Пояснительная записка Цели образовательной ступени - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка к ооп по реализации фгос на основной ступени... 3 1037.87kb.
Пояснительная записка цели и задачи программы 1 143.37kb.
1. целевой раздел 11 3900.17kb.
Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Руководитель... 3 707.41kb.
Пояснительная записка к образовательной области «Художественная литература»... 1 167.63kb.
Пояснительная записка основной образовательной программы начального... 7 2528.2kb.
Пояснительная записка. Цели курса: создание условий для социализации... 1 243.48kb.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... 10 4649.96kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «История» для... 4 1095.3kb.
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине: «Сети ЭВМ... 1 123.37kb.
Пояснительная записка Курс подготовки гидов-переводчиков по Москве... 1 253.83kb.
Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг. Период... 1 12.24kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка Цели образовательной ступени - страница №1/9

Принято педсоветом школы «Утверждаю»

Протокол №_____ от ______________ Директор школы

Приказ №_____от _______

Согласовано с Советом школы

Протокол №______ от ______________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Среднего полного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Маркино Сосновоборского района Пензенской области
Пояснительная записка

Цели образовательной ступени

Выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику поступить и успешно обучаться  в выбранном вузе;  позволяющего занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию; для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения старшеклассником социального опыта.



Содержание и организация среднего (полного) общего образования.

Избрав личностно-ориентированный подход в качестве ведущей методологической ориентации, работающие в 10-11 классах педагоги организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:



  1. диалогичность;

  2. деятельностно-творческий характер;

  3. целеустремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;

  4. направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности ребенка;

  5. предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора.

В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы:

  • приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

  • методы диалога и полилога;

  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора.

Практикум, зачет, лекция, семинар, лабораторная и практическая работа, деловая игра являются основными формами организации учебных занятий в старших классах.
Характеристика возраста школьников третьей ступени

Старший школьный возраст (15-18 лет).

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и

первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие

головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее

созревание организма.

Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера

и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста

самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными

темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут

помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.

Юношеский возраст в современной культуре не имеет цельного, глубокого, сущностного описания по ряду причин. Во-первых, юношеское становление более зависимо от экономической и политической ситуации (в отличие от предыдущих возрастов). Во-вторых, культурно-исторически юношеский возраст, как и подростковый,  не получил еще четкого оформления и  является неким «коридором» между детством и взрослой жизнью. И, в-третьих, социальные задачи, которые человек реализует в этом возрасте, меняются практически каждое десятилетие.

Тем не менее, сегодня уже можно говорить о принципиальной культурной специфике юношеского возраста. В целом эта специфика связана с базовым возрастным процессом – поиском  идентичности на мировоззренческом уровне. Таким образом, ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).

Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение  опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают:


  1. внутренний мир и самопознание;

  2. любовь и семья;

  3. ценности и товарищество;

  4. интересы и профессия;

  5. мораль и общественная позиция.

Сценарный характер активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии  образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия. Тем не менее, нельзя напрямую  связывать сценарный характер юношеского действия с якобы предрасположенностью к проектированию – для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей. Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй – с определением условий дальнейшего развития человека, а третий – с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста. 

Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны – находятся на острие проблем.
Становление юноши это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей».

Так построенное юношеского образование требует и иных педагогических позиций. Взрослый в таком типе образования сам должен быть носителем определенной темы и проекта, иначе он теряет значение для молодых людей.


Виды деятельности старших школьников:

  • Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы и т.п.).

  • Индивидуальная  учебная  деятельность  в рамках  индивидуальной образовательной программы  старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных  школах.

  • Конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме.

  • Организационно-проектная социальная деятельность в рамках  индивидуальной  образовательной программы старшеклассника.

  • Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения.



Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами  деятельности 

  • Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации.

  • Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.

  • Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными  и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые  формы  организации деятельности.

  • Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.

  • Сформировать стартовые представления  о сфере своих профессиональных интересов,  оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.

Задачи, решаемые педагогами

  1. Реализовать  образовательную программу старшей школы в  организационно-учебных  базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги)  (Эту задачу решает в первую очередь преподаватель).

  2. Подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний) 

  3. Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений (Эту задачу решает в первую очередь научный руководитель).

  4. Организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий (Эту задачу решает в первую очередь классный руководитель).

  5. Организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых  оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся (Эту задачу решает в первую очередь преподаватель). 


Образ выпускника средней школы

Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование,- это человек, который:

  • освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;

  • освоил содержание выбранного направления обучения на уровне, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях начального, среднего профессионального образования и в учреждениях высшего профессионального образования;

  • овладел основами компьютерной грамотности;

  • умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям;

  • знает свои гражданские права и умеет их реализовывать;

  • готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;

  • умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их;

  • владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации;

  • уважает свое и чужое достоинство;

  • уважает собственный труд и труд других людей;

  • обладает чувством социальной ответственности;

  • ведет здоровый образ жизни.

При обучении и воспитании выпускников 10-11 классов следует учитывать

Нравственный потенциал.

Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей.

Оценка своих реальных и потенциальных возможностей.



Познавательный потенциал.

Наличие желания и готовность продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний.



Коммуникативный потенциал.

Сформированность индивидуального стиля общения, владения коммуникативными умениями и навыками.



Эстетический потенциал.

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, проявление индивидуального своеобразия в восприятии мира.



Физический потенциал.

Стремление к физическому совершенству, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.



Учебный план.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор.

Федеральный компонент представлен в полном объеме. Обязательные для изучения общеобразовательные дисциплины «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Экология», «МХК», и другие структурированы по следующим образовательным областям: «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Технология», «Физическая культура», «ОБЖ», «Элективные курсы».

Учебные планы на третьей ступени разработаны таким образом, чтобы можно было целенаправленно удовлетворить запросы старшеклассников в уровне и содержании образования с учетом их дальнейшей ориентации на получение профессии.

Учебный план для 10-11 классов реализует преподавание «Русского языка» в 10-м и 11-м классах по 2 часа «Литература» – по 3 часа.

«Немецкий язык» преподается в 10, 11 классах по 3 часа. В Образовательной области «Математика» выделены предметы: «Алгебра и начала анализа», «Геометрия». В 10- м и 11- м классах на изучение которых выделено соответственно 3 часа и 2 часа в неделю, в соответствии с базисным учебным планом. Образовательная область «Обществознание» на III ступени обучения представлена изучением предметов: «История», «Обществознание», «География», «МХК». Изучение предмета «История» в 10- м и 11- м классах предполагается в размере 2 часов, предусмотрены элективные курсы «Экономика» и «Право» в объеме 0,5 часов в неделю

Учебный предмет «МХК» изучается в 10, 11 классахв размере 1 часа в неделю.



Региональный компонент для X- XI класса представлен курсами, отражающими потребности региона. И вводятся курсы «Основы предпринимательства», «Наш дом»

Изучение естественно-научных дисциплин обеспечено отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: «Физика»– в 10,11 классах -2 часа , «Химия» –по 2 ч.в неделю «Биология» – по 2 часа в 10-ом, в 11-ом классах.

На изучение предметов «Физкультура» выделено по 3 часа, «ОБЖ» - 1 час в неделю. Предусмотрены учебные сборы (пятидневные) по основам военной службы с учебной нагрузкой 40 часов в 10-х классах, которые являются обязательными. Изучение учебного предмета «Технология» предусмотрено в количестве 1 часа в 10 – м и 11- м классах.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.

Расширение и углубление знаний по математике, русскому языку и информатике ведется за счет компонента образовательного учреждения и вариативной части учебного плана, которая представлена элективными курсами: «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Математика. Решение задач», для получения дополнительной, углубленной подготовки для сдачи единого государственного экзамена; «Интернет- технологии. Основы Веб-дизайна», для формирования информационной культуры,



Обучение в классах третьей ступени позволяет дать хорошую базовую подготовку, а также, дает возможность расширить кругозор обучающихся, поэтому часы школьного компонента в целях расширения образования используются:

  • на элективные курсы;

  • на факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ;

и способствуют углубленному изучению школьных предметов и всестороннего развития обучающихся, развивают их интересы.

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения

Количество часов в неделю

Базовый уровень




10

11

10

11

Русский язык

35

35

1

1

Литература

105

105

3

3

Иностранный язык

105

105

3

3

Математика

140

140

4

4

История

70

70

2

2

Обществознание (включая экономику и право)

70

70

2

2

Биология

35

35

1

1

Физика

35

35

1

1

Химия

35

35

1

1

Физическая культура

105

105

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

35

35

1

1

Всего:

770

770

22

22

Учебные предметы по выбору

Учебные предметы


Количество часов за два года обучения

Количество часов в неделю

Базовый уровень




10

11

10

11

Русский язык

35

35

1

1

Математика

35

35

1

1

География

35

35

1

1

Физика

35

35

1

1

Химия

35

35

1

1

Биология

35

35

1

1

Информатика и ИКТ

35

35

1

1

Искусство (МХК)

35

35

1

1

Технология

35

35

1

1

ВСЕГО:

1085

1085

31

31

Региональный (национально-региональный) компонент

Основы предпринимательства

35

35

1

1

Наш дом

35

35

1

1

Компонент образовательного учреждения

Русское правописание: орфография и пунктуация

35

35

1

1

Интернет-технологии. Основы WEB-дизайна

35

35

1

1

Экономика

17,5

17,5

0,5

0,5

Право

17,5

17,5

0,5

0,5

Математика. Решение задач

З5

35

1

1

ИТОГО:

1295

1295

37

37

Образовательные программы по учебным предметам, курсам представлены в приложениях.

Образовательные программы по учебным предметам, курсам.

Приложения

Образовательная программа по русскому языку

№1

Образовательная программа по литературе

№2

Образовательная программа по алгебре

№3

Образовательная программа по геометрии

№4

Образовательная программа по немецкому языку

№5

Образовательная программа по информатике

№6

Образовательная программа по истории

№7

Образовательная программа по обществознанию

№8

Образовательная программа по географии

№9
Образовательная программа по биологии

№10
Образовательная программа по химии

№11
Образовательная программа по физике

№12

Образовательная программа по физической культуре

№13

Образовательная программа по ОБЖ

№14

Образовательная программа по технологии

№15

Образовательная программа по предмету «Наш дом»

№16

Образовательная программа по «Основам предпринимательства»

№17

Образовательные программы элективных курсов.

№18

Образовательная программа среднего (полного) общего образования

по русскому языку

Базовый уровень
Пояснительная записка
Данная образовательная программа по русскому языку для 10 - 11 классов создана на основе примерной программы среднего ( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авт.-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Концептуальная новизна курса русского языка в 10 - 11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная образовательная программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей


Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.



Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу образовательной программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в образовательной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок образовательной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, образовательная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании образовательной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.



Цели обучения

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:



  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 69 часов. В том числе: в Х классе – 35часа, в 11 классе – 34 часов.

В связи с введением обязательного экзамена по русскому языку, в школьном учебном плане на изучение русского языка в10-11 классах в 2012-2013 году выделено по 1 часу в неделю, поэтому увеличилось количество часов на повторение пройденных тем таких, как «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», являющихся одной из самых трудных для усвоения школьниками. Планирование составлено с учетом интенсивной подготовки к ЕГЭ, введены уроки развития речи по комплексному анализу текста. Это обусловлено теми трудностями, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий по разбору текста.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.



В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы организации образовательного процесса

  • урок-практическая работа

  • уроки-деловые игры

  • уроки-соревнования

  • компьютерные уроки

  • уроки взаимообучения учащихся

  • уроки, которые ведут учащиеся

  • уроки-зачеты

  • уроки-общения

  • уроки-игры

  • уроки-диалоги

  • уроки-семинары

  • интегрированные уроки

  • межпредметные уроки


Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии


Виды и формы контроля
Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный

Виды контроля



  • предварительный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый



Виды деятельности обучающихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- выполнение практических заданий из КИМов;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

определение проблемы текста;

аргументация своей точки зрения;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.




Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка обучающийся должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Содержание программы

10 класс


( 70 часов)

Общие сведения о языке (7 ч)

      Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

      Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

      Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.



Фонетика, орфоэпия, орфография (6ч)

      Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

      Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

      Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

      Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (8ч)

      Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

      Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

      Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

      Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

      Лексические и фразеологические словари.

      Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)

      Обобщающее повторение ранее изученного.

      Выразительные словообразовательные средства.

      Словообразовательный разбор.



Морфология и орфография (16 ч)

      Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

      Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

      Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

      Морфологический разбор частей речи.

Синтаксис и пунктуация ( 12 час)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи . Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Текст. Основные виды переработки текста.(17 часов)

      Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

      Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

      Функциональные стили речи, их общая характеристика.

      Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

      Использование учащимися средств научного стиля.


11 класс

(68 часов)
Синтаксис и пунктуация ( 30 час)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи . Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи ( 9 часов)

Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи.

Очерк, эссе.

Устное выступление. Дискуссия.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Художественный стиль речи ( 7часов)

Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русого синтаксиса.

Анализ художественно-языковой и современной формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Сложное предложение ( 14 час)

Принципы русского правописания Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.

Пунктуация в ССП.

Пунктуация в предложениях с союзом и.

Проверочная работа и ее анализ.

Основные группы СПП.

СПП с придаточными изъяснительными.

СПП с придаточными определительными.

СПП с придаточными обстоятельственными.

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП.
Разговорный стиль речи (2 часа)

Разговорный стиль речи.
Повторение ( 5 час )

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Морфология и орфография

Словообразование и орфография



Словообразование и орфография.

Учебно-тематический план

10 класс

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

  1. Общие сведения о языке.

7

-

2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

6

-

3. Лексика и фразеология.

8

1

4. Морфемика и словообразование.

4

-

5. Морфология и орфография.

16

1

7.Синтаксис и пунктуация

12

1

8. Текст. Основные виды переработки текста. Научный стиль речи.

17

-

Итого

70

11 класс

Тема урока

Количество часов

Контрольные работы

1. Синтаксис и пунктуация.

30

2

2. Публицистический стиль.

9

-

3.Художественный стиль.

7

-

4. Сложное предложение.

14

1

5. Разговорный стиль речи.

2

-

6. Повторение .

6

1

Итого

68

следующая страница >>