страница 1 |
|||||||
Похожие работы
|
Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. - страница №1/1
![]() Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к ЕГЭ» (с использованием коммуникативно - деятельностного подхода). Учитель – Мякишева О.Н. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (комбинированный) ( с использованием информационно-коммуникационных технологий) Вид урока: урок-практикум Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная и др. Цели урока: Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А3, А19, В2) Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся; Воспитательный аспект: совершенствование навыков межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств, чувства активного сострадания Задачи: - уметь находить местоимения в тексте; - определять разряды местоимений; - закрепить правописание отрицательных и неопределённых местоимений; - уметь определять роль местоимений в речи.
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения; - осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности; - осуществление самоконтроля и самокоррекции; - осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
- объяснительно-иллюстративные; - проблемные; - частично-поисковые; - исследовательские.
- компьютер, мультимедийные проектор, презентация; - интерактивная доска, презентация; - раздаточный материал: тексты, приложения; - выход в Интернет, электронный тренажёр
(Слово «местоимение» в начале урока закрыть) 1 ЭТАП. Организация начала занятия. 1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку 2.Эмоциональный настрой (под музыку) Межпредметные связи Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда – талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сотворим урок.
(Формирование регулятивных УД) 3.Актуализация на познавательную деятельность Слайд 1 (интерактивная доска) Словарная работа (лексический диктант) – (один учащийся у доски, класс работает в тетрадях. Задание: вставить пропущенные буквы. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово). …ргумент, ко(м,мм)нтарий, ра(с,сс)уждение, пр…блема, …ктуальный, опт..мизм. (Учитель зачитывает значения слов. Ученик у доски определяет слово по его значению, берёт и тащит слово, в случае затруднения прибегаем к помощи класса. Последним было определено слово "оптимизм". Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее!) Создание ситуации успеха РАССУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту. АРГУМЕНТ, -а, м. 1. Довод, доказательство. АКТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Важный, существенный для настоящего момента. ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм - При выполнении каких заданий ЕГЭ нам понадобится знание этих слов? (ч.С). Запомните их. Мы сегодня ещё вернёмся к ним. - Начнём с орфоэпической разминки. Слайд 2 (интерактивная доска) Орфоэпическая разминка (найди лишнее слово). Лист контроля. дотемнА, дОверху, дОнизу, дОсуха, дОчиста, дОсиня Ситуация успеха (задать вопрос, если учащийся неверно выполнил задание) -Какую оценку хочешь получить в конце четверти? Надо постараться! Даю шанс. 4. Вызов. Создание проблемной ситуации: формулировка учащимися темы и целей урока (исследование) В латинском языке ОНО имело название прономен. Это слово составлено из двух слов: предлога про – «вместо» и существительного номен – «имя», то есть ОНО буквально означает «вместо имени». - О какой части речи я говорила? Обратите внимание на эпиграф. Какое слово закрыто? Слайд 3 (интерактивная доска) Межпредметные связи О да, любовь вольна, как птица, Да, все равно - я твой! Да, все равно мне будет сниться
Как иерей, свершу я требу За твой огонь - звездам!
В реке моих стихов, И я с руки моей не смою, иерей - священник Кармен, твоих духов... требу - это рекомендуемый размер пожертвования Показательно, что в полном собрании сочинений А. Блока 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49-местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы - только 2. Второе место при таком подсчете у Блока занимают притяжательные местоимения: мой начинает 14 стихотворений, твой - 9. - Итак, над чем мы с вами будем сегодня работать? Сформулируйте тему урока (запись в тетради: Местоимение. Повторение изученного) - На партах у каждого лежат КИМы. Проанализируйте задание А3, А19, В2, В7 - Скажите, как они связаны с местоимением? Какой трудности они касаются, каких знаний, умений требуют? - Давайте сформулируем цели урока и задачи (формулировка целей и задач урока учащимися). (Формирование регулятивных УД) Слово учителя (проговаривание целей урока учителем) Итак, главная цель наших уроков - поэтапное устранение орфографических, грамматических, морфологических, речевых трудностей на пути подготовки к ЕГЭ. Цель сегодняшнего урока – обобщить правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений, закрепить умения определять разряд местоимений, избегать ошибок в употреблении местоимений в речи. А задачи - вспомнить изученное ранее, выявить основные трудности, систематизировать знания, закрепить их в коллективной, а затем в самостоятельной работе. 3 ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний и умений. Закрепление.
А) Правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений - Электронный учебник. Задание на соотнесение №8, 9 (один учащийся работает у доски, остальные по карточкам) Дифференциация Формы контроля: электронный тренажёр, карточка-тест. Проверка. Взаимопроверка. Выставление оценок в листах контроля Проверка. Формулировка вывода учащимися. (Формирование познавательных УД) Запоминалка: кое-, либо-, то-, нибудь- чёрточку не позабудь! Обращаю ваше внимание на некоторые трудности в написании местоимений, на способы различия местоимений от наречий и союзов! (А19) Это задача следующего урока! Затравка на следующий урок Слайд 4 (интерактивная доска)
Б) Закрепить умения определять разряд местоимений Работа с текстом АНАЛИЗ ТЕКСТА (1 )Сострадание - активный помощник. (2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? (5)С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг… (По С.Львову) 1.Определите, к какому стилю речи относится данный отрывок? (ПС) Почему? (Сфера применения - газеты, журналы, телевидение, выступления на митингах, собраниях. Стилевые черты: призывность, яркость, эмоциональность, актуальность. Жанры: репортаж, очерк, заметка, интервью, фельетон и др. Языковые средства: обращения, риторические вопросы, побудительные предложения, общественно-политическая лексика.) 2.Какой тип речи преобладает? (рассуждение) (Формирование коммуникативных, познавательных УД) К1: формулировка проблемы Связь с жизнью -Как воспитать в человеке умение сострадать? -Проблема активного сострадания.
-В чём заключается актуальность сформулированной проблемы? -К какой аудитории обращается автор? (молодёжь, среднее поколение, широкая аудитория…) -Доводы автора убедительны? (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность (Проблема действенного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, автор безоговорочно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям…) К3: нахождение авторской позиции Предложение 5, сочувствие должно быть действенным К4: аргументация Межпредметные связи с литературой, наглядность (Ярким примером активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Она без всякого колебания отдаёт подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.) Задание по тексту: найдите в тексте все местоимения и определите разряд (коллективная работа) Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома. Динамическая пауза (под музыку) Здоровьесбережение (сопровождается показом слайдов с Масленицы) Вы устали? Не хотите ли набраться позитива? Позитив – это положительные эмоции. Позитив – это искренняя улыбка. Позитив – это прыганье и хлопанье в ладоши. (попрыгать, похлопать). Посмотрите на эти цветы, рассыпанные по всему классу, на их яркие краски. Позитивный настрой — вера, что всё у вас получится. Ситуация успеха Форма контроля (Выход в интернет: интерактивный тест) Работа в малых группах: по выбору учащихся. Выставление оценок Задание. Интернет: Saharina.ru (ЕГЭ по русскому языку: тесты для 10 класса – разряды местоимений). Выставление оценок. (Не получилось? Ничего, в следующий раз будет лучше) Ситуация успеха (Папка на рабочем столе «18 марта»: тест). В) Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи в предложении. (В7) - Какова роль местоимений в речи? Можно ли обойтись в нашей речи без местоимений? (Обратиться к эпиграфу) (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении, н-р, одного и того же имени существительного. Местоимения может выступать как средство связи в предложении. (В7) Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания (Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась). Всегда ли мы правильно употребляем в своей речи местоимения? Задание: прослушайте внимательно отрывок и выпишите ошибки в употреблении местоимений. (А3) Весёлая радионяня – притяжательные местоимения mp3 Г) Местоимение как средство связи в предложении. (В7) В7. Скажете: таких книг не бывает. Такие книги есть Это задача следующего урока! Таким образом, мы поставили задачи на следующий урок. А теперь подведём итоги нашего урока. Прошу сдать листы контроля. 4ЭТАП. Подведение итогов. Рефлексия. - За что бы вы себя могли похвалить? 9учащиеся вспоминают, чем занимались на уроке, что получилось лучше, над чем предстоит ещё поработать) - Выставление оценок, комментирование.
1гр. – Подобрать задания повышенной трудности по теме: правописание и употребление местоимений 2гр. – Написать сочинение-рассуждение по данному отрывку. 3гр. – Составить тест по теме «Местоимение» А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами местоимений. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека грамотного, мыслящего, умеющего принимать верные решения, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в высшее учебное заведение. Релаксация: «Букет настроения» (нарисовать вазу на доске). Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. Итак, если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе понравившийся цветок, если не понравился – пусть он останется на месте, он будет ждать вас до следующего раза.
1.После предлогов у местоимений 3л. появляется Н (у него, к нему-ждать его, послать ему) 2.Формы Р.п. личного мест. 3 л. ЕГО, ЕЁ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности (Услышали его. Услышали его песню) 3.Указательные мест. (ОБ ЭТОМ – О ТОМ, ОБ ЭТОЙ - О ТОЙ) Литература
|