Пояснительная записка "Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека" - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Пояснительная записка "Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде - страница №1/1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Эстрадно-джазовый вокал»
Возраст обучающихся 7- 18 лет

Срок реализации - 5 лет

Срок реализации – 7 лет
Пояснительная записка
“Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”.

В.А. Сухомлинский


Среди других видов искусств музыка занимает особое место, так как особенно сильно воздействует на внутренний мир человека. Проблема духовности в современном обществе стоит очень остро и требует решения. Одним из вариантов такого решения является духовное развитие человека в самом начале его жизненного пути – в детстве.

В государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. ДЖ. Гершвина» каждому ребенку предоставлена возможность проявить свои дарования, расширить свои знания в области музыкальной культуры, научиться играть на различных музыкальных инструментах.

Данная программа обучения игре на аккордеоне является модифицированной, разработана на основе программы «Аккордеон», рекомендованной Министерством культуры РФ 1988 года (сост. Л. Гаврилова, В. Евстихеева, Н. Троицкая) и адаптирована для учащихся ДМШ им. Дж. Гершвина.

Всестороннее развитие духовного мира воспитанника через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов является основной целью деятельности педагога. Одна из главных воспитательных задач – пробудить заложенное в каждом учащемся творческое начало, помочь понять и найти себя, способствовать самореализации и самообразованию.

Спецификой данной образовательной программы является органичный синтез обучения на основе лучших традиций классической и джазовой музыки.

Конечно, пути к постижению музыкальной культуры разнообразны и очень индивидуальны. Индивидуальные планы, которые преподаватель составляет на каждого ученика, помогают предвидеть перспективы развития ребенка и способствуют достижению цели: воспитанию культурного человека, способного к саморазвитию и самовоспитанию средствами музыкального искусства и обучения игре на аккордеоне.

Открыв воспитанникам доступ к пониманию музыки, мы тем самым стимулируем развитие всех их способностей. Педагогическая деятельность в системе дополнительного образования как раз и направлена на выявление, усиление, поддержку и развитие того уникального творческого потенциала, которым, как утверждают ученые, одарен каждый ребенок.

Возраст обучающихся – от 7 лет до 18 лет.

При поступлении в ДМШ им.Дж. Гершвина у детей проверяют их музыкальные способности (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память), тем самым давая одинаковые стартовые возможности всем детям. Программа обучения игре на аккордеоне рассчитана на 5 (для детей в возрасте от 9-10 лет) и 7 лет обучения (для детей с 7-8 лет).
Продолжительность и регулярность занятий:

 45 минут два раза в неделю

Вся система обучения определяется конечной целью, которая реализуется от занятия к занятию.
Цель программы:

Воспитание культурного человека, обладающего художественно-эстетическими потребностями и способностями, выраженной творческой индивидуальностью, способного к саморазвитию, самовоспитанию и самореализации на основе обучения игре на аккордеоне.


Задачи программы:


  1. Развивать основы творческих и специальных музыкальных способностей воспитанника;

  2. Обучить основам музыкального исполнительства;

  3. Сформировать музыкальную культуру ребенка как часть общей культуры личности.

  4. Сформировать устойчивый интерес и любовь к музыке, потребность в активном общении музыкальным искусством,

  5. Воспитать культуру исполнения и культуру сценического поведения;

  6. Воспитать эмоциональную отзывчивость, музыкально-эстетический вкус, эмоциональную культуру учащихся.

  7. Сформировать у учащихся сознательное отношение к музыкально - творческой деятельности, воспитать их активными пропагандистами музыкального искусства (публичные выступления, игра в ансамблях, оркестре русских народных инструментов).


Основные направления деятельности

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях.

Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата.

Второе – становление и развитие навыков художественного исполнения музыкальных произведений на основе изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средств.



Принципы обучения и воспитания

При организации педагогического процесса на занятиях используются общепедагогические принципы обучения и воспитания.

Период обучения включает в себя два этапа освоения:

Младшие классы:



  • 1, 2 класс (5 ОП) и 1-4 классы (7 ОП)

Старшие классы:

  • 3-5 классы (5 ОП) и 5-7 классы (7 ОП)

Предпрофильное обучение:

  • 6 класс (5 ОП) и 8 класс (8 ОП)

Обучение в 8 (5) классах рекомендовано для выпускников, проявивших интерес к дальнейшему освоению инструмента.

Основной формой обучения в ДМШ являются индивидуальные занятия по предмету «Музыкальный инструмент» с периодичностью 2 раза в неделю. В течение учебного года учащиеся выступают на академических концертах, технических зачетах, переводных экзаменах, принимают участие в концертах отдела, отчетном концерте школы. Способом проверки результатов обучения учащихся является выполнение программы и индивидуального плана.

Учебно-тематические планы
Срок обучения – 7 лет
1 год обучения





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Теоретические занятия и упражнения на разработку мышц, участвующих в голосообразовании (беззвучные).

14

6

2

2

Основы постановки правильного дыхания и отработка его

32

1

3

3

Освоение навыков звукообразования

Остаток

24


1

3




всего

70









2 год обучения





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной техники. Воспитание музыкального вкуса, прослушивание рекомендованного учителем репертуара

70

4

2



итого

70









3 класс





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной техники, техники правильного дыхания

Усложнённые упражнения вокализы



50

2

2

2

Освоение навыков работы с вокальным произведением

20

1

3




всего

70









4 класс




Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной и дыхательной техники Продолжение работы над диапазоном. Гибкостью голоса, регистра

40

2

2

2

Работа над произведением

30

1

3




всего

70








Старшие классы
5 класс





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной и дыхательной техники Продолжение работы над диапазоном. Гибкостью голоса, регистра

6

2

4

2

Работа над произведением

2

1

1




всего

70








6 класс





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной и дыхательной техники Продолжение работы над диапазоном. Гибкостью голоса, регистра

10

2

8

2

Работа над произведением

2




2




всего

68









7 класс





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной и дыхательной техники Продолжение работы над диапазоном. Гибкостью голоса, регистра

12

2

10

2

Работа над выпускной программой

2

1

1




всего

68







8 класс





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной и дыхательной техники Продолжение работы над диапазоном. Гибкостью голоса, регистра

12

2

10

2

Работа над произведением

2

1

1




всего

68








Учебно-тематические планы
Срок обучения – 5 лет
1 год обучения





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Теоретические занятия и упражнения на разработку мышц, участвующих в голосообразовании (беззвучные).

14

6

2

2

Основы постановки правильного дыхания и отработка его

32

1

3

3

Освоение навыков звукообразования

Остаток

24


1

3




всего

70









2 год обучения





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной техники. Воспитание музыкального вкуса, прослушивание рекомендованного учителем репертуара

50

4

2

2

Освоение навыков работы с вокальным произведением

20

1

3




всего

68








Старшие классы
3 год обучения





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной и дыхательной техники Продолжение работы над диапазоном. Гибкостью голоса, регистра

40

2

2

2

Работа над произведением

30

1

3




всего

70








4 год обучения





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной и дыхательной техники Продолжение работы над диапазоном. Гибкостью голоса, регистра










2

Работа над произведением













всего

68







5 год обучения





Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной и дыхательной техники Продолжение работы над диапазоном. Гибкостью голоса, регистра










2

Работа над произведениями выпускной программы













всего

68







6 год обучения




Содержание курса

Количество часов

всего

теория

практика

1

Освоение вокальной и дыхательной техники Продолжение работы над диапазоном. Гибкостью голоса, регистра










2

Работа над произведением













всего

68







Содержание программы

Первый год обучения:


  1. Теоретические занятия и упражнения на разработку мышц, участвующих в голосообразовании (беззвучные).

  • Основы методики в обучении эстрадно-джазового вокалиста;

  • Отличие трёх манер (академической, народной, эстрадно-джазовой;

  • Виды дыхания, диафрагмальное дыхание, техника дыхания;

  • Понятие резонатор, виды резонаторов, функция резонаторов;

  • Энергетика: колонна, модель мироздания, энергетические потоки и их виды;

  • Разработка лицевых мышц, участвующих в голосообразовании (маска, большой рот, зевок).




  1. Основы постановки правильного дыхания и отработка его

  • Освоение дыхательной техники: правильное взятие и снятие дыхания, виды атак (твёрдая, мягкая).

  1. Освоение навыков звукообразования

  • Упражнения переходного блока («нга», секунда «миа»)


Второй год обучения:

  1. Освоение вокальной техники:

  • Вокальные упражнения в объёме терции, квинты на гласные «а», «и» стаккато и легато от 1 до 3-х волн (повторений на одном дыхании).

Воспитание музыкального вкуса, прослушивание рекомендованного учителем репертуара:

  • Знакомство с музыкальным репертуаром джаза, с мировыми звёздами вокального джаза. Введение в особенности стилистических черт джазового материала (понятие «джазовая форма», приёмы развития, метроритмические особенности и т.д.)


Освоение вокальной техники в младших классах:

  • Постепенное освоения диапазона голоса в разработке вокальной техники (Упражнения в объёме терции, квинты, трезвучий – по1, 2 и 3 волны(повторений на одном дыхании до гаммы на «стаккато», «легато»).

  • Требования к выполнению упражнений – тембральная плотность, крепкая опора диафрагмального дыхания с постепенным развитием выносливости.



Работа над произведением в младших классах: В конце второго года по пятилетней программе обучения (в 3-ем классе по семилетней программе) вводятся практические занятия по освоения работы над произведением: 1 -2 не сложные джазовые стандарты в стиле блюз, свинг, баллады.

Требования в работе над репертуаром:

1. Владение хорошим дыханием.

2. Яркое и крепкое звуковедение.

3. Понимание художественной ценности произведения (знание перевода джазового стандарта, кульминационных разделов формы, освоение стилистических черт джаза)

4. Исполнительский контакт с группой концертмейстеров малого состава.



Освоение вокальной техники в старших классах:

  • Совершенствование навыков приобретённых в младших классах и освоение гибкости голоса, его диапазона (Упражнения в объёме гаммы с квинтой внизу, наверху, развёрнутого трезвучия на «стаккато», «легато» на гласные «и», «а»)

  • Продолжение работы над однородностью тембра (Упражнения на соединение 2-х, 3-х, 5-ти гласных в объёме терции, квинты, трезвучия и гаммы)

  • Продолжение работы над совершенствованием базового регистра эстрадно-джазовой манеры (усиленного грудного) в хроматических упражнениях в объёме малой и большой секунды, большой терции, тритона, сексты, септимы и гаммы.

  • Работа над освоением приёмов вокальной техники: упражнения на разработку диафрагмального вибрато, упражнения на гибкое чередование грудного и головного регистров.

  • Работа над освоением мелкой техникой скачка на терцию в упражнениях в форме опевания, и большого скачка.

  • Совершенствование техники твёрдой атаки в упражнениях с двойными нотами.

Требования к выполнению упражнений – яркая насыщенность тембра, крепкое диафрагмальное дыхание, выносливость, развёрнутый диапазон, владение приёмами, гибкость.
Работа над произведением в старших классах:
1. Решение художественно-исполнительских задач. Использование средств музыкальной выразительности (вокальной и дыхательной техник)

2. Изучение 5-6 и более музыкальных произведений за учебный год различного характера, разных стилей: свинг, баллада, латино, соул, би-боп, популярной музыки зарубежной и отечественной эстрады


Требования к исполнению на академических зачетах:

срок обучения – 7 лет

1 класс

Знание теоретического курса, упражнений беззвучных на разработку мышц лица и диафрагмы, проверка правильности выполнения дыхательных упражнений

Для продвинутых детей – упражнения переходного блока.


2 класс
1 полугодие: упражнения переходного блока и проверка правильности выполнения вокальных упражнений в объёме терции.

2 полугодие: Вокальные упражнения в объёме терции и квинты, для продвинутых учащихся 1-2 произведения средней трудности.
3 класс
1 полугодие: 2 произведения различного характера (свинг, латино, бллада или произведения популярной музыки)

2 полугодие: 2 произведения различного характера
4 класс
1 полугодие: 2 произведения различного характера. Для продвинутых учащихся 3 стандарта разных стилей джаза.

2 полугодие: 2 произведения различного характера. Для продвинутых учащихся 3 стандарта разных стилей.
5, 6 класс:
1 полугодие: 3-4 произведения различного характера с показом освоения техники скета

2 полугодие: 3-4 произведения различного характера.
7 класс:
Подготовка к выпускному экзамену:


  1. Джазовый стандарт в стиле свинг

  2. Баллада

  3. Латино

  4. Популярная зарубежная музыка

  5. Отечественная эстрадная музыка


8 класс:
Совершенствование навыков, полученных в 7 классе.

5-6 произведений различного характера (возможно изучение произведений учеником самостоятельно).



срок обучения – 5 лет
1 класс

Знание теоретического курса, упражнений беззвучных на разработку мышц лица и диафрагмы, проверка правильности выполнения дыхательных упражнений

Для продвинутых детей – упражнения переходного блока.

2 класс
1 полугодие: Упражнения переходного блока. Вокальные упражнения в объёме терции и квинты.
2 полугодие: 1-2 джазовых стандарта средней сложности.
3,4 класс:
1 полугодие: 3 произведения различных стилей джаза.

2 полугодие: 3 произведения различных стилей джаза, популярной зарубежной и отечественной эстрады.
5 класс:
Подготовка к выпускному экзамену:


  1. Джазовый стандарт в стиле свинг

  2. Баллада

  3. Латино

  4. Популярная зарубежная музыка

  5. Отечественная эстрадная музыка


6 класс:
Совершенствование навыков, полученных в 5 классе.

5-6 произведений различного характера (возможно изучение произведений учеником самостоятельно).

Примерный репертуарный список


Джазовые стандарты:

W.C. Handy «St. Louis Blues»

B.B. King «Everyday I have the Blues»

Harold Arlen «Blues in the night»

Don Redman «Gee baby, ain’t I good to you»

George Gershwin «It ain’t necessarily so»

George Gershwin «Let’s call the whole thing off»

George Gershwin «Nice work if you can get It»

George Gershwin «They all laughed»

George Gershwin «The man I love»

George Shearing «Lullaby of birdland»

Wilbur Schwandt «Dream a little drea of me»

Kurt Weill «Mack the Knife»

Seymour Simons «All of me»

Jerry Herman «Hello, Dolly!»

Joseph Kosma «Autumn leaves»

Duke Ellington «Do nothing till you hear from me»

Duke Ellington «Don’t get around much anymore»

Duke Ellington «I’m beginning to see the light»

Duke Ellington «Satin doll»

Duke Ellington «Caravan»

Duke Ellington «In a sentimental mood»

Jimmy McHugh «On sunny side of the street»

Jimmy McHugh «I can’t give you anything but love»

Bart Howard «Fly me to the moon»

Walter Donaldson «Love me or leave me»

Walter Donaldson «Makin’ Whoopee!»

Walter Donaldson «My Baby Just Cares for me»

Bert Kaemphert «Strangers in the night»

Irving Gordon «Unforgettable»

Irving Berlin «How deep is The Ocean»

Jerome Kern «All the Thing you are»

Jerome Kern «Smoke gets in your eyes»

Jerome Kern «Yesterdays»

Walter Gross «Tenderly»

John Green «Body and soul»

Matt Dennis «Angel eyes»

Billie Holiday «Don’t explain»

Arthur Hamilton «Cry me a river»

Erroll Garner «Misty»

Paul Francis Webster «Black Coffee»

Hoagy Carmichael «Georgia on my mind»

Hoagy Carmichael «Star Dust»

Thelonious Monk «Round midnight»

Richard Rodgers «My funny Valentine»

Richard Rodgers «My favorite things»

Victor Young «My foolish heart»

Jorge Ben «Mas Que Nada»

Luiz Bonfa «Black Orpheus»

Antonio Carlos Jobim «A felicidade»

Antonio Carlos Jobim «Chega de Saudade»

Antonio Carlos Jobim «Desafinado»

Antonio Carlos Jobim «Girl from Ipanema»

Antonio Carlos Jobim «How insensitive»

Antonio Carlos Jobim «Meditation»

Antonio Carlos Jobim «One note samba»

Antonio Carlos Jobim «Corcovado»

Antonio Carlos Jobim «Agua De Beber»

Antonio Carlos Jobim «Dindi»

Norman Gimbel «Sway»

Paul Desmond «Take five»

Cole Porter «Too darn hot»

Cole Porter «It’s all right with me»

Cole Porter «You’d be so nice»

Morgan Lewis «How high the moon»

Lew Brown «Comes love»

Dizzy Gillespie «A night in Tunisia»

Benny Golson «Whisper not»

Horace Silver «Song for my father»

Joe Sample «Street life»

Leon Russell «This masquerade»

Stevie Wonder «Isn’t She Lovely»

Stevie Wonder «Sir Duke»

Eden Ahbez «Nature Boy»


Популярная музыка русской эстрады:

Г. Гладков «Чунга -чанга»

Е. Крылатов «Прекрасное далёко»

«Крылатые качели»

«Лесной олень»

М. Дунаевский «Песенка первоклассника»

А. Зацепин «Волшебник-недоучка»

«Мир без любимого»

«Ищу тебя»

«Он пришёл – этот добрый день»

«Чарльстон»

«Звёздный мост»

«Хэппи-энд»

«Песенка про медведей»

«Есть только миг»

А. Рыбников «Буратино»

И. Дунаевский «Песенка о капитане»

«Песенка о весёлом ветре»

А. Бабаджанян «Лучший город земли»

«Верни мне музыку»

«Королева красоты»

Т. Хренников «Московские окна»

А Лепин «Песенка о хорошем настроении»

В. Сидоров «Дружба»

А. Петров «Я шагаю по Москве»

В. Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера»

О. Фельцман «Ландыши»

М. Таривердиев «Где-то далеко»

М. Блантер «В городском саду»

А. Островский «А у нас во дворе»

А. Пахмутова «Нежность»

Ю. Саульский «Осенняя мелодия»

Б. Бычков «Всё могут короли»»

А. Пугачёва «Звёздное лето»

В. Началов «Герой не моего романа»

А. Зацепин «До свидания, лето»

А . Пахмутова «Мелодия»

А. Петров «Романс Настеньки» из к\ф «О бедном гусаре замолвите слово»

«А напоследок я скажу»

«Любовь – обманная страна»

Д. Тухманов «День Победы»

Н. Богословский «Тёмная ночь»

М. Фрадкин «Случайный вальс»

Я Френкель «Журавли»

М. Блантер «Катюша»

Г. Петербургский «Синий платочек»

Э. Колмановский «Алёша»

М. Минков «А знаешь, всё ещё будет»

«Не отрекаются любя»

«Эти летние дожди»

«Куда уходит детство»

И. Якушенко «Папа, мама и я»

А. Бабаджанян «Не спеши»

«Зимняя любовь»

«Ноктюрн»

Е. Дога «Мне приснился шум дождя»



Популярная музыка зарубежной эстрады:

Stevie Wonder

«You are the sunshine of my live»

«To Shine»

«I just call to say I love you»

«Isn’t she lovely»

«Sir Duke»

«Moon Blue»

«Overjoyed»

«All is love is fair»

Barbara Streisand

« Women in Love»

« The way we were »

«All I ask of you»

«By the way»

«Somewhere»

«All of my Life»

Whitney Houston

Michael Masser «Al at Once»

«I will always love you»

«Saving all my love for you»

«I’m every woman»

«Run to you»

«How will I Know»

Celine Dione

«All by myself»

«My Heart Will Go on»

«Beauty and The Beast»



Mariah Carey

«Without you »

«Hero»

ABBA

«Dancing Qween»

«The winner Takes It All»

«Thank You for the Music»

«Waterloo»

Boney M

«Sunny»



Еngelbert Hamperdinck

Francis Lai «A man and a Woman»



Roberta Flack

Charles Fox «Killing me softly»



George Benson

Leon Russel «This Masquerd»

«Nature boy»

Sam Brown

«Stop be for»



Lara Fabian

«Adagio»


Gloria Geynor

«I will Survive»



Tony Braxton

«Unbreak my heart»

«How could an angel break my heart»

Andrew Lloyd Webber

«Memory»


«I don’ know How to Love Him»

«I only want to say»

«»

«»

Примерные переводные программы


При переходе в третий класс


  1. Bert Kaemphert «Strangers in the night»

А. Зацепин «Волшебник-недоучка»

  1. Wilbur Schwandt «Dream a little drea of me»

Т. Хренников «Московские окна»
При переходе в четвёртый класс


  1. Seymour Simons «All of me»

«Overjoyed» (Stevie Wonder)

  1. Bart Howard «Fly me to the moon»

Richard Rodgers «My funny Valentine»

При переходе в пятый класс




  1. Walter Donaldson «Makin’ Whoopee!»

Arthur Hamilton «Cry me a river»

  1. Erroll Garner «Misty»

«Dancing Queen» (ABBA)
При переходе в шестой класс


  1. Cole Porter «You’d be so nice»

«All at once» (Whitney Houston)

  1. Morgan Lewis «How high the moon»

А. Зацепин «Звёздный мост»
При переходе в седьмой класс


  1. Joe Sample «Street life»

Antonio Carlos Jobim «Corcovado»

  1. Leon Russel «This Masquerd»

И. Якушенко «Папа, мама и я»
Примерная выпускная программа


  1. Duke Ellington «Satin doll»

Antonio Carlos Jobim «Girl from Ipanema»

Jerome Kern «All the Thing you are»

В. Началов «Герой не моего романа»

2. Paul Desmond «Take five»

Horace Silver «Song for my father»

«Run to you» (Whitney Houston)



Andrew Lloyd Webber «I don’ know How to Love Him»