Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования 18 7057.67kb.
Программа начального общего образования на 2013-2014 учебный год 19 5965.19kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... 21 9376.96kb.
Основная образовательная программа начального образования Негосударственного... 4 1466.42kb.
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного... 4 1738.55kb.
К. Н. Хайруллин приказ №50 от 31 августа 2011г. Основная образовательная... 15 6684.5kb.
Основная образовательная программа по введению фгос на период 2012... 17 7477.01kb.
Согласована Председатель Управляющего совета Моу 14 5893.71kb.
Учебный план основного общего образования 5 1894.37kb.
Образовательная программа мбоу сош №81 г о. Самара на 2013-2017 годы 17 6782.06kb.
Образовательная программа начального общего образования моу сош №25 г. 2 725.19kb.
Ix дистанционная олимпиада по географии Республики Башкортостан 1 133.41kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной - страница №1/10



Содержание

Структура основной образовательной программы НОО ОУ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка




2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования



2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

2.1.1. 1 класс

2.1.2. 2 класс

2.1.3. 3 класс

2.1.4. Универсальные учебные действия выпускника начальной школы

2.2. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

2.3. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

2.4. Предметные результаты

2.4.1. 1 класс

2.4.2. 2 класс

2.4.3. 3 класс

2.4.4. Предметные результаты выпускника начальной школы





3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования





СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ




1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования




1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования




1.2. Характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования




1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов




1.4. Основные требования к уровню развития универсальных учебных действий учащихся начальной ступени общего образования




1.5. Типовые диагностические задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий




1.6. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий

2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности



3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования




4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

5. Программа коррекционной работы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Учебный план начального общего образования

2. План внеурочной деятельности

3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта










Структура основнойобразовательной программы НОО ОУ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее Стандарт) основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Артинский лицей» содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

1) программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

2) программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

3) программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

4) программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

5) программу коррекционной работы.



Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

1) учебный план начального общего образования;

2) план внеурочной деятельности;

3) систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Артинский лицей» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Артинский лицей» основана на следующих нормативно-правовых документах:

• Закон РФ «Об образовании»;

• Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009—2012 годы и на плановый период до 2020 года;

• федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения;

• нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения (Концепция МАОУ «Артинский лицей», Программа развития лицея», Устав образовательного учреждения);

• Федеральный базисный учебный план;

• Примерная основная образовательная программа начального общего образования.


Цели и задачи, реализуемые в образовательной программе

Целями основнойобразовательной программы начального общего  образования являются:

создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.



Задачи программы:

- обеспечивать возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- обеспечивать успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;

- воспитывать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны;

- учить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; формировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

- вовлекать обучающихся в оценочную деятельность: формировать навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки; учить эффективным средствам управления своей учебной деятельностью.


Особенности организации образовательного процесса в школе I ступени

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Артинский лицей» (первоначально Муниципальное общеобразовательное учреждение «Артинская средняя общеобразовательная школа № 2») создан в 2006 году для детей с ранним проявлением общих способностей. Учредителем выступает Управление образования Артинского городского округа.

Артинский лицей является государственным образовательным учреждением, имеющим право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам:

- программы начального общего образования, нормативный срок освоения которых составляет 4 года;

- программы основного общего образования, в том числе, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся отдельных (8-9) классов по естественнонаучному и техническому профилям, нормативный срок освоения – 5 лет;

- программы среднего (полного) общего образования, в том числе обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся отдельных классов по естественнонаучному и техническому профилям, нормативный срок освоения – 2 года.

Лицей – общеобразовательное учебное заведение повышенного типа, в стенах которого дети могут получать разностороннее, универсальное комплексное образование высокого уровня. Это учебное заведение, ориентированное на интеллектуальное развитие обучающихся. Лицей призван готовить к творческому труду в различных сферах естественно-научной и практической деятельности. Образование в лицее по своей структуре состоит из четырехлетнего образования в школе I ступени, в основной школе – 5 лет, профильное обучение в старших классах в течение 2-х лет.

МАОУ «Артинский лицей» представляет собой общеобразовательное учреждение повышенного статуса с углубленным изучением предметов естественно-научного и технического циклов.



Цель образования в лицее – создать максимальные условия для самоопределения и самореализации личности лицеиста путем развития содержания и форм организации образовательного процесса на основе социальных требований, предъявляемых к выпускнику.

Задачи:

- обеспечить углубленную подготовку обучающихся по предметам физико-математического, агро-технологического и химико-биологического профилей;

- освоить компьютерную грамотность на всех ступенях обучения;

- дать выпускникам универсальное образование, позволяющее адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям;

- реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности;

- обеспечить соответствие требованиям к реализации программ для детей с высоким уровнем культуры, готовых к осознанному выбору и освоению разнообразных профильных образовательных программ.



Направления деятельности лицея следующие:

- реализация общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, в том числе, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся 8-9 классов по естественнонаучному и техническому профилям, среднего (полного) общего образования, в том числе обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся отдельных классов по естественнонаучному и техническому профилям;

- индивидуально-личностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых учебных программ и образовательных услуг;

- предоставление учащимся выбора широкого спектра занятий дополнительного образования, внеурочной деятельности и дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;

- повышение качества образования за счет внедрения эффективных педагогических технологий, расширения спектра образовательных услуг, привлечения высококвалифицированных специалистов ВУЗов г. Екатеринбурга;

- обеспечение высокого уровня социальной компетентности и образованности выпускников.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться  важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).

В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С  подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими  значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.

Особое место в жизни  ученика начальной школы  занимает учитель. В этом возрасте  он для ребёнка  - образец действий, суждений и оценок.  От него  решающим образом зависит  и принятие  позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особого этапа в жизни ребенка, связанного:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Первая ступень образования в МАОУ «Артинский лицей» призвана вести пропедевтическую работу, подготавливая обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла и технологии на повышенном уровне. С этой целью в школе I ступени преподается учебный курс «Развитие познавательных способностей», призванный развивать различные виды мышления младших школьников, их внимание, память, речь, воображение, формировать навыки самооценки и самоконтроля при выполнении учебных задач; создаются условия для ведения учебно-исследовательской деятельности, как необходимом условии формирования учебно-познавательной компетенции. В качестве подготовительной работы к изучению технологии на повышенном уровне, в начальных классах лицея реализуется программа учебно-опытнической работы на пришкольном участке, которая обеспечивает усвоение учащимися основ агротехнических знаний. Со второго класса в школе I ступени преподается учебный курс «Информатика», который закладывает основы компьютерной грамотности учащихся, необходимой на современном этапе развития образования. Занятия внеурочной деятельности с обучающимися направлены на получение практических навыков в области сельского труда, учат наблюдать явления природы, проводить простейшие эксперименты с объектами природы и т.д.

Начальное общее образование направлено на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим перед педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования, стоят следующие задачи:

1) реализовать основную образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

2) обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную;

3) обеспечить условия формирования учебной деятельности, для этого:

- организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

- побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

- осуществлять функции контроля и оценки, вовлекать обучающихся в процесс оценивания (взаимооценка, самооценка);

4) создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка, для этого:

- ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов; 

- поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;

- обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.);

5)  создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.

Приоритетом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в начальных классах особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. С этой целью на начальном этапе образования создаются условия для включения учащихся в проектную деятельность.

Еще одной особенностью начальной ступени образования является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. На достижение этой цели направлены занятия внеурочной деятельности, такие как «Познавательная лаборатория», «Образовательное путешествие», где дети в разнообразных формах, отличных от урочной формы организации деятельности, приобщаются к учебно-исследовательской деятельности; участвуют в интеллектуальных играх в рамках предметных декад; совершают экскурсии с целью наблюдения.

На современном этапе развития образования приоритет отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Именно с этой целью в 1-4 классах введены занятия внеурочной деятельности, которые проходят во второй половине дня. Содержание занятий внеурочной деятельности направлено на реализацию различных форм ее организации, отличающихся от урочной системы обучения: это кружки, секции, экскурсии, дискуссионные клубы, посещение театров и музеев с последующим обсуждением и др.

Перечень занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий родителей (законных представителей), обучающихся и возможностей ОУ.



Перечень занятий внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов:




Направленность

Название объединения по интересам

ФИО педагога

1

Общеинтеллектуальная направленность

Шахматы (Белая ладья)

Распопин А.П.(ЦДТ)

Природа и художник

Куприянова Л.В. (ЦДТ)

Читательский клуб «Планета книг»

Середа И.С.

Чубарова Л.С.



Интегрированные внеурочные занятия (на базе ЦУО) «Мы познаем мир»

Середа И.С., Григорьева О.В.,Серебренникова Т.В.,

Чубарова Л.С.



2.

Художественно – эстетическая направленность

Изостудия «Юный художник»

Серебренникова Т.В.

Игрушка своими руками

Бочкарева С.Г. (ЦДТ)

3.

Техническая направленность

Основы робототехники (на базе ЦУО)

Искорцев А.В.

4

Физкультурно-спортивная направленность

Подвижные игры

Бугуев Н.И.

Шистеров А.




Перечень занятий внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов:




Направленность

Название объединения по интересам

ФИО педагога

1

Общеинтеллектуальная направленность

Шахматы (Белая ладья)

Распопин А.П.(ЦДТ)

Читательский клуб «Планета книг»

Коновалова Е.С.

Бугрина В.А.









За руку с английским

Григорьева О.В.

2.

Художественно – эстетическая направленность

Изостудия «Юный художник»

Федяковоа С.А. (ЦДТ)

Игрушка своими руками

Бочкарева С.Г. (ЦДТ)

3.

Техническая направленность

Основы робототехники

ЦДТ

4

Физкультурно-спортивная направленность

ОФП

Шистеров А.В







Футбол

Бугуев Н.И.


Перечень занятий внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов:




Направленность

Название объединения по интересам

ФИО педагога

1

Общеинтеллектуальная направленность

Английский язык

Ваулина Е.А.

Читательский клуб «Планета книг»

Бунакова С.В.

Боева Н.Н.



2.

Художественно – эстетическая направленность

Изостудия «Юный художник»

Федякова С.А.(ЦДТ)

Компьютерная графика

Сыропятова С.В. (ЦДТ)

Бисероплетение

Федякова С.А. (ЦДТ)

3.

Техническая направленность

Робототехника

ЦДТ

4

Физкультурно-спортивная направленность

Футбол

ОФП


Бугуев Н.И.

Шистеров А.В.





Перечень занятий внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов:




Направленность

Название объединения по интересам

ФИО педагога

1

Общеинтеллектуальная направленность

Английский язык

Тарзина Т.В.

Читательский клуб «Планета книг»

Кашина Г.Г.

Русинова О.Н.



2.

Художественно – эстетическая направленность

Компьютерная графика

Сыропятова С.В. (ЦДТ)

Мультипликация

Куприянова Л.В. (ЦДТ)

Бисероплетение

Федякова С.А. (ЦДТ)

3.

Техническая направленность

Робототехника

ЦДТ

4

Физкультурно-спортивная направленность

Футбол

ОФП


Бугуев Н.И.

Шитова Е.А.



Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в лицее. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). При этом образовательный процесс нацелен на становление учебного сообщества, то есть группы детей, объединяющейся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога, строящего такое сообщество, принципиально отлична от позиции учителя, ориентированного исключительно на фронтальные занятия. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективное решение и т.п.


Включение в образовательный процесс системно-деятельностного подхода.

В основе реализации основной образовательной программы МАОУ «Артинский лицей» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Адресность образовательной программы.

Программа адресована педагогическому коллективу МАОУ «Артинский лицей», учащимся 1 – 4 классов и их родителям.


2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:


  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.



Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

Для обучающихся 1-2 классов:



  • междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;

  • программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

Кроме того, для обучающихся 2-х классов:

− планируемые результаты освоения программ по учебным предметам, входящим в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса: «Информатика», «Развитие познавательных способностей», «Я – исследователь».


2.1. Формирование универсальных учебных действий(личностные и метапредметные результаты)

2.1.1.Формирование универсальных учебных действий в 1 классе.
1 класс

Русский язык


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся получит возможность:

- осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

- осмыслить значение общения для передачи и получения информации;

- формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;

- формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;

- получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;

- получать представлениео этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);

- получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формировать потребность к творческой деятельности.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь напредложенный алгоритм (узелки на память);

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;

- ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

- преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- использовать собственный опыт в решении познавательных задач.

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

- принимать участие в диалоге;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- принимать участие в работе парами и группами;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
1 класс

Литературное чтение


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающихся сформируется:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;

- мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

- эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;

- освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;

- формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым;

- способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

- выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

- оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя - с точки зрения морали и ценностей;

- стремиться к успешной учебной деятельности.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;

- составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;

- оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.


Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;

- самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;

- самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

- работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;

- читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);

- определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;

- представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;

- использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания.
Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

- слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

- принимать участие в обсуждении прочитанного;

- принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

- работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

- следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности;

- проявлять интерес к общению.


1 класс

Математика

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:

- положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Математика»;

- представление о причинах успеха в учёбе;

- общее представление о моральных нормах поведения;

- осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;

- элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:

- положительного отношения к школе;

- первоначального представления о знании и незнании;

- понимания значения математики в жизни человека;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни

- бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- адекватно воспринимать предложения учителя;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

- составлять план действий для решения несложных учебных задач;

- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

- осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов.разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;
Познавательные
Учащийся научится:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

- использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;

- читать простое схематическое изображение;

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций);

- на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;

- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

- под руководством учителя проводить аналогию;

- понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

- строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;

- осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.


Учащийся получит возможность научиться:

- составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);

- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

- выделять существенные признаки объектов;

- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

- понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные
Учащийся научится:

- принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;

- воспринимать различные точки зрения;

- понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;

- контролировать свои действия в классе;

- слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.


Учащийся получит возможность научиться:

- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;

- формулировать свою точку зрения;

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться, задавать вопросы;

- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

- совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.
1 класс

Окружающий мир


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:

- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

- ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);

- эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;

- целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);

- представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;

- представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);

- положительное отношение к школе, учебной деятельности;

представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира - ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и пр.;

- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;

- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

- этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;

- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

- освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

- выделять из темы урока известные знания и умения;

- планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/

неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;

- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.


Познавательные:
Обучающийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;

- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;

- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

- располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.


1 класс

Технология


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будет сформировано:

- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;

- бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;

- представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

- представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;

- представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;

- представление об основных правилах и нормах поведения;

- умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

- представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;

- стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты; уход за мебелью, комнатными растениями).
Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;

- этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;

- эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного);

- потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные


Обучающийся научится:

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

- соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;

- составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;

- осуществлять действия по образцу и заданному правилу;

- контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.
Обучающийся получит возможность научиться:

- работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;

- воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные
Обучающийся научится:

- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;

- использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;

- выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;

- высказывать суждения; обосновывать свой выбор;

- проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;

- сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных учебнике;

- выделять информацию из текстов учебника;

- использовать полученную информацию для принятия несложных решений;

- использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности.
Коммуникативные
Обучающийся научится:

- задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;

- слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;

- выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;

- выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Обучающийся получит возможность научиться:

- приводить аргументы и объяснять свой выбор;

- вести диалог на заданную тему;

- соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.


следующая страница >>