Пояснительная записка к курсу физики 7-9 классов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Основы православной... 1 183.54kb.
Пояснительная записка к учебному плану 4 11 классов 13 1569.29kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» 1 142.9kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по физике 8 класс 1 44.21kb.
Шероватова Нонна Александровна учитель начальных классов п. 1 373.75kb.
Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная категория по учебному... 2 399.42kb.
Повторение курса физики 7-го класса 1 163.08kb.
Садовникова Ольга Владимировна учитель начальных классов Троицк 2013... 1 245.89kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по музыке для 1-4... 1 284.86kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «История» для... 4 1095.3kb.
Пояснительная записка Общие сведения о животных подтипа Позвоночные... 1 320.38kb.
Хисамиева Альфреда Мунавировича 2012 2013 учебный год пояснительная... 1 163.33kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка к курсу физики 7-9 классов - страница №1/2

Аннотация к рабочим программам по физике

МОУ Лицей № 15 Заводского района г. Саратова
Пояснительная записка к курсу физики 7-9 классов (Перышкин А.В.)

Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания образования по физике в 7 – 9 классах.


Цели и задачи курса физики 7 – 9 классов.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Цели общего образования обусловлены потребностями общества на современном этапе его развития и следуют из социального заказа общества школе. Общая цель – всестороннее и гармоническое развитие личности. При этом под гармонически развитой личностью понимается человек, обладающий глубокими и прочными знаниями, умениями самостоятельно пополнять их и применять на практике.



Образовательные цели - формирование знаний основ физики, знаний о методах познания; формирование экспериментальных умений, умений применять знания к решению задач.

Воспитательные цели – формирование научного мировоззрения, политехническое образование, нравственное и эстетическое воспитание личности, формирование оценочных умений.

Развивающие цели – развитие мышления, самостоятельности, памяти, речи, воображения, развитие интересов и способностей к физике.

В задачи обучения физике на второй ступени обучения входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;


  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Объектами изучения в курсе физики на доступном для учащихся уровне наряду с фундаментальными физическими понятиями и законами должны быть методы познания, построения моделей (гипотез) и их теоретического анализа. Учащиеся должны понимать, в чем суть моделей природных объектов (процессов) и гипотез, как делаются теоретические выводы, как экспериментально проверять модели, гипотезы и теоретические выводы. Они должны понимать, что в основе научного познания лежит моделирование реальных объектов и процессов, что никакая модель не может быть тождественна изучаемому процессу или объекту, но вместе с тем отражает его важнейшие особенности. Без всего этого у учащегося не может формироваться научное мышление, он не сможет отличать научные знания от ненаучных, разбираться в вопросах познаваемости мира.

Решающим фактором обучения и интеллектуально развития ученика является приобретение им опыта познавательной деятельности. Поэтому учебный процесс целесообразно организовать так, чтобы изучаемые основы физики и методы науки были одновременно объектом, и средством учебного познания.



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. «Программы по физике для общеобразовательных учреждений»,

авторы программы Е. М. Гутник, А.В. Перышкин.

  1. «Стандарт основного общего образования по физике (2 ступень)»

  2. «Национально-региональный компонент ГОСа»

  3. А. В. Перышкин «Физика 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений»

  4. А. В. Перышкин «Физика 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений»

  5. А. В. Перышкин «Физика 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений»

  6. Е. М. Гутник «Физика 7 кл. Темат. и поурочн. планирование к учебнику физики 7 кл.»

  7. Е. М. Гутник «Физика 8 кл. Темат. и поурочн. планирование к учебнику физики 8 кл.»

  8. Е. М. Гутник «Физика 9 кл. Темат. и поурочн. планирование к учебнику физики 9 кл.»

  9. Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика 7 кл. Дидактические материалы»

  10. Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика 8 кл. Дидактические материалы»

  11. Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика 9 кл. Дидактические материалы»

  12. Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7, 8, 9 кл.: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2008.

  13. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс.- М.: ВАКО, 2008.

  14. Шевцов В.А. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина.- Волгоград: Учитель, 2008.

  15. Кирик Л.А. Физика-7. Методические материалы.- М.: Илекса, 2008.

  16. Мартынова Н.К. Физика, 7-9: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2008.

  17. Боброва С.В. Физика. 7-10 классы: нестандартные уроки.- Волгоград: Учитель, 2009.

  18. Петрухина М.А. Физика. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7-11 классы.- Волгоград: Учитель, 2009.

  19. Янчевская О.В. Физика в таблицах и схемах.- СПб.: Литера, 2009.

  20. Орлов В.А. Физика в таблицах. 7-11 кл.: Справочное пособие.- М.: Дрофа, 2009.

  21. Самойленко П.И. Физика в кроссвордах.- М.: Дрофа, 2009.

  22. Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7-11 кл.- М.: Школьная Пресса, 2009.

Контрольные параметры в оценке достижений обучающихся


Одним из важнейших звеньев в процессе обучения является проверка достижений учащихся, которая позволяет установить уровень сформированности у учащихся знаний и умений, их соответствие требованиям ГОС. Чтобы проверка знаний выполняла свои функции (обучающие, воспитывающие и контролирующие), она должна быть регулярной, объективной и всесторонней.

Ориентирами при оценивании знаний служат примерные нормы оценки знаний и умений по физике, приведенные в общеобразовательной программе, разработанной коллективом сотрудников Института общего среднего образования РАО. Выделим знания и умения, которые учитываются при оценке.

К ним относятся знания:

о физических явлениях:



- признаки явления, по которым оно обнаруживается;

- условия, при которых протекает явление;

- связь данного явления с другими;

- объяснение явления на основе научной теории;

- примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:



- цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

-явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

- определение понятия (величины);

- формулы, связывающие данную величину с другими;

- единицы физической величины;

- способы измерения величины;

о законах:



- формулировка и математическое выражение закона;

- опыты, подтверждающие его справедливость;

- примеры учета и применения на практике;

о физических теориях:



- опытное обоснование теории;

- основные понятия, положения, законы, принципы;

- основные следствия;

- практические применения;

о приборах, механизмах, машинах:

- назначение;

- принцип действия и схема устройства;

- применение и правила пользования прибором.

Оценке подлежат следующие умения:

- применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;

- самостоятельно работать с учебником;

- решать задачи на основе известных законов и формул;

- пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

- планировать проведение опыта (в 9 классе);

- собирать установку по схеме;

- пользоваться измерительными приборами;

- проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;


  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.


Содержание программы 7 класс
Темы разделов

Тема № 1 Введение - 4 часа

Тема № 2 Первоначальные сведения о строении вещества - 6 часов

Тема № 3 Взаимодействие тел - 21 час

Тема № 4 Давление твердых тел, жидкостей и газов - 25 часов

Тема № 5 Работа и мощность. Энергия - 12 часов


Контрольные работы

Контрольная работа № 1 по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Контрольная работа № 2 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Контрольная работа № 3 по теме: «Архимедова сила».

Контрольная работа № 4 по теме: «Работа и мощность простых механизмов».
Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1 по теме: «Определение цены деления измерительного прибора».

Лабораторная работа № 2 по теме: «Измерение размеров малых тел».

Лабораторная работа № 3 по теме: «Измерение массы тела на весах».

Лабораторная работа № 4 по теме: «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 по теме: «Определение плотности твердого вещества тела».

Лабораторная работа № 6 по теме: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Лабораторная работа № 7 по теме: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Лабораторная работа № 8 по теме: «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Лабораторная работа № 9 по теме: «Выяснение условия равновесия рычага».

Лабораторная работа № 10 по теме: «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Содержание программы 8 класс
Темы разделов

Тема № 1 Тепловые явления – 25 часов.

Тема № 2 Электрические явления – 27 часов.

Тема № 3 Электромагнитные явления – 7 часов.

Тема № 4 Световые явления – 9 часов.

Контрольные работы

Контрольная работа № 1 по теме: «Тепловые явления».

Контрольная работа № 2 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».

Контрольная работа № 3 по теме: «Электрический ток. Соединения проводников »

Контрольная работа № 4 по теме: «работа и мощность электрического тока».

Контрольная работа № 5 по теме: «Световые явления».

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1 по теме: «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».

Лабораторная работа № 2 по теме: «Влажность воздуха».

Лабораторная работа № 3 по теме: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Лабораторная работа № 4 по теме: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Лабораторная работа № 5 по теме: «Регулирование силы тока реостатом».

Лабораторная работа № 6 по теме: «Определение сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Лабораторная работа № 7 по теме: «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Лабораторная работа № 8 по теме: «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Лабораторная работа № 9 по теме: «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Лабораторная работа № 10 по теме: «Получение изображения при помощи линзы».


Содержание программы 9 класс

Темы разделов

Тема № 1 «Законы взаимодействия и движения тел» – 30 часов.

Тема № 2 «Механические колебания и волны. Звук» – 10 часов.

Тема № 3 «Электромагнитное поле» – 18 часов.

Тема № 4 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» – 10 часов.

Контрольные работы

Контрольная работа № 1 по теме: «Основы кинематики».

Контрольная работа № 2 по теме: «Основы динамики».

Контрольная работа № 3 по теме: «Законы сохранения в механике».

Контрольная работа № 4 по теме: «Механические колебания и волны».

Контрольная работа № 5 по теме: «Электромагнитное поле. Электромагнитные волны».

Контрольная работа № 6 по теме: «Строение атома и атомного ядра».

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1 по теме: «Исследование равноускоренного равномерного движения без начальной скорости».

Лабораторная работа № 2 по теме: «Определение ускорения свободного падения».

Лабораторная работа № 3 по теме: «Исследование зависимости, периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Лабораторная работа № 4 по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции».



Рабочие программы по физике 7-9 классы (Пинский А.А., В.Г. Разумовский)

Пояснительная записка

Программа курса составлена на базе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы: Ю.И. Дик, А.А. Пинского по физике (Министерство образования Российской Федерации « Программы для общеобразовательных учреждений. Физика, астрономия, М. Дрофа 2008г»



Цели и задачи курса:

  • Удовлетворить и развить познавательные возможности всех учащихся 12-16 лет, опираясь при этом на уже имеющиеся у них представления, математические знания, естественно - научную подготовку;

  • Перевести знания из кабинетной сферы применения в повседневную жизнедеятельность. В результате такого перевода природные явления и технические процессы окружающей действительности будут для каждого ученика не за семью печатями таинственности, а вполне понятными, объяснимыми и применимыми;

  • Сформировать с учетом возраста учащихся основные научные понятия и закономерности, касающиеся основных научных теорий классической и современной физики, а также астрометрии и астрофизики. Показать одинаковость выполнения законов физики не толь ко в условиях физического кабинета , но и в земных и в космических масштабах;

  • Обеспечить научное миропонимание окружающей среды, природы, техники, преобразующей деятельности человека и связанных с этим проблем охраны окружающей среды, проблем экологии;

  • Сформировать у учащихся представления о научных методах исследования и познания природы в процессе непрерывной самостоятельной экспериментальной деятельности в классной и домашней обстановке;

  • Сформировать у учащихся, проявивших особый интерес к физике, умения и навыки самостоятельного добывания экспериментальных фактов и их интерпретации в целях получения нового знания субъективного и объективного плана;

  • Сформировать у учащихся, тяготеющих к технике, практические умения и навыки, позволяющие им проводить вначале регламентную профилактику инструментов, электро- и радиоприборов бытовой техники, а затем и ремонт некоторых из них;

  • Возбудить интерес к науке и технике, показать, как добываются научные знания, какую роль выполняет теория и практика, развить познавательные способности школьников, приобщить их к творческой деятельности, показать, что физика – это теоретическая и экспериментальная основа современной и будущей техники, а также технологии и культуры производства.

Принципы построения курса:

  • Физический и астрономический материалы должны быть органически связаны, не противоречить, а дополнять друг друга и тем самым обеспечивать формирование обобщенной естественно – научной картины окружающего мира;

  • Уже имеющиеся жизненные, математические, естественно- научные представления учащихся, знания о некоторых физических и астрономических объектах и явлениях, а также соответствующая терминология должны систематизироваться, обобщаться, иметь доступную для учащихся теоретическую трактовку и обоснование;

  • Сведения методологического характера, связанные с ролью наблюдений, эксперимента и теории в познании окружающего мира, должны быть рассмотрены на конкретных примерах в самом начале курса, а затем раскрываться по мере его изучения и тем самым формировать у учащихся представления о познаваемости мира;

  • Изучение физических явлений, процессов, законов в некоторых случаях должно доводиться до их реализации в устройствах приборов, обеспечивая тем самым хорошее знание физики для комфортного жизнеобеспечения человека;

  • Для развития способностей учащихся, кроме минимума содержания физического образования, программой курса должен быть предусмотрен дополнительный материал, предназначенный для учащихся, которые пожелают изучать физику и астрономию на уровне повышенной сложности.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского, М. «Просвещение», 2008 год

  2. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского, М. «Просвещение», Г. 2008 год.

  3. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.А. Пинского, В.Г. Разумовского, М. «Просвещение», 2008 год.

  4. Сборник задач по физике 7-9 класс, состовители В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, М. «Просвещение», 2008 год.

  5. Дидактический материал по курсу «Физика и астрономия», автор В.А. Забоклен, В.Н. Комиссаров, М. «Просвещение», 2008 год.

  6. Тетрадь для лабораторных работ, Шилов В.Ф., М. «Просвещение», 2008 год.

  7. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия», Шилов В.Ф.

  8. Методика преподавания курса, под редакцией А.А Пинского, И.Г. Кирилловой, М. «Просвещение», 2008 год.

Основное содержание

7 класс

(68 часов , 2 часа в неделю)

  1. Физика и астрономия – науки о природе.

Природа и человечество. Физика. Астрономия – наука о небесных телах. Научные методы познания природы. Эксперимент – метод установления и проверки физических законов. Законы отражения света. Зеркальный телескоп. Явление свободного падения тел – пример опровержения ложной гипотезы. Физическая теория. Физические величины, их измерение. Точность измерений и вычислений. Метрическая система мер. Запись больших и малых чисел. Как измерили радиус Земли.

Фронтальные лабораторные работы

  1. измерение размеров малых тел.

  2. измерение объема тел с помощью измерительного цилиндра.

Демонстрации

  1. Физические явления: механические, тепловые, электрические, оптические, звуковые.

  2. Приборы для измерения физических величин: расстояния, времени, температуры, массы.

  3. Законы отражения света.

  4. Свободное падение тел.

  5. Модель молекулярного строения вещества.

  6. Определение цены деления и пределов измерения приборов и инструментов для измерения длины, времени, оъема, массы.

  1. Движение

Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. Суточное движение небесных тел. Годичное движение Солнца. Развитие учения о строении Солнечной системы. Гелиоцентрическая система Коперника. Материальная точка. Траектория движения. Координаты точки. Путь и перемещение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. График равномерного прямолинейного движения. Инерция.

Фронтальная лабораторная работа

Изучение равномерного прямолинейного движения.



Демонстрации

  1. Относительность движения и покоя.

  2. Равномерное прямолинейное движение и его запись.

  3. Измерение скорости равномерного прямолинейного движения.

  4. Криволинейное движение и его запись.

  5. Движение по инерции.

  1. Масса и сила

Масса тела. Плотность вещества. Сила. Деформация. Закон Гука. Динамометр. Сложение сил, действующих по одной прямой. Сила тяжести. Вес. Невесомость. Сила трения. Коэффициент трения.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение массы тела и его плотности.

  2. Изучение упругих деформаций.

  3. Измерение коэффициента трения скольжения.

Демонстрации

  1. Сравнение масс двух тел по их взаимодействию.

  2. Взвешивание тел.

  3. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковые массы.

  4. Сравнение объёмов тел, имеющих одинаковые массы.

  5. Измерение плотности твердого тела.

  6. Зависимость величины деформации от деформирующей силы.

  7. Измерение сил динамометрами.

  8. Сложение сил, действующих по одной прямой.

  9. Измерение веса и демонстрация невесомости.

  10. Измерение силы трения скольжения.

  11. Измерение коэффициента трения скольжения.

  1. Энергия

Работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести. Потенциальная энергия деформированной пружины. Кинетическая энергия. Преобразование механической энергии при свободном падении тел.

Момент силы. Принцип и золотое правило механики. Коэффициент полезного действия механизмов и машин.



Фронтальные лабораторные работы

  1. Проверка правила моментов сил.

  2. Измерение КПД наклонной плоскости.

Демонстрации

  1. Измерение механической работы.

  2. Измерение механической мощности.

  3. Зависимость кинетической энергии тела от его массы и скорости движения.

  4. Потенциальная энергия сжатой пружины.

  5. Потенциальная энергия сжатого газа.

  6. Закон сохранения механической энергии на примере маятника Максвелла или банки-бумеранга.

  7. Проверка правила моментов сил.

  8. Рычажные весы: устройство, принцип действия.

  9. Проверка золотого правила механики.

  10. Измерение КПД простого механизма.

  1. Давление

Давление и сила давления. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Давление жидкости и газа, вызванное силой тяжести. Зависимость давления, вызванного действием силы тяжести, от плотности жидкости. Сообщающиеся сосуды. Водопровод. Атмосферное давление. Барометр – анероид. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. Определение плотности жидкости методом гидростатического взвешивания.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Демонстрации

  1. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  2. Передача давления жидкостью и газом.

  3. Гидравлическая машина: устройство и принцип действия.

  4. Идентификация силы давления жидкости на дно сосуда.

  5. Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах.

  6. Подъём воды в трубке за поршнем.

  7. Принцип действия насосов.

  8. Обнаружение атмосферного давления.

  9. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

  10. Обнаружение и измерение архимедовой силы.

  11. Картезианский водолаз: условия его погружения и всплывания.

  12. Воздухоплавание на примере мыльного пузыря или детского воздушного шарика.

  13. Ареометр: устройство и принцип действия.

8 класс

(102 часа , 3 часа в неделю)

  1. Электрический заряд.

Электризация тел. Электрический заряд. Электрометр (электроскоп). Проводники и изоляторы. Закон Кулона. Электрическое поле. Электрон.

Демонстрации

1.Электризация тел.

2. Два рода электрических зарядов и их взаимодействие.

3. Электрометр (электроскоп): устройство и принцип действия.

4. Проводники и изоляторы .

5. Определение знака заряда наэлектризованного тела.

6. Спектры электрических полей.

7. Явление электростатической индукции.

8. Свойства электронных пучков.

2. Строение вещества.

Химические элементы и их соединения. Периодическая система химических элементов. Атом. Ион. Строение электронных оболочек атома. Молекула. Химическая связь. Газ. Плазма. Кристалл. Типы кристаллических связей. Жидкости. Аморфные тела.



Демонстрации

1. Разложение химического соединения на химические элементы.

2. Движение ионов в электрическом поле.

3. Свечение ионизированного газа (плазмы) в электрическом поле.

4. Модели кристаллических решеток

3. Температура

Диффузия. Броуновское движение. Температура и движение молекул. Явления, используемые для измерения температуры. Плавление и кипение. Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Термометр. Температурные шкалы. Градус. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Особенности теплового расширения воды.



Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение влажности воздуха.

Демонстрации

  1. Диффузия в газах.

  2. Диффузия в жидкостях.

  3. Броуновское движение.

  4. Тепловое равновесие.

  5. Зависимость давления газа от температуры.

  6. Тепловое расширение твердых тел.

  7. Измерение температуры.

  8. Постоянство температуры плавления вещества.

  9. Постоянство температуры кипения воды.

  10. Кипение воды при пониженном давлении.

  11. Понижение температуры жидкости при ее испарении.

  12. Психрометр.

4.Внутренняя энергия

Закон сохранения энергии и тепловые явления. Внутренняя энергия. Работа и внутренняя энергия. Теплообмен. Количество теплоты. Закон сохранения энергии. Как вычислить количество теплоты. Теплопроводность. Конвекция. Лучистый теплообмен. Законы термодинамики.



Фронтальная лабораторная работа

  1. Изучение закона сохранения энергии при установлении теплового равновесия.

  2. Определение удельной теплоёмкости твердого тела.

Демонстрации

  1. Переход механической энергии во внутреннюю.

  2. Изменение внутренней энергии при теплообмене.

  3. Теплопроводность различных тел.

  4. Конвекция в газах.

  5. Конвекция в жидкостях.

  6. Лучистый теплообмен.

  7. Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы.

5.Тепловые машины

Тепловые машины и развитие техники. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Газовая турбина и реактивные двигатели. Холодильная машина. Экологические проблемы использования тепловых машин.



Демонстрации

  1. Модель паросиловой установки: устройство и принцип действия.

  2. Модель четырехтактного двигателя внутреннего сгорания: устройство и принцип действия.

  3. Модель ветродвигателя: устройство и принцип действия.



  1. Электрический ток

Первоначальные сведения об электрическом токе. Электрический ток в металлических проводниках. Электрическое напряжение. Сила электрического тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома. Ток в электролитах. Ток в газах. Молния.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение сопротивления проводника.

  2. Изучение закона Ома для участка цепи.

Демонстрации

  1. Условия существования электрического тока.

  2. Электрическая цепь: её составные компоненты.

  3. Источники тока: первичные - гальванические элементы, аккумуляторы; вторичные - выпрямители.

  4. Измерение силы тока амперметром.

  5. Измерение напряжения вольтметром.

  6. Измерение электрического сопротивления омметром.

  7. Зависимость сопротивление проводника от его геометрических размеров и материала.

  8. Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка.

  9. Зависимость сопротивления проводника от температуры.

  10. Электрический ток в растворах и электролитах.

  11. Электрический ток в газах.

  12. Моделирование разряда в виде молнии.



  1. Электрическая цепь.

Резисторы. Реостаты. Делители напряжения. Последовательное соединение электрических устройств. Параллельное соединение электрических устройств. Электрическая энергия. Работа тока. Мощность тока. Тепловое действие электрического тока и его практическое применение. Меры безопасности при работе с электрическими приборами.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение работы и мощности электрического тока.

  2. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Демонстрации

  1. Постоянные и переменные резисторы.

  2. Включение реостата потенциометром.

  3. Законы тока для последовательного соединения проводников.

  4. Законы тока для параллельного соединения проводников.

  5. Счетчик электрической энергии: измерение работы электрического тока.

  6. Ваттметр: измерение мощности потребителя электрической энергии.

  7. Тепловое действие электрического тока и его использование в электронагревательных приборах.

  8. Лампа накаливания: устройство и включение.

  9. Автоматический предохранитель: устройство и включение.

  10. Действие автоматического предохранителя при коротком замыкании.

8. Магнитное поле

Первоначальные сведения о магнетизме. Магнитное поле . Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряды. Взаимодействие электрических токов. Электрический двигатель. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества. Магнитное поле в Солнечной системе.



Демонстрации

  1. Спектры магнитных полей постоянных магнитов.

  2. Опыт Эрстеда.

  3. Спектр магнитного поля тока.

  4. Электромагнит: устройство и действие.

  5. Действие магнитного поля на проводник с током.

  6. Действие магнита на электронный пучок.

  7. Взаимодействие параллельных токов.

  8. Электродвигатель: устройство и действие.

  9. Устройство и действие электроизмерительных приборов постоянного тока.

9.Электромагнитная индукция

Открытие Фарадея. Электродвижущая сила индукции. Правило Ленца. Переменный индукционный ток. Микрофон. Громкоговоритель. Индукционный генератор переменного тока. Трансформация переменного тока. Передача электрической энергии.



Фронтальная лабораторная работа

    1. Изучение явления электромагнитной индукции.

Демонстрации

  1. Получение индукционного тока при движении проводника в магнитном поле.

  2. Зависимость ЭДС индукции от внешних параметров катушки.

  3. Правило Ленца.

  4. Получение переменного индукционного тока.

  5. Модель генератора переменного тока: устройство и принцип действия.

  6. Трансформатор: устройство и принцип действия.

  7. Модель линии электропередачи: устройство и принцип действия.

9 класс

(102 часа , 3 часа в неделю)

1. Механические колебания

Колебания тела на пружине. Энергия тела в колебательном движении. Графическое представление гармонического колебания. Период колебания пружинного маятника. Математический маятник. Колебания в одинаковой фазе и противофазе. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.



Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от длины нити.

  2. Измерение свободного ускорения свободного падения при помощи математического маятника.

  3. Демонстрации

  4. Свободные колебания груза на нити и на пружине.

  5. Запись колебаний пружинного маятника.

  6. Зависимость периода колебаний пружинного маятника от его массы и жесткости пружины.

  7. Запись колебаний нитяного маятника.

  8. Свободные и вынужденные колебания маятника.

  9. Резонанс маятников.

  10. Автоколебания.

  1. Волны

Что такое волна. Длина волны. Поперечные и продольные волны. Звуковые волны. Резонанс в акустике. Отражение звука. Эхо. Регистрация звуковых колебаний. Характеристики звуковых колебаний. Ухо.

Демонстрации

  1. Модели поперечных и продольных волн.

  2. Образование и распространение поперечных и продольных волн.

  3. Измерение длины волны на поверхности воды.

  4. Источники и приемники звука.

  5. Звукопроводящая среда.

  6. Осциллографирование звука.

  7. Измерение скорости звука в воздухе.

  8. Явление звукового резонанса.

  9. Физические характеристики звука.

3.Электромагнитные колебания и волны

Конденсатор. Энергия электрического поля заряженного конденсатора. Энергия магнитного поля катушки с током. Колебательный контур. Период свободных электромагнитных колебаний. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Радиосвязь. Радиопередача и радиоприем. Радиолокация. Радиолокация. Радиоастрономия.



Демонстрации

  1. Измерение электроемкости конденсатора.

  2. Энергия электрического поля конденсатора.

  3. Энергия магнитного поля катушки с током.

  4. Свободные электромагнитные колебания.

  5. Незатухающие электромагнитные колебания.

  6. Излучение и прием электромагнитных волн.

  7. Свойства электромагнитных волн.

  8. Радиотелеграфная связь.

  9. Радиопередача и радиоприем.



  1. Световые явления

Что такое оптика. Закон прямолинейного распространения света. Солнечные и лунные затмения. Отражение и преломление света. Полное отражение. Корпускулярная и волновая теория света. Скорость света. Интерференция света. Определение длины световой волны. Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света. Спектральное разложение. Сплошной и линейчатый спектры. Спектральный анализ. Происхождение линейчатых спектров. Спектральные серии атома водорода по Бору.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Наблюдение преломление света и измерение показателя преломления стекла.

  2. Измерение длины световой волн

Демонстрации

  1. Прямолинейное распространение света.

  2. Моделирование солнечного и лунного затмений.

  3. Законы отражения света.

  4. Законы преломления света.

  5. Полное « внутреннее» отражение света.

  6. Отражение и преломление капиллярных волн.

  7. Интерференция капиллярных волн.

  8. Интерференция электромагнитных волн.

  9. Интерференция световых волн.

  10. Дисперсия света.

  1. Оптические приборы

Геометрическая оптика. Плоское зеркало. Сферическое зеркало. Линза. Построение изображений в линзах и зеркалах. Глаз как оптическая система. Угол зрения. Приборы для увеличения угла зрения. Фотоаппарат. Проектор. Призма. Спектроскоп.

Фронтальная лабораторная работа

Наблюдение изображений, получаемых с помощью собирающей линзы, определение фокусного расстояния и оптическая сила линзы.



Демонстрации

  1. Получение изображения в плоском зеркале.

  2. Отражение света от сферических зеркал.

  3. Получение изображений при помощи сферических зеркал.

  4. Преломление света в линзах.

  5. Получение изображений при помощи линз.

  6. Модель микроскопа: ход лучей в микроскопе.

  7. Модель глаза: строение и принцип действия.

  8. Фотоаппарат: устройство и принцип действия.

  9. Проекционный аппарат: устройство и принцип действия.

  10. Ход лучей через призму.

6.Движение небесных тел.

Система координат

Положение материальной точки в пространстве и система координат. Небесные координаты. Кульминация звёзд. Определение местного времени и географических координат. Продолжительность суток и календарь. Определение расстояний до тел солнечной системы и их размеров. Движение планет солнечной системы. Законы Кеплера.



7.Законы Ньютона

Перемещение – вектор. Действие над векторами. Скорость – вектор. Мгновенная скорость. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Принцип относительности. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Второй закон Ньютона – основной закон динамики. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Третий закон Ньютона. Равномерное движение материальной точки по окружности. Закон всемирного тяготения. Движение планет и искусственных спутников.



Фронтальные лабораторные работы

1. Изучение движения тела по окружности.

2. Закон сохранения и превращения энергии.

3. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.



Демонстрации

  1. Запись траектории прямолинейного и криволинейного движений. 2. Сложение путей и перемещение.

3 . Измерение мгновенной скорости.

4. Относительность перемещения и траектории.

5. Движение по инерции.

6. Закон сохранения импульса.

7. Реактивное движение.

8. Второй закон Ньютона.

9. Измерение ускорения.

10. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве.

11. Измерение ускорения свободного падения.

12. Траектория и время движения тела, брошенного горизонтально.

13. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

14. Третий закон Ньютона.

15. Модель ракеты: устройство и принцип действия.

16. Равномерное движение тела по окружности и направления вектора линейной скорости.



8.Атомное ядро. Ядерная энергетика

Планетарная модель атома. Радиактивность: альфа-,бета-,гамма-излучения. Протонно – нейтронная модель атома. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы. Цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Энергия солнца и звёзд. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдений и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.



Демонстрации

  1. Модель опыта Резерфорда.

  2. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона или фотографии этих треков.

  3. Счётчик ионизирующих частиц: устройство принцип действия.

  4. Регистрация радиоактивного фона при помощи дозиметра.



9.О строении и эволюции Вселенной

Мир звезд в нашей Галактике. Галактики и квазары. Гипотеза о Большом взрыв



Требования к уровню подготовки

выпускников образовательных учреждений

основного общего образования по физике

В результате изучения физики ученик должен знать / понимать

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • Смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

  • Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавление тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию,отражение, преломление и дисперсию света;

  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • Решать задачи на применение изученных физических законов;

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно- научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • Контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • Рационального применения простых механизмов;

  • Оценки безопасности радиационного фона.

Рабочие программы по физике 10-11 классы (Г. Я. Мякишев)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы ГЯ Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: физика 10 - 11 классы / Н.Н. Тулькибаева, АЭ Пушкарев. – М:. Просвещение. 2008).

Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 70 (10 класс) - 68(11 класс) часов.

Материал комплекта полностью соответствует примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендованному Министерством образования РФ.

Основное содержание (140 – 136 часов)

Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.

Изучение курса физики в 10-11 классах структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики.

Содержание рабочей программы

Физика и методы научного познания

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов*. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. ^ Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Наблюдение и описание небесных тел.

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь


- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Коровин В.А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике.- М.: Дрофа, 2009.

2. Боброва С.В. Физика. 7-10 классы: нестандартные уроки.- Волгоград: Учитель, 2008.

3. Петрухина М.А. Физика. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7-11 классы.- Волгоград: Учитель, 2009.

4. Янчевская О.В. Физика в таблицах и схемах.- СПб.: Литера, 2010.

5. Орлов В.А. Физика в таблицах. 7-11 кл.: Справочное пособие.- М.: Дрофа, 2008.

6. Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7-11 кл.- М.: Школьная Пресса, 2009.

7. Орлов В.А., Никифоров Г.Г., др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика.- М.: Интеллект-Центр, 2008.

8. Мин-во образования РФ. Физика. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2009 г. - М.: Центр тестирования Минобразования России, 2003.

9. Горяинов В.С., Карайчев Г.В., др. Школьные олимпиады: физика, математика, информатика. 8-11 класс.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.



следующая страница >>