Пояснительная записка примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 3 1764.77kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва... 1 368.97kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность... 2 539.35kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 2 396.69kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Информатика... 1 239.31kb.
Составила Султанова Эльвира Мирзагитовна, учитель технологии мбоу... 1 152.29kb.
Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка. Данная рабочая программа 2 515.56kb.
Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для VII... 1 149.68kb.
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... 2 369.51kb.
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира 1 617.98kb.
Программа по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений Е. 5 1311.96kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка примерные программы по географии призваны сохранить традиции - страница №1/2


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура примерных программ полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.



Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

В основу содержания учебного предмета «География России» 8 класс, положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в 8 классе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. На раздел 1 отведено 26 часов (в примерной программе 32 часа), на раздел 2 отведено 29 часов (в примерной программе 33 часа), в том числе на раздел «География Белгородской области» отведено 12 часов.



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России» в 8 классе из расчета 2-а учебных часа в неделю.

В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие практические работы и итоговые.

Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Итоговые работы выполняют контролирующую функцию, они выполняются школьниками самостоятельно.

В данной рабочей программе представлены 18 практических работ из них 7 (итоговых). При изучении «Географии Белгородской области» выполняется 4 практические работы.

Практические работы:



  1. Определение координат крайних точек территории России.

  2. Решение задач на определение поясного времени.

  3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

  4. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток.

  5. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

  6. Характеристика морей, омывающих территорию России.

  7. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки.

  8. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

  9. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной природной зоны

  10. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-технического комплекса при заданном изменении другого

  11. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины

  12. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа

  13. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа

  14. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий

  15. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска

  16. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая

  17. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья

  18. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.

Практические работы «Географии Белгородской области»:

№ 1. Физико-географическое положение Белгородской области

№ 2. Полезные ископаемые области, района

№ 3. Основные характеристики климата Белгородской области



№ 4. Внутренние воды Белгородской области

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ

8-ГО КЛАССА:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.



Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).



  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Практические работы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Раздел 1. Общая физическая география России (26 ч).

Тема 1. Географическое положение (2 ч)

1.

Место России на карте мира. Территория и акватория России.

Практическая работа №1 «Определение координат крайних точек территории России».

1

3.09

2.

Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы.

Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени».

1

5.09

Тема 2. Исследование территории России (2 ч)

3.

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.




1

10.09

4.

Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.




1

12.09

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (4 ч)

5.

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление.




1

17.09

6.

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России.

Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми».

1

19.09

7.

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России.




1

24.09

8.

Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Тестирование по теме «Геологическое строение и рельеф».






1

26.09

Тема 4. Климат и погода (5 ч)

9.

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России.




1

1.10

10.

Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России.

Практическая работа №4 «Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток».

1

3.10

11.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы.




1

8.10

12.

Климат и погода и их влияние на хозяйственную деятельность людей.

Практическая работа №5 «Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам».

1

10.10

13.

Климат и человек. Агроклиматическая карта. Тестирование по теме «Климат и погода».




1

15.10

Тема 5. Моря и внутренние воды (5 ч)

14.

Моря, окружающие территорию России.

Практическая работа №6 «Характеристика морей, омывающих территорию России».

1

17.10

15.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы.

Практическая работа №7 «Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки».

1

22.10

16.

Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы.




1

24.10

17.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы.

Практическая работа №8 «Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России».

1

29.10

18.

Тестирование по теме «Моря и внутренние воды».




1

31.10

Тема 6. Почвы (3 ч)

19.

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения.




1

2.11

20.

Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем.




1

7.11

21.

Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. Тестирование по теме «Почвы».




1

9.11

Тема 7. Природные зоны (5 ч)

22.

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы.




1

14.11

23.

Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней.




1

16.11

24.

Природная зона – как природный комплекс.

Практическая работа №9 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной природной зоны».

1

21.11

25.

Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность.

Практическая работа №10 «Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-технического комплекса при заданном изменении другого».

1

26.11

26.

Итоговое тестирование по разделу «Общая физическая география России».




1

28.11

Раздел 2. Крупные природные районы России (29 ч)

Тема 1. Островная Арктика (1 ч)

27.

Мир арктических островов. Западная Арктика. Восточная Арктика.




1

30.11

Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина (4 ч)

28.

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа.




1

5.12

29.

Полезные ископаемые Русской равнины.




1

7.12

30.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека.

Практическая работа №11 «Определение по основным климатическим характеристикам изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины».

1

12.12

31.

Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы. Тестирование по теме «Восточно-Европейская равнина».




1

14.12

Тема 3. Кавказ (3 ч)

32.

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона.




1

19.12

33.

Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона.




1

21.12

34.

Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.

Практическая работа №12 «Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа».

1

26.12

Тема 4. Урал (4 ч)

35.

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала




1

28.12

36.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья.




1

9.01

37.

Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Практическая работа №13 «Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа».

1

12.01

38.

Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Тестирование по теме «Урал».




1

16.01

Тема 5. Западно – Сибирская равнина (4 ч)

39.

Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн.




1

19.01

40.

Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара.

Практическая работа №14 «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий».

1

23.01

41.

Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды.




1

26.01

42.

Краткая характеристика зон. Оценка природных условий для жизни человека.




1

30.01

Тема 6. Средняя Сибирь (3 ч)

43.

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа.




1

1.02

44.

Резко континентальный климат.

Практическая работа №15 «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска».

1

6.02

45.

Крупнейшие реки России.

Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.






1

8.02

Тема 7. Северо – Восток Сибири (3 ч)

46.

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке.




1

13.02

47.

Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода.




1

15.02

48.

Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. Тестирование по теме «Северо – Восток Сибири».




1

20.02

Тема 8. Горы Южной Сибири (3 ч)

49.

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа.




1

22.02

50.

Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал.

Практическая работа №16 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая».

1

27.02

51.

Контрастность климатических условий. Высотная поясность.




1

1.02

Тема 9. Дальний Восток (4 ч)

52.

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории.




1

6.03

53.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга.

Практическая работа №17 «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья».

1

8.03

54.

Характеристика тундры и лесной зоны.




1

13.03

55.

Итоговое тестирование по разделу «Крупные природные районы России».




1

15.03

Раздел 3. География Белгородской области (12 ч)

56.

Территория, границы, географическое положение.

Практическая № 18 «Физико-географическое положение Белгородской области».

1

20.03

57.

Особенности геологического строения.




1

22.03

58.

Полезные ископаемые. Рельеф.

Практическая работа № 19 «.Полезные ископаемые области, района».

1

27.03

59.

Общая характеристика климата.

Практическая работа № 20 «Основные характеристики климата Белгородской области».

1

10.04

60.

Агроклиматические ресурсы.




1

12.04

61.

Гидрографическая сеть.




1

17.04

62.

Водохранилища и пруды

Подземные воды.



Практическая работа № 21 «Внутренние воды Белгородской области».

1

19.04

63.

Почвы и почвенный покров. Земельные ресурсы и их использование.




1

24.04

64.

Растительность и животный мир.




1

26.04

65.

Природные районы.




1

1.05

66.

Экологическая обстановка




1

6.05

67.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Тестирование по теме «География Белгородской области».




1

8.05

Раздел 4. Природа и человек (2 ч)

68.

Влияние природы на человека.

Практическая работа №22

«Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали».



1

13.05\

69.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы.




1

15.05

70.

Обобщение и оценка знаний за курс географии 8 класса. Итоговое тестирование.




1

20.05



  1. Содержание программы.

Природа России. 8 класс (70 часов)

Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)

Тема 1. Географическое положение (3 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 2. Исследование территории России (2 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 1.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Тема 6. Почвы (2часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 7. Природные зоны (5часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.



Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа)

Тема 1. Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (5часов)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (3часа)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Тема 4. Урал (4часа)

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)

Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

Тема 9. Дальний Восток (5часов)

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.



Раздел 3. Природа и человек (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.


  1. Формы и средства контроля.

Виды контроля: массовые, выборочные, индивидуальные. Контрольно-измерительные материалы соответствуют структуре учебной программы.

Методы контроля: само-, взаимопроверка; оперативный (тестирование, географические диктанты); устный и итоговый письменный контроль.



Практические работы (Итоговые)

Практическая работа №1.
следующая страница >>