Пояснительная записка Цели: основная цель данного курса ознакомить студентов с основой техники и технологии живописи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Пояснительная записка Цели: основная цель данного курса ознакомить студентов с основой - страница №1/1

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Техника и технология живописи

для направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Профиль Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)
Пояснительная записка

Цели:

- основная цель данного курса ознакомить студентов с основой техники и технологии живописи;

- профессиональное отношение к живописным техникам (приёмам) разных мастеров;

- изучение творческого потенциала среди студентов.

Задачи:

- дать студентам необходимые знания по данной теме;

- научить их пользоваться и применять их в своей творческой и педагогической работе.

Задания к просмотру по данному курсу студенты выполняют индивидуально- самостоятельно – пишут портрет выбранной ими модели с применением метода старых мастеров - трехслойной живописи.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент должен знать:


  • Историю развития техники масляной живописи и технологии материалов.

  • Составы, свойства и характерные особенности материалов для живописи.

Студент должен уметь:

  • Грамотно пользоваться основными техническими приёмами и правилами в практической живописной работе.

  • Приготовлять грунт на различных основах под живопись, и последовательно вести живописный процесс, от начала до завершения работы.

  • Не ограничиваться лекционным материалом, пользоваться рекомендуемым списком литературы и системой Интернет.


Содержательный компонент теоретического материала

Лекция. Историческая справка о возникновении масляной живописи

План лекции:

1. Приёмы масляной живописи.



Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Распространение масляной живописи.


Лекция. Техника живописи старых мастеров (трехслойный метод )

План лекции:

1. Многослойная живопись.

2. Подмалевок.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Правила техники масляной живописи.


Лекция. Фламандская живопись. Ян ван Эйк (1390-1441), Рубенс, Рембрандт.

План лекции:

1. Ян ван Эйк.

2. Питер Пауль Рубенс.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Рембрант,Харменс Ван Рейн.


Лекция. Итальянская живопись. Леонардо да Винчи, Тициан, Веронезе.

План лекции:

1. Леонардо да Винчи.

2. Тициан.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Веронезе.


Лекция. Испанская живопись Эль Греко, Ф. Гойя, Веласкез.

План лекции:

1. Эль Греко.

2. Ф. Гойя.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Веласкез.


Лекция. Общие сведения о красках. Связующие вещества. Лаки и растворители.

План лекции:

1. Общие сведения о красках.

2. Связующие вещества.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Лаки и растворители.


Лекция. Основы под масляную живопись. Проклейка. Грунты: клеевой, эмульсионный, масляный.

План лекции:

1. Основы под масляную живопись.

2. Проклейка.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Грунты: клеевой, эмульсионный, масляный.


Лекция. Современная живопись. Техника « а ля прима». Многослойная живопись.

План лекции:

1. Современная живопись.

2. Техника « а ля прима».

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Многослойная живопись.


Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Практическое занятие

Тема: Выполнение портрета в технике старых мастеров

Часть 1: Композиция, рисунок.

План:

    1. Выбор натуры для портрета.

    2. Поиск пластического решения.

    3. Поиск светового и тонального решения.

    4. Поиск композиционных вариантов.

    5. Поиск композиции.

Задание для самостоятельной работы: Продолжить практические задания.

Основная литература:

1. Всеобщая история искусств, М.: Искусство, 1966.

2. Эрнест Б. История развития техники масляной живописи. – М.: Изобр. иск-во. АХ СССР, 1960.

3. Гринберг Ю.И. Технология станковой живописи, М. Изобразит. Ис-во, 1982.

4. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи, М. 1962.

5. История русского искусства. М.: Изд.Академии наук СССР, 1953-1961, т. 3-12.

6. «Старые мастера» Э. Фромантен. Изд. советский художник, М., 1966г.

7. Всеобщая история искусств, М.: Искусство, 1966.

8. «Старые мастера» Э. Фроматен. Изд. советский художник, М., 1966г.

9. Киплик Д.И. Технология живописи. – М.: Изобразит. Иск-во, 1999.

10. Всеобщая история искусств, М.: Искусство, 1966.

11. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. – Изобраз.иск-во, 1982.

12.Сланский Б. Техника живописи и живописные материалы.- М.: Изобразительное искусство АХ СССР, 1962.

13. Алексеев С.С. О цвете и красках.- М.: Изобразителдьное искусство, 1964.

14.Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи – М.: Изобразительное искусство, 1982.-320 с.

15. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. – М.: Искусство, 1968.- 74 с.

16.Реставрация станковой темперной живописи. Под ред. Филатова В.В. М.: Изобразительное искусство, 1986.- 264 с.

Дополнительная литература:

1. Киплик Д.И. Технология живописи. – М., Изобразительное искусство, 1999.

2.Павловский С.А. Материалы и техники монументально-декоративного искусства. Изд. Советский художник, М., 1975.

3.Художники Мурмана. Иллюстрированный историко-биографический справочник. – Мурманск, 2005.

4. Север России. ХХ1 век. Москва, 2001.

5. Союз Художников России. Москва, Интербук – бизнес, 2004.

6. Эрнст Б. История развития техники масляной живописи. – М.: Изобразительное искусство АХ СССР, 1960.

7. Лентовский В.М. Технология живописных материалов. – Л. – М.: Искусство. 1949.- 220 с.

8.Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980.
Часть 2. Подмалевок в технике «гризайль», формирование объема, фактуры.

План:

1. Выполнение форэскиза.

2. Выполнение картона.

3. Уточнение композиции и тонового рисунка в картоне.

4. Проклейка и грунтовка холста.

Задания для самостоятельной работы: продолжение практической работы.

Основная литература:

1.Беда Г.В. Живопись. М.,1986 .

2. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993.

3. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе.- М., 1997.

4. Либман М.Я. «Художники реальности» в Италии 17-18 вв.// 50 лет ГМИИ имени А.С.Пушкина: Сборник статей. М., 1962.

5. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство 17 века. М., 1974.

6. Шорохов Е.В. Композиция. М., 1986.

7. Яшухтин А.П. Живопись. М., 1985.

8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.,: Агар, 1998г.

Дополнительная литература:

1.Сокольникова Н.М. Основы живописи. 5-8 классы. Обнинск. Изд-во «Титул», 1996

2. Андроникова Манана. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. М., «Искусство», 1980.
Часть 3. Завершение работы. Нанесение лессировок: тонирующих, моделирующих, ретуширующих.

План:

1.Перенос рисунка на загрунтованный холст.

2. Нанесение имприматуры.

3. Выполнение подмалёвка.

4. Нанесение лессировок.

5. Завершение работы



Задание для самостоятельной работы ( 14 часов ): Продолжение практического задания.

Основная литература:

  1. Волков Н.Н. Восприятие картины. – М., «Просвещение», 1976.

  2. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи.- М.: Изобраз.иск., 1982.

  3. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М., Изд-во АХ СССР, 1952.

  4. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М., Изд-во АХ СССР, 1952.

  5. Искусство. Курс для чтения. Сост. М.В. Алпатовым и др. М.: «Просвещение», 1969.

6. Фромантен Э. Старые мастера. Изд. «Советский художник». – М, 1966.

7. Киплик Д.Н. Техника живописи. – М.: Изобраз.иск., 1999.

8.Сланский Б. Техника живописи и живописные материалы.- М.: Изобраз.иск. АХ СССР, 1962.

9.Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. – М.: Академия художеств, 1962.

10.Ящухин А.П., Ломов С.П. Живопись. Изд. «Агар» М., 1999.

Дополнительная литература:


  1. Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.: Изобраз.иск.,1964.

  2. Всеобщая история искусств. М.: Искусство, 1966.

  3. Слацкий Б. Техника живописи и живописные материалы. – М.: Изобраз.иск. АХ СССР,1962.

  4. Эрнст Б. История развития техники масляной живописи.- М.: Изобраз.иск. АХ СССР, 1960.


Рекомендуемая литература

Основная литература:




  1. Волков Н.Н. Восприятие картины. – М., «Просвещение», 1976.

  2. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи.- М.: Изобраз.иск., 1982.

  3. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М., Изд-во АХ СССР, 1952.

  4. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М., Изд-во АХ СССР, 1952.

  5. Искусство. Курс для чтения. Сост. М.В. Алпатовым и др. М.: «Просвещение», 1969.

  6. Киплик Д.Н. Техника живописи. – М.: Изобраз.иск., 1999.

  7. Сланский Б. Техника живописи и живописные материалы.- М.: Изобраз.иск. АХ СССР, 1962.

  8. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. – М.: Академия художеств, 1962.

  9. Фромантен Э. Старые мастера. Изд. «Советский художник». – М, 1966.

  10. Ящухин А.П., Ломов С.П. Живопись. Изд. «Агар» М., 1999.

  11. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. – М., Л.: Искусство , 1937. – 59 с.

  12. Алпатов М.В. Композиция в живописи. – М., Л.: Искусство , 1940. – 132 с.

  13. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок , живопись , композиция. – 2-е изд. , перераб. и доп. – М.: Просвещение , 1981. – 239с.

  14. Беда Г.В. Живопись : учебник для студ. пед. вузов по спец. № 2109 «Черчение , изобразительное искусство , труд». – М.: Просвещение , 1986. – 192с.

  15. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство , 1977. – 263 с.

  16. Зингер Л. С. Советская портретная живопись 1917- начала 1930 годов. - М.: Изобразительное искусство, 1978. - 296.

  17. Советы мастеров. Сборник / Составитель А. С. Зайцев .Л.: Художник РСФСР, 1979. - 376.

  18. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов / Сост. - Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1989.

Дополнительная литература:




  1. Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.: Изобраз.иск.,1964.

  2. Всеобщая история искусств. М.: Искусство, 1966.

  3. Сланский Б. Техника живописи и живописные материалы. – М.: Изобраз.иск. АХ СССР,1962.

  4. Эрнст Б. История развития техники масляной живописи.- М.: Изобраз.иск. АХ СССР, 1960.

  5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство , 1985. – 320 с.

  6. Григорьев С.А.О композиции в живописи // Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках // Вып.VI. – М.: Изд-во АХ СССР , 1963. – С.5-24.

  7. Жогин Л.Ф. Язык живописного произведения. – М.: Искусство , 1970. – 124с.

  8. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство , 1986. – 158с.


Словарь терминов (глоссарий)

  1. Грунт – предохранительный защитный слой между основой и красочным слоем живописи. Грунты в зависимости от входящих в их состав связующих веществ бывают: клеевые, эмульсионные, полумасляные и масляные.

  2. Средневековая темперная живопись (икона) – состояла из четырёх-пяти слоёв, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой.

  3. Кракелюр – растрескивание красочного слоя от неправильного соблюдения технологического процесса или механических повреждений .

  4. Лак для живописи – раствор смол в маслах и различных растворителях.

  5. Левкас – грунт в древнерусском изобразительном искусстве, приготовленный из порошка мела или алебастра и мездрового, осетрового и подобных им клеёв.

  6. Лессировка – тонкое наложение прозрачных слоёв красок на живописный слой, в основном применяется при технике трёхслойной живописи.

  7. Пастозность – определяется однородной, нормальной (в основном непрозрачной) консистенцией красок.

  8. Пигмент – это красящие вещества, которые обладают цветом и способностью окрашивать различные материалы. Неорганического происхождения – минеральные пигменты, органического – органические красители.

  9. Подмалёвок – нанесение красочного слоя на подготовленный рисунок.

  10. Пожухание – чрезмерная потеря краской масла, сопровождается поматовением, помутнением, понижением тона красочной поверхности.

  11. Проклейка – покрытие тонким клеевым раствором основы под живопись (холст, картон, бумага и др.) перед нанесением грунта.

  12. Прописка – выполнение второго этапа при многослойной живописи по просохшему подмалёвку.

  13. Растворитель – это в основном эфирные масла растений и некоторые фракции нефти.

  14. Смолы – естественные смолы делятся на твёрдые, например: янтарь, копал, и мягкие, например: даммара, мастикс, фисташковая. Из искусственных смол можно назвать акриловую.

  15. Техника «а ля прима» – живопись, состоящая из одного слоя масляных красок.

  16. Темпера – живопись, исполненная красками, стёртыми на эмульсионном связующем. Один из древнейших способов живописи.

  17. Трёхслойная живопись старых мастеров – три этапа : подмалёвок, прописка, лессировка.

  18. Энкаустика – представляет собой краски, связующим веществом которых является воск с добавлением смолы и масла.