Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Основы православной... 1 183.54kb.
Пояснительная записка к курсу физики 7-9 классов 2 641kb.
Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная категория по учебному... 2 399.42kb.
Патрахина Елена Александровна 2013 г. Тобольск пояснительная записка... 3 901.39kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Пояснительная записка рабочая программа по «Эрзянскому языку» 1 201.18kb.
Программа составлена 2013г. Пояснительная записка Рабочая программа... 1 486.3kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное... 1 189.9kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по «истории Древнего мира» 1 277.02kb.
Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная... 2 455.93kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Информатика... 1 239.31kb.
Конкурс «Инженер года 2013» 4 1290.71kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» - страница №1/1



vsosh_sign
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Права человека» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Нормативной базой составления данной программы являлись:

● Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2012- 2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края.

● Авторская программа «Правоведение. 9 класс. Права человека: элективный курс /авт.-состав. Степанько С.Н.-Волгорград: Учитель, 2007.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» и решение проблем правового реформирования российского общества невозможны без создания современной системы обучения правам человека в школе. Профессионально выстроенная программа формирования правовой компетентности современной молодежи позволит решать не только проблемы профилактики преступности в обществе. Она призвана способствовать формированию правосознания и повышению правовой культуры подрастающего поколения, от которого зависит будущее России. Проблемы и противоречия современной правовой действительности обусловливают необходимость введения самостоятельного курса «Права человека» в основную школу.

Обучение правам человека позволяет сохранить и передать из поколения в поколение уважение людей друг другу, правила разрешения конфликтов и противоречий, позволяя обеспечивать стабильность и организованность в обществе. На протяжении многовековой истории человечество отстаивало незыблемые принципы дружбы, сотрудничества, равенства, справедливости, ставшие основой современных концепций прав человека. Прошли века, но многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, оказались актуальными и в современности. Не случайно обучение правам человека сегодня становится одним из самых приоритетных, социально значимых тенденций в системе модернизации отечественного образования.

Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо повысить уровень обучения правам человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребенка помочь людям увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми способами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся. Права человека в своих проявлениях многогранны. Права человека — совершенно особый предмет и выходит за рамки традиционно изучаемого в учебных заведениях курса права. Права человека воплощают идеалы реального уважения личности и ее достоинства и ассоциируются с практическим гуманизмом.

Содержание учебного материала по правам человека многоуровневое и многоаспектное, что вытекает из самого понятия прав человека. Права человека — это совокупность правил, присущих человеческому сообществу, без которых он не может существовать идеальные нравственные принципы; совокупность представлений о достойном положении человека; субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от обществ; справедливые притязания людей по отношению к государству; система жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие; определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социально-политической системы; неотъемлемая мера свободы, определяющая статус автономной личности

Существование гражданского общества зависит от ценности прав человека. Правовое государство может существовать там, где свобода и права человека соотносятся с уважением и доверием граждан к органам государственной власти и друг к другу.

Данная программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль.



Данный курс рассчитан на 18 часов по 9 часов в 8 и 9 классах. Курс «Права человека» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент.

Программа элективного курса “Права человека” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образование, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом основных требований к уровню правого образования выпускников основной школы



Цели:

  • Создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России;

  • Развитие у учащихся гражданственности;

  • Формирование законопослушного гражданина, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению во всех сферах жизни общества;

  • Подготовка уч-ся к осмыслению жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.


Задачи:

  • Утверждение в сознании учащихся гражданских, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений;

  • Формирование у уч-ся понимания необходимости изучения прав человека;

  • Воспитание уч-ся в духе уважения прав и свобод других людей через всестороннюю информированность о правах и свободах;

  • Усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека, изучение основных международных документов по правам человека.


Формы и методы ведения уроков:

Сочетание теоретических знаний по базовым предметам с реализацией практической парадигмы при использовании игровой технологии и других интерактивных форм работы. Предполагается использование различных видов индивидуальной, парной и групповой работы, проведение деловых, ролевых игр, работа с источниками, дебаты, «мозговые штурмы», семинары, «круглые столы»



Ожидаемый результат:

- предполагается, что, усвоив программу курса (17часов), учащиеся познакомятся с основными нормами права, регулирующих правовые отношения в России и в мировом сообществе.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Правовые нормы, их отличия от моральных;

  • Основные конституционные права в демократическом обществе и механизм их защиты;

  • Права ребенка;

  • Правозащитные организации.

Учащиеся должны уметь:

  • Выбирать и обобщать материал в ходе дискуссии;

  • Формулировать вопросы по предложенной проблеме (теме);

  • Делать выводы и формулировать пункты для Декларации прав человека (в соответствии с игровым сюжетом);

  • Уважительно относиться к мнению других в ходе дискуссии;

  • Принимать игровой сюжет и быстро включаться в игру.

Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:

  • - устные развернутые ответы с привлечением дополнительной информации;

  • - творческие работы (эссе);

  • - работа с терминами (письменно и устно);

Основное содержание курса
Тема 1: Понятие прав человека (1ч.).

Что такое человек? Человек и общество.

Человек- биосоциальное существо. Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека. Понятие прав человека. Многозначность определения понятия «прав человека». Право человека и права гражданина. Права человека, льготы и привилегии. Человек, закон, правосудие. Объективное право и субъективное. Права человека как средство защиты человечества от угрожающих ему проблем. Права человека как общечеловеческие принципы.

Тема 2: Становление и развитие прав человека (1ч.).

Из истории правовых идей: власть, государство, общество. Государство и право. Право и бесправие. Формирование представлений о ценности человеческой личности. Библия о человеке. Человек в античном мире. Римское право: права личности. Правовое положение человека в средневековом обществе. Великая хартия вольности 1213 г. Теория естественного права. Проблема достоинства человека в трудах французских и немецких просветителей. Права человека в условиях буржуазных революций конца 18 века. Декларация независимости США 1776 г, Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г, Американский Билль о правах 1791 года. Права человека в начале 20 века. Лига наций и защита прав человека. Социалистические учения о правах человека. Ш.Фурье, К.Маркс. Ф.Энгельс.



Тема 3: Всеобщая декларация прав человека 1948 года (1ч.).

ООН и ее деятельность в области прав человека. Совет Европы и Европейский Союз. Нормы и механизмы правовой защиты прав человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., ее содержание и историческое значение. Посягательства на права человека. Принятие международных пактов о правах человека 1966 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах. Обязательства государств-участников пактов и конвенций. Единство всех прав и свобод. Недопустимость отмены или умаления прав и свобод.



Тема 4: Проблема прав человека в нашей стране (2ч.).

Права человека и гражданина в современном мире. Обострение проблем прав человека в условиях глобализации. Интернет, клонирование, голод, нищета. Преступления, наркомания и права человека. Подъем массовых движений, их роль в борьбе за права человека.

Права гражданина и практика их осуществления в развитых странах Запада. Теория естественных и неотъемлемых прав человека в настоящее время. Борьба в мире за право на свободу от эксплуатации. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г. Конституция РФ 1993 г. Учреждение поста Уполномоченного по правам человека в России 1998 г, его правовой статус и формы деятельности.

Вступление России в Совет Европы (1996 г). Взаимодействие России с Европейским судом по правам человека.



Тема 5: Гражданские права человека (2ч.).

Пакт о гражданских и политических правах. Право на жизнь- неотъемлемое право человека. Смертная казнь. Обстоятельства, исключающие вынесение смертного приговора. Проблема отмены смертной казни. Свобода от жестокостей. Конвенция против пыток. Право на достоинство и честью Право на свободу и личную неприкосновенность. Равенство людей перед законом. Право на охрану брака и семьи. Право задержанных лиц. Право на гласное рассмотрение любого дела. Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах каждого государства.

Право на гражданство. Права иностранцев и лиц без гражданства. Конвенция о статусе лиц без гражданства (1954 г) Закон РФ «О гражданстве». Право на убежище в других странах. Право на неприкосновенность личной и семейной жизни. Неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции.

Тема 6: Политические права человека (1ч.).

Право народа на самоопределение и закрепление его в международных документах. Право равного доступа к государственной службе. Принципы разделения властей как гарантии прав человека. Основные политические свободы. Право на свободу мысли, совести, религии и убеждений. Запрет цензуры. Право на свободу выражения своих мнений. Свобода слова и печати. Закон РФ «О средствах массовой информации»

Право на свободу ассоциаций и мирных собраний. Правовое регулирование проведения собраний, митингов, демонстраций. Равенство в правах мужчин и женщин. Конвекция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (1978 г.)

Тема 7: Экономические права человека (1ч.).

Право на труд. Регулирование трудовых отношений. Гарантии права на труд. Право на защиту от безработицы по Закону РФ «О занятости населения». Право на создание профсоюзов. Право собственности: право владения, пользования, распоряжения.

Право предпринимательства. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности. Право наследования.

Тема 8: Социальные права человека (1ч.).

Право на достойный уровень жизни. Право на социальное обеспечение и его реализация. Развитие пенсионного законодательства. Право на жилище. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики». Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Система здравоохранения в развитых странах мира и обеспечение этого права. Право на здоровую окружающую среду. Всемирная организация здравоохранения, деятельность государственных органов и общественных организаций по защите окружающей среды и поддержанию экологического равновесия. Права детей как разновидность прав человека. Конвенция об охране материнства 1952 г. Права инвалидов и умственно отсталых лиц. Права беженцев.



Тема 9: Культурные права человека (1ч.).

Право на образование. Его содержание и гарантии. Международные правовые акты о праве на образование. Деятельность ЮНЕСКО и борьбе с неграмотностью. Право на образование в России. Реформы образования в России. Право на участие в культурной жизни. Право на доступ к культурным ценностям. Права этнических, религиозных меньшинств пользоваться достижениями своей культуры.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Авторское право.

Тема 10: Обязанности человека (1ч.).

Обязанности человека и нравственный долг. Обязанности человека перед обществом. Моральные и правовые обязанности. Соотношение прав человека и его обязанностей. Понятие и виды обязанностей гражданина. Конституционные обязанности гражданина.



Тема 11: Правовое государство и обеспечение прав человека (1 ч.).

Гарантии прав человека и гарантии прав гражданина, их соотношение. Международный механизм гарантий прав человека. Деятельность должностных лиц и их ответственность за обеспечение прав человека. Деятельность должностных лиц и их ответственность за обеспечение и беспрепятственное осуществление прав человека. Парламенты и их деятельность в обеспечении прав человека.

Роль законодательства в системе гарантий прав человека. Законодательное обеспечение формирования правового государства. Развитие конституционных основ гарантий прав и свобод человека.

Тема 12: Права человека в случае совершенного им правонарушения (1ч.).

Правонарушение. Преступление. Противоправное деяние. Уголовная ответственность.



Тема 13: Положение детей в нашей стране и в мире (1ч.).

Конвенция о правах ребенка. Обязанности государства по защите прав детства. Правовое положение детей. Защита от рабства.



Тема 14: Международное гуманитарное право (1ч.).

Защита прав человека в вооруженных конфликтах. Четыре Женевские конвенции 1949 года и два дополнительных протокола к ним. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Обращение с военнопленными. Защита гражданского населения. Права человека и международные механизмы защиты.



Календарно-тематическое планирование



Дата

план.


Дата

факт.


Тема

Формы работы

Домашнее задание

1







Понятие прав человека

Лекция с элементами беседы

Творческое задание

2







Становление и развитие прав человека

Проблемная беседа.

Заполнить таблицу

3







Всеобщая декларация прав человека

Практическая работа

Выучить основные права человека, закрепленные в Декларации

4







Права человека и гражданина в современном мире

Лабораторная работа с источниками

Ответить на вопросы

5







Проблема прав человека в нашей стране

Лабораторная работа с источниками

Написать сочинение

6







Гражданские права человека

Лабораторная работа с источниками

Разработать «Кодекс гражданских прав ученика» своего класса

7







Закон РФ «О гражданстве»

Лабораторная работа с источниками

Заполнить таблицу

8







Политические права человека

Урок – практикум

Заполнить таблицу

9







Итоговое повторение. Защита творческого проекта «Права человека и Конституция РФ»

Итоговый урок. Защита презентаций




10







Экономические права человека

Практическая работа

Написать сочинение-эссе

11







Социальные права человека

Практическая работа

Творческое задание.

12







Культурные права человека

Практическая работа

Заполнить таблицу

13







Обязанности человека

Дискуссия

Творческое задание.

14







Правовое государство и обеспечение прав человека

«Круглый стол»

Подготовить сообщение о соблюдении прав граждан в различных государствах

15







Права человека в случае совершенного им правонарушения

Урок с элементами беседы

Составить рассказ о вымышленном «герое»

16







Положение детей в нашей стране и в мире

Лабораторная работа с источниками

Подобрать материалы из СМИ по теме

17







Международное гуманитарное право

Лабораторная работа с источниками

Выскажи свое мнение…

18







Итоговое повторение. Защита творческого задания «Мои права»

Итоговый урок. Защита презентаций




Формы и средства контроля.

Темы контроля и практических работ

Количество часов

Плановые сроки

Фактические сроки

Примечание

Итоговый урок. Защита творческого проекта

2











Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.



3.  Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

  • Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

  • Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

  • Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

  • Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

  •  Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Учебно-методический комплект:

  1. Конституция РФ, 1993.

  2. Всеобщая Декларация прав человека, 1948.

  3. Конвенция о правах ребенка, 1989.

  4. Административный кодекс РФ.

  5. Гражданский кодекс РФ.

  6. Семейный кодекс РФ.

  7. Трудовой кодекс РФ.

  8. Уголовный кодекс РФ.

  9. Закон РФ “Об образовании”, 1992.

  10. Азаров А.Я. Права человека. – М., 1995.

  11. Гуревич П.С. Человек. Учебное пособие для 9 кл. – М., 1995.

  12. Дженис М. и др. Европейское право в области прав человека. – М., 1997.

  13. Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.,1997.

  14. Мой выбор. Книга методик. – М., 2002.

  15. Мушиновский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.

  16. Никитин А.Ф. права человека. – М., 1993.

  17. Никитин А.Ф. Права человека. Хрестоматия. – М. 1993.

  18. Основы правовых знаний. Учебник. – М., 2000.

  19. Права человека в свободной стране. Учебное пособие по правоведению. 8-9 кл. – СПб, 1998.

  20. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным. М., 2003.

  21. Селевко Г.К. Современных образовательные технологии, Учебные пособия. – М., 1998.




«Права человека»

8

0,25

Б

А

В

Г

9

0,25

Б

В

Д,А

Г