Пояснительная записка рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... 1 188.5kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 1 132.46kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе 2 527.49kb.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного... 2 661.81kb.
Учитель Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка рабочая программа 5 1394.13kb.
Пояснительная записка. Введение Рабочая программа составлена на основе... 2 605.08kb.
Костина Наталья Вячеславовна, учитель музыки пояснительная записка... 3 745.47kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по немецкому языку разработана... 1 306.65kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 2 423.48kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... 1 547.74kb.
Рабочая программа по литературе для 11 классов 2 467.66kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 11 классе:

1. На основе сформированного в 5—10 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать ее внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В. Я. Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь литературный материал скомпонован вокруг центральной проблемы 11 класса — «Национальное своеобразие и история русской литературы ХХ века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними.

Курс рассчитан на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи — 12 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Еремина О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки: книга для учителя / О. А. Еремина. — М.: Просвещение, 2010. — 192 с.

2. Коровина В. Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5—11 классы. (Базовый уровень). 10—11 классы. (Профильный уровень) / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин; под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2010.

3. Кунарев А. А. Русская литература ХХ века. 11 кл.: практикум / А. А. Кунарев, О. Н. Михайлов, В. А. Чалмаев ; под ред. В. П. Журавлева. — М.: Просвещение, 2006. — 318 с.

4. Литература. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. А. Смирнова [и др.]; сост. Е. П. Пронина; под ред. В. П. Журавлева. — М.: Просвещение, 2010.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. — М.: Айрис Пресс, 2009.

2. Крутецкая В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9—11 кл. / В. А. Крутецкая. — М.: Литера, 2010.

3. Харитонова О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5—9 кл. / О. Н. Харитонова. — М.: Феникс, 2010.

4. Харитонова О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10—11 кл. / О. Н. Харитонова. — М.: Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

— электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

— репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

— репетитор «Литература» (весь школьный курс);



— программа «Домашний репетитор».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Элементы дополнительного содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА РУБЕЖА ВЕКОВ (3 часа)

1

Особенности литературного процесса рубежа веков

1

Урок объяснения нового материала

Понятие литературного процесса рубежа веков, его особенностей

Сравнение литературного процесса рубежа веков, его особенностей в России и европейских странах1

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы ХIХ века

Опрос по материалам лекции

Подготовка по материалам лекции, рефераты







2-3

Основные направления развития русской литературы

2

Урок объяснения нового материала

Понятие об основных направлениях развития русской литературы

Национальные особенности основных направлений развития литературы2

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

Рефераты подготовленных учащихся

Подготовка к семинару «Поэтический мир И. А. Бунина»







Творчество И. А. Бунина (4 часа)

4

Поэтический мир И. А. Бунина

1

Урок объяснения нового материала

Дать понятие об особенностях поэтического мира И. А. Бунина; о понятии «музыкальность прозы» Бунина

Стилистические особенности прозы Бунина (стилевые контрасты, использование диалектизмов, внимание к «нестертому» слову, сравнения на основе зрительных ассоциаций)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Опрос по материалам урока

Подготовка по материалам урока, индивидуальные задания







5

Социально-философские обобщения в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

Комбинированный урок

Глубина социально-философских обобщений в рассказе И. А. Бунина

Соотношение текста и подтекста при сопоставлении рассказа «Господин из Сан-Франциско» и стихотворения Бунина «Берег»

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Сообщения подготовленных учащихся

Подготовка к семинару







6

Цикл «Темные аллеи». Любовь в прозе Бунина

1

Комбинированный урок

Уточнение понятия «цикл рассказов»; «лики любви» в прозе И. А. Бунина

Реализация эстетических принципов писателя в цикле, способы достижения своеобразия рассказов при общей сюжетной схеме

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Анализ рассказов «Чистый понедельник», «Поздний час», «Солнечный удар»

Анализ рассказа (по выбору учащегося)







7

Р/р. Анализ рассказа «Чистый понедельник»

1

Урок развития речи

Комплексный анализ текста

Лингвистический эксперимент: сопоставление рассказа со стихотворением Бунина «Эпитафия»

Уметь: выполнять комплексный анализ текста

Письменная работа

Сообщения о жизни и творчестве А. И. Куприна







Жизнь и творчество А. И. Куприна (3 часа)

8

Жизнь и творчество А. И. Куприна

1

Урок объяснения нового материала

Биография и особенности творческого пути А. И. Куприна

Сопоставление особенностей творческого мировоззрения И. А. Бунина и А. И. Куприна

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Хронологическая таблица

Повесть «Гранатовый браслет», анализ текса







9

Повесть «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в повести

1

Комбинированный урок

Содержание, идейный замысел, творческая манера писателя. Поиски духовной гармонии.

Музыкальная инструментовка текста: ритмика абзацев, эмоционально окрашенные предложения-повторы

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Письменная работа по материалам урока







10

Повесть А. И. Куприна «Олеся»

1

Комбинированный урок

Поэтическое изображение природы в повестях А. И. Куприна

Мастерство Куприна-реалиста

Письменная работа

Индивидуальные задания







Жизнь и творчество В. Г. Короленко (2 часа)

11-12

В. Г. Короленко «Река играет», «Без языка». Письма к А. В. Луначарскому

2

Комбинированный урок

Общие эстетические принципы писателя и их реализация в творчестве

Мастерство писателей-реалистов рубежа веков

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Индивидуальные задания







Жизнь и творчество М. Горького (7 часов)

13

Жизнь и творчество М. Горького. Художественный мир писателя

1

Урок систематизации ЗУН

Биография и особенности творческого пути М. Горького

Динамика мировоззрения писателя в период с 1892 г. («Макар Чудра») по 1916 г. («По Руси»)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Сообщения учащихся

Индивидуальные задания







14

Новаторство Горького-драматурга

1

Урок объяснения нового материала

Особенности драматургии М. Горького

Сопоставление основных принципов драматургии М. Горького и Б. Брехта

Уметь: раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание

Составление таблицы-схемы

Пьеса «На дне»; чтение и анализ содержания







15

Своеобразие драматургического конфликта в пьесе «На дне»

1

Комбинированный урок

Глубина и своеобразие конфликта в пьесе

Сопоставление очерков В. А. Гиляровского «Трущобные люди», «Москва и москвичи»

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению

Беседа, сообщения учащихся

Сообщения учащихся, анализ текста







16

Философский аспект пьесы «На дне»

1

Комбинированный урок

Раскрыть глубину и своеобразие философского аспекта пьесы

Сопоставление пьесы «На дне» с пьесами А. П. Чехова; символизм М. Горького

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению

Сообщения учащихся

Анализ образной системы пьесы







17-18

Спор о правде на страницах пьесы М. Горького «На дне»

2

Урок объяснения нового материала

Проблема, идейный замысел пьесы, их аспекты

Проблема смысла жизни на страницах пьесы

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению

Письменная работа

Индивидуальные задания







19

Публицистика М. Горького

1

Урок объяснения нового материала

Особенности позиции Горького-публициста («Несвоевременные мысли и публицистика 30-х гг. XX в.)

Характеристика авторского стиля, идейное содержание «Несвоевременных мыслей» и «По стране Советов»

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Беседа

Сочинение по творчеству М. Горького







РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (29 часов)

20-21

Декаденство в русской литера туре на рубеже ХIХ—ХХ вв. Русская поэзия Серебряного века

2

Урок объяснения нового материала

Понятия «декадентство в русской литературе», «особенности русской поэзии конца ХIХ — начала ХХ в.», «Серебряный век»

Своеобразие литературных течений «серебряного века», сопоставление их по отношению к реальности, взглядам на призвание поэта, исторический процесс, к культурным традициям, близким родам искусств

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Опрос по материалам урока

Материал лекции, сообщения учащихся







22

Символизм как литературное течение начала ХХ в.

1

Урок объяснения нового материала

Понятия «символизм», «символ»

Сопоставление русского символизма с французским (П. Верлен, С. Малларме, М. Метерлинк), его своеобразие

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Сообщения учащихся

Материал лекции, анализ лирики







23

В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Очерк жизни и творчества

1

Урок объяснения нового материала

Общие эстетические принципы писателя и их реализация в творчестве

Сопоставление поэзии В. Я. Брюсова и французских символистов

Уметь: выразительно читать лирическое произведение, соблюдая нормы литературного произношения

Беседа, анализ лирики («Кинжал», «Юношам», «В глуби тайныя Вселенной…»)

Письменная работа по материалам урока







Личность и художественный мир А. Блока (12 часов)

24-25

Личность и художественный мир А. А. Блока. Блок и символизм. Поэтический путь Блока и «трилогия вочеловечения»

2

Урок систематизации ЗУН

Биография и особенности творческого пути А. А. Блока

Сопоставить общие эстетические принципы, идейное содержание, реализацию в творчестве А. А. Блока и А. Белого

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Беседа по материалам урока, анализ лирики

Материал лекции, сообщения учащихся







26

Биографическая и философская основа стихов первого тома: «Стихи о Прекрасной Даме». Анализ лирики («Вхожу я в темные храмы...», Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Я все гадаю над Тобою...» и др.)

1

Комбинированный урок

Сочетание в лирике А. Блока биографической и философской основ (философия В. Соловьева), своеобразие цикла «Стихи о Прекрасной Даме»

Традиции средневековой поэзии и поэзии Возрождения (Петрарка, Данте) в ранней лирике Блока

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения

Анализ лирики, письменная работа по материалам урока

Анализ стихотворения (по выбору учащегося)







27-28

Лирика второго тома. Мир стихий в поэзии Блока. Р/р. Анализ стихотворения «Незнакомка»

2

Комбинированный урок

Смысловая основа второго тома. Понятие «стихии» в лирике Блока

Отражение диссонансов реальной жизни в трансформации женского образа. Динамика процесса в циклах «Город», «Снежная маска», «Фаина»

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения

Анализ лирики

Стихотворение «Незнакомка» — наизусть







29-30

Лирика третьего тома. «Страшный мир» в поэзии А. Блока. «Ночь, улица, фонарь...»

2

Комбинированный урок

Смысловая основа третьего тома. «Страшный мир» в поэзии Блока. Своеобразие блоковского понимания сущности любви, жизни и смерти

Сопоставительный анализ стихотворений А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» и А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения

Анализ лирики

Анализ стихотворения, наизусть (по выбору учащегося)







31-32

Лирический герой в лирике Блока. Тема России («Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун»)

2

Комбинированный урок

Эволюция творчества А. Блока. Лирический герой; своеобразие реализации темы России в лирике Блока

Сопоставление реализации темы Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, А. А. Блока

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Сообщения подготовленных учащихся, письменная работа по материалам урока

Поэма «Двенадцать», чтение и анализ текста







33-34

Поэма «Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие поэтики

2

Комбинированный урок

Содержание, идейный замысел, философская проблематика и поэтика произведения

Различные трактовки образа Христа в поэме; библейские мотивы в поэме «Двенадцать»

Систематизация материалов к сочинению







35

Систематизация материалов к сочинению («Лирика Блока как “Трилогия вочеловечения”»; «Тема любви...» или «Образ России в поэзии А. Блока»; «Художественное своеобразие поэмы “Двенадцать”»)

1

Урок развития речи

Обобщение изученного по теме, систематизация материала по предложенным темам сочинения

Анализ тем сочинения с точки зрения оптимального содержания

Уметь: создавать сочинения различных жанров на литературные темы

Письменная работа

Сочинение







36

Футуризм. Эгофутуристы, кубофутуристы. Эстетические и формальные эксперименты футуристов

1

Урок объяснения нового материала

Понятие об особенностях художественного мира футуристов; общие эстетические принципы, идейное содержание творчества

Сопоставление русского и итальянского футуризма, анализ этики футуристов в декларациях «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей»

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Опрос по материалам лекции

Опрос по материалам лекции, сообщения учащихся







37

И. Северянин. Жизнь и творчество. «Увертюра», «Стансы»

1

Урок объяснения нового материала

Биография и особенности творческого пути И. Северянина

Особенности стихотворчества И. Северянина (кинематографическое видение динамики жизни, каламбурные афоризмы, новые ритмы, жанры, формы)

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; анализировать лирику

Анализ лирики, составление антологии стихотворений Северянина с аннотацией, объясняющей подборку стихотворений

Анализ стихотворения (по выбору учащегося)







38

Биография и особенности творческого пути В. Хлебникова. Анализ лирики («Зверинец», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони...»)

1

Урок объяснения нового материала

Личность, мировоззрение и особенности творческого пути В. Хлебникова

Понятие «самовитое слово»

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Анализ лирики

Чтение и анализ стихотворений В. Маяковского







Жизнь и творчество В. В. Маяковского (3 часа)

39

В. В. Маяковский. Новаторский характер и лирический пафос творчества.

1

Урок систематизации ЗУН

Личность, мировоззрение и эстетические принципы В. В. Маяковского, новаторский характер творчества

Анализ позитивной программы футуристов, реализация ее принципов (использование экспрессивной лексики, неологизмов, внесение новых смыслов в язык путем на- рушение грамматических норм) в творчестве Маяковского

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению

Комментированное чтение стихотворений «Адище города», «Нате!», «Вам!», «Скрипка и немножко нервно...»

Анализ стихотворений В. В. Маяковского







40

В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Хорошее отношение к лошадям»

1

Комбинированный урок

Характер лирического героя и средства художественной выразительности в лирике В. В. Маяковского

Сопоставление лирических героев поэзии В. Маяковского и А. Блока

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Анализ лирики

Анализ стихотворения, наизусть (по выбору учащегося)







41

Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

1

Комбинированный урок

Содержание, идейный замысел, характер лирического героя и средства художественной выразительности

Своеобразие трактовки библейских образов и заповедей в поэме, творческая и социальная революционность

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Беседа по материалам урока, комментированное чтение

Письменная работа







Эволюция творчества С. А. Есенина (3 часа)

42-43

Эволюция творчества С. А. Есенина. Анализ лирики. Трагические мотивы в творчестве и судьбе поэта

2

Комбинированный урок

Эволюция творчества С. А. Есенина, тематика и проблематика

Имажинизм. «Ключи Марии». Эстетическая программа поэта

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Анализ лирики («Гой ты, Русь моя родная...», Песнь о собаке», «До свиданья, друг мой…», «Письмо к женщине»)

Эссе «В чем секрет песенной популярности Есенина?»







44

Проблематика и поэтика поэмы С. Есенина «Анна Снегина»

1

Урок объяснения нового материала

Содержание, идейный замысел, средства художественной выразительности (лиричность, исповедальность, «очеловечивание» природы)

Рецензия на поэму «Анна Снегина»

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Письменная работа

Крестьянская тема в русской поэзии (обзор)







Акмеизм как национальная форма неоромантизма (1 час)

45

Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Лирика Н. Гумилева. «Капитаны», «Заблудившийся трамвай»

1

Урок объяснения нового материала

Понятие «акмеизм», эстетические принципы направления, их реализация в творчестве Н. Гумилева

Неоромантизм в борьбе с декадансом и дегероизацией в литературе. Эстетическое совершенство поэзии Н. Гумилева, сопоставление звукописи и цветописи стихотворений Н. Гумилева и А. Рембо

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Анализ лирики, сообщения подготовленных учащихся

Письменный анализ стихотворения, наизусть (по выбору учащегося)







Биография и особенности творческого пути А. А. Ахматовой (4 часа)

46

Биография и особенности творческого пути А. Ахматовой. Анализ ранней лирики. Основные мотивы

1

Урок объяснения нового материала

Личность, мировоззрение и эстетические принципы А. Ахматовой, новаторство художественной формы, психологизм

Понятие лирической «новеллы»; сопоставление стихотворения «Песня последней встречи» и 9-й главы романа Тургенева «Рудин» (последняя встреча Натальи Ласунской и Рудина). Средства художественной выразительности прозы и поэзии

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, мотивы лирики.

Уметь: сопоставлять средства художественной выразительности прозы и поэзии

Анализ лирики («Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью...», «Широк и желт вечерний свет...»)

Анализ стихотворения, наизусть (по выбору учащегося)







47

Тема Родины в лирике А. Ахматовой. Гражданские мотивы творчества

1

Урок систематизации ЗУН

Своеобразие раскрытия темы Родины в творчестве А. Ахматовой

Сопоставление гражданской лирики А. Ахматовой с поэзией Н. А. Некрасова

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Сопоставительный анализ стихотворений: «Ты знаешь, я томлюсь в неволе...» А. Ахматовой и «Несжатая полоса» Н. А. Некрасова

Поэма «Реквием» — чтение и анализ текста







48

Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием»

1

Урок систематизации ЗУН

Идейно-художественное своеобразие поэмы, её нравственное содержание

Полиметричность поэмы как средство художественной выразительности; евангельские мотивы

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока, тест

Письменная работа по материалам урока







49

Р/р. Анализ произведения поэтов начала ХХ в.

1

Урок развития речи

Проверка сформированности навыка анализа лирического произведения

Анализ произведения с точки зрения эстетической ценности

Письменная работа по материалам урока

Обзор поэзии начала ХХ в. (Самостоятельная работа)







50

Зарождение литературы социалистического реализма, противоречия и достижения творческого метода. М. Горький «Мать» (обзор)

1

Урок объяснения нового материала

Объективность предпосылок появления метода, его противоречия и достижения, реализация эстетических принципов реализма в романе М. Горького «Мать»

Сопоставление романа «Мать» и экранизации романа Г. Панфилова. Христианские и библейские мотивы в романе и киноверсии, позиция автора в интерпретации сюжета

Знать: основные факты жизни и творчества М. Горького

Беседа по материалам урока

Сообщения учащихся, опрос по материалам лекции







ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ХХ СТОЛЕТИИ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ 1917 г. (22 часа)

51

Пути развития литературы в ХХ столетии. Русская литература после 1917 г.

1

Урок объяснения нового материала

Особенности реалистической и модернистской тенденций в развитии литературы. Понятие «массовой литературы». Общая характеристика развития русской литературы после 1917 г. в России и за рубежом. Судьба русской литературы в эмиграции

Расслоение русской литературы после 1917 г. в России и за рубежом. Анализ литературного произведения по выбору

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Анализ литературного произведения: Б. Зайцев, И. Шмелев и др. (по выбору учащегося)

Опрос по материалам лекции, подготовка к семинару







52

А. А. Фадеев «Разгром». Тема Гражданской войны в советской литературе

1

Урок объяснения нового материала

Идейный замысел, своеобразие художественного мира и поэтика произведения, характеристика авторского стиля

Современная полемика о романе

Знать: основные факты жизни и творчества А. А. Фадеева

Беседа по материалам урока

Письменная работа по материалам урока







53

Е. И. Замятин «Мы». Жанр антиутопии. Судьба человека в бесчеловечном мире

1

Комбинированный урок

Содержание, идейный замысел, философская проблематика и поэтика произведения

Влияние антиутопии «Мы» на мировой литературный процесс (антиутопии Д. Оруэлла, О. Хаксли)

Знать: основные факты жизни и творчества Е. И. Замятина

Письменная работа по материалам урока

Анализ особенностей поэтики произведения







54

Б. Пастернак. Лирика («Гамлет», «Зимняя ночь», «Чудо»). Глубина поэтического осмысления окружающего мира

1

Комбинированный урок

Глубина и своеобразие философской насыщенности поэзии Б. Пастернака

Сопоставление лирических героев поэзии Б. Пастернака («Стихи Юрия Живаго») и В. Маяковского, С. Есенина, А. Блока

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Сопоставительный анализ стихотворений, анализ лирики

Роман «Доктор Живаго», чтение и анализ







55

Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

1

Урок объяснения нового материала

Содержание, идейный замысел, философская проблематика и поэтика произведения

Сопоставление лирического героя поэзии Б. Пастернака и героя романа «Доктор Живаго»

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Письменная работа по материалам урока







56

М. И. Цветаева. Лирика («Вчера еще в глаза глядел...», «Проста моя осанка...», «Поэт – издалека заводит речь...», «Стихи о Москве»). Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирической героини

1

Комбинированный урок

Личность, мировоззрение и эстетические принципы М. Цветаевой; своеобразие поэтического стиля и языка, особенности образа лирической героини М. Цветаевой

Сопоставление лирических героинь поэзии М. Цветаевой и А. Ахматовой

Знать: основные факты жизни и творчества М. И. Цветаевой

Анализ стихотворений, письменная работа по материалам урока

Анализ стихотворения, наизусть (по выбору учащегося)







57

О. Э. Мандельштам. Лирика. Жанрово поэтическое своеобразие лирики Художественное мастерство поэта

1

Комбинированный урок

Жанрово-поэтическое своеобразие лирики, художественное мастерство О. Э. Мандельштама

Сопоставление особенностей творческого мировоззрения О. Э. Мандельштама и А. Ахматовой. Преломление античности как способ создания ощущения преемственности культур

Знать: основные факты жизни и творчества О. Э. Мандельштама

Анализ стихотворений («Дано мне тело — что мне делать с ним...», «Нет, не луна, а светлый циферблат…», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»)

Анализ стихотворения, наизусть (по выбору учащегося)







58-59

Р/р. Сочинение «Поэтические индивидуальности начала ХХ века»

2

Урок развития речи

Систематизация материала, совершенствование навыка письменной речи

Сопоставление художественного мира двух и более поэтов (по выбору)

Уметь: создавать сочинения различных жанров на литературные темы

Письменная работа










Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова (11 часов)

60-61

Мир и человек в произведениях М. А. Шолохова. «Донские рассказы». Мастерство писателя. Трагический пафос произведений, глубина реалистических обобщений

2

Урок объяснения нового материала

Личность, мировоззрение и особенности творческого пути М. А. Шолохова. Трагический пафос рассказов, глубина реалистических обобщений

Художественная концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» как трагедия «расчеловечения»

Знать: основные факты жизни и творчества М. А. Шолохова

Сообщения учащихся. Анализ текста («Чужая кровь», «Шибалково семя»)

Анализ рассказа (по выбору учащегося)







62-63

Художественные особенности романа-эпопеи «Тихий Дон». Своеобразие поэтики. Роль пейзажа. Психологический параллелизм

2

Комбинированный урок

Идейный замысел, философская проблематика и поэтика произведения

Сопоставление с художественными особенностями романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». История казачества

Знать: основные факты жизни и творчества М. А. Шолохова

Опрос по материалам лекции

Образ Григория Мелехова, анализ избранных глав







64-65

Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы героя

2

Комбинированный урок

Образ главного героя, его нравственные искания. Трагичность судьбы человека в годы Гражданской войны. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, равнодушие)

Сопоставление образов Григория Мелехова и Ивана Флягина

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока, письменная работа

Женские образы в эпопее «Тихий Дон», анализ избранных глав







66

Женские образы в романе-эпопее «Тихий Дон»

1

Комбинированный урок

Женские образы в эпопее «Тихий Дон», их роль в создании яркой картины жизни главного героя

Сопоставление образов Аксиньи и Натальи в рамках продолжения традиции противопоставления «любви-страсти» и «любви семейной» в классической русской литературе (образы Татьяны Лариной, Катерины Кабановой, Наташи Ростовой)

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока, письменная работа

Анализ тек ста, подготовка к семинару







67

Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа «Тихий Дон»

1

Комбинированный урок

Гуманистический и патриотический характер романа-эпопеи

Сопоставление литературного отражения событий Гражданской войны и исторической основы (борьба с Калединым, организация Донской советской республики, казнь Ф. Подтелкова)

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Сообщения учащихся, письменная работа

Систематизация материалов к сочинению







68

Р/р. Систематизация материалов к сочинению

1

Урок развития речи

Систематизация материала по предложенным темам сочинения: «Григорий Мелехов в поисках смысла жизни», «“Мысль семейная” на страницах эпопеи»; «Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа»

Анализ темы сочинения с точки зрения оптимального содержания

Уметь: систематизировать материал для сочинений разных жанров на литературные темы

Письменная работа

Индивидуальные задания







69-70

Р/р. Сочинение по роману-эпопее «Тихий Дон»

2

Урок развития речи

Совершенствование навыка письменной речи

Сопоставление художественного мира М. А. Шолохова и Л. Н. Толстого

Уметь: создавать сочинения различных жанров на литературные темы

Письменная работа










71

А. П. Платонов «Сокровенный человек». Смысл на звания рассказа, своеобразие героя. Проблема счастья

1

Урок объяснения нового материала

Идейный замысел, своеобразие героя рассказа (образ странника, бытовое и философское) и поэтика произведения

Решение проблемы счастья и смысла жизни в русской литера туре ХIХ в. (Н. С. Лесков «Очарованный странник», Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

Знать: основные факты жизни и творчества А. П. Платонова

Беседа по материалам урока, письменная работа

Подготовка к семинару (работа в группах)







72

Мастерство Платонова-реалиста (по рассказам «Третий сын», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире»)

1

Комбинированный урок

Глубина и своеобразие художественного мира писателя

Характеристика авторского стиля, языка Платонова, осмысление истоков и принципов языковой манеры (нарушение лексической сочетаемости, авторские плеоназмы)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Работа в группах, сообщения учащихся

Письменная работа по материалам урока







Жизнь и творчество М. А. Булгакова (9 часов)

73

Жизнь и творчество М. А. Булгакова. Театральная деятельность писателя. Пьеса «Дни Турбиных». Идейное звучание пьесы и споры вокруг нее

1

Комбинированный урок

Личность, мировоззрение и особенности творческого пути писателя, его театральная деятельность, мастерство драматурга на примере пьесы «Дни Турбиных»

Своеобразие художественного мира пьесы в сопоставлении с драматургией А. П. Чехова, романом «Белая гвардия». Выявление специфики драматургического произведения

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Опрос по материалам лекции, сообщения учащихся

Индивидуальные задания по материалу романа «Мастер и Маргарита»







74

«Мастер и Маргарита». История создания, идейно-художественное своеобразие романа

1

Комбинированный урок

История создания, глубина и своеобразие художественного мира произведения

Полифонизм и синтетичность романа

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Опрос по материалам лекции, сообщения учащихся

Индивидуальные задания (работа в группах)







75-76

«Ершалаимские» главы. Философско-этическая проблематика романа. Проблема «слова и дела»

2

Комбинированный урок

Философско-этическая проблематика романа

Сопоставление авторской интерпретации с библейским сюжетом, проблема прототипов

Письменная работа по материалам урока

Индивидуальные задания (работа в группах)







77

Тема искусства в «московских» главах. Мастерство Булгакова-сатирика

1

Комбинированный урок

Реализация мастерства Булгакова-сатирика в изображении мира искусства в «московских» главах

Роль фантастической условности в романе

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Анализ эпизода

Письменная работа







78

История Мастера и Маргариты. Проблема любви и жизни. Вечные и преходящие ценности

1

Комбинированный урок

Своеобразие лирического начала в романе

Соучастие в судьбе близкого как принцип создания образа всеобъемлющей любви

Уметь: анализировать и интерпретировать роман «Мастер и Маргарита», используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Подготовка к семинару (работа в группах)







79

Композиционное и жанровое своеобразие романа

1

Комбинированный урок

Композиционное и жанровое своеобразие романа

Система внутренних соответствий в рамках романа, понятие «роман-мистерия»

Работа в группах, сообщения учащихся

Систематизация материалов к сочинению







80-81

Р/р. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

2

Урок развития речи

Написание сочинения («Проблема совести и образ Понтия Пилата», «История любви Мастера и Маргариты», «Проблема Добра и Зла в романе»)

Сочинение-дневник, сочинение-письмо

Уметь: создавать сочинения различных жанров на литературные темы

Письменная работа










ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ 40—60-х гг. ХХ в. (8 часов)

82

Обзор литературной жизни 40-60-х гг. ХХ в.

1

Урок объяснения нового материала

Понятие своеобразия литературного процесса 40—60-х гг. ХХ в., его особенностей

Сравнение литературного процесса, его особенностей в России и европейских странах. Национальные особенности

Уметь: анализировать произведения, используя сведения по истории и теории литературы

Опрос по материалам лекции

Подготовка сообщений







83

Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет (обзор)

1

Урок объяснения нового материала

Осмысление подвига и трагедии народа в произведениях К. Симонова, А. Твардовского, Ю. Бондарева и др.

Сопоставление идейных позиций авторов произведений о Великой Отечественной войне

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока, работа в группах

Индивидуальные задания







84

А. Н. Толстой «Русский характер». Патриотизм, смысл названия новеллы.

1

Комбинированный урок

Обсудить патриотический пафос и художественное совершенство новеллы

Рецензия на очерк

Реализация индивидуальных заданий

Индивидуальные задания







85

В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда». Изображение трагических будней войны.

1

Комбинированный урок

Мастерство писателя, идейная позиция автора

Сопоставление художественного мира М. Шолохова и В. Некрасова в изображении будней войны

Реализация индивидуальных заданий

Индивидуальные задания







86

Военная лирика (обзор)

1

Комбинированный урок

Единство русских писателей в годы войны, реализация темы памяти в творчестве поэтов 40-х гг. (К Симонов, М Джалиль и др.)

Характеристика авторского стиля поэтов

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения

Реализация индивидуальных заданий

Анализ стихотворения, наизусть (по выбору учащегося)







87

Русское литературное зарубежье (судьба русской литературы в эмиграции). Основные темы творчества. Периодизация.

1

Урок объяснения нового материала

Понятие феномена русского литературного зарубежья, его особенностей, периодизация, основные представители (М. Адамович, М. Алданов, М. Осоргин, Г. Газданов)

Реализация традиций русской классики и новаторства. Черты европейской литературы

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Индивидуальные задания







88

Жизнь и творчество В. В. Набокова. «Другие берега» (обзор). Мастерство писателя

1

Комбинированный урок

Мастерство писателя (на примере романа «Другие берега»)

Понятие о металитературности и авторефлексивном тексте

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Письменная работа по материалам урока

Подготовка к читательской конференции







89

Русское литературное зарубежье 1945—1990 гг. (обзор). Основные темы творчества. Традиции и новаторство

1

Комбинированный урок

Основные темы творчества, эстетические и идейные позиции представителей русского литературного зарубежья 1945—1990 гг. (В. Максимов, В. Некрасов, И. Бродский, Э. Лимонов, Г. Владимов)

Сопоставление художественного мира, эстетических и идейных принципов и их реализации в творчестве писателей

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Письменная работа: рецензия на произведение (по выбору учащегося)







Развитие литературы в послевоенные годы (10 часов)

90

Развитие литературы в послевоенные годы. Обзор основных тем, проблематики русской литературы 60— 80-х гг. ХХ в.

1

Урок объяснения нового материала

Понятие «своеобразие литературного процесса послевоенные годы»

Сравнение литературного процесса, его особенностей в России и европейских странах. Национальные особенности

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа по материалам урока

Индивидуальные задания







91

Авторское решение проблемы человека на войне в произведениях Ю. В. Бондарева «Горячий снег», В. А. Кондратьева «Сашка»

1

Урок объяснения нового материала

Сопоставление авторского подхода к решению проблемы человека на войне в рамках разных тенденций внутри жанра

Рецензия на произведение (по выбору учащегося)

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Работа в группах, реализация индивидуальных заданий

Письменная работа по материалам урока







92

Личность и художественный мир А. И. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Изображение общественного устройства в рассказе

1

Урок объяснения нового материала

Личность, мировоззрение и своеобразие творчества писателя, идейный замысел, художественный мир рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Временная и пространственная организация повествования

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Беседа по материалам урока

Индивидуальные задания







93

А. Т. Твардовский. Поэма «По праву памяти». Проблема субъективной боли лирического героя за судьбы своей страны и народа

1

Комбинированный урок

Реализация темы памяти в творчестве А. Т. Твардовского. Историзм и публицистичность поэмы «По праву памяти»

Сопоставление творчества А. Т. Твардовского и Н. А. Некрасова

Знать: основные факты жизни и творчества А. Т. Твардовского

Беседа по материалам урока

Письменная работа по материалам урока, индивидуальные задания







94

В. Г. Распутин «Живи и помни». Судьба народная в произведении

1

Комбинированный урок

Роль композиции и сюжета в раскрытии авторского видения проблемы человеческого в человеке

Связь творчества В. Г. Распутина с традициями русской литературы

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Реализация индивидуальных заданий

Индивидуальные задания







95

В. П. Астафьев «Царь-рыба». Человек и природа. Философская символика произведения

1

Комбинированный урок

Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя

Реалистическая доминанта творчества В. П. Астафьева, понятие «жестокий реализм»

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Письменная работа по материалам урока

Индивидуальные задания







96

Реализация традиций и новаторство драматургии А. В. Вампилова. Проблема распада человеческой личности в пьесе «Утиная охота»

1

Комбинированный урок

Идейное звучание произведения, художественное мастерство писателя, традиции и новаторство драматургии А. В. Вампилова

Чеховские традиции в драматургии Вампилова

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Реализация индивидуальных заданий

Индивидуальные задания







97

Проблема ответственности человека за судьбы мира в произведении Ф. А. Абрамова «Дом»

1

Комбинированный урок

Своеобразие авторского видения проблемы человеческого в человеке

Рецензия на произведение Ф. А. Абрамова «Дом»

Знать: основные факты жизни и творчества Ф. А. Абрамова

Реализация индивидуальных заданий

Индивидуальные задания







98-99

Р/р. Сочинение- рецензия на произведение русской литературы второй половины ХХ в.

2

Урок развития речи

Систематизация материала, совершенствование навыка письменной речи

Сочинение - публицистическая статья

Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы

Письменная работа










ОБЗОР РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ КОНЦА ХХ в. (3 часа)

100

Обзор русской литературной жизни конца ХХ в.

1

Урок объяснения нового материала

Понятие своеобразия литературной жизни конца ХХ в.

Сравнение динамики развития литературного процесса в начале и второй половине ХХ в.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Опрос по материалам лекции

Подготовка сообщений учащихся







101-102

Читательская конференция «Пути развития русской литературы в ХХ веке»

2

Комбинированный урок

Пути развития русской литературы в ХХ веке

Сопоставление динамики литературного процесса в России в ХIX в. и в ХХ в.

Реализация индивидуальных заданий









1 По учебному пособию: Человек и общество. Основы современной цивилизации / сост. П. А. Белоусов. М.: Геликон, 1992.

2 По учебнику: Куприянова Е. Н., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1976.