Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 34 часа. Цели курса: познакомить учащихся с современным - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка цель данного курса 1 105.27kb.
Кройтор Евгений Константинович 2013-2014 учебный год пояснительная... 3 835.28kb.
Программа курса Пояснительная записка Цель и задачи курса 1 186.09kb.
Пояснительная записка. Цели курса: создание условий для социализации... 1 243.48kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса 7 2463.36kb.
Рабочая программа по курсу история России в 7 классе рассчитана на... 1 326.26kb.
Учебная программа для студентов (специальность нхт фототворчество) 3 442.96kb.
Пояснительная записка Программа профильного курса «Информатика и... 1 185.71kb.
Пояснительная записка. Цель элективного курса 1 109.09kb.
Пояснительная записка Программа элективного курса «История географических... 1 133.05kb.
Пояснительная записка Цели: основная цель данного курса ознакомить... 1 88.56kb.
П/п Наименование комиссии, телефонный код 1 101.33kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 34 часа. Цели курса: познакомить - страница №1/1

Программа элективного курса
Информатика
Курс начальной подготовки для девятиклассников.

Балей 2004
Пояснительная записка

Программа курса рассчитана на 34 часа. Цели курса: познакомить учащихся с современным состоянием науки об информации и способах её представления, обработки, передачи и хранения. Курс построен таким образом, чтобы способствовать формированию системного представления об информатике, многообразию и взаимосвязи различных её аспектов. Поскольку основным инструментом обработки информации является компьютер, то знакомство с различными научными направлениями информатики (теоретическая информатика, вычислительная техника, робототехника, компьютерные сети, разработка программного обеспечения, разработка систем искусственного интеллекта и т. д.) строится через призму рассмотрения компьютера с двух точек зрения: сначала аппаратной, затем программной.

Курс построен так, чтобы логика построения курса была прозрачной для ученика. Например, приступая к изучению многообразия программного обеспечения компьютера и познакомившись с его классификацией, ученик уже понимает, что, прежде всего, нужно понять принципы построения операционной системы и технологические приёмы работы в ней. Затем нужно освоить работу с необходимыми обслуживающими программами (архиваторами, антивирусными программами и т. д.). Потом следует познакомиться с прикладными программами, (графическими и текстовыми редакторами, мастером презентаций, электронными таблицами, базами данных, базами знаний), узнать о таких перспективных направлениях развития информатики, как системы искусственного интеллекта, компьютерные сети и способы подготовки информации для представления её в сети Internet. И, наконец, приобретя необходимый опыт работы в качестве пользователя, можно приступать к изучению таких достаточно сложных для понимания разделов, как Арифметические и логические основы ЭВМ, Основы программирования. Хотя последний раздел назван Основы, но подразумевается, что знакомство с программированием не ограничится написанием примитивных программ, практическая польза которых, учитывая предыдущий пользовательский опыт учеников, так и останется для них загадкой. Знакомство с основами программирования предполагает знакомство с современным объектно-ориентированным программированием и созданием учащимися полноценных мультимедийных Windows-приложений.

Для реализации этой программы автором разработан комплекс программной поддержки курса. Он включает и электронный учебник с видео сюжетами , и комплекс практических работ и примеров, и систему тестирования, и проектные работы. Проектные работы автор предлагает использовать для того, чтобы объединить повторение и обобщение с практическим и, (что очень важно!), творческим применением накопленных знаний и навыков.



Тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Всего

Лекция

Практ.

1

Введение.

1

1




2

Информатика и информация.

4

3

1

3

ЭВМ — как средство обработки информации.

10

9

1

4

Программное обеспечение ЭВМ.

2

1

1

4.1

Операционная система Windows.

5

2

3

5

Основы информационных технологий.










5.1

Графический редактор.

2

1

1

5.2

Текстовый редактор (текстовый процессор).

10

4

6




Итого:

34







9 класс (34 часа)

  1. Введение.

1 час

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство со школьным кабинетом информатики.


  1. Информатика и информация.

4 часа

Наука информатика. Предпосылки её возникновения. Основные аспекты информатики: вычислительная техника, информационные процессы, информатика в природе и обществе и т. д. Информация вокруг нас. Её свойства. Действия над информацией. Её значение. Единицы измерения информации. Вычисление объёма информации.

Компьютер как инструмент обработки информации. Применение ЭВМ.

Информатизация общества.

Учащиеся должны знать:


  • предмет и задачи информатики;

  • её аспекты;

  • виды информации;

  • её свойства;

  • единицы измерения информации;

  • сущность и значение информатизации общества.

Учащиеся должны уметь:

  • решать задачи на определение количества информации.

  1. ЭВМ — как средство обработки информации.

10 часов

История развития вычислительной техники. Первые попытки механизировать интеллектуальную деятельность. Принципы работы механических вычислительных машин Паскаля, Лейбница, Чебышева, Головацкого, Однера и т. д.

Революционные идеи Бэббиджа.

Первые ЭВМ, сконструированные в СССР под руководством С.А. Лебедева.

Поколения ЭВМ. Основные признаки и характеристики, отличающие ЭВМ различных поколений. Представление о развитии элементной базы.

Структура ПЭВМ. Реализация принципов Ч. Бэббиджа. Развитие идей Бэббиджа Клодом Шенноном и Джоном фон Нейманом. Принципы Джона фон Неймана.

Основные модули компьютера. Память, процессор, программа. Виды памяти. Основные логические узлы ПЭВМ, их функции. Магистраль (общая шина).

Периферийные устройства, их назначение и характеристики. Средства длительного хранения информации: жёсткие магнитные диски, гибкие диски, CD-ROM. Сканеры. Типы сканеров.

Растровый принцип вывода графической информации. Матричные, струйные и лазерные принтеры.

Компьютеры и охрана здоровья и окружающей среды.

Учащиеся должны знать:


  • основные факты истории развития вычислительной техники;

  • отличительные признаки ЭВМ различных поколений;

  • структуру ПЭВМ;

  • назначение процессора;

  • функции основных модулей компьютера и их характеристики;

  • влияние компьютеров на здоровье человека и окружающую среду.

  1. Программное обеспечение ЭВМ.

2 часа

Классификация программного обеспечения. Инсталляция программ. Системные программы, обслуживающие (утилиты), прикладные программы, системы программирования.

Компьютерные вирусы, их признаки и классификация. Антивирусные программы.

Архиваторы, их назначение и применение.

    1. Операционная система Windows.

5 часов

Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы.

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов.

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Основные операции: поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

Настройки внешних устройств. Операции с дисками.



Учащиеся должны знать:

  • основы интерфейса Windows;

  • структуру окон различных типов;

  • основные приёмы работы в Windows.

Учащиеся должны уметь:

  • загружать Windows;

  • открывать окна программ, сворачивать, закрывать, перемещать их, изменять их размеры;

  • осуществлять поиск в каталоге;

  • перемещать и копировать файлы и папки;

  • удалять файлы и папки, восстанавливать их;

  • создавать папки;

  • производить настройки внешних устройств.

  1. Основы информационных технологий.




    1. Графический редактор.

2 часа

Графический редактор Paint . Назначение, основные функции и возможности. Запуск. Создание, сохранение, открытие рисунка.

Основные команды меню. Набор инструментов и палитра. Рисование линий, овалов, прямоугольников, кривых линий. Способы окрашивания. Масштаб. Текст. Наклоны и повороты. Использование ластика. Выделение прямоугольной и произвольной области.

Действия над фрагментами. Вырезание и копирование в буфер, вставка из буфера. Перемещение, размножение и копирование фрагмента. Изменение размеров и формы фрагмента. Настройка страницы. Печать рисунка.

Учащиеся должны знать:


  • назначение и основные возможности графического редактора;

  • назначение команд главного меню;

Учащиеся должны уметь:

  • запускать графический редактор;

  • открывать, создавать и сохранять рисунок в файле;

  • пользоваться инструментами из набора;

  • выделять фрагменты и совершать действия над ними;

  • помещать в буфер и вставлять из буфера;

  • выводить рисунок на печать.

    1. Текстовый редактор (текстовый процессор).

10 часов

Текстовый редактор Word. Назначение, форматирование и редактирование, основные функции и возможности.

Запуск. Создание, сохранение, открытие документа. Основные команды меню. Панели инструментов. Перемещение по тексту. Выделение фрагментов текста.

Изменение масштаба. Копирование формата. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Использование буфера обмена.

Вставка символов. Вставка формул в документ. Вставка объектов WordArt.

Выравнивание текста. Создание маркированных, нумерованных и многоуровневых списков.

Проверка орфографии. Колонтитулы. Колонки. Буквица.

Способы создания таблиц. Создание рисунков и чертежей. Вставка рисунков.

Обтекание их текстом. Поиск и замена текста. Режим просмотра. Подгонка страниц.

Параметры страницы. Печать документа.

Учащиеся должны знать:


  • назначение и основные возможности текстового редактора;

  • назначение команд главного меню;

  • название и назначение панелей инструментов.

Учащиеся должны уметь:

  • запускать текстовый редактор;

  • открывать, создавать и сохранять документ в файле;

  • форматировать текст;

  • выделять фрагменты и выполнять действия над ними;

  • копировать, вырезать в буфер и вставлять из буфера;

  • создавать таблицы;

  • создавать рисунки и чертёжи;

  • вставлять в документ графические изображения и применять обтекание их текстом;

  • создавать списки разных типов;

  • настраивать параметры страницы;

  • выводить документ на печать.



Контроль успеваемости

В течение обучения планируется вести постоянный контроль успеваемости на основе проверки еженедельного выполнения практических заданий. Результат выполнения практического задания в конце занятия проверяется  преподавателем у нескольких  учащихся и оценивается :



  1. по полноте и правильности выполнения задания

  2. по правильности ответов на дополнительные вопросы

В течение курса планируется проведение тестов по пройденным темам для проверки практических навыков работы с изучаемыми программами. В течение курса проводится 11 тестов для проверки теоретических знаний.
Список тестов
- Этапы решения задач на ЭВМ
- Системы счисления
- Информатика, информация
- История развития ВТ
- Поколения ЭВМ
- Характеристики внешних устройств
- Структура персонального компьютера
- Операционная оболочка Windows
- первая помощь (англ.)
- Поиск в базе данных
- Вставить картинку в Документ Word

Создать таблицу в Документе Word
По результатам выполнения практических заданий, ответов на вопросы тестов выставляются полугодовые и итоговые годовые оценки.

Критерии оценки ответов на контрольных опросах


Оценка "Отлично"
Выставляется ученику, который правильно и полностью ответил на вопросы контрольного опроса  и уверенно продемонстрировал навыки практического владения компьютерными технологиями обработки документов.

 Оценка "Хорошо"


Выставляется ученику,  который полностью и   в целом  правильно (возможно, с небольшими недочетами), ответил на  вопросы контрольного опроса и продемонстрировал владение навыками практического применения компьютерных технологий обработки документов.

Оценка "Удовлетворительно"


Выставляется ученику, который не полностью ответил на вопросы контрольного опроса,  не смог правильно ответить на дополнительные вопросы или не смог продемонстрировать навыки практического владения компьютерными технологиями обработки документов.

Оценка "Плохо"


Выставляется во всех остальных случаях.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Г. Евсеев, С. Симонович. Windows 98. Полный справочник в вопросах и ответах. М., АСТ пресс, 2000 г.

2. Ш. Кроуфорд Профессиональная работа в Windows 98. Учебный курс. Питер 1998 г.



3. Л.Ф.Соловьёва. Информатика. Санкт-Петербург 2001г.