Пояснительная записка цель данного курса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Цели: основная цель данного курса ознакомить... 1 88.56kb.
Программа курса Пояснительная записка Цель и задачи курса 1 186.09kb.
Пояснительная записка. Цель элективного курса 1 109.09kb.
Рабочая программа для учащихся средней школы (10 11 классы) 1 220.46kb.
Пояснительная записка содержание тем учебного курса 3 610.45kb.
Пояснительная записка Программа профильного курса «Информатика и... 1 185.71kb.
Пояснительная записка. Цели курса: создание условий для социализации... 1 243.48kb.
Учебная программа для студентов (специальность нхт фототворчество) 3 442.96kb.
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 34 часа. 1 106.67kb.
Пояснительная записка Цель: в результате изучения курса новой истории... 1 253.4kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса 7 2463.36kb.
Откуда есть, пошла грамота на Руси 1 29.26kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка цель данного курса - страница №1/1

Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный курс может вести учитель, библиотекарь. Количество часов можно изменить, исходя из конкретной ситуации.
Тип курса: развивающий, межпредметный.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель данного курса:

- научить ребят ориентироваться в огромном книжном потоке;

- уметь выбрать нужную информацию;

- свободно обращаться в любой крупной библиотеке;

- научить серьезно, вдумчиво читать и логически анализировать текст,

- повышать культуру устной и письменной речи учащихся.



Актуальность и практическая значимость: Учеба в старших классах, особенно в таких учебных заведениях как гимназии, лицеи требует от учащихся значительно лучшей подготовки. В обучении, воспитании и развитии школьников огромную роль играет книга. Ясно, что успешно обучать детей, не вооружив их рациональными способами работы с книгой, нельзя: ведь приобретение знаний, умений и навыков осуществляется не только с помощью учителя, но и самостоятельно, прежде всего в общении с литературными источниками. Но книга учит только тогда, когда ученик умеет работать с книгой, умеет читать.

Важно не столько научить учащихся правильно воспринимать и закреплять информацию, но и, главное, научить их самостоятельно добывать знания. А любые знания, не пополняемые и не обновляемые, устаревают.

Библиотечно-библиографическая подготовка учащихся - важное условие повышения уровня и результативности пропаганды книги, развитие культуры чтения, приобщения школьников к активному использованию информационных изданий, справочного аппарата библиотеки.

Как показала многолетняя практика, работа от случая к случаю не приносит заметной пользы. Она должна проводиться по определенной системе, включать в себя теоретические, контрольные, итоговые, практические занятия и быть интересной, разнообразной по методическим приемам и привлекаемой литературе.



Связь с другими предметами общеобразовательного цикла: Занятия по программе данного курса предусматривают не только работу с книгой, первоисточниками, периодическими изданиями, но и знакомство с историей книги, основами библиографии, справочными изданиями и их использованием, с библиотечными каталогами и т.д.

Программа равномерно распределяет часы на теоретическое освоение материала и практические занятия. Уроки предусматривают различные формы работы:

- лекция, беседа, сообщение учителя;

- доклады, сообщения учащихся;

- наблюдение учащихся, работа с текстами.

- самостоятельный сбор материала, работа в библиотеках.



Роль кружка в развитии творческих способностей личности:

Развитие интереса к самообразовательному чтению. Школьники учатся добывать, понимать и анализировать информацию, а также передавать ее, общаясь с одноклассниками и педагогами. Приобретенные знания и навыки учащиеся могут использовать при изучении других предметов.



Прогнозируемые результаты: развитие общего кругозора и творческих способностей учащихся, участие в конкурсах.

Тематическое планирование
Тема 1. Книга в нашей жизни (8 часов)


  1. Роль книги в нашей жизни (1 час).




  1. История книги (4 часа).

  • Зарождение и развитие письменности (клинопись, глиняные книги, книги на папирусе и т.д.).

  • Книга в древнем мире. (Древняя Греция, Древний Рим).

  • Средневековый период.

  • Изобретение книгопечатания. Жизнь и творчество Иоганна Гутенберга.

  • История рукописной книги Древней Руси. Памятники древнерусской книжной письменности. Оформление рукописных книг.

  • Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Петр Мстиславец.

  • Книга на Руси в XVII веке. Тематика рукописных и печатных книг.

  • XVIII век. Книга в первой половине XVIII века. Книга во второй половине XVIII века. Издательская деятельность Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, И.А.Крылова.

  • Общая характеристика книжного дела в России в XIX веке. Издатель А.Ф.Смирдин.

  • Развитие журналистики в XIX веке.




  1. Искусство книги (1 час)

  • Внешнее оформление книги.

  • Элементы внутреннего оформления книги.

  • Известные художники-оформители.




  1. Структура книги (2 часа).

  • Аннотация (авторская и издательская).

  • Оглавление (содержание).

  • Предисловие. Вступительная статья. Справка об авторе. Примечание. Комментарии. Библиографические списки, ссылки и т.д.

  • Использование справочного аппарата при выборе литературы.



Тема 2. Система библиотечного обслуживания читателей (4 часа)


  • Роль библиотек в жизни общества.

  • Структура библиотечной системы.

  • Сеть библиотек Тулы.

  • Правила пользования библиотеками.

  • Отделы библиотеки.

  • Перспективы использования ИКТ в технологии обслуживания читателей.

  • Библиотеки в условиях рынка.



Тема 3. Библиотечные каталоги и картотеки. Библиографическое описание документа. (16 часов)


  1. Сущность и назначение библиотечных каталогов. (2 часа).

  • Виды каталогов. Основные принципы их построения.

  • Систематизация книг по отраслям знаний. УДК. ББК.

  1. Систематическая картотека статей. (2 часа).




  1. ГОСТ ч.1-84 «Библиографическое описание, документа». Каталожная карточка. Элементы описания. Шифр книги. Описание различных видов изданий.




  1. Основные деления ББК: (обзор книг по отраслям знаний, их библиографическое описание, составление аннотаций на книги). (10 часов).

  • Естественные науки.

  • Техника и технические науки.

  • Сельское и лесное хозяйство.

  • Здравоохранение. Медицина.

  • Общественные науки: история, экономика, политика, государство и право, военная наука, военное дело.

  • Культура. Наука. Просвещение.

  • Филология (языкознание, литературоведение). Критическая литература. Художественная литература. Фольклор.

  • Искусство.

  • Атеизм. Религия.

  • Философия (история, философия, логика, этика, эстетика).

  • Психология.



Тема 4. Основы библиографии. (6 часов).


  1. Понятие библиографии. (2 часа).

  • Роль библиографии в выявлении книг, в раскрытии их содержания.

  • Виды библиографии.

  • Библиографические пособия.




  1. Библиографическая запись: аннотация, реферат, рецензия. (4 часа).



Тема 5. Справочные издания и работа с ними. (4 часа).


  • Универсальные энциклопедии.

  • Отраслевые энциклопедии.

  • Отраслевые энциклопедические словари.

  • Справочники, статистические сборники, календари и т.д. Роль справочных изданий в учебной и практической работе.



Тема 6. Изучение краеведческой литературы. (6 часов).


  1. Роль краеведения в нравственном воспитании подрастающего поколения. (2 часа).

  • Историческое краеведение.

  • Географическое краеведение.

  • Литературное краеведение.




  1. Источники разыскания литературы о крае.(2 часа).




  1. Составление краеведческой картотеки. Составление рекомендательных списков по краеведческой литературе. Составление тематических папок по краеведению. (2 часа).



Тема 7. Самостоятельная работа с книгой.

Культура умственного труда. (20 часов).

  1. Педагогические и психологические основы работы с книгой. (2 часа).

  • Творческий читатель. Искусство чтения. Освоение содержания текста, теоретико-литературных понятий; умение отбирать и систематизировать материал; развивать навыки устной и письменной речи.




  1. Организация рационального чтения. Скорочтение. Упражнения на тренировку навыков чтения. (2 часа).




  1. Роль и значение периодических изданий. Виды периодических изданий. Культура чтения периодики. Молодежные периодические издания и работа с ними. (4 часа).

Газетный материал:

  • репортаж; фоторепортаж;

  • интервью;

  • статья в газету;

  • информационная заметка.

  1. Простейшие виды записей. Подчеркивания, выписки и их систематизация. Цитаты.

(2 часа).

  • Учет просмотренных и прочитанных книг. Отзыв о прочитанной книге. Рецензия. Обзор или обозрение книг.




  1. План. Составление различных видов плана. (2 часа).

  • Понятие «тезис». Методика работы над тезисами.




  1. Конспект, как наиболее сложная форма записей. Различные формы конспекта. Конспектирование статей, лекций. Оформление конспекта. (4 часа).




  1. Реферат. Доклад. Методика работы над рефератом, докладом. Оформление реферата. Самостоятельные задания по оформлению реферата. (2 часа).




  1. Искусство красноречия. Основные требования к устному выступлению. (2 часа).

  • Умение беседовать и спорить. Организация диспута.

Поурочное планирование


Тема занятия

Теоретическое планирование

Практическое планирование

Книга в нашей жизни.

  • Роль книги в нашей жизни (1 час).

  • История книги (4 часа).

  • Искусство книги (1 час)

  • Структура книги (2 часа)



4

4

Система библиотечного обслуживания читателей

2

2

Библиотечные каталоги и картотеки. Библиографическое описание документа.

  • Сущность и назначение библиотечных каталогов. (2 часа).

  • Систематическая картотека статей. (2 часа).

  • ГОСТ ч.1-84 «Библиографическое описание, документа». Каталожная карточка. Элементы описания. Шифр книги. Описание различных видов изданий.




  • Основные деления ББК (10 часов)




6

10

Основы библиографии

  • Понятие библиографии. (2 часа).

  • Библиографическая запись: аннотация, реферат, рецензия. (4 часа).


2

4

Справочные издания и работа с ними



2

2

Изучение краеведческой литературы

  • Роль краеведения в нравственном воспитании подрастающего поколения. (2 часа).

  • Источники разыскания литературы о крае.(2 часа).

  • Составление краеведческой картотеки. Составление рекомендательных списков по краеведческой литературе. Составление тематических папок по краеведению. (2 часа).



2

4

Самостоятельная работа с книгой.

Культура умственного труда



  • Педагогические и психологические основы работы с книгой. (2 часа).

  • Организация рационального чтения. Скорочтение. Упражнения на тренировку навыков чтения. (2 часа).

  • Роль и значение периодических изданий. Виды периодических изданий. Культура чтения периодики. Молодежные периодические издания и работа с ними. (4 часа).

  • План. Составление различных видов плана. (2 часа).

  • Конспект, как наиболее сложная форма записей. Различные формы конспекта. Конспектирование статей, лекций. Оформление конспекта. (4 часа).

  • Реферат. Доклад. Методика работы над рефератом, докладом. Оформление реферата. Самостоятельные задания по оформлению реферата. (2 часа).

  • Искусство красноречия. Основные требования к устному выступлению. (2 часа).



8

12


Учебно-методический комплекс:
- книги;

- периодические издания;

- раздаточный материал (анкета, памятка, схемы и т.д.);

- наглядные пособия;



- технические средства.
Список литературы, использованной при составлении программы:

  • Антипова В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3 Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке.- М.: Глобус, 2009

  • Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. – М.: Глобус, 2007

  • Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.- М.: Школьная библиотека, 2002

  • Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. – М.: Глобус, 2008

  • Мяэотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе.- М.: ООО «Чистые пруды», 2005

  • Я умею работать с информацией. Библиотечные уроки. Рабочая тетрадь.- М.: Глобус, 2009



РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России. - М., 2001.

  2. Акиньшина А.А., Шляхов В.В. Учим читать быстро и эффективно. - М., 1991.

  3. Андреева О.В. История книги: хрестоматия.- М.: Мир книги, 1997

  4. Баренбаум И.Е. История книги. - М., 1984.

  5. Библиотечно-библиографическая классификация. Таблицы для детских и школьных библиотек. - М., 1998.

  6. Бирюкова Н.Б. Компьютер - в школьную библиотеку. - М., 1992.

  7. Введенская Л.А. и др. Русское слово: факультативный курс. - М., 1991.

  8. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М., 1993.

  9. Воронцов Г.А. Основы библиотековедения и работа с книгой. - М., 1977.

  10. Воронько К.Л. Организация библиотечных фондов и каталогов. - М., 1981.

  11. Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др. Формирование информационной личности в библиотеках и образовательных учреждениях. - М., 2002.

  12. Глухов А.Г. Из глубины веков: очерки о древних библиотеках мира. - М., 1971.

  13. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М., 1989.

  14. Граник Г.Г. и др. Когда книга учит. - М., 1991.

  15. Дьяченко Н.П. Рождение книги. - М., 1990.

  16. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.

  17. Киперман С.А. Периодическая печать в школе и дома. - М., 1983.

  18. Лезер Ф. Рациональное чтение. - М., 1988.

  19. Ляхов В.Н. Искусство книги. - М., 1980.

  20. Мастера красноречия. - М., 1991.

  21. Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография. - М., 1987.

  22. Мамонтов А.В. Краеведческая библиография. - М., 1978.

  23. Милонов Н.А. Литературное краеведение. - М., 1985.

  24. Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. - М., 1991.

  25. Николаева Л.А. Учись быть читателем. - М., 1992.

  26. Осипов К. Русский первопечатник Иван Федоров.-М.,1955.

  27. Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия . Полемика.-М.,1991.

  28. Прометей. Т.16: Тысячелетие русской книжности.-М.,1990.

  29. Пунский В.О. Азбука учебного труда.- М.,1988.

  30. Развивайте дар слова.- М.,1990.

  31. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать.- М.,1979.

  32. Розенталь Д.Э. Учусь читать, размышлять, выступать.- М.,1980.

  33. Сидоров А.А. Искусство книги.- М.,1979.

  34. Сорокин Ю.А. Почему живут и умирают книги?.-М.,1991.

  35. Соппер П. Основы искусства речи.-М.,1992.

  36. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд.-М.,1991.

  37. Составление библиографического описания.-М.,1991.

  38. Человек читающий.-М.,1991.

  39. Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России 9-20 в.в.-М.,2001.