни: 1. Вместо эгоизма - проповедовала любовь, 2. На место гордости ставила смирение; 3. Вместо роскоши, доходившей в римской империи до страшных размеров,учила воздержанию и посту, 4. искореняла многоженство, 5. возвысила значение рабов, 6. призывала богатых к милосердию и благотворительности.Историю гонений на христиан в первые три века можно разделить на трипериода: 1. Правительство римское в течение всего первого века не обращаетособое внимания на распространение христианства. Если христианеподвергаются гонениям, то это из-за личных побуждений со стороныимператоров, а не из-за законов. 2. В начале второго века воздвигаются на христиан гонения изпобуждений правительственных. Эти гонения долгое время имеют характерслучайный и зависят от произвола правителей, от воззрений и характераправителей. 3. С половины третьего века гонения принимают более напряженный иожесточенный характер. Христианство преследуется, как враждебная империисекта, с целью совершенного искоренения.Первый период гонений. Первый период гонений был при императоре Нероне иДомициане. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима. Годы 64-ый до 68-го былистрашные для христиан: их распинали на крестах, отдавали на съеденье дикимзверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во времянародных гуляний.Второй период гонений. Во второй период наиболее сильные гонения были отимператоров Траяна, Марка Аврелия и Сепримия Севера. Император Траян (98-117) строго запретил существование тайных обществ, которые имели своисобственные законы, кроме общих государственных. В его время, христиан неразыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности кхристианству, то его казнили. Император Марк Аврелий (161-180) ненавиделхристиан. При нем христиан начали разыскивать; введена была система пыток иистязаний, чтобы вынудить от них отречение от веры. Христиан изгоняли издомов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы,лишали погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, какв это время. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами наулицах города.Третий период гонений. В третий период гонений особенно ожесточенныегонения были от императоров Декия и Диоклитиана. Император Декий (249-251гг.) был грубый и жестокий и решил уничтожить христианство. К счастью этоужасное гонение продолжалось короткое время. Император Диоклитиан (284-305гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с цельюистребить христианство.1 эдикт: Богослужебные собрания христиан запрещаются; Христианские храмы разрушаются; Списки Священного писания отбираются и сжигаются; Христиане лишаются своего имущества и гражданских прав; Христиане, рабы навсегда теряют возможность освобождения; Во время суда, христиан можно пытать и не принимаются со стороныих никакие жалобы.2 эдикт: Все духовные лица заключаются в тюрьму, как политическиепреступники.3 эдикт: От всех заключенных в темницу христиан требовать, чтобы онипринесли жертву идолам; Кто принесет, тех освободить от заключения, а ктооткажется, тех мучить жестокими пытками.4 эдикт: Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки имучения, с целью принудить их к отречению от христианства. Пущены были входвсевозможные пытки и казни, и не задумывались ни перед какою жестокостью.Назначен был срок для существования христианства (языческий праздникТерминалий 23 февраля 303 г). На самом рассвете этого дня отряд воиновокружил никомидийский храм: двери храма были выломлены, священные книгибыли сожжены, драгоценности разграблены, и весь храм разрушен до основания.После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить. Свирепостьмучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы сновамучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различия пола ивозраста.Гонения на Церковь не только не уничтожили ее, а наоборот помогали еераспространению. Это происходило по нескольким причинам: 1. Так как святые мученики и мученицы с большой твердостью переносилистраданья. На место пострадавших являлись новые исповедники. 2. Бежавшие христиане приносили с собой свою веру и насаждали ее вновом месте жительства. 3. Гонения держали верующих на страже веры и Церкви. Они пребывали всильной вере, бодрости и взаимной любви. Таким образом, Церковь очищаласьот людей слабых и недостойных быть ее членами. Последняя борьба язычества схристианством была во время императора Юлиана. Император Юлиан былплемянником Константина Великого и отличался ненавистью к христианам.Несмотря не все меры принятые императором Константином, язычество еще былосильно в Римской империи. Император Юлиан сперва просто притеснял христиани поощрял язычество. Потом постепенно перешел к открытому насилию.Христиане с ужасом ожидали возвращения времен Нерона, Декия и Диоклитиана.Однако Юлиан не смог восстановить язычество. Он был убит в сражении сперсами, и после его смерти гонения на христиан прекратились. ПреемникиЮлиана продолжали заботиться об утверждении христианства во всей Римскойимперии. Созидались новые христианские храмы, а языческие разрушались.Идолослужение стало уголовным преступлением. 3.Император Константин и его вклад в историю христианства Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшегозападной частью Римской империи (Галлией и Британией) и святойравноапостольной Елены. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах(18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе вНикомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился вГаллию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашенимператором.К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя былязычником, но покровительствовал христианам, видя, что христиане - верныеслуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще непреследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имелмного случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем онвидел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, иэто также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сампризнавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало егообращению в христианство: "Я отчуждался от бывших доселе правителей,говорил он, потому что видел дикость их нравов".По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый,дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и ненапрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворотав империи и во всем мире.Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремяврагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился кпринятию святой веры.В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркуломи поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храмеАполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина:хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своихуспехов относил к помощи свыше.В 312 году возникла новая война императора Константина с кесаремМаксентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительнойбитвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу,Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью:"Сим (этим) побеждай" (по-гречески НИКА). Ночью в сновидении Господь явилсяему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победитврага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях еговойска были сделаны изображения святого креста.Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесьна площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и снадписью: "Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана". Послеэтой победы император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал вМилане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство.Вторым манифестом, подписанным им же в 313 г., предписывалось возвратитьхристианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятоево время гонений.Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалурасстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решитьсудьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозреваявосточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначалапритеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явнопокровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительнойборьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию,а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битвепри Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константинсделался единодержавным правителем империи, и христианствовосторжествовало.Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столькодобра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его временигосударственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться натребования, которые заключаются в христианстве.Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользухристианства, кроме упомянутых эдиктов, - в порядке времени: он прекратилязыческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей ицерковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь черезраспятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей,которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретилчастным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя надому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империипраздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственницотменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви правополучать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высшихгосударственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретилвносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения(325 г.).Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, гдесильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось вособенности во время празднования Константином 20-летия царствования иохладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставилРим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласилхристианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем.Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигатьхристианские храмы, и вместо статуй языческих богов - священныеизображения.Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которыевозбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всяческистарался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина -созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г.Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, допоследних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовалприближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирноскончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имяВеликого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.Государственная идея Константина Великого состояла в том, чтобы сочетатьРимскую империю с новым историческим фактором - христианством.Христианство, по всему духу своему, было столь противоположно античномумиру, что задача сочетать созданную античностью империю с христианством,отрицавшим античный мир, рисовала перед Константином огромный переворот.Трудности задачи были столь велики, что реформатор решился даже перенестистолицу империи, не в качестве только резиденции своей, что делали многиеимператоры, а как самый центр жизни имперской. С Константином таким образомкончается Рим и начинается Византия.Историки, как Лебо, упрекают Константина за этот перенос столицы, говоря,что этим он подорвал жизненность империи, имевшую корни в римскомнаселении. Но воскресить собственно римскую идею уже не мог надеяться ниодин сколько-нибудь проницательный государственный человек. Множествоимператоров старались сделать это и давали эпохи очень блестящих правлений,но и только. Кончилась жизнь императора и - снова начиналось староеразложение. Если бы Константин думал несколько гальванизировать угасающеетело древней империи, он, конечно, поступил бы так же, как другие хорошиеимператоры, оставаясь в Риме и стараясь своей личностью поддержать жизнь,угасавшую в нации. Но такая задача была слишком ничтожна для великогочеловека, слишком бесплодна. Константин, очевидно, думал не о продленииагонии старого мира, а о создании нового мира. С этой точки зрения он былправ, не жалея подорвать Рим для того, чтобы перенести столицу туда, гдеудобнее было создавать новое, с наименьшими помехами со стороны гниющихобломков старины.Но насколько Константин справился с задачей - это вопрос иной.Неудивительно, что сама мысль совместить Римскую государственность схристианством могла казаться невероятной. Римское государство ихристианство казались совершенно противоположными лагерями, да и былитаковыми, поскольку империя сохраняла свой исторический характер.Государство Римское, которого последним словом была империя, сложилось,когда христианства еще не было, на основах, не имеющих с ним ничего общего.Лучшие римские императоры, как представители своей идеи, были жесточайшимигонителями христиан, и были совершенно правы, ибо христианство, при всейпокорности властям, признавало другое абсолютное начало, высшее, нежелиимператорская власть. Со своей стороны, христиане развивались не тольконезависимо от Римской государственности, но и в постоянной оппозиции с ней.Если христианство не погибло, то совершенно вопреки желаниям императоров.Если империя продолжала еще кое-как влачить существование, то никак неблагодаря поддержке христиан.Наоборот, при всей покорности последних, империя чувствовала, что чем болеераспространяется христианство, тем рыхлее становится под ней ее социальнаяпочва. Да и нельзя сомневаться, что христианство ускорило разложениедревнего мира.При многих усовершенствованиях правительственного механизма, вводимыхимператорами, при несомненном величии многих императоров, государство,видимо, чахло, потому что под ним погибало живое общество. А это отчасти,конечно, происходило и оттого, что скудные нравственные основы античногообщества не могли удерживать в нем лучших людей. Они все уходили вхристианство. От кесарей, Сената и республики они уходили к ХристуРаспятому, живя с минуты перехода интересами, не имеющими ничего общего синтересами империи.Таким образом, терпя от античного мира гонения, и в свою очередь отрицаявсе его основы, христианство целых 300 лет росло, крепло и организовывалосьв полном отчуждении от государственности. В своих общинах, в своей церквионо имело все, чем дорожило. Империя, нравственно ему чуждая, казалось, небыла ему даже ни на что нужна.А между тем оно все росло, захватывало все большие массы народа. За 100 летдо Константина, Тертуллиан смело говорил империи: "Мы явились вчера, а уженаполняем собой все: ваши города, острова, деревни, виллы, ваши советы,ваши лагери, ваши курии, дворцы, сенат... Мы могли бы бороться с вами неприбегая к оружию, а просто отделившись от вас". Если бы, говорил он,христиане массой ушли из империи, "вас поразило бы уединение, молчание, имир показался бы вам вымершим" *.* Численность христиан в империи составляет вопрос спорный. Очень ценныеданные по этому предмету группирует профессор А. Спасский в статье"Обращение Императора Константина" ("Богословский вестник", 1904 г.,декабрь). Знаменитый Гарнак утверждает, что христиане являлисьпреобладающим населением важнейших провинций. Проф. Спасский, путемсопоставления разных обрывков статистических данных того времени,устанавливает иное мнение... Он не считает в городе Риме более 50.000христиан, считая те же 50.000 для Александрии и т. п. В общем, он недопускает, чтобы христиане перед Константином могли составить и 10% жителейимперии. Но как бы ни решать вопрос этот, - ясно одно, что христиане -corpus christianonun - составляли очень значительную, внутренне сплоченнуюмассу, которая конечно была сильнее всех, отдельно взятых, других групп илисословий разношерстной империи с ее разъединенным населением.Все это множество народа, не восставая против империи, оставалось ей болеечуждым, чем иностранное государство. Империя не умела даже подыскатьназвания для этой необычной организации. Христианство большей частьюназывалось "философией". Иногда их называли "христианским народом", хотяхристиане не имели ни единого племенного признака. Только Константин, подвлиянием, кажется епископа Осии Кордовского, нашел название "сословиехристиан" (corpus Cristianorum). Этот юридический перевод христианскогопонятия "церковь" впервые точнее определил, что такое имела перед собойимперия в лице христиан.До тех пор тысячелетнее государство и трехсотлетняя Церковь стояли другперед другом чуждые, не желавшие и не искавшие друг друга.Константин, как государственный человек и ученик христиан, умел однакопонять, что эти две силы не только могут соединиться, но что соединение имобеим одинаково нужно.В этом и состоит его великая идея, показывающая в Константине одного из технемногих исторических гениев, которые умеют открыть человечеству новуюлинию движения и строения.Церковь для государства ничем своим не хотела поступиться. Но в ней не былогосударственного элемента, она не могла брать на себя государственныхфункций, ибо по существу имела иные цели и не имела той принудительнойвласти, без которой немыслимо государство. Но в то же время ясно, чтохристиане не могли обойтись без какого-нибудь государства. Тертулианговорил, что империя бы опустела без христиан. Но в то же время ихристиане, если бы они вышли из пределов империи, принуждены были бы искатькакого-нибудь другого государства.Да Церковь и не отрицала государственной власти в принципе; напротив, онаобъявляла власть Божественным установлением. Только она сама по себе немогла брать на себя этой власти, не переставая быть Церковью.Сверх того, Церковь признавала власть не как самодовлеющее начало, а какБожественное установление, т. е. логически, требовала со стороныгосударства подчинения высшему началу, другими словами - требовала отвласти земной действия по указанию власти Небесной.Но с государственной точки зрения, это требование не представляло ничеговредного. Напротив - государство не может существовать без какого-либоидеократического элемента, без нравственного смысла. Империя Римская ужеутратила свой идеократический элемент и разлагалась именно оттого, что немогла его почерпнуть в разлагающемся античном мире. Если бы можно былопочерпнуть его в новом мире христианства - это было бы спасением империи,возрождением государственности.Таким образом, при более глубоком анализе взаимных нужд, казалось, Церковьи империя могли протянуть взаимно руку... Константин и решился это сделать.Этот момент соединения сталь противоположных по существу начал, как Церковьи государство, поставил им обоим ряд сложнейших задач, которые, вероятно, вто время даже не сознавались во всей своей сложности. Полторы тысячи лет стех пор христианский мир решал их теоретически и практически, доселе недостигнув решения, которое бы получило всеобщее признание. Однако, как быни решался этот вопрос о христианском государстве - повсюду, при всехпостановках, он имел глубочайшее значение для судеб Церкви и государства. Срелигиозной точки зрения в истории Церкви не было более решающего момента,как минута, когда Константин, после глубоких размышлений и таинственныхвидений, поднял свой "Лабарум" с надписью "Сим побеждай". Вгосударственности, точно так же, в эту минуту зародился новый принципВерховной власти, которого окончательная роль даже и до настоящего временисоставляет предмет споров мятущегося мира. Заключение В начале IV века при постоянных столкновениях христиан с язычниками, последние знали уже хорошо, что такое христианское общество, каково его цели и стремления, и не находили во всем этом ничего преступного, ничего достойного порицания. Масса народа во время последних гонений не принимали в них участия; и даже некоторые сочувствовавшие граждане, были настолько благосклонны к христианам, что помогали им скрывать священные писания. Видя, что христианская Церковь после кровавой трехвековой борьбы за свое существования не уничтожена и не поколебалась даже в последнее, жесточайшее из всех гонений, язычники стали сознавать, что в ней присутствует божественная сила, чудесно защищающая ее.