Пояснительная записка «Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что, прежде всего он должен познать, что он такое и на что он спо - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Пояснительная записка «Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что, прежде всего - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Калистратихинская средняя общеобразовательная школа

Калманского района Алтайского края


«СОГЛАСОВАНО»

Совет школы

Протокол № ___ от

«____»____________2013




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

__________Маршалова Т.Ю.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

___________Маршалов Г.Г.

Приказ № _____ от «___»__________2013 г

















Элективный курс

9 класс

«Твоя профессиональная карьера»

Авторская программа Харченко А.А., Белгородская область , 2011 год

на 2013–2014 учебный год

Составитель : Мельникова Татьяна Викторовна,

Классный руководитель 9 класса

высшая квалификационная категория

с. Калистратиха

2013

Программа элективного курса «Твоя профессиональная карьера»

Разработана Харченко А.А,

учителем технологии МОУ СОШ №1

г. Алексеевка Белгородской области
Пояснительная записка
«Всякий, кому предстоит делать дело,

увидит, что, прежде всего он должен

познать, что он такое и на что он способен»

Мишель де Монтень,

французский философ, XVI век
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием т требованиями профессиональной деятельности, а также сформированности у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально – экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Соответственно профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс «Твоя профессиональная карьера», который предлагается учащимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Элективный курс «Твоя профессиональная карьера» составлен на основе программы для общеобразовательных учреждений «Технология. твоя профессиональная карьера» 8-9 класс, под редакцией член-корр. РАО, д-р пед.наук, профессора С.Н. Чистяковой, М, «Просвещение», 2009г. Составление авторского курса вызвана отсутствием программы профориентационного курса для обучающихся 9-х классов в объеме 34 часов (программа под редакцией С.Н. Чистяковой рассчитана на обучающихся 8-9 классов, с реализацией в объеме 3 часа в неделю (272ч. на два года). Данный курс поможет девятиклассникам соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Элективный курс состоит из двух частей: теоретической и диагностической. Теоретическая часть включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий. Диагностическая часть предусматривает в ходе работы с обучающимися реализацию комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств личности, во-вторых, на обеспечение их психологического развития.

Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью данного курса является адекватная самодиагностика – осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способа взаимодействия с другими.

Кроме того, по темам курса проводятся практические работы.

Изучение отдельных разделов курса предусматривает организацию экскурсий на различные предприятия, в учебные заведения среднего и высшего звена.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, диспут, конкурс, встреча с представителями отдельных профессий и т.д.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.


Цели курса:

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе диагностических работ.

  • развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях..


Задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных диагностических работ.


Формы контроля:

  • самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;

  • взаимно- и самоконтроль на уроке и дома;

  • традиционная система оценивания знаний и умений обучающихся.


Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально – волевой сфере, интеллектуальных особенностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Обучающиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынках труда.

Обучающиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Особенности организации:

Место проведения занятий: учебный кабинет технологии, кабинет профориентации.

Продолжительность курса: 34 часа.

Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение года.

Преподавание курса ведет учитель технологии, имеющий опыт работы в профессиональной диагностике и консультировании, организации групповой деятельности или школьный психолог, имеющий теоретические знания специфики профессиональной деятельности и новых форм организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Программно – методическое обеспечение элективного курса «Твоя профессиональная карьера»

1. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, учебник для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2011 год;

2. «Технология. Твоя профессиональная карьера», дидактические материалы, под редакцией С.Н. Чистяковой, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год;

3. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, методика 8-9 классы, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год;


Календарно – тематическое планирование элективного курса «Твоя профессиональная карьера»

п/п


В теме


Тема

Диагностические

процедуры



Развивающие

процедуры



Практические

работы


Тема 1. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда – 9ч.

1

1

Способность к запоминанию










2

2

Способность к запоминанию

Методики: «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти);

«Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной памяти)



Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; Психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино»




3

3

Способность быть внимательным

Методики: «Перепутанные линии», «Корректурная проба»

Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна»




4

4

Способность оперировать пространственными представлениями

Психологический практикум: Определение типа мышления (с.9)[3]

Психотехнические игры «Магическая фигура»




5

5

Способности устанавливать связи и закономерности между понятиями

Методики: «Сложные ассоциации»







6

6

Способности устанавливать связи и закономерности между понятиями




Методики: «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлое и будущие состояния предмета»




7

7

Способность изменять способы интеллектуальной деятельности

Психологический практикум: Задание «Три сосуда» (с.10)[3], работа с текстом, имеющим противоречие

Решение задачи «9 точек» (с.13)[3], методика «Разрыв привычных связей» (с.13)[3].




8

8

Индивидуальные стили кодирования информации»

Методика «Пиктограмма»

Психотехнические игры «Метафоры», «Живые скульпторы», «На что похоже?», «Художник», «Перевоплощение»




9

9

Индивидуальные стили переработки информации

Методики: «Свободная сортировка»







Тема 2. Неисчерпаемость человеческих ресурсов – 2ч.

10

1

Творческое отношение к собственной жизни










11

2

Программа и средства самовоспитания







П/р №1 Составление индивидуальной программы самовоспитания» (с.154)[1[

Тема 3. Человек в новых социально-экономических условиях-3ч.

12

1

Структурная перестройка экономики










13

2

Экологические проблемы и их решение










14

3

Хозяйственный механизм










Тема 4. Человек среди людей – 4ч.

15

1

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство

Сфера профессиональных предпочтений учащихся. Опросник Йовайши (с.24)[3]







16

2

Совместная деятельность в рудовом коллективе










17

3

Виды общения




Психотехническая игра «Угадай человека»




18

4

Конфликты, пути разрешения конфликтных ситаций




Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях)




Тема 5. Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 3ч.

19

1

Разнообразные виды предприятий и форм собственности










20

2

Рынок. Его функции, структура










21

3

Кадровое планирование







П/р №2 «Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет»

Тема 6. Пути получения профессии – 3ч.

22-23

1

Система профессионально – технических и средне специальных учебных заведений










24

2

Типы высших учебных заведений




























Тема 7. Моя профессиональная карьера – 4ч.

25

1

Понятие о профессиональной карьере




Деловая игра «Биржа труда» (защита профессии)




26

2

Критерии профессиональной компетентности




Психологический практикум: Упражнение «Мои цели» (с. 20)[3]

Упражнение «Профессиональные планы» (с.21)[3]






27

3

Индивидуальный профессиональный план







П/р №4 «Анализ личного профессионального плана» (с.31)[3]

28

4

Профессиональное прогнозирование и самоопределение










Тема 8. Оценка способности школьников к выбору профессии – 4ч.

29

1

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии

Тест «Самооценка уверенности в себе» (с.22)[3]

Тест «Оценка экстраверсии – интроверсии» (с.23)[3]









30

2

Оценка способности анализу профессии










31

3

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям обучающегося

Тест «Склонность к риску» (с.28) [3]







32

4

Определение способности школьников к выбору профессии

Методика Холланда: «Изучение профессиональной направленности личности» (с.72)[3]






Тема 9. Профконсультационные услуги

33-34

1

Где получить профессию Учебные заведения нашего края





























Программа теоретических знаний элективного курса «Твоя профессиональная карьера»

Тема 1. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда – 9ч.

Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. основные процессы памяти (запоминание, сохранение забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.



Диагностические процедуры:

Методики: «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти);

«Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной памяти);

«Перепутанные линии»;

«Корректурная проба»;

«Сложные ассоциации»;

«Пиктограмма»;

«Свободная сортировка»;

«Способы использования предмета»;

«Невозможные ситуации»;

«Путешествие в прошлое и будущие состояния предмета»



Психологический практикум:

Определение типа мышления;

Задание «Три сосуда»,

Работа с текстом, имеющим противоречие



Развивающие процедуры:

Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания;

Психотехнические игры: «Бег ассоциаций», «Домино», «Муха», «Хромая обезьяна», «Метафоры», «Живые скульпторы», «На что похоже?», «Художник», «Перевоплощение», «Магическая фигура».

Методики: «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлое и будущие состояния предмета», «Разрыв привычных связей»;

Решение задачи «9 точек»;
Тема 2. Неисчерпаемость человеческих ресурсов – 2ч.

Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.



Развивающие процедуры: Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации».

Практическая работа №1: «Составление индивидуальной программы самовоспитания (образ будущего)».
Тема 3. Человек в новых социально-экономических условиях-3ч.

Структурная перестройка экономики. новая индустриализация.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.

развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.

Экологические проблемы и их решение.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.



Развивающие процедуры: Сюжетно – ролевая игра «Пресс-конференция».
Тема 4. Человек среди людей – 4ч.

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в рудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситаций.

Диагностические процедуры:

Сфера профессиональных предпочтений учащихся. Опросник Йовайши.



Развивающие процедуры:

Психотехническая игра «Угадай человека».

Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях).
Тема 5. Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 3ч.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предприниматеьства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Развивающие процедуры: деловая игра «Малое предприятие».

Практическая работа №2 «Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет».
Тема 6. Пути получения профессии – 3ч.

Система профессионально – технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Возможности квалификационного роста.

Практическая работа №3: Творческая работа «Мой путь в профессию». Отчет об экскурсии.
Тема 7. Моя профессиональная карьера – 4ч.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.



Развивающие процедуры:

Деловая игра «Биржа труда» (защита профессии);

Психологический практикум: Упражнение «Мои цели», упражнение «Профессиональные планы».

Практическая работа №4: «Анализ личного профессионального плана».
Тема 8. Оценка способности школьников к выбору профессии – 4ч.

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности.

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям обучающегося.

Диагностические процедуры

Тест «Самооценка уверенности в себе»;

Тест «Оценка экстраверсии – интроверсии»;

Тест «Склонность к риску».

Методика Холланда. «Изучение профессиональной направленности личности»

Тема 9. Профконсультационные услуги – 2ч.

Экскурсия на МКК.

Экскурсия в филиал БелГУ, колледж информационных технологий.

Практическая работа №5 «Отчет об экскурсии на МКК»;

Практическая работа №6 «Отчет об экскурсии в филиал БелГУ, коллежд информационных технологий».
Рекомендуемая литература для учителя

1. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, учебник 8-9 клаасы для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2011 год;

2. «Технология. Твоя профессиональная карьера», под редакцией С.Н. Чистяковой, методика 8-9 классы, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год;

3. «Технология. Твоя профессиональная карьера», дидактические материалы, под редакцией С.Н. Чистяковой, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год;

4. Бондарев В. «Выбор профессии».-М., 2006.

5. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. –СПб.: Питер, 2005.

6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –М.: УЦ “Перспектива”, 2002.

7. Найди себя / Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина..–М.: Народное образование, 2001.– .(Профессиональная библиотека учителя. Серия: Самосовершенствование личности).

8. Организация профориентационной работы с учащимися старших классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации / Департамент ФГСЗН, ГУ ДО ЦПНПИ.–Челябинск., 2001.

9. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. –М.: ТЦ Сфера, 2005.

10. Профориентационные игры из приложения к УТ “Школьный психолог”.

11. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры. Упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1.–М.: Владос, 2001.

13. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под науч. ред. Л.А.Обуховой. –М.:ВАКО, 2005.

14. Справочник содействия занятости молодёжи.– Челябинск: ЦПНПИ, 2001.

15. Черняховская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.


Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов.–М., 2011г.

  2. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка: Учебное пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2004.

  3. Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Дидактические материалы к курсу “Твоя профессиональная карьера”.–М., 2008г.

  4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

  5. “PROFI”, “Психолого-педагогический мониторинг”, “Тесты для детей и родителей”.

Лист изменений



№ п/п

Изменения

Причина

Приказ

Подпись лица, внёсшего изменения