Пояснительная записка Общие сведения о животных подтипа Позвоночные Крокодил Змеи Анаконда Птицы Волк Медведь - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Занятие по познавательной деятельности на тему «Зима». Программное 1 36.09kb.
Вида Воспитательский час «В гостях у сказки» Воспитатель Космина Т. 1 70.66kb.
Как встречать Новый год — 2013 1 163.56kb.
Пояснительная записка Для того чтобы сформировать у подростка бережное... 1 148.32kb.
Экологический праздник о птицах «Почему их так называют?» 1 40.51kb.
Общие сведения о стране Географическое положение Историческая справка... 1 253.6kb.
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Агротракт»... 1 29.45kb.
Общие сведения о стране Географическое положение Норвегии историческая... 1 214.05kb.
Сказка «Колобок» (современная интерпретация) Действующие лица 1 40.73kb.
Сведения о реализации образоватеьных программ раздел общие сведения... 2 405.81kb.
Кинематографические направления (общие типологические сведения) 1 42.27kb.
Программа дисциплины "Социология девиантного и нормативного " для... 1 209.29kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка Общие сведения о животных подтипа Позвоночные Крокодил Змеи - страница №1/1




Реферат:

Многообразие позвоночных животных

Автор:

Никольская В.И.

Кандидат биологических наук

Доцент кафедры зоологии ПГПУ


Пермь, 2006.


Содержание

Пояснительная записка

Общие сведения о животных подтипа Позвоночные

Крокодил

Змеи

Анаконда



Птицы

Волк


Медведь

Литература



Пояснительная записка
1.Учебная дисциплина. Зоология- тип Хордовые, подтип Позвоночные.

Документальные фильмы, раскрывающие многообразие, биологические

особенности позвоночных животных, можно использовать во всех формах образовательного процесса (урок, факультатив, кружок).

Цель: расширить, углубить знания учащихся о видовом разнообразии современных классов позвоночных животных и особенностях их биологии.

Задачи:

Учебно-образовательные

1.Расширить знания о богатстве Мировой фауны позвоночных животных.

2.Дополнить знания учащихся об особенностях биологии позвоночных животных.

3.Познакомить учащихся с видовым разнообразием местной фауны, выделить охраняемые виды.



Учебно-развивающие

1.Совершенствовать интеллектуальные умения учащихся: сравнение,

анализ, обобщение.

2.Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи (в системе организм и среда).

3. Совершенствовать умения (при просмотре фильмов) находить ответ на поставленные вопросы.

Учебно-воспитательные

1.Формировать умения и толерантность к совместной работе в коллективе (при просмотре фильмов).

2.Формировать умения и навыки выступать перед аудиторией (обсуждение фильмов).

Актуальность.

Школьные учебники «Зоология», разных авторов, раскрывают в основном внешнее и внутреннее строение, в меньшей степени - биологию животных, а видовое разнообразие систематических групп ограничивается, как правило, изображением рисунков некоторых представителей. Поэтому просмотр предлагаемых документальных фильмов существенно дополнит знания учащихся по характеристике позвоночных животных.



Содержание.

1.Общие сведения о позвоночных животных (богатство Мировой фауны, систематические группы, особенности биологии).

2.Разработки – рекомендации по использованию данных документальных фильмов в учебном процессе.

2.1 Крокодил

Вступление: общая характеристика класса Пресмыкающиеся (среда обитания, особенности строения, размножения, систематические группы).

Раскрытие содержания фильма, рекомендации по использованию

его в учебном процессе, вопросы – задания учащимся.

2.2 Змеи:легенды Австралии

Вступление: змеи – специализированная ветвь современных пресмыкающихся.

Раскрытие содержания фильма, рекомендации по его использованию в учеб

ном процессе, вопросы для учащихся.

2. 2 Анаконда.Царство Анаконды

Вступление.Характеристика семейства Ложноногие змеи. Анаконда – представитель данного семейства.

Раскрытие содержания фильма, рекомендации по его использованию в учебном процессе, вопросы для учащихся.

2.3 Птицы

Вступление - перелеты птиц как одна из форм сезонных явлений в жизни птиц (причины, пути перелетов, места зимовок ).

Раскрытие содержания фильма, рекомендации по использованию его фрагментов в учебном процессе, вопросы –задания учащимся.

2.4 Волк

Вступление – краткая морфологическая и биологическая характеристика класса Млекопитающие, систематические группы.

Волк – как представитель отряда Хищные сем. Волчьи (расселение, биотопическая приуроченность, особенности добывания корма, семейно-стайный образ жизни, размножение).

Раскрытие содержания фильма, рекомендации по его использованию в учебном процессе, вопросы для учащихся.

2.5 Медведи

Вступление – медведь как представитель отр. Хищные, сем. Медвежьи ( ареал, биотопическая приуроченность, размеры, питание, размножение).

Раскрытие содержания фильма, рекомендации по его использованию в учебном процессе, вопросы для учащихся.



Фильмы, рекомендованные к просмотру:


  1. Крокодил улыбающийся хищник. д/ф. Автор Девид Аттенборо. 45 мин. Производство ВВС.

  2. Змеи: легенды Австралии. д/ф. Автор Брюс Минс. Национальное географическое общество, США, 2001. 50 мин.

  3. Царство Анаконды. д/ф. Авторы Джон Гудман, Элеонора Грант.

Национальное Географическое Общество, США, 1998, 54 мин.

  1. Птицы (миграции птиц). Режиссеры: Жак Колюзо, Жак Перрен, Мишель Деба. Франция, 2001. Продолжительность 90 минут.

  2. Волк лесной разбойник. д/ф. Режиссер: Майк Салисбери. Автор: Дэвид Аттеборо. Производство: Великобритания, 1997, ВВС. Продолжительность: 50 мин.

  3. Гигантские медведи. д/ф. Автор: Вольфганг Байер. Производство: Национальное географическое общество, США, 1994. Продолжительность: 50 мин.

1. Общие сведения о животных подтипа Позвоночные

Из более чем 43 тыс. видов типа Хордовые около 42 тыс. составляют животные, которые относятся к подтипу Позвоночные. Они расселились по всей поверхности Земли: в морях и океанах, пресных водоемах и на суше - от тропиков до высоких широт Арктики и Антарктики.

Будучи завершающими звеньями в цепях питания позвоночные животные являются не только регуляторами численности растений и животных, но и существенно влияют на их эволюцию. Велико значение позвоночных в жизни человека. Среди одомашненных животных они составляют 80%, дают значительную долю белка и животного сырья. Многие являются вредителями сельскохозяйственных и лесных культур, хранителями опасных заболеваний: чума, туляремия, энцефалит, лейшманиозы. Другие ограничивают численность вредителей тем самым повышают устойчивость природных и культурных биоценозов.

Среди современных позвоночных животных наиболее примитивными являются бесчелюстные Миноги и Миксины. Остальные – челюстноротые позвоночные подразделяются на водных – классы Хрящевые и Костные рыбы; и наземных - классы Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие.

Водные позвоночные животные имеют обтекаемую форму тела, движение с помощью плавников, в коже – защитные образования - чешуя, органы дыхания- жабры, размножение происходит в воде.

Наземные позвоночные животные имеют более разнообразную форму тела,

органы движения – пятипалая конечность наземного типа, кожа имеет роговые защитные образования (чешуя, перья, волосы), органы дыхания – легкие, размножение происходит в наземных условиях, или живорождение.

Позвоночные животные делятся на холоднокровных (непостоянная температура тела) – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и теплокровные (способны поддерживать постоянную температуру тела) - птицы и млекопитающие. Наличие физической и химической терморегуляции обусловило широкое распространение и обитание птиц и млекопитающих во всех климатических поясах.

Видовое разнообразие животных Пермского края достаточно стабильно и представлено на данный период 400 видами, среди которых насчитывают 42 вида рыб, 9 видов земноводных,6 видов пресмыкающихся, 281вид птиц, в том числе 225 гнездящихся;62 вида млекопитающих (Шепель,2003).
2.1 Крокодил

Вступление: Современные пресмыкающиеся представляют остатки очень распространенного и разнонобразного класса, который господствовал в мезозойскую эру.

Пресмыкающиеся – это первый класс настоящих первичноназемных животных. Размножение их происходит в наземных условиях – откладывают яйца с защитными оболочками. Сухая кожа и роговые образования защищают и предохраняют организм от потери воды, дыхание легочное, но непостоянная температура тела обуславливает обитание преимущественно в теплых и отчасти в умеренных широтах.

Мировая фауна в настоящее время насчитывает 6300 видов, которые сгруппированы в четыре отряда: Черепахи, Клювоголовые, Крокодилы и Чешуйчатые.

Отряд Крокодилы насчитывает 21 вид. Это аллигаторы (р. Янцзы в Китае, р. Миссисипи в Сев. Америке), кайманы (Центр. Юж. Америка), настоящие крокодилы (в реках Африки, Юж. Америки Австралии) и гавиал – в реках п-ва Индостан.

Крокодилы – крупные животные, от 1,5м до 6 м. Форма тела ящерообразная, хвост сжат с боков, между пальцами задних конечностей развиты перепонки. Ноздри расположены на бугорках, глаза приподняты над поверхностью морды. Это позволяет погруженному в воду животному дышать и наблюдать за окружающей средой. Тело, хвост и конечности покрыты крупными роговыми щитками. На голове и около клоаки имеются крупные железы, секретом которых они метят территорию.

Зубы у крокодилов конической формы. Укреплены в отдельных ячейках, крупные – «клыки» до 5 см. Питаются рыбой, земноводными, водными птицами, млекопитающими, поедают трупы. В желудке крокодилов почти всегда имеется значительное количество камней. Предполагают, что они перемещают центр тяжести животного, придавая большую устойчивость при плавании. У многих видов крокодилов отмечен каннибализм – пожирание мелких особей крупными.

Размножаются, откладывая яйца от 10 до 100 шт, закапывают в песок, самка охраняет кладку и помогает детенышам выбраться из гнезда, когда они начинают «квакать».

Люди повсеместно истребляют крокодилов ради кожи и мяса.

Документальный фильм «Крокодил улыбающийся хищник», автор Девид Аттенборо, состоит из 12 глав , длительность 45 мин.

Фильм можно демонстрировать полностью на занятиях кружка или факультативов, фрагменты фильма следует использовать на уроках зоологии

при изучении класса Пресмыкающиеся темы «Основные группы современных пресмыкающихся».



Глава 1. Наглядно показана приспособленность крокодилов к обитанию в водной среде: вытянутая форма тела, характер движения- работа хвоста, конечностей; хорошая плавучесть и смена нахождения на разных уровнях достигается удалением воздуха из легких. Другие особенности: крупные зубы, глаза, закрывающиеся пленкой, роговая чешуя, щитки.

Указывается, что крокодилы обитают в пресных водоемах, но способны переносить морскую воду небольшой солености, благодаря наличию желез, которые выводят излишки солей из организма. Они могут преодолевать небольшие морские пространства и расселяться на острова.



Главы 2,3,4,5,6,7 хорошо иллюстрируют особенности размножения крокодилов.

Флорида, болото самцы призывают далеких самок и демонстрируют силу друг перед другом. Очень интересно брачное поведение самцов: сильное сокращение мышц вызывает вокруг тела крокодила «пляску» воды (рябь, брызги). Самцы издают очень сильные звуки, которые под водой разносятся на большие расстояния, в 4 раза быстрее, чем на суше. Самки их улавливают, реагируют, приближаются к самцам, животные двигаются, касаются друг друга – все это свидетельствует о готовности к спариванию.

Африка, нильский крокодил. На местах размножения собирается большое количество особей. Самки показывают готовность к спариванию высовыванием из воды головы и демонстрацией светлого горла, самец с силой выпускает изо рта струю воды. Самки трутся, касаются доминантного самца, выпускают пахучую жидкость, что свидетельствует о готовности к спариванию.

Самка устраивает гнездо в песке на берегу водоема на таком расстоянии, чтобы вода не заливала его, в одном и томже месте несколько лет. Показан процесс рытья гнезда и откладывания яиц. Хорошо можно рассмотреть достаточно крупные, овальные яйца белого цвета.

Охрана гнезда самкой. Температура в гнезде +27°С - +34°С.Рождается практически равное количество самок и самцов (пол определяется температурой при развитии – разница в полградуса изменяет пол, до +30,5 °С рождаются самки).

Вылупление детенышей, самка слышит их писк, спешит к гнезду, собирает в свою пасть до 15 детенышей и несет их в водоем. Самка и детеныши перекликаются, издавая до 18 звуков. Рост детенышей зависит от температуры воды и пищи. Хорошо показано совместное обитание молоди крокодилов в водоеме, питание лягушками, богомолами и др. Подчеркнуто, что происходит большая гибель – уцелеет 2 из 100 родившихся.

Венесуэла, засуха, пересыхание водоемов. Показано инстинктивное поведение самки – забота о потомстве. Самка каймана с детенышем ночью, когда более влажно и прохладно, отправляется в новый водоем.

Молодые крокодильчики в мелких водоемах находятся большими группами, это обеспечивает им приобретение навыков совместного существования и охоты во взрослой жизни.



Главы 8, 9,10,11 хорошо демонстрируют объекты добычи и способы охоты крокодилов.

Нигерия, река Мара. Охота. Многочисленные крокодилы собираются в реке в определенных местах и ждут подхода зебр, которые в этом месте переправляются через реку. Совместная охота крокодилов, они отбивают молодую зебру и расправляются с ней.

Африка, Замбия, долина р. Луангвы. Убедительные кадры ночной охоты крокодилов в реке - лов рыбы, моллюсков. При ловле помогает хвост, которым крокодил гонит рыбу на мелководье, а затем ловит ее. Автор заключает, что, очевидно, млекопитающие это достаточно редкая добыча, а рыба, моллюски обычная, как более доступная и обильная в реке.

Крокодил – крупный хищник, который может составить конкуренцию даже львам. Показан кормящийся прайд (семья) львов. На запах пищи приползают несколько крокодилов, недолгая потасовка и львы отступают. Крокодилы съедают все: и кожу, и кости, разного размера.

Обоняние – одно из основных чувств, которым руководствуются крокодилы в поисках пищи. Они чувствуют запах разлагающихся животных на расстоянии до 7 км. Погибший детеныш бегемота, к нему собирается до100 крокодилов, соблюдается иерархия в подходе к жертве. Интересен способ питания – крокодил вгрызается в жертву зубами, а затем, вращаясь всем телом вокруг оси, откусывает куски. Проходят обычно сутки прежде, чем все насытятся.

В заключении автор подчеркивает еще раз хорошую приспособленность крокодилов, которая помогает им выживать и даже конкурировать с млекопитающими. Отсюда, очевидно, и подназвание фильма – улыбающийся хищник.

Вопросы – задания


  1. В реках каких материков обитают крокодилы? Какие материки и страны названы в фильме?

  2. Какие виды крокодилов названы в фильме?

  3. Какие особенности строения крокодилов обеспечивают обитание их в водной среде?

  4. Какие примеры заботы о потомстве приводятся в фильме?

  5. Что обеспечивает успешную охоту крокодилов даже на животных, превышающих их по размеру?

  6. Чем питаются крокодилы? Какие животные составляют основу их питания?

  7. Какие органы чувств, определяют поиски добычи?

  8. С какими животными может конкурировать крокодил за объекты питания?

  9. Почему « улыбается» крокодил?

  10. Какие животные, кроме крокодилов, показаны в фильме?


2.2 Змеи: легенды Австралии
Вступление:

Отряд Чешуйчатые составляют Змеи-2700 видов, Хамелеоны -90 видов, Ящерицы -3500 видов.

Змеи имеют длинное, лишенное конечностей туловище, покрытое роговой чешуей, глаза затянуты прозрачной кожистой пленкой, отсутствует наружное ухо. Череп имеет особенности в строении: правая и левая половины нижней челюсти, а также вся челюсть подвешены к черепной коробке на эластичных связках. Это обеспечивает большую растяжимость рта и позволяет заглатывать крупную добычу целиком. Зубы тонкие загнуты назад, служат для укуса, удержания и проталкивания пищи. Помимо обычных зубов есть ядовитые- 1-2 пары в основном на верхней челюсти. Важнейшим органом чувств у змей является раздвоенный на конце язык, который вносит в ротовую полость частицы веществ из окружающего воздуха, а обонятельный орган их анализирует.

У некоторых змей имеется способность улавливать тепло, исходящее от тел животных. Терморецепторы расположены на голове.

Змеям присуща линька. Верхний слой кожи начинает отслаиваться с конца морды, а затем чулком снимается с тела змеи. Это происходит 2-4 раза в год.

Окраска змей разнообразна, но большей частью приспособительная: зеленая – у древесных; желто-песчаная - у пустынных.

Змеи животноядны: черви, моллюски, рыбы, птицы, грызуны, мелкие копытные. Добыча заглатывается живьем целиком, если она невелика. Крупная умерщвляется удушением или вводом яда в тело жертвы.

Размножение змей происходит либо откладыванием яиц, либо рождением живых детенышей.

Яд змей парализует нервную систему (кобра) или разрушает ткани и свертывает кровь (гадюка). Помощь при укусах – перетяжки, кровопускания, прижигания – бесполезны. Более действенны – полная неподвижность укушенной конечности, обильное питье, введение противозмеиной сыворотки.

Разнообразие змей велико. Ложноногие змеи (рудименты задних конечностей) – удавы, питоны. Ужеобразные – ужи, полозы. Аспидовые - кобры, аспиды. Гадюковые – гадюки, гюрза, эфа и др.

В Пермском крае имеется 3 вида змей: ядовитая – обыкновенная гадюка, неядовитые – обыкновенный уж и медянка. Обыкновенная гадюка встречается на всей территории края, исключая горную часть. Предпочитаемые места обитания – лесные опушки, поляны, вырубки, гари, заросшие болота, каменистые россыпи. Численность ее в местах обитания до 2,5 ос\га. Распрстранение околоводного обыкновенного ужа более ограничено. Он заселяет берега водоемов, поймы рек, луга; численность до 5ос\га. Обыкновенная медянка распространена на небольшом участке – в Кунгурской лесостепи, встречается единично.

Документальный фильм Змеи: легенды Австралии


Автор – доктор Брюс Минс, Национальное географическое общество, США, 2001, продолжительность: 50 мин.
Фильм построен как путешествие ученого, занимающегося поисками мифического радужного змея, но в действительности он дает возможность обнаружить удивительных змей , обитающих в Австралии в настоящее время.

Глава 1 повествует о мифах, в которых рассказывается о радужном змее как о создателе земли. Показаны наскальные рисунки очень крупной мифической змеи.

Главы 2, 3, 4. Север Австралии, скалистые места, водопады – место обитания Килеватого ромбического питона, неядовитая змея до 3 метров длиной питается крысами, кроликами, птицами.

Северо-восток Австралии, пустыня – здесь обитает самая опасная из австралийских змей Тайпан. Размеры: 150-170 см – 3-3,5 метра. Ядовитые зубы, длиной более одного см, яд одной змеи убивает до ста взрослых человек, лошадь от его укуса умирает через несколько минут. Тайпан очень агрессивен, но к счастью местных жителей, довольно редкая змея. В фильме показана охота на Тайпана – крысы в мышеловке как приманка. Тайпан пойман – ученый демонстрирует его активность.

Север Австралии, ночь, удачные поиски Водяного питона – размер до 180 см. Поскольку змея заглатывает добычу целиком, то возможно стимулировать у нее отрыгивание, что и демонстрирует ученый в фильме, Водяной питон совсем недавно заглотил птицу – пастушок.

Глава 5. Остров Чепел. Поиски тигровой змеи. Эта змея уступает по размерам тайпану, достигая 1,5 -2 метров, но яд ее очень силен (яда одной змеи достаточно, чтобы убить 400 человек). Она широко распространена и по материку. В фильме показана охота змеи на птенцов тонкоклювого буревестника, но сначала она убивает своим ядом взрослую птицу, а потом проглатывает птенца.

Пещеры Австралии населены летучими мышами, здесь ими питается ядовитая Бойга. Эта змея имеет способность поднимать и удерживать в воздухе переднюю часть тела, что дает ей возможность схватывать пролетающих летучих мышей и проглатывать их.



Глава 6. Показаны водоемы в местах обитания бушменов. Отлов Игольных змей руками – это неядовитая съедобная змея. Было отловлено 26 змей разной длины. Показан процесс приготовления их на костре. Таким образом, миф о радужном змее как о собирательном образе, который обитал по всей Австралии и в разных местах играл свою определенную роль, находит подтверждение в находках разных видов змей современным ученым.

Фильм познавателен и том, что хорошо показывает природу Австралии, ее ландшафты, животных - символ страны – кенгуру, исконных жителей – бушменов.


Вопросы и задания.


  1. Сколько и какие виды змей отыскивает ученый в Австралии?

  2. В каких биотопах обитают данные виды змей?

  3. Какие размеры имеют некоторые из них?

  4. Чем питаются змеи? (на основании просмотра фильма)

  5. Какой из показанных в фильме видов змей является съедобным?

  6. Какие из показанных змей являются ядовитыми для человека?

  7. Какие еще пресмыкающиеся показаны в фильме?

  8. Какие млекопитающие показаны в фильме?

  9. Какие виды птиц показаны в фильме?

  10. Какое земноводное можно увидеть в фильме? Рассмотрите особенности его внешнего вида.

2.2 Анаконда. Царство Анаконды


Вступление. Подотряд Змеи Семейство Ложноногие змеи

2В это семейство входят самые крупные из современных змей.

Ложноногие имеют рудименты задних конечностей в виде коготков у анального отверстия. Хорошо развиты зубы, загнутые назад.Глаза имеют вертикальный зрачок. Мускулатура туловища очень мощная , что связано со способом умервщления добычи.

По размерам среди ложноногих есть гиганты – до 10 м(сетчатый питон) и карлики не превышающие полуметра (песчаный удавчик).

Распространены ложноногие в тропиках и субтропиках всех континентов- от болотистых лесов до безводных пустынь.

Насчитывается ложноногих около 80 видов, объединяемых в два подсемейства: питоны и удавы.

Анаконда – это удав, одна из крупнейших змей, населяет всю тропическую часть Юж.Америки. Средние размеры анаконды 5-6 м, но могут быть особи – до 10м (достоверно измерен, но не сохранился экземпляр, длиной 11м43см).Окраска тела анаконды серовато-зеленая с крупными темно-бурыми пятнами округлой и продолговатой формы, по бокам идет ряд мелких светлых пятен, окруженных черной полоской. Такая окраска хорошо скрывает анаконду в тихих заводях.

Она хорошо плавает и ныряет.

Основной корм анаконды – кролики,морские свинки, крысы, рыбы.

Анаконда – яйцеживородяща, приносит от 28 до 42 детенышей.

В неволе анаконда может жить 5-6 лет.

Документальный фильм «Царство Анаконды»

Авторы Джон Гудман, Элеонора Грант.

Национальное Географическое Общество , США ,1998, 54 мин.


Фильм можно использовать при изучении темы: «Основные группы современных пресмыкающихся» на уроках в профильных классах, на факультативных занятиях. В общеобразовательных классах возможен показ отдельных глав фильма.
Биолог Хесус Ривас изучает биологию одной из самых крупных змей – Анаконды, обитающих в топях Венесуэлы.

В фильме наглядно показана среда обитания Анаконды – влажная саванна-льянос,поросшая водяным гиацинтом.Хорошо можно рассмотреть окраску змей, их размер,движение, особенности заглатывания добычи.Очень интересны и познавательны кадры, где можно увидеть спаривание змей и рождение детенышей. Кроме этого в фильме показано много других животных, характерных для Юж Америки:скопление зимующих здесь водоплавающих птиц, рыбы, в частности пиранья, млекопитающие: кошачьи – ягуар , пума и оцелот; грызуны – капибара(размер которых может достигать больше метра).



Глава 1. Мифы об Анаконде.Общий вид змеи. Утро. Льяносы Венесуэлы, обитатели зарослей водяного гиацинта - большое разнообразие птиц, семья капибар. Анаконда нападает на одиночную капибару, душит ее, обвиваясь кольцами , заглатывает с головы в течение шести часов.

Глава 2. Ученый Х.Ривас и его жена изучают анаконд. Они учли уже около 800 особей, дали каждой имя, например, «Диега», «Гадзила» и др. Ученые ведут наблюдения за змеями с помощью радиодатчиков.

Панорама льяноса с самолета, ее обитатели: снежные цапли, капибары, кайманы(поймал капибару), в воде пираньи.

Ученые отловили пять змей, проводят их описание (рисунок на хвосте индивидуален).

Глава 3.Самке анаконды по кличке «Диега» устанавливают радиопередатчик, чтобы следить за ее передвижением.

На водном участке несколько капибар разных размеров. Роды у капибары. Показана непривычная роль хищных птиц – стервятников, они освобождают родившийся плод от плаценты, которую затем съедают.Далее показана судьба родившихся детенышей: некоторых съедает сама мать, других - стервятники, кайманы, а попавших в воду – пираньи, то есть большая гибель молоди.

Засуха. Анаконда, ползущая по высыхающей земле в поисках воды. Хорошо виден размер и способ движения змеи.

Над водой птицы-водорезы ловят пищу.Много других птиц.Вечер, птицы летят на ночевку.Утро .Анаконда «Мерион» между корнями деревьев.



Глава 4. Жизнь льяноса . Засушливый период, пересыхание водоемов и ручьев.Большое разнообразие животных: крокодилы, черепахи, капибары, масса водоплавающих птиц – гуси, утки, кулики.

Анаконда «Диега» ищет мелководье для спаривания. Самцы мельче самок. Самка выделяет пахучие вещества.Вокруг самки собирается до12 самцов, сколько спаривается с ней не известно.



Глава 5. Ученые отлавливают спаривающийся клубок змей, чтобы в лаборатории у них взять кровь на ДНК, в дальнейшем сравнить с ДНК детенышей и установить , какой самец участвовал в оплодотворении.

Льянос, засуха. Животные, терпящие бедствие – пума, капибара, сомики ,беременная самка анаконды умирает вместе с потомством при жаре + 48.

Гроза. Рождение детенышей у Курносых крокодилов, миграция молоди к воде.

Глава 6. Анаконда «Диега» выжила.Ночь. Рождается около 40 детенышей.Часть яиц не развились, часть детенышей рождается мертвыми – это съедает самка. Самка не заботится о потомстве, возможно выживает половина из них. Молодь прячется в зарослях гиацинтов, охотится на добычу, но сами они могут превратится в жертву. На них охотится пираньи и даже из кошачьих – оцелот.

Ученые метят молодь анаконды, берут у них кровь на ДНК – изучение Анаконды продолжается.


Вопросы – задания


  1. Где обитает Анаконда – материк, климатический пояс, биотоп ?

  2. Опишите, как выглядит биотоп, в котором обитает анаконда?

  3. Какие размеры, особенности окраски, движение характерны для анаконды?

  4. Чем питается анаконда?

  5. Каким способом анаконда умервшляет добычу?

  6. Что характерно для размножения анаконды?

  7. Какой метод при изучении анаконд используют ученые? Сколько особей змей учтено учеными? ( по материалам фильма).

  8. Какие анализы проводят ученые при изучении анаконд? (по материалам фильма).

  9. Какие виды млекопитающих показаны в фильме? Какие особенности их биологии наглядно показаны в фильме?

  10. Скопление каких видов и экологических групп птиц можно увидеть в фильме?

  11. Какие виды пресмыкающихся показаны в фильме?

  12. Что Вам особенно понравилось в фильме?

  13. Что Вас особенно удивило из показанного в фильме?

  14. О чем Вы впервые услышали, увидели из показанного в фильме?



2.3 Птицы (миграции птиц)

Вступление

Современная мировая фауна птиц насчитывает около 9000 видов. Птицы, благодаря способности поддерживать постоянную температуру тела, предвижению различными способами полета, сложным и разнообразным поведением широко расселились по земному шару, практически заняв все наземные места обитания.

По характеру пребывания птиц на территории их можно разделить на 3 группы:

- оседлые – остаются на своем гнездовом участке, или в целом местообитании в течение всего года, перемещения не превышают несколько десятков км (дятлы, синицы, вороновые, воробьи);

- кочующие – совершают после сезона размножения перемещения в разных направлениях, протяженностью в сотни км, но обычно не выходят за пределы природной зоны, в которой они гнездятся (свиристели, клесты, снегири, чечетки);

- перелетные – улетают на зимовки за тысячи км от мест гнездования, в другие природные зоны.

Миграции – важнейшее событие в жизни птиц , связанное с огромным риском. Подсчитано, что из 500 млн. птиц, улетающих из Европы и Азии в Африку, почти треть не возвращается – гибнут в штормах, умирают от голода, становятся добычей хищников.

Одним из методов изучения миграции является кольцевание. Легкое металлическое кольцо с номером и условным названием учреждения одевается на лапу птицы. Все сведения об окольцованных птицах поступают в нашей стране в центр кольцевания АН в г.Москве. Ежегодно в мире кольцуют около 1 млн птиц, у нас в стране до 500 тыс птиц. Массовое кольцевание позволило выяснить направление и скорость миграции, места зимовок, продолжительности жизни, постоянство пар, приверженность местам гнездования (степень гнездового консерватизма).

Первые работы по кольцеванию были проведенв в Германии. На территории нашей страны еще в 1901 г.на Куршской косе Балтийского моря (недалеко от г.Калининграда) была создана первая орнитологическая станция по кольцеванию птиц. Позднее были созданы еще несколько станций – в европейской и азиатской части нашей страны. Благодаря совместным усилиям орнитологов установлено, что птицы, населяющие Сибирь к востоку от реки Енисей в основном летят в Индию и Китай, и немногие – в Австралию и Новую Зеландию. Виды, обитающие к западу от реки Енисей, мигрируют к побережьям Каспийского, Черного и Средиземного морей. Птицы, гнездящиеся в Европейской части летят на зимовку на юг Западной Европы и в Африку (пеночки, камышовки, ласточки), пролетая 9-10 тыс км.

Многие птицы мигрируют на огромные расстояния. Полярная крачка гнездится на побережье Баренцева Моря, зимует у побережья Австралии – 16-18 тыс км, колючехвостые стрижы – 12-14 тыс км из Восточной Сибири в Австралию и Тасманию.

Миграция большинства видов идет на высоте 450-750 м, но гуси, журавли, кулики, голуби отмечены на высотах в 1,5 км , а желтоклювая клушица над Эверестом (8200 м) , черный гусь над Гималаями (9100 м).

Мелкие птицы летят со скоростью не менее 50 км/час, ястребиные -60 км/час, утки – 80-90 км/час.

Установлено, что некоторые виды птиц летят широким фронтом, другие узкими потоками, ориентируясь по элементам ландшафта (реки, горы), или по солнцу и звездам. Очевидно, у перелетных птиц это врожденный миграционный инстинкт, который определяется престройкой гормональной (в основном половой) системы под влиянием изменений во внешней среде. В умеренных северных широтах, в качестве определяющего фактора является длина светового дня, в тропиках - чередование сухих и влажных периодов. Важными, но дополнительными сигналами являются общий ход погодных условий, количество и качество доступного корма.

Из 803 видов птиц, обитающих в нашей стране, примерно 650 являются перелетными. Из 281 вида, зафиксированных в Пермском крае, 225 являются гнездящимися. Оседлых , оседло0кочующих в каждом районе нашего края немного: тетеревиные, некоторые совообразные, дятлообразные, врановые, кроме грача, синицы, воробьи (Шепель, 2003).

Удалось установить, что основное направление миграции наших птиц на зимовку – юго-западное: береговая ласточка – в Цетр. Африку; канюк – в Египет; певчие дрозды. рябинники – в Италию, Францию, Испанию; грачи – в Белоруссию, Украину, Болгарию.


Документальный фильм Птицы (миграции птиц)
Режиссеры: Жак Колюзо, Жак Перрен, Мишель Деба.

Композитор: Бруно Куле.

Франция , 2001.

Продолжительность 90 минут.

Фильм состоит из 18 глав.

О создании фильма:

Фильм создавался в течение 3-х лет. Работало около 500 человек.

Используя методы К.Лоренца, было проведено инкубирование яиц, а затем выращивание птенцов серого гуся, журавлей, аистов, белощекой казарки в тесном общении с человеком. Птицы были приучены не бояться людей и кинооборудования, установленного на мотодельтапланах, с помощью которых проводились съемки летящих птиц.

Особо следует отметить органичность музыкального сопровождения. Музыка не просто сопровождает, а является самостоятельным действующим лицом, усиливая впечатление о происходящих событиях.
Материалы фильма могут быть использованы как иллюстрации путей перелетов птиц при изучении темы: «Сезонные явления в жизни птиц», на уроках – просмотр фрагментов (главы 1-8, 10-15). При изучении особенностей размножения птиц - просмотр глав 7 (конец), 8,9 – токовые явления, птенцы, птичьи базары. Разнообразие птиц хорошо видно в главах 16,17,18.
Композиционно в фильме показан годовой цикл жизни птиц : отлет с места зимовок, пролет на места гнездования, возвращение. Главным действующим лицом является небольшая группа Серых гусей.

Главы 1,2,3 показывают птиц на размножении, гнездо зырянки с птенцами, зимородок кормит птенцов, кукушонок выбрасывает яйцо из гнезда.

Серые гуси – отлет на места размножения.

Обыкновенная кряква – самка и самец.

Птицы летят днем, отдыхают ночью. Летят, придерживаясь побережий, долин рек, над сушей, улавливая магнитное поле.



Главы 4,5,6,7,8 показывают примеры перелетов птиц на места размножения. В основном взяты птицы, размножающиеся на севере Евразии и Северной Америки.

Приведена реконструкция контуров материков и на их фоне пролет птиц к местам гнездования.

Лебедь–кликун на высоте 2,5 км с Дальнего Востока в Сибирскую тундру, летит, придерживаясь рек, заливных лугов, прилетает в заснеженную тундру, брачные игры.

Горный индийский гусь – из Индии в степи Азии, пролетает над Гималаями на большой высоте (9100 м), выдерживая ветер, буран, снежные заносы, сбиваясь с пути.

Белоголовый орлан – из Западной части Серной Америки на Аляску, преодолевает расстояние 3000 км.

Канадская казарка – из Мексики за Полярный круг Северной Америки, преодолевает пустыню, переходит асфальтовые дороги.

Белый гусь – из Мексики в Арктику.

Канадский ибис – из Североамериканских равнин в Арктику.



Глава 7. Токовые поведения: самец фазана демонстрирует себя, расправив хвост; самцы одного из видов уток «хорохорятся» друг перед другом.

Птицы на местах гнездования в Арктике: полярная сова, лебедь-кликун, полярная крачка на гнездах.

Птицы с птенцами: гага, полярная крачка, лебедь-кликун, белый гусь, совенок.

Глава 9: Птичьи базары - тупики, чистики, бакланы, кайры – взрослые и птенцы.

Главы 10,11.12,13,14. Северное лето коротко – отлет на зимовку.

Полярная крачка – 20 тыс км из Арктики в Антарктику.

Полет серого гуся и канадской казарки. Птицы летят над океаном, могут отдыхать на встречаемых кораблях и снова в путь.

Белый гусь с мест размножения улетает со снегом, летит над Северной Америкой. Показан осенний лес, охота на птиц. Полет ночью над городами – Нью-Йорк. Пресекает Европу и попадает в Африку. Живописно показаны водоемы Африки с большими скоплениями птиц: серая, рыжая, белая цапля, пеликаны, кулики, утки.



Глава15: возвращение серого гуся.

Глава 16: река Амазонка. Показаны несколько видов попугаев рода Ара.

Глава17: Анды. Кондор. Парящий полет.

Глава18: Альбатросы. Полет над океаном. Колония Королевских пингвинов. Самка с яйцом, птенцы.

Вопросы и задания.




  1. Какие и сколько видов птиц было названо в фильме?

  2. Где (материк) располагаются места гнездования птиц, указанных в фильме?

  3. Где (материк, страна) расположены места зимовок птиц, названных в фильме?

  4. По каким особенностям ландшафта ориентируются птицы при перелетах?

  5. В какое время суток летят птицы?

  6. Приведите примеры протяженности пролетных путей.

  7. Каким «строем» летят птицы? Какие особенности в построении перелетных стай?

  8. Через какие города пролетают птицы на своем пути (по материалам фильма)?

  9. Какие океаны, моря, реки пересекают птицы (по материалам фильма)?

  10. Какие особенности размножения птиц хорошо показаны в фильме?


2.4 Волк

Вступление:

Отряд Хищные в настоящее время насчитывает около 240 видов, из них на территории России распространено 36-37 видов, а в Пермском крае – 18 видов.

Семейство Собачьи. Представители этого семейства распространены по всем материкам и населяют все ландшафты: арктические тундры, пустыни, саванны, умеренные и тропические леса и горы. Особенно многочисленны в открытых местах.

Мировая фауна семейства насчитывает 35-37 видов, в России -8 видов, в Пермском крае – 4 вида: волк, обыкновенная лисица, песец, енотовидная собака.

Обыкновенный, или серый волк. Внешний вид волка свидетельствует о его мощи, отличной приспособленности к бегу, преследованию и нападению на жертву. Это достаточно крупный зверь: длина тела 105-160 см, высота 80-85 см, широколобая голова, мощное развитие передней части тела, хвост опущен «поленом». Вес зверя 30-40 кг, может – 50 кг. Обычный окрас – однотонный серый разных оттенков.

Волк экологически пластичен, живет в разных ландшафтах, но предпочитает открытые степи, полупустыни, тундру, избегает сплошных лесных массивов.

Волк образует пары, иногда на всю жизнь. Семью-стаю составляют 7-13 зверей: взрослых и их потомство разного возраста.

Гон проходит в феврале–марте, в апреле-мае рождается 4-8 волчат.

Волк - типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертвы. Объекты питания в тундре – дикие и домашние олени; в лесной зоне – лоси, олени, косули, кабаны, домашний скот; в степях и полупустынях – мелкие антилопы, зайцы, мышевидные грызуны, тетеревиные птицы, гуси, утки.

Волк, особенно во время охоты, демонстрирует достаточно сложное поведение: разделение и смену обязанностей между членами стаи, разные приемы охоты.

Сложная нервная деятельность способствовала одомашниванию волка, высокая изменчивость и искусственный отбор обеспечили выведение огромного числа пород собак.

Волк в прежнее время был крупным вредителем животноводства, но утерял это значение, так как численность его во многих местах, кроме тундры, резко сокращена.

На территории Пермского края численность волка в последнее пятилетие 20 века держалась в пределах 500-600 особей, а к началу 2003 года доведена до рекордно–низкого уровня 250-270 голов.

Документальный фильм «Волк лесной разбойник»


Режиссер: Майк Салисбери.

Автор: Дэвид Аттеборо.

Производство: Великобритания, 1997, ВВС.

Продолжительность: 50мин.

Фильм состоит из 12 глав.

Наглядно показаны многие стороны биологии волка: стайно-семейный образ жизни, охота-погоня как способ добычи корма, выкармливание-воспитание волчат. Через весь фильм проводится мысль, что человек в 19 начале 20 веков бездумно истребил волка, забыв о том, что каждый вид в природе играет свою определенную роль. Поэтому в настоящее время человек вынужден в Западной Европе и Северной Америке, используя радиометки прослеживать за путями их передвижения и местами обитания, завозить волка как это делают индейцы или охранять логово со щенками, испытывать ностальгию по «волчьему вою» - как уходящим звукам дикой природы.


Главы 1,2,3,4,5 могут быть использованы как дополнительный иллюстративный материал в курсе «Зоология» при изучении характеристик отрядов класса Млекопитающие, отряд Хищные, семейство Собачьи.

В данной части фильма имеется наглядный материал о внешних особенностях приспособленности волка к обитанию в открытых ландшафтах, способности к быстрому и длительному бегу (до 24 часов), жизни в стае - команде, большая способность к обучению.

Север Канады. Зима. Охота стаи волков на стадо бизонов. Выслеживают старых и слабых, отсекают одного бизона и длительно, изматывая, преследуют его.

Север Канады. Арктика. Зима. В этих кадрах хорошо видно приспособительная белая окраска шерсти волка и других обитателей (арктический заяц). Охота на зайца.

Канада. Лето. Открытое пространство. Редколесье. Стадо бизонов – взрослые и детеныши. Охота. Волки гонят стадо бизонов, молодняк в центре, но они менее выносливы, волки отбивают одного молодого, но взрослые набрасываются на волков и спасают молодого бизона.

Главы 6-12 могут быть использованы при изучении тем по охране природы с предварительным объяснением того, что в биогеоценозе все организмы играют свою определенную роль, и изъятие хотя бы одного из них нарушает экологическое равновесие в природе. Например, в Северной Америке такова судьба волка, поэтому индейцы завезли в Скалистые горы 35 волков, в других местах вокруг городов проводят учет и фиксируют передвижение волков с помощью радиометок, берут под наблюдение логово волков, следят за ростом волчат и даже слушают вой волка, окунаясь в мир дикой природы.

Вопросы и задания.





  1. В каких природных зонах обитает волк?

  2. Какой окрас шерсти может быть у волка в разных местах обитания (природные зоны)?

  3. Какой способ добычи корма использует волк?

  4. Какие животные являются добычей волка?

  5. Каких животных в первую очередь убивает волк в стаде?

  6. Каким образом волк кормит волчат?

  7. Какие методы помогают человеку следить за передвижением волка? (по материалам фильма)

  8. Какие виды млекопитающих показаны в фильме?

  9. Какие мероприятия предпринимает человек по учету численности волка? (по материалам фильма)


2.5 Медведь
Вступление: Семейство Медвежьи насчитывает 7 видов, на территории России – 3 вида, а Пермском крае – 1 вид, Бурый медведь.

Ареал Бурого медведя простирается по всей лесной зоне Евразии. В Северной Америке он многочисленен на Аляске, много – в Канаде, есть в Скалистых горах, где его называют Гризли.

Наиболее типичные места обитания бурого медведя – леса с буреломами, болотами, лужайками, водоемами.

В Европейской части ареала медведи чаще весом 80-120 кг, но наибольшими размерами отличаются медведи с Дальнего Востока, Камчатки и особенно Аляски и острова Кадьяк.

Бурый медведь питается преимущественно ягодами, плодами, орехами, зелеными растениями, насекомыми, их личинками, рыбой, падалью. И съедает этой пищи очень много.

Медведи в течение осенне-зимних месяцев находятся в берлогах в зимнем сне.

Гон у медведей происходит летом с мая по июль, При этом между самцами возникают жестокие схватки. Медведица через 6-8 месяцев уже в берлоге приносит 2-3 медвежат, по 0,5 кг, которые к выходу из берлоги подрастают до небольшой собаки.

В Пермском крае Бурый медведь - самый крупный хищник. Он встречается всюду, где есть крупные массивы леса, с укромными, малопосещаемыми человеком местами, удобными для устройства берлог. Ежегодно на территории края добывается около 200 особей.

Документальный фильм «Гигантские медведи»
Автор: Вольфганг Байер.

Производство: Национальное географическое общество, США, 1994.

Фильм состоит из 6 глав.

Продолжительность: 50 мин.


Фильм можно использовать в полном объеме на факультативных занятиях, а фрагменты демонстрировать на уроках зоологии при изучении класса Млекопитающие, темы «Отряд Хищные, семейство Медвежьи».

В фильме рассказывается об особенностях биологии самого крупного подвида Бурого медведя, который обитает на острове Кадьяк (около Аляски).



Глава 1. Весна, остров Кадьяк, медведи спускаются с гор питаться лососями, которые заходят в реки острова. Пища весной – много травы и могут быть погибшие киты в устьях рек.

Кроме этого в этой главе можно увидеть цветущие ландшафты, промышляющих добычу соколов и лисиц.



Глава 2. Взрослые медведи самцы в 2 раза крупнее самок, передвижение животных по острову в поисках пищи. В первые 2-3 года медвежата и взрослые живут вместе, поэтому показан самец с 3 медвежатами, который учит их поведению в воде.

Глава 3. Показано, что, как правило, с 2 лет медвежата объединяются в группы, держатся вместе, но выживает из них половина.

Весна, спаривание, игры-состязания самцов, образование пар.



Глава 4. История местных жителей алеутов, поселок Старая гавань, жизнь семьи алеутов, обычаи, праздники.

Глава 5. Медведи в верховьях реки ждут ход лосося. Ход Лосося (улов около 30млн лососей).

Лов лосося медведями на мелководье, собирается до 40 медведей, борьба за рыболовные места. Один медведь отлавливает до 30 лососей и набирает вес с 45 до 90 кг. Обучение молодых в приобретении навыков рыболовства. Лиса ловит лосося. Человек ловит лососей – до 1000 рыбаков.



Глава 6. Человек меняет ландшафт, уничтожает места рыбалок медведей, медведь - идет в поселок. Медведь будет жить и сохранять свою численность, если будет сохранена его среда обитания. Сейчас идет борьба алеутов против промышленного освоения о-ва Кадьяк (строительство отелей, баз отдыха).
Вопросы и задания.



  1. Где обитают «гигантские медведи»? (по материалам фильма)

  2. Чем могут питаться медведи? (по материалам фильма)

  3. Особенности брачного поведения самцов. Когда происходит спаривание у медведей?

  4. Какие размеры имеют взрослые животные?

  5. Сколько рождается и какой вес у новорожденных медвежат?

  6. Лов лососей медведями. Сколько медведей может быть одновременно на местах хода лососей?

  7. Сколько один медведь может выловить лососей за «путину»?

  8. Как увеличивается вес медведей к концу «путины»?

  9. От чего зависит поддержание численности и в целом сохранность медведей на острове Кадьяк?

  10. История местных жителей алеутов и судьба поселка Старая гавань на острове Кадьяк.

Литература


1.Жизнь животных : т. 4, 5, 6. М. , Изд. «Просвещение», 1969,1970,1971г.г.

2.Кай Кари – Линдал, Птицы над сушей и морем: перевод со швецкого.-М.,»Мысль»,1984.-с 204

3.Дж.Клаудсли-Томпсон, Миграции животных: Пер. с анг.- М.: «Мир»,1982.- с 135.

4.К.Уэтли,Дж.Сторрер, К.Пенникуик и др. Птицы: Пер. с анг.- М.»Мир», 1983.- с204.

5.Шепель А.И.,Зиновьев Е.А.,ЮшковР.А., ВороновГ.А.,ЛитвиновН.А. Животные Прикамья: Учебное пособие, книга 2 Позвоночные.-Пермь:»Книжный мир», 2001,- с162.

6.ШураковА.И., ВороновГ.А., КаменскийЮ.Н. Животный мир Прикамья: Пермь – кн.изд-во, 1989,- с193.

7.ЮшковР.А., ВороновГ.А. Амфибии и рептилии Пермской области(предварительный кадастр): Пермь: изд-во Пермского университета, 1994.- с20.

8.Региональный компонент в преподавании биологии,валеологии, химии \\ Сборник научно-методических работ под редакцией А.И.Шуракова, Н.П.Горбунова; Пермск.гос.пед.университет.Пермь,1999.-с160.

9.Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии: Сб.научно-методических работ.Вып.2 \ Под редакцией А.И.Шуракова, Н.П.Горбунова; Перм.гос.пед.университет.-Пермь,2001,- с111.

10.Региональный компонент в преподавании биологии, валеологии, химии: Межвузовск. Сб. научн. и научно-метод.работ, Вып. 3 \ Под редакц. А.И.Шуракова, Н.П.Горбунова, Г.И.Дубась, А.М.Елькиной; Пермск. Пед.университет.-Пермь, 2004.- с201.



11Состояние и охрана окружающей среды Пермской области в 2003 году; Управление по охране окружающей среды Пермской области, РИЗО ПГТУ.- Пермь, 2004.-с122 – 125.