Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «История» для 8 класса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса Учитель Брук Е. 1 153.34kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по физике 8 класс 1 44.21kb.
Рабочая программа по обществознанию 5 класс пояснительная записка... 13 7126.92kb.
Пояснительная записка нормативные документы для составления рабочей... 1 346.29kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... 1 547.74kb.
Пояснительная записка Рабочие программы для 3 класса 1 650.29kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Основы православной... 1 183.54kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным... 1 118.52kb.
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Новая история 1500-1800. 1 219.06kb.
Программа составлена 2013г. Пояснительная записка Рабочая программа... 1 486.3kb.
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... 2 369.51kb.
Урок по теме: «Образование в России в XIX веке» 1 75.07kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «История» для 8 класса - страница №1/4


Раздел 1. Пояснительная записка к рабочей программе

по курсу «История» для 8 класса.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество.

В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах  всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные линии рабочей программы

в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история» (история Нового времени - XIX- начало XX вв.) и «История России» (XIX век).



Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

  • Методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012/2013 учебном году».

  • Примерная программа основного общего образования по истории.

  • Программы курса »Новая история»: 8 класс. Загладин Н.В., Загладина Х.Т.

- М: Русское слово, 2008.

  • Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы. История России, 6-9 классы (А.А.Данилов, Л.Г. Косулина) - М.: Просвещение, 2009.

Основными целями курса по всеобщей истории является формирование у учащихся целостных представлений:

  • об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях,
    произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.;

  • периодизации Нового времени; особенностях ментальности человека Нового времени;

  • преимуществах эволюционного пути развития общества перед революционным:

  • о причинах революций и реформах как об альтернативном пути развития общества;

  • о дальнейшем развитии индустриальной революции, "оставившей народы различных
    континентов и стран перед необходимостью модернизации;

  • об экономическом развитии Европы и США;

  • новой социальной структуре общества;

  • о дальнейшем развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и
    формирование гражданских обществ;

  • об использовании индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй;

  • о международных конфликтах, приводивших к войнам;

  • об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, к
    религиозной терпимости;

  • о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии
    на развитие личности человека;

  • об изменениях в повседневной жизни человека.

Раздел программы »История России» охватывает период отечественной истории XIX века.

Основные цели курса «История России»:

выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.

Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов.

В рабочую программу включён материал по истории родного края, что отражено в календарно-тематическом планировании. Также используются элементы поликультурного образования ( ПК), что отмечено в календарно-тематическом планировании.



Изучение курсов «Всеобщая история» и «История России» в 8 классе будет проходить последовательно.
Раздел 2. Тематический план




Тема раздела

Кол-во часов

«Всеобщая история» - история Нового времени - XIX- начало XX вв.

(32 часа)

1

Реакция и революции в европейском и мировом развитии

5

2

Становление национальных государств в Европе

4

3

Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно - политические итоги.

2

4

Ведущие страны мира в середине 19 начале 20 века

6

5

Восток в орбите влияния Запада

7

6

Первая мировая война

4

7

Наука, культура и искусство в 19-начале 20 века

2

8

Итоговое повторение

2

«История России» ( 36 часов)




4

1

Россия в первой половине XIX в.

19

2

Россия во второй половине XIX в.

16

3

Итоговое повторение

1


Раздел 3. Содержание раздела «Всеобщая история» - история Нового времени XIX- начало XX вв.

Глава I. Реакция и революции в европейском и мировом развитии (5 ч)

Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. Про-возглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. X. Сан-Мартин.



Глава II. Становление национальных государств в Европе (4ч)

Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О.Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.



Глава III. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно - политические итоги. (2 ч)

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышлен-ный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре об-щества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерва-тизма. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Возникновение профсоюзного движения в стра-нах Европы. Тредюнионы. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX - начале XX в. Д. Ллойд Джордж Т. Ру-звельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX - начале XX веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.

Глава IV. Ведущие страны мира в середине 19 начале 20 века (6 ч)

Великобритания и её доминионы. Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономиче-ское и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии.



Глава V. Восток в орбите влияния Запада (7 ч)

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм - идеология и политика. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Революции в Иране, Осман-ской империи, Китае

Глава VI. Первая мировая война (4 ч)

Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы.



Глава VII. Наука, культура и искусство в 19-начале 20 века (2 ч)

Развитие культуры в XIX — начале XX в. Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-XX вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX - начала XX в. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.



Итоговое повторение – 2 часа
Содержание раздела «История России» (XIX век).

ТЕМА 1. Россия в первой половине XIX в. — 19 часов

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801 — 1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые

преобразования Александра I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801 — 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Тильзитский мир 1807 г. и

его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско- французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. М. И. Кутузов. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель«великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813 — 1825 гг. Цели и основные этапы заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава. Англо-российские противоречия как основные противоречия в послевоенной системе международных отношений.

Внутренняя политика в 1814 — 1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20_х гг. XIX в. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально- экономическое развитие. Экономический кризис 1812 — 1815 гг. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева.

Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и возникновение династического кризиса. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Выступление Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление социальной базы царизма. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом. Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.

Социально- экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально- крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле.

Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826 — 1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Русско- иранская война 1826 — 1828 гг. Русско- турецкая война 1828 — 1829 гг. Обострение русско- английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 1830 — 1850 гг. Особенности общественного движения 1830 — 1850 гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы.

И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853 — 1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов. В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно- полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. Х. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре

(романтизм, классицизм, реализм).

Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский.

Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.

Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. А. Д. Захаров. А. Н. Воронихин. К. И. Росси. О. И. Бове. Русско- византийский стиль. К. А. Тон.

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Повторение и обобщение. ( 1 ч) Россия на пороге перемен.



ТЕМА 2. Россия во второй половине XIX в. — 16 часов

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60_х гг. XIX в. Настроения в обществе. Александр II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 1860 — 1870 гг. Земская и городская реформы. Создание системы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Новые цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 1870 — 1880 гг. «Конституция» М. Т. Лорис- Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. Народы Поволжья.

Социально- экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово- кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 1850 — 1860 гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества:

М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860 — начала 1870 гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля».

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско- турецкая война 1877 — 1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Александр III. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 1880 — 1890 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социальнаяструктура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение 1880 — 1890 гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико - математических, прикладных и химических наук. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно- демократическая литература.

Русское искусство. Общественно- политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Родной край в XIX в. (1 ч)



Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX в. (1 ч)


Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся в 8-м классе
Знать/понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия эпохи нового времени мира и России;

  • Временные границы эпохи нового времени истории человечества, особенности обществ эпохи нового времени.

Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.


Раздел 5. Учебно- методическое обеспечение


  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. История нового времени. Учебник для 8 класса. – М.: Русское слово, 2010.

  2. Агафонов С.В. «Схемы по Новой истории. XIX-начало XX века.8 класс»

  3. Пивоварова О.Г. «Новая история. XIX-начало XX века. Поурочные методические разработки. 8 класс».,2012.

  4. Атласы по Новой истории для 8 класса.

  5. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009;

  6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век.

  7. Настенные исторические карты.

  8. Атласы по истории России XIX века.

Раздел 6. Календарно- тематическое планирование

по истории в 8 классе

на 2013-2014 учебный год



Дата урока

Тема урока


Контроль

(форма)

Примечание

«Всеобщая история» - история Нового времени - XIX- начало XX вв. (32 часа)

Тема 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии (5 ч)

1




Империя Наполеона







2




Народы против Французской империи







3




Поход в Россию и крушение Французской империи







4




Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-х гг.







5




Победа освободительного движения в Латинской Америке




следующая страница >>