Пояснительная записка Изучение медико-биологических и медицинских проблем определяется, прежде всего, достижениями ведущих отраслей - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка "Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта... 1 199.41kb.
Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря... 1 46.35kb.
Пояснительная записка «Всякий, кому предстоит делать дело, увидит... 1 200.53kb.
1. транспортный комплекс республики беларусь 1 43.49kb.
Пояснительная записка к проекту постановления Воронежской областной... 1 73.64kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по физике 8 класс 1 44.21kb.
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности... 2 500.33kb.
Пояснительная записка. Актуальность кружка «Школа Муравьишки» 1 97.26kb.
Пояснительная записка (7 класс) Изучение учебного предмета 1 261.68kb.
Послеродовая депрессия 2 539.57kb.
Архиповой Еленой Алексеевной Всего часов: 68 часа Срок реализации... 2 643.53kb.
Шаг 2 Стоматология Детская терапевтическая стоматология 3 1218.19kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка Изучение медико-биологических и медицинских проблем определяется - страница №1/1





Пояснительная записка
Изучение медико-биологических и медицинских проблем определяется, прежде всего, достижениями ведущих отраслей естествознания, в том числе и химии. Преподавание химии в медицинских вузах должно быть тесно связано с задачами профессиональной подготовки врачей. Такой подход в преподавании дает студенту возможность овладеть фундаментальными естественнонаучными знаниями, необходимыми для понимания сущности химических и физико-химических процессов жизнедеятельности.

В курсе общей химии студенты изучают элементы теоретической неорганической, бионеорганической, аналитической, физической и коллоидной


химии.

Цель дисциплины — овладеть фундаментальными естественнонаучными знаниями, необходимыми для понимания химических и физико-химических основ процессов жизнедеятельности организма и обеспечить широкое применение современных методов исследования при изучении медико-биологических и медицинских проблем.

Задачи дисциплины:

  1. Сформировать современные представления о химической термодинамике и кинетике химических реакций, являющихся теоретической основой биоэнергетики и основой изучения скоростей и механизмов протекания биохимических процессов. Знание законов химической термодинамики и химической кинетики позволит будущему врачу-стоматологу получить представления об энергетическом балансе человеческого организма, установить специфические особенности преобразования одних видов энергии в другие в процессе жизнедеятельности, получить объективные критерии осуществимости реакций в живых организмах как открытых термодинамических системах, оценить специфические особенности биокатализа.

  2. Овладеть основами современного учения о растворах, являющегося научной базой для изучения электролитного баланса, кислотно-щелочного равновесия, диффузионных и осмотических явлений, физико-химии физиологических и патологических гомо- и гетерогенных систем в организме человека и приводящего к пониманию сущности процессов минерализации и профилактики деминерализации костной и зубной ткани при кальций-, фосфат- и фтор-дефицитных состояниях организма.

  3. Изучить основные теоретические положения электрохимии как основы биоэлектрохимии и электрохимических методов исследования в биологии и медицине. Врачу-стоматологу эти знания необходимы для понимания сущности явлений гальванизма и защиты металлов от коррозии в полости рта.

  4. Изучить основы физико-химии поверхностных явлений, дисперсных систем и растворов высокомолекулярных соединений, дающих ключ к пониманию структуры биологических мембран, сущности процессов гемо- и лимфосорбции, энтеросорбции и т. д.

  5. Ознакомить студентов с химическими, физическими и физико-хими-ческими методами аналитической, физической и коллоидной химии (качественный и количественный анализ, электрохимические и хроматографические методы, колориметрия, вискозиметрия и т. д.), наиболее широко используемыми в медико-биологических исследованиях.

  6. Ознакомить студентов с экологическими аспектами действия неорганических веществ (тяжелые металлы, оксиды углерода, азота, серы, радиоактивные изотопы), современными представлениями о биологической роли ионов металлов (Fe, Cu, Co, Zn, Mn, Ca, Mg, K, Na и т. д.), применением неорганических соединений в стоматологической практике.

Во вводном первом разделе курса общей химии даются общие сведения о значении химии в стоматологии, определяются предмет и задачи курса.

Во втором разделе студенты знакомятся с I и II законами термодинамики, являющимися теоретической основой биоэнергетики. Изучение раздела позволит будущему врачу получить представление об энергетическом балансе человеческого организма, установить специфические особенности преобразования одних видов энергии в другие в процессе жизнедеятельности, получить объективные критерии осуществимости реакций в живых организмах.

В третьем разделе рассматриваются общие вопросы кинетики химических реакций и специфические особенности биокатализа.

В четвертом разделе рассматриваются основы современного учения о растворах, в которых протекают все важнейшие биохимические процессы в организме человека. Теоретический материал этого раздела является научной базой для изучения кислотно-щелочного равновесия, электролитного баланса, диффузионных и осмотических явлений в организме человека. На основе физико-химии гомо- и гетерогенных систем изучаются гетерогенные равновесия в полости рта, химические основы минерализации костной и зубной ткани и методы реминерализации, минерализующие функции слюны. В этом же разделе студенты знакомятся с основными методами титриметрического анализа и основными положениями электрохимии как основы биоэлектрохимии и электрохимических методов исследования в биохимии и медицине. Электрохимические представления используются при применении металлов и сплавов в стоматологии, а также для изучения коррозионной стойкости металлических материалов и явления гальванизма в полости рта.

Материал, рассматриваемый в пятом разделе, служит теоретической основой для изучения на молекулярном уровне многих процессов, происходящих в живых организмах. Изучение материала этого раздела необходимо для прогнозирования физиологических, токсикологических и фармакологических свойств различных соединений. Для этого необходимо знать строение атомов, характер химической связи между атомами и положение элементов в периодической системе элементов Д.И. Менделеева. Теория комплексных соединений позволяет лучше понять свойства многих биологически активных комплексных соединений металлов, на ней основана хелатотерапия.

Шестой раздел посвящен химии биогенных элементов и основам бионеорганической химии. В этом разделе дается общая физико-химическая характеристика элементов, их содержание и роль в организме, характерные степени окисления и валентные состояния в их соединениях. Приводятся также элементы качественного анализа неорганических соединений. Рассматриваются экологические аспекты действия неорганических веществ и проблема профессиональных заболеваний.

В седьмом разделе студенты знакомятся с физико-химией поверхностных явлений. Знания по физико-химии поверхностных явлений позволят будущему врачу лучше понять сущность процессов гемо- и лимфосорбции, энтеросорбции, структуры биологических мембран, хроматографических методов анализа.

В восьмом разделе изучается физико-химия дисперсных систем и растворов высокомолекулярных соединений (ВМС). Многие жидкости и плотные ткани человеческого организма относятся к дисперсным системам. В этом же разделе рассматриваются широко применяемые в медицинской практике методы диализа и электрофореза. Изучение химии растворов ВМС облегчает понимание будущему врачу таких процессов как растворение биополимеров, высаливание, застудневание, коацервация, вязкое течение.

При чтении лекций и проведении лабораторно-практических занятий надо использовать новейшие достижения отечественной и зарубежной науки, необходимые при изучении медико-биологических дисциплин.

Основными формами обучения являются лекции и лабораторные занятия. Лекции должны носить проблемный характер, в них целесообразно освещать основные вопросы программы. В дополнение к лекционному материалу необходимо разрабатывать и издавать учебные пособия по лекционному курсу.

На лабораторных занятиях программные вопросы обсуждаются и закрепляются через стадию экспериментальной работы. В ходе ее выполнения приобретаются предусмотренные программой умения и практические навыки. Ряд вопросов программы изучается только на лабораторных занятиях (например, химия биогенных элементов, титриметрический анализ и др.). При выполнении лабораторных работ студент ведет протокол, при оформлении которого особое внимание обращается на умение грамотно фиксировать наблюдаемые во время проведения опытов изменения и способность делать правильные выводы на основании сопоставления экспериментальных данных и теоретических знаний.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществляется как в форме традиционного устного и письменного опроса, так и в форме тестов. В течение обучения проводятся 1 коллоквиум по разделу «Учение о растворах». Завершающей формой контроля является экзамен.

Преподавание общей химии осуществляется в течение I семестра первого курса: аудиторных часов – 74: 32 часа лекционных и 42 часа лабораторных занятий.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:



  • минеральный состав твердых тканей зуба и физико-химические характеристики слюны (электролитный состав, рН, осмоляльность);

  • состав, физико-химические характеристики и химические изменения в полости рта основных неорганических стоматологических материалов (стоматологическая амальгама, галлодент, металлы и их сплавы, некоторые вспомогательные материалы);

  • химические основы минерализации и профилактики деминерализации костной и зубной ткани при кальций-, фосфат- и фтор-дефицитных состоянии организма;

  • гипо-, гипер-, изотонические растворы и их применение в биологии и медицине; основные компоненты, определяющие величину осмотического и онкотического давления плазмы крови; распределение воды между клетками и внеклеточной жидкостью (гемолиз, плазмолиз); распределение воды между сосудистым руслом и межклеточным пространством;

  • основы кислотно-щелочного равновесия крови (рН крови, ацидоз, алкалоз); механизм действия гидрокарбонатной буферной системы плазмы крови и гемоглобиновой буферной системы эритроцитов.

Студент должен уметь:

  • классифицировать биогенные химические элементы по топографии и их распространенности в организме (макро-, микро- и ультрамикроэлементы);

  • использовать термодинамические расчеты для энергетической характеристики биохимических процессов;

  • готовить растворы заданного состава;

  • измерять рН исследуемых биологических жидкостей и определять буферную емкость;

  • ориентироваться в информационном потоке, находить необходимые факты, справочные данные, библиографию по проблеме.


Содержание учебного материала

1. Химия и медицина

Предмет и задачи химии. Роль химии в развитии медицинской науки и практического здравоохранения. Х имия и стоматология.



2. Химическая термодинамика и биоэнергетика

2.1. Элементы химической термодинамики и биоэнергетики

Предмет и задачи химической термодинамики. Химическая термодинамика как основа биоэнергетики. Системы: изолированные, закрытые, открытые. Понятие о фазе: гомогенные и гетерогенные системы. Процессы: изохорные, изобарные, изотермические, адиабатные.

Внутренняя энергия. Теплота и работа — две формы передачи энергии. Первый закон термодинамики. Изобарный и изохорный тепловые эффекты. Энтальпия.

2.2.Термохимия

Закон Гесса. Следствия из закона Гесса. Стандартные теплоты образования и сгорания. Термохимические расчеты и их использование для энергетической характеристики биохимических процессов.

Взаимосвязь между процессами обмена веществ и энергии. Применение первого закона термодинамики к биосистемам. Калорийность основных составных частей пищи и некоторых пищевых продуктов. Расход энергии при различных режимах двигательной активности.

2.3. Направление биохимических процессов

Самопроизвольные и несамопроизвольные процессы. Термодинамически обратимые и необратимые процессы. Статистическое и термодинамическое толкование энтропии. Второй закон термодинамики. Стандартная энтропия. Критерии самопроизвольного протекания процессов и равновесного состояния изолированных систем.

Объединенное уравнение первого и второго законов термодинамики. Энергия Гиббса (изобарно-изотермический потенциал). Энтальпийный и энтропийный факторы. Критерии самопроизвольного протекания процессов и равновесного состояния неизолированных систем. Экзо- и эндоэргонические процессы в организме. Принцип энергетического сопряжения.

2.4. Термодинамика химического равновесия

Понятие о химическом равновесии. Константа химического равновесия и способы ее выражения: Кс, Кр, Ка. Смещение химического равновесия при изменении температуры, давления и концентрации. Принцип Ле-Шателье. Уравнения изотермы и изобары химической реакции.



3. Химическая кинетика и катализ

3.1. Элементы химической кинетики

Предмет и задачи химической кинетики. Химическая кинетика как основа для изучения скоростей и механизмов биохимических процессов. Реакции простые и сложные, гомогенные и гетерогенные. Скорость гомогенных химических реакций и методы ее измерения.

Зависимость скорости реакции от концентрации. Кинетические уравнения. Константа скорости реакции. Порядок реакции. Закон действующих масс для скорости реакции; область применения. Кинетические уравнения реакций нулевого, 1-го и 2-го порядков. Период полупревращения. Молекулярность реакций.

3.2. Элементы химической кинетики

Зависимость скорости реакции от температуры. Температурный коэффициент скорости реакции. Энергетические диаграммы экзо- и эндотермических реакций. Энергетический барьер реакции. Энергия активации. Уравнение Аррениуса. Понятие о теориях активных соударений и переходного состояния.

Понятие о кинетике сложных реакций: параллельных, последовательных, сопряженных, обратимых, цепных. Фотохимические реакции.

3.3. Катализ и катализаторы

Механизм гомогенного и гетерогенного катализа. Энергетическая диаграмма каталитической реакции. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их действия. Общая схема действия ферментов.



4. Учение о растворах

4.1. Коллигативные свойства растворов

Вода как универсальный растворитель в биосистемах. Физико-химические свойства воды, обусловливающие ее роль в процессах жизнедеятельности. Термодинамика растворения. Энтальпийный и энтропийный факторы и их связь с механизмом растворения. Идеальные растворы.

Коллигативные свойства разбавленных растворов. Осмос. Осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа. Полупроницаемые мембраны в организме. Осмолярность и осмоляльность биологических жидкостей и перфузионных растворов. Осмотическое давление плазмы крови. Распределение воды в организме между клетками и внеклеточной жидкостью. Плазмолиз и гемолиз. Гипо-, гипер- и изотонические растворы в медицинской практике. Коллоидно-осмоти-ческое (онкотическое) давление плазмы крови. Распределение воды в организме между сосудистым руслом и межклеточным пространством.

4.2. Коллигативные свойства растворов (продолжение)

Давление насыщенного пара над раствором. Закон Рауля. Повышение температуры кипения и понижение температуры замерзания раствора. Криоскопия. Эбуллиоскопия.

Коллигативные свойства разбавленных растворов электролитов. Изотонический коэффициент Вант-Гоффа, его физический смысл.

4.3. Теория растворов слабых и сильных электролитов

Элементы теории растворов слабых и сильных электролитов. Константа ионизации слабого электролита. Закон разведения Оствальда. Основные положения теории сильных электролитов. Активность и коэффициент активности. Ионная сила раствора.

Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель — рН как количественная мера активной кислотности и щелочности. Интервал значений рН важнейших биологических жидкостей. Виды кислотности биологических жидкостей. Кислотно-основные индикаторы. Колориметрические методы рН..

4.4. Протолитическая теория кислот и оснований

Основные положения протолитическойя теории кислот и оснований. Молекулярные и ионные кислоты и основания. Сопряженная протолитическая пара. Классификация растворителей: протогенные, протофильные, амфипротонные. Вода как амфипротонный растворитель. Типы протолитических реакций: реакции нейтрализации, гидролиза, ионизации. Гидролиз АТФ как универсальный источник энергии в организме.



4.5. Буферные системы

Классификация буферных систем и механизм их действия. Расчет рН буферных систем. Уравнение Гендерсона-Гассельбаха. Буферная емкость. Буферные системы крови: гидрокарбонатная, гемоглобиновая, фосфатная и белковая. Понятие о кислотно-щелочном равновесии крови. Ацидоз и алкалоз.



4.6. Гетерогенные равновесия

Гетерогенные равновесия в системе «насыщенный раствор – осадок малорастворимого электролита». Константа растворимости (термодинамическая, концентрационная). Условия образования и растворения осадков. Совмещенные однотипные и разнотипные конкурирующие химические равновесия в гетерогенных системах. Гетерогенные равновесия в жизнедеятельности организмов (образование гидрокидфосфата кальция, образование конкрементов при почечно-каменной и желчно-каменных болезнях).



4.7. Гетерогенные равновесия в полости рта

Химический состав минерализованных тканей зуба и слюны.


Физико-химические характеристики слюны. Гетерогенные равновесия в полости рта. Химические основы минерализации костной и зубной ткани и метода реминерализации. Применение фторсодержащих препаратов и зубных паст в стоматологии.

4.8. Электродные и окислительно-восстановительные (ОВ) потенциалы

Электродные и окислительно-восстановительные (ОВ) потенциалы. Механизм возникновения электродного потенциала. Уравнение Нернста. Уравнение Петерса. Водородный электрод. Измерение электродных потенциалов.



4.9. Гальванические элементы

Химические и концентрационные гальванические элементы. Расчеты ЭДС. Прогнозирование направления окислительно-восстановительных процессов по стандартной энергии Гиббса и по величинам окислительно-восстановительных потенциалов.



4.10. Потенциометрия

Электроды сравнения и определения. Хлорсеребряный электрод. Ионоселективные электроды: стеклянный электрод. Потенциометрическое титрование, его сущность и использование в количественном анализе и медико-биологических исследованиях.



4.11. Титриметрические методы анализа

Классификация титриметрических методов анализа. Расчеты в объемно-аналитических определениях. Способы выражения состава раствора: молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента, моляльность, массовая доля, мольная доля, парциальное давление.

Принцип эквивалентности. Основные способы титрования в объемном анализе. Общая характеристика методов кислотно-основного титрования: титранты и их стандартизация, фиксирование точки эквивалентности. Выбор индикатора. Общая характеристика метода перманганатометрии: титранты и их стандартизация, фиксирование точки эквивалентности. Общая характеристика метода иодометрии: титранты и их стандартизация, фиксирование точки эквивалентности, определение окислителей и восстановителей. Значение титриметрического анализа в медико-биологических исследованиях и клиническом анализе.

5. Строение атомов, химическая связь и строение молекул

5.1. Периодический закон и периодическая система элементов
Д.И. Менделеева в свете квантово-механической теории строения атома

Квантово-механические представления о строении атомов. Характеристика энергетического состояния электрона системой квантовых чисел. Принципы заполнения электронами энергетических уровней и подуровней в атоме: принцип Паули, принцип минимума полной энергии атома, правила Клечковского, Хунда. Периодический закон и периодическая система


Д.И. Менделеева в свете квантово-механической теории строения атомов. s-, p-, d- и f-блоки элементов.

5.2. Химическая связь

Современные представление о природе химической связи. Энергетическая кривая потенциальной энергии молекулы. Понятие о методе валентных связей. Основные характеристики связи: энергия, длина, направленность, полярность. Валентность и максимальная ковалентность атомов.Геометрия молекул. Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Дипольные моменты и полярность молекул. Представление о методе молекулярных орбиталей (ММО). Связывающие и разрыхляющие МО. Энергетические схемы образования МО двухатомных гомоядерных молекул элементов первого периода периодической системы элементов. Межмолекулярные взаимодействия. Водородная связь.



5.3. Комплексные соединения

Координационная теория Вернера. Классификация и номенклатура комплексных соединений. Внутрикомплексные соединения. Хелаты. Реакции комплексообразования. Константы нестойкости и устойчивости комплексов. Разрушение комплексных соединений. Характер связи в комплексах с точки зрения метода валентных связей. Комплексообразующая способность s-, p- и


d-элементов. Дентатность лигандов. Биолиганды. Применение комплексных соединений в медицине. Трилон Б и эвгенол в стоматологии.

6. Химия биогенных элементов

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Макро- и микроэлементы в окружающей среде и организме человека. Связь эндемических заболеваний с особенностями биогеохимических провинций. Биологическая роль элементов в зависимости от положения в периодической системе Д.И. Менделеева. Топография важнейших биогенных элементов в организме человека.

Химия элементов s-блока. Распространенность в природе. Электронные структуры атомов и катионов. Изменения в группах величин радиусов атомов и ионов, потенциала ионизации. Сравнение свойств простых веществ и ионов IА и IIA групп. Биологическая роль натрия, калия, кальция и магния. Соединения лития, натрия, калия, магния и кальция как лекарственные средства. Токсичность бериллия и бария.

Химия элементов d-блока. Распространенность в природе. Электронные структуры атомов и катионов. Изменения в группах величины радиусов атомов и ионов, потенциала ионизации. Особенность кислотно-основных, окислительно-восстановительных и комплексообразующих свойств соединений элементов IВ–VIIВ групп. Биологическая роль меди, цинка, хрома, молибдена, марганца, железа и кобальта. Соединения серебра, ртути, цинка, марганца, железа и кобальта как лекарственные средства. Цитотоксическое действие комплексов платины.

Химия элементов р-блока. Распространенность в природе. Электронные структуры атомов и ионов. Изменение в группе величины радиусов атомов и ионов; потенциала ионизации. Особенность кислотно-основных, окислительно-восстановительных и комплексообразующих свойств соединений элементов IIIА–VIIА групп. Биологическая роль углерода, азота, фосфора, кислорода, серы, фтора, хлора, брома и йода как лекарственные средства. Зуботехнический гипс.

Элементы качественного анализа неорганических соединений. Понятие об аналитических классификациях катионов и анионов. Групповые реактивы. Аналитические реакции катионов (Na+, K+, , Mg2+, Ca2+, Sr2+, Ba2+, Al3+, Zn2+, Mn2+, Fe3+, Fe2+, Co2+, Ni2+, Cu2+, Ag+, Pb2+) и анионов (,,,, Cl-, Br-, J-, S2-, ,).



7. Физико-химия поверхностных явлений

7.1. Поверхностные явления

Поверхностные явления и их значение в биологии и медицине. Поверхностная энергия и поверхностное натяжение. Поверхностно-активные и поверхностно-инактивные вещества. Изотерма поверхностного натяжения. Поверхностная активность. Правило Дюкло-Траубе. Адсорбция на границе раздела жидкость–газ и жидкость–жидкость. Уравнение Гиббса. Ориентация молекул в поверхностном слое и структура биологических мембран.



7.2. Адсорбция на неподвижной поверхности раздела

Адсорбция на границе раздела твердое тело–газ и твердое тело–жидкость (раствор). Уравнения Ленгмюра и Фрейндлиха. Мономолекулярная и полимолекулярная адсорбция. Хемосорбция. Адсорбция сильных электролитов (эквивалентная, избирательная, обменная) Значение адсорбционных процессов в биосистемах. Понятие об адсорбционной терапии. Иониты, их применение в медицине.



7.3. Хроматография

Классификация хроматографических методов анализа по доминирующему механизму разделения веществ и по агрегатному состоянию фаз. Адсорбционная, распределительная, эксклюзионная (гель-фильтрация), ионообменная и аффинная (биоспецифическая) хроматография: принцип методов и их особенности. Применение хроматографических методов в медицине и биологии.



8. Физико-химия дисперсных систем и растворов ВМС

8.1. Дисперсные системы

Классификация дисперсных систем по степени дисперсности, по агрегатному состоянию фаз, по силе взаимодействия между дисперсной фазой и дисперсионной средой. Коллоидные растворы. Методы получения и очистки коллоидных растворов. Фильтрация, диализ, электродиализ, ультрафильтрация. Молекулярно-кинетические свойства коллоидных растворов: броуновское движение, диффузия, осмотическое давление. Ультрацентрифугирование. Оптические свойства дисперсных систем. Эффект Фарадея-Тиндаля. Уравнение Рэлея. Электрические свойства дисперсных систем. Электрофорез и электроосмос. Заряд и строение двойного электрического слоя коллоидной частицы. Строение


мицелл.

8.2. Устойчивость и коогуляция золей

Кинетическая и агрегативная устойчивость коллоидных растворов. Коагуляция. Порог коагуляции. Правило Шульце-Гарди. Явление привыкания. Взаимная коагуляция. Понятие о теориях коагуляции. Пептизация. Коллоидная защита. Медико-биологическая роль процессов коагуляции, пептизации и коллоидной защиты.

Классификация и общие свойства грубодисперсных систем. Аэрозоли. Туманы, пыли, смоги. Особенности молекулярно-кинетических и электрических свойств аэрозолей. Использование аэрозолей в медицине. Аэрозоли промышленного происхождения как причина возникновения заболеваний легких (силикоз, антракоз, алюминоз).

Суспензии. Способы получения и стабилизации суспензий. Молекулярно-кинетические и оптические свойства суспензий по сравнению с коллоидными растворами. Седиментационная и агрегативная устойчивость. Высококонцентрированные суспензии (пасты).

Эмульсии. Методы получения и свойства. Устойчивость эмульсий. Эмульгаторы, их природа и механизм действия . Определение типа эмульсий. Обращение фаз эмульсий. Разрушение эмульсий. Эмульсии как лекарственная форма.

Коллоидные ПАВ: мыла, детергенты. Мицеллообразование в растворах коллоидных ПАВ. Критическая концентрация мицеллообразования. Явление солюбилизации. Липосомы.

Высокомолекулярные соединения (ВМС). Классификация ВМС. Химическое строение и пространственная форма макромолекул. Типы связей в полимерах. Механизм набухания и растворения ВМС. Влияние различных факторов на степень набухания. Вязкость растворов ВМС. Уравнение Штаудингера и Марка-Хаувинка-Куна. Вязкость крови и других биологических жидкостей.

Полиэлектролиты, изоэлектрическая точка и методы ее измерения. Коллигативные свойства растворов ВМС. Уравнение Галлера.



Устойчивость растворов ВМС и факторы, ее определяющие. Застудневание. Высаливание. Коацервация. Студни. Диффузия в студнях. Свойства студней: синерезис и тиксотропия.