Пояснительная записка Актуальность темы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Пояснительная записка Актуальность темы - страница №1/1

«Совершенствование устной и письменной речи учащихся

с использованием приемов технологии РКМЧП»



(развитие критического мышления через чтение и письмо)

Вьюшкина Ольга Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ Нижегородская СОШ
Пояснительная записка
Актуальность темы:

Современное общество ставит перед школой ряд задач. Среди них существенными являются:



  1. Обеспечение, ориентированной в свете общечеловеческих ценностей, воспитанности молодого поколения.

  2. Формирование основ целостного научно-теоретического мировоззрения и соответствующей ему системы ценностей.

  3. Развитие интеллектуального потенциала общества и каждого индивида, подготовка к непрерывному самообразованию.

  4. Подготовка учащихся к социальной самореализации.

Эти требования позволяют определить сущность современного урока, урока обращенного на развитие индивидуальных особенностей учащихся.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

В своей работе я столкнулась со следующими проблемами:

1. Отсутствие способности учащихся заниматься критическим анализом, формировать собственное независимое мнение и проявлять уважение к мнению других.

2. Реализация одного из главных постулатов гуманной педагогики – стремление строить процесс обучения по принципу: «как можно больше ученика – и как можно меньше учителя».

В литературе появились новые методические технологии. Одна из них – Международный образовательный проект РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая позволяет мне, применяя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, научить учащихся быть самостоятельными, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе атмосферу партнерства, позволяет детям высказать свою точку зрения, постоянно поддерживать необходимый уровень внимания и интереса, формирует способности излагать свои мысли на письме «добиваясь, все более точного и емкого высказывания», учит умению убедительно аргументировать свою мысль.

Учителя, работающие с детьми младшего возраста, часто задаются вопросом: как применять методы и приёмы, основанные на чтении и письме, в работе с младшими школьниками? Ведь они пока плохо читают и пишут! Ведь методы развития критического мышления и активного обучения в основном рассчитаны на учащихся, у которых уже сформированы навыки чтения и письма, но многие из них можно адаптировать и для младшего школьного возраста. Я твёрдо верю, что даже маленькие дети способны научиться мыслить критически, относиться к собственному обучению активно и осознанно и работать сообща с товарищами – пусть даже они ещё плохо овладели навыками чтения и письма. Более того, я считаю, что чем раньше ребенок научиться критически мыслить и активно учиться, тем более успешное будущее ему уготовлено.

Чем интересна программа международного проекта РКМЧП? Прежде всего тем, что она направлена на развитие у одаренных школьников критического мышления, как необходимого условия существования человека в демократическом обществе, поскольку оно способствует не только восприятию получаемой информации, но и «самостоятельному оцениванию её идей, умению действовать в соответствии с представлением о том, что в данной информации может быть полезно, а также умению рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации». Если говорить более простым языком, то можно сказать, что данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умений анализировать и применять данную информацию, учиться присваивать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями, полученными на стадии вызова, умений интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии. Велика и коммуникативна роль данной технологии, которая заключается в умении вести диалог, дискутировать на уроках, работать в группах, парах.

Цель проекта:

- научить учащихся представлять собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей;

- выработать умение у учащихся аргументировать свою точку зрения, учитывая мнение других.

- развить навыки работы с текстом, творческие и аналитические способности.


Перспектив для работы по данной технологии в старшем звене достаточно много, но в начальной школе в силу специфики возраста учащихся, индивидуальных и психофизиологических особенностей детей их несколько меньше, но, тем не менее, я рискнула апробировать в начальной школе на уроках чтения, окружающего мира, краеведения такие приемы, как « чтение со стопами», «синквейн (пятистишия)», «кластер» «мозговая атака».

Поэтому я считаю, что необходимо обучать детей приёмам технологии РКМЧП, начиная с младшего школьного возраста для того, чтобы с ними было легче работать в среднем звене.

Какую бы мы ни осваивали технологию, мы должны понимать, что делаем это для того, чтобы помочь ребенку осознать своё место в многообразном и взаимозависимом мире, научить уважать права и свободу других людей, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого.

Сущность опыта

В процессе обучения с использованием приемов образовательной технологии развития критического мышления я учу учащихся учиться и мыслить критически, то есть, встречаясь с новой информацией, уметь рассматривать ее вдумчиво, уметь самостоятельно оценивать ее идеи и действовать в соответствии с представлением о том, что в данной информации может быть полезно, уметь рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая собственные выводы относительно их точности и ценности.

Данная организация учебной деятельности предполагает решение образовательных задач и проблемных ситуаций под руководством учителя при активной деятельности учащихся, в результате чего происходит глубокое усвоение всего объема знаний, умений и навыков, развитие мыслительных и творческих способностей школьников.

Образовательная технология развития критического мышления (посредством чтения и письма) разработана Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом:



Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

  • Актуализация имеющихся знаний;

  • Пробуждение интереса к получению новой информации;

  • Постановка собственных целей обучения

Осмысление содержания:

  • Получение новой информации;

  • Корректировка поставленных целей обучения

Рефлексия:

  • Размышление, рождение нового знания;

  • Постановка новых целей обучения


Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

1. Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивации к дальнейшей работе

Ученик

«вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает

предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы


- Составление списка «известной информации»;

- рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки т.д.


Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

2. Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы



На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.

3. Рефлексия.

Учителю следует: вернуть -учащихся к

первоначальным записям-предположениям ; Внести изменения, дополнения; Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.



Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания. Полученные на стадии осмысления содержания.

- Заполнение кластеров, таблиц.

- установление причинно-следственных связей между блоками информации.

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- Написание творческих работ;

- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.




На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.


Результативность опыта

Использование приемов технологии РКМЧП позволяет мне решать ряд важных педагогических задач:



    • Дает возможность определять и ставить личные цели;

    • Поддерживает активность на уроке;

    • Вызывает продуктивную дискуссию;

    • Способствует тому, чтобы учащиеся сами формулировали и задавали вопросы;

    • Помогает выражать собственное мнение;

    • Поддерживает мотивацию к чтению;

    • Воспитывает уважительное отношение к чужому мнению;

    • Дает возможность развивать в себе сочувствие к персонажам, к людям;

    • Создает условия для размышлений о том, что ценно;

    • Облегчает переход на более высокие уровни критического мышления;

    • Формирует личную ответственность за собственное образование;

    • Развивает навыки работы с текстами, идеями, большим объемом информации;

    • Развивает умение работать сообща, социальные навыки.

Учащиеся задумываются о том, как они думают. Критические мыслители спрашивают себя:

    • Что я об этом думаю?

    • Какая новая информация увязывается с тем, что я уже знаю?

    • Что я могу делать иначе, после того, как получил новую информацию?

    • Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей?


Теоретическая база опыта:

    • использование приемов технологии РКМЧП, основанной на философско-социальной концепции «открытого общества», авторы Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом;

    • развитие познавательного интереса – Г.И. Щукина;

    • поэтапное формирование умственных действий – Н.Я. Гальперин;

Из новых методических материалов, которые использую в работе, могу назвать следующие:

  • Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999

  • Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо.- Новосибирск: НИПКиПРО, 2005

  • Загашев И., Заир-Бек С., Муштавинская И. Учим детей мыслить критически.- СПб.: Питер,2003

  • Зайцев В.Н. Практическая дидактика. М.: Народное образование, 2000

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998

  • Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М: Академия 1999.


Трудоемкость опыта: в изучении индивидуальных особенностей школьников, выборе методических приемов и форм организации деятельности, в вовлечении одаренных учащихся и их родителей в совместный труд учения.


Система работы учителя по совершенствованию устной и письменной речи учащихся

с использованием приемов технологии РКМЧП


Номер урока, его тема.

Цель урока

Развивающие задачи

Технология РКМЧП

Деятельность учащихся

Урок 1.

М. Пришвин «Ребята и утята»



1. Познакомить с творчеством М.М. Пришвина

2. Воспитывать любовь к природе, животным




Развивать:

навыки выразительного чтения

умение сравнивать, анализировать.

аргументировано обосновывать свою точку зрения



прием «мозговая атака»

прием «чтение с остановками»


прием мини-эссе

Составление письменных предположений по теме рассказа.
Работа с учебником, чтение текста на прогнозирование.
Составление письма герою рассказа.

Урок 2.

В.Бианки


«Музыкант»

1. Познакомить с творчеством В. Бианки

2. Воспитывать любовь к природе, животным



Развивать:

навыки выразительного чтения

умение делать выводы.

аргументировано обосновывать свою точку зрения



прием «чтение с остановками»

прием «разбивка на кластеры»




  1. Работа с учебником, чтение текста на прогнозирование.

Графическое изображение, представлений по теме рассказа.



Урок 3.

В. Бианки

«Аришка трусишка»


1. Продолжить знакомить детей с творчеством В. Бианки

2. Обогащать словарный запас детей.




Развивать:

навыки осознанного чтения

умение делать выводы.

аргументировано обосновывать свою точку зрения



прием «мозговая атака»

прием «чтение с остановками»

прием «синквейн»


  1. Составление письменных предположений по теме рассказа.




  1. Работа с учебником, чтение текста на прогнозирование.




  1. Письменное изложение идеи, чувств и представлений в нескольких словах.

Номер урока, его тема.

Цель урока

Развивающие задачи

Технология РКМЧП

Деятельность учащихся

Урок 4.

В. Бианки «Сова»



1. Продолжить знакомить детей с творчеством В. Бианки

2. Обогащать словарный запас детей.




Развивать:

навыки беглого чтения

умение анализировать поступки героя.

умения выявлять взаимосвязи и обобщать




прием: составление списка «известная информация»

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

мини-эссе


  1. Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до изучения нового материала.




  1. Работа с учебником, чтение текста.


  1. Составление письма герою рассказа.




Урок 5.

Е.И. Чарушин

«Страшный рассказ»


1. Познакомить с творчеством Е.И. Чарушина

2. Воспитывать любовь к природе, животным



Развивать:

навыки выразительного беглого чтения

мышление, память, внимание.

аргументировано обосновывать свою точку зрения




прием: составление рассказа, предположения по ключевым словам

прием «чтение с остановками»


прием мини-эссе

  1. Учащиеся делают предположения, задают вопросы на которые хотят получить ответы

Работа с учебником, чтение текста на прогнозирование.


Написание творческих работ



Список литературы.


  1. Бахарева С. О проекте «Чтение и письмо для развития критического мышления» //Педагогическое эхо. - № 10 (58).

  2. Бахарева С. О перспективах обучения инновационными технологиями в системе ИПК: Сборник НИПКиПРО. - Новосибирск. 2000.

  3. Бахарева С. Учебно-методическое пособие «Развитие критического мышления через чтение и письмо» выпуск № 1, № 2. – НИПК и ПРО: - 2005.

  4. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: Материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо», 2000.

  5. Громова О. Как воспитать вдумчивого читателя // Первое сентября. - 1998. - 15 сентября. -№88(758).

  6. Громова О. Критическое мышление: как это по-русски // Школьное обозрение. - 1999. - №2-3.-С.27.

  7. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. – М., 2000. – 156.

  8. Загашев И., Заир-Бек С, Муштавинская И. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003

  9. Перемена: Международный журнал для работников образования.

  10. Халлерн Дайана, Психология критического мышления.- СПб: Питер, 2000. - (Серия «Мастера психологии.)+