Правопреемство в международном праве (Контрольная) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конвенция о международном праве опровержения 1 90.14kb.
Выдача преступников в современном международном праве 8 1663.26kb.
Лекция по теме №5 Интеллектуальная собственность в международном... 1 190.82kb.
Принцип военной необходимости в международном гуманитарном праве... 1 177.8kb.
Валерия Викторовна статус личности в праве шотландии 12. 00. 1 334.3kb.
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении 13 5293.71kb.
Отчет об участии в международном педагогическом семинаре «Стратегии... 1 98.79kb.
Приглашение к участию в XVIII международном фестивале работающей... 1 13.6kb.
Использование специальных знаний в уголовном праве, уголовном процессе... 7 2896.8kb.
Контрольная работа требования к оформлению 1 126.93kb.
Программа «Переоценка строений, помещений, сооружений, принадлежащих... 1 100.24kb.
М. Ю. Мартынова национализм в югославской федерации и этнизация политических... 1 248.45kb.
- 4 1234.94kb.
Правопреемство в международном праве (Контрольная) - страница №1/1




Правопреемство в международном праве (Контрольная)

Киевский институт внутренних дел КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПредмет: Международное правоТема: Правопреемство в международном правеПреподаватель: Яцина Иван ПетровичСтудента 32 группы, III курса факультета хозрасчетной заочной формыобучения Малик Андрея Игоревича№ зачетной книжки 3Х-95/311 №________________дом. адрес: 252151 Киев-151 Мишина 2-38 тел. (044) 271-22-84 Киев 1998 План. 1. Понятие правопреемства. Конвенции о правопреемстве. 2. Правопреемство в отношении договоров. 3.Правопреемство в отношении государственной собственности и государственных архивов. 4. Правопреемство в отношении государственных долгов. 5. Заключение. В ходе истории бывают случаи, когда одно государство разделяется на дваили более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое,когда на части территории государства создается новое государство, когдаодно государство входит в состав другого, когда часть территории одногогосударства переходит к другому. Крупными примерами такого рода измененийявляются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ, так называемое объединениеГермании; отделение в 1991 г. Латвии, Литвы и Эстонии от тогда ещесуществовавшего СССР, последовавшее несколько позднее полное прекращениесуществования этого Союза и возникновение на его территории двенадцатинезависимых государств; образование в 1992 г. на территории бывшейСоциалистической Федеративной Республики Югославии в качествесамостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении,Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную РеспубликуЮгославию; возникновение в 1993 г. на месте Чехо-Словакии самостоятельныхЧехии и Словакии. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии измененийна международные обязательства, о судьбе собственности, или, иначе говоря,о правопреемстве. Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате сменыодного государства другим в несении ответственности за международныеотношения какой-либо территории. В международном праве государство понимается как единство трехэлементов: население, территория, власть. Правопреемство связано сизменениями только одного элемента - территории. Изменение численностинаселения или организации власти таких последствий не порождают. Правопреемство - давний институт международного права, который получилширокое распространение в международной практике последних десятилетий. Онем шла речь в 60 - 70-е годы применительно к независимым государствам,возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около80). Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиемобщественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которойв 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г.Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г.диктаторского режима. В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было егоучастниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник,которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носительответственности за международные отношения, и государство-преемник, то естьгосударство, к которому эта ответственность переходит. Понятие “моментправопреемства” означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Объектомправопреемства является территория, применительно к которой сменяетсягосударство, несущее ответственность за ее международные отношения. Многие случаи правопреемства говорят о том, что государства непридерживались единых правил, все решалось с учетом конкретных условий, всоответствии со сложившейся политической обстановкой. Иногда государстварасходятся по коренным аспектам правопреемства. Так после Второй мировойвойны власти ФРГ исходили из того, что германский рейх как субъект права иисторико-политическая реальность никогда не переставал существовать. ФРГрассматривалась как воплощение этого факта. В отличие от этого, другиеправительства, в том числе и советское, придерживались того мнения, что врезультате войны германский рейх прекратил свое существование, а ФРГявляется лишь одной из правопреемниц прежней Германии. Под эгидой ООН приняты две конвенции о правопреемстве: Венскаяконвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. иВенская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственнойсобственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Обеэти конвенции, задуманные в качестве средства “обеспечения более надежнойправовой основы международных отношений”, не получив к началу 1993 г.минимально необходимого для вступления в силу числа ратификаций (15), нестали действующими. Тем не менее эти конвенции являются наиболееавторитетными актами в рассматриваемой области и содержат общие ориентирыдля решения вопросов правопреемства. Что касается договоров, то правопреемство не касается договоров,установивших границы и их режим, а также обязательств относительнопользования любой территорией, установленных в пользу иностранногогосударства. Так при воссоединении Германии не была поставлена под сомнениеграница по Одеру - Нейссе, установленная договором между Польшей и ГДР 1950г. При переходе части территории от одного государства к другому действуетпринцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границыдействия договора сокращаются или расширяются вместе с границамигосударства. Или, иначе, договоры государства-предшественника утрачиваютсилу в отношении переданной территории, а договоры государства-преемникаприобретают силу. При объединении государств все их договоры сохраняютсилу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенногогосударства, в отношении которой они находились в силе в моментправопреемства. При объединении Сирии и Египта в Объединенную АрабскуюРеспублику это положение было закреплено во Временной конституции ОАР 1958г.: “Соглашения и договоры остаются в силе в тех региональных рамках,которые были установлены для их осуществления в момент их ратификации всоответствии с нормами международного права”*. Правомерность такогорешения была признана___________________________________________________________________* Цитаты из: “ООН в документах” Международные отношения, М., 1995 г.другими государствами. В некоторых случаях они предпочли дополнительноурегулировать конкретные вопросы специальными соглашениями. Так, в 1960 г.между СССР и ОАР был заключен протокол по вопросам осуществления советско-сирийского соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. Онпредусматривал, что осуществление будет происходить только в пределахсирийского региона. Приведенные правила относятся и к случаю, когда одно государствоприсоединяется к другому, которое сохраняет свою правосубъектность. Особымслучаем в этом плане было вхождение ГДР в ФРГ, в результате чего перваяутратила свою правосубъектность, а вторая сохранила. Сложность состояла втом, что общественно-политические и правовые системы этих государствпринципиально отличались. Большие различия были в их международныхобязательствах. Поэтому по согласованию с другими заинтересованнымигосударствами было принято следующее положение: международно-правовыедоговоры, заключенные ГДР, должны рассматриваться с ее партнерами с точкизрения обеспечения доверия, интересов участвующих государств и договорныхобязательств ФРГ, а также с учетом компетенции Европейских сообществ. Болеетого, должно было учитываться их соответствие принципам свободного,демократического и правового государственного устройства. В результатетакого рассмотрения договоры ГДР подлежали сохранению, пересмотру илианнулированию. Что же касается договоров ФРГ, то они сохранили свою силу ираспространили действие на территорию бывшей ГДР. Эти положения былизакреплены в договоре об объединении Германии 1990 г. Если при разделении государства одна из частей продолжает существоватькак государство-предшественник, то в его договорных отношениях непроисходит изменений. Исключением являются те договоры, которыенепосредственно связаны с отошедшей территорией. Сказанное относится и кчленству в ООН. Что же касается государства, образовавшегося наотделившейся территории, то по этому поводу имеются две различные позиции.Согласно первой, традиционной, новое государство не несет обязательств подоговорам государства-предшественника. В 1947 г. от Индии отделился Пакистан. По этому поводу Секретариат ООНзанял следующую позицию: “...в международном статусе Индии нет изменений;она продолжает существовать как государство со всеми договорными правами иобязанностями и, следовательно, со всеми правами и обязанностями члена ООН.Отделившаяся территория, Пакистан, будет новым государством; оно не будетобладать правами и обязанностями прежнего государства и, разумеется, небудет членом ООН”. Иная позиция отражена в Конвенции о правопреемстве в отношениидоговоров. Договоры государства-предшественника сохраняют свою силу и длягосударств-преемников (п. 1 ст. 34 Конвенции 1978 г.). После распада Югославии вновь образованные государства были приняты вчлены ООН. Название “Югославия” сохранила федерация двух республик - Сербиии Черногории, территория и население которой составили около половинытерритории и численности населения бывшей Югославии. Белград заявил о своемправе занять место Югославии в ООН. Для этого имелись достаточные правовыеоснования, а также соответствующая практика ООН. Изменения в отношениитерритории и населения не влияют на правосубъектность государства. Тем неменее после выступления ряда представителей, обвинивших Сербию вагрессивности и в совершении военных преступлений, заявление Югославии былоотклонено. В резолюции Совета Безопасности 30 мая 1992 г. говорилось, что“претензия Федеративной Республики Югославии (Сербия и Черногория) наавтоматическое продолжение членства бывшей Социалистической ФедеративнойРеспублики Югославии в ООН не является общепринятой”. В другой резолюцииСовет счел, что “государство, известное ранее как СоциалистическаяФедеративная Республика Югославия, прекратило существование”. Все это ещераз подтверждает роль политических факторов в решении вопросовправопреемства. Правопреемство государств не затрагивает обязательств, касающихсяпользования любой территорией или ограничений на это, установленныхдоговором в пользу иностранного государства, группы государств, а равноправ, установленных договором в пользу какой-либо территории, группыгосударств или всех государств и касающихся пользования территориейиностранного государства. Основные нормы по вопросу правопреемства в отношении государственнойсобственности содержатся в Венской конвенции о правопреемстве государств вотношении государственной собственности, государственных архивов игосударственных долгов 1983 г. Эти нормы касаются только государственнойсобственности государства-предшественника. Режим правопреемства нераспространяется на права и обязательства физических и юридических лиц. Вконтексте правопреемства под государственной собственностью понимается“имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государствпринадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этомугосударству”(ст.8 Конвенции 1983 г.). Существует важная проблема правопреемства в отношении государственнойсобственности - компенсация за собственность, переходящую к государству-преемнику. В Конвенции предусматривается, что в принципе такой переходдолжен происходить без компенсации, если иное не согласованозаинтересованными государствами или не предусмотрено решениемсоответствующего международного органа (ст. 11 Конвенции 1983 г.). Вместе стем в Конвенции оговорено, что ее положения не наносят ущерба какому-либовопросу о справедливой компенсации между государством-предшественником игосударством-преемником, который может возникнуть в результатеправопреемства при разделении государства или отделении от него частитерритории. Нормами правопреемства устанавливается неодинаковый режим для переходадвижимой и недвижимой собственности. При объединении государств все просто- к государству-преемнику переходит вся государственная собственностьгосударств-предшественников. При разделении государства и образовании наего территории двух или более государств-преемников: n недвижимая собственность государства-предшественника переходит к тому государству-преемнику, на территории которого она находится; n недвижимая собственность, находящаяся за пределами государства- предшественника, переходит к государствам-преемникам, как указывается в Конвенции “в справедливых долях”; n движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к преемникам “в равных долях”. В случае передачи части территории одного государства другому переходгосударственной собственности регулируется соглашением между этимигосударствами. Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности неприменимы в том, что касается ядерного оружия, также являющегося такогорода собственностью. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия1968 г., каждая из ядерных держав, будь то Россия, США, Великобритания,Франция или Китай, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерноеоружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государствосвязано встречным обязательством не принимать от кого бы то ни былоядерного оружия или ядерных взрывных устройств. Эти положения договораисключают какое бы то ни было правопреемство в отношении ядерного оружия. Из соглашений и решений, принятых в рамках СНГ по вопросамправопреемства в отношении государственной собственности бывшего СССРвидно, что предметом урегулирования стала прежде всего та часть этойсобственности, которая находилась за рубежом. По Соглашению глав государствСНГ от 30 декабря 1991 г. и Соглашению о распределении всей собственностибывшего СССР за рубежом от 6 июля 1992 г. их участники подтвердили правокаждой стороны на владение, пользование и распоряжение причитающейся ейтакого рода долей при соблюдении прав и интересов других сторон, а такжезаконов государств, на территории которых находится имущество, входящее вэту долю. Что касается государственных архивов. Под государственными архивамигосударства-предшественника понимается совокупность документов любойдавности и рода, произведенных или приобретенных этим государством в ходеего деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали емусогласно его внутреннему праву и хранились им под его контролем в качествеархивов для различных целей. Конвенцией предусматривается обязанность государства-предшественникапринимать меры по предотвращению ущерба или уничтожения архивов, которыепереходят к государству-преемнику. Правопреемство не касается архивов, которые находятся на территориигосударства-предшественника, но принадлежат третьему государству, согласновнутреннему праву государства-предшественника (ст. 24 Конвенции 1983 г.). При объединении государств и образовании одного государства-преемника кнему переходят государственные архивы государств-предшественников. При разделении государства, когда на его месте возникает несколькогосударств-преемников, часть архивов государства-предшественника, котораядолжна находиться на территории государства-преемника в целях нормальногоуправления этой территорией, переходит к этому государству. К нему такжепереходит другая часть архивов, имеющая непосредственное отношение к еготерритории. При отделении от государства части его территории, на которойобразуется новое государство, часть архивов государства-предшественника,которая для целей нормального управления отделившейся территорией должнанаходиться на этой территории, переходит к государству-преемнику.Аналогичные правила применяются и тогда, когда отделившаяся частьгосударства объединяется с другим государством. По договоренности междугосударством-предшественником и государством-преемником могутустанавливаться другие правила правопреемства относительно государственныхархивов, однако при это не должно нарушаться право народов этих государствна развитие и на информацию об их истории и культурном наследии. Судьба государственных архивов СССР была урегулирована в связи с егораспадом между возникшими в пределах его территории государствами СНГ.Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшегоСССР от 6 июля 1992 г., заключенное между этими государствами, исходит изпринципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результатедеятельности высших государственных структур бывших Российской империи иСоюза ССР и хранящихся в государственных архивах за пределами государств -участников соглашения. Они не претендуют на право владения этимидокументами. Вместе с тем по Соглашению придается важное значениесодержанию полноценных архивных фондов государств-участников. Они взаимнопризнают осуществленный в соответствии с их законодательствами переход подих юрисдикцию государственных архивов и других архивов союзного уровня,включая отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящиеся на ихтерритории. Признается также право на возвращение тех фондов, которыеобразовались на территории каждой из стран и в разное время оказались за еепределами. Когда отсутствует возможность физического выделения комплексадокументов, каждое государство-участник Соглашения имеет право доступа кним и получение необходимых копий. Эти государства признают на своихтерриториях юридическую силу архивных справок, выданных государственнымиархивными учреждениями других государств СНГ. Венская конвенция 1983 г. регулирует также вопросы правопреемствагосударств в отношении государственных долгов. Для целей регулированияправопреемства государственный долг означает любое финансовое обязательствогосударства-предшественника в отношении другого государства, международнойорганизации или иного субъекта международного права, возникшее всоответствии с международным правом. Правопреемство в отношениигосударственных долгов не затрагивает прав и обязанностей кредиторов (ст.36 Конвенции 1983 г.). иначе говоря, правопреемство, за исключением особыхслучаев, не наносит ущерба правам тех, кто предоставил кредит. Датойперехода долга к государству-преемнику является момент правопреемства, еслидоговоренностью между заинтересованными государствами или решениемсоответствующего международного органа не предусмотрено иное. Когда государства объединяются и образуют одно государство-преемник, кнему переходят государственные долги государств-предшественников. При разделении государства на несколько частей, и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним всправедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов,которые переходят к ним в связи с государственным долгом. Аналогичноеправило, при отсутствии соглашения, применяется, когда происходят отделениечасти территории государства и образование на ней государства-преемника иликогда отделившаяся часть территории объединяется с другим государством, атакже когда часть территории передается одним государством другому. Между бывшими союзными советскими республиками был заключен рядмногосторонних и двусторонних соглашений относительно правопреемства вотношении государственного долга СССР. Основным из них был многостороннийдоговор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга иактивов СССР 1991 г., который определил понятие внешнего государственногодолга и активов. Однако решить проблему на основе пропорциональногораспределения долга не удалось. Неурегулированность проблемы отрицательно сказывалась на развитиифинансовых отношений с иностранными государствами и международнымиорганизациями. Исходя из этого, Россия в 1993 г. предложила радикальноерешение, на основе принципов которого предлагалось заключить двусторонниесоглашения. В Постановлении Правительства от 17 мая 1993 г. эти принципыизложены следующим образом. Доли бывших союзных республик определяются сучетом фактического количества государств, подписавших Договор 1991 г.Следовательно, доля долга неучаствующих государств перераспределяется междуучастниками. Республики передают России обязательства по выплате доли этихгосударств. В целях компенсации республики передают России свои доли вактивах бывшего СССР. Особый режим установлен Венской конвенцией для нового независимогогосударства. Никакой государственный долг государства-предшественника непереходит к нему. Иной порядок может быть установлен только путем взаимногосоглашения, заключенного с учетом связи между долгом предшественника,относящимся к его деятельности на территории, которая является объектомправопреемства, и имуществом, правами и интересами, которые переходят кновому государству. Как видно из вышеприведенного мировая практика правопреемства довольнообширна и хорошо отрегулирована. Попытка ООН ввести общие для всех правилаправопреемства пока не получила необходимой поддержки. Тем не менее Венскиеконвенции относительно правопреемства, основываясь на принципе: правилаКонвенции применяются в случае отсутствия соглашения сторон относительноправопреемства, не выглядят декларативными бумажками. По своей сути онидействуют и без необходимого числа ратификаций. Литература. Блатова Н.Т. Международное право. “Юридическая литература”, М., 1987 г. Кожевников Ф.И. Международное право, “Международные отношения”, М., 1997 г. “ООН в документах”, “Международные отношения”, М., 1995 г. Нормативные акты. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.