Пояснительная записка данная рабочая программа предназначена для обучения в 11 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Б - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Костина Наталья Вячеславовна, учитель музыки пояснительная записка... 3 745.47kb.
Патрахина Елена Александровна 2013 г. Тобольск пояснительная записка... 3 901.39kb.
Рабочая программа по дополнительному образованию курса «Немецкий... 4 1587.55kb.
Пояснительная записка предлагаемая программа предназначена для преподавания... 2 591.55kb.
Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная... 2 455.93kb.
Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка. Данная рабочая программа 2 709.14kb.
Рабочая программа составлена на основе региональной программы «Основы... 2 281.61kb.
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса... 2 438.13kb.
Емельянова Наталья Ивановна, преподаватель отделения «Инструментальные... 1 156.03kb.
Составила Султанова Эльвира Мирзагитовна, учитель технологии мбоу... 1 152.29kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 2 423.48kb.
Доклады, заслушанные на заседаниях Студенческого научного кружка... 1 43.97kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка данная рабочая программа предназначена для обучения в 11 классе - страница №6/6

Лирика 60 – 80-х годов



4

83

«Тихая лирика» и поэзия Н.Рубцова.
«Журавли»»Душа хранит»

Показать традиции поэтов-классиков в творчестве Н.Рубцова. Воспитание бережного отношения к поэтическому слову.

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям; выразительное чтение

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, сопоставительный анализ стихотворений

Прочитать стихи Е.Евтушенко, данные в учебнике. Ответить на вопрос: «Какая тенденция ярко выражена в поэзии Евтушенко?»













84

Исповедаль-ность лирики Е.Евтушенко.

«Свадьба», «Идут белые снеги», «Со мною вот что происходит»



Показать, что творческая индивидуальность – ключевая категория.

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям; выразительное чтение

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, сопоставительный анализ стихотворений

Анализ одного из стихотворений на выбор












85

Отражение современной реальности в поэзии А.Возне-сенского.
«Гойя», «Тишина», «Сага»

Углубить навыки анализа лирического произведения, художественного чтения.

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям; выразительное чтение

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, сопоставительный анализ стихотворений
















86

Музыкальные интонации лирики Б.Ахма-дуллиной.

Углубить навыки анализа лирического произведения, художественного чтения.

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям; выразительное чтение

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, сопоставительный анализ стихотворений

Материал учебника. Подготовить выразительное чтение стихотворений А.Галича, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, В.Высоцкого. Подбор компакт-дисков









Авторская песня


2

87

Арбатский мир Булата Окуджавы.

Выявить причины возникновения авторской песни. Проанализировать стихи бардов 70-80-х годов. Воспитание нравственности на примере авторских песен 70-80-х годов

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям; выразительное чтение

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, сопоставительный анализ стихотворений

Материал учебника. Выучить наизусть понравившееся стихотворение авторов-бардов, подготовить выразительное чтение стихотворений В.Высоцкого.

Казанские барды В.Муравьев, Б.Минкин











88

Многоголосие и многоликость поэзии В.Высоцкого.

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям; выразительное чтение

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, сопоставительный анализ стихотворений

Материал учебника. Прчитать пьесу «Утиная охота», ответить на вопросы учебника. Инд.: сообщ. о жизни и творчестве А.Вампилова.









Драматургия 70 – 80-х годов


1

89

Драматургия А.Вампилова Тема провин-циального быта в драме «Утиная охота»

Совершенствовать умение выделять эстетичекую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведений.

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям, комментированное чтение, пересказ отдельных эпизодов

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, составлять характеристики героям, тесты на знание текста произведения

Анализ отдельных эпизодов








Лагерная тема в русской литературе 60 – 80-х годов


3

90

А.Солженицын Жизнь и судьба.
«Матренин двор»


Дать уч-ся представление о жизни и творчестве А.И.Солженицына. Воспитывать интерес к писателям родной страны.

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям, комментиро

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, составлять характеристики героям, тесты на знание текста произведения

Ответы на вопросы по тексту

Лагерная тема в тат. литературе












91

Вн.чт.«Один день Ивана Денисовича».

показать сложность судьбы писателя. . Разъяснить понятие «двуединство автора и героя».

Изуч. Нов. Мат.

ванное чтение, пересказ отдельных эпизодов

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, составлять характеристики героям

Ответы на вопросы по тексту












92

«Новая» проза В.Шаламова. «Сентенция», «Ожерелье княгини Гагариной», «Ночью», «Дождь»

Обзор творчества В.Т.Шаламова. Раскрыть своеобразие художественного мира автора. Выявление художественного звучания «негромкого» военного эпоса.

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям, комментированное чтение, пересказ отдельных эпизодов

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, составлять характеристики героям

Ответы на вопросы по тексту









«Городская» проза в русской литературе 70 – 80-х годов



1

93

Ю.Трифонов Столкновение духовных и материальных ценностей в повести «Обмен»

Анализ творчества и особенностей стиля в прозе Ю.Трифонова. Нравственное воспитание.

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям, комментированное чтение, пересказ отдельных эпизодов

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, составлять характеристики героям, тесты на знание текста произведения













Русская литература 90-х годов


2

94

Русская литература 90-х годов.

Дать уч-ся общее представление о литературе на современном этапе, показать тенденции современной литературы.

Изуч. Нов. Мат.

Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям, выразительное чтение

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, сопоставительный анализ стихотворений

Подготовить план статьи













95

Поэзия И.Бродского.

Раскрыть поэтические особенности худ-го мира И.Бродского.

Изуч. Нов. Мат.


Индивид. сообщ. уч-ся, составление тезисов урока, воспроизведение лекции учителя по записям, выразительное чтение

Оценка индивид. дом. зад., умения обобщать, сопоставительный анализ стихотворений

Анализ одного стихотворения на выбор










Литература народов России




1

96

Р.Гамзатов

Пробудить интерес к произведениям народов России

Изучения нового материала

Комментированное чтени

опрос по вопросам



Анализ стихотворения на выбор










Обзор литературы последнего десятилетия




1

97

Л.Петрушевская,В.Пелевин

Пробудить интерес к творчеству писателя

Изучения нового материала

Комментированное чтени

Воспроизведение лекции учителя по записям

Ответы на вопросы по тексту

Наши современники









Зарубежная литература



4

98

Зарубежная литература ХХ века. Э. М.Ремарк. «На Западном фронте без перемен». Тема «потерянного поколения» в романе.

Пробудить интерес к произведениям зарубежной литературы
Пробудить интерес к творчеству писателя, раскрыть основные проблемы романа

Изучения нового материала

Комментированное чтение, лекция учителя, составление тезисов урока

Воспроизведение лекции учителя по записям, опрос по вопросам

Подготовиться к опросу по лекции учителя













99


Э.Хемингуэй. Прощай оружие» Тема «потерянного поколения» в романе.

Пробудить интерес к творчеству писателя, раскрыть основные проблемы романа

Изучения нового материала

Комментированное чтение, выборочный пересказ

Вопросно-ответная форма опроса

Ответы на вопросы по тексту

Прочитать «Старик и море»



Экология в Татарстане










100

А. де Сент-Экзюпери. Философская проблематика сказки «Маленький принц».

Пробудить интерес к творчеству писателя, раскрыть основные проблемы романа


Изучения нового материала

Комментированное чтение, выборочный пересказ

Вопросно-ответная форма опроса

Пересказ понравившегося эпизода













101

Поэзия Г.Гейне

Пробудить интерес к творчеству




Изучения нового материала

Комментированное чтение,

Вопросно-ответная форма опроса

Изучить «Рубайи»Омар Хайам










1

102

К.Р.Итоговое тестирование в формате ЕГЭ

Обобщить и систематизировать знания, полученные за год

Обобщения систематиз

знаний


беседа

тесты на знание текста произведения














Требования к результатам обучения
Оканчивая курс средней школы, учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

а) историко-литературными:

— о наиболее существенных особенностях литературных направлений: классицизма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма, футуризма;

— о жизни и творчестве писателей;

б) теоретико-литературными:

— о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы;

— о родах и жанрах литературы;

— о целостности литературного произведения и его компонентах.

Учащиеся должны знать содержание изученных произведений, их оценку критикой и уметь определять свое отношение к авторской позиции:

— характеризовать главных героев произведения;

— читать выразительно наизусть и уметь составлять план, тезисы, конспекты критических статей;

— писать сочинения различных жанров по изученным произведениям.

Крупные эпические произведения программа рекомендует изучать в сокращении либо отдельные главы.

Необходимо учитывать, что уроки-беседы по современной литературе носят ознакомительный характер. Беседа по произведениям В. П. Астафьева, К. Д. Воробьева, В. Л. Кондратьева, Ч. Т. Айтматова, А. В. Вампилова, Е. И. Носова, А. И. Солженицына, В. Г. Распутина и др. поможет учащимся сопереживать трагедию и подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов, осмыслить судьбу крестьянства, осознать сложность положения человека в тоталитарном обществе.

В ходе беседы по произведениям современной литературы важно показать учащимся ее связь с прогрессивными традициями литературы прошлого, раскрыть художественно-эстетическое богатство литературы последних десятилетий.

Программа предполагает ознакомление учащихся с критическими статьями современных критиков.

В программе учитывается также историко-хронологический принцип расположения материала. Литературные произведения в 11 классе изучаются в контексте всего творчества писателя, в их взаимосвязи с другими произведениями и с некоторыми этапами историко-литературного процесса.

Художественные тексты в программе 11 класса распределены по двум рубрикам: 1) для чтения и изучения и 2) для самостоятельного чтения. Учителю дается право, исходя из собственной читательской и эстетической позиции, эстетического вкуса, заменять часть произведений в курсе каждого класса, что позволяет более свободно и раскованно определяться в своем выборе. Учащимся ежегодно рекомендуется выучить наизусть не менее 10—12 стихотворений, а также отрывки из прозы и поэм.

В программе содержатся элементарные сведения по теории литературы, которые учащиеся усваивают в процессе работы над художественным произведением.

В раскрытии определенного понятия программа рекомендует придерживаться следующей последовательности:

1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

2. Общее представление о признаках этого явления.

3. Определение понятия или установление его характерных признаков.

4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.

5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.

6. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками

В начале учебного года ученики 11 класса они должны уметь: характеризовать и оценивать главных героев произведений по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять значение деталей портрета; сопоставлять и оценивать героев одного произведения; объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним; давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка; определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров; пересказывать (подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение; давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; писать сочинения на литературные и публицистические темы; выразительно читать басни, стихотворения, отрывки из прозы; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним и экранизациями.

Учащиеся, завершающие литературное образование в 11 классе, должны владеть критериями оценки художественных произведений; уметь характеризовать главных героев произведений; знать их основные проблемы и художественные особенности; самостоятельно оценивать непреходящее, общечеловеческое значение произведений.

Важно также, чтобы выпускники освоили необходимый минимум знаний по теории литературы, которые помогают читателю интерпретировать и оценивать художественное произведение, его образность, особенности композиционной структуры. Выпускники должны иметь представление о жизни и деятельности выдающихся русских и зарубежных писателей.

Программа также предполагает, что выпускники средней школы должны уметь выразительно читать художественное произведение, выступать с докладами и сообщениями на литературные темы, участвовать в диспутах, уметь высказывать и обосновывать свое отношение к литературному произведению.

Предлагаемая программа дает возможность учителю не только определить круг изучаемых в школе произведений, но и позволяет творчески решить вопрос о характере изучения каждого произведения, включенного в программу. Как писала М. А. Рыбникова, «нельзя все проходить с одинаковой мерой глубины. Нужно уметь выбирать отдельные небольшие произведения, отдельные сцены из больших произведений и над ними работать настоятельно, ставя себе целью научить на этом избранном материале искусству чтения, умению мыслить, владеть словом. А весь остальной материал можно проходить более гибко переходя от методов интенсивной работы к методам экстенсивной работы...» (

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.


Главная идея данной программы по литературе – помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА


Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков. Новые литературные течения. Модернизм.

Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. «Лагерная» тема в литературе. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).


ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ


Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.



Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика

Художественный перевод.

  • Русскоязычные национальные литературы народов России.

  • ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

  • Сопоставление произведений русской и родной литературы выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык.



Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

за курс XI класса
Учащиеся должны знать:

Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.

Тексты художественных произведений.

Сюжет, особенности композиции.

Типическое значение характеров главных героев произведения.

Основные понятия по теории литературы.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Элементы стихотворной речи.


Учащиеся должны уметь
Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.

Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.

Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.

Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.

Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.



Пользоваться словарями различных типов, справочниками.

Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы
Литература для ученика


Учебник

Автор

Издательство

Год

Русская литература11 в2-х частях

М.Г.Ахметзянов

Магариф

2006













Пособие для учителя


Учебник

Автор

Издательство

Год

Русская литература в 11классе татарской школы

М.г.Ахметзянов

«Магариф»

2010

Русская литература 5-11 Программа средней школы

М.Г.Ахметзянов

«Магариф»

2009

Поурочные разработки по русской литературе 11 класс

Н.В.Егорова

«Вако»

2008

Писатели Татарстана в2-х частях

Т.О.Скиргайло

«Школа»

2008

Русские писатели в Татарии

В.А.Климентовский

Татарское книжное издательство

1974

Проблемно-тематическое планирование уроков литературы в 9-11 классах

В.И.Аракчеева

Казань «Школа»

2009

О классиках русской литературы

Н.Г.Чернышевский

Москва «Детская литература»

1989

Изучение лирики и поэм В.В.Маяковского в школе

Н.А.Станчек

«Просвещение»

1972

Литература 9-11 классы Тесты

И.М.Михайлова

«Дрофа»

1997

Тесты,вопросы,задания по курсу литературы 19 в 10 класс

В.Ф.Чертов

«Просвещение»

2001

Литературные вечера 7-11 классы

М.Н.Кузнецова

«ВАКО»

2006

Научно-методическая газета для учителей словесности «Литература» №1-6 2007 год

Научно-популярный журнал .Русский язык и литература для школьников №1-8 ;2008 год

Формы контроля:

-устный ответ, письменный ответ, сочинение, тестирование.


Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественно текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

- итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.



Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильную трактовку литературному произведению; 2) обнаруживает понимание литературного материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры по тексту; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает фактические неточности; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части литературного текста, допускает искажение содержания, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание текста.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится


определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений и письменных работ по литературе

Сочинения и письменные ответы на вопросы – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Оценка зависит и от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и письменных ответов на вопросы проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.


Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.


Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.



Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.



Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.


4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.


2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.


Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.
  1. При оценке сочинения и письменных ответов на вопросы необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученической работы, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.



Оценка тестирования:
«5» – 85-100% выполнения

«4» - 60-85% выполнения

«3» - 35-60% выполнения

«2» - менее 35% выполнения




<< предыдущая страница