Пояснительная записка экономическая и социальная география мира - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень медиотеки Экономическая и социальная география мира. 1 36.48kb.
Дидактические карточки по экономической и социальной географии мира... 5 1438.02kb.
Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология» 2 331.19kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по «истории Древнего мира» 1 277.02kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... 1 547.74kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса 7 2463.36kb.
Учитель Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка рабочая программа 5 1394.13kb.
Пояснительная записка Курс «История Древнего мира» 1 314.27kb.
Внеклассное мероприятие Клубова Лариса Александровна Классный руководитель... 1 256.87kb.
Пояснительная записка (7 класс) Изучение учебного предмета 1 261.68kb.
Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная... 2 455.93kb.
Региональная депрессивность: специфика проявления и проблематика 1 307.52kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономическая и социальная география мира

под редакцией В.П. Максаковского, 68 часов

10 класс

Одними из важнейших принципов, положенных в основу данного курса являются историзм, с помощью которого можно нарисовать социально-экономическую панораму мира в динамике, и внутри- и межпредметная интеграция позволяющая учащимся использовать "наработанный" материал другими естественными и гуманитарными школьными дисциплинами. А также принципы актуальности, системности и д.р.. Последовательность тем диктуется историко-географической логикой. Курс открывается темой "Природа и цивилизация", в которой показаны основные этапы освоения планеты и изменение характера взаимоотношений человека и природной среды. Далее следует логичный переход к изучению темы "Природные ресурсы", а затем "Население". Далее следуют темы "Политическая карта мира" и "Мировое хозяйство". Обращение к мировому хозяйству символизирует единство и целостность современного мира, подчёркивает необходимость интеграции экономики в такое хозяйство. Тема "Региональная география" наиболее обширна. Главный вопрос в ней - изучение наиболее характерных особенностей отдельных регионов мире, являющихся продуктом естественной эволюции современного мира и учитывающее хозяйственно-культурные типы населения. Завершается курс темой "Глобальные проблемы человечества", в которой даётся общее представление об этих проблемах, одни из которых порождены развитием экономики и избыточными нагрузками на природные системы, другие - быстрым ростом населения миря, третьи -кризисом духовной культуры и т.л.. В связи с особенностями содержания курса, связанного с внутри- и междисциплинарной интеграцией, особенно важно Формирование умений у учащихся устанавливать межпредметные причинно-следственные связи с ранее пройденными курсами географии и истории.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, геогафических аспектах глобалных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умением сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим странам и народам, их культурам; бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.



ВВЕДЕНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. (4 ч)

Предмет изучения, цели и задачи социальной и экономической географии мира. Значение и необходимость, знаний в области социальной и экономической географии в жизни современного человека. Основные методы в изучении отдельных стран и регионов мира.

Современная политическая карта мира как многовековой итог развития обществе. Особенности влияния различных исторических эпох на её Формирование. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира, принципиальные различия между ними. Территория, население и власть как основные элементы государства. Сходства и различия государств. Многоликость стран современного мира. Их типология. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны мира. Территория государств и государственная граница. Международное право и запрещение нарушения границ другого государства. Монархия и республика как Форма правления. Унитарное и федеративное государства как форму государственного устройства. Международные организации. ООН как наиболее массовая и авторитетная международная организация в современном мире, её Функции и задачи. Понятие о политической географии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1 Группировка стран на политической карте мира.


МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. (5 ч)

Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса и использование им разнообразных природных ресурсов. Связь природных и экономических ресурсов. Масштабы сырья, потребляемые современной промышленностью мира. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, лесные ресурсы. Ресурсы пресной воды и ресурсы Мирового океана: история освоения, особенности их распределения и использования. Основные проблемы в распределении и использовании различных видов ресурсов. Изменение роли отдельных ресурсов на протяжении истории развития человечества. Быстрое истощение природных ресурсов. Другие, нетрадиционные виды ресурсов. Неудовлетворительное состояние существующей системы производительных сил. Мобилизация творческих сил человечества для преодоления кризиса цивилизации. Охрана и рациональное использование природных ресурсов.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2 Определение обеспеченности стран запасами основных видов топливных ресурсов при современном уровне добычи.

3 Характеристика природных ресурсов Земли. Классификация. Размещение.
НАСЕЛЕНИЕ МИРА (7 ч)

Важнейшие этапа демографической истории человечества. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Естественное движение населения, его воспроизводство. "Демографический взрыв", его причины и последствие Теория демографического перехода. Демографическая политика и её направленность в разных странах. Этнический и религиозный состав населения, мировые и национальные религии. Возрастной и половой состав населения. Половозрастная пирамида. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Неравномерность размещения населения по поверхности Земли. Характер и плотность расселения.

Связь образа жизни населения с местными условиями стран и регионов. Урбанизация, её особенности в развитых и развивавшихся странах. Крупнейшие города мира. Агломерации, мегаполисы. География международных миграций населения, их причины. Социально-экономические условия и продолжительность жизни населения в различных странах и регионах мира.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

4 Построение половозрастной пирамиды населения одной из стран мира.

5 Объяснение особенностей населения одной из стран (региона) мира.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (4 ч)

Понятие о мировом хозяйстве как совокупности национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. Состав мирового хозяйства. Международное разделение труда как высшая Форма географического разделения труда. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических Факторов. Научно-техническая революция (НТР) и размещение производительных сил. Особенности современного этапа НТР. Старые и новые факторы размещения производительных сил.


ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (9 ч)

Промышленность мира: значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи, географические особенности. Энергетика. Топливно-энергетический баланс мира и тенденции его изменения. Нефтегазовая и угольная промышленность. Электроэнергетика. Обрабатывающая промышленность мира: машиностроение, химическая промышленность мира. Металлургия. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государства. Основные промышленные очаги и центры. Сельское хозяйство: значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Аграрные отношения в странах различного типа. Земледелие. "Зелёная революция" и её сущность. Животноводство. Различия между странами в уровне развития сельского хозяйства. Основные мировые районы земледелия. Транспорт, его роль в развитии и размещении мирового хозяйства, в международном разделении труда. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные вилы транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный и воздушный транспорт), их географические особенности. Мировые экономические связи. Формы международных экономических связей. Важнейшие интеграционные союзы. Экономическая интеграция "Восток-Запад".



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

6 Характеристика одной из отраслей мирового хозяйства.


РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ (25 ч)

Современный мир сквозь призму индивидуальности слагающих его регионов. Страноведение и региональная география историко-географические регионы (историко-культурные области) как наиболее подходящая основа для географического познания мира. Развитые страны. США, страны Западной Европы и Япония: соотношения в "треугольнике силы", "Новые индустриальные страны". Развивающиеся страны: их сходства и различия. Корни отсталости. Типология развивающихся стран. Характеристика стран и регионов: Западной и Восточной Европы; США, Канады, Латинской Америки, Азии (Японии, Китая и Индии), Африки, Австралии и Океании. Их природная, историческая и социально-экономическая специфика.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

7 Определение ПГП страны.

8 Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (9 ч)

Понятие глобальной проблемы, её признаки. Проблемы сохранения мира на Земле и ликвидация угрозы ядерной войны. Экологические проблемы. Энергетическая и сырьевая проблемы. Демографическая и продовольственная проблемы. Проблемы отсталости. Проблемы дефицита демократии, свободы, гуманизма и кризиса культуры1/ нравственности, семьи. Проблемы охраны здоровья. Проблема Мирового океана. Истоки этих и других проблем, их острота и взаимосвязь, географические особенности проявления и возможности решения.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

9 Составление таблицы "Глобальные проблемы человечества".


ОБОБЩЕНИЕ (3 ч)

Повторение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения социальной и экономической географии мира. Подведение итогов обучения по географии в средней школе.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ГЕОГРАФИИ:

Учащиеся должны:

1. Знать и применять:

-основные понятия и термины экономической и социальной географии, необходимые для изучения курса.



2. Называть и (или) показывать:

-примеры стран разных типов государственного устройства;

-примеры стран разного уровня социально-экономического развития;

-примеры стран-участниц важнейших международных экономических и политических организаций;

-основные виды природных ресурсов;

-антропогенные изменения природы Земли (примеры), источники и виды загрязнения окружающей среды, меры по охране окружающей среды;

-страны, выделяющиеся по запасем основных видов природных ресурсов;

-основные расы; крупнейшие народы мира. Наиболее распространенные языки и мировые религии, ареалы. Их распространения;

-крупнейшие по плошали и населению страны мира к их столицы;

-численность населения мира, основные черты размещения;

-примеры стран различных типов воспроизводства населения;

-соотношения городского и сельского населения мира, географические особенности процесса урбанизации;

-крупнейшие города и городские агломерации мире;

-состав мирового хозяйства и особенности его размещения в современную эпоху;

-факторы размещения основных отраслей хозяйства;

-примеры стран - крупнейших производителей основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

-важнейшие транспортные узлы и пути сообщения; государства на политической карте мира, страна СНГ.

3. Определять (измерять):

-показатели, характеризующие население и хозяйство.



4. Объяснять:

-особенности естественного и механического движения населения отдельных стран и регионов мира;

-особенности размещения населения мира и отельных регионов, связанные с историческими, природными и экономическими причинами;

-особенности урбанизации отдельных стран мира;

-особенности состава и структуры современного мирового хозяйства и хозяйств отдельных стран и регионов;

-особенности отдельных стран и регионов.



5. Прогнозировать:

-делать простейшие прогноза развития социально-экономических

явлений и процессов.
ПРАВИЛА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ:

Учитель оценивает умения и знания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, опираясь на следующие рекомендации:

1. Содержание и объём материала, подлежавшего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала определяется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять её в знакомых и незнакомых ситуациях на практике.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по географии являются: письменная контрольная работа, письменное и устное тестирование, устный опрос.

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависят так же от наличия и характера погрешностей, попущенных учащимися.

4. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочёты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и умениями, указанными в программе. К недочётам относятся погрешности, свидетельствующие о неполном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочётами так же считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником знания или способа его выполнения (неаккуратная запись, небрежное оформление работы). Граница между недочётами и ошибками является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочёт.

5. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят как из теоретических, так и из практических вопросов и задач.

6. Оценка ответов учащихся при устном к письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок:

1-"плохо"

2-"неудовлетворительно"

3-"удовлетворительно"

4-"хорошо"

5-"отлично"

7. Учитель может повысить отметку учащегося за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которое свидетельствует о высоком географическом развитии учащегося- за решение более сложной географической задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенный учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.




OЦEHKA УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАШИХСЯ
Ответ оценивается отметкой "5", если ученик:

-полно раскрыл содержание материала, предусмотренное программой и учебником:

-изложил материал грамотным языком в определённой последовательности, точно используя географическую терминологию и символику;

-правильно выполнил чертежи, графики, рисунки, сопутствующие ответу;

-показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформулированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

-возможны один - два недочёта при освящении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Ответ оценивается отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку "5", но при этом имеет один из недостатков:

-в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие географического содержания ответа;

-допущены один - два недочёта при освящении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

-допущена ошибка или более двух недочётов при освящении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя;



Отметка "3" ставится в следующих случаях:

-неполно и непоследовательно раскрыто содержание материала, не показано общее понимание вопроса и

продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

-имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании географической терминологии, чертежах, схемах, в выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задании, но выполнил задание обязательного уровня сложности по данной теме;

-при задании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков;


Отметка "2" ставится в следующих случаях:

-не раскрыто содержание учебного материала;

-обнаружено незнание и непонимание учеником большей и наиболее

важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании географической терминологии, в схемах, рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлении после нескольких наводящих вопросов учителя;

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Отметка "5" ставится, если:

-работа выполнена полностью:

-в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

-в решениях нет географических ошибок (возможны: одна неточность, описка, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).


Отметка "4" ставится, если:

-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

-допущены одна ошибка или два - три недочёта в выкладках, схемах, чертежах или графиках (ес:и эти силы Работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка "3" ставится, если:

-допущено более одной ошибки или более двух - трёх недочётов в выкладках, чертежах, схемах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.


Отметка "2" ставится, если:

-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по проверяемой теме.



ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИХСЯ
На тестовые задания может быть отведена лишь часть урока, либо полный урок. Задания могут быть предложены выборочно (отдельным учащимся), либо всем одновременно в виде различных нескольких вариантов. Количество вопросов теста не должно превышать 30 (тридцати), на выполнение (ответ) одного вопроса-задания теста отводится не менее 1 (одной) минуть, если тест состоит по схеме "вопрос - несколько возможных вариантов ответов" (обычно - четыре).
Оценка "5" ставится, если:

-учащийся ответил правильно на 27-30 вопросов тестовых заданий, что составило 90-100% правильных ответов из 100% от возможных правильных ответов;


Оценка "4" ставится, если:

-учащийся ответил правильно на 23-26 вопросов тестовых заданий, что составило 77-89% правильных ответов из 100% от возможных правильных ответов;


Оценка "3" ставится, если:

-учащийся ответил правильно на 18-22 вопроса тестовых заданий, что составил 60-76% правильных ответов из 100% от возможных правильных ответов:


Оценка "2" ставится, если:

-учащийся ответил правильно лишь на 17 или менее вопросов тестовых заданий из 30, что составило менее 60% из возможных 100% правильных ответов.



Используемый УМК:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. Москва, «Просвещение», 2008 г.

  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса. Москва, «Дрофа», 2004 г.

  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира 10 класс. Москва, «Просвещение», 2004 г.

  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт. Москва, 2007 г.

  5. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии для 10 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учрежнений. Москва, «Просвещение», 2007 г.

  6. Мультимедийная обучающая программа «География 10 класс. Экономическая и социальная география мира».



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов.



ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

(подготовка в течение учебного года)


  1. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.

  2. Освоение богатств Мирового океана и охрана его прродных комплексов, как глобальная проблема человечества.

  3. Рекреационные ресурсы Земного шара и индустрия туризма.

  4. Охрана среды обитания как глобальная проблема человечества.

  5. Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.

  6. Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.

  7. Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.

  8. География религий. Влияние религий на социальные и экономические проблемы мира.

  9. География внешних миграций в XX веке.

  10. Национальные проблемы отдельных стран мира. Пути и методы их решения.

  11. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.

  12. География крупных мегаполисов мира.

  13. Экономическая интеграция в Европе.

  14. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.

  15. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.

  16. Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.

  17. Транспортная система мира. Ее значение в формировании мирового хозяйства.

  18. Нетрадиционные ситочники энергии и их использование человеком.

  19. Международные программы по охране природных ресурсов.

  20. Особенности урбанизации в разных странах мира.

  21. География христианства в современном мире.

  22. Историко-географический анализ странспорта мира: от телеги до аэробуса.

  23. Микрогосударства Европы.

  24. Освоение человеком труднодоступных районов планеты.

  25. Динамика численности населения в XX веке, региональные отличия.

  26. Особенности современного международного географического разделения труда.

  27. Экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство в современном мире.

  28. Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.

  29. Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.

  30. Страноведение.


ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ
Страны – монархии: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Щвеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа. Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.

Страны с федеративной формой правления: Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Мьянма, Индия, Пакистан, Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).

Внутриконтинентальные страны: Щвейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Боствана, Уганда.

Развитые страны: «Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны («страны переселенческого капитализма»).

Развивающиеся страны: ключвые, новые индустриальные страны, нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.

Страны, добившиеся независимости после Второй Мировой войны:

Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан,Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.

Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-дИвуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Босвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.

Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.

Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.

Европа: Мальта.
Зарубежная Европа.

Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.

Нефтегазоносный бассейн: Североморский.

Железорудный бассейн: Лотарингский.

Промышленность:

Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.

Химическая промышленность: ФРГ.

Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.

Высокоразвитые районы: Лондонский. Парижский, южные районы ФРГ (Штутгард, Мюнхен), «промышленные треугольник» Италии (Милан – Турин - Генуя).

Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ): Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания); Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция); Верхне-Силезский район (Польша); Остравский (Чехия).
Страны и их столицы

Зарубежная Азия и Австралия.

Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн.

Африка.

Страны и столицы.



Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
Северная Америка.

Страны и столицы.



Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.

Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.

Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка.

Страны и столицы.



Производители бананов: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.

Производители сахара: Куба.

Производители кофе: Бразилия, Колумбия.

Производители мяса и пшеницы: Аргентина.

Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро.
Крупнейшие городские агломерации мира: Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва.

Мировые центры: Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны-лидеры по промышленному производству в мире: США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира: США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья.

Медные руды: Чили, Перу, Замбия.

Олово: Малайзия.

Бокситы: Гвинея, Ямайка.

Фосфориты: Марокко.


Развернутое календарно-тематическое планирование по курсу

«Экономическая и социальная география мира» В.П. Максаковский, 10 класс

68 часов (2 часа в неделю)


№ п/п

Тема урока

Дата

Код

эл-тов

Образовательные

задачи

Понятия

Навыки

Форма


Оборудование

Домашнее задание

Современная политическая карта мира

1

Введение.

Экономическая, социальная география мира






6.1

Познакомить учащихся с основными уровнями изучения страноведческой, региональной глобальной географии; структуры учебника методами географических исследований.

Экономическая и социальная география мира. Социология.



Знать/понимать:

основные географические понятия и

термины

Уметь:


определять

распределение группировок по континентам




Беседа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

Введение по учебнику. Т. 1


2

Влияние международных отношений на политическую карту мира




6.2

Сформировать представление о разнообразии современного мира

Изменения на политической карте мира в новейшее время.

Многообразие стран

современного мира и их основные группы.


Знать: крупнейшие государства мира, страны с численностью более 100 млн. человек.

Уметь: классифицировать страны мира по площади, численности населения, уровню экономического развития



Семинар

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

Т1, §1

3

Государственный строй стран мира







Дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства

Государственный строй,

формы правления и административно-

территориального

устройства стран мира.

Геополитика и политическая география.

Международные организации.

Роль и место России в

современном мире.



Знать: понятия монархия, республика, унитарное и федеративное государства

Самостоятельная работа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

Т1, §2, 3

4

Политическая география







Показать влияние международных отношений на политической карте мира

Политическая карта, политическая география, геополитика.

Знать: Изменения на политической карте мира (по сводкам новостей), термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские драконы».

Практическая работа №1 «Страны добившиеся политической независимости после 2 мировой войны»

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

Т1, §4

5

Обобщающий урок по теме «Современная политическая карта мира»


















Тест







География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

6

Взаимодействие

общества и природы






5.1

Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование»

Основные виды природных ресурсов.

Размещение природных

ресурсов и масштабы их

использования.

Обеспеченность природными ресурсами.

Особенности использования разных видов природных ресурсов.

Рациональное и нерациональное природо-

пользование.





Знать особенности

размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь

определять и



сравнивать по разным источникам нформации географические тенденции развития природных, соци-

ально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообес-печенность отдельных стран и регионов мира





семинар

Политическая карта мира, карта природных ресурсов, учебник, атлас, к/к



Т2,







7

Загрязнение окружающей среды







Познакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды

Причины и последствия

загрязнения окружаю-

щей среды.

Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию.

Геоэкология


Знать проблемы загрязнения и пути ее защиты

Реферат

Политическая карта мира, карта природных ресурсов, учебник, атлас, к/к





Т2, §1

8

Географическое ресурсоведение и геоэкология




5.2

Дать понятие «ресурсообеспеченность»

Основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд

Знать: неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.

Уметь определять ресурсообеспеченность стран мира



Практическая работа №2 «Мировые природные ресурсы»

Политическая карта мира, карта природных ресурсов, учебник, атлас, к/к





Т2,§2

9

Обобщение по теме «Мировые природные ресурсы»

















Зачет







Население мира



10, 11

Численность и воспроизводство населения




3.3

Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения

Численность и воспроиз­водство населения. Есте­ственный прирост насе­ления и его типы. Демо­графическая политика. Половой, возрастной и этнический состав насе­ления. Крупные народы и языковые семьи. Геогра­фия мировых религий. Этнополитические и ре­лигиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, геогра­фия международных ми­граций. Расселение насе­ления.

Знать численность и динамику населе­ния мира, отдель­ных регионов и стран, их этногеографическую спе­цифику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направле­ния миграций; про­блемы современной урбанизации. Уметь определять и сравнивать по раз­ным источникам информации гео­графические тен­денции развития природных, соци­ально-экономичес­ких и геоэкологиче­ских объектов, про­цессов и явлений

Лекция

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т3, §1

11

Состав и структура населе­ния.




3.5

Дать характеристику однонациональным и многонациональным государствам, возрастному и религиозному составу

Городское и сель­ское население. Урбани­зация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и го­родские агломерации ми­ра и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и ре­гионов мира

Оценивать и объяс­нять демографиче­скую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации насе­ления

Самостоятельная работа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т3,§2

12

Размещение и миграции населения




3.6

Сформировать знания об особенностях распределения населения

Расселение как процесс распределения населения по территории. Ареалы высокой плотности населения. Внешняя и внутренняя миграции

Знать: трудовые миграции, вынужденная миграция, плотность населения, ареалы.

Практическая работа №3 «Миграции населения»

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т3,§3

13

Го­родские и сельские поселения




3.5

Дать характеристику урбанизации как всемирного процесса

Города миллионеры, уровень урбанизации, геоурбанистика, субурбанизация

Знать основные исторические этапы развития городов.

Лекция

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т3,§4

14

Обобщение по­ теме «Население мира»
















Зачет







Научно-техническая революция и мировое хозяйство

15

Научно-техническая рево­люция







Сформировать понятие научно-технической революции

Научно-техническая ре­волюция. Особенности отраслевой и территориальной струк­туры мирового хозяйства.



Знать географиче­ские особенности отраслевой и терри­ториальной струк­туры мирового хозяйства, размещение его основных отрас­лей.

Беседа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т4, §1

16

Мировое хозяйство




4.5

Показать взаимосвязь мирового хозяйства с достижениями научно-технической революции

Различия в уровнях эко-

номического развития стран и регионов, изме­нение пропорций между производственной и не­производственной сфера­ми, промышленностью и

сельским хозяйством


Оценивать и объ­яснять уровень териториальной концентрации произ

водства, степень природных, антро­погенных и техно­генных изменений отдельных террито­рий в зависимости от уровня развития ИТР



Практическая работа №4 «Мировое хозяйство»

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т4, §2

17

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства




4.1

Дать характеристику 3 типов структуры мирового хозяйства

Показать территориальные структурные различия мирового хозяйства между двумя группами стран

Знать воздействие НТР на отраслевую структуру. Основные модели мирового хозяйства. Понимать региональную политику

Реферат

Политическая карта мира, Физическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т4, §3

18

Факторы размещения





4.2

Ознакомить учащихся с основными факторами размещения производительных сил

Старые и новые факторы размещения. Факторы территории, ЭГП, транспортные факторы, трудовые резервы

Знать факторы воздействия на размещение, технопарк, технополюс

Работа с учебником

Политическая карта мира, Физическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т4,§4

19

Обобщающее повторение по теме «Научно-техническая революция»
















Зачет






География отраслей Мирового хозяйства

20, 21

География промышленности.

Топливно-

энергетическая

промышленность









Показать место промышленности в экономике мира

Рассмотреть ТЭП: рост производства и потребления, три этапа развития



Мировое хозяйство и этапы его развития.

Основные центры мирового хозяйства.

Международное географическое разделение

труда.


Экономическая интеграция.

Интеграционные группировки.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

География основных отраслей промышленности

и сельского хозяйства

мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. .География топливно-энергетической промышленности





Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения топливно-энергетической промышленности



Практическая работа №5 «ТЭП»

Политическая карта мира, Топливно-энергетическая карта, учебник, атлас, к/к


Т.5, §1


22

Электроэнергетика. Металлургия







Сформировать умения давать характеристику отрасли

Электроэнергетика в эпоху НТР. Электронизация. Комплексная автоматизация и информатизация. Металлургическая промышленность: типы ориентации

Знать и оценивать и объяснять уровень территориальной

концентрации производства, степень

природных, антропогенных и техногенных изменений

отдельных территорий.




Тест

Политическая карта мира, Топливно-энергетическая карта, учебник, атлас, к/к


Т.5, §3


23

Машиностроение,

химическая, лесная

и текстильная

промышленности. Главные страны и

районы








Сформировать представление о развитии машиностроения мира. Главные центры машиностроения мира. Сформировать представление о химической, лесной и текстильной промышленностях.

Отрасли машиностроения, факторы размещения. Страны-лидеры в различных отраслях машиностроения. Отрасли химической промышленности и факторы размещения для каждой отрасли химической промышленности. Отрасли легкой промышленности, факторы размещения, страны производители

Применять разно-

образные источники

географической ин-

формации для про­ведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под

влиянием разнооб-

разных факторов.




Практическая работа №6

Политическая карта мира, карта машиностроения мир, учебник, атлас, к/к



Т5

24

География сельского хозяйства и «Зеленая революция»







Ознакомить учащихся с понятием «Зеленая революция», главными С/Х районами мира

Растениеводство, основные районы выращивания сельхозкультур. Животноводство.

Знать: факторы, определяющие и стимулирующие развитие сельского хозяйства.

Практическая работа №7

Политическая карта мира, карта сельского хозяйства мира, учебник, атлас, к/к


Т. 5

25

География транс­порта







Сформировать представление о структуре транспорта мира: определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР

Сухопутный, водный, Воздушный транспорт. Основные страны производители и потребители транспортных средств. Влияние НТР на развитие транспорта География мирового

транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.

География внешней

торговли.




Знать основные направления изменения транспорта в эпоху НТР. Экологические виды транспорта (по сводкам новостей)

Практическая работа №8 «География отраслей мирового хозяйства».


Политическая карта мира, карта транспорта мира, учебник, атлас, к/к


Т.5

24

Международные экономические отношения







Показать взаимосвязь мировой экономики и международных экономических отношений, роль внешней торговли

Виды международных

экономических отношений.

Россия в мировой

Экономике.



Региональные и отраслевые группировки международная экономическая интеграция

Знать единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, технологий , рабочей силы

Тест

Политическая карта мира, атлас, к/к


Т5,§5

25

Обобщающее повторение по теме «География отраслей мирового хозяйства»
















Зачет







Региональная характеристика мира. Часть II.

Зарубежная Европа

26

Географическое положение, природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы







Сформировать представление об особенностях ЭГП стран Европы, определить его значения для хозяйства региона

«Европейский полуостров» - Евразия, Изрезанность береговой линии , теснейшая связь с морем. Малая величина территории региона

Знать: соседнее положение европейских стран, положение по отношению к главным сухопутным и морским путям

Практическая работа №9 «Характеристика ЭГП одной из стран Зарубежной Европы»

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

Т6,§1

27

Население Зарубежной Европы







Выявить закономерности формирования населения Зарубежной Европы

Заселение региона. Формирование расового и этнического состава населения. Языки народов Европы и их география

Знать темпы роста численности населения. Пространственный рисунок размещения населения. Внутренние и внешние миграции

Самостоятельная работа

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь

Т6,§2

28

Характеристика хозяйства Зарубежной Европы







Раскрыть общие черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, интеграция экономики

Виды ресурсов и основные отрасли промышленности. Условия для интеграции

Знать оценку ЭГП Европы и его влияние на экономическое развитие региона

Реферат

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь


Т6,§3

29

Сельское хозяйство Зарубежной Европы







Сформировать представление о сельском хозяйстве Европы.

Типы сельского хозяйства, природные предпосылки для его развития, районы интенсивного производства

Знать особенности развития растениеводства и животноводства по североевропейскому типу, среднеевропейскому типу, южноевропейскому типу и восточноевропейскому типу

Практическая работа №10 «Характеристика типов с/х одной из стран Зарубежной Европы»

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь


Т6,§4

30

Транспорт и туризм в Зарубежной Европе







Дать представление об уровне развития транспорта и туризма в Европе

Основные транспортные артерии Европы, виды транспорта, развитие экологически чистого транспорта. Основные туристические Центры в Зарубежной Европе, виды туризма.

Знать роль транспорта в Европе и основные туристические центры

Реферат

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь


Т6

31

Общие особенности населения и хозяйства ФРГ







Сформировать представление о населении и особенностях хозяйства ФРГ

Природные ресурсы ФРГ, сельское хозяйство, транспорт, порты.

Знать благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП ФРГ

Практическая работа №11

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь


Т6

32

Субрегион Восточная Европа. Польша







Раскрыть особенности субрегиона Восточная Европа на примере Польши

Природные ресурсы Польши, развитие сельского хозяйства, транспортных магистралей «Восток-Запад»

Знать благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП Польши


Беседа

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь


Т6

33

Составление сравнительной экономико-географической характеристики двухстран Европы: Швеции и Италии







Выявить социально-экономические особенности стран различных субрегионов Европы

ЭГП стран, население, ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, внешние связи

Уметь сопоставлять данные, проводить анализ и сравнение уровня экономического развития изучаемых стран

Тест

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь


Т6

34

Интеграционные процессы в Европе их цели и задачи







Дать представление об интеграционных процессах, выяснить их специфику

Международные организации и сообщества, военные группировки, региональные группировки, отраслевые группировки

Уметь объяснить целесообразность интеграции Европы и знать виды интеграции

Географический диктант

Карта Зарубежной Европы, атлас и к/к, рабочая тетрадь


Т6

35

Обобщающее повторение по теме «Зарубежная Европа»
















Зачет







Северная Америка

36

Население США







Сформировать представление об общих особенностях населения США, этапов формирования американской нации

Площадь территории США, форма правления США, форма территориально-государственного устройства США, Штаты США, особенности ЭГП США

Уметь сравнивать мегаполисы США, знать районы с большой плотностью населения, знать количество городов-миллионеров и процент городского населения.

Реферат

Политическая карта Северной Америки

Т9

37

Природные ресурсы и хозяйство США







Оценить природные условия и ресурсы, экологические ситуации, структуры и размещение хозяйства.

Особенности ЭГП. Оценка природных условий и ресурсов. Структура и размещения хозяйства. Важнейшие горнодобывающие районы США

Знать основные природные условия и ресурсы, структуру и размещение хозяйства

Практическая работа №12

Политическая карта Северной Америки, атлас, к/к

Т9

38

Макрорайоны США







Сформировать представление о различных районах США

Промышленный Север, Тихоокеанские Штаты, Дальний запад и горные Штаты, Южные Штаты

Знать особенности развития промышленности и сельского хозяйства различных районов США

Тест

Политическая карта Северной Америки, атлас, к/к

Т9

39

Знакомство с Канадой







Показать какие отрасли Канады определяют ее место в Мировой экономике

Характеристика ЭГП, ПГП страны, хозяйственная оценка природных ресурсов

Знать экономику Канады, региональные различия и внешнеэкономические связи

Лекция

Политическая карта Северной Америки, атлас, к/к

Т9

40

Обобщающий урок по теме «Северная Америка»
















Зачет







Латинская Америка

41

Общая характеристика стран Латинской Америки







Показать социально- экономический уровень развития стран Латинской Америки

Территория, границы, ЭГП, государственный строй и большие внутренние различия стран Латинской Америки

Знать население, этнический состав, полезные ископаемые, промышленность, сельское хозяйство региона

Лекция

Политическая, Физическая карты Южной Америки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т10, §1

42

Население Латинской Америки







Сформировать представление об общих особенностях населения Латинской Америки

Население и плотность населения, типы размещения, процесс урбанизации, форма государственного правления

Знать размещение, распределение языков и народов на территории Латинской Америки

Реферат

Политическая, Физическая карты Южной Америки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т10, §2

43

Хозяйство стран Латинской Америки







Дать представление о хозяйстве стран региона

Особенности развития экономики региона

Знать характеристику отраслей промышленности: традиционные отрасли, старые отрасли, новые отрасли и новейшие

Практическая работа №13

Политическая, Физическая карты Южной Америки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т10

44

Различие регионов Латинской Америки на примере Бразилии







Рассмотреть своеобразие Бразилии, как успешная страна региона

ЭГП и ПГП Бразилии, оценка природных ресурсов, экономика, население, культура, внешнеэкономические связи

Знать границы, природные ресурсы, направления развития экономики

Практическая работа №14

Политическая, Физическая карты Южной Америки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т10

45

Обобщающий урок по теме «Латинская Америка»
















Тест







Зарубежная Азия

46, 47

Общая характеристика стран Зарубежной Азии







Рассмотреть своеобразие азиатского региона, его состав и геополитическое положение

ЭГП и ПГП, природные условия и ресурсы региона, экологические проблемы, население, общая характеристика хозяйства

Знать состав Зарубежной Азии, особенности ЭГП регионов Азии, природные ресурсы, размещение населения

Беседа

Политическая, Физическая карты Азии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т7,§1

48

Хозяйство стран Зарубежной Азии







Сформировать представление об особенностях развития хозяйства регионов Азии

Классификация стран Азии по социально-экономическим показателям (развивающиеся и развитые). промышленность, сельское хозяйство

Знать промежуточные страны, новые индустриальные, бедные и отсталые, нефтедобывающие, страны «большой 8»

Практическая работа №15

Политическая, Физическая карты Азии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т7

49

Китай. Пути экономического и социального преобразования







Охарактеризовать целостное представление о стране

Особенности населения Китая. Характерные черты урбанизации. Демографическая политика. ЭГП и его значение. Особенности новой экономической политике. Роль китая в регионе и мире.

Знать проблемы народонаселения Китая, экономическое чудо «Шэнь-Чжэньский эксперимент».ВВП Китая. Промышленные Центры.

Практическая работа №16

Политическая, Физическая карты Азии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т7,§2

50

Япония. Территория, границы, население







Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве страны

ЭГП и состав территории. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени. Особенности населения. Демографическая политика. Государственный строй

Знать ЭГП, границы, государственное устройство, национальный состав, вероисповедование, культура и традиции Японии

Практическая работа №17

Политическая, Физическая карты Японии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т7,§3

51

Хозяйство Японии







Выявить особенности социально-экономического развития страны

Оценка промышленного потенциала, «Японское чудо», факторы, способствующие его формированию, влияние ограниченности природного и трудового потенциала на экономическое развитие страны

Знать промышленный потенциал, факторы экономического чуда и структуру экспорта и импорта страны

Тест

Политическая, Физическая карты Японии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т7,§3

52

Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира







Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве страны

ЭГП и состав территории. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени. Особенности населения. Демографическая политика. Государственный строй. Политические, экономические и культурные связи России с Индией

Знать актуальные проблемы социально-экономического развития Индии. Природные районы, крупнейшие штаты и города Индии.

Практическая работа №18

Политическая, Физическая карты Индии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т7,§4

53


Новые индустриальные страны Азии







Показать преимущества и недостатки модели нового индустриального развития

Новые индустриальные страны, волна индустриализации в Азии, выделение стран второй и третьей волн по хронологическим признакам.

Знать новые индустриальные страны (НИС), Внутренний валовой продукт стран НИС

Практическая работа №19 «Характеристика одной из стран НИС»

Политическая, Физическая карты Азии, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т7

54

Австралия и Океания







Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве стран региона

ЭГП и состав территории. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени. Особенности населения. Демографическая политика. Государственный строй. Политические, экономические и культурные связи

Знать особенности ЭГП региона, устройство страны, специфика развития экономики. Животный и растительный мир.

Тест

Политическая, Физическая карты Австралии и Океании, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т7,§5

55

Обобщающий урок по теме «Зарубежная Азия»
















Зачет







Африка

56

Африка. История открытия и освоения европейцами. Население региона







Сформировать у учащихся представление об истории открытия и освоения Африки европейцами, о населении Африки

ЭГП Африки. Этнолингвистический состав населения Африки. Особенности формирования этносов на континенте

Знать ЭГП Африки, расселение языковых семей, формирование этносов, состав Организации Африканского Единства (ОАЕ).

Лекция

Политическая, Физическая карты Африки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т8, §1

57

Природные ресурсы и хозяйство стран Африки







Выявить особенности хозяйства стран Африки. Положение региона в МГРТ

Отличительные черты колониальной структуры хозяйства. Меры по преодолению отсталости в экономике. Виды природных ресурсов.

Знать важнейшие горнопромышленные районы Африки. Трудовые ресурсы. Виды электростанций Африки

Практическая работа №20 «Природные ресурсы Африки»

Политическая, Физическая карты Африки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т8, §1

58

ЮАР. Страна с двойной экономикой







Сформировать представление о ЮАР, как единственной на континенте экономически развитой стране

ЭГП, виды природных ресурсов, состав населения, приоритет горнодобывающей промышленности – добыча золота, платины, алмазов, урановой руды

Знать политическую и социально-экономическую историю этой страны

Реферат

Политическая, Физическая карты Африки, атлас, к/к, рабочая тетрадь

Т8, §2

59

Обобщающий урок по теме «Зарубежная Азия»
















Тест







60

Интеграционные процессы в мире







Дать представление об интеграционных процессах в мире, выяснить их специфику.

Виды интеграции, международные организации и сообщества, военные группировки, региональные и отраслевые группировки

Знать виды интеграции и международные организации

Реферат

Политическая карта мира, атлас, к/к


Записи в тетради

Глобальные проблемы человечества

61

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты







Выявить основные аспекты глобальных проблем человечества

Проблемы планетарного масштаба. Сущность проблемы, причины возникновения проблемы и пути решения

Уметь классифицировать глобальные проблемы, знать причины обострения проблем.

Беседа

Политическая карта мира, атлас, к/к


Т.11, Записи в тетради

62, 63

Обоснование глобальных проблем человечества







Показать возможность развития человечества при соблюдении определенных условий

Возрастание роли мировой политики и международных отношений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни, включение в международную жизнь и общение все больших масс населения – все это объективные предпосылки для появления глобальных, планетарных проблем.

Знать характеристику глобальных проблем. Уметь логически строить прогнозы, проекты, гипотезы решения проблем

Лекция, рефераты

Политическая карта мира, атлас, к/к


Т.11, §3. Записи в тетради

64

Глобальные катастрофы в мире







Показать виды катастроф и их последствия

Вид катастрофы; может быть локальной и глобальной. Локальная экологическая катастрофа приводит к гибели или серьёзному нарушению одной или более локальных экологических систем.

Глобальная экологическая катастрофа — гипотетическое происшествие, которое возможно в случае превышения допустимого предела неким внешним или внутренним воздействием (или серией воздействий) на глобальную экологическую систему — биосферу (например, «Ядерная зима»).




Знать примеры крупных экологических катастроф (взрыв на Чернобыльской АЭС, гибель Аральского моря, взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе)


Беседа

Политическая карта мира, атлас, к/к


Т.11, §4. Записи в тетради

65

Стратегия устойчивого развития







Дать понятие об устойчивом развитии, его трех главных компонентах и их географическом аспекте

Глобальные прогнозы, глобальные гипотезы и стратегия устойчивого развития

Знать компоненты устойчивого развития экономики

Самостоятельная работа

Политическая карта мира, атлас, к/к


Т.11, §5. Записи в тетради

66

Обобщающий урок по теме «Глобальные проблемы человечества»
















Тест







67

Международные экономические связи России, ее место в международном географическом разделении труда (МГРТ)







Познакомить учащихся с главными видами международных экономических связей России

Внешнеторговый баланс экспорта и импорта России, современный внешнеторговый оборот, главные внешнеэкономические партнеры России.

Знать внешнеэкономические связи России и мировых торговых партнеров

Тест

Политическая карта мира, атлас, к/к


Записи в тетради

68

Заключительный урок по курсу «Социально-экономическая география»
















Зачет