Правовая статистика - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Правовая статистика - страница №1/3

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Краснодарский университет МВД России








ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА

учебно-методические рекомендации

по организации самостоятельной работы для ФЗО
для всех специальностей

Краснодар

КрУ МВД России

2012


УДК

ББК

П

Правовая статистика: учебно-методические рекомендации по организации самостоятельной работы для ФЗО (030501.65 – Юриспруденция; 030505.65 Правоохранительная деятельность) / сост. А.В. Козляков. – Краснодар: КрУ МВД России, 2012. – 54 с.


В учебно-методических рекомендациях для самостоятельной работы слушателей ФЗО рассматривается методология системного статистического анализа основных социально-экономических и правовых результатов деятельности правоохранительных органов, суда и органов юстиции. Представлены методические рекомендации для рассмотрения наиболее трудных вопросов, дана методика расчета и анализа основных статистических показателей по различным направлениям исследования правовых явлений, что позволит слушателям лучше понять их сущность. В рекомендациях представлены задачи для самостоятельного решения, основная и дополнительная литература и вопросы для самоконтроля.

Настоящая разработка ориентирована на слушателей ФЗО КрУ МВД России.


УДК

ББК



© КрУ МВД России, 2012ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями и тематикой курса «Правовая статистика» образовательных учреждений высшего профессионального образования на основе программы указанного курса. Цель его — оказать помощь в самостоятельном овладении материалом данной дисциплины слушателями ФЗО, обучающимся по специальности 030501.65 – Юриспруденция; 030505 65 Правоохранительная деятельность.

Высококвалифицированным юристам широкого профиля статистика необходима для познания общественной жизни, для исследования социальных явлений и, в особенности, преступности. В учебнике раскрывается содержание важнейших тем правовой статистики, предлагается методика их проработки, приведены примеры решения задач по большинству тем, рекомендуется соответствующая литература. В нем также сформулированы вопросы и даны задачи для самостоятельного решения и проверки усвоения полученных знаний.

По мнению автора, современный юрист должен владеть основными вопросами теории статистики и статистической методологии: законом больших чисел, методами статистического наблюдения, сводки и группировки, обобщающих показателей и статистического анализа. Освоение этих вопросов расширяет кругозор, помогает ориентироваться в сложных социально-экономических и правовых явлениях и процессах и способствует в дальнейшем усвоению других правовых дисциплин.

Невозможно преуменьшить роль статистики и в практической деятельности. Без анализа данных правовой статистики немыслима целенаправленная деятельность милиции, прокуратуры, суда, органов юстиции. Особое значение овладение статистической методологией приобрело в настоящее время в связи с открытием данных уголовной и административно-правовой статистики, снятием ряда ограничений на их публикацию.

Одним из перспективных путей совершенствования деятельности правоохранительных органов является повышение эффективности их функционирования за счет внедрения новейших научно-технических, программно-методических и информационных средств в практику работы.

К числу основных задач правовой статистики относится теперь не только информирование об истинном состоянии дел в сфере борьбы с преступностью в стране, но и выявление взаимосвязей преступности и правонарушений с политическим, социально-экономическим, моральным положением в стране, уровнем развития других социальных явлений и процессов. Все это становится возможным лишь на основе осознанного и целенаправленного освоения всего арсенала методов и приемов статистической методологии.


СУЩНОСТЬ И МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ.


Самостоятельную работу слушателей как вид учебной деятельности характеризует следующее:

  • Во-первых, он связан со всеми формами планового учебного процесса.

  • Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так и по многообразию методических приемов.

  • В-третьих, руководство самостоятельной работой требует от преподавателя не только теоретических знаний и методических умений, но и организаторских качеств.

Сложность руководства и организации самостоятельной работы слушательов и слушателей объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются:

  • отсутствие современных стабильных учебников и пособий по естественнонаучным наукам;

  • слабость фонда библиотек по проблемам статистических методов;

  • специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);

  • отсутствие единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.

В частности, нет законодательно установленных нормативов по самостоятельной работе, хотя в практике такие усредненные нормативы сложились.

Основными видами самостоятельной работы слушателей являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам, подготовка контрольных работ.

Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя:


  1. обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;

  2. управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества работы;

  3. контроль за самостоятельной работой - как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;

  4. коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.

Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной работы в процессе учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Таким образом, только сочетание методических и организаторских усилий педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность обеспечат эффективную и качественную самостоятельную работу слушателей.

Организация самостоятельной работы обучаемых по математическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих математическое образование и самостоятельность мышления слушателей.

Самостоятельная подготовка слушателей является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет целью:

- закрепление и углубление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий;

- выполнение контрольных работ;

- подготовку к предстоящим занятиям, тестированию и сдаче итогового зачета;

- формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний.

Самостоятельная подготовка должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения. Время для самостоятельной подготовки отводится распорядком дня, кроме того, оно может также предусматриваться расписанием занятий.

Самостоятельная работа планируется каждым слушателем, контролируется и обеспечивается преподавателем-методистом, начальником кафедры и преподавателями, ведущими занятия в соответствующих учебных группах.

Преподавательский состав обязан постоянно и непрерывно учить слушателей на всех видах занятий и во вне учебное время самостоятельно добывать знания и приобретать умения и навыки, заботиться, чтобы выдаваемые задания соответствовали фактическому времени, которым располагают обучаемые, использовать эффективные меры контроля качества отработки ими учебного материала.

Начальник кафедры организуют работу преподавателей по управлению самостоятельной подготовкой слушателей в методическом отношении. Сущность этой работы заключается в выдаче обучаемым рекомендаций по наиболее рациональным методам самостоятельного изучения отдельных тем по учебной литературе, а также заданий, выполнение которых способствует глубокому пониманию изучаемых вопросов. Преподаватели выдают слушателям конкретные вопросы для подготовки к занятиям по учебной дисциплине «Правовая статистика», а также для подготовки к зачету.

Семинарское занятие

Тема 1.1 Правовая статистика, ее предмет, метод, система и значение.
Цель занятия: сформировать представление об учебной дисциплине, её целях, рассмотреть вопрос о предмете и задачах статистической работы, истории развития юридической и правовой статистики, рассмотреть понятие закона больших чисел как математической основы статистических закономерностей, отраслей статистики.

Вопросы для самостоятельного рассмотрения:


  1. Исторический очерк становления статистики.

  2. История развития юридической статистики как науки.

  3. Практическое становление юридической статистики в России и других странах.

  4. Общая характеристика и история мировой криминальной статистики.


Методические рекомендации по изучению темы
В процессе изучения вопросов данной темы особое внимание должно быть уделено определению предмета статистики и раскрытию его содержания. Непосредственно со спецификой предмета статистики связаны важнейшие понятия статистической науки: статистическая совокупность, вариация и варьирующие признаки, закономерности массовых явлений и процессов.

Явления жизни общества, которые изучает статистика, отражаются статистическими показателями. Поэтому рекомендуется подробно рассмотреть понятие «статистический показатель», формы статистических показателей.

При освещении метода статистики необходимо отметить специфические методологические приемы, присущие только статистике - статистическое наблюдение, сводка и группировка статистических материалов, табличный метод, относительные и средние величины, индексный метод и др.

Далее следует показать связь правовой статистики с другими науками. Особое внимание должно быть обращено на связь статистики с правоведением, уголовным правом и процессом, криминологией, уголовно-исполнительным правом и др.

В процессе подготовки необходимо определить предметную область правовой статистики, ее значение для развития других областей человеческого знания, связь с другими дисциплинами. Важно усвоить цели правовой статистики как отрасли человеческой деятельности, юридически значимых процессах и явлениях.

Важно определить понятие статистического количественного анализа, сформировать представление стадиях статистической работы, усвоить основные тенденции в развитии статистического метода исследования при условии всестороннего качественного анализа наблюдаемых общественных явлений и процессов. Слушатели должны уметь назвать отрасли правовой статистики, их структуру.

Далее, слушатели должны понять, что правовая статистика как наука и учебная дисциплина изучает количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов в целях раскрытия их качественного своеобразия, тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

Обучающимся важно объяснить, что статистические величины позволяют судить не только о распространенности того или иного вида преступлений, но и об их связях с реальной социально-экономической, организационной обстановкой, с эффективностью борьбы с этими преступлениям.

Также, слушателям следует усвоить принципиальные особенности обнаружения и познания закономерностей, которые возможны только лишь в том случае, если изучаются не отдельные явления, а их совокупность, их множества — ведь закономерности общественной жизни проявляются в полной мере лишь в массе фактов.

Пользуясь рекомендованной планом практических занятий, литературой, рассмотреть контрольные вопросы. В рабочих тетрадях составить краткий конспект ответов на каждый вопрос.


Контрольные вопросы:


  1. Дать общее понятие статистики.

  2. Каковы отрасли правовой статистики, где они применяются?

  3. Статистика как общественная наука.

  4. Каковы цели правовой статистики?

  5. Назовите массовые явления в обществе и проблемы их измерения.

  6. Назовите основные этапы статистической работы.

  7. Кто они и чем знамениты: Дж. Граунт, У. Петти, Г. Ахенваль, А. Кетле, Ю.Э. Янсон, Д.П. Журавский, А.А. ЧупровА.Н. Радищев?

  8. Что такое статистическая совокупность?

  9. Перечислите элементы статистической совокупности.

  10. Дать понятие закона больших чисел как математической основы статистических закономерностей.

  11. Задачи статистики на современном этапе.

  12. Правовая статистика как отрасль социальной статистики.

  13. Предмет и методы правовой статистики.

  14. Чем правовой закон отличается от научного?

  15. Что такое статистический количественный анализ?

  16. Что такое всесторонний качественный анализ?

Тема 1.2 Метод статистического наблюдения.




Практическое занятие


Статистический учет в ОВД основан на сплошном статистическом наблюдении преступлений, лиц, их совершивших, а также результатов деятельности органов, осуществляющих борьбу с преступностью.



Цели занятия:

  1. Познакомить слушателей с правилами единого учета преступлений.

  2. Изучить способы формирования и заполнения статистических карточек.

  3. Рассмотреть порядок заполнения документов первичного учета, разрабатываемых ГИАЦ МВД России, справочников №№ 1-16.

  4. Способствовать формированию у обучаемых практических навыков использования компьютерных технологий в аналитической деятельности.

Учебные вопросы:

  1. Учет преступлений, а также иных объектов учета.

2. Регистрация и учет уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений.

  1. Учет сведений о потерпевших.

  2. Самостоятельная работа (практические задания)


Методические указания:

Общие правила заполнения и представления

статистических карточек
Статистические карточки форм №№ 1, 3, 4, 5 состоят их двух разделов, а форм №№ 1.1, 2 - из трех разделов. Под заголовком статистической карточки, перед разделами, расположены самостоятельные реквизиты 1 и 2.

Статистические карточки заполняются:

раздел 1 - сотрудником регистрационно-учетного подразделения;

реквизиты 1 и 2 и раздел 2 - лицом, ведущим расследование уголовного дела или разрешившим материал;

раздел 3 - начальником правоохранительного (правоприменительного) органа на основании информации о результатах проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий.

Лицо, производившее расследование уголовного дела, заполняет статистическую карточку, подписывает и передает ее в регистрационно-учетное подразделение для внесения сведений в Единый журнал и последующего направления в ИЦ.

Заполнение реквизитов ДПУ производится вписыванием текстовой информации от руки либо путем подчеркивания соответствующего значения реквизита с дублированием этого значения в размещенных в правой стороне ДПУ кодовых полях (там, где это предусмотрено).

Заполнение ДПУ производится разборчиво и без сокращений. Фамилия, имя и отчество лица, совершившего преступление, записываются печатными буквами. Фамилии лиц, подписавших ДПУ, должны указываться полностью.

При заполнении ДПУ используются разрабатываемые ГИАЦ МВД России следующие справочники:

справочник № 1 - Классификатор отраслей;

справочник № 2 - Место совершения преступления;

справочник № 3 - Предмет преступного посягательства или незаконного оборота;

справочник № 4 - Оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы;

справочник № 5 - Национальности;

справочник № 6 - Страны (государства);

справочник № 7 - Валюта;

справочник № 8 - Наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, одурманивающие вещества, инструменты и оборудование, прекурсоры;

справочник № 9 - Социальное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;

справочник № 10 - Должностное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;

справочник № 11 - Организационно-правовые формы хозяйсвующих субъектов;

справочник № 12 - Способ совершения преступления;

справочник № 14 - Служба, установившая лицо;

справочник № 15 - Дополнительная характеристика преступления;

справочник № 16 - Решение, принятое по уголовному делу.

Значение реквизита справочника в виде кода указывается в соответствующем кодовом поле ДПУ.

ГИАЦ МВД России при направлении в ИЦ условий формирования статистических отчетов ссылается на номера реквизитов ДПУ (коды их значений), а также на коды соответствующих справочников.

Содержание заполненных реквизитов ДПУ должно полностью соответствовать имеющимся в уголовном деле материалам.

Исправления, внесенные в ДПУ, должны в обязательном порядке заверяться подписью с указанием фамилии лица, их производившего, и даты внесения.

О составлении и направлении ДПУ сотруднику регистрационно-учетного подразделения дознавателем, следователем, прокурором производится соответствующая отметка на левой внутренней стороне обложки возбужденного уголовного дела.

В ИЦ в разделе 1 ДПУ проставляется дата его постановки на учет с указанием фамилии и подписи лица, его производившего.


Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие первичного учета преступлений.

  2. Документы первичного учета преступлений.

  3. Справочники, используемые при заполнении документов первичного учета.

  4. Основания учета преступлений.

  5. Какие преступления учитываются как одно?

  6. Какие преступления учитываются как два и более преступлений?

  7. Основания учета лица, совершившего преступление.

  8. Основания учета уголовных дел.

  9. Основания учета потерпевших.

  10. Что представляет собой статистическая отчетность, и какие требования к ней предъявляются?

Практическое занятие

«Компьютерная обработка данных выборочного наблюдения»



Цели занятия:

  1. Продолжить изучение правил единого учета преступлений.

  2. Изучить выборочное наблюдение как важнейший источник статистической информации.

  3. Познакомить слушателей с видами выборки, а также с этапами выборочного наблюдения.

  4. Способствовать формированию у обучаемых практических навыков использования компьютерных технологий в аналитической деятельности.



Методические рекомендации по изучению темы
Статистическое наблюдение является первым этапом статистического исследования, поэтому, прежде всего, необходимо, чтобы обучаемые уяснили основной принцип статистики - получение полного, точного и объективного материала. В связи с этим особое внимание должно быть уделено вопросам организации статистического наблюдения.

Необходимо последовательно рассмотреть вопросы плана статистического наблюдения: понятие объекта наблюдения, единицы наблюдения и единицы учета, требования статистики к программе статистического наблюдения; показать на конкретных примерах, к каким неправильным результатам приводит ненаучный подход к организации статистического наблюдения.

Изложение вопросов темы завершается рассмотрением возможных ошибок статистического наблюдения. Здесь очень важно не только показать, какого рода ошибки могут быть при статистическом наблюдении, но и разъяснить, в какой мере ошибки связаны с организационными недостатками проведения наблюдения, формулировкой вопросов программы статистического наблюдения и др.

Одним из видов несплошного статистического наблюдения является выборочное наблюдение, при котором наблюдению подвергается не вся совокупность единиц, а только ее часть, отобранная на основе определенных научных принципов.

Сущность метода заключается в том, чтобы на основе проведения выборочного наблюдения дать характеристику генеральной совокупности. Выборочные характеристики всегда (за редким исключением) на какую-то величину отличаются от генеральной. Величину отклонения иначе называют ошибкой выборочного наблюдения. При этом следует различать виды и способы отбора, при которых меняются методы расчета средней и предельной ошибок выборочного наблюдения при определении среднего признака и доли (части совокупности, обладающей каким-то определенным признаком), а также необходимой численности выборки.

В настоящее время выборочное обследование находит все более широкое применение в правовой статистике, а в некоторых случаях выборочный метод является единственно возможным.


Учебные вопросы:

        1. Первичный учет преступлений, а также иных объектов учета.

2. Документы первичного учета преступлений.

3. Общие и специфические этапы выборочного наблюдения.

4. Имеются следующие данные за 1998 год:
Практические задания по теме:

1. Имеются следующие данные за 2007 год:




Возраст лиц, совершивших преступления, полных лет на момент совершения преступления

Число преступников,

тыс. чел.



14-15

66,9

16-17

136,9

18-24

301,0

25-29

189,1

30-39

194,9

40-49

168,3

50-59

123,7

60 и старше

81,9

Всего:

1262,7

Определить возрастную структуру лиц, совершивших преступления, изобразить ее графически.


2. Определить средний возраст преступников в 2006 году.


Возраст лиц, совершивших преступления, полных лет на момент совершения преступления

Число преступников, тыс. чел.



14-15

70,1

16-17

149,7

18-24

309,8

25-29

202,3

30-39

198,1

40-49

170,3

50-59

150,2

60 и старше

90,7

Всего:

1341,2


Контрольные вопросы

1. Каковы источники и способы получения первичных статистических данных?

2. Какие вопросы охватывает программно-методическая часть плана наблюдения?

3. Каковы основные формы, виды и способы статистического наблюдения?

4. Что представляет собой статистическая отчетность, и какие требования к ней предъявляются?

5. В чем преимущество выборочного метода в сравнении с другими видами статистического наблюдения?

6. Назовите общие и специфические этапы выборочного наблюдения.

7. Что означает ошибка репрезентативности, какие факторы определяют ее величину?

8. Охарактеризуйте сферы применения и особенности различных способов формирования (отбора) выборочной совокупности.

9. В чем состоят преимущества типической выборки перед простой случайной выборкой?



Тема 2. Сводка и группировка данных статистического наблюдения



Цель занятия: изучить общее понятие статистической сводки и группировки, сформировать представление о видах статистических группировок, рассмотреть ряды распределения, классификацию (категоризацию) в практике правовой статистики, табличный способ изложения статистических показателей.

Учебные вопросы:

  1. Понятие статистической сводки и группировки.

  2. Ряды распределения.

  3. Классификация (категоризация) в практике правовой статистики.

  4. Табличный и графический методы представления данных правовой статистики.


Методические рекомендации
Важно уяснить содержание и задачи статистической сводки и понять, что составной частью статистической сводки в широком смысле является статистическая группировка. Следует уяснить понятие группировки, ее сущность, задачи и виды.

Необходимость применения группировок вызывается наличием различий внутри совокупностей, появлением в процессе развития внутри однородных массовых явлений нового качества, которое необходимо выделить и всесторонне изучить.

Обучаемые должен понять, что в процессе анализа правовых явлений в первую очередь изучаются наиболее существенные, коренные различия. Проводится типологическая группировка, позволяющая выделить социально-правовые типы явлений. Кроме типологической, важное значение имеют группировки, позволяющие изучить состав явлений и взаимосвязи признаков. Для этих целей используются ряды распределения и аналитические группировки.

Важно понять сущность метода вторичной группировки. К этому методу прибегают в том случае, когда имеющийся статистический материал не может быть непосредственно использован для исследования.

Метод группировок следует увязать с изучением вопросов, связанных с построением статистических таблиц. Надо уметь правильно построить таблицу и проанализировать ее содержание.

Тема занятия связана с конкретной проблемой получения на основе объективного, основанного на учете массовых данных характера сведений, а потому может быть сложна для восприятия гуманитария. При подготовке к занятию следует обратить особое внимание на изучение литературы, представленной в списке, а также на вопросы и задания для самоконтроля. Выполнение заданий поможет лучше усвоить материал и подготовиться к аналогичным вопросам и заданиям в ходе семинара.

При подготовке слушателям необходимо усвоить, что статистическое наблюдение, проведенное на основе официального учета или путем специально организованного изучения, дает огромное количество сведений, отраженных в статистических карточках, журналах учета и других первичных документах или в анкетах опроса граждан, изучения уголовных, административных, гражданских дел и других материалах. Получаемые сведения, как бы тщательно и научно обоснованно они ни собирались, представляют собой разрозненные «горы данных» о единицах изучаемой совокупности. Представим себе, что у нас в руках находится тысяча статистических карточек ни лиц, совершивших преступления. В этих карточках могут содержаться тысячи всевозможных сведений о правонарушителе и совершенном им преступлении. Перебирая их, мы можем видеть среди этих лиц женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних, ранее судимых и впервые совершивших преступление, людей разных национальностей, образования, места работы и т.д., и т.п. Но этот перебор, каким бы тщательным он ни был, нам не скажет, каково общее число и доля правонарушителей мужчин, несовершеннолетних или судимых в структуре изученных лиц.

Далее обучаемым нужно уяснить, что сведения о единицах изучаемой совокупности, собранные при статистическом наблюдении, представляют собой, как образно иногда говорят статистики, только кирпичи, из которых можно построить здание, если соответствующим образом их разложить. Разнообразные сведения о единичных преступлениях, уголовные делах, правонарушителях, гражданских исках и есть те «кирпичи», из которых «строят» здание правовой или криминологической характеристика юридически значимых явлений и процессов, применив соответствующие методы.

Пользуясь рекомендованной планом семинарских и практических занятий литературой, рассмотреть контрольные вопросы, выносимые на семинар. В рабочих тетрадях составить краткий конспект ответов на каждый вопрос.
Практические задания
1. В таблице приведены данные о численности молодежи в возрасте до 30 лет, осужденной за отдельные виды преступлений (тысяч человек):


Всего осуждено

В том числе:


431,2


1. за хищения государственного и общественного имущества (кроме мелких)

92,8


2. за мелкие хищения государственного и общественного имущества

5,4


3. за преступления против личной собственности граждан

178,9

4. за изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки

0,1


5. за умышленное убийство и покушение на убийство

5,6

6. за умышленное тяжкое телесное повреждение

9,7

7. за изнасилование и покушение на изнасилование

8,3

8. за преступления, связанные с наркотиками

13,0

9. за хулиганство

41,5

10. за другие преступления

75,9

Определить структуру молодых людей, осужденных за отдельные виды преступлений, %.

2. Классифицируйте приведенную информацию, изложите ее в виде таблицы, рассчитайте необходимые для анализа показатели.

Имеются следующие данные о преступлениях:

совершено в сельской местности – 180,

совершено в поселках городского типа – 220,

совершено в райцентрах – 320,

совершено несовершеннолетними 240,

совершено в состоянии опьянения 540,

совершено лицами мужского пола – 845.


3. Среди 1200 лиц, привлеченных к уголовной ответственности за кражи, оказалось 720 лиц, ранее не судимых, 204 судимых один раз, 136 судимых два раза, 90- три раза, 50_ четыре раза и более. Среди лиц, судимых за преступления против личности – 338 лиц ранее не судимых, 54 – судимых один раз, 36 – два раза, 22 – три раза, 10 – четыре раза и более.

Необходимо составить таблицу, дать ей название, заполнить реквизиты, рассчитать возможные относительные показатели, Результаты проанализировать.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Основные этапы статистической работы?

  2. Что представляет собой статистическое наблюдение?

  3. В чем заключается статистическая сводка и группировка собранного материала?

  4. Какие существуют виды статистических группировок?

  5. Изложите табличный способ изложения статистических показателей.

  6. В чем сущность графического способа изложения статистических показателей?

  7. Какова структурная схема сводки и группировки?

  8. По данным (по заданию преподавателя) произвести группировку по атрибутивному признаку, выделив две группы осужденных: мужского и женского пола.

  9. По каким юридическим (уголовно-правовым) признакам классифицируются все опасные деяния в действующей отчетности ОВД?

  10. Назовите два основных элемента статистической таблицы.


Тема 2.1 Обобщающие показатели и их применение в правовой статистике




Цель занятия: изучить основные возможности метода количественного анализа статистических данных, возможности использования счетной обработки сводных данных с помощью статистических обобщающих показателей и их рядов распределения в деятельности органов внутренних дел, виды относительных величин и индексов, принципы исследования динамических рядов.

Учебные вопросы:

  1. Абсолютные и относительные величины.

  2. Индексы и их использование в социально-правовых исследованиях.

  3. Статистическое изучение динамики правовых явлений

Методические рекомендации по изучению темы
Изучая эту тему, надо обратить внимание на то, что первоначальная обработка статистических данных при помощи сводки и группировки приводит к получению обобщающих показателей, т.е. показателей, дающих сводную характеристику всей совокупности или отдельных ее частей. К показателям относятся абсолютные и рассчитанные на их основе относительные величины.

Для сопоставления абсолютных уровней используются относительные величины, которые характеризуют качественные особенности анализируемых совокупностей. Необходимо учесть не только условия и научно обоснованные методы применения относительных величин в правовой статистике, но также ознакомиться с отдельными их видами: относительными величинами структуры, интенсивности, динамики, координации и др.

Следует усвоить также технику вычисления каждой разновидности относительных величин.

Приступая к изучению темы, следует понять, что применение средней как обобщающей характеристики правовых явлений возможно только при качественно однородной совокупности. В этом положении проявляется связь метода средних величин и метода группировок. Большое значение имеет правильное применение того или иного вида средних: средней арифметической, простой или взвешенной, средней гармонической, хронологической, геометрической. При этом следует разобраться в основных свойствах средней для упрощения арифметических расчетов. Для характеристики достоверности средней используются показатели вариации. Вариация характеризует степень однородности совокупности по данному признаку.

Вариацией признака называется его изменение у единиц совокупности. Порождается вариация комплексом разнообразных условий, многообразием окружающих факторов, воздействующих на элементы совокупности. Именно вариация и предопределяет необходимость статистики. Наиболее распространенными и существенными являются среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации. Первый показатель характеризует абсолютную меру колеблемости признака, а второй - относительную, что позволяет сравнивать между собой разноименные показатели. Следует рассчитывать вариацию признака не только всей совокупности в целом (общую вариацию), но и вариацию внутри (внутригрупповую вариацию), а также вариацию между отдельными частями (группами) совокупности (межгрупповую вариацию).

Индекс – относительный показатель, широко применяемый для анализа изменений социально-правовых явлений. Под сложными явлениями понимаются такие, которые состоят из элементов непосредственно несоизмеримых, не поддающихся простому суммированию.


Практические задания
1. На определенной территории за 2007 г. было совершено 50 умышленных убийств, 100 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 600 хищений, 150 хулиганских поступков. На той же территории за предшествующий 1996 год было совершено: 40 убийств, 110 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 800 хищений и 100 хулиганств.

Определить показатели преступности за каждый период, условно оценив названные виды преступлений следуюшими баллами: умышленное убийство – 10, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 8, хищение –5, хулиганство –3, а также индекс тяжести преступлений.

2. По данным о результатах работы следователей МВД и органов дознания за 2008 г. региона провести анализ важнейших показателей следственной работы:


Показатель

работы


Следователи МВД

Органы дознания /включая производство по протоколам/

Всего дел

Темп прироста /снижения, %/

Всего дел

Темп прироста /снижения, %/

В производстве


2040010

-8,8

743877

-9,5


Расследовано

В том числе:



1527252

-11,3

524634

-13,7


Окончено (с повторно оконченными)

837704

-4,1

480559

-17,6

Приостановлено за неустановлением либо нерозыском виновных (по п.1 и 3 ст. 195 УПК РСФСР)

689548

-18,8

44075

82,0


Окончено в сроки свыше установленных УПК РСФСР

139669

-14,2

45156

16,7

Возвращено на дополнительное расследование

51748

-4,0

18766

58,1

Оправданные и лица, дела в отношении которых прекращены судом по реабилитирующим основаниям

1405

-9,7

1043

-56,9


В том числе:

Содержались под стражей



324

-14,7

26

-53,6

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что характеризуют абсолютные статистические величины?

  2. Что характеризуют относительные статистические величины?

  3. Как рассчитать относительные величины сравнения?

  4. Изложите основной способ расчета коэффициента преступной активности?

  5. Что характеризует коэффициент преступной активности?

  6. В чем сущность коэффициента преступности? Как его рассчитать?

  7. Опишите относительные величины интенсивности.

  8. Изложите понятие индексы и их использование в социально-правовых исследованиях.

  9. Поясните сущность статистической динамики правовых явлений.

  10. С помощью каких расчетных формул можно определить показатели динамики?

  11. Дать понятие о рядах распределения абсолютных и относительных величин.

  12. В чем заключается графический способ представления статистических показателей?

  13. Использование табличного процессора Excel в статистическом анализе и прогнозировании преступности и деятельности правоохранительных органов.




следующая страница >>