Пояснительная записка Курс «История Древнего мира» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... 1 547.74kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по «истории Древнего мира» 1 277.02kb.
Программа «История Древнего мира» 1 176.45kb.
Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная... 2 455.93kb.
Учебный курс История. Россия и мир. ХХ век предмет история дисциплина... 1 239.5kb.
Планирование курса «История Древнего мира» 2 669.38kb.
Пояснительная записка курс «История Вологодского края» составлен... 1 174.55kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история... 3 1274.69kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История Древнего... 1 54.47kb.
Пояснительная записка Курс «История Средних веков» 1 93.47kb.
Дворянцева Екатерина Станиславовна пояснительная записка Курс Зарубежная... 1 147.41kb.
Вспомним внезапную кончину Царя Ивана Васильевича Грозного 1 280.6kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка Курс «История Древнего мира» - страница №1/1

Пояснительная записка
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане — основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, то есть представления об определяющем значении какой-либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Многозначное понятие «цивилизация» дается в курсе вначале в значении «стадия общественного развития» (следующая за варварством). Более полное понимание термина «цивилизация» как совокупность хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации.

Структурно курс разделен на четыре части: I. Жизнь и открытия первобытных людей; II. Древний Восток; III. Древняя Греция; IV.Древний Рим. Каждая часть состоит из разделов, которые в свою очередь делятся на темы, соответствующие школьным урокам.

Для усиления преемственности в изложении материала, акцентирования концептуальных положений и внутренних логических связей в программе дается новая последовательность изучения учебного материала по истории Древнего Востока.

Существующие программы имеют в основе монографический (или страноведческий) принцип изложения истории Древнего Востока. При этом вначале изучается история Египта, затем история государств Западной Азии, заканчивая Персидской державой, наконец отдельно– история Индии и Китая. Однако при такой последовательности изучения материала остается за кадром общая картина развития древневосточного мира. История Древнего Востока предстает как коллекция монографий по истории отдельных стран. Между тем учащимся важно представить общий ход развития древневосточных цивилизаций.

Вместе с тем при изучении в 5 классе истории Древнего Востока как единого целого, в хронологической последовательности были бы неприемлемы частые переходы от истории одной страны к истории других стран. Учащиеся этого возраста еще не имеют отчетливых представлений об историческом процессе, к тому же история Древнего мира содержит большей частью незнакомый для них материал. Названия древних стран и городов, личные имена, научная терминология, даже счет лет до нашей эры — все представляет определенную сложность для пятиклассников. Тем более неприемлемым было бы перемешивать историю народов Древнего Востока и историю греков и римлян. Истории Древнего Востока, Греции и Рима должны изучаться по-прежнему раздельно, как части курса.

После изучения истории первобытного общества, которое осуществляется в рамках двух разделов, посвященных, соответственно, стадиям присваивающего и производящего хозяйства, в первом разделе части II («Древний Восток») изучаются речные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая. Эти темы логически продолжают изучение возникновения цивилизации на земле, начатое уроками по истории первобытного общества. При этом учащиеся сразу получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций, усваивая понятие «Древний Восток». Такая последовательность и группировка материала отчасти обусловлена тем обстоятельством, что, согласно современному учебному плану, изучение истории начинается на год раньше географии. Предлагаемая последовательность изучения материала также позволяет сравнивать историческое развитие древних обществ.

В разделе «Древний Египет», чье историческое развитие имело достаточно изолированный характер, отрабатывается понятие «культура». Данный раздел является примером традиционного, развернутого, монографического описания истории одной страны. Материал раздела сгруппирован по темам таким образом, чтобы вполе изучения находилось именно историческое развитие Египта в хронологической последовательности. В теме 11 представлен период Древнего царства, в теме 12 – период Среднего царства, в теме 13 – период Нового царства.

Наступление железного века показано в следующем разделе на материале стран Западной Азии, а кроме того, дается в темах заключительного раздела II части, посвященных истории Индии и Китая. Тем самым учащиеся получают ясное представление о всемирно-историческом значении начала обработки железа, революционизировавшего мир.

Изучение истории Древнего Востока завершается разделом, посвященным образованию великих держав в Индии, в Китае и на Ближнем Востоке. Тем самым учащиеся получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития отдельных стран и регионов, а также прочно закрепляют понятие «Древний Восток». К тому же намного удобнее и логичнее переходить к изучению истории Древней Греции после изучения темы об объединении Ближнего Востока под властью персов, а не после изучения всех цивилизаций Индии и Китая.

В III и IV частях курса сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала. В то же время в программе наибольшее внимание уделено изучению политической истории, наполненной событиями и действующими лицами, а также вопросам культурного развития античного мира.

На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю. Программа содержит 56 тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 11учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час— на повторение I части, 4 часа — на повторение II части (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), по 3 часа — на повторение III и IV частей.

При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (втом числе русской) культуры наследия античного мира.

Программа курса положена в основу школьного учебника для 5класса:

Ф.А. Михайловский. История Древнего мира. М.: Русское слово, 2010.

Материал учебника соответствует государственному минимуму содержания образования по всемирной истории. Учебника входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в школе.



Содержание учебного курса:

Введение (1 час)

История Древнего мира как часть Всеобщей, или Всемирной, истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки.



ЧАСТЬ I. Жизнь первобытных людей и их открытиЯ (5 часов)

Раздел I. Собиратели и охотники каменного века (3 часа)

Материал раздела дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В трех темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства (собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности.



Опорные понятия и термины: человеческое стадо, «человек разумный», каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.

Учебное оборудование: карта полушарий.

Тема 1. Первые люди на земле

Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный».



Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников

Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.



Тема 3. Искусство и религия первобытных людей

Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.



Раздел II.Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа)

Изучение материалов раздела дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В двух темах раздела характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родоплеменного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки.



Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности.

Учебное оборудование: карта полушарий.

Тема 4. Великая революция каменного века:
возникновение
земледелия и скотоводства

Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия — изсобирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество.



Тема 5. От первобытности к цивилизации

Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации.



Повторение и проверка знаний (1 час)

Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие «Древний Восток».



Тема 6. Счет лет в истории (1 час)

Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени.



ЧАСТЬ II. Древний Восток (19 часов)

Раздел III. Цивилизации реЧных долин (4 часа)

Материалы раздела призваны сформировать у учащихся первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Раздел логически связан с материалом темы 5, завершающей изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности.



Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. э. – III век н. э.)», карта «Рост территорий государств в древности».

Тема 7. Египет – дар Нила

Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис – столица единого государства.



Тема 8. Страна двух рек

Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.



Тема 9. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи – важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие «закон». Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи.



Тема 10. Индия и Китай в древности

Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Недешифрованная письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ – «река, надрывающая сердце». Первые государства в Китае.



Повторение и проверка знаний (1 час)

Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие «Древний Восток».



Раздел IV. Древний Египет (4 часа)

В разделе изучается история Египта эпохи бронзы, то есть времени Древнего (тема 11), Среднего (тема 12) и Нового (тема 13) царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие «культура». Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации.



Опорные понятия и термины: восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, скульптура, архитектура.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Тема 11. Фараоны и пирамиды

Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон – повелитель Египта. Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы. Налоговое обложение.



Тема 12. Жизнь в Древнем Египте

Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами.



Тема 13. Завоевания фараонов

Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы – столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта.



Тема 14. Культура Древнего Египта

Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие «культура».



Повторение и проверка знаний (1 час)

Понятия «история» и «культура» (на материале Египта).



Раздел V. ЗападнаЯ АзиЯ в ПЕРВОМ тысЯЧелетии до н. э. (4 часа)

В разделе дается характеристика развития государств в период железного века, показано значение открытия железа в истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике.



Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Тема 15. Финикийские мореплаватели

Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение.



Тема 16. Древняя Палестина

Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Саул. Царство Давида и Соломона. Иерусалимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства.



Тема 17. Ассирийская военная держава

Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.



Тема 18. Победители Ассирии

Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране.



Повторение и проверка знаний (1 час)

К каким изменениям в истории древних народов привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии.



Раздел VI. Великие державы Древнего Востока (3 часа)

В разделе показано возникновение на Древнем Востоке в условиях железного века великих держав. Раздел завершает изучение истории Древнего Востока. Учащиеся повторяют и закрепляют знания географии стран Древнего Востока, получают сведения о значении наступления железного века в Индии и Китае, узнают о том, что нового внесли древние индийцы и китайцы в мировую культуру. Раздел завершается изучением Персидской державы, что служит наиболее логичным переходом к истории Древней Греции.



Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны (сословия), брахманизм, буддизм, сатрап, сатрапия, налоги.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. э. – III век н. э.)»; карта «Рост территорий государств в древности».

Тема 19. Образование державы Маурьев в Индии

Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма.



Тема 20. Единое государство в Китае

Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев.



Тема 21. Великая Персидская держава

Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария I. Персидская держава при ДарииI. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.



Повторение и проверка знаний (1 час)

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств.



ЧАСТЬ III. ДревнЯЯ ГрециЯ (19 часов)

Раздел VII. ДревнейшаЯ ГрециЯ (3 часа)

В разделе учащиеся знакомятся с особенностями географического положения и природных условий Древней Греции и острова Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии о древнейшей истории региона в период бронзового века, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией древних греков.



Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира».

Тема 22. Греция и остров Крит в эпоху бронзы

Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев.



Тема 23. Поэмы Гомера

«Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.



Тема 24. Боги и герои Эллады

Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.



Раздел VIII. Рождение антиЧного мира (3 часа)

Раздел имеет важное теоретическое значение. Учащиеся получают представление о двух периодах в истории Греции: гомеровском и архаическом (термины не употребляются), узнают о возникновении античной (полисной) цивилизациии, об Афинах и Спарте как двух полисах, сыгравших наиболее важную роль в истории всего греческого мира, об особенностях их развития. Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития греческих полисов, дает представление о многообразии мира полисов, обо всем ареале распространения древнегреческой культуры. Учащиеся также узнают о зарождении демократии в Афинах и о зарождении античной формы рабства. Материал раздела дает возможность сравнения греческих полисов с государствами Древнего Востока.



Опорные понятия и термины: родоплеменной строй, полис, колонизация, аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», врезная карта «Греческие колонии в VIII – VI веках до н.э.».

Тема 25. Греческие полисы и Великая колонизация

Греческое общество по поэмам Гомера. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия «греческого чуда». Образование греческих полисов. Акрополь и агора. Причины и направления Великой греческой колонизации.



Тема 26. Афинский полис

Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса.



Тема 27. Древняя Спарта

Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. «Община равных». Тяжелое положение илотов. Государственное устройство Спарты: совет старейшин, цари и народное собрание. Понятие «олигархия». Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь.



Повторение и проверка знаний (1 час)

Древняя Греция и Древний Восток к V в. до н. э.: образование мира полисов и Персидской державы.



Раздел IX. Греко-персидские войны (2 часа)

В разделе изучается героическая борьба греческих полисов во главе с Афинами и Спартой против персидской агрессии. Материал раздела имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение.



Опорные понятия и термины: причины и характер войны, гоплит, фаланга.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н. э.».

Тема 28. Победа греков над персами в Марафонской битве

Причины и характер войн. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне.



Тема 29. Персидское нашествие на Грецию

Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков.



Раздел X. Могущество и упадок Афин (3 часа)

В разделе рассматриваются: а) развитие и функционирование Афинской демократии, ее всемирно-историческое значение, несмотря на ограниченный характер; б) образование Афинской морской державы, ограбление афинянами союзных полисов; в) развитие в Греции античной формы рабства; г) развитие ремесла и торговли; д) борьба между Афинской морской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.



Опорные понятия и термины: граждане, состав населения, метеки, законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Тема 30. Расцвет демократии в Афинах

Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер.



Тема 31. Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э.

Рабство и работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей – главные морские ворота Афин, центр международной торговли.



Тема 32. Пелопоннесская война

Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир. Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад – стратег-автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны.



Раздел XI. ГреЧескаЯ культура (2 часа)

В разделе углубляется понятие «культура». Оно дается теперь не просто как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а как исторически и социально обусловленное и объективированное в продуктах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, самому себе. Учащиеся узнают из раздела о причинах расцвета древнегреческой культуры, одной из которых являлась победа демократии, об активном участии всего свободного населения в создании культурных ценностей, о гуманистическом содержании греческой культуры, о расширении знаний греков о природе и обществе, о появлении отдельных наук, в том числе истории.



Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гимнасий, Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.

Учебное оборудование: диапозитивы, диафильмы, альбомы по истории культуры.

Тема 33. Граждане, ученые и атлеты Греции

Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний.



Тема 34. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.



Повторение и проверка знаний (1 час)

Вклад древних греков в развитие мировой культуры.



Раздел XII. Македонские завоеваниЯ (3 часа)

В разделе учащиеся знакомятся с историей возвышения Македонского царства при Филиппе II, с жизнью и деятельностью Демосфена, выдающегося греческого оратора и патриота, с историей завоеваний Александра Македонского и их последствиями, с экономическим и культурным подъемом в большинстве районов Восточного Средиземноморья в эллинистический период (история эллинизма не изучается). Материал раздела позволяет поставить вопрос о роли личности в истории. Раздел завершает изучение истории Древней Греции.



Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.

Учебное оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.».

Тема 35. Возвышение Македонии

Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа II. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.



Тема 36. Завоевания Александра Македонского

Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского.



Тема 37. Греческий Восток

Смерть Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента.



Повторение и проверка знаний (1 час)

Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока.



ЧАСТЬ IV. Древний Рим (22 часа)

Раздел XIII. Образование Римской республики (3 часа)

Из материалов раздела учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) о возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере; г) об образовании к III в. до н. э. римской гражданской общины; д) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. В разделе углубляется понятие «государство».



Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул.

Учебное оборудование: карта «Древняя Италия (до середины IIIв. до н. э.)».

Тема 38. Рим под властью царей

Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.



Тема 39. Республика римских граждан

Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы.



Тема 40. Рим во главе Италии

Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Борьба римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией.



Раздел XIV. Римские завоеваниЯ в Средиземноморье (3 часа)

В разделе содержится фактический материал о превращении Римской республики в III – II вв. до н. э. в сильнейшую державу Средиземноморья, характеризуется как захватническая внешняя политика Рима, рассказывается об образовании провинций и обогащении римской знати. Продолжается изучение карты Средиземноморского мира в древности.



Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия.

Учебное оборудование: карта «Римская республика III – I вв. до н.э.».

Тема 41. Первая война с Карфагеном

Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Захват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.



Тема 42. Война с Ганнибалом

Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.



Тема 43. Рим – завоеватель Средиземноморья

Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.



Повторение и проверка знаний (1 час)

Рост Римского государства. Причины возвышения Рима. Последствия римских завоеваний.



Раздел XV. Гражданские войны в Римской республике (5 часов)

В разделе изучается наиболее насыщенный историческими событиями, фактами, персоналиями период римской истории, приведший к падению республиканского строя и замене его режимом империи. Гражданские войны рассматриваются как следствие римских завоеваний. Наиболее важной теоретической проблемой является изучение причин падения республиканского строя в Риме.



Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.

Учебное оборудование: карта «Римская республика в III – I вв. до н.э.».

Тема 44. Народные трибуны – братья Гракхи

Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.



Тема 45. Сулла – первый военный диктатор Рима

Война с Югуртой и превращение римской армии в наемную. Гай Марий и Луций Корнелий Сулла. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы. Проскрипции.



Тема 46. Восстание Спартака

Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красс во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака.



Тема 47. Цезарь – повелитель Рима

Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор Брута и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики.



Тема 48. Падение республики

Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римлянами Египта. Падение республики.



Повторение и проверка знаний (1 час)

Причины гражданских войн и падения республики в Риме. Основные этапы борьбы.



Раздел XVI. Расцвет и могущество Римской империи (4 часа)

В разделе изучается период ранней Римской империи: правление Октавиана Августа и его преемников, быт и культура Рима конца республики – начала империи, характеризуются достижения римской культуры.



Опорные понятия и термины: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в I–III вв. н.э.», диафильмы, диапозитивы, альбомы по истории культуры Древнего Рима.

Тема 49. Император Октавиан Август

«Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Поражение в Тевтобургском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида».



Тема 50. Цезари Рима

Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит.



Темы 51-52. Жизнь в Римской империи

Рим – столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат.



Раздел XVII. ПозднЯЯ РимскаЯ империЯ и закат антиЧной цивилизации (4 часа)

В разделе изучается период заката античной цивилизации и переходный к Cредневековью период поздней Римской империи. Учащиеся узнают: а) о кризисе империи в III веке, который являлся не только социально-экономическим и политическим, но и общим кризисом античной культуры и идеологии; б) о возникновении и победе христианства, о становлении и развитии христианской церкви; в) о реформах Диоклетиана и Константина; г) о развитии мира «варваров»; г) о причинах и исторических условиях падения Западной Римской империи.



Опорные понятия и термины: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи».

Тема 53. Кризис Римской империи в III веке

Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров— готов, франков, алеманнов. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан – «восстановитель империи». Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства. Кризис идеологии.



Тема 54. Христианство

Христианство – мировая религия. Исторические условия возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь.



Тема 55. Императоры Диоклетиан и Константин

Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»).



Тема 56. Падение Западной Римской империи

Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосий I. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи.



Повторение и проверка знаний (1 час)

Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру.



Учебно – методическое обеспечение:


  1. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. М., 1985.

  2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира: Пособие для учителя. М., 1996.

  3. История Древнего мира / Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой. Т. I- III. М., 1989.

  4. История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 2005.

  5. История первобытного общества. Учебник для исторических факультетов вузов. М., 2007.

  6. История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 2006.

  7. История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М., 2007.

  8. История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 2005.

  9. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 2004.

  10. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч. М., 2000.

  11. Хрестоматия по истории Древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А.Черкасова. М., 2005.

  12. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 2002.

  13. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 2002.

Справочники:


  1. Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.

  2. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (до IV в. н. э.).

  3. Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян / Пер. с чеш. М., 2000.

  4. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.

  5. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.

  6. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.

  7. Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А. Токарева. Т. 1-2. М., 1991.

  8. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1990.


Дополнительная литература:


  1. Вейнберг Й.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.

  2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1988.

  3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

  4. Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.

  5. Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.

  6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

  7. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.

  8. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.