Пояснительная записка Человечество живёт в веке космических инновационных технологий. В наше время молодому поколению необходимо зна - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Пояснительная записка Человечество живёт в веке космических инновационных технологий. - страница №1/1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 74»-общеразвивающего вида городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ КОСМОСА

П Р О Е К Т

Руководитель: Г.Х. Хакимова,

воспитатель старшей группы

2013

Пояснительная записка

Человечество живёт в веке космических инновационных технологий. В наше время молодому поколению необходимо знать, что такое космос, и иметь представление о происходящих в космосе процессах, так как жизнь современного общества во многом зависит от них.

Значение самого слова "космос" по-гречески – это порядок, устройство, стройность (вообще, нечто упорядоченное). В понятие "космос" входит не только мир небесных светил, но и всё, с чем мы сталкиваемся на поверхности Земли. Чаще под космосом понимают Вселенную, рассматриваемую как нечто единое, подчиняющееся общим законам. Отсюда происходит название космологии - науки, пытающейся найти законы строения и развития Вселенной как целого. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному миру? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе?

Данный проект позволил детям усвоить сложный материал через совместный поиск, решения проблемных ситуаций, исследований, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Он был направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.). В основе данного проекта лежит интерес дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Работа над проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды деятельности дошкольников, проходила в режимных моментах и на непосредственно образовательной деятельности.

Этот проект поможет заинтересовавшимся педагогам организовать работу с дошкольниками по формированию элементарных естественнонаучных представлений. Задача педагога состоит в том, чтобы удовлетворить потребности детей в познании, что в свою очередь приведёт к их интеллектуальному, эмоциональному развитию.


Цель проекта:

  • создание оптимальных условий для развития у детей элементарных естественнонаучных представлений;

  • обогащение детей знаниями об окружающем мире;

  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей через экспериментальную деятельность.


Задачи проекта:

  • совершенствовать умения детей ставить цель, планировать работу;

  • подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты;

  • формировать умения использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • формирование интереса к познавательной деятельности и научной, литературе;

  • развитие поисковой активности воспитанников в экспериментальной деятельности, творческого воображения;

  • формирование единого детско-взрослого коллектива; повышение самоценности родителей в глазах детей и самих же родителей;

  • воспитание уважения к труду людей работающих в космосе, к профессии космонавтов; интерес к познанию окружающего мира.


Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.
Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проблема: проявления детьми стремления к открытиям неизведанного космического пространства.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатель.
Ожидаемые результаты: приобретение знаний о Вселенной в разных видах деятельности, в том числе исследовательской, которые помогут детям понять роль человека в изучении и освоении космического пространства.

Презентация проекта: создание макета Солнечной системы из бросового материала.

Реализация проекта:

I этап. Обоснование выбора темы:

Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной и мировой космонавтики. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть активным, смелым, выносливым.



II этап. Мотивация выбора темы:

Знакомство с планетами и созвездиями в мини-музее «Космос», рассматривание фотографий космонавтов первооткрывателей космоса, ответы на вопросы:

Что вы знаете о космосе?

Что вы знаете о планетах?

Где они находятся?

Кого вы узнали на фотографиях?

Что вы о них знаете?

Что вы хотите узнать о Космосе, о Вселенной?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Постановка посильных задач, составление плана работы:



  • Что мы знаем о Космосе? о Вселенной?

  • Где и как мы будем использовать эти знания?

  • Как их приобретем?

  • Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

III этап. Организация работы над проектом:

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми:

- подбор и систематизация иллюстрированного материала о космосе; создание макета Солнечной системы из бросового материала.

- Непосредственно образовательная деятельность: «Этот загадочный космос».  

- Беседы: «Профессия – космонавт», «Герои космоса».

- Игра-фантазирование: «Что я видел в космосе?»

- Чтение документального рассказа В. Бороздина «Первый в космосе».

- Чтение легенды «Млечный Путь».

- Опытно-экспериментальная деятельность: «Планетарий в коробке», «Метеориты и метеоритные кратеры», «Солнечная система».

- Речевые игры: «Помоги Лунтику собрать звёзды», «Что исчезло с карты Солнечной системы».

2. Совместная деятельность детей и родителей:

- выставка поделок на тему: «Космический транспорт».

- Рубрика: «Это интересно!» История развития космонавтики.

- Составление рассказа о любимом космонавте.

- Составление кроссворда «Космос».


  1. Самостоятельная деятельность детей:

- сбор информации из познавательной, энциклопедической и художественной литературы, из Интернета, практических материалов.

- Организация выставки рисунков детей: «Разноцветный мир космоса!»

- Игра-драматизация по повести Н. Носова «Незнайка на Луне».

- Д/и «Помоги инопланетянам сосчитать».

- Д/и «Помоги астроному найти одинаковые предметы».

- Игровая ситуация: «Напишем письмо Лунтику».

      

Этот загадочный космос

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей

старшего дошкольного возраста

Подготовила: Г.Х. Хакимова,

воспитатель ст. группы № 6


2013


Цель:

  • побуждать детей проявлять интерес и стремление к открытиям неизведанного космического пространства; закреплять знания о Вселенной, о Солнечной системе планет.

  • Развивать элементарные естественнонаучные представления, интеллект, творчество.

  • Стимулировать речевое творчество детей.  

  • Воспитывать уважение к труду людей работающих в космосе, к профессии космонавтов; интерес к познанию окружающего мира. Прививать навыки к здоровому образу жизни.

 Активизация словаря:  вселенная, космос, Солнце, Луна. Звезды, планеты Солнечной системы (Юпитер, Нептун, Плутон, Уран, Венера, Сатурн, Земля, Марс, Меркурий). Космонавт, спутники, космические корабли, ракеты.



Демонстрационный материал: фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей. Макет Солнечной системы. Ноутбук.

Раздаточный материал: веер, салфетки, цветная бумага, мяч.

Формы работы:

  • проблемно-игровая ситуация: космическое путешествие.

  • Экспериментирование.

  • Ситуативный разговор.

  • Игра-фантазирование.

  • Дидактические игры.

  • Игровое упражнение.

  • Чтение художественной литературы.

  • Мастерская детского творчества.



Интеграция областей: здоровье, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Детская деятельность: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: дома за книжкой и в детском саду.
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне.
И даже летают, но только во сне.

Воспитатель: ребята, а где находится Луна и как туда добраться? (Ответы детей). Значит, чтобы добраться до Луны нам нужно отправиться в космическое путешествие

Воспитатель: хотите отправиться в Космическое Путешествие? Тогда нужно подумать, на чем можно отправиться в Космическое Путешествие. (Ответы детей).

Воспитатель: давайте садитесь по удобней и представим, что мы находимся в космической ракете. Пристегните ремни безопасности.

- Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Считаем обратно от десяти: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор.



Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.
Лишь в синем небе полоса.
Как снег белеть осталась.

- Ура! Мы в космосе. Расскажите, что вы видите через иллюминатор корабля. Что есть в космическом пространстве? (Ответы детей).



Воспитатель: ребята, что-то становится жарко. К какой планете мы приближаемся? (Воспитатель выставляет макет солнца). Правильно, мы приближаемся к Солнцу. Надо ли к нему подлететь ещё ближе? Что может произойти с нашим космическим кораблём, если мы слишком приблизимся к солнцу? (Ответы детей).

Воспитатель: в центре космической системы находится Солнце и все планеты вращаются вокруг него. Планеты сами не светятся, их освещает Солнце. Все планеты образовались в результате взрыва на Солнце. Солнце даёт всем планетам тепло и свет.

- А какие планеты Солнечной системы вы знаете? Я вам буду загадывать загадки, а вы – правильно называйте планету.



Дидактическая игра – загадки

 «Солнечная система»


На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий).


А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон).
А эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета (Земля).
К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс).
А эта планета гордится собой,

Поскольку, считается самой большой. (Юпитер).


Планета кольцами окружена и этим от всех отличилась она. (Сатурн).
А что за планета Зеленого цвета? (Уран)
Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал. (Нептун).

Дети находят макеты планет и показывают друг-другу.



Воспитатель: кружится хоровод планет, у каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определен, но только на Земле мир жизнью заселен.

- Ребята, а мы с вами на какой планете живем? На что похожа наша планета? (Ответы детей).

- Да, наша планета похожа на шар, на мяч? Она круглая и как мяч крутиться вокруг своей оси. Мы уже засиделись с вами в ракете. Давайте поиграем с мячом. Хотите?
Игра с мячом «Космонавт»

Воспитатель: вы будете передавать друг другу мяч и говорить каким космонавт должен быть. Будьте внимательны: вы должны назвать не только своё слово и повторить слова тех детей, кто был перед вами.

(Здоровым, сильным, смелым, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, терпеливым, упорным и т.д.).

Воспитатель предлагает детям провести космическую физкультминутку.

Космическая физкультминутка

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(Потянуться – руки вверх).

А внизу леса, поля –



(Наклониться).

Расстилается земля.



(Руки развести в стороны). 

Затем  ребенок изображает, как ходят на Луне, т.е. ноги на ширине плеч и медленно прыгает вбок.



Воспитатель показывает детям на экране изображение Земли из космоса.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Ответы детей). Что мы с вами видим из иллюминатора. Правильно, мы видим моря, реки, горы, леса. Даже видим наши дома. Они из космоса похожи на маленькие коробочки.

- Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, Сколько всего замечательного на Земле! А мы с вами на Земле дышим, значит живем. А чем мы дышим? А в Космосе есть воздух?

В Космосе нет воздуха. А если бы на Земле не было воздуха, то наша Земля была бы мертвой пустыней. А почему мы с вами воздух не видим?

Хотите воздух увидеть?

Опыт «Невидимка – воздух»
На столах лежат салфетки и вееры.

Воспитатель: ребята, возьмите каждый веер в руки и взмахом веера приводите в движение салфетку.Что происходит?

- Правильно. Между салфеткой и веером есть воздух, он и привел салфетку в движение.)

- А как вы вдыхаете воздух? (Носом). А теперь поставьте ладошки перед носом вдохните и выдохните воздух. Что вы почувствовали? Воздух струей выходит из носа. А теперь вдохните и выдохните по сильнее. Что вы услышали? (Звуки). Оказывается, воздух можно и услышать. Воздух может по-разному звучать.

- Без воздуха нет жизни на Земле. Ребята, а ещё без чего на Земле прожить нельзя? (Воды).

Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости»

(Вода, сок, минеральная вода, суп, лимонад и т.д.)

Воспитатель: нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. 

- А в Космосе нет ни воздуха, ни воды. Как же космонавты живут в космическом корабле? Ведь они иногда находятся в полёте несколько месяцев. (Ответы детей).

Воспитатель: ребята, нам пора с вами возвращаться в детский сад. Нас уже с вами заждались. Повара приготовили нам вкусный витаминный обед, чтобы вы росли здоровыми и сильными. Готовимся к спуску ракеты. Считаем обратно от десяти: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Мягко приземлились.

Воспитатель: в память о нашем путешествии я предлагаю изготовить ракету способом оригами. Подарим наши ракеты малышам и расскажем им о нашем космическом путешествии. Пусть они тоже готовятся к нему.



Легенда о Млечном Пути.

Давным-давно на краю света у берегов Атлантики жили селутры. Это были красивые, высокие люди и очень добрые. Селутры занимались изучением звёздного неба, составляли календарь и строили мегалиты (сооружения из больших камней).

Селутры никогда не воевали, они не знали, что такое война. Их жизнь текла мирно и спокойно.

Но вот однажды гордый орёл принёс дурную весть о том, что на селутров движется воинственное племя”. Эти люди вооружены”- произнёс орёл. А надо сказать, что селутры понимали язык птиц.

Селутрам ничего не оставалось делать, как собрать вещи и уйти в горы или переселиться на остров.

Они покинули родные земли, оставив после себя мегалиты и огромные знания, зашифрованные в символах и рисунках.

Селутры ушли, а на их землях поселилось воинственное племя. Численность племени быстро росла, и вскоре этим людям стало тесно на земле селутров. Тогда собрались воины и решили выгнать добрый и мирный народ даже с гор и островов.

…Воины окружили гору и поднялись к последнему селению селутров.

Каково же было удивление воинов, когда они увидели пустое селение, там не было ни одного человека.

Куда могли уйти эти высокие добрые люди? Вниз? Невозможно, их бы заметили. Может быть, селутры поднялись ещё выше? Воины забрались на самую вершину горы, но там тоже никого не было. Куда делись селутры? Куда можно подняться с вершины горы? Только в небо…. Воины посмотрели вверх, и от края до края неба увидели сияющую дорогу из песка, жемчужин и слёз. Селутры были жителями побережья, поэтому, уходя в горы, они взяли с собой песок и жемчуг. Теперь, уходя в бесконечность, роняли песок, жемчуг… и слёзы.



Опыт “Метеориты и метеоритные кратеры”

Материал: мука, маленький резиновый шар.

Воспитатель: представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар – это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер?

Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.

Опыт «Солнечная система»

Материал: палочка, 9 разноцветных шариков

Воспитатель: проведем опыт.  Представьте, что желтая палочка – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты.  Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..

Солнцу помогает вечное движение.

Дидактические игры

«Помоги Лунтику собрать звезды»

Детям к предложенной картинке подбирают цепочку однокоренных слов. За каждое слово они получают звезду. Выигрывает тот, кто соберет больше звезд.



Космос: космонавт, комический, космонавтика, космодром.

Луна: лунный, Лунтик, луноход, лунатики.

Марс: марсиане, марсианин, марсоход.

Планета: инопланетяне, инопланетный, планетарий.

Солнце: солнышко, солнечный, солнцеворот.

Метеорит: метеоритный, метеор.

Звезда: звездный, звездочка, звездочет, звездолет.
«Что пропало с карты солнечной системы?»


Детям предлагается игровая ситуация: злые инопланетяне с другой галактики прислали карту солнечной системы, чтобы сбить с курса наши ракеты. Детям необходимо назвать каких предметов не хватает и восстановить карту, помочь ракетам долететь до земли.




«Помоги инопланетянам сосчитать»

Детям предлагается разложить планеты на карте солнечной системы  по своим местам, и определить, сколько их, какая по счету та или иная планета? В каком порядке отправятся в космос летательные аппараты? (ракета –первая, спутник – второй..)




«Помоги астроному найти одинаковые предметы»
Вниманию детей предлагается карта звездного неба, галактики. Дети должны найти два одинаковых предмета, рассказать, чем они похожи, чем отличаются другие предметы (планеты, созвездия, космические корабли, спутники).





Рубрика для родителей: «Это интересно!»

История развития космонавтики

Важнейшие этапы освоения космоса с 1957 года

В 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в том же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.



  • 4 октября 1957 — запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1.

  • 3 ноября 1957 — запущен второй искусственный спутник Земли Спутник-2, впервые выведший в космос живое существо, — собаку Лайку.

  • 4 января 1959 — станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца.

  • 14 сентября 1959 — станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР.

  • 4 октября 1959 — запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны. Также во время полёта впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр.

  • 19 августа 1960 — совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» этот полёт совершили собаки Белка и Стрелка.

  • 12 апреля 1961 — совершён первый полёт человека в космос (Юрий Гагарин) на корабле Восток-1.

  • 12 августа 1962 — совершён первый в мире групповой космический полёт на кораблях Восток-3 и Восток-4. Максимальное сближение кораблей составило около 6.5 км.

  • 16 июня 1963 — совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта (Валентина Терешкова) на космическом корабле Восток-6.

  • 12 октября 1964 — совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль Восход-1.

  • 18 марта 1965 — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля Восход-2.

  • 3 февраля 1966 — АМС Луна-9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, были переданы панорамные снимки Луны.

  • 1 марта 1966 — станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету.

  • 3 апреля 1966 — станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны.

  • 30 октября 1967 — произведена первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188». (CCCР).

  • 15 сентября 1968 — первое возвращение космического аппарата (Зонд-5) на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии.

  • 16 января 1969 — произведена первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей Союз-4 и Союз-5.

  • 21 июля 1969 — первая высадка человека на Луну (Н. Армстронг) в рамках лунной экспедиции корабля Аполлон-11, доставившей на Землю, в том числе и первые пробы лунного грунта.

  • 24 сентября 1970 — станция «Луна-16» произвела забор и последующую доставку на Землю (станцией «Луна-16») образцов лунного грунта. Она же — первый беспилотный космический аппарат, доставивший на Землю пробы породы с другого космического тела (то есть, в данном случае, с Луны).

  • 17 ноября 1970 — мягкая посадка и начало работы первого в мире полуавтоматического дистанционно управляемого самоходного аппарата, управляемого с Земли: Луноход-1.

  • 15 декабря 1970 — первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры: «Венера-7».

  • 19 апреля 1971 — запущена первая орбитальная станция Салют-1.

  • 13 ноября 1971 — станция «Маринер-9» стала первым искусственным спутником Марса.

  • 27 ноября 1971 — станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.

  • 2 декабря 1971 — первая мягкая посадка АМС на Марс: «Марс-3».

  • 3 марта 1972 — запуск первого аппарата, покинувшего впоследствии пределы Солнечной системы: Пионер-10.

  • 20 октября 1975 — станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры.

  • октябрь 1975 — мягкая посадка двух космических аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» и первые в мире фотоснимки поверхности Венеры.

  • 12 апреля 1981 — первый полёт первого многоразового транспортного космического корабля «Колумбия».

  • 20 февраля 1986 — вывод на орбиту базового модуля орбитальной станции Мир

  • 15 ноября 1988 — первый и единственный космический полёт МКС «Буран» в автоматическом режиме.

  • 7 декабря 1995 — станция «Галилео» стала первым искусственным спутником Юпитера.

  • 20 ноября 1998 — запуск первого блока «Заря» Международной космической станции.

  • 24 июня 2000 — станция «NEAR Shoemaker» стала первым искусственным спутником астероида (433 Эрос).

  • 30 июня 2004 — станция «Кассини» стала первым искусственным спутником Сатурна.

  • 15 января 2006 — станция «Стардаст» доставила на землю образцы кометы Вильда 2.

  • 17 марта 2011 — станция «MESSENGER» стала первым искусственным спутником Меркурия.


ИЗУЧАЕМ КОСМОС





В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ











ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

«МОДЕЛЬ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»