страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Пояснительная записка Концепция личностно-ориентированного образования предусматривает - страница №1/1
![]() ![]() Концепция личностно-ориентированного образования предусматривает в качестве приоритетных задач современного образования создание в школе условий для становления личности ребёнка. В контексте этих задач очень важным является развитие таких личностных качеств, как патриотизм, духовность, способность к самореализации, толерантность и другие. А развивать данные качества невозможно без знания истории и культуры своего региона. Программа предназначена для знакомства учащихся с литературой Алтайского края, пробуждения интереса учащихся к её изучению и привития любви к своему краю, городу через художественную литературу. Её содержание предполагает тесное взаимодействие с другими предметами для более глубокого изучения нашего региона. При составлении программы использованы фрагменты программы «Региональный компонент в преподавании литературы в основной школе: Литература Алтая», составленной директором центра ГЭО, к.ф.н., доцентом Шелковниковой Л.Ф. Целью данного курса является создание условий для повышения литературного образования учащихся, развития их способностей, развития их познавательной самостоятельности, воспитания патриотических чувств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Посещение библиотек с целью отбора материала по заданной теме, различных выставок, посещение музеев (городского и краеведческого культуры и искусства в г. Барнауле), встречи с поэтами и писателями города сделают занятия более интересными. Общая продолжительность цикла занятий - 35 учебных часов. По окончании цикла занятий каждый учащийся выполняет итоговую работу, участвует в выставке, может написать творческое сочинение. Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов Изучение литературы Алтая является одним из средств создания историко-культурного контекста, связанного с задачами воспитания чувства патриотизма и любви к истории родного региона. Изучение литературы Алтая направлено на достижение следующих целей:
Основные умения и навыки учащихся за период обучения :
Основные историко-литературные сведения:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 класс 1.1. Из алтайского фольклора* Национальное своеобразие и культура Горного Алтая, ее отражение в фольклоре. Богатство жанров и тематики произведений устного народного творчества Алтая. Народные приметы. Поверья. Особенности народных традиций, веры, быта, культуры, нашедшие отражение в фольклорном наследии. Пословицы и поговорки. Мудрость, мораль пословиц и поговорок, их дидактическое, нравоучительное содержание. Осмеяние в них человеческих пороков: эгоизма, глупости, хвастовства, лени. Загадки. Особенности загадок алтайского народа. Выражение в загадках глубокого знания жизни, любознательности человека, умения анализировать факты, явления природы, поступки человека, повадки зверей и птиц. Загадки как средство сохранения духовного опыта народа. Классификация загадок. 1.2. Творчество писателей Горного Алтая*Александр Михайлович Демченко «Горный цветок» - рассказы о жизни смелых, озорных и находчивых сельских детях Горного Алтая. Проблема детства и развития личности. 1.3. «Золотая полка» алтайской литературы XIX века* Степан Иванович Гуляев «Былины и песни Алтая». Образы Матери-сырой земли, героев Древней Руси: Владимира Красное Солнышко, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, казака Ермака Тимофеевича. 1.4. Классика алтайской литературы XX века Марк Иосифович Юдалевич «Журавль и цапля», «Жук-ревизор». Особенности жанрового своеобразия басни. Формы эзоповой речи. Мораль. Аллегория. Основные образы и способы создания характера. Николай Григорьевич Дворцов «Мы живём на Алтае». Романтика как черта характера героя и выражение человеческих стремлений. Романтические приключения Валерки. Размышления о месте человека в жизни. Лев Израилевич Квин «Мы, которые оболтусы». Повесть как жанр художественной литературы. Проблемы взаимоотношений поколений, становления человеческой личности. Психологизм повести. Стремление автора постичь психологию и характеры детей. «Было-не было»*. Повесть о том, как найти своё место в жизни. Дружба Гешки и Лёньки. Полёт детской фантазии. Необычная форма повести. Владимир Борисович Свинцов «Димкино озеро». Проблема взаимоотношения человека и окружающего его мира. Человек и природа. Ответственность человека за окружающий мир. Степан Ильич Исаков*. «По ягоды». Незамысловатый сюжет рассказа и сложность поставленных в нем проблем. Красота природы, её естественность. Пётр Антонович Бородкин «Тайны Змеиной горы». Характер описания жизни работных людей Алтая первой половины XVIII века. Александр Григорьевич Баздырёв «Илька приехал в Крутояр». «Лебедь и Мотька». «Накаркал». Проблемы взаимоотношений детей и взрослых, тема деятельной мечты о будущем. Дружба ребят, помощь взрослым. Программный характер произведения: строительство сельского городка на берегу Кулунды. Анализ поступков героев, причастности к общему делу. Виктор Николаевич Попов «Дурной глаз». Проблема нравственного чувства, любви к близким и к родной природе. Мягкий юмор рассказов. Иван Леонтьевич Шумилов «Петушок». Проблема смысла жизни и назначения человека. Духовное становление юного героя. Ответственность окружающих за судьбу человека. Товарищество и настоящая дружба. Виктор Степанович Сидоров «Тайна белого камня». Нравственная проблематика. Темы дружбы, взаимовыручкы и доброты. Динамика становления и развития характера героев. Ольга Васильевна Перовская «Мармотка». Нравственная связь человека и природы. Любовь к животным, окружающему миру. «Райт». Тема человека и природы. Охотничьи приключения мальчика и пойнтера. Характер взаимоотношения ребёнка и животного. 1.5. Алтай в жизни русских писателей Виталий Бианки «Зеленая книга». Рассказы. Вклад писателя в литературное развитие Алтая. Жизнь и творчество В. Бианки. Алтай в жизни писателя. Тема природы в творчестве Бианки. Человек - часть живого мира. 1.6. Литературные раритеты Алтая Василий Макарович Шукшин «Как зайка летал на воздушном шарике». Проблема детства и детского сознания; мотив любви и ответственности взрослых; тип психологизма. Валерий Золотухин «На Исток-речушку детства моего». Жанр автобиографической повести. Образ «малой Родины» в воспоминаниях автора. Учебно-тематическое планирование для учащихся 5-го класса
|