Пояснительная записка Актуальность олимпиады - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Пояснительная записка Актуальность олимпиады - страница №1/4

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы
«Средняя общеобразовательная школа № 30»

Федотова Наталия Константиновна, учитель географии

Авторская методическая разработка





Кострома, 2013 год



Пояснительная записка

  1. Актуальность олимпиады

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, а также вносить новое содержание возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала во все сферы жизнедеятельности.

Особое место в формировании такой личности занимает работа с одаренными и мотивированными детьми.

Одаренные дети – это уникальная составляющая каждого поколения, величайшее богатство общества и государства. Отношение к выявлению и сбережению одаренностей, к их воспитанию и жизненному становлению, является одним из важнейших критериев мудрости и ответственности общества и государства перед прошлым, настоящим и будущим.

О необходимости «вовлечения детей в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» подчеркивается в положениях национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека. Важно выявить, поддержать и сопроводить талантливого ребенка, помочь выстроить путь дальнейшего развития.

Творческая деятельность, претендующая на успех, всегда носит конкурентный характер. Успех в науке зависит не только от способностей и достижений, но и волевых качеств человека, от его умения убедить напарника по команде или оппонента, доказать свою правоту и довести борьбу до конца. Требуемые качества зависят не только от врожденных психологических качеств, но и от полученных им соответствующих знаний, навыков и умений, приобретающихся в результате различных соревнований.

Одной из форм работы, способствующей формированию интеллектуально – развитой и социально – адаптированной личности школьника является участие школьников в различных предметных олимпиадах и конкурсах.

Проанализировав итоги участия учащихся школы в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии, я пришла к выводу, что начинать работу со школьниками необходимо с 6 класса. Оптимальная модель подготовки школьников к участию в олимпиаде – многоуровневая, по принципу пирамиды. То есть, нижние ступени конкурсного и олимпийского движения должны быть массовыми и направлены на выявления одаренности детей.

К сожалению, дистанционные олимпиады, которых сейчас проводится огромное множество, не дают реальной картины знаний учащихся, так как невозможно проконтролировать самостоятельность выполнения заданий олимпиады, а также использование при решении справочной литературы. В Костромской области долгое время в очной форме проводились только школьный, муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников и на этом выбор региональных географических олимпиад для школьников заканчивался.

Исходя из своего опыта работы с мотивированными учащимися, я считаю, что основным фактором успеха является целенаправленная подготовка школьников к участию в олимпиаде по географии и возможность проявить свои знания и умения в очной борьбе с учащимися из других школ города или даже населенных пунктов области, не только раз в год, а систематически и в своем регионе, так как поездки на Московскую открытую олимпиаду школьников по географии, олимпиаду МГУ «Ломоносов», очный этап Пермской олимпиады «Юные таланты» являются для большинства учащихся финансово затратными.

Таким образом, в 2011 году появилась идея региональной олимпиады по географии «Компас», автором которой я являюсь. Проводится олимпиада один раз в год при поддержке ОГКОУ ДОД КО ЦДОД «Одаренные школьники». Первая олимпиада проводилась в устном формате, вторая, проведенная в 2012 году, в письменном. В следующем году я планирую попробовать провести олимпиаду с сочетанием устных и письменных заданий.

За 2 года в олимпиаде «Компас» приняли участие 137 учащихся 8-11 классов из школ города Костромы, Нерехты, Судиславского и Буйского районов. Победителями олимпиады стали 8 учащихся, призерами 32 учащихся школ города Костромы.

Банк заданий региональной олимпиады по географии «Компас» может быть использован учителями географии для подготовки к различным географическим олимпиадам и конкурсам, а также при составлении школьных викторин и конкурсов в рамках предметной недели.



2. Цели и задачи Олимпиады

Цель Олимпиады – создание условий для:

  • выявления и поддержки мотивированных учащихся общеобразовательных учреждений Костромской области,

  • развития творческих способностей и интереса к географии,

  • распространения и популяризации научных географических знаний среди школьников.

Задачи Олимпиады:

  • повышение интереса школьников к занятиям географией;

  • создание необходимых условий для поддержки мотивированных детей, пропаганда научных знаний;

  • привлечение мотивированных учащихся, интересующихся географией к систематическим внешкольным занятиям на адекватном их способностям уровне;

  • стимулирование дополнительных форм работы с мотивированными детьми.

3. Участники Олимпиады

Участники Олимпиады учащиеся 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений Костромской области.



4. Порядок проведения Олимпиады

Олимпиада включает в себя задания по 4 разделам:

- землеведение;

- физическая география;

- экономическая и социальная география;

- краеведение.

Задания ранжированы по уровню сложности и соответствуют уровню сложности заданий муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии. Участник Олимпиады самостоятельно определяет раздел, а также уровень сложности, по которому будет выполнять задания.

Устный формат: Олимпиада проводится в один этап в течении 2 астрономических часов. Перед началом олимпиады каждому участнику выдается оценочный лист. Все участники получают первое задание одновременно. При подготовке ответа нельзя пользоваться атласами, справочной литературой и мобильными телефонами. По мере готовности участник подходит к эксперту с оценочным листом и устно дает ответ на задание. Регламент ответа участника эксперту составляет 3 минуты. Эксперт, согласно критериям оценивания ответов участников Олимпиады и повышающего коэффициента сложности, в зависимости от трудности выбранного задания, выставляет участнику баллы в оценочный лист. Затем участник выбирает себе новое задание. По истечению 2 астрономических часов оценочные листы участников Олимпиады собираются, суммируются набранные баллы, формируется рейтинг участников по параллелям. При несогласии с выставленными баллами участник Олимпиады имеет право подать аппеляцию. Аппеляционная комиссия состоит из 2-х экспертов и председателя жюри. Аппеляции принимаются в течение 30 минут после окончания олимпиады.

Письменный формат: Олимпиада проводится в один этап в течение 2-х астрономических часов. Перед началом олимпиады каждому участнику выдается лист для выполнения заданий. Все участники получают задания одновременно. При подготовке ответа нельзя пользоваться атласами, справочной литературой и мобильными телефонами. По истечению 2-х астрономических часов листы для выполнения заданий у участников Олимпиады собираются и предаются экспертам на проверку. Эксперты формируют рейтинг участников по параллелям. Рейтинг участников публикуется на сайте центра в течение 2-х дней после проведения олимпиады. При несогласии с выставленными баллами участник Олимпиады имеет право подать аппеляцию. Аппеляционная комиссия состоит из 2-х экспертов и председателя жюри. Аппеляции принимаются в течение суток после публикации рейтинга на сайте центра.

6. Критерии Олимпиады

Основными критериями оценивания являются:

- полнота и оригинальность ответа;

- эрудиция, кругозор, коммуникабельность, креативность участника;

- умение самостоятельно принимать решения;

- умение выдержать регламент ответа на задания олимпиады;

- коэффициент сложности задания.

7. Подведение итогов и награждение победителей

Победителем Олимпиады является участник набравший максимально возможное количество баллов. Призерами являются учащиеся, набравшие максимальное количество баллов, следующие в рейтинговом списке за победителем. Количество призеров определяется по квоте 25% от общего числа участников в параллели.

Все участники Олимпиады получают сертификат.

По итогам Олимпиады учителя, подготовившие победителей и призеров, награждаются благодарственными письмами.




I региональная устная олимпиада по географии «Компас»

Вопросы и ответы

БЛОК 1. Землеведение и ВГО

  • В 1450 году родился мореплаватель……………………, который по приказу своего короля возглавил экспедицию из 3 кораблей, совершив принципиальный шаг к открытию морского пути из Европы. Назови основные пункты этой экспедиции. В 1500 г. (год его смерти) был членом экспедиции П. Кабрала.

Ответ: 3 балла

Бартоломеу Диаш (1 балл), Лиссабон – Канарские о-ва – мыс Зеленый - Гвинейский залив – юг Африки – мыс Доброй Надежды – Лиссабон (2 балла)

  • В 1540 году родился мореплаватель, который стал первым англичанином, совершившим кругосветное плавание, но приобрел он славу нападением на испанские суда и колонии. Кто он? Что вы о нем знаете? Что названо его именем?

Ответ: 3 балла

Дрейк, сэр Фрэнсис (1 балл), пират, посвящен был в рыцари, назначен мэром г. Плимут, внес весомый вклад в разгром Великой Армады, погиб в море во время неудачной экспедиции против испанских поселений в Карибском море (1 балл), пролив его имени (1 балл).

  • 455 лет назад родился исследователь полярных стран, трижды пересекавший море, названное его именем в попытке отыскать выход в соседнюю акваторию. Третья попытка, неудачная, как и обе первые, окончилась трагически: он умер во время зимовки на острове, о берег которого плещутся волны названного в его честь моря. Кто он? Назовите его открытия и название моря.

Ответ: 3 балла

Виллем Баренц – голландский мореплаватель (1 балл). Открыл Шпицберген, обогнув Новую Землю (1 балл). Баренцово море (1 балл). 3 балла.

  • В 1605 году родился русский исследователь, который совершил открытие за 100 лет до В. Беринга. Его путешествие не было оценено по заслугам до ХIХ века. Кто он? Что вы о нем знаете? Что названо его именем?

Ответ: 4 балла

Семен Дежнев (1 балл), прошел через Берингов пролив, участвовал в походах на реки бассейна Лены, на Колыму, открыл Чукотку и Анадырский залив, открыл и первый пересек Корякское нагорье, обследовал Анадырь-реку и Анадырскую низменность и др (2 балла). Мыс Дежнева (1 балл).

  • Величайший исследователь………………………………, чьи путешествия между 1870 и 1885 г.г охватили огромный регион. Он был военным, чьи экспедиции субсидировались российским правительством. Заядлый охотник, прекрасный натуралист он был человеком настойчивым, которого нельзя было отклонить от избранных целей. Кто он? Что вы о нем знаете?

Ответ: 3 балла

Н. М. Пржевальский (1 балл). За рассказ о Пржевальском (2 балла).

  • Распределите по возрастающей единицы измерения расстояний: верста, миля (международная), километр. Укажите их значение в метрах.

Ответ: 3 балла

Верста (старая русская мера длины) – 1 067 метров.

Миля – 1 609 метров. 1 балл за правильную расстановку, по 1 баллу за правильное определение значений в метрах у мили и версты.

  • «Сначала было слово печали и тоски,
    Рождалась в муках творчества планета –
    Рвались от суши в никуда огромные куски
    И островами становились где – то».

Эти строчки В. Высоцкого как нельзя лучше передают суть научной гипотезы, впервые сформулированной немецким геофизиком, метеорологом, исследователем Гренландии. Назовите этого учёного. Расскажите, что вы знаете об этой гипотезе.

Ответ: 3 балла

Альфред Вегенер (1 балл). 2 балла за изложение сути гипотезы Вегенера.

  • Прочтите отрывки из литературных произведений и ответьте на вопросы.

«Вся страна - это только река,

Окаймлённая рамкой зелёной,

И другой, золотой, из песка»

Н. Гумилёв

Определите реку и назовите страны, по территории которых она протекает. Ответ обоснуйте.

Ответ: 3 балла

Нил (1 балл). Египет, Судан (2 балла) (истоки – Белый Нил – в Уганде).


  • Прочтите отрывки из литературных произведений и ответьте на вопросы.

«Корабль идёт меж берегов высоких,

Две части света смотрят с двух сторон.

Там - пышный край красавиц чернооких,

Здесь - чёрного (лишь края) нищий склон.

Там - левый берег мягко освещен,

Видны холмы, под ними лес зубчатый,

А тот - гигантской тенью в небосклон

Вонзил свои береговые скаты...»

Байрон

Определите курс корабля и назовите страны, которые можно увидеть с его борта. Ответ обоснуйте.



Ответ: 3 балла

Корабль идет через Гибралтарский пролив на восток (1 балл). Видны Испания, Марокко и английская колония Гибралтар (2 балла).

  • На одной из городских площадей Рима – площади Навона – есть красивый фонтан, построенный еще в XVII веке (автор Дж. Бернини). Композиция этого фонтана включает символические фигуры четырех великих рек мира – Дуная, Нила, Ганга и Ла-Платы. Как Вы думаете, что символизируют эти скульптуры? Что еще в настоящее время можно было бы добавить в композицию фонтана?

Количество баллов – 3 балла

Части света Европу, Азию, Африку и Америку (2 балла). Добавить Антарктиду и Австралию (1 балл)

  • На окнах кафедрального собора в Малави сохранилось изображение Давида Ливингстона. Что Вы знаете об этой стране, и почему до сих пор в ней и соседних странах с уважением относятся к выдающемуся шотландскому исследователю XIX века.

Количество баллов – 3 балла

Республика Малави, государство на юго-востоке Африки, член Содружества, возглавляемого Великобританией. До провозглашения независимости в 1964 - британский протекторат Ньясаленд. Малави не имеет выхода к морю. Граничит на севере с Танзанией, на западе - с Замбией, на юге и востоке с Мозамбиком. Граница с Мозамбиком и Танзанией на значительном протяжении проходит по крупному озеру Ньяса. Протяженность страны с севера на юг - ок. 840 км, а ширина колеблется от 80 до 180 км. Столица - город Лилонгве (2 балла). Исследования Давида Ливингстона, побывавшего в 1859 на озерах Ньяса и Чилва, привлекли внимание европейских политических деятелей, предпринимателей и духовенства к этому району Африки. В 1873 два шотландских пресвитерианских миссионерских общества направили своих представителей в окрестности оз. Малави. Со временем шотландские миссионеры приобщили многих африканцев к христианской религии, создали первые больницы и школы (1 балл).

  • - Эта точка расположена на материке?

- Да.

- На этом материке расположены две части света?

- Нет.

- Этот материк расположен в северном полушарии?



- Нет.

- Этот материк пересекает экватор? Нет.

- О нем можно сказать, что он лежит в двух полушариях?

- Нет.


-Эта точка отличается особенностью, позволяющей выделить ее из числа остальных точек этого материка?

- Да.


Вы догадались, какая это точка? Что вы о ней знаете.

Количество баллов – 3 балла

За ответ Южный полюс – 2 балла, за рассказ о нем – 1 балл

  • В «Венецианском купце» В. Шекспира Саланио жалуется друзьям: «...я бы постоянно срывал траву, чтобы знать откуда ветер». Каким же образом он с помощью травы определял его направление?

Количество баллов – 3 балла

Побрасывая вверх.

  • Зима 1709 г. в Германии выдалась чрезвычайно холодной. Лишь Фаренгейту удалось извлечь максимальную пользу для себя из этого события. Каким образом?

Количество баллов – 3 балла

Он использовал самую низшую точку температуры этого года для 0° своей шкалы температур (-17,7°С)

  • В Закарпатье, неподалеку от села Деловое, стоит каменный столб с полустершейся надписью по латыни: «Вечное место, старейшим образом определенное по приборам измерением градусов меридиана и параллели». Чем замечательно это столь тщательно выверенное место и в какой стране оно находится?

Количество баллов – 3 балла

Это центр Европы (2 балла). Украина (1 балл)

  • Читая книгу В. Каверина «Два капитана», вы, наверное, не раз готовы были взяться за карту и даже порыться в справочниках, чтобы точнее узнать об открытиях капитана Татаринова...

Капитана Татаринова, как и его шхуны «Св. Мария», никогда не было. И вместе с тем В. Каверин, рассказывая о его приключениях, довольно точно использовал реальные факты, вплоть до подлинных писем и дневников, не говоря уже о почти совпадающих многих событий.

Какие же подлинные события в истории исследования Арктики легли в основу повествования об экспедиции капитана Татаринова?



Количество баллов – 4 балла

Основана на реальных событиях, разыгравшихся на шхуне "Св. Анна" лейтенанта Брусилова. Лейтенант Георгий Львович Брусилов организовал в 1912 г. на частные средства экспедицию для прохода Северным морским путем с запада на восток. Судьба его экспедиции также была трагической. В романе штурман Климов с тринадцатью моряками покидает судно, затертое полярными льдами, и, совершив тяжелейшее путешествие, добирается до земли. Это же произошло и на самом деле, только фамилия невыдуманного штурмана была другая — Альбанов.

  • Некоторые города имеют распространенные названия. Назовите (с обоснованием) современное название и страну, в которой он находится:

А) «гранитный город»,

Б) «жемчужина пустыни»,

В) «город лилии»,

Г) «город золотого рога»,



Количество баллов – 4 баллов

А) «гранитный город» - Абердин Великобритания (Шотландия),

Б) «жемчужина пустыни» - Дамаск, Сирия

В) «город лилии» - Париж, Франция

Г) «город золотого рога» - Стамбул, Турция

(по 0,5 балла за страну и город)

БЛОК 2. Физическая география и страноведение

  • Знаменитая Мэри Поппинс в своей песенке исполнила: «Это было прошлым летом, в середине января, в тридесятом королевстве, там, где нет в помине короля». Назовите государство, которое соответствует этим условиям, если известно, что его столица – не является портом? Приведите необходимые объяснения.

Ответ:3 балла

1. Королевство без короля - это государство в составе британского Содружества (1 балл).


2. Январь - летний месяц в Южном полушарии (0,5 балла).
3. К ним относятся страны Океании и Австралия (0,5 балла).
4. И только в Австралии столица - Канберра - не порт (1 балл).


  • Помогите заблудившемуся путешественнику определить, где он находится.
    Известно, что судно, на котором он приплыл, бросило якорь в устье реки, названной в честь человека, память которого почитают представители одной из религий. Эта река большей частью протекает в пределах государства, которое является членом Содружества. Путешественник поднялся вверх по реке до ее истока, где сошел на берег. Преодолев некоторое расстояние пешком, он подошел к столице государства, на гербе которого был изображен некий Джо Бивер, а на современном гербе помещена лента с надписью на латыни «A MARI USQVE AD MARE». Название столицы переводится с одного из местных языков как «деревня». В одном из последних сообщений путешественник, видимо, не утративший несмотря на бедственное положение чувство юмора, сообщил, что до ледостава несколько раз встречался на реке с самим Джо Бивером.

Кто такой этот Джо?

Для получения ответа на поставленный вопрос, Вам необходимо выяснить:



  • название реки, на которой высадился путешественник;

  • название государства;

  • столицу этого государства;

  • надпись на современном гербе;

  • А в Калининградской области возможно встретиться с «Джо Бивером»? Если, да, то где именно? В каких условиях он живет и какой урон человеку наносит?

Ответ: 5 баллов

Река Святого Лаврентия

1 балл

Государство – Канада

0,5 балла

Столица – Оттава

0,5 балла

Надпись на гербе: «От моря до моря»

1 балл

На гербе был изображен  некий Джо Бивер – бобр

1 балл

В области есть бобры. Проживают в основном на территории Полесского, Славского, Неманского районов, в районе Виштынецкого озера. Они строят жилища – норы и плотины. Основной корм – деревья.  Плотины часто разрушают мелиоративные системы региона и нарушают гидрологический режим территории. (в зависимости от полноты ответа)

  1. балл

  • На востоке материка Северная Америка в умеренном, субтропическом и тропическом поясах существует взаимное проникновение некоторых видов растений и животных на север или на юг. Т.е. южные (неотропические виды флоры и фауны) проникают далеко на север, в пределах вышеуказанных поясов, а северные (голарктические), далеко на юг. Например, некоторые виды сосен. Укажите не менее двух причин этого явления.

Ответ: 4 балла

а) Южные Аппалачи являлись убежищем для теплолюбивой (неотропической) флоры и фауны во время последних четвертичных оледенений. Теплолюбивые виды после оледенений расселились на равнинах и в горах дальше к северу. - 2 балла.

б) Аппалачи получают достаточно тепла и влаги для южных (неотропических) видов, а северные (голарктические) виды поселились на высотах более 1000 метров, т.е. в более привычных, подходящих для северных видов условиях. – 2 балла.

  • Какие районы Земли называют конскими широтами? Какие географические закономерности способствовали появлению такого названия?

Ответ: 3 балла

Конские широты — тропические и субтропические зоны океанов с круглогодичным преобладанием высокого давления (1 балл). В областях высокого давления наблюдаются нисходящие токи воздуха, ясная погода со слабыми ветрами и частыми штилями. Во времена парусного мореплавания безветрие вынуждало моряков, направлявшихся в Вест-Индию, делать длительные остановки в пути, во время которых заканчивались запасы пресной воды и корма для перевозимых на кораблях лошадей, и команде приходилось выбрасывать их за борт.2 балла.

  • «Не витай в облаках!» - А если человек все-таки попал в облака (в горах, например), какие ощущения он испытал и почему?

Ответ: 3 балла

Сыро, промозгло, холодно и малая видимость, т.к. облако, как и туман, состоит из капелек конденсата. 3 балла.

  • В какие ворота нельзя забить гол? Какие шары ничего общего не имеют с формой шара? Что объединяет эти географические объекты?

Ответ: 4 балла

Это все проливы (1 балл): Карские Ворота (1 балл), Маточкин Шар (1 балл), Югорский Шар (1 балл).

  • Этот самый глубокий континентальный водоем содержит одну пятую запасов пресных вод на Земле (без ледников). Более 300 рек впадает в озеро, а вытекает только одна. У ее истока располагается поселок, в котором еще в 1920-х г.г. был открыт стационар по изучению озера. По берегам озера расположено несколько заповедников. Один из них был основан в 1916 г. для сохранения ценного зверька, обитающего в районе хребта на восточном берегу. Хребет и вид животного получили название от реки, которая впадает в озеро. Река дала также название северо-восточному ветру. Почти всюду гористые берега покрыты хвойными лесами. Озеро находится в зоне активных тектонических движений, о чем свидетельствуют многочисленные землетрясения. В результате одного из них в 1862 г. вблизи дельты крупнейшей из рек, впадающих в озеро, погрузился под воду огромный участок суши.
    Вопросы:
    а). Определите, что это за озеро.
    б). Назовите два субъекта Российской федерации, в которых находится озеро.
    в). Назовите реку, из него вытекающую.
    г). Назовите научный термин, синоним "озероведение".
    д). От названия какой реки получили названия хребет и зверь? Как называются хребет, зверь?

е). Назовите северо-восточный ветер, которому дала название река.
ж). Какое название получил образованный в результате землетрясения залив?
з). У устья какой реки он находится?

Ответ: 5 баллов

а). озеро Байкал
б). республика Бурятия и Иркутская обл.
в). река Ангара
д). лимнология
е). р. Баргузин, Баргузинский хребет, Баргузинский соболь
ж). Баргузин северо-восточный
з). залив Провал
и). р. Селенга
По 0,5 балла за каждый ответ. 1 балл за подробное описание и дополнительные факты


  • Экстремальными для Земли значениями некоторых метеорологических величин характеризуются точки со следующими координатами: 33º с.ш. 14º в.д. и 20º ю.ш. 70º з.д. Как вы думаете, какие это метеорологические величины? Чем можно объяснить их экстремальные значения в данных пунктах? Если знаете, приведите эти значения.

Ответ: 5 баллов

Точка с координатами 33º с.ш. 14º в.д. – Эль-Азизия (Ливия) (1 б. за название пункта или страны). Здесь была зафиксирована максимальная температура воздуха (57,8º С) (0,5 балла). Этот пункт расположен в тропическом климатическом поясе в Ливийской пустыне, характеризующейся очень высокими значениями летних дневных температур воздуха (1 б.).

  • Национальное бюро США дает следующие рекомендации: если Вы не дома и вблизи нет никакого укрытия – ложитесь ничком в любую ближайшую канаву, закройте голову руками; если Вы в машине или тракторе – не пытайтесь бежать, выскакивайте из кабины и ложитесь в канаву; стойте подальше от окон, дверей и наружных стен дома, спрячьтесь в подвал; покиньте передвижные домики и найдите более надежное укрытие. В этот момент мало что можно сделать для спасения имущества, но, соблюдая эти рекомендации, можно существенно снизить риск ранения или гибели.

При наступлении какого природного явления актуальны такие рекомендации? С чем связан огромный ущерб от этого явления? Что Вы еще знаете об этом явлении? Где оно наиболее часто проявляется?

Ответ: 5 баллов

Эти рекомендации разработало Национальное бюро погоды США и их необходимо выполнять при приближении торнадо (1 балл).

Ущерб от торнадо обусловлен действием ветра, скорость которого иногда превышает 380 км/ч, и низким давлением в центре вихря. Сильный ветер подхватывает и несет обломки, которые представляют основную опасность для любого живого существа, находящегося на открытом месте (1 балл).

Это атмосферный вихрь (смерч, который в США называется торнадо), возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде тёмного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря; в верхней части имеет воронкообразное расширение, сливающееся с облаками. Когда он опускается до земной поверхности, нижняя часть его тоже становится расширенной, похожей на опрокинутую воронку. Высота может достигать 800—1500 м. Воздух в нём вращается обычно против часовой стрелки, причём одновременно он поднимается по спирали вверх, втягивая пыль или воду; скорость вращения — несколько десятков м/с. В связи с тем, что внутри вихря давление воздуха уменьшается, там происходит конденсация водяного пара; это вместе со втянутой частью облака, пылью и водой делает торнадо или смерч видимым. Диаметр торнадо над морем измеряется десятками метров, над сушей — сотнями метров.

Торнадо возникает обычно в тёплом секторе циклона, чаще перед холодным фронтом и движется в том же направлении, в котором перемещается циклон (скорость перемещения 10—20 м/сек и более). За время своего существования торнадо проходит путь длиной 40—60 км.

Торнадо сопровождается грозой, дождём, градом (2 балла).

Наиболее сильные торнадо происходят на территории США. Ежегодно здесь отмечается до 1 000 смерчей, часто они могут происходить и в тропических широтах, реже в субтропических (1 балл).

  • Где могла быть сделана в путевом дневнике подобная запись: «Да это и впрямь страна парадоксов! Здесь нет рек и озер, но, как ни странно, порой бывает вполне реальной опасность утонуть для путешественников. Климат здесь жаркий и сухой, а коренные жители этих мест часто страдают ревматизмом. Однажды ночью я захотел пить и, выйдя из палатки, взял с земли кувшин с водой. К моему удивлению, я обнаружил на поверхности кувшина тонкий ледок; посмотрев на термометр, я застыл в недоумении – он показывал 5 градусов тепла»?

О какой территории идет речь? Почему, несмотря на отсутствие рек и озер, существует вероятность утонуть? Как называются на этом материке эти объекты? С чем связано замерзание воды при положительной температуре?

Ответ: 5 баллов

Подобная запись могла быть произведена в пустыне Сахара.

Русла высохших рек – вади, по которым чаще всего проходят караванные тропы, во время ливней заполняются бурными потоками воды.

Сухость воздуха вызывает сильное испарение, способствующее охлаждению воды; даже при положительной температуре воздуха вода здесь покрывается тонким слоем льда.

За определение территории

1 балла

За определение вадей и объяснение причин, почему можно утонуть

2 балла

За объяснение причин замерзания воды при положительных температурах

2 балла

Итого:

5 баллов

  • Почему города и поселки среднего и нижнего Поволжья, находящиеся на правобережье, стоят у самой реки, а населенные пункты левобережья, за редким исключением, расположены на один–два километра и далее от Волги?

Ответ: 4 балла

В середине прошлого века русский академик Бэр объяснил размыв рекою одного берега и связанное с этим отступление речного русла с противоположной стороны, а также часто встречающуюся крутизну берегов вращением Земли вокруг оси. Эта сила еще называется силой Кориолиса (ускорением Кориолиса). Этим фактором объясняется то, что реки в северном полушарии отклоняются к правому берегу и сильнее подмывают его, а в южном – к левому.

Волга – река северного полушария, а, следовательно, крутой – правый берег. Некоторые селения, города на этом берегу неоднократно страдали от подмыва берега рекой. Города левого берега, возникшие на самом берегу Волги, в настоящее время находятся на значительном отдалении от реки.

За упоминание силы вращения вокруг своей оси (сила Кориолиса)

1 балл

За полное объяснение с учетом изменения положения населенных пунктов левого берега и размыва правого на р. Волга

3 балла

Итого:

4 балла

  • Однажды, много лет назад, в Тынде среди двора случайно опрокинули вверх дном бочку (открытым концом вниз), случилось это осенью, она осталась зимовать. Однажды, в самые жуткие морозы из-под бочки забила вода, заполнила ее до половины и через дырку в стенке разлилась по двору, отрезав даже сарай. Так эта бочка попала в историю, была сфотографирована и попала в учебники по мерзлотоведению. Пришлось потом бочку срубать, чтобы попытаться спасти двор, сарай и дом.

Как Вы думаете, то произошло?

Ответ: 3 балла

Под бочкой вода нашла наименее промерзший слой грунта и в точке наименьшего сопротивления вышла на поверхность.

Дано полное объяснение произошедшего явления

3 балла

Итого:

3 балла

  • Подберите общий термин для обозначения следующих организмов:

вельвичия, панда (большая панда), карликовый бегемот, утконос.

Что Вы знаете о каждом из них? Где они произрастают или водятся?



Ответ: 5 баллов

Ответ: эндемики.

Вельвичия. Длинный мощный корень достигает уровня грунтовых вод. Ствол низкий и толстый (до 1,2 м в диаметре), клубневидный, большая часть его скрыта в земле и лишь немного (до 0,5 м) выступает над землёй. В верхней части ствол более или менее седловидно-двулопастной с ремневидными кожистыми листьями (длина до 3 м) по краям лопастей. Листья сохраняются до конца жизни (до 100 лет и более). У взрослого растения листья разрываются на лентовидные полосы.

Единственный представитель этого семейства, произрастает на бесплодных каменистых почвах Ю.-З. Анголы, в пустынях Намиб и Калахари.

Панда. Большая панда – одно из самых известных, но и самых редких животных на планете. На воле большая панда встречается лишь в немногих поросших холодными влажными лесами горных районах Центрального и Южного Китая, на высотах от 1200 до 4000 м. Именно там растет их излюбленное лакомство - бамбук. Общая площадь ареала их обитания составляет около 30 000 км, но считается, что панды живут на участке не более 6000 км2. В родных лесах каждая панда обзаводится собственной территорией, которую помечает на пограничных деревьях выделениями пахучих желез. Иногда эти территории могут частично совпадать, но обычно животные избегают друг друга, ведя уединенный образ жизни.

Весьма полезной отличительной чертой панды является подобие большого пальца на передних лапах. На самом деле, это обросшие мясистыми подушечками отростки запястных костей, которыми панда ловко хватает корм.

Отличные верхолазы, они часто забираются на нижние ветви деревьев в поисках корма, а также чтобы просто отдохнуть или укрыться от опасности.

Карликовый бегемот – травоядное млекопитающее. Живёт в Либерии, Сьерра-Леоне и Кот-д’Ивуар. Так же, как и обыкновенный бегемот, карликовый бегемот ведёт полуводный образ жизни, однако в отличие от обыкновенных бегемотов, образующих компактные стаи, охраняющие свои территории — карликовые бегемоты живут поодиночке и не склонны к защите своей территории. Взрослые животные достигают 75-83 см высоты в плечах, 150—177 см в длину и весят 180—275 кг (то есть на порядок меньше обыкновенных бегемотов, достигающих 4500 кг). Цвет кожи, такой же толстой, как у обыкновенного бегемота — коричневый или зеленовато-чёрный, несколько светлее на животе. Пот у карликового бегемота — розового цвета, но не содержит кровяных частиц.

Утконос – водоплавающее млекопитающее отряда однопроходных, проживающее в Австралии. Это единственный современный представитель семейства утконосовых вместе с ехиднами образует отряд однопроходных – животных, по ряду признаков близких к рептилиям. Это уникальное животное является одним из символов Австралии; оно изображено на австралийской монете в 20 центов.

За определение, что это эндемики

1 балл

По 1 баллу за рассказ о каждом из них

5 баллов

Максимально возможное число баллов

5 баллов

Нет ни одного верного ответа

0 баллов

  • Какое атмосферное образование сопровождается следующими явлениями: резкое изменение направления и силы ветра, интенсивные ливневые осадки, грозы, понижение температуры воздуха? Как называются ветры, сопровождающиеся резкой сменой скорости и направления? Дайте им определение. Расскажите о них кратко.

Ответ: 3 балла

Холодный фронт.

Шквал – резкое кратковременное усиление ветра. Скорость ветра при шквале внезапно, порывом усиливается до 20 м/с и более. Это продолжается несколько минут, а иногда и повторяется на протяжении короткого времени. Резко изменяется и направление ветра.

За правильное определение атмосферного образования

1 балл

За определение и описание шквала

2 балла

Максимально возможное число баллов

3 балла

Нет ни одного верного ответа

0 баллов

  • Геологи обнаружили окаменелые остатки папоротника Глоссоптерис в Индии, Австралии, Африке и даже в Антарктиде. Какой вывод сделан, какая гипотеза подтвердилась?

Ответ: 3 балла

Это говорит о том, что когда-то очень давно это была единая территория. А конкретно материка Гондвана. Наличие там одинаковых растений говорит о дрейфе материков.

  • Почему полюс холода северного полушария расположен не на Северном полюсе, а в районе Оймякона?

Ответ: 4 балла

Нет "отепляющего" влияния океана, внутренний район внутри крупного континента, выхолаживание территории, отсутствие значимой адвекции воздушных масс с соседних территорий, инверсии температур и т.д.

  • Прокомментируйте как можно подробнее отрывок из стихотворения поэтессы Г.Усовой

«…Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле, лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).



Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары…»

Ответ: 5 баллов

В стихотворении речь идет об Австралии.

Австралия находится в южном полушарии, поэтому сезоны года там бывают в противоположное время, по сравнению с северным, привычными нам.

Температура увеличивается в Австралии при движении с юга на север - по направлению к экватору.

Лето в январе.

Реки без воды - это крики.

Бескрылые птицы - киви, страусы эму.

Зверята из яиц - детеныши яйцекладущих: утконоса и ехидны.

Для самого распространенного в Австралии дерева эвкалипта очень характерно сбрасывание коры.

Завезенные в Австралию кролики опустошают растительность.

Критерии оценки:

В стихотворении 10 строк. Комментарий на каждую строку 0,5 балла.

  • В мае-апреле из Аравийской пустыни в сторону Египта дуют горячие сухие ветры. Арабы называют их “хамсин”, что в переводе дословно означает “пятьдесят”. За что они получили такое название?

Ответ: 3 балла

Дуют ровно 50 дней

  • В море Лаптевых буквально в течение одного столетия исчезли острова Семёновский и Васильевский. Почему это произошло? Какова природа этого явления?

Ответ: 5 баллов

В современную эпоху в районе моря Лаптевых наблюдается одновременное поднятие морского дна и повышение его уровня и как следствие размывание берегов. Поднятие дна моря на обширных шельфовых мелководных акваториях объясняется компенсацией вследствие таяния гигантских масс льда в прошлом и в настоящее время, оставшихся от последней ледниковой эпохи. Повышение уровня моря объясняется тем, что процесс таяния льда происходит быстрее, чем наступает компенсация.

  • В конце ХІХ в., поднимаясь по склонам вулканов Чимборасо и Котопахи, известный немецкий географ, которого называли «вторым Колумбом», открыл замечательную закономерность. Какую? Чем она объясняется? Как звали ученого?

Ответ: 3 балла

Немецкий ученый А.Гумбольдт (1 балл) открыл явление высотной поясности (1 балл), которое связано со сменой всех компонентов, и прежде всего растительности вслед за изменением климатических условий с подъемом в горы (1 балл).

БЛОК 3. Социальная и экономическая география. Урбанистика.

  • Рассматривая карту Великобритании, Вы, очевидно, обратили внимание на то, как много крупных городов расположено на южном и восточном ее побережьях. Как вы думаете, почему именно Лондону суждено было стать столицей этого государства?

Ответ: 3балла

Определяющим фактором явилось географическое положение Лондона в 60 км от устья Темзы (1балл). Глубина реки даже во время отливов позволяет морским судам подниматься к самому году. Разветвленная речная сеть Темзы и ее притоков обеспечивала связь города с внутренними районами еще в те времена, когда не было железных дорог, а грунтовых дорог было мало (1 балл). Это создавало Лондону преимущества по сравнению с другими городами на восточном и южном побережье страны. Город как бы смотрит на материк, к нему «обращены» направления течения речных путей, пересекающих Европу, – Рейна, Сены и др., из Балтийского, Северного морей в Атлантический океан, каботажные пути с побережий Португалии, Испании и Франции (1 балл). Все это предопределило судьбу и роль города, которая еще больше утвердилась после открытия Америки, когда завязалась оживленная торговля между Европой и Новым Светом.

  • Определите страну Х и ее соседей, если о соседях известно вот что:

О первом:

Назывался Сиам

 

О втором:

Известен под аббревиатурой СРВ

 

О третьем:

Французы называют его Щин

 

Страна Х:

 

 

Ответ: 3 балла

Сиам Таиланд (0,5 балла)

СРВ Социалистическая Республика Вьетнам (0,5 балла)

Французы называют его Щин Китай (1 балл)

Страна Х: Лаос (1 балл)

  • На острове находятся две монархии и одна республика. В этой республике на другом острове обитает нечто «страшное». О чем идет речь? Определите остров, на котором находятся эти три государства, республику и остров, на котором проживает это «страшное».

Ответ: 5 баллов

1. Остров – Калимантан (1 балл).
2.Республика Индонезия (1 балл).
3.Остров Комодо (1 балл).
4. Нечто «страшное» - дракон острова Комодо (комодский варан) (2 балла).


  • Субъект федерации Х граничит с несколькими другими. О них известно следующее:

О первом:

Здесь находится исток самой полноводной из рек России, относящихся к бассейну Атлантического океана.

 

О втором:

Здесь находится самый крупный металлургический комбинат в бассейне самой полноводной реки Европейской России.

 

О третьем:

 


Находящийся здесь Святогорский монастырь – место упокоения А.С.Пушкина.

 

О четвертом:

О событиях на этой территории и написано знаменитое стихотворение

А.Т.Твардовского:

«Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестком налете»



 

Искомый

субъект Х



 

 

Впишите в третью колонку таблицы правильные названия искомых субъектов Федерации, а по первым трем – еще и названия географических объектов в этих субъектах, указанных в заданиях.

следующая страница >>