«Появление грачей и скворцов» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Появление грачей и скворцов» - страница №1/1

Мутовкина Татьяна Анатольевна (код SC-5086)

ГКОУ СО «НСКОШ № 50» г. Новоуральска Свердловской обл.
Методическая разработка урока по предмету «Живой мир» для учащихся 2 класса
Тема: «Появление грачей и скворцов»

Цели: 1. Закрепление представлений о приметах весны. Уточнение и расширение представления о повадках птиц на основе сравнения грача и скворца.

2. Развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей при описании изменений в живой и неживой природе весны. Коррекция связной устной речи при составлении описательного рассказа о граче и скворце. Развитие зрительной памяти и слухового восприятия.

3. Формирование положительной мотивации к обучению, умения терпеливо выслушивать товарища. Воспитание бережного отношения к живой природе.

Оборудование:


  • карточки-схемы для описания природы весной,

  • деформированные предложения,

  • загадки про грача, сквореца, весенние месяцы,

  • магнитные буквы,

  • картинки с изображением весны в разные месяцы,

  • картинки птиц (дятел, синица, воробей, грач, ласточка, скворец, голубь),

  • фотографии, трафареты, голоса грача и скворца,

  • контурное изображение грача, скворца, утки.


Ход урока
1. Организационный момент
Дежурный объявляет урок. Проверка готовности к уроку.

Ученик рассказывает стихотворение

Тише всех

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха.

И, конечно, бегемот

Тихо так прийти не мог…

Кто там выглянул молчком

Кверху белым колпачком?

Смотрят заяц и зайчиха,

Как подснежник вышел тихо.

И повсюду – тишина.

Это так, а не иначе.

Это значит, это значит,

Тише всех пришла Весна. Г. Сапгир

Учитель (УЧ): - Про какое время года это стихотворение?

Дети (Д): - Про весну. Составление слова «весна» из магнитных букв


2. Повторение
УЧ: - Какие признаки весны вы услышали в стихотворении?

Д: - Расцвёл подснежник.

УЧ: - Верно. А что изменилось в неживой природе с приходом весны? От чего зависят все изменения?

Д: - Всё зависит от солнца.



Дети строят рассказ по карточкам-схемам описания природы весной:

/Солнышко выше поднимается над землёй. Лучиков на землю попадает больше. Поэтому становится теплее. Небо ясное. Дует тёплый ветер. Тает снег, появляются проталины. Бегут ручьи. Слышна весёлая капель./

УЧ: - В какой природе произошли изменения?

Д: - Мы рассказали об изменениях в неживой природе весной.

УЧ: - Составьте предложения об изменениях в живой природе.

Работа с деформированными предложениями

На деревьях набухают почки.

Появились насекомые.

Птицы возвращаются из тёплых стран.

Животные меняют шубки.

Люди одевают весеннюю одежду.

УЧ: - Какие весенние месяцы вы знаете? Сейчас я загадаю загадку. Будет два задания:

1 – отгадать, какой месяц описан, 2 – услышать название птицы.

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Д: - Описан март. Составление слова-названия месяца из магнитных букв.

УЧ: - Название какой птиц вы услышали в загадке?

Д: - Услышали птицу «грач».

УЧ: - Сейчас опять я загадаю загадку. И снова будет два задания: 1 – отгадать, какой месяц описан, 2 - услышать название птицы.

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? …

Д: - Апрель. Составление слова-названия месяца из магнитных букв.

УЧ: - Название какой птиц вы услышали в загадке?

Д: - Услышали названия птиц «скворец, жаворонок».

УЧ: - Последний раз загадываю загадку. И снова будет два задания: 1 – отгадать, какой месяц описан, 2 - услышать название птицы.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что это за месяц? …

Д: - Май. Составление слова-названия месяца из магнитных букв.

УЧ: - Название какой птиц вы услышали в загадке?

Д: - Услышали птицу «соловей».

УЧ: - Подберите картинки к каждому месяцу.

- Названия каких птиц вы слышали в загадках?

Д: - Грач, скворец, жаворонок, соловей.

УЧ: - Как мы называем птиц, которые осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются к нам обратно?

Д: - Это перелётные птицы.
3. Сообщение темы урока
УЧ: - Сегодня мы вспомним всё, что знаем про некоторых перелётных птиц: места обитания, их привычки-повадки.
4. Работа над темой «Появление грачей и скворцов»
УЧ: - Почему птицы возвращаются?

Д: - У нас стало теплее. Появились насекомые.

УЧ: - Какие птицы прилетают первыми?

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день на пашне вскачь.

А зовётся птица ...

Д: - Грач. Составление слова-названия птицы из магнитных букв.



На доске картинки птиц: дятел, синица, воробей, грач, ласточка, скворец, голубь.

УЧ: - Найдите грача среди этих птиц. Поместите картинку грача к тому весеннему месяцу, в котором он прилетает. Вспомните, где грач строит свои гнёзда?

Д: - Грач строит гнёзда на деревьях около полей.

УЧ: - Чем он питается?

Д: - Грач питается червями, которые находит в земле.

УЧ: - Может он есть и других насекомых, которые вредят посевам. Поэтому грач – наш помощник. Его нужно беречь и относиться к нему как к другу.

УЧ: - А это что за птица?

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его ... (скворец).

Д: - Это скворец. Составление слова-названия птицы из магнитных букв.

УЧ: - Найдите скворца среди этих птиц. Поместите картинку скворца к тому весеннему месяцу, в котором он прилетает. Вспомните, где живут скворцы?

Д: - Скворцы живут в скворечниках, которые им строит человек.

УЧ: - Зачем люди строят скворечники?

Д: - Люди привлекают скворцов в свои сады и огороды, чтобы они уничтожали вредных насекомых: гусениц, личинок …
УЧ: - Верно. Кстати, скворцы ещё умеют петь: они издают звуки, подражая другим животным и птицам. Могут изобразить скрип двери, мяуканье кошки, пение другой птички.

Рассматривание фотографий грача (Рисунки 1, 2, 3, 4, 5),скворца (Рисунок 6, 7, 8, 9).

Прослушивание голоса грача (Приложение 1), скворца (Приложение 2).

Комментарии учителя
5. Физпауза + гимнастика для глаз
Поглядите (движения головой вправо и влево): боком-боком (приставной шаг вправо и влево)

Ходит птица мимо окон. (Шаги вокруг своего места)

Скок-поскок, скок-поскок, (прыжки)

Дайте булочки кусок! (Движения головой, которые имитируют клюющую птичку).


6. Закрепление
УЧ: - Сравните скворца и грача: время их прилёта, место обитания, внешний вид.

Д: - Грачи прилетают в марте, а скворцы в апреле. Скворцы живут близко к человеку: в садах, огородах; а грачи – около полей. Грач сам строит себе гнездо, а скворец часто живёт в скворечнике. Грач крупнее, чем скворец. Грач весь чёрный с белым клювом. У скворца пёстрое туловище, чёрные крылья и голова, желтоватый клюв.

УЧ: - Узнайте птицу по контуру. (На доске три контура птиц: грач, скворец, утка.) Скажите её название. Какая птица лишняя? Почему?

УЧ: - У вас 2 трафарета. Выберите трафарет грача и обведите его. Раскрасьте птицу. Подпишите её название.


7. Итог урока
УЧ: - Признаки какого времени года мы сегодня повторяли?

Д: - Мы повторяли признаки весны.

УЧ: - Что изменилось в живой природе весной?

Д: - Появляются насекомые. Прилетают перелётные птицы.

УЧ: - Какая перелётная птица прилетает в марте? Опишите её.

Д: - В марте прилетает грач. Он крупный, чёрный с белым клювом. Живёт около полей. Питается червями и другими насекомыми.

УЧ: - Какая перелётная птица прилетает в апреле? Опишите её.

Д: - В апреле прилетает скворец. Он меньше грача. Туловище у него пёстрое, голова и крылья чёрные, желтоватый клюв.



Выставление отметок