Практико-ориентированные ученические компьютерные проекты как основа научно-практического образования - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Памятка участника Республиканского конкурса ''Пятьдесят лучших инновационных... 1 48.85kb.
Литература (11,5 тыс экземпляров), стеллажи, столы ученические -15 шт. 1 351.78kb.
Городская научно-практическая конференция «Развитие научно-практического... 1 162.94kb.
Домашнее задание №10 Практико-ориентированные проблемно-творческие... 1 18.64kb.
Международная научно-практическая конференция «ресурсный центр как... 1 45.28kb.
Управление по образованию Администрации городского округа Балашиха... 2 678.6kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 84.16kb.
Г. Проекты финансировалис 1 74.51kb.
Технологии личностно-ориентированного образования Основные концептуальные... 1 115.14kb.
Публикации Н. В. Сазановой 1 14.67kb.
Программа международной научно-практической конференции «Трансграничный... 1 122.4kb.
Система удаленной обработки информации «лицей: учебный процесс»:... 1 47.42kb.
- 4 1234.94kb.
Практико-ориентированные ученические компьютерные проекты как основа научно-практического - страница №1/1

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УЧЕНИЧЕСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ОСНОВА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Минченко Михаил Михайлович (mmm_pro@mail.ru)

ГБОУ лицей информационных технологий № 1537, г. Москва


Аннотация

Создание обучающимися общеобразовательных учреждений практико-ориентированных компьютерных проектов рассматривается в качестве ключевой формы реализации научно-практического образования. Приводится примерная тематическая направленность проектов, рассмотрены стадии выполнения проекта и их основные составляющие, дается обзор возможных компьютеризированных методов разработки и технологий реализации.


Поставленная сегодня на государственном уровне задача развития деятельностного содержания образования в условиях перехода общего образования к ФГОС нового поколения делает актуальным при построении современной системы обучения активное развитие направления научно-практического образования.
Одной из ключевых форм реализации научно-практического образования, безусловно, должна стать проектная деятельность обучающихся с применением информационно-коммуникационных технологий. При этом в ученических проектных работах научно-технической и социально-экономической направленности может быть эффективно использован инструментарий программирования.
Обучающиеся могут выполнять программные проекты в области автоматизации информационных процессов, компьютерного моделирования физических явлений и технических систем, технологических и социально-экономических процессов, разрабатывать программно-аппаратные комплексы и микропроцессорные системы. Наиболее успешно такая проектная деятельность может быть организована в рамках специализированных элективных курсов, в том числе в рамках внеурочной деятельности через систему дополнительного образования.
Безусловно, в основе выполнения подобных практико-ориентированных проектов должна лежать базовая подготовка обучающихся в области программирования. Кроме того, определяющими являются этапы выбора темы проекта и наиболее подходящего инструментария программной реализации. Причем под выбором темы, помимо собственно формулировки темы, следует подразумевать расширенную постановку задачи с перечислением требований к входной информации и перечнем ожидаемых результатов.
Последующие стадии выполнения учеником проекта целесообразно организовать в форме двух параллельных процессов: 1) подготовка описания и представления проекта; 2) собственно программная реализация.
Подготовка описания проекта, в свою очередь, может включать в себя следующие этапы:

  1. подготовка кратких тезисов проекта;

  2. подготовка расширенных тезисов проекта;

  3. подготовка описания исследовательской или научно-практической части проекта, а также технической документации по проекту;

  4. подготовка презентационных материалов (мультимедийной презентации, демонстрационного видеоролика, буклета, демонстрационных плакатов и т.п.) и доклада (выступления) с представлением результатов проекта.

В процессе программной реализации проекта ученику, как правило, требуется



  • освоить дополнительные необходимые инструментальные средства разработки;

  • определить структуру данных и структуру пользовательского интерфейса;

  • реализовать программные модули и выполнить их отладку.

Общая структура описания ученического проекта может включать в себя следующие основные составные части:



  • постановку задачи (цель и задачи работы, гипотезу исследования, актуальность);

  • описание предметной области и/или решения исследовательской задачи;

  • описание инструментария разработки (используемые методы и алгоритмы разработки, обоснование выбора инструментальных программных средств);

  • технологические особенности выполнения программной реализации;

  • реализованные в проекте функциональные возможности;

  • выводы и возможности практического применения.

В качестве примеров тематических областей разработки практико-ориентированных программных ученических компьютерных проектов можно привести следующие:



  • интеллектуальный инструментарий анализа и обработки информации – расчетные, офисные и инструментальные программы;

  • модернизация экономической, социальной и пространственной среды – программы социально-экономического и пространственного анализа;

  • автоматизация технологических процессов и технических систем, в том числе с использованием данных от внешних источников и разработкой программно-аппаратных комплексов, микропроцессорных систем и т.п.;

  • совершенствование коммуникаций – программы реализации и поддержки современного человеко-машинного интерфейса и сетевого взаимодействия.

В процессе выполнения практико-ориентированных проектов указанной тематики обучающимися могут использоваться следующие компьютеризированные методы и технологии:



  • технологии проектирования и разработки программных продуктов в интегрированных средах объектно-ориентированного программирования;

  • технология построения программно-аппаратных комплексов на микроэлектронной базе;

  • технологии проектирования и построения интеллектуальных микропроцессорных систем;

  • технологии разработки робототехнических систем на основе различных типов микроконтроллеров;

  • мультимедийные технологии;

  • методология автоматизированного финансово-экономического анализа деятельности производственных предприятий;

  • методология компьютеризированных пространственных социально-экономических исследований;

  • экономико-математические и статистические методы обработки информации.

Важно также, чтобы выполненные обучающимися практико-ориентированные проекты прошли экспериментальную апробацию в условиях образовательного учреждения, в бытовых условиях, а при наличии возможностей – и на реальных предприятиях. Полученные результаты могут быть представлены обучающимися на научно-технических конкурсах, конференциях и выставках различных уровней.


Выполнение практико-ориентированных проектов с использованием инструментария программирования позволяет обучающимся приобрести компетентности и личностные качества, необходимые им для успешной самореализации в современных условиях динамично развивающейся высокотехнологичной цивилизации.