Правовая организация отраслевых промышленных комплексов: теоретические основы исследования и практика правового регулирования - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема Международная организация гражданской авиации (икао) Цели и... 2 461.88kb.
Введение актуальность темы исследования 2 538.8kb.
Теоретические основы оценки эффективности инвестиционных проектов 5 2 427.73kb.
1 Способы регулирования деликтных обязательств 14 Глава 2 5 854.68kb.
Закон о некоторых вопросах правового регулирования деятельности 1 34.75kb.
Рабочая программа по дисциплине опд. В2 Контрольно-измерительные... 1 126.92kb.
Специальные вопросы по Департаменту нормативно-правового регулирования... 1 111.44kb.
«механизм правового регулирования обращения взыскания на имущество... 1 313.64kb.
Кодекс Законов о труде №322-vіі от 10. 12. 1971 г 1 24.35kb.
Доклад об осуществлении муниципального контроля за 2012 год 2 460.58kb.
Преддипломная практика, как и производственная практика, имеет своей... 1 214.74kb.
Плоский мир: Наука Плоского мира – 2 Терри Пратчетт Йен Стюарт Джек... 15 5603.88kb.
- 4 1234.94kb.
Правовая организация отраслевых промышленных комплексов: теоретические основы исследования - страница №1/3

На правах рукописи


ФРОЛОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА


ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ



(НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА)


12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва – 2009



Работа выполнена в Центре предпринимательского права

Института государства и права Российской академии наук
Научный консультант: член-корреспондент РАН,

доктор юридических наук, профессор



Клеандров Михаил Иванович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Салиева Роза Наильевна


доктор юридических наук, профессор

Дойников Игорь Валентинович


доктор юридических наук, профессор

Курбанов Рашад Афатович



Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Защита диссертации состоится «18» ноября 2009 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 002.002.06 при Институте государства и права РАН по адресу: 119992, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10.


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Института государства и права РАН.
Автореферат разослан «__» _______ 200__ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор юридических наук Л.В. Санникова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Отраслевые промышленные комплексы (ОПК) составляют основу экономической системы большинства стран, включая Россию.

Объективно сложившиеся и функционирующие в России ОПК многообразны. Специфика ОПК, с одной стороны, обуславливает их роль и место в экономике страны, с другой – влияет на структуру ОПК, организационно-правовую форму хозяйствующих субъектов, образующих ОПК, форму их собственности, экономику, эффективность инвестиций в ОПК, действие и формы проявления в ОПК объективных экономических законов и рыночных механизмов.

Существенные отличия ОПК друг от друга, с одной стороны, и остро стоящая в настоящее время перед страной в условиях формирования основ рыночной экономики, трансформации отношений собственности, перехода к новой социально-экономической формации, коренной реконструкции форм и методов государственного регулирования экономики проблема повышения эффективности общественного производства как одного из важнейших факторов, обеспечивающих динамичность и устойчивость экономического роста России, повышения ее конкурентоспособности и уровня жизни населения, с другой стороны, актуализируют вопросы совершенствования правового регулирования экономических отношений, свидетельствуют о необходимости создания наиболее эффективной правовой организации ОПК с учетом их отраслевой специфики.

Проблема поиска эффективной модели правовой организации ОПК определяет, во-первых, важность изучения правовой организации ОПК для научной доктрины и практики, во-вторых, задает предметную область научного исследования. Достигнуть научной обоснованности в построении правовой организации ОПК можно только при условии полного и всестороннего анализа социально-экономических явлений, правильного определения сущности подвергаемых регулированию экономических отношений, познания глубоких внутренних взаимосвязей, тенденций этих отношений, предвидения социальных результатов государственно-правового воздействия. Актуален экономико-правовой подход, позволяющий проводить юридические исследования на стыке экономики и права и придающий правовым знаниям комплексный и системный характер.

В юридической науке до настоящего времени не было работ в области исследования теоретических аспектов правовой организации ОПК. В сферу ее (науки) изучения сегодня, следуя еще традициям науки хозяйственного права советского периода, входит правовая организация производственно-хозяйственных комплексов (ранее к ним относились, например, промышленные и производственные объединения, а сейчас это холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, транснациональные корпорации и др.). Последние не совпадают с институтом ОПК, что не исключает наличия между ними определенной взаимосвязи.

Сложность анализа правовой организации ОПК в общетеоретическом аспекте предопределена, в первую очередь, спецификой самого института ОПК, являющегося по своему содержанию субстанцией экономической, а также теми целями и задачами, которые стоят перед ОПК с учетом их роли и места в экономике страны. Данное обстоятельство накладывает отпечаток на характер и содержание категории правовой организации применительно к ОПК, особенности правовой организации ОПК, включая особенности отраслевого законодательства, используемых средств правового регулирования, а также результативность их воздействия. С учетом этого потребовалось изучить категорию правовой организации как юридическую субстанцию, определить границы ее исследования, а также исследовать первостепенные факторы, от которых зависит содержание и специфика правовой организации ОПК. Подход к правовым институтам через экономические институты давно поддерживается представителями юридической науки.

В настоящем исследовании в качестве примера используется сложившаяся практика правовой организации нефтедобывающего комплекса, что объясняется следующими причинами. Во-первых, Россия, несмотря на более чем пятнадцатилетнюю историю экономических и структурных преобразований, остается преимущественно сырьевой страной, в которой нефтедобывающий комплекс занимает одно из ведущих мест: ему принадлежит около 10 % ВВП. Во-вторых, деятельность хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса связана с использованием природных ресурсов, принадлежащих всему российскому народу, следовательно, она, как никакая другая, должна быть направлена на обеспечение его блага. К государственным органам власти обществом предъявляются повышенные требования в части правового регулирования отношений, возникающих в процессе использования недр, добычи и реализации природных ресурсов. В-третьих, нефтедобывающий комплекс, о чем свидетельствует исторический опыт его развития, всегда был лидером структурных отечественных преобразований. На протяжении многих лет государство пытается найти оптимальный вариант правовой организации нефтедобывающего комплекса. В нашей стране этот процесс остается незавершенным.

Обращение к проблемам правовой организации нефтедобывающего комплекса показало наличие богатого опыта зарубежных стран, который в этой связи представляет особый интерес. Здесь наиболее важным является анализ теоретических подходов и моделей правовой организации нефтедобывающего комплекса в таких странах, как Норвегия, Канада, США. Не исключается в этом отношении и опыт стран ближнего зарубежья.

В науке отмечается повышенный интерес к проблемам правового обеспечения нефтедобывающего комплекса как части межотраслевого топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК). Труды таких ведущих ученых, как Е.П. Губин, М.И. Клеандров, Р.А. Курбанов, П.Г. Лахно, А.И. Перчик, Р.Н. Салиева и др., направленные на разработку проблем в обозначенной области правового регулирования, являют собой большой вклад в науку предпринимательского права. Вместе с тем как в теории, так и на практике в отношении правовой организации нефтедобывающего комплекса существует еще много нерешенных вопросов, вызванных, в том числе, и интенсивно изменяющейся внешней средой.

Определение существующих теоретических проблем юридического характера, оказывающих прямое или косвенное влияние на формирование правовой организации ОПК, их разрешение помогают поиску ответов на вопросы, возникающие в практике применения отдельных элементов правовой организации ОПК. Выработанные рекомендации имеют целью способствовать устранению недостатков, возникающих при формировании государственной политики в отношении ОПК, выборе средств регулирования предпринимательской деятельности, в целом – созданию необходимой правовой базы, отвечающей требованиям времени, направленной на повышение эффективности общественного производства, которое, в свою очередь, нацелено на повышение благосостояния всего российского народа.



Объект и предмет диссертационного исследования. Изложенные обстоятельства предопределили выбор темы исследования, объектом которого стал институт отраслевых промышленных комплексов, а предметом – правовая организация отраслевых промышленных комплексов (на примере нефтедобывающего комплекса). В работе исследуются собственно категория «правовая организация», понятие правовой организации как предмета познания ОПК в современном его виде с позиции содержания и факторов, влияющих на особенности правовой организации ОПК. Предмет исследования раскрывается с позиций существующей в науке предпринимательского права концепции признания необходимости государственного воздействия на предпринимательские отношения средствами публично-правового характера. В этой связи в работе особое внимание уделяется роли государства в формировании правового статуса и регулировании деятельности хозяйствующих субъектов ОПК, а также практике использования государством средств публично-правового характера как инструментов воздействия на ОПК (на примере нефтедобывающего комплекса).

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических подходов к изучению правовой организации современных ОПК, а также в применении их (подходов) для выявления, постановки и разрешения проблем правовой организации нефтедобывающего комплекса, для изучения совокупности возникающих в связи с этим отношений, что позволяет выработать, обосновать и сформулировать целостную концепцию комплексного правового регулирования нефтедобывающего комплекса с учетом его отраслевых особенностей, а также публично-правовых и частноправовых интересов.

Основываясь на этом, автор руководствовался целью дать научные рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.



Задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования реализована через решение следующих задач: 1) определение института ОПК с точки зрения объекта и предмета познания; исследование сущности ОПК как реально существующего в экономике явления; 2) формулирование института правовой организации ОПК; выявление границ исследования правовой организации ОПК наукой предпринимательского права; 3) обоснование на примере нефтедобывающего комплекса наиболее значимых факторов, обуславливающих специфику правовой организации ОПК; 4) обоснование на примере нефтедобывающего комплекса исторического подхода как основы исследования правовой организации ОПК; 5) выявление и обоснование взаимосвязи правовой организации ОПК с современными интегрированными хозяйственными системами (далее – ИХС) (на примере нефтедобывающего комплекса); 6) раскрытие правовой организации ОПК путем характеристики хозяйствующих субъектов, образующих ОПК (на примере нефтедобывающего комплекса); 7) выявление подходов к исследованию правового режима имущества хозяйствующих субъектов ОПК, в том числе с учетом специфики их производственной деятельности (на примере нефтедобывающего комплекса); 8) установление значения государственно-правового воздействия на хозяйствующих субъектов ОПК, а также выявление и раскрытие особенностей применения государством в целях воздействия средств правового регулирования, учитывая наличие в них публично-правового и частноправового начала (на примере нефтедобывающего комплекса); 9) поиск и систематизация правовых норм, составляющих основу правовой организации нефтедобывающего комплекса, уяснение их правовой природы и практики применения.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучный (диалектический) и частнонаучные методы познания, а также связанные с ними методы и приемы современных научных отраслей (социологии, экономики, филологии и др.).

Исследование осуществлялось на основе: сочетания метода сравнительного правоведения, сопоставления правовых институтов, которые использовались и (или) используются в рассматриваемой сфере отношений, и историко-правового метода, позволивших выявить специфику воздействия конкретно-исторических условий на теоретическое осмысление правовой организации института ОПК, а также на правовое обеспечение их функционирования (на примере нефтедобывающего комплекса) в различных странах на определенных исторических этапах; методов: анализа и обобщения научных, нормативно-правовых и практических материалов; толкования закона и толкования права, а также правового моделирования.

Многие вопросы диссертации рассматривались как междисциплинарные проблемы юридической и экономической наук, философии, кибернетики, социологии, политологии, что соответствует задаче комплексного исследования.

Степень научной разработанности и теоретическая основа диссертационного исследования. В сфере хозяйственного права дореформенного периода исследовательские усилия были направлены на разработку проблем правовой организации хозяйственных систем. На современном этапе, несмотря на свою актуальность, проблемы формирования теоретических основ исследования правовой организации ОПК через специфику производственной деятельности образующих ОПК хозяйствующих субъектов, для целей повышения эффективности правовой организации ОПК, до сих пор не привлекли к себе должного внимания ученых. Одна из причин проведения настоящего исследования заключается в отсутствии комплексных разработок по данной проблематике.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные труды советских и российских специалистов по теории права, конституционному, гражданскому, предпринимательскому (хозяйственному) и административному праву: Т.Е. Абовой, С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, В.К. Андреева, Л.В. Андреевой, Д.Н. Бахраха, В.В. Безбаха, В.С. Белых, М.М. Богуславского, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, А.Г. Быкова, А.В. Венедиктова, В.В. Витрянского, Н.Н. Вознесенской, Г.А. Гаджиева, Е.П. Губина, И.В. Дойникова, И.В. Ершовой, С.Э. Жилинского, З.М. Заменгоф, С.С. Занковского, О.С. Иоффе, И.А. Исаева, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Калпиной, М.И. Клеандрова, Н.И. Клейна, Ю.М. Козлова, Н.В. Козловой, Н.И. Косяковой, Н.И. Коняева, С.М. Корнеева, О.А. Красавчикова, М.И. Кулагина, Р.А. Курбанова, А.Я. Курбатова, В.В. Лаптева, П.Г. Лахно, К.К. Лебедева, Я.М. Магазинера, Н.С. Малеина, А.В. Малько, В.К. Мамутова, В.С. Мартемьянова, М.Н. Марченко, А.И. Масляева, Н.И. Матузова, Н.И. Михайлова, А.В. Мицкевич, С.Д. Могилевского, В.П. Мозолина, В.С. Нерсесянца, И.Б. Новицкого, О.М. Олейник, С.В. Полениной, В.Ф. Попондопуло, Г.В. Пронской, Б.И. Пугинского, Л.М. Рутмана, Г.Ф. Ручкиной, Р.Н. Салиевой, Л.В. Санниковой, Д.Н. Сафиуллина, А.А. Собчака, Е.А. Суханова, Ю.А. Тихомирова, Ю.К. Толстого, Е.А. Флейшиц, Р.О. Халфиной, Н.Ю. Хаманевой, Ю.С. Цимермана, И.С. Шиткиной, Л.В. Щенниковой, В.Ф. Яковлева, В.С. Якушева и др.

В своей работе автор опирался на труды представителей российской юридической мысли дореволюционного периода: М.М. Агаркова, Н.Н. Алексеева, А.П. Башилова, К.Д. Кавелина, Д.И. Мейера, Г.Ф. Шершеневича.

Комплексное исследование специфики правовой организации нефтедобывающего комплекса обусловило обращение автора к специальным работам представителей юридической и экономической науки, отражающим проблемы нефтедобывающего комплекса: С.А. Андрюшина, Л.В. Каланды, С.А. Кимельмана, Б.Д. Клюкина, В.А. Крюкова, А.И. Перчика, С.В. Рогинского, В.Д. Шашина, и др.

ОПК получили теоретическую разработку в экономической науке, поэтому в работе использованы труды российских экономистов: П.М. Алампиева, И.М. Албегова, О.Г. Белоруса, Ю.Б. Винслава, А.М. Гинзбурга, У. Изарда, Л.И. Итина, А.И. Попова, Б.А. Райзберга, Л.И. Якобсона, Е.Г. Ясина и др.

Особенности объекта и предмета исследования предопределили необходимость обращения к работам ученых других областей научных знаний, в частности, философии, социологии, науковедения, теории управления, теории организации: А.А. Богданова, Г.И. Бондаренко, Л. Живковича, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, Я. Корнаи, Р. Коуза, Р.Р. Латфуллина, Б.З. Мильнера, А.В. Райченко, А. Рапопорта, А.Г. Спиркина и др.

Анализировались переведенные на русский язык труды иностранных авторов, среди которых: Буш Джеймс, В. Виссема, Ж.П. Дейли, Д. Джонстон, Д. Моррис, В. Ойкен, Ж.Г. Пассейк, А.М. Поллард, Р. Уотермен, Вильям Дж. Стивенсон, Ж. Тироль, Грей Форест, Д. Хэй, К.Х. Эллюс и др.

Использованы английские и немецкие источники, в том числе труды следующих авторов: B. Carlsson, А. Celedan, J. Rees, P. Odell, R.S. Singleton, P. Sraffa.



Эмпирическую основу диссертационного исследования составили: правовые акты РФ и субъектов РФ, нормы которых образуют основу правовой организации ОПК, в том числе нефтедобывающего комплекса; проекты федеральных законов, нормативные правовые акты зарубежных стран (например, Норвегии, Канады), касающиеся темы исследования; судебная практика и результаты ее обобщения; практика функционирования хозяйствующих субъектов ОПК (на примере нефтедобывающего комплекса), изученная и обобщенная на основе данных, предоставленных руководителями и работниками различных служб хозяйствующих субъектов, включая юридические службы, локальных нормативных актов, финансовых и иных хозяйственных документов; статистические данные, свидетельствующие об основных направлениях функционирования и перспективах развития ОПК (на примере нефтедобывающего комплекса); публикации в СМИ и сети «Интернет».

Научная новизна диссертационного исследования. Работа является комплексным монографическим исследованием правовой организации ОПК (на примере нефтедобывающего комплекса), в котором впервые в юридической литературе разработана и обоснована целостная концепция изучения такой организации применительно к современным экономическим отношениям, включающая модель комплексного правового регулирования нефтедобывающего комплекса с учетом его отраслевых особенностей, а также публично-правовых и частноправовых интересов. Одно из центральных мест в концепции, предлагаемой настоящим исследованием, занимает подход к познанию правовой организации ОПК через специфику производственной деятельности образующих ОПК хозяйствующих субъектов. Применение данного подхода способствует получению теоретических знаний, на основе которых может быть построена единая, целостная, внутренне не противоречивая система нормативного правового регулирования, отражающая специфику ОПК для целей повышения эффективности их правовой организации.

Впервые на монографическом уровне с учетом системного подхода институт ОПК рассмотрен как объект юридической науки, определен предмет познания ОПК; сформулировано понятие правовой организации ОПК через разработанные в науке подходы к организационному феномену; выявлены границы исследования правовой организации ОПК наукой предпринимательского права; определены факторы, обуславливающие содержание правовой организации ОПК (на примере нефтедобывающего комплекса); проанализировано законодательство, входящее в состав правовой организации нефтедобывающего комплекса и на этой основе сделан ряд выводов теоретического и прикладного характера. В целом проведенное исследование дало возможность разработать основные подходы к Концепции развития законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в РФ.



На защиту выносятся следующие основные положения, характеризующие научную новизну работы:

1. Разработанный теоретический подход к правовой организации ОПК базируется на определении сущности ОПК как объективного явления, а также исходя из того, что ОПК не являются субъектами права и не обладают хозяйственной правосубъектностью.

ОПК как объект современной юридической науки представляют собой разновидность промышленных комплексов, которые образуются из хозяйствующих субъектов, наделенных в установленном законом порядке правовым статусом, одной отрасли промышленности, т.е. осуществляющих (ведущих) в качестве основной какой-либо однородный вид производственной деятельности, носящей предпринимательский характер (например, добыча нефти); тем самым хозяйствующие субъекты ОПК обладают общностью производимой продукции и технологии, обеспечивают (удовлетворяют) одинаковые потребности народного хозяйства.

Экономическая природа ОПК, отсутствие у ОПК правовой формы позволяют сделать вывод о возможности исследования правовой организации ОПК только в рамках предмета науки предпринимательского права. Наука предпринимательского права концептуально не ограничивает предмет своего изучения правосубъектностью юридических лиц, а в круг ее задач входит уяснение механизма правового регулирования хозяйственной деятельности. Последняя выступает системообразующим признаком ОПК.

2. Экономическое единство хозяйствующих субъектов, позволяющее характеризовать хозяйствующие субъекты как ОПК, обуславливает единство правовой организации ОПК.

На современном этапе развития рыночных отношений правовая организация ОПК являет собой сложный институт, который, во-первых, выступает частью системы права; во-вторых, как часть системы права, образуется, функционирует и развивается посредством института правоустановления; в-третьих, характеризуется правовым воздействием государства на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением хозяйствующими субъектами ОПК производственной деятельности, носящей предпринимательский характер, с целью достижения социально значимых результатов, путем создания соответствующего механизма правового регулирования (в круг государственно-правового воздействия входят также общественные отношения, тесно связанные с названными отношениями, в том числе выступающие в качестве предпосылок их возникновения); в-четвертых, как результат государственно-правового воздействия представляет собой организационно-правовую структуру ОПК – качественный состав ОПК, рассматриваемый с точки зрения присутствия в ОПК хозяйствующих субъектов, созданных в соответствии с установленным в законе порядком и осуществляющих (ведущих) в качестве основной какой-либо однородный вид производственной деятельности, носящей предпринимательский характер, обладающих определенными признаками, включая экономические, которым придана правовая форма. Организационно-правовая структура ОПК, взятая за определенный исторический период времени, отражает эффективность правового воздействия государства на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением хозяйствующими субъектами ОПК своей производственной деятельности.

3. В результате использования экономико-правового подхода к исследованию содержания и специфики правовой организации ОПК в историческом аспекте и на современном этапе (на примере нефтедобывающего комплекса), учитывая, во-первых, признание правовой организации ОПК частью существующей системы права, во-вторых, наличие взаимосвязи между системой права и объективно развивающимися общественными институтами, установлена зависимость правовой организации ОПК от следующих факторов: специфики производственной деятельности хозяйствующих субъектов ОПК, условий функционирования ОПК, государственной экономической политики в отношении ОПК.

Все факторы тесно взаимосвязаны между собой и зависят друг от друга: производственная деятельность хозяйствующих субъектов ОПК служит основанием возникновения экономических отношений, облекаемых при необходимости в правовую форму; определяемые спецификой производственной деятельности хозяйствующих субъектов, условия функционирования ОПК обуславливают сущность и содержание государственной экономической политики; государственная экономическая политика, которую помимо специфики производственной деятельности хозяйствующих субъектов ОПК и условий их функционирования определяют и другие факторы, имеющие под собой как объективную, так и субъективную основы, в свою очередь влияет на условия функционирования ОПК.

Взаимосвязь названных факторов определяет необходимость учитывать их в совокупности при формировании правовой организации ОПК.

4. Правовая организация ОПК связана с правовой организацией ИХС. Точкой соприкосновения выступает институт правосубъектности хозяйствующих субъектов ОПК.

ОПК, находясь в функциональной взаимосвязи с ИХС – производственно-хозяйственных комплексов, составляют их основу. Хозяйствующие субъекты ОПК при вхождении в ИХС становятся участниками внутрисистемных отношений. Это означает, что институт правовой организации ОПК в своем содержании включает правовую организацию ИХС в той мере, в которой последняя распространяется на правосубъектность хозяйствующих субъектов ОПК.

Современные ИХС объединяют хозяйствующие субъекты ОПК, образующие в целом межотраслевые и многоотраслевые промышленные комплексы, и используются как элемент управления капиталом и производством хозяйствующих субъектов ОПК в условиях рыночной экономики. Наличие в составе ИХС хозяйствующих субъектов, производственная деятельность которых связана между собой единым технологическим процессом по созданию экономического продукта определенного вида, в свою очередь предъявляет особые требования к правовой организации ИХС.

5. Правовая организация ОПК определяет круг потенциальных прав и обязанностей образующих ОПК хозяйствующих субъектов.

Потенциальные обязанности хозяйствующих субъектов ОПК, входящие в содержание их правоспособности, могут быть классифицированы по тем же правовым основаниям, что и круг потенциальных прав хозяйствующих субъектов ОПК, т.е. в зависимости от: 1) содержания потенциальных обязанностей – на обязанности, носящие имущественный характер, которые в свою очередь можно разделить на обязанности, возможность возникновения которых предопределяет наличие вещных правоотношений, и обязанности, возможность возникновения которых предопределяет наличие обязательственных правоотношений, и обязанности неимущественного характера; 2) возможности возникновения в рамках публично-правовых или частноправовых отношений – на публично-правовые обязанности и частноправовые; 3) вида требований, предъявляемых государством к предпринимательской деятельности, например, обязанности, вытекающие из требований по лицензированию предпринимательской деятельности, сертификации, правовому режиму имущества, правовому обеспечению защиты конкуренции и др.; 4) круга управомоченных субъектов, противостоящих обязанному хозяйствующему субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность – на абсолютные обязанности и относительные обязанности; 5) источника установления и закрепления – на обязанности, вытекающие из законов и иных нормативных правовых актов, и обязанности, вытекающие из договоров и иных сделок.

В связи с тем, что хозяйствующие субъекты ОПК представляются как хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предложенная классификация потенциальных обязанностей хозяйствующих субъектов ОПК применима и для классификации потенциальных обязанностей в целом хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

6. Правовая организация ОПК как часть системы права и воздействующий фактор, а также связь правовой организации ОПК с правовой организацией ИХС обуславливают специфику и содержание внутрихозяйственных отношений, составляющих основу функционирования субъектов ОПК. В нефтедобывающем комплексе РФ это проявилось в возникновении таких отношений внутри его хозяйствующих субъектов, которых отличают высокая степень сложности, формализация и централизация, в том числе: 1) сосредоточение центра власти корпоративного управления в руках акционеров, так как большинство хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса входят в ИХС и в качестве единственного акционера имеют холдинговую компанию; 2) присутствующая практика передачи функций исполнительного органа хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса управляющей организации, которой выступает либо сама холдинговая компания, либо учрежденное ей предприятие; 3) наличие жесткой системы внутрикорпоративных стандартов, закрепляющих внутрикорпоративные отношения; 4) глубокое проникновение корпоративного управления в сферу оперативной производственно-хозяйственной деятельности субъектов нефтедобывающего комплекса.

7. Правовая организация ОПК определяет режим имущества хозяйствующих субъектов, образующих ОПК.

Из всего комплекса имущества, принадлежащего или находящегося у хозяйствующих субъектов ОПК, в отдельную группу можно выделить имущество, имеющее для них особое значение в силу его непосредственной связи со спецификой производства хозяйствующих субъектов (имущество, характеризующее производственную деятельность хозяйствующих субъектов ОПК). Такой подход, во-первых, соответствует общим задачам современной науки предпринимательского права, в число которых входит исследование имущественной основы хозяйствующих субъектов с точки зрения ее связи с экономической (хозяйственной) деятельностью последних; во-вторых, позволяет, с одной стороны, наиболее полно раскрыть и увидеть особенности правовой организации ОПК, с другой – выявить существующие на практике проблемы закрепления правового режима отдельных видов имущества, несущего на себе «отпечаток» производственной деятельности хозяйствующих субъектов ОПК; в-третьих, позволяет при формировании комплексного отраслевого законодательства устанавливать (по необходимости) в отношении названной группы имущества (например, горного имущества) специальный правовой режим, обусловленный особенностями производственной деятельности хозяйствующих субъектов ОПК и свойствами создаваемого ими продукта.

8. Содержащиеся в недрах полезные ископаемые не образуют самостоятельного объекта недвижимости, но являются обязательной составляющей такого объекта недвижимого имущества, как участки недр, права пользования которыми передаются хозяйствующим субъектам ОПК.

9. С юридической точки зрения, находящиеся в недрах запасы полезных ископаемых не относятся к собственным активам хозяйствующих субъектов ОПК.

Активами хозяйствующих субъектов ОПК являются права пользования участками недр, удостоверенные лицензией. В целях ликвидации неопределенности, обусловленной рядом подзаконных нормативных правовых актов, следует закрепить на законодательном уровне, что, являясь государственной собственностью, природные ресурсы, находящиеся в недрах, относятся к активам РФ и подлежат бюджетному учету в соответствии с действующим в настоящее время порядком учета как нефинансовые нематериальные непроизведенные активы РФ.

10. Отсутствие в законодательстве единого понятия углеводородного сырья (УВС), в том числе нефти как УВС, привело к применению в федеральных и региональных нормативных правовых актах, составляющих основу правовой организации нефтедобывающего комплекса, указанных терминов в разных значениях. Предлагается для целей правового регулирования, в том числе главной – упорядочения отношений в сфере добычи природных ресурсов, закрепить единое законодательное определение УВС в виде всех жидких и газообразных углеводородов, существующих в естественном виде в недрах, а также других веществ, добываемых попутно с такими углеводородами.

11. Законодательство, призванное регулировать деятельность хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в РФ и составляющее основу его правовой организации, не является на сегодняшний день полностью сформированным и нуждается в: 1) восполнении пробелов относительно урегулирования предпринимательской деятельности по добыче нефти; 2) обновлении существующей нормативной правовой базы; 3) устранении имеющихся в нем противоречий и несогласованности.

В целях создания комплексного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением хозяйствующими субъектами нефтедобывающего комплекса своей деятельности, предлагается разработать и принять Концепцию развития законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в РФ (далее – Концепция). Принятие Концепции также обусловлено необходимостью применения системного подхода к регулированию деятельности хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в РФ и координации законотворческой работы по данному направлению.

Формулируются: 1) цель Концепции в виде установления согласно Конституции РФ правовых основ экономической (хозяйственной) деятельности хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в РФ, обеспечивающих ее социальную направленность, развитие предпринимательства в нефтедобывающем комплексе и привлечение в него инвестиций, что позволит повысить эффективность функционирования народного хозяйства РФ в целом в условиях рынка; 2) задачи Концепции: укрепление государственности и экономической безопасности РФ путем закрепления средств публично-правового и частноправового характера, используемых государством для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в РФ, обеспечение оптимального сочетания средств публично-правового и частноправового характера; устранение бессистемного и фрагментарного состояния существующей нормативной правовой базы; создание комплексной и эффективной законодательной базы для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в РФ.

12. В качестве органичной части Концепции предлагается разработать и принять специальные федеральные законы: о нефти, как природном ресурсе, и порядке осуществления деятельности хозяйствующими субъектами нефтедобывающего комплекса в РФ. Данные нормативные правовые акты позволят закрепить правовой режим нефти (первый) и специфику правового статуса хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса, осуществляющих ее добычу (второй). Тем самым будут установлены общие положения, которым должны соответствовать принимаемые различными государственными органами власти подзаконные нормативные правовые акты, а также снизится количество последних.

12.1. Предлагается структура проекта закона о нефтяных ресурсах, в котором следует в первую очередь предусмотреть: политические цели и принципы российского законодательства, регулирующего процесс освоения, добычи и использования нефтяных ресурсов, призванные обеспечить разработку последних в интересах как общества в целом, так и хозяйствующих субъектов, в частности, путем создания контекста, вызывающего приток частных, включая иностранных, инвестиций; систему законодательства о нефтяных ресурсах, их освоении, добыче и использовании; систему государственных органов, обладающих полномочиями в области управления освоением, добычей и использованием нефти как природного ресурса; принципы и систему государственного регулирования выдачи прав на освоение, добычу и использование нефтяных ресурсов на отдельных территориях страны, т.е. в зависимости от региона (на одних территориях может быть актуальной государственная политика по стимулированию геологоразведки, на других – максимизация поступлений от освоения и добычи природных ресурсов, на третьих – привлечение инвестиций и т.д.); характеристику субъектов и объектов отношений, регулируемых законом; виды месторождений, содержащих нефтяные ресурсы, и их правовой режим; формы собственности, права собственности на нефтяные ресурсы, порядок разграничения прав собственности; характеристику частной собственности на нефтяные ресурсы; права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по освоению, добыче и использованию нефтяных ресурсов, находящихся в государственной собственности; порядок регистрации прав на освоение, добычу и использование нефтяных ресурсов; особенности передачи прав на нефтяные ресурсы; механизм отчетности хозяйствующих субъектов об освоенных, добытых и используемых нефтяных ресурсах; систему платежей за освоение, добычу и использование нефтяных ресурсов; ограничения и обязательства для владельца прав на нефтяные ресурсы на этапе их предоставления и др.

12.2. Предлагается структура проекта закона о порядке осуществления деятельности хозяйствующими субъектами нефтедобывающего комплекса в РФ: политические цели и принципы российского законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в РФ; систему законодательства и государственных органов, обладающих правом регулировать отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности хозяйствующими субъектами нефтедобывающего комплекса в РФ, в том числе систему государственных органов, обладающих правом осуществлять надзорные функции и функции технического контроля; порядок осуществления хозяйствующими субъектами нефтедобывающего комплекса своей деятельности в РФ; требования о разумности ведения дел; требования к квалификации лиц, участвующих в нефтедобывающей деятельности, и их обучению; требования к используемому оборудованию, транспортировке нефти; основания приостановки деятельности хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса в РФ; ответственность за ущерб, причиненный загрязнением; порядок организации работ при аварийных и чрезвычайных ситуациях; права юридических и физических лиц на защиту от неблагоприятного воздействия нефтедобывающего комплекса; порядок оценки воздействия нефтедобывающего комплекса на окружающую среду; гарантии обеспечения интересов местных сообществ и хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса, направления сотрудничества с ними различных субъектов, в том числе государственных органов власти и местного самоуправления; гарантии и льготы субъектов малого и среднего предпринимательства нефтедобывающего комплекса в процессе их создания и осуществления деятельности по добыче нефтяных ресурсов в РФ; льготы, предоставляемые хозяйствующим субъектам нефтедобывающего комплекса при добыче нефтяных ресурсов из труднодоступных месторождений и др.

13. В целях эффективной реализации реформы технического регулирования как части правовой организации ОПК предложена концепция подготовки нормативных правовых документов, регулирующих вопросы разработки и обустройства месторождений УВС: I уровень – специальный технический регламент о разработке и обустройстве месторождений УВС; II уровень – система взаимоувязанных национальных стандартов, разделенных на следующие группы: а) стандарты по обеспечению эффективной разработки и обустройства месторождений УВС; б) стандарты по обеспечению эффективного ведения работ по разработке и обустройству месторождений УВС; в) стандарты по обеспечению государственного контроля и мониторинга разработки и обустройства месторождений, учета добываемого УВС; III уровень – система двух групп документов: а) методические и технологические руководства по отдельным видам работ при разработке месторождений углеводородного сырья; часть из них может получить статус национальных стандартов; б) ведомственные положения и инструкции соответствующего федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов (данные документы имеют организационный характер, не являются документами технического регулирования, необходимы для реализации всех остальных нормативных правовых актов).

Большая часть стандартов должна разрабатываться на местном уровне, проходить необходимую практическую адаптацию на совместимость с партнерами – участниками процесса и после проверки трансформироваться в национальные стандарты либо дополнять их. Перечень национальных стандартов, предлагаемых к разработке совместно с хозяйствующими субъектами нефтедобывающего комплекса, может выглядеть следующим образом: 1) мониторинг разработки нефтяных месторождений, осуществляемый недропользователями; 2) измерение массы добываемой нефти; 3) учет и контроль добычи УВС по месторождениям, залежам, скважинам.

14. В целях ликвидации неопределенности, присутствующей в правовой организации ОПК относительно методов государственного регулирования экспорта нефти, который осуществляют хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса, предлагается привести в соответствие с действующими нормативными правовыми актами и складывающейся практикой внешнеторговой деятельности статью 35 Закона РФ «О недрах», закрепив в ней в качестве задачи государственного регулирования отношений недропользования установление таможенно-тарифного регулирования поставки добываемого минерального сырья за пределы таможенной территории РФ.

По результатам исследования сформулированы и другие предложения по совершенствованию действующего законодательства, в том числе, касающиеся законодательных формулировок категории «преобладающее участие», понятий договора о создании холдинга, договора о создании ФПГ, ч. 1 п. 2 ст. 105 ГК РФ.

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования в виде сформулированных положений и выводов, могут быть использованы: в правотворческой деятельности, направленной на оптимизацию и совершенствование действующего законодательства, в том числе регулирующего нефтедобывающий комплекс; в правоприменительной практике, для ее унификации; в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе при разработке и принятии ими локальных нормативных актов; в теории предпринимательского, гражданского и административного права; в процессе преподавания соответствующих учебных дисциплин.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация была подвергнута рецензированию и обсуждению в Центре предпринимательского права Института государства и права Российской академии наук. Основные теоретические и практические положения исследования нашли отражение в трех монографиях, учебных пособиях и статьях, опубликованных в изданиях, рецензируемых ВАК, а также иных изданиях (общий объем опубликованных работ автора составляет более 100 п.л.); выносились на обсуждение на научно-практических конференциях и семинарах, технологических симпозиумах; были успешно реализованы в практической деятельности автора (при подготовке аналитических материалов для законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, в частности ХМАО-Югры, при оказании помощи в разработке и придании договорной формы отношениям сотрудничества органов муниципальных образований с хозяйствующими субъектами нефтедобывающего комплекса; при консультировании руководителей и сотрудников хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и участии в разработке их локальных нормативных актов; при подготовке предложений к реформе технического регулирования нефтедобывающей деятельности (совместно с ОАО «НижневартовскНИПИнефть»)).

Диссертантом был разработан и успешно внедрен специальный учебный курс «Правовая организация нефтедобывающего комплекса», который с 2005 г. преподается в Нижневартовском экономико-правовом институте (филиале) Тюменского государственного университета для специальности «Юриспруденция», с 2008 г. – в Тюменском государственном университете для специальности «Государственное и муниципальное управление». Научные выводы и положения, содержащиеся в диссертации, широко используются автором при чтении курса лекций по предпринимательскому праву.



Структура и основное содержание диссертационного исследования определяются его объектом, предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, пяти глав, объединяющих 15 параграфов, 5 приложений и библиографии. Последовательность расположения составных частей диссертационной работы исходит из сложившейся практики рассмотрения комплексных правовых институтов в юридических исследованиях. В процессе изложения материала делаются выводы и рекомендации.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи, указывается теоретическая и методологическая основа исследования, дается характеристика научной новизны и практической значимости, формулируются выносимые на защиту теоретические положения, сообщается об апробации результатов исследования.

Задача первой главы «Отраслевые промышленные комплексы как объект и предмет познания» – посредством современных научных методов концептуально определить институт ОПК как объект познания, установить границы познания ОПК в пределах предмета юридической науки.

В первом параграфе «Проблемы определения объекта и предмета познания. Институт отраслевых промышленных комплексов в экономической науке» нами учтено, что определение института ОПК с точки зрения объекта и предмета познания связано с одной важной проблемой – отсутствием единообразия в понимании сущности и содержания категорий «объект» и «предмет» познания со стороны ученых; изучены различные научные доктрины, нашедшие свое отражение в юридической литературе, что позволило сделать выводы об ОПК как объекте и предмете познавательной деятельности. В основе выводов лежат представления о науке как единой системе знаний об окружающем человека мире, дифференцированной на отдельные относительно самостоятельные научные области, с одной стороны, и как деятельности, направленной на получение этих знаний, с другой стороны.

Считаем, что ОПК, представляя собой объективно сложившееся и реально существующее в экономике России явление, как объект познания вовлекаются в орбиту изучения разных наук (экономики, социологии, права и др.), каждая из которых соответственно своему направлению выделяет для их познания свой предмет (то же касается и отдельных научных исследований). Таким образом, выделив в качестве объекта настоящего исследования институт ОПК, автор должен определить границы познания, т.е. предмет. Обозначив правовую организацию ОПК в качестве предмета познания, ей тем самым придаем определенную целостность и самостоятельность, но не вообще как таковой, а только в пределах объекта познания.

В целях формирования в юридической науке системы знаний о правовой организации ОПК, интегрированных с результатами экономических исследований, изучены основные положения зарубежной и отечественной теории, появление которой в экономической науке обусловлено феноменом построения промышленного производства по отраслевому признаку, выявлены существующие в теориях сходства и различия относительно подходов к познанию организации промышленного производства.

В рамках исследования особенностей зарубежной теории организации промышленности затронута проблема рыночной власти хозяйствующих субъектов. Сделан вывод, что отождествление понятий «отрасль промышленности» и «рынок», а также отсутствие разработанной концепции об ОПК в зарубежной теории организации промышленности привели к исследованию проблемы рыночной власти хозяйствующих субъектов в первую очередь через поведение фирмы и ее стремление к максимизации прибыли с точки зрения проявлений монопольной власти. Такой подход повлиял на развитие правовой доктрины, в которой изучение монополии как явления изначально на первое место были выдвинуты такие проблемы, как особое (исключительное) положение хозяйствующего субъекта на рынке, обладающего монополией; монопольная власть, механизм ее осуществления; последствия монополизации в той или иной сфере хозяйствования. Отраслевая организация промышленности была отодвинута на второй план, либо вообще не учитывалась, что привело к существованию искусственных взглядов на монополию.

Далее установлено, что ОПК представляются экономической наукой как разновидность промышленных комплексов, которые, в отличие от производственно-территориальных промышленных комплексов, образуются из хозяйствующих субъектов одной отрасли промышленности. Их появление связано с общественным разделением труда, позволившим специализировать труд на изготовлении одного изделия, детали, ее части, выполнении технологических операций или функций, давшим возможность повысить производительность труда и рост объемов выпуска определенной продукции. ОПК также могут являться элементами более крупных промышленных образований: процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства приводит к образованию межотраслевых и многоотраслевых промышленных комплексов.

Рассматриваются основания, по которым экономическая наука отличает одни ОПК от других, а также границы ее предмета. В круг изучаемых экономической наукой вопросов входит, например, специфика промышленной деятельности и условия функционирования ОПК, динамика развития ОПК, роль и место ОПК в экономике страны, структура ОПК, форма производственных связей ОПК, условия территориального размещения, экономическая эффективность инвестиций в ОПК и др. Познание промышленных комплексов, отмечается в экономической науке, с точки зрения их отраслевой принадлежности имеет большое значение для развития как самих ОПК, так и экономики страны в целом.

Во втором параграфе «Правовая организация отраслевых промышленных комплексов как предмет науки предпринимательского права» анализируется в целях обоснования выбора в качестве объекта исследования институт ОПК взаимосвязь экономики и права, роль права в решении проблемы повышения эффективности экономики.

Несмотря на вторичность права по отношению к экономике, его особая роль как основного средства регулирования общественных, в том числе экономических, отношений позволяет сделать вывод: право органически присуще экономике, без него она не может ни существовать, ни развиваться. Следовательно, изменения в экономической сфере с целью повышения эффективности общественного производства, его интенсификации не могут происходить без вовлечения в этот процесс права. В.В. Лаптев еще в начале перехода России к рыночной экономике отметил: «…совершенствование хозяйствования требует и улучшения правового регулирования хозяйственных отношений»1. Последнее относится к задачам юридической науки. В качестве одного из ее решений предлагается совершенствование научного обоснования государственно-правового воздействия на экономические отношения путем активного использования при проведении исследований в юридической науке так называемого экономико-правового подхода, включающего, в том числе, исследование правовой организации ОПК.

Констатируем, что подходы к пониманию категории «правовая организация» применительно к хозяйственной деятельности разрабатывались в юридической науке еще в 30-е годы прошлого века (А.Е. Флейшиц «Правовая организация лесной промышленности в СССР»), а также в исследованиях более позднего времени. Большой вклад в решение этого вопроса внесли В.В. Лаптев, Г.В. Пронская, М.И. Клеандров, Н.И. Коняев, Н.И. Михайлов, Ю.С. Цимерман и др. Сегодня термин «правовая организация» достаточно распространен в юридической литературе, однако исследования относительно его природы отсутствуют.

К изучению категории «правовая организация» применен организационный подход. Исходя из триединства сущности категории «организация» (состояние, процесс, воздействие), выработанной в теории организации, сделан вывод, что правовая организация, во-первых, характеризует право как целостную систему, внутренне упорядоченную, согласованную, дифференцированную на автономные части, взаимодействующие между собой, обусловленные строением системы. Таким образом, с позиции юридической доктрины правовая организация – это система права. Правовая организация, во-вторых, представляет собой совокупность процессов и действий, ведущих к образованию целостной системы права и совершенствованию взаимосвязи между ее частями. Таким образом, правовая организация – это правоустановление. И, в-третьих, правовая организация – это устройство общества и присутствующих в нем образований, сформированных под воздействием права, поддерживаемых правом в определенном состоянии, направляемых правом в своем развитии и функционировании. При таком подходе правовая организация представляет собой результат воздействия права на состояния и процессы, происходящие в обществе, формой реализации которых выступают общественные отношения.

Выступая в таком триедином качестве, правовая организация может рассматриваться как самостоятельный объект юридической науки. Обращается внимание на то, что правовая организация применительно к обществу как целостному социальному организму (вместе с присутствующими в нем образованиями, а также происходящими явлениями и процессами) является частью его организации. Общество как объект организационной теории обладает качествами не только правовой организации, но и экономической, социальной, технической, биологической и др. В связи с этим, ценность категории «правовая организация», обусловленная применением к праву организационного подхода, заключается еще и в том, что она (категория) характеризует правовую организации не только как самостоятельное явление и процесс, оказывающие воздействие на общество, но и как часть (элемент) организации какого-либо явления или процесса (объекта познания). Такой подход использован в настоящей работе.

С учетом сложившихся в науке позиций, а также собственных выводов предложен подход к раскрытию сущности института правовой организации ОПК, определены границы его познания в рамках предмета науки предпринимательского права. Следует учитывать, что, выступая сложным институтом, правовая организация ОПК не является статичной, она, как и правовая организация предпринимательских отношений, динамична и зависит от объективно развивающейся рыночной экономики, что в свою очередь обусловлено потребностями удовлетворения материальных интересов общества и государства.

В третьем параграфе «Факторы, влияющие на особенности правовой организации отраслевых промышленных комплексов» вначале подчеркивается, что правовая организация ОПК как сложное и многогранное явление формируется под воздействием многих факторов. Признание правовой организации ОПК частью системы права, образованной, функционирующей и развивающейся посредством института правоустановления, предполагает зависимость правовой организации ОПК, с одной стороны, от характера системы права, ее юридического содержания, принципов и др., с другой – от объективно развивающихся общественных институтов. Учитывая последнее, применяя экономико-правовой подход, раскрываем ряд объективно существующих факторов, играющих важную роль в формировании содержания правовой организации ОПК, а также обуславливающих ее специфику. На примере нефтедобывающего комплекса обосновывается особая значимость в этом процессе таких факторов, как специфика производственной деятельности хозяйствующих субъектов ОПК, условия функционирования ОПК, государственная экономическая политика в отношении ОПК.

Представленный в работе анализ позволил доказать, что между названными факторами существует обратная связь, которая опосредует их взаимозависимость. Следовательно, они (факторы) должны учитываться в совокупности при формировании правовой организации ОПК. Игнорирование данного факта приводит к неэффективности правовой организации ОПК. Например, несмотря на усилия государства в отношении нефтедобывающего комплекса, пока не удалось сформировать цивилизованный нефтяной рынок с недискриминационными экономическими взаимоотношениями его субъектов между собой и государством; оптимизировать тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование; привлечь необходимые инвестиции; провести институциональные преобразования; повысить эффективность управления государственной собственностью; создать систему стимулирования и поддержки стратегических инициатив хозяйствующих субъектов, включая разработку новых месторождений и внедрение новых технологий; добиться учета требований экологической безопасности; создать необходимую нормативно-правовую базу; добиться эффективного управления государственным фондом недр, в том числе контроля за эффективной разработкой запасов и обеспечением их рационального освоения в течение длительного периода времени.



следующая страница >>