Практическое занятие 3 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Практическое занятие 3 - страница №1/1

Практическое занятие 3.
Методика ДМО (Диагностика межличностных отношений) Т. Лири

Цель: формирование умений по оценке и анализу свойств персонала; формирование умений по подбору кадров с заданными характеристиками.


Биография

Ти́моти Фрэ́нсис Ли́ри (1920 - 1996) — американский писатель, психолог, участник кампании по исследованиям психоделических препаратов, один из первых разработчиков психологических компьютерных тестов.

Тимоти Лири родился в Спрингфилде, штат Массачусетс. Получил образование в университетах Алабамы, Беркли. С весны 1960 года преподавал в Гарварде.

В 1957 году создал психодиагностическую методику «тест межличностных отношений Лири», которая до сих пор используется спецслужбами США на первичном этапе профотбора.

Свою скандальную известность Лири получил за исследование влияния психоделиков на психику и нервную систему человека. Лири получил огромную популярность в разгар движения хиппи. Со временем в прессе его стали называть «ЛСД-гуру». Его исследования были в самом разгаре, когда психоделики (и прежде всего ЛСД) объявили вне закона. Официальные эксперименты пришлось прекратить, но отказываться от исследования психоделиков Лири не собирался и пожертвовал ради исследований профессиональной карьерой и репутацией академического учёного.

ФБР несколько лет проводило поиски ученого, но, большое количество сторонников и авторитет харизматичного лидера движения «хиппи», позволяли достаточно долго скрываться от преследования. В 1970 г. Лири был задержан и обвинен в хранении и употреблении наркотиков, после чего приговорен к тюремному заключению сроком на 38 лет. В том же году он бежал из тюрьмы и уехал из страны. Через два года его задержали на территории Афганистана и вернули в США. Выйдя из тюрьмы в 1976 он увлекся разработкой компьютерных программ и воспитанием внуков.



МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:



0-4 балла – низкая

адаптивное поведение








5-8 баллов – умеренная

9-12 баллов – высокая

экстремальное


до патологии поведение






13-16 баллов - экстремальная

В
результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.


По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный


13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. 0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.



III. Агрессивный

13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.


IV. Подозрительный


13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9-12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.



VI. Зависимый

13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.



VII. Дружелюбный

9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА


Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).

1. Умеет нравиться.

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Покладистый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Одобряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Не уверен в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109.Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Отличается чрезмерной готовностью к подчинению

116. Мягкотелый

117. Почти никогда и никому не возражает

118. Ненавязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой
Комментарии:

Тест содержит 128 высказываний, которые характеризуют различные проявления личности человека. Т. Лири предполагал, что влияние на поведение человека оказывают две группы факторов: то, как человек воспринимает себя в настоящий момент (т.н. образ «Я-реального») и то, каким человек хотел бы быть в будущем (образ «Я-идеального»).

Для этого в опроснике предлагается оценить, описывает ли каждая из характеристик действительное поведение человека (Я-реальное) и желаемое поведение (Я-идеальное).

В бланке для ответов следует зачеркивать номера высказываний, с которыми согласны, и не зачеркивать номера тех высказываний, с которыми не согласны.

Таким образом, каждое высказывание получает две оценки (которые могут различаться) – в верхней таблице (для настоящего) и в нижней (для будущего).

Т. Лири одним из первых обратил внимание на то, что лингвистические конструкции влияют на степень объективности человека. В связи с этим, для получения максимально объективных оценок, в опроснике все высказывания сформулированы в 3-ем лице (т.е., ситуация, когда кто-то кому-то рассказывает о Вас, а Вы слышите это, и, либо соглашаетесь с услышанным, либо нет).

Также в опроснике содержатся комплексные характеристики, предполагающие одновременное наличие двух качеств (в этом случае, номер высказывания зачеркивается если присутствуют оба).
Пошаговая обработка и интерпретация
Для оценки выраженности основных характеристик личности необходимо разделить имеющиеся таблицы бланка для ответов на кластеры по 16 ячеек. Для этого проводят разделяющие линии через каждые 4 столбца.

Личность, таким образом, может быть охарактеризована через выраженность 8-ми основных качеств. Каждый блок из 16-ти ячеек представляет одно качество.


Методика не содержит шкалы лжи (ввиду того, что считает именно субъективность человека определяющей его поведение), тем не менее, простейший механизм защиты всё же имеется: если ни в одном из кластеров человек не зачеркнул более 4-х номеров – то делается вывод, что он уходил от ответов и результаты методики признаются недействительными, далее не обрабатываются).
Т. Лири, учитывая, что 8 базовых качеств образованы двумя личностными тенденциями (доминирование-подчинение, агрессивность-дружелюбие) предложил для удобства интерпретации результатов использовать циркографическое (круговое) представление данных.

Для этого в системе координат, где центру соответствует 0, а крайней границе – 16 (для удобства, проводят вспомогательные окружности через каждые 2 балла), откладываются значения всех восьми кластеров из таблицы Я-реальное. (Пример на рис. 1)



Рис. 1.


Восемь секторов представляют такие качества, как:

  1. авторитаризм;

  2. эгоистичность;

  3. агрессивность;

  4. подозрительность;

  5. подчиняемость;

  6. зависимость;

  7. дружелюбие;

  8. альтруизм.

Оценки по секторам позволяют выделить 3 уровня выраженности качества:

От 0 до 8 баллов – нормальная выраженность;

От 9 до 12 баллов – акцентуация (качество ярко выражено);

От 13 до 16 баллов – гиперакцентуация (качество выражено настолько ярко, что может приближаться к патологии)
Интерпретация для свернутой биполярной оценки качеств представлена на рис.2.


Рис. 2.
При интерпретации обращают внимание на сектора, которые получили максимум баллов.

Далее – выясняют наличие имеющихся внутриличностных противоречий. Об их присутствии свидетельствуют противоположно расположенные сектора, в которых испытуемый набрал более 8-ми баллов. На рис. 3. это сектора 3 и 7.

Возможны четыре типа внутриличностных конфликтов:

1) авторитаризм - подчиняемость;

2) эгоистичность - зависимость;

3) агрессивность - дружелюбие;

4) подозрительность - альтруизм.

Внутриличностный конфликт проявляется через повышенную эмоциональную напряженность, возникающую из за стремления личности одновременно реализовать две несовместимые тенденции в поведении.


Рис. 3.
Далее на циркограмму наносятся результаты из второй таблицы (Я-идеальное). При этом может быть использован другой цвет или же наносится только крайний профиль (рис. 4 – «Я-идеальное» изображено красным).



Рис. 4.


Наличие разницы по секторам между «Я-реальным» и «Я-идеальным» (например, 1-й, 3-й, 5-й, 7-й) говорит о стремлении личности к изменению данных личностных качеств. Данные сектора, таким образом, являются зонами потенциальной мотивации к действию и могут быть использованы для учета потребностей человека. Так, желание быть более агрессивным (3-й сектор) можно использовать, поручая человеку задания, в которых он смог бы проявить характер, отстоять честь организации, оказать давление на противников и т.п. Стремление же к уменьшению доброжелательности (7-й сектор) может быть использовано, как сознательное непредоставление человеку коллективных заданий, где он вынужден был бы проявлять внимание к окружающим, коммуницировать, проявлять душевность и предоставление индивидуальных заданий.

Следующий этап интерпретации – оценка динамики внутриличностных противоречий.

О тенденции снижения внутриличностного противоречия свидетельствует стремление уменьшить выраженность одного (или сразу двух) из полярных сильно выраженных качеств (оба более чем 8 баллов). Пример на рис. 4 показывает наличие тенденции к снижению противоречия по типу «агрессивность – дружелюбие» путем увеличения агрессивности и уменьшения дружелюбия. В этом случае агрессивность остается доминирующим качеством, но дружелюбие уже не превышает границы 8-ми баллов, что свидетельствует о тенденции к снятию противоречия в будущем.

В то же время, значения 1-го и 5-го секторов «Я-идеального» в этом же примере говорят о тенденции к образованию другого внутриличностного противоречия, по типу «авторитаризм – подчиняемость».


Определение совместимости двух людей основано на идее взаимодополняемости качеств. Т.е. человек с высоким авторитаризмом будет легко совместим с человеком, у которого в такой же мере развита подчиняемость, агрессивный – с дружелюбным и т.д.

Таким образом, для оценки совместимости необходимо найти разность выраженности противоположных секторов в Я-реальном для двух человек. Сумма разностей по всем секторам (Σ) (табл.1) будет характеризовать степень их совместимости в настоящий момент. Чем меньше данное число – тем качества партнеров лучше дополняют друг друга и тем выше их совместимость.



Таблица 1




№ сектора

балл

№ сектора

балл

№ сектора

балл

№ сектора

балл

№ сектора

балл

№ сектора

балл

№ сектора

балл

№ сектора

балл

1-й чел.

1




2




3




4




5




6




7




8




2-й чел.

5




6




7




8




1




2




3




4




Σ=


Разность баллов




Разность баллов




Разность баллов




Разность баллов




Разность баллов




Разность баллов




Разность баллов




Разность баллов



Аналогичным образом сравнивая профили Я-идеального двух людей, можно сделать прогноз о том, как будут развиваться отношения между ними. Увеличение общей суммы разностей по Я-идеальным относительно Я-реальных будет свидетельствовать о нарастании нескомпенсированности качеств одного противоположными качествами другого. То есть в перспективе отношения между этими двумя людьми, вероятно ухудшатся. Уменьшение же суммы разностей по Я-идеальным свидетельствует о тенденции к улучшению отношений в будущем.


Домашнее задание:

По результатам методики оценить степень своей совместимости с кем-либо из студентов группы. Сделать выводы о возможных межличностных конфликтах и особенностях взаимодействия. С учетом выводов сформулировать правила взаимодействия с этим человеком для эффективного выполнения совместной деятельности.