«Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» в контексте эпохи» Интегрированный мультимедийный урок исследование - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» в контексте эпохи» Интегрированный мультимедийный - страница №1/1

Рухлова Т. В.

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 128

г. Екатеринбурга

Тема: «Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» в контексте эпохи»

Интегрированный мультимедийный урок – исследование.

Предметы: литература (как основной) и история.

Ведут урок: учитель литературы и истории



Участники занятия - учащиеся 9 «б» класса, в достаточной мере владеющие компьютером. Информационно-технологический профиль

Работа в группах (состав сформирован заранее): учащиеся класса разделены на 4 группы: 2 группы литераторов и 2 группы историков.

В каждой группе учащимися выбран секретарь, владеющий скорой печатью, и ученик – оратор, публично представляющий результат работы группы.

В каждую группу для работы предоставлено по 2 ноутбука.

Состав группы – 6, 7 человек.

Объём занятия – один учебный час.



Межпредметные связи: литература – информатика (практическое применение знаний учащихся, полученных на уроке информатики и ИКТ:

умение работать с программами Microsoft Word, Power Point, умение работать с Локальным почтовым сервером школы, позволяющим выполнять определённый вид работы без обращения к Интернету.

Методическая цель: формирование представления о культурно – исторической среде России 20-х годов при использовании межпредметной интеграции (литература и история) и интеграции технологий.

Задачи:

Образовательный аспект:


  1. Развитие исследовательских навыков работы с художественным текстом и историческими документами.

Развивающий аспект:

1. Совершенствование навыков работы с текстом;

2. Развитие навыков логического мышления.

Воспитательный аспект:

Воспитание любви к слову, уважения к истории своей страны, уважения другому человеку и толерантности.



Оснащение урока: мобильный компьютерный класс, мультимедиа проектор.

За учительским компьютером учащийся, хорошо владеющий техникой. Это позволяет учителю контролировать работу групп и сократить до минимума потерю времени.



Опережающее задание: одному члену группы дано задание: приготовить короткое сообщение на определённую тему

Формы работы:

  • Индивидуальная работа

  • Работа в группах

  • Коллективная работа

Ход урока.

I Вступительное слово учителя литературы.



Слайд 1, 2 Знакомство с темой урока, определение цели урока и задач, предполагаемый результат.

Повесть, пришедшая к читателю через 60 лет после создания, рукопись, которая была арестована, и Булгаков добивался её возвращения наряду с личными дневниками. «Собачье сердце»» открывает многие темы, нашедшие свое воплощение в последующих произведениях писателя.

- Давайте обратимся к произведению столь с необычным названием – «Собачье сердце»

II Выступление подготовленного ученика

СЛАЙДЫ 3, 4 Первое опережающие задание по литературе по теме «Писатель, обречённый на безмолвие. Повесть, ожидающая своего читателя»

Выход на проблемный вопрос урока: Чего же так испугались цензоры в далёкие двадцатые? Почему произведение назвали крамольным?

СЛАЙДЫ 5,6 Сатирические традиции

III Вступительное слово учителя истории «Россия в 20 –е годы переживает период НЭПа»

IV Видеоролик «Москва 20-х годов» 2 минуты

Цель просмотра - погружение в атмосферу эпохи (немое кино)

V Короткое выступление подготовленного учащегося «Сущность НЭПа» – опережающее задание 3 группы историков

Слад 7 Короткое слово учителя литературы «Система образов в повести Булгакова «Собачье сердце»

СЛАЙДЫ 7,8 VI Короткое выступление подготовленного учащегося «Мир людей-тружеников и мир людей, готовых всё разделить и разрушить» - опережающее задание 2 группы - литераторов

VII Короткое слово учителя истории «Общество 20-х годов»

VIII Короткое выступление подготовленного учащегося «Современное общество 20-х годов» - опережающее задание 4 группы историков.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

IX Задание группам. Учителя контролируют процесс работы. На рабочем столе ноутбуков учащимся подготовлены папки с файлами. Учащиеся по 3 человека читают на своём ноутбуки задание. Учащийся- секретарь набирает ответ на одном из компьютеров и посылает на рабочий стол учителя. Так каждая из групп.

X Проецирование на экран выполненных заданий групп. Ученик – оратор представляет результат работы группы, участники группы отвечают на вопросы: литераторы задают вопрос историкам, историки - литераторам.

СЛАЙД 9 XI Подведение итогов

СЛАЙД 10 Домашнее задание

Посмотреть художественный фильм «Собачье сердце». Написать сочинение - рассуждение (150 слов) на тему «Роль детали в создание образа действительности» Привести примеры их текста повести или фильма

СЛАД 11 Конец урока


Особенности: урок требует чёткого распределения времени. Учителя выступают в роли координатора работы учащихся. Урок не предполагает использование презентации как основной наглядности

Задания для групп прилагаются