Пояснительная записка. Цель элективного курса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Программа элективного курса «История географических... 1 133.05kb.
Программа курса Пояснительная записка Цель и задачи курса 1 186.09kb.
Пояснительная записка курс предназначен для учащихся 10- классов... 1 126.88kb.
Пояснительная записка цель данного курса 1 105.27kb.
Программа элективного курса «Ключи к тайнам Клио» 1 273.16kb.
Пояснительная записка Цели: основная цель данного курса ознакомить... 1 88.56kb.
Пояснительная записка содержание тем учебного курса 3 610.45kb.
Пояснительная записка Программа профильного курса «Информатика и... 1 185.71kb.
«Математика метод познания окружающего мира» 2 606.38kb.
Пояснительная записка. Цели курса: создание условий для социализации... 1 243.48kb.
Учебная программа для студентов (специальность нхт фототворчество) 3 442.96kb.
Пояс гор Южной Сибири. Алтай 1 74.74kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка. Цель элективного курса - страница №1/1

элективный курс 10 класс.jpg
Пояснительная записка.


Цель элективного курса – дать возможность раскрыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый набор качеств, помочь развитию личности, дать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.


 Программа направлена на достижение следующих задач:


- освоить культуру устной и письменной речи;

- раскрыть особенности текста;

- расширить и углубить знания о жанрах сочинения;

- научить старшеклассников понимать специфические особенности жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;

- привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений газетных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу.


 В результате изучения курса учащиеся должны:

- уметь писать сочинения в газетных жанрах;

- уметь отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;

- учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;

- уметь владеть навыками стилистической правки текста;

- активно владеть жанрами сочинений, значимыми в учебной деятельности учащихся.


 Программа рассчитана на 35 часа.


Учебно-тематический план.




ТЕМА


Планируемые результаты

Вид контроля. Измерители


Дата проведения

По плану

факт

1

Введение. Текст как речевое произведение (повторение).

Устное сочинение на тему: «Что значит быть талантливым писателем?»

Комплексный анализ текста.


Устное сочинение







2

Сочинение – один из видов текста

Практикум. (Формулирование тем сочинений. Написание фрагментов сочинения с включением в него высказывания писателей.)



Сочинение








3

Типы сочинений

Определение типов сочинений (работа с

дидактическим материалом).



Выполнение заданий







4

Сочинение-рассуждение

Занятия в группах: определить последовательность действий референта при написании реферата. Обучение приёму сокращать исходный текст.

Выполнение заданий






5

У каждого сочинения свой жанр (обзор).


Определение типов сочинений (работа с дидактическим материалом).

Выполнение заданий






6


Репортаж


Анализ 2-3 репортажей (события, темы, детали описания, оценочные слова и выражения).

Выполнение заданий






7


Репортаж. Практикум

Редакция начала репортажа. Организация обсуждения в группах иронического репортажа.

Выполнение заданий







8

Сочинение-репортаж


Конкурсный отбор репортажей для ученического альманаха.



Сочинение








9

Сочинение-репортаж

Конкурсный отбор репортажей для ученического альманаха.

Дискуссия






10

Интервью


. Чтение и обсуждение первых интервью и совершенствование написанного. Конкурс на самое интересное интервью

Выполнение заданий







11

Очерк

Чтение и обсуждение очерков Д.С. Лихачёва «Письма о добром»

Выполнение заданий







12

Портретный очерк

Составление тезисов. Подготовка к сочинению (выбор темы, объёма содержания, отбор материала по теме).Анализ портретного очерка. Рецензирование работы учащихся.

Сочинение








13



Путевой очерк


Практикум: анализ текста Выполнение заданий (составить план, выявить изобразительно-выразительные средства).

Комплексный анализ текста.


Выполнение заданий






14

Сочинение по картине.


Составление плана. Обсуждение. Написание сочинений



Сочинение








15

Сочинение по картине

Выразительное чтение сочинений

Анализ сочинения одноклассников






16

Статья

Лекция. Анализ статьи (работа над композицией, определение типа речи).



Анализ статьи








17

Статья. Практикум

Практикум: анализ текста Выполнение заданий (составить план, выявить изобразительно-выразительные средства

Выполнение заданий







18


Эссе

Конспектирование лекции учителя. Устное рассказывание.

Конспект лекции







19

Эссе. Практикум

Практикум: анализ текста Выполнение заданий (составить план, выявить изобразительно-выразительные средства

Выполнение заданий






20


Сочинение в жанре эссе.

Составление плана. Обсуждение. Написание сочинений


Сочинение







21

Сочинение в жанре эссе.

Комплексный анализ текста.

дискуссия







22

Рецензия

Лекция. Оценивание и редактирование в группах

Конспект лекции







23

Рецензия. Практикум

Практикум (работа по карточкам: определение целей и задач рецензий известных писателей).

Выполнение заданий






24-

Отзыв на литературное произведение


Лекция. Оценивание и редактирование в группах



Конспект лекции







25

Отзыв на литературное произведение. Практикум

Практикум (работа по карточкам: определение целей и задач отзывов известных писателей).

Выполнение заданий






26

Дневниковые записи

Практикум (работа по карточкам: определение целей и задач дневниковых опытов известных писателей).



Выполнение заданий






27

Сочинение - дневник


Лекция. Оценивание и редактирование в группах


Конспект лекции







28

Сочинение – дневник. Практикум

Сочинение-дневник

Сочинение






29

Сочинение –письмо.

Устное сочинение-раздумье о судьбе литер. Героя.



Устное сочинение








30

Сочинение-рассуждение по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром»

Практикум. (Формулирование темы сочинения. Написание фрагментов сочинения с включением в него высказываний писателя.)

Сочинение «Большое в малом»







31


Сочинение-рассуждение по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром»

Практикум. (Формулирование темы сочинения. Написание фрагментов сочинения с включением в него высказываний писателя.)



Сочинение «Молодость-вся жизнь»

Сочинение «Цель жизни»









32

Сочинение-рассуждение по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром»

Практикум. (Формулирование темы сочинения. Написание фрагментов сочинения с включением в него высказываний писателя.)

Сочинение «Самая большая ценность-жизнь»







33

Сочинение-рассуждение по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром»

Практикум. (Формулирование темы сочинения. Написание фрагментов сочинения с включением в него высказываний писателя.)

Сочинение «В чём смысл жизни»







34

Сочинение-рассуждение по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром»

Практикум. (Формулирование темы сочинения. Написание фрагментов сочинения с включением в него высказываний писателя.)

Сочинение «Цель и самооценка»







35

Сочинение-рассуждение по книге Д.С. Лихачёва «Письма о добром»

Практикум. (Формулирование темы сочинения. Написание фрагментов сочинения с включением в него высказываний писателя.)

Сочинение «Что объединяет людей»








Содержание программы.


Введение. Текст как речевое произведение. (Повторение).


Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в тексте. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста.

Ключевые слова и выражения: микротема, абзац, зачин, лексические и грамматические средства связи.


Сочинение – это тоже текст.

Формулировка темы сочинения. Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений.


Реферат как вид текста.

Цель реферата. Требования к реферату.


У каждого сочинения – свой жанр (обзор).

Единство содержания и формы. Жанры малой формы. Жанры, используемые в научной работе.


Репортаж.

Репортаж – один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Правила построения. Языковые средства в репортаже.


Интервью.

Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности. Своеобразие языка. Речевая ситуация.


Портретный очерк.

Очерк документальный и недокументальный, проблемный и портретный. Сходство и их различие. Герой очерка. Этапы работы над очерком.


Путевой очерк (путевые заметки).

Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание и назначение путевых заметок.


Статья – объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение, языковые особенности статьи.


Эссе как разновидность очерка научного, исторического, критического, публицистического характера. Жанровые особенности эссе. Языковые средства. Требования к эссе. Виды. Жанры эссе.


Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи в рецензии. Типы речи. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования. Языковые средства. Формы рецензии.


Дневниковые записи.

Дневники великих людей. Композиция дневника. Типы речи в дневниках. Особенности текста дневника.


Сочинение – письмо.

Виды. Обязательные условия. Письма великих людей. Языковые особенности. Речевые формулы.
Литература для учителя.

1.Е.П. Алексеева «Русский язык в таблицах и схемах», 2012 год




2.Головин Б.Н. Основы культуры речи.

3.Иванова С.В. Обучение устному и письменному высказыванию.

4.Новиков Л.А. Искусство слова.

5. Никитина Е.И. Эссе – воспоминание. Русский язык в школе №3, 1999 год.

6.Межов Е.Р. Работа над сочинением.

7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.

8.Щепина О. Анализ текста в 10 классе как форма подготовки к сочинению.

9. Трубина Л. Методика работы над сочинением.


10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Текст как речевое произведение. Учебник практикум для старших классов.