Практика реализации разрешительных полномочий таможенных органов: - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон о дополнительных мерах по реализации избирательных прав граждан... 1 514.23kb.
Закон чувашской республики о совмещении выборов и продлении сроков... 1 16.09kb.
Ii всероссийская научно-практическая конференция Университетского... 1 65.62kb.
Права человека и оон: практика работы международных договорных органов... 3 502.34kb.
Программа пилотного семинара «государственно-частное партнёрство... 1 157.52kb.
Проект 02. 10. 2012 Внесен 1 40.21kb.
Уголовное право и процесс, криминология 1 221.19kb.
Повестка дня №14 заседания муниципального Собрания Фили-Давыдково... 1 28.66kb.
Темы дипломных и курсовых работ 1 41.12kb.
Закон о некоторых вопросах государственной гражданской 1 583.35kb.
Темы заявленных докладов Представители государственных органов и... 1 82.4kb.
Бояшов И. Повесть о плуте и монахе / И. Бояшов. – Спб. Лимбус Пресс... 1 77.36kb.
- 4 1234.94kb.
Практика реализации разрешительных полномочий таможенных органов: - страница №1/1

Практика реализации разрешительных полномочий таможенных органов: (историка – правовой аспект).

Логинова Анастасия Сергеевна

к.ю.н., старший преподаватель кафедры

конституционного и административного права

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики» – Нижний Новгород

e-mail: pantera-cut84@mail.ru
Разрешительные полномочия таможенных органов исторически имеют значимый характер, в связи с тем, что именно посредствам названных полномочий осуществлялось регулирование внешнеторговой деятельности и деятельности объектов около таможенной инфраструктуры на протяжении всей истории становления таможенного дела в России.

Проблема четкой регламентации разрешительных полномочий таможенных органов заключалась в том, что в процессе развития таможенного дела в России, на разных исторических этапах менялись функции и задачи таможенных органов. Кроме того ни в законодательстве, ни на уровне теоретических выводов нет определения разрешительных полномочий таможенных органов, что связано с низким уровнем теоретической разработанности проблематики.

Многосложность и систематическое изменение законодательства в области таможенного дела предопределяет необходимость проведения историка – правового исследования в области разрешительных полномочий таможенных органов, которое будет завершено обоснованными выводами и предложением рекомендаций в области обозначенной проблемы1.

Считаем целесообразным начать с рассмотрения проблемы, как советское таможенное законодательство в области разрешительных полномочий реализовывалось на практике. В первую очередь, остановимся на анализе структуры и функциях таможенных органов в обозначенный период.

Нормативно-правовое регулирование таможенного дела в Советской России обусловливалось качественными изменениями функций таможенных учреждений посредствам введения в действие декрета СНК РСФСР от 29 июня 1918 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», которым была национализирована внешняя торговля, а также Постановлением СНК РСФСР от 11 июля 1920 г. «Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР». Перечисленные законодательные акты называли традиционные формы деятельности таможен. Контроль над внешней торговлей осуществлялся с первых дней Советской власти. Первое время регулированием внешней торговли занимался Петроградский военно-революционный комитет, рассматривавший заявки на ввоз и вывоз товаров и проводивший надзор за деятельностью таможен. Декретом Совета Народных Комиссаров от 29 декабря 1917 года внешняя торговля была поставлена под контроль Народного комиссариата торговли и промышленности2.

Декретом СНК РСФСР от 29 июня 1918 г. любые торговые операции были отнесены к компетенции Народного комиссариата внешней торговли. Ведомства, учреждения и организации РСФСР, предприятия или частные лица не наделялись правомочиями осуществлять какие-либо мероприятия, вести переговоры или заключать какие-либо сделки, касающиеся ввоза и вывоза товаров, кроме как с предварительного согласия и разрешения Народного комиссариата внешней торговли или соответствующих его заграничных органов и на устанавливаемых ими основаниях.

29 мая 1918 г. был издан декрет СНК РСФСР «О разграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании таможенных учреждений». Декрет детализировал разрешительные полномочия таможенных органов, их функции и задачи, а также утверждал их структуру. Декрет издавался в целях разграничения прав центральных и местных Советских властей по сбору пошлин, а также координации деятельности местных таможенных учреждений. Декретом вводилась строгая централизация всего таможенного дела в республике. Определение размера таможенных пошлин и других сборов с ввозимых товаров из-за границы и ввозимых с территории Советского государства принадлежало исключительно центральной государственной власти. Контрольно – разрешительные функции по приему и выпуску товаров и их досмотр, а также проверка пассажиров и их багажа возлагались на таможенные учреждения, которые располагались как вдоль границы, так и внутри государства. Таможенные органы были подотчетны департаменту таможенных сборов Министерства финансов и являлись составной частью органов центральной Советской власти. Порядок назначения, перемещения и увольнения таможенных служащих являлся исключительным правом Центрального Народного комиссариата финансов3.

Анализ деятельности таможенных органов в годы гражданской войны позволяет прейти к выводу, что правовой статус таможенных органов был значительно снижен, место таможенной администрации в области внешней торговли носило подчиненный характер, и существовала высокая вероятность упразднении таможенных органов. Мы полагаем, что во многом это связано с тем, что политика советского государства была направлена на построение новой экономической политики и как следствие таможенная система претерпевала изменения, а именно функции таможенных органов приобрели более контролирующий характер, нежели фискальный, при осуществлении внешней торговли.

Анализируя исторические материалы, делаем вывод о том, что политика советского государства в период с 1917 по 1928 гг. в области таможенного дела носила насильственно-захватнический характер, что отрицательно отразилось на таможенной системе в целом и в частности на ее разрешительных полномочиях. Создавались и таможенные организации. На протяжении 54900-км границы в середине 20-х годов действовало 367 таможенных учреждений со штатной численностью 5920 единиц. В связи с изменением таможенной политики, направленное на государственное регулирование внешней торговли, значение таможенных органов снизилось, к 1927 г. действовали лишь 176 таможенных учреждений, а их штаты сократились в два раза4.

Восстановление таможенной системы началось в начале 20-х гг. ХХ в. Переход в марте 1921 г. к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. С 1922 по 1928 гг. (особенно в 1924-1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом.

В соответствии с задачами, функциями таможенных учреждений, а также в условиях перехода к нэпу и в связи с расширением внешней торговли, началось формирование многоступенчатой системы управления таможенным делом.

В марте 1922 г. Совнарком утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. В соответствии с ним Наркоматом внешней торговли по согласованию с Наркоматом финансов определялся состав таможенных округов. Все таможни делились на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 г. Главное таможенное управление объединяло 283 местных таможенных учреждения (134 таможни, 149 таможенных поста), входивших в состав восьми округов – Петрозаводского, Западного, Украинского, Южного, Закавказского, Туркестанского, Семипалатинского, Сибирского и двух участков - Петрозаводского и Крымского. В системе таможен в 1922 г. работало 4850 человек5.

В начале 1923 г. деятельность таможенной службы все больше подкрепляется новыми правовыми актами. Например, был издан декрет СНК от 10 января 1923 года «О взыскании за нарушения ответственными лицами транспорта и распорядителями грузов таможенных постановлений», который четко устанавливал правила таможенного оформления и меру ответственности за неисполнение регламентированных предписаний6.

12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил новый Таможенный устав, он закреплял сложившуюся систему управления таможенным делом на всей территории страны и структуру таможенных органов.

Таможенный устав определял, что контроль и надзор за деятельностью таможенных учреждений осуществляет Народный комиссариат внешней торговли на всей территории Союза ССР. В состав НКВТ входили: Главное таможенное управление, таможенно-тарифный комитет, и иные учреждения, через которые НКВТ осуществляло свои задачи и цели.

Непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений в союзных республиках возлагалось на уполномоченных Народным комиссариатом внешней торговли комиссаров этих республик.

Устав детально регламентировал и разграничивал компетенцию НКВТ и Главного таможенного управления.

Полномочия НКВТ в области таможенного дела сводились к:

а) наблюдению за выполнением таможенными учреждениями законов и распоряжений центральных общесоюзных органов по таможенной части;

б) ревизии всех таможенных учреждений;

в) рассмотрению и соответствующему направлению всех дел о конфликтах между таможенными учреждениями и местными органами союзной республики, а равно и жалоб на постановления местных таможенных учреждений;

г) разработке конкретных мероприятий по борьбе с контрабандой.

В отношении порядка совершения таможенных действий по границам в Средней Азии, Сибири, Дальне-Восточной Области, по сухопутной и морской границе с Персией и по сухопутной границе с Турцией, Народному комиссариату внешней торговли предоставлялось право издавать, по соглашению с Советом Народных Комиссаров РСФСР и Советом Народных Комиссаров РСФСР специальные правила:

а) по приему, досмотру, выпуску и отпуску товаров, а также по пропуску пассажирского багажа через границу;

б) по применению или неприменению взысканий, действующих на пропуск товаров через границу.

Таким образом, НКВТ решал основные задачи в области таможенного дела, на него же возлагались и основные разрешительные полномочия. На Главное таможенное управление возлагалась: выработка всеобщего характера мероприятий, инструкций и разъяснений к ним, а равно организация и руководство борьбой с контрабандой через таможенные учреждения по всей территории Союза ССР.

Главное таможенное управление было подотчетно НКВТ. Во главе Главного таможенного управления стоял начальник управления. Оно имело право непосредственно издавать циркулярные распоряжения по таможенным учреждениям, за исключением случаев, когда распоряжения должны быть издаваемы от имени Народного комиссариата внешней торговли. В основном эти распоряжения носили внутренний организационный характер.

По распоряжению НКВТ в союзных республиках создавались отделы Главного таможенного управления, которые, осуществляли свою деятельность под прямым и непосредственным руководством Главного таможенного управления7.

Таким образом, можно сказать о том, что разрешительные полномочия в области таможенного дела были возложены на НКВТ, а Главное таможенное управление занималось выработкой мер общего характера и то весьма ограниченного характера.

В 1928 г. был принят новый Таможенный кодекс, который устанавливал новую систему таможенных органов, а функции таможенных органов сводились к фактическому контролю за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли, а также взиманию таможенных сборов и совершению всех других таможенных операции.

Таким образом, делаем вывод, что компетенция в сфере таможенного дела была разделена между НКВТ, ТТК и ГТУ неверно. Излишние иерархичные и бюрократически развитые связи и административные барьеры лишь чинили преграды нормальному течению внешнеэкономической деятельности, развитию таможенно-тарифного регулирования и таможенному контролю. Наиболее логично и продуктивно, было бы выстроить работу таможенной системы того времени следующим образом: НКВТ возглавлял и контролировал всю деятельность таможенных органов, а также занимался финансовыми вопросами, ТТК занимался исключительно только установлением и регулированием ставок таможенных пошлин и сборов, а таможни и таможенные посты занимались бы вопросами борьбы с контрабандой, таможенным контролем, приемом деклараций, а также осуществляли контроль за правильным и своевременным исчислением и уплатой таможенных платежей. Выявлением и расследованием уголовных или административных дел в сфере таможенного дела занимались бы оперативные таможни. Споры, возникавшие в процессе таможенного оформления, привлечение к административной или уголовной ответственности рассматривались бы исключительно в судебном порядке. Таким образом, путем установления организационных связей только по вертикали, на наш взгляд сократился бы уровень коррупции в таможенных органах, процедура таможенной очистки происходила бы быстрей и безболезненней, а таможенно-тарифная политика была бы более детальной и последовательной, что автоматически способствовало бы укреплению советских позиций на международной арене.

3 декабря 1930 г., после разделения Народного комиссариата внешней торговли на два наркомата, Наркомвнешторг и Наркомснаб, Главное таможенное управление вошло в состав Наркомвнешторга, который структурно подразделялся на следующие управления: Валютное; Восточное; Импортное; Транспортное; Учебных заведений; Экспортное. С марта 1931 г. на ГТУ возлагалась выдача разрешений на выпуск таможнями провозимых без лицензий отдельных вещей и предметов, не включенных в списки пассажирского багажа; выдача разрешений на продажу товаров и вещей, ввезенных в СССР с ограниченным правом их использования8.

Таким образом, мы видим что разрешительные полномочия таможенных органов были сведены к выдаче разрешений .

С сентября 1934 г. была принята новая структура управления: группа по пропуску грузов и транзиту, группа по пропуску пассажиров и международных почтовых отправлений, административно-финансовая группа, группа таможенной статистики, секретная часть. Мы считаем, что подобная структура организации таможенного дела более целесообразна. Поскольку каждая штатная единица занималась установленными для нее вопросами, что приводит к более стройной и слаженной работе таможенных органов в целом. Как мы видим, структура таможенных органов постепенно становилась более структурированной, а деятельность таможенных органов регулировалась разнообразными правовыми актами.

В 1935-1938 гг. были разработаны и введены в действие инструкции по осуществлению контрольно-инспекторских функций в отношении транспортировки экспортно-импортных грузов9.

Сложившаяся к концу 30-х гг. ХХ в. структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 80-х гг.10

Изучение архивных документов, военно-исторических трудов и публикаций также показало, что определение с достоверной точностью масштабов разрешительных полномочий таможенных органов в годы второй мировой войны невозможно, из-за отсутствия полного комплекта отчетно-статистических материалов по этим вопросам.

На 1 января 1945 г. руководство таможенным делом осуществляло ГТУ в подчинении, которого находились 53 таможни, 34 таможенных поста при численности работников 1 043 человек. В систему ГТУ входили таможни трех классов, которые преимущественно располагались на местах прежних российских царских таможенных учреждений, то есть пути пересечения границ товарами и пассажиропотоками.

Послевоенные проверки деятельности учреждении ГТУ показывали во второй половине 1940-х гг., что таможенная система Советского союза далека от идеала и возникали трудности с кадрами и материально-техническим снабжением. Из 22 таможен, проверенных Министерством государственного контроля в марте 1947 года, 17 не обеспечивали полного и тщательного досмотра провозимых грузов11. Мы полностью соглашаемся с Ю.Г. Кисловским, так как после войны таможенная служба не избежала многочисленных реорганизаций и сокращений штатной численности, которые в те годы сотрясали армию, милицию, и другие силовые структуры.

Структура таможенных органов была подвергнута реформированию. Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом, которая состояла из ГТУ и таможен. Первыми руководителями ГТУ являлись А.И. Потяев, А.Я. Охтин, Г.И. Кузнецов, Ю.Н. Примеров. При этом функции таможенных учреждений преимущественно сводились к контролю за соблюдением государственной монополии внешней торговли, осуществлению таможенных операций и борьбе с контрабандой12.

Принятый в 1964 г. Таможенный кодекс содержал положения, касавшиеся организации таможенного управления. В соответствии со ст. 1 названного документа управление таможенным делом на территории СССР относилось к ведению Министерства внешней торговли СССР и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление. Среди функций таможенных учреждений по прежнему оставался контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой13.

В период внешнеэкономической реформы 1986-1991 гг. начинался новый виток развития советской таможенной системы. Его особенностью можно назвать попытку со стороны государства трансформировать таможенную службу государственного монополиста в новую управленческую структуру, которая была бы сориентирована на функционирование в условиях демократического режима и свободного рынка. Реформирование таможенной системы заключалось в создании Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров ССС14.

Б.Н. Габричидзе и Д.М. Полежаев выделяли на данном этапе развития системы управления таможенным делом ряд особенностей.

Во-первых, с 1986 по 1989 гг., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически оставались без изменений. Это было обусловлено, тем что практически не изменялся порядок экспортно-импортных операций. Главной задачей таможенных органов оставался контроль за соблюдением государственной монополии на внешнюю торговлю. В этот период система таможенных органов развивалась в основном в организационно- правовом направлении. Правовой аспект этого развития состоял главным образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и порядок деятельности органов таможенной системы.

В организационном плане происходило структурное переустройство.

28 февраля 1989 г. постановлением Совета Министров СССР № 191 произошел юридически закрепленный отход от принципа государственной монополии внешней торговли. Ставилась задача формирования новой таможенной политики, современного механизма таможенного контроля15. Кроме того, 19 августа 1986 г. было издано постановление Совмина СССР № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», в соответствии с которым право выхода на внешний рынок получили министерства и ведомства, учреждения и отделы16. Это означало, что фактически участником внешнеэкономической деятельности мог быть любой гражданин, получивший на торговую деятельность за рубежом соответствующее разрешение17.

Таким образом, можно отметить кардинальные изменения в сфере разрешительных полномочий таможенных органов. Разрешительные полномочия таможенных органов были значительно расширены, что было связано со свободным выходом на внешний рынок.

Развитие таможенной службы Российской Федерации –неотъемлемая часть формирования атрибутов российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой и организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина "О Государственном таможенном комитете РСФСР". Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов. От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км.18.

А.Н. Козырин считает, что Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного дела. Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ19.

Мы считаем, что, несмотря на радикализм Таможенного кодекса 1991 г. и Закона «О таможенном тарифе», а также то, что на базе Главного таможенного управления (ГТУ) МВЭС было создано Главное управление Государственного таможенного контроля (ГУ ГТК), выведено из подчинения Министерства внешнеэкономических связей и переподчинено Государственной внешнеэкономической комиссии, а последняя – Совету Министров СССР, этот шаг хоть и способствовал расширению прав таможенных органов и позволил им участвовать в формировании таможенной политики, включил механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности; восстановил таможенный контроль, увеличил штат таможенных органов, был создан институт повышения квалификации таможенных работников, выделены средства для обустройства пунктов перехода, таможен и решения социальных вопросов, но создать кардинально новую таможенную систему с широким кругом разрешительных полномочий на практике так, и не удалось.

Таким образом, делаем обобщающий вывод о том, что разрешительные полномочия таможенных органов прослеживаются на всех этапах исторического развития таможенного дела. Разрешительные функции таможенных органов менялись под влиянием развития международных торговых связей и ограничений со стороны государства на внешнюю торговлю.

В настоящее время структура таможенных органов кардинально отличается. 01 июля 2004 года ГУ ГТК было преобразовано в ФТС РФ возглавлял генерал-полковник таможенной службы, кандидат юридических наук А.Е. Жерихов. Во главе таможенной системе находится Федеральная таможенная служба располагающаяся в Москве, руководителем ФТС РФ с 2006 года по настоящее время является доктор экономических наук, заслуженный экономист России А.Ю. Бельянинов.

11 мая 2006 г. указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Правительство РФ издало Постановление № 459 от 26 июля 2006 г. «О Федеральной таможенной службе», согласно которому федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. Указанным постановление четко определены функции и полномочия таможенных органов.

Согласно названному Постановлению Правительства в настоящее время разрешительные функции таможенных органов сводятся к лицензированию и квотированию внешней торговли; ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; реестров банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению; осуществляют аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, а так же выдают лицензии на учреждение свободного склада20.

Основополагаясь на толковый словарь русского языка, термин «разрешение» означает право на совершение чего-либо, а также документ, удостоверяющий такое право21. Исследуя труды Л.К. Терещенко и Н.А. Игнатюк, делаем вывод, что термин «разрешение» не имеет в законодательстве четко закрепленного определения. Так же отсутствуют перечни видов разрешений, применяемых в качестве административно-правовых режимов в экономических отношениях22. При этом указанными учеными выделяются следующие самостоятельные административно-правовые режимы разрешительных процедур:



  • лицензирование;

  • регистрация;

  • разрешение, квотирование;

  • аккредитация, экспертиза, экзамен, сертификация;

  • стандартизация;

  • конкурс;

  • оценка;

  • согласование;

  • утверждение;

  • аттестация.

Проанализировав таможенное законодательство таможенного союза можно конкретизировать разрешительные полномочия таможенных органов объединив их в четыре группы, к которым по нашему мнению следует отнести:

1) разрешения на осуществление деятельности в сфере таможенного дела;

2) разрешения на получение специальных правомочий в сфере таможенного дела;

3) разрешения на применение административно-правовых режимов в сфере таможенного дела;

4) аттестация на соответствие квалификационным требованиям.

Подводя итоги, можно сказать, что по средствам проведения историка - правового анализа разрешительных полномочий таможенных органов и сопоставив историю и современность следует сделать вывод, что:



  1. разрешительные полномочия таможенных органов в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности значительно расширены и видоизменены по функциональному принципу;

  2. отсутствует четкое определение разрешительных полномочий таможенных органов и как следствие обособленное законодательное закрепление;

  3. полагаем, что реализация разрешительных полномочий таможенных органов реализуемых в рамках контрольно – надзорных функциях должна закрепляться на уровне Административного регламента в сфере таможенного дела.

1Подробнее см. нашу диссертацию: Логинова А.С. Правовое регулирование таможенных отношений в России (1917 1991 гг.): Дисс...канд. юрид. наук. М.; 2012. С. 118 -120.


2 Подробнее см. нашу диссертацию: Логинова А.С. Правовое регулирование таможенных отношений в России (1917 1991 гг.): Дисс...канд. юрид. наук. М.; 2012. С. 118 -120.


3 Декрет СНК РСФСР от 29 мая 1918г. О разграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании таможенных учреждений // СУ РСФСР. 1918. № 15. Ст. 221.

4 Энциклопедия советского импорта. М., 1928. С. 154.

5Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. 1967. - № 3-4. С. 11.

6 Декрет СНК РСФСР от 10.01.1923 О взысканиях за нарушения ответственными лицами транспорта распорядителями грузов таможенных постановлений // СУ РСФСР. 1923. № 5. Ст. 90.

7 Подробнее см. нашу диссертацию: Логинова А.С. Правовое регулирование таможенных отношений в России (1917 1991 гг.): Дисс...канд. юрид. наук. М.; 2012. С. 118 -120.

8 Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М.. 1995. С. 99-103.

9 Подробнее см. нашу диссертацию: Логинова А.С. Правовое регулирование таможенных отношений в России (1917 1991 гг.): Дисс...канд. юрид. наук. М.; 2012. С. 128-130.

10Осокина И. Зарождение таможни в Древней Руси и ее становление до ХIХ века.// http://www.historicus.ru.

11 Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского (907-1995). М.,1995. - С. 168.

12 Основы таможенного дела: учебное пособие. Вып. 1. М., 1996. С. 27.

13 Свод законов СССР 1990. Т. 9. С. 140 // Ведомости ВС СССР.1964. № 20. Ст. 242.

14 Постановление Совета Министров СССР “Об утверждении Положения о Главном управлении государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР” от 13 июля 1987 г. № 775 // СП СССР. 1987. № 41. Ст. 135.

15 Свод законов СССР. Т. 9, С. 62-7 1990; СП СССР. 1989. №14. Ст.45.

16 Постановление Совета Министров СССР от 19.08.1986г. №991 О мерах по совершенствованию внешнеэкономическими связями // СЗ СССР. Т.9.С.48-3.1990

17 Подробнее см. нашу диссертацию: Логинова А.С. Правовое регулирование таможенных отношений в России (1917 1991 гг.): Дисс...канд. юрид. наук. М.; 2012. С.141-147

18 www.customs.ry

19 Козырин А.Н. Таможенное право России. Учебное пособие. Общая часть. М., 1995. С.23.

20 Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 20.06.2011) «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства РФ. 07.08.2006. N 32. ст. 3569.

21 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 653.

22 Терещенко Л.К., Игнатюк Н.А. Предпринимателю о разрешительных процедурах. Юстицинформ, 2005 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».