Пояснительная записка Концепция личностно-ориентированного образования предусматривает в качестве приоритетных задач современного об - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Технологии личностно-ориентированного образования Основные концептуальные... 1 115.14kb.
Пояснительная записка. Цели курса: создание условий для социализации... 1 243.48kb.
Дифференциация обучения на уроках литературы в контексте проблем... 1 436.09kb.
«Здоровьесберегающая деятельность школы» 1 300.79kb.
Пояснительная записка Учебный план составлен в соответствии с региональной... 1 217.15kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по музыке для 1-4... 1 284.86kb.
Экспериментальная площадка института теории и истории педагогики... 1 159.31kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «История» для... 4 1095.3kb.
Образовательная программа основного общего образованиямбоусош №1 20 7671.01kb.
Автономная некоммерческая образовательная организация «Центр повышения... 1 88.07kb.
Пояснительная записка Цели и задачи деятельности доу по реализации... 6 1957.83kb.
Структурные подразделения Учреждения 1 92.65kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка Концепция личностно-ориентированного образования предусматривает - страница №1/1

Пояснительная записка

Концепция личностно-ориентированного образования предусматривает в качестве приоритетных задач современного образования создание в школе условий для становления личности ребёнка.

В контексте этих задач очень важным является развитие таких личностных качеств, как патриотизм, духовность, способность к самореализации, толерантность и другие. А развивать данные качества невозможно без знания истории и культуры своего региона.

Программа предназначена для знакомства учащихся с литературой Алтайского края, пробуждения интереса учащихся к её изучению и привития любви к своему краю, городу через художественную литературу.

Её содержание предполагает тесное взаимодействие с другими предметами для более глубокого изучения нашего региона.

При составлении программы использованы фрагменты программы «Региональный компонент в преподавании литературы в основной школе: Литература Алтая», составленной директором центра ГЭО, к.ф.н., доцентом Шелковниковой Л.Ф.



Целью данного курса является создание условий для повышения литературного образования учащихся, развития их способностей, развития их познавательной самостоятельности, воспитания патриотических чувств.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:



  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, побывавших в Алтайском крае, живших и живущих на Алтае и прославляющих его в своих произведениях, а также с писателями и поэтами нашего города.

  2. Научить учащихся пользоваться разными источниками, справочниками, работать с текстами, периодическими изданиями.

  3. Научить ценить, сохранять, накапливать культурно-духовное богатство, воспитывать в себе чувство гордости за свою «малую Родину».

Посещение библиотек с целью отбора материала по заданной теме, различных выставок, посещение музеев (городского и краеведческого культуры и искусства в г. Барнауле), встречи с поэтами и писателями города сделают занятия более интересными.
Общая продолжительность цикла занятий - 35 учебных часов. По окончании цикла занятий каждый учащийся выполняет итоговую работу, участвует в выставке, может написать творческое сочинение.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов
Изучение литературы Алтая является одним из средств создания историко-культурного контекста, связанного с задачами воспитания чувства патриотизма и любви к истории родного региона.

Изучение литературы Алтая направлено на достижение следующих целей:




  • воспитание духовно развитой личности, знающей и любящей культуру родного края;

  • развитие навыков историко-культурного анализа художественного текста;

  • освоение текстов художественных произведений отечественной и региональной литературы в единстве формы, содержания и в контексте социально-исторических проблем;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений в соотнесении основных историко-литературных фактов региона и тенденций отечественной литературы.


Основные умения и навыки учащихся за период обучения :


  • анализировать литературные факты в контексте историко-литературных знаний о литературе Алтая;

  • соотносить хронологически и типологически литературные факты;

  • определять тематический и образный план произведения;

  • выделять главное в литературном тексте: идейно-содержательный и проблемный уровни;

  • оценивать художественно-эстетический уровень произведения;

  • определять жанровую природу и особенности авторского стиля поэта или писателя;

  • рассматривать литературные факты в соответствии с историко-культурным контекстом;

  • соотносить литературные факты краевого уровня с литературными фактами российского и мирового значения.


Основные историко-литературные сведения:



  • Художественная литература Алтая в контексте литературных эпох и литературных течений: отражение исторических событий, особенностей культурного развития Алтайского края;

  • Тема гражданской войны в литературе Алтая;

  • Тема Великой отечественной войны в поэзии и прозе алтайских поэтов и писателей;

  • Духовная проблематика в произведениях алтайских поэтов и писателей;

  • Образ современника на страницах алтайской литературы;

  • Человек и природа в произведениях алтайских авторов;

  • Их родина – Алтай: о талантах и литературных именах, вписанных в историю большого искусства и культуры российского значения;

  • Влияние историко-культурных традиций Горного Алтая на идейно-художественное развитие литературы Алтайского края.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс

1.1. Из алтайского фольклора*

Национальное своеобразие и культура Горного Алтая, ее отражение в фольклоре. Богатство жанров и тематики произведений устного народного творчества Алтая.



Народные приметы. Поверья. Особенности народных традиций, веры, быта, культуры, нашедшие отражение в фольклорном наследии.

Пословицы и поговорки. Мудрость, мораль пословиц и поговорок, их дидактическое, нравоучительное содержание. Осмеяние в них человеческих пороков: эгоизма, глупости, хвастовства, лени.

Загадки. Особенности загадок алтайского народа. Выражение в загадках глубокого знания жизни, любознательности человека, умения анализировать факты, явления природы, поступки человека, повадки зверей и птиц. Загадки как средство сохранения духовного опыта народа. Классификация загадок.
1.2. Творчество писателей Горного Алтая*

Александр Михайлович Демченко

«Горный цветок» - рассказы о жизни смелых, озорных и находчивых сельских детях Горного Алтая. Проблема детства и развития личности.

1.3. «Золотая полка» алтайской литературы XIX века*

Степан Иванович Гуляев

«Былины и песни Алтая». Образы Матери-сырой земли, героев Древней Руси: Владимира Красное Солнышко, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, казака Ермака Тимофеевича.

1.4. Классика алтайской литературы XX века

Марк Иосифович Юдалевич

«Журавль и цапля», «Жук-ревизор». Особенности жанрового своеобразия басни. Формы эзоповой речи. Мораль. Аллегория. Основные образы и способы создания характера.

Николай Григорьевич Дворцов

«Мы живём на Алтае». Романтика как черта характера героя и выражение человеческих стремлений. Романтические приключения Валерки. Размышления о месте человека в жизни.

Лев Израилевич Квин

«Мы, которые оболтусы». Повесть как жанр художественной литературы. Проблемы взаимоотношений поколений, становления человеческой личности. Психологизм повести. Стремление автора постичь психологию и характеры детей.

«Было-не было»*. Повесть о том, как найти своё место в жизни. Дружба Гешки и Лёньки. Полёт детской фантазии. Необычная форма повести.

Владимир Борисович Свинцов

«Димкино озеро». Проблема взаимоотношения человека и окружающего его мира. Человек и природа. Ответственность человека за окружающий мир.

Степан Ильич Исаков*.

«По ягоды». Незамысловатый сюжет рассказа и сложность поставленных в нем проблем. Красота природы, её естественность.

Пётр Антонович Бородкин

«Тайны Змеиной горы». Характер описания жизни работных людей Алтая первой половины XVIII века.

Александр Григорьевич Баздырёв

«Илька приехал в Крутояр». «Лебедь и Мотька». «Накаркал». Проблемы взаимоотношений детей и взрослых, тема деятельной мечты о будущем. Дружба ребят, помощь взрослым. Программный характер произведения: строительство сельского городка на берегу Кулунды. Анализ поступков героев, причастности к общему делу.

Виктор Николаевич Попов

«Дурной глаз». Проблема нравственного чувства, любви к близким и к родной природе. Мягкий юмор рассказов.

Иван Леонтьевич Шумилов

«Петушок». Проблема смысла жизни и назначения человека. Духовное становление юного героя. Ответственность окружающих за судьбу человека. Товарищество и настоящая дружба.

Виктор Степанович Сидоров

«Тайна белого камня». Нравственная проблематика. Темы дружбы, взаимовыручкы и доброты. Динамика становления и развития характера героев.

Ольга Васильевна Перовская

«Мармотка». Нравственная связь человека и природы. Любовь к животным, окружающему миру.

«Райт». Тема человека и природы. Охотничьи приключения мальчика и пойнтера. Характер взаимоотношения ребёнка и животного.

1.5. Алтай в жизни русских писателей

Виталий Бианки

«Зеленая книга». Рассказы. Вклад писателя в литературное развитие Алтая. Жизнь и творчество В. Бианки. Алтай в жизни писателя. Тема природы в творчестве Бианки. Человек - часть живого мира.

1.6. Литературные раритеты Алтая

Василий Макарович Шукшин

«Как зайка летал на воздушном шарике». Проблема детства и детского сознания; мотив любви и ответственности взрослых; тип психологизма.

Валерий Золотухин

«На Исток-речушку детства моего». Жанр автобиографической повести. Образ «малой Родины» в воспоминаниях автора.

Учебно-тематическое планирование для учащихся 5-го класса





Тема

Количество

часов

Форма урока

Результат/

Форма контроля

1-2.

Леонид Мерзликин.

Стихотворения.




2

Практикум по анализу текстов

Творческая письменная работа

3-4.

Николай Григорьевич Дворцов

«Мы живём на Алтае». Романтические приключения Валерки. Размышления о месте человека в жизни.

2

Урок контекстного типа

(работа в группах)



Выступления групп

5-6.

Лев Израилевич Квин

«Мы, которые оболтусы». Проблемы взаимоотношений поколений, становления человеческой личности.

«Было-не было»*. Повесть о том, как найти своё место в жизни.

2

Урок-диспут

Домашнее сочинение-размышление

7-8.

Виталий Бианки.

«Зеленая книга». Рассказы.

Человек и природа в творчестве писателя.



2

семинар

Индивидуальные и групповые выступления учащихся

9-10.

Василий Макарович Шукшин.

«Как зайка летал на воздушном шарике». Проблема взаимоотношений Валерий Золотухин*.

«На Исток-речушку детства моего». детей и взрослых.

2

Урок выразительного чтения


Выступления учащихся




ИТОГО:

10










11-13

Фольклор Горного Алтая. Национальное своеобразие и культура Горного Алтая. Народные приметы. Поверья. Пословицы и поговорки.

Загадки.

3

Литературная гостиная

Знакомство с народной культурой Алтая

14-15

Александр Михайлович Демченко.

«Горный цветок» - рассказы о жизни смелых, озорных и находчивых сельских ребятах Горного Алтая.

2

Урок - «мини-спектакль»

Творческие проекты учащихся

16-17

Степан Иванович Гуляев.

«Былины и песни Алтая».

Герои Древней Руси в творчестве



2

Урок-концерт,

творческий практикум



Знакомство с литературной обработкой народного творчества

18-20

Владимир Борисович Свинцов.

«Димкино озеро».

Человек и природа в творчестве писателя



3

Урок-семинар

Выступления учащихся

21-22

Степан Ильич Исаков.

«По ягоды». Красота природы, её естественность.

2

Урок аналитического чтения

Рефлексивные выступления учащихся

23-24

Пётр Антонович Бородкин.

«Тайны Змеиной горы». Описание жизни работных людей Алтая.

2

Интегрирован-ный урок

(история – литература)



Выступления учащихся

25-26

Александр Григорьевич Баздырёв.

«Илька приехал в Крутояр». «Лебедь и Мотька». «Накаркал». Тема деятельной мечты о будущем.

2

Урок-беседа

Диалогические выступления учащихся

27-28

Виктор Николаевич Попов.

«Дурной глаз». Проблема нравственного чувства в человеке

2

Урок-дискуссия

Рефлексивные выступления учащихся

29-30

Иван Леонтьевич Шумилов.

«Петушок». Духовное становление юного героя.

2

Урок-практикум

(работа в малых группах)



Выступления от групп

31-32

Виктор Степанович Сидоров.

«Тайна белого камня». Темы дружбы, взаимовыручкы и доброты.

2

Урок-беседа

Диалогические выступления учащихся

33-34

Ольга Васильевна Перовская.

«Мармотка». Нравственная связь человека и природы.

«Райт». Охотничьи приключения мальчика и пойнтера..

2

Урок аналитического чтения

Рефлексивные выступления учащихся

35

Марк Иосифович Юдалевич

«Журавль и цапля», «Жук-ревизор». Мораль и аллегория басни.

1

Практикум по анализу текстов

Творческая письменная работа