Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа разработана на основе примерной (типовой) учебной программы прим - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на... 1 246.28kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на... 1 207.7kb.
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" в 10-11 классах... 2 384.11kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Пояснительная записка рабочая программа рассчитана на изучение литературы... 1 416.67kb.
Пояснительная записка Статус документа 1 183.57kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» 1 142.9kb.
Учитель Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка рабочая программа 5 1394.13kb.
Рабочая программа по английскому языку для 11 класса, полного общего... 1 220.8kb.
Рабочая программа разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» 3 803.83kb.
«Встреча с А. С. Пушкиным и его произведениями» 1 83.49kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа разработана на - страница №1/3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА разработана на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к образовательному учреждению МБОУ «СОШ № 30» Энгельсского муниципального района с учётом Федерального Государственного стандарта, на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008, базовый уровень ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2010).

На изучение курса отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю (35 учебных недель), из них уроков внеклассного чтения 10, уроков развития речи 10 (сочинений 4).



Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов).
ОЖИДАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающие 5 класса должны (в рамках ГОС):

знать:


  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой



  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Методы и формы обучения

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя.

  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям.

  4. Уроки внеклассного чтения.


РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Элементы педагогических технологий, используемые на уроке литературы в 5 классе: проектная технология, информационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, технология интеграции, исследовательская .
1) объяснительно-иллюстративные (традиционные);

2) технология развивающего обучения;

3) технология проектного обучения;

4) компьютерная (информационная) технология;



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)

Кол-во часов


ИКТ

Проектная деятельность

Исследовательская

деятельность

1

Введение

1

-

-

-

2

Устное народное творчество

6

1

1

1

3

Древнерусская литература

2

-

-

-

4

Из литературы 18 века

1

-

-

-

5

Из литературы 19 века

29

8

10

7

6

Из литературы 20 века

20

5

8

5

7

Из зарубежной литературы

5

-

1

1

8

Повторение

1

-

-

-




РЕЗЕРВ

5

-

-

-




Всего часов

70

14

20

14

Учебно-тематический план предусматривает:

20% учебных занятий от общего количества часов по предмету с использованием ИКТ; 30%учебных занятий от общего количества часов по предмету с использованием проектной деятельности; 20% учебных занятий от общего количества часов по предмету с использованием исследовательской деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА




Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)


Кол.

часов


Развитие речи

кол-во часов



Сочинения

кол-во часов



Внекл. чтение

1

Введение

1

-

-

-

2

Устное народное творчество

6

1

-

1

3

Древнерусская литература

2

-

-

-

4

Из литературы 18 века

1

-

-

-

5

Из литературы 19 века

29

7

3

5

6

Из литературы 20 века

20

2

1

4

7

Из зарубежной литературы

5

-

-

-

8

Повторение

1

-

-

-




РЕЗЕРВ

5

-

-

-




Всего часов

70

10

4

10


Произведения для заучивания наизусть
1. Пословицы и поговорки.

2. В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

3. И.А. Крылов. Басни.А.С.

4. Пушкин. «У лукоморья..»

5. М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

6. Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских

селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

7. Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

8. А.А. Фет. «Весенний дождь».

9. По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

10.По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения
Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. - М.; Просвещение, 2010

Данная образовательная программа, УМК рекомендованы федеральным перечнем учебников к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Базисный учебный план предусматривает обязательное изучение литературы в VII классе – 70 час (2 часа в неделю).



О потребителе образовательных услуг

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 7г класса и специфики классного коллектива. Основная масса обучающихся – это дети с высоким уровнем способностей и высокой мотивацией учения. Они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, задания творческого характера.

Небольшая группа обучающихся с невысокой мотивацией учения и может освоить программу только на базовом уровне. С учётом этого в содержание уроков включены дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля.

В целом обучающиеся 7г класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности. Это обусловило необходимость задействования на уроке разнообразных форм и методов работы.



Характеристика предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе − приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования − чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Цель рабочей программы:

− приобщить обучающихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

− развить у обучающихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

− воспитать эстетический вкус и гражданскую идейно-нравственной позицию у обучающихся;

− формировать представление обучающихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

− воспитать речевую культуры обучающихся.


Задачи рабочей программы:

− развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

− совершенствовать навыки выразительного чтения;

− сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

− использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

− расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.



Элементы педагогических технологий, используемые на уроке литературы

в 7 классе:

1) объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений);

2) Проблемное изложения материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

3) Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, тестирование);



4) Исследовательский.

Формы уроков: консультация, практическая работа, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-зачеты, уроки-диалоги, защита проектов.
Формы контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проекта;

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

В результате изучения курса литературы обучающиеся должны

знать:

  • авторов и содержание изученных литературных произведений;

  • основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.

Уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;

  • создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Учебно-тематический план


п/п


Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ


Использование проектной деятельности

Использо-вание исследова-

тельской деятельно-сти



1

Введение. Литература как искусство слова.

1










2

Устное народное творчество

4

3

2

1

3

Древнерусская литература

3

2

1

1

4

Литература XVIII века

2

2

1

1

5

Литература XIX века

30

15

10

7

6

Литература XX века

25

5

6

5

7

Зарубежная литература

5

4

3

2




Итого

70ч.

31 (44,2%)

23 (33%)

17 (24,2%)

следующая страница >>