Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Руководитель образовательной организации - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. целевой раздел 11 3900.17kb.
Пояснительная записка к образовательной области «Художественная литература»... 1 167.63kb.
Пояснительная записка основной образовательной программы начального... 7 2528.2kb.
Отчет (пояснительная записка) по производственной практике в филиале... 1 284.54kb.
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Агротракт»... 1 29.45kb.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... 10 4649.96kb.
Садовникова Ольга Владимировна учитель начальных классов Троицк 2013... 1 245.89kb.
Пояснительная записка Цели образовательной ступени 9 2769.92kb.
Внеклассное мероприятие Клубова Лариса Александровна Классный руководитель... 1 256.87kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
Борисова И. И. «Рейтинг как инструмент повышения конкурентоспособности... 5 920.34kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Руководитель образовательной - страница №1/3

Пояснительная записка

к профессиональному стандарту «Руководитель образовательной организации(управление в сфере образования)»
Содержание


Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций




1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности.

2

1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации.

6

1.3. Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации.

11

Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта




2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций.

14

2.2. Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов

25

2.3. Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта (приводится список нормативных правовых документов с указанием их реквизитов, конкретных статей и пунктов).

27

Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта

29


Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций.

1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности.

С увеличением объема и интенсивности человеческой активности количество образовательных организаций и разделение труда педагогических работников постоянно изменяется, их профилизация, специализация и интернационализация увеличиваются. Эти факторы предопределяют дальнейшее обособление управленческих функций от трудовых функций специалистов и работников в образовательной организации. В этом смысле управление образовательной организацией – особый вид профессиональной деятельности, отличающийся тем, что она призвана объединять и направлять специалистов иных видов профессиональной деятельности для достижения общих целей образовательной организации. В управленческой деятельности руководителя образовательной организации многие функции являются специфичными и это требует коллективных усилий многих руководителей. Тем самым определяются специализации в самой управленческой деятельности. Часть управленческих функций может быть делегирована внешним исполнителям, часть, несомненно, остается внутри самой организации. Примерами такой специализации являются организации промышленности, строительного комплекса, взаимодействующие по принципу жизненных циклов продукции. Это позволяет им объединяться в кластеры с общими целями, но большой степенью специализации внутри самих предприятий и сосуществовать в условиях здоровой конкуренции.

Следует отметить, что в современных условиях идет волна внедрения инноваций в систему российского образования и деятельность образовательных организаций(например, сетевые и электронные технологии и многое другое). Однако, работа многих их руководителей строится на интуитивном уровне в рамках т.н. «ручного управления». Несомненно, сфера образования, являясь самой устойчивой к изменениям в части деятельности руководителей образовательных организаций, предполагает обособленность конкретной образовательной организации от другой, и часто эта обособленность строится на личности ее руководителя. Но с уходом такого руководителя и приходом нового резко меняются «правила игры» внутри образовательной организации и механизмы ее взаимодействия с внешней средой, нередко в отрицательную сторону. Изменения и дополнения, вносимые в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»(ЕКС), и выпуск должностных типовых инструкций малоэффективны, т.к. их положения постоянно отстают от динамичной реальной жизнедеятельности современной образовательной организации. Все это обусловливает необходимость создания иных эффективных управленческих инструментов на основе нового отношения к процессу и содержанию управления образовательной организацией в форме профессиональных стандартов.

В этом плане объявленный Минтруда России в 2013 году конкурс на выполнение работ по разработке профессиональных стандартов специалистов в области образования в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 №2204-р вызвал большой интерес среди руководителей и педагогических работников образовательных организаций всех уровней образования, а также профильных специалистов из научно-исследовательских учреждений.

В целях реализации новых требований высшего руководства страны и федерального законодательства в части разработки и применения профессиональных стандартов и в соответствии с приказом Минтруда России от 08.05.2013 г. №200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013году за счет средств федерального бюджета» с изменениями, внесенными приказом Минтруда России № 294 от 04.06.2013г., указанным конкурсом была предусмотрена разработка профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации(управление в сфере образования)». Победителем конкурса по лоту № 1 «Руководитель образовательной организации(управление в сфере образования)» был признан Российский университет дружбы народов(РУДН), имеющий большой опыт разработки подобных документов.

Следует отметить, что в настоящее время практика разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов в различных секторах экономики получила механизм государственного регулирования. Необходимость профессиональных стандартов для совершенствования государственной социальной политики была определена Указом Президента Российской Федерации № 597 от 7.05.2012 года, а для реализации его положений Правительством РФ установлены соответствующие правила и механизмы их разработки, утверждения и применения в различных видах экономической деятельности, в том числе в сфере образования. Федеральным законом № 236-ФЗ от 03.12.2012г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» установлены понятия «квалификация работника» как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, и «профессиональный стандарт» - как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В дальнейшем вступивший в законную силу с 1 сентября 2013 года Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» ввел норму применения понятия «профессиональный стандарт» в образовательной деятельности. Частью 7 определено, что «при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов». Далее, частью 8 статьи 73 установлено, что продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В статье 74 указано «Квалификационный экзамен – это итоговая аттестация по завершению профессионального обучения и включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартов по соответствующим должностям служащих».

И, наконец, в статье 51 определено, что «Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам».

Анализ проблемы институционализации национальных систем квалификаций показывает, что в мировой практике по разработке, внедрению и практическому применению профессиональных стандартов за последние годы обозначились несколько трендов. Первый тренд характеризуется трансформацией корпоративных профессиональных стандартов, а также профессиональных стандартов, относящихся к конкретным видам экономической деятельности, в составные элементы национальных систем(США, Канада, Великобритания, Германия и др. Второй тренд характеризуется расширением областей применения профессиональных стандартов с учетом их специфики - от сферы труда к социальной сфере, включающей образование и здравоохранение, а также к сфере государственной гражданской службы. В рамках третьего тренда можно увидеть укрепление социального партнерства организаций, относящихся к государственному(правительственному) и негосударственному(неправительственному) секторам в части согласования требований профессиональных стандартов, и в связи с этим динамичное увеличение пользователей ими.

Основой профессиональных стандартов в Европе и США является стандарт ИСО-9000, на котором базируются системы управления качеством, в центре которых стоит сертифицированный работник. При этом процедуру сертификации осуществляют весьма компетентные негосударственные, в том числе международные, органы, создаваемые профильными ассоциациями работодателей (Ремесленная палата, Торгово-промышленная палата, общество Ллойда, Германский всеобщий технический союз, Британский объединенный экзаменационный совет, Общество сварщиков США и др.). А диплом об окончании профильного колледжа или университета лишь дает право на сдачу экзамена для получения профессионального сертификата, определяющего уровень профессиональной квалификации (компетенции) или уровень ответственности, который может принять на себя работник. В США по мнению Актуарного совета по разъяснительной и дисциплинарной работе существует три вида профессиональных стандартов:

кодекс профессиональной этики, содержащий указания этического характера;

кодекс квалификационных стандартов, содержащий указания относительно опыта и уровня образования, необходимых для работы;

кодекс стандартов профессиональной актуарной деятельности, содержащий конкретные инструкции по выполнению той или иной работы.

Цель стандартов профессиональной деятельности состоит в том, чтобы заверить общественность в профессиональной подотчетности актуариев. Одновременно эти стандарты дают практикующим актуариям точку отсчета для того, чтобы они могли убедиться, что их деятельность соответствует общепринятым принципам и практике. В США действуют отдельные стандарты для госслужащих федерального уровня. По закону, квалификационные требования к руководителям высшего уровня (executive qualifications) при их найме на работу в федеральные структуры государственной власти должны быть подтверждены (сертифицированы) независимой квалификационной комиссией (Qualifications Review Board) на основе критериев, разработанных и утвержденных Офисом управления персоналом (Office of Personnel Management - OPM). Базовые квалификации для руководителей данного уровня в основном описывают требования к лидерским умениям и требованиям в области корпоративной культуры (SES corporate culture). Корпоративная культура для руководителей правительственных ведомств высшего звена предполагает наличие способности осуществлять стратегическое лидерство и приверженность государственной политике, а также миссии того агентства, которое они будут возглавлять.

Такой подход может быть в определенной степени экстраполирован и на подход к разработке требований и критериев деятельности руководителей образовательных организаций.

В Испании в данной области работает Национальный институт квалификаций, координирующий работу технических комитетов территориального уровня, которые совместными усилиями разрабатывают национальный (модульный) каталог профессиональных квалификаций, отвечающий экономическим реалиям и, в особенности, состоянию рынка труда и уровню развития производства в конкретных отраслях и на территориях. Каждый орган (Агентство или Институт квалификаций) разрабатывает стандарты самостоятельно — для своей отрасли или территории; результаты разработки попадают в общий каталог, и ими могут воспользоваться все желающие. Работая в таком режиме, Испания планирует охватить профессиональными стандартами основные направления деятельности, активно представленные в пределах страны.

Ярким примером профессиональных стандартов, регулирующих уровень достижения, т.е. результат, являются Национальные квалификации профессионального образования и обучения в Великобритании (НКПОО), представляющие собой рамочные квалификации для всех специальностей и отраслей. Первые квалификации были присуждены в 1988 году. НКПОО разрабатывались при активном участии представителей отраслей (работодателей). В реализации стандартов важную роль играют организации, отвечающие за сертификацию выпускников и аккредитацию провайдеров и программ обучения. НКПОО базируются на национальных стандартах профессий, которые определяют стандарты деятельности. Другими словами, они описывают, что ожидается от деятельности компетентного работника в определенной специальности или профессии. Они охватывают все основные характеристики специальности, основываются на лучших образцах деятельности, знаниях и понимании, обеспечивающих компетентную деятельность, а также предполагают способность адаптироваться к возможным изменениям. Применительно к управлению в Британии существует профессиональные стандарты менеджеров MCI-1(Management Charter Initiative’s Management 1., «Профессиональный Сертификат Менеджера» - OUBS Professional Certificate in Management), и MCI-11(Management Charter Initiative’s Management 2 «Профессиональный Диплом Менеджера» (Professional Diploma in Management).

В России профстандарт «Управление (руководство) организацией» был утвержден три года назад Российским союзом промышленников и предпринимателей и в настоящее время его содержание постоянно развивается и уточняется в контексте современных реалий.

Таким образом, проблема профессиональных стандартов не нова для международной практики. Как показывает анализ современных публикаций по данной проблеме, в различных странах существует как общее так и особенное в понимании сущности и социальной значимости профессиональных стандартов. В США и большинстве европейских стран под профессиональным стандартом(ПС) понимается подробная характеристика измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии), выраженной в терминах компетенций.

При этом устанавливается, что профессиональные стандарты должны быть основаны на функциональном анализе трудовой деятельности и требований к ней, и подлежат постоянному мониторингу и обновлению. Практическая польза от профессиональных стандартов заключается в том, что они необходимы для: обеспечения качества профессиональной деятельности в профессиональной области на основе единых требований к выполняемым функциям; формирования стандартов профессионального образования и модульных программ обучения, основанных на компетенциях; разработки механизмов оценки выпускников учебных заведений профессионального образования, а также персонала различных уровней в ходе процедур сертификации (аттестации); формирования национальной рамки и системы квалификаций; построения систем сертификации руководителей и специалистов в рамках отрасли или национальном масштабе.

Профессиональный стандарт может носить «обязательный характер», в этом случае он утверждается государством и разрабатывается согласно официально утвержденным процедурам (например, как это происходит в Великобритании).

Или же стандарт может носить «добровольный характер», в этом случае он разрабатывается отраслью и утверждается отраслевыми объединениями работодателей.

Если же стандарты устанавливаются на основе «общественного договора», то они не носят обязательного характера, но признаются в соответствующем профессиональным сообществе, для которого предназначены (например, Швеция).

В каждом из указанных вариантов миссия ПС состоит в обеспечении единых признаваемых требований к профессиональной деятельности, позволяющих поддерживать единый уровень профессиональной деятельности в определенной профессиональной области, а также разрабатывать программы обучения для профессионалов в данной области.


1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
В настоящее время практика разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов в различных секторах экономики получила механизм государственного регулирования. Федеральным законом № 236-ФЗ от 03.12.2012г. установлены понятия «квалификация работника» как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, и «профессиональный стандарт» - как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Необходимость профессиональных стандартов для совершенствования государственной социальной политики была определена Указом Президента Российской Федерации № 597 от 7.05.2012 года , а для реализации его положений Правительством РФ установлены соответствующие правила и механизмы их разработки, утверждения и применения.

Анализ лучших практик разработки профессиональных стандартов в России показывает, что российскими специалистами, как правило, используется методика, основанная на функциональном анализе профессиональной деятельности. Например, Олейникова О.Н. и Муравьева А.А. в своей работе утверждают, что «Метод функционального анализа пришел на смену ранее очень популярному методу описания профессиональных стандартов с позиции должностных обязанностей, который признан устаревшим, поскольку не способен учесть динамику современного производства и развития экономики и социальной сферы». Авторы считают, что профессиональные стандарты описывают перспективные требования к выполнению трудовых функций, обеспечивающие эффективность предприятий отрасли, а каждая трудовая функция формирует «единицу профессионального стандарта». При этом каждая единица профессионального стандарта описывает название трудовой функции/единицы профессионального стандарта, действия, обеспечивающие выполнение этой функции, характеристики квалификационного уровня, требуемые знания и умения.

В методике разработки профессиональных стандартов РСПП, утвержденной в 2008г., и методических рекомендациях Минтруда России 2012г. также реализован функциональный подход. В настоящее время данный подход позволил российским специалистам в едином методическом ключе разрабатывать профессиональные стандарты для работников различных отраслей труда. Как отмечал Анисимов О.С. и др., когда требуется изменить саму норму деятельности, требуется особый тип сервисной функции – функции, предназначением которой будет производство норм деятельности и внедрения новых норм деятельности в базисную деятельность - функции Управления.

Вместе с тем, по нашему мнению, вышеуказанные рекомендации имеют преимущественно методический аспект и оставляют неясными и нерешенными вопросы определения содержательного объема обобщенных трудовых функций, а также рамки требований к их численности и последовательности. Представляется, профессиональный стандарт должен иметь обязательное теоретико-методологическое обоснование и в этом смысле методический этап его разработки является вторичным. Особенно это важно относительно решения проблемы стандартизации профессиональной деятельности руководителя(управляющего. Наш опыт разработки такого документа показывает продуктивность комплексного анализа управленческой деятельности руководителя образовательной организации(управление в сфере образования).

В результате такого теоретико-методологического анализа управленческой деятельности с использованием теоретических источников, мирового опыта в этой предметной области, российских правовых и нормативно-методических документов в сфере образования, опроса экспертов было установлено, что для описания функционирования систем управления чаще всего используются процессные модели управленческого цикла А. Файоля и У. Деминга, описывающие управление как циклическое повторение типовых этапов. По А. Файолю управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Последовательность реализации этих функций составляет цикл управленческой деятельности. Не меньшей известностью пользуется доработанный У. Демингом подход Шухарта, называемый в настоящее время циклом Шухарта-Деминга (PDSA, Plan – планируй, Do –делай, Study – проверяй, Act – воздействуй), ), и используемый в менеджменте качества.

Как показывают результаты исследования, управленческий цикл А. Файоля оказался наиболее универсальным, поскольку входящие в него основные управленческие функции свойственны любой управленческой деятельности, и пригодным в качестве практического методического подхода для разработки профессионального стандарта руководителя образовательной организации(управление в сфере образования).

Созданная в РУДН для разработки профессионального стандарта руководителя образовательной организации специальная Рабочая группа в основу своей деятельности положила Макет профессионального стандарта, утвержденный Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н, и Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н. Выделение совокупности и определение последовательности трудовых функций(ТФ) в рамках каждой обобщенной трудовой функции(ОТФ) осуществлялось в логике замкнутого управленческого цикла по А. Файолю. В качестве основы для определения ОТФ и ТФ использовались установленные приказом Министра труда и социальной защиты от 12 апреля 2013 года № 148н «Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013г. №678 «Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также соответствующие положения Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ ОК 010-93), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н), Типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения(Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329).

Результаты анализа мирового опыта разработки и применения профессиональных стандартов, изучения нормативно-правовой базы в сферах труда и образования и учебно-методических материалов, были дополнены с учетом итогов анкетирования(более 250 анкет) руководителей образовательных организаций, отнесенных к различным должностным категориям: руководители дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования; руководители профессиональных образовательных организаций; руководители образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

Проект профессионального стандарта был сформирован с учетом опыта разработки профессионального стандарта «Управление (руководство) организацией», утвержденного Комиссией по профессиональным стандартам Российского союза промышленников и предпринимателей Протокол №5 от 06.04.2010 года. Вместе с тем, отраслевая специфика сферы образования определила и новое содержание типовых компонентов профессионального стандарта в части обобщенных трудовых функций, трудовых функций, и необходимых для их реализации трудовых действий, умений и знаний.

Установление квалификационных уровней и их подуровней осуществлялось на основе Приказа Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»(Зарегистрировано в Минюсте 27 мая 2013, № 28534). Данный документ определяет обобщенную характеристику полномочий и степени ответственности, актуальных для той или иной профессиональной деятельности, характера умений и знаний, необходимых для ее выполнения. Кроме того, квалификационные уровни и подуровни были соотнесены и согласованы с нормами действующего законодательства и нормативно-правовых актов в области труда и образования в таблице 1. «Соотнесение вида трудовой деятельности (группы занятий) по Общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ ОК 010-93) с квалификационными уровнями и требованиями, определяемыми проектом профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)».

. Модульность, одновременно рамочность и гибкость характеризуют проект профессионального стандарта как документ развития, позволяющий формировать состав руководителей для образовательных организаций любых уровней образования и форм собственности в зависимости от изменяющихся условий жизнедеятельности образовательных организаций, новых целей и задач.

В данном проекте профессионального стандарта обобщенные трудовые функции определены исходя из иерархичности деятельности руководителей в организации, что соответствует уровням профессиональной квалификации.

Таблица 1.

Соотнесение вида трудовой деятельности (группы занятий) по Общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ ОК 010-93) с квалификационными уровнями и требованиями, определяемыми проектом профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)»



Код

ОКЗ

ОК 010-93

Наименование вида трудовой деятельности

(группы занятий) согласно Общероссийскому классификатору занятий

(ОКЗ ОК 010-93)

Квалификационные уровни согласно Приказу Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г.

«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Возможные наименования должности руководителя образовательной организации (управление в сфере образования)

Основная цель вида трудовой деятельности

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

Особые

условия допуска

к работе

1210

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Уровень 7. Подуровень 2.


Ректор.

Президент.

Директор.

Заведующий.

Начальник.


Управление деятельностью и развитием образовательной организации в соответствии с миссией и стратегическими целями

Наличие компетенций, соответствующих уровню высшего образования.

Наличие дополнительного образования по профилю должности.



Не менее 5 лет практического опыта руководства образовательной организацией (подразделением) не ниже 7.1 квалификацион-ного уровня

Наличие ученого звания и степени и/или сертификат соответствия настоящему стандарту

1319

Руководители малых учреждений, организаций и предприятий, не вошедшие в другие группы

Уровень 7. Подуровень 1.


Директор образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Заместитель руководителя (первый проректор, проректор) образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Руководитель (директор, заведующий, начальник) профессиональной образовательной организации.

Руководитель (директор, заведующий, начальник) дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, организации дополнительного образования.



Управление видами (направлениями) деятельности образовательной организации для достижения ее стратегических целей

Наличие компетенций, соответствующих уровню высшего образования.

Дополнительное образование по профилю должности и повышение квалификации не реже 1 раза в год



Не менее 3 лет практического опыта руководства организацией (подразделением) не ниже 6.2 квалификационного уровня

Наличие ученой степени и/или, сертификат соответствия настоящему стандарту

123

Руководители функциональных и других подразделений и служб.

Уровень 6. Подуровень 2.


Помощник ректора (проректора) образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения (центра) образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования, учебной (производственной) практики.

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) структурного подразделения профессиональной образовательной организации.

Старший мастер профессиональной образовательной организации.

Руководитель (директор, заведующий, начальник) дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, организации дополнительного образования, центра.


Управление деятельностью структурного подразделения образовательной организации для достижения ее функциональных целей


Наличие компетенций, соответствующих уровню не ниже среднего специального профессионального образования.

Не менее 2 лет практического опыта руководства организацией (подразделением) не ниже 6.1 квалификационного уровня.

Наличие ученой степени и/или сертификата соответствия настоящему стандарту.

1239

Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы

Уровень 6. Подуровень 1.


Заведующий кафедрой образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Начальник (заведующий) отдела (управления) аспирантуры образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Ученый секретарь совета образовательной организации/ факультета (института) образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Ученый секретарь диссертационного совета образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Заведующий (директор, начальник, руководитель) питомника, учебного вивария, лесхоза, опытного поля, ботанического сада образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Руководитель (заведующий) учебной (учебно-производственной, производственной) практики образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Директор (начальник, руководитель) студенческого дворца культуры/студенческого общежития/ издательства учебной литературы и учебных пособий образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения профессиональной образовательной организации.

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, организации дополнительного образования.

Советник при ректорате.




Управление оперативной деятельностью структурного подразделения образовательной организации для эффективного выполнения текущих задач.

Наличие компетенций, соответствующих уровню не ниже высшего и/или среднего профессионального образования.

Не менее 1 года практического опыта работы по профилю деятельности на должностях не ниже 5-го квалификационного уровня.

Наличие дополнитель-ного образования в сфере управления образовате-льной организацией

Затем они были распределены следующим образом: единоличное управление организацией, управление направлением, управление функцией организации, управление работой исполнителей. Данный проект профессионального стандарта охватывает 2 уровня и 2 подуровня квалификации соответственно: 7.2, 7.1, 6.2, 6.1.

Однако, на каждом уровне в современных условиях, работает уже команда руководителей. И в данном стандарте описывается наиболее полный набор трудовых функций, входящих в обобщенную функцию. Это не означает обязательности исполнения всех, описанных трудовых функций, в конкретной образовательной организации. Набор функций, выполняемых руководителем конкретного уровня в конкретной образовательной организации строится на основе профессионального стандарта, но с обязательным учетом целей, стратегии, структуры и специфики деятельности и коллектива.

В то же время, определение функций внутри обобщенной функции, которые отсутствуют в конкретной образовательной организации, покажет не только специфику, но и силу/слабость этой организации по отношению к иной структуре, заложит векторы развития.





    1. Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации.

Конкретные трудовые функции в данном проекте определены исходя из циклов управленческой деятельности: анализа и планирования; организации и контроля; управление командой; развитие себя (саморазвитие); развитие организации. Перечисленные циклы управленческой деятельности присутствуют на всех квалификационных уровнях (в обобщенных трудовых функциях).

В результате в проект ПС вошло описание следующих ОТФ и ТФ, распределенных по двум уровням квалификации (с 6-го по 7-ой), с двумя подуровнями в каждом(Таблица 2) .



Таблица 2.

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт(функциональная карта вида профессиональной деятельности)






Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции







код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

А

Управлять единолично организацией и ее развитием





Разрабатывать общую стратегию образовательной организации

А/01.7.2

7.2.




Формировать одобрение стратегии структурных единиц образовательной организации со стороны различных заинтересованных сторон

А/02.7.2

7.2.




Утверждать к исполнению план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации

А/03.7.2

7.2.

7

Управлять ресурсами образовательной организации. Представлять отчеты о результатах деятельности образовательной организации заинтересованным сторонам.

А/04. 7.2

7.2.




Оценивать результаты деятельности членов команды руководителей

А/05. 7.2

7.2.




Организовывать разработку и развитие организационной структуры, частных политик и процедур, руководить коллегиальными органами управления, участвовать в корпоративном управлении

А/06. 7.2

7.2.




Минимизировать риски изменения позиции образовательной организации на рынке образовательных услуг

А/07. 7.2

7.2.




Формировать команду руководителей высшего звена управления

А/08. 7.2

7.2.




Координировать деятельность членов команды руководителей высшего звена управления

А/09. 7.2

7.2.




Создавать эффективные модели собственного конструктивного поведения и поведения членов команды для осуществления изменений в образовательной организации

А/10. 7.2

7.2.




Планировать изменения в образовательной организации

А/11. 7.2

7.2.










Представлять и отстаивать интересы образовательной организации во внешней среде

А/12. 7.2

7.2.

B


Управлять

проектами/



процессами в организации




Осуществлять стратегическое планирование по профилю(направлению) деятельности

В/01. 7.1

7.1




Представлять и отстаивать интересы образовательной организации в рамках профиля(направления) деятельности

В/02. 7.1

7.1




Формировать бюджеты образовательной организации

В/03. 7.1

7.1




Поддерживать постоянные контакты с внешними заинтересованными организациями и учреждениями

В/04. 7.1

7.1




Реализовывать стратегию развития образовательной организации

В/05. 7.1

7.1




Осуществлять оперативное управление (координацию деятельности структурных подразделений, контроль промежуточных итогов, корректировку планов)

В/06. 7.1

7.1

7

Отстаивать интересы образовательной организации в вышестоящих и партнерских организациях, органах государственной власти, управления и регулирования

В/07. 7.1

7.1




Управлять финансами и доходами образовательной организации

В/08. 7.1

7.1




Управлять основными (технологическими) процессами

В/09. 7.1

7.1




Управлять маркетинговой деятельностью образовательной организации.

В/10. 7.1

7.1




Утверждать и осуществлять контроль систем мотивации и стимулирования ключевых работников

В/11. 7.1

7.1




Управлять квалификацией ключевых работников для обеспечения деятельности образовательной организации

В/12. 7.1

7.1




Руководить изменениями и инновациями

В/13. 7.1

7.1

C


Управлять технологиями в организации


6

Участвовать в разработке стратегии образовательной организации. Определять качественные параметры целей.

С/01. 6.2

6.2




Участвовать в согласовании стратегических планов образовательной организации

С/02. 6.2

6.2




Определять способы и пути продвижения миссии, целей, политики, культуры и ценности образовательной организации в ее внутренней и внешней среде

С/03. 6.2

6.2




Осуществлять перспективное и краткосрочное бюджетирование плановой деятельности структурных подразделений

С/04. 6.2

6.2




Планировать ресурсы для выполнения задач структурного подразделения образовательной организации

С/05. 6.2

6.2




Осуществлять управление текущей деятельностью образовательной организации

С/06. 6.2

6.2




Организовывать реализацию комплекса планов и программ стратегического развития организации

С/07. 6.2

6.2




Создавать и поддерживать эффективную систему контроля деятельности подразделения

С/08. 6.2

6.2




Организовывать согласование и получение разрешительной документации для деятельности подразделения.

С/09. 6.2

6.2




Организовывать и контролировать снабжение и хранение материально-технологических ресурсов для структурного подразделения

С/10. 6.2

6.2




Реализовывать системы мотивации и стимулирования работников, совершенствовать корпоративную культуру

С/11. 6.2

6.2




Руководить аттестацией и профессиональным обучением педагогических работников

С/12. 6.2

6.2




Оценивать изменения в образовательной организации

С/13. 6.2

6.2




Инициировать развитие структурного подразделения

С/14. 6.2

6.2




Модернизировать процессы и технологии деятельности структурного подразделения

С/15. 6.2

6.2

D

Управлять работами в организации


6

Участвовать в разработке оперативного плана работы, обеспечивать экономное и своевременное расходование ресурсов.

D/01. 6.1

6.1










Участвовать в формировании бюджета структурного подразделения

D/02. 6.1

6.1




Планировать рабочие задания и необходимые ресурсы

D/03 .6.1

6.1




Определять задания работникам структурного подразделения

D/04. 6.1

6.1




Проводить контроль оформления документации согласно установленным требованиям

D/05. 6.1

6.1




Контролировать выполнение технологии работ.

D/06. 6.1

6.1




Удовлетворять потребности работников в ресурсах и материалах в процессе проведения работ

D/07. 6.1

6.1




Координировать выполнение работ между работниками и другими структурными подразделениями

D/08. 6.1

6.1




Участвовать в организации рабочих мест

D/09. 6.1

6.1




Мотивировать работников на качественное выполнение работ

D/10. 6.1

6.1




Оценивать качество выполненной работы

D/11. 6.1

6.1




Совершенствоваться в методах самоконтроля

D/12. 6.1

6.1




Обеспечивать сохранение здоровья и безопасность труда

D/13. 6.1

6.1




Совершенствовать образовательные услуги и их сервис

D/14. 6.1

6.1




Вносить предложения для повышения эффективности труда работников

D/15. 6.1

6.1




Совершенствовать организацию труда.

D/16. 6.1

6.1

следующая страница >>