Пословица 82 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Пословица 82 - страница №1/4

Оглавление




Пословица 82

Предисловие


Социально ответственное поведение субъектов хозяйствования, которому уделяется пристальное внимание политиков и учёных в настоящее время, не является новейшим проявлением отношений между бизнесом и социумом. Социально ответственное поведение в общественной системе России прошло долгий исторический путь, на протяжении которого происходили перемены как в формах содействия решению острых социальных проблем, так и в составе ведущих субъектов и институтов социально значимой деятельности.

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Если на начальных этапах, с распространением христианства на Руси центрами благотворительности были институты церкви, то впоследствии, с укреплением централизованного государства, центром социальной ответственности стала императорская власть. Члены царской семьи были активнейшими инициаторами помощи бедным, строительства школ и больниц. Расцвет капиталистических отношений на рубеже XIX–XX веков отмечен благотворительностью русских купцов и промышленников. Благотворительные акции знаменитых семей, таких как Рябушинские, Морозовы, Мамонтовы, Гучковы и многие другие, вошли в историю российской корпоративной социальной ответственности.

К настоящему времени социально ответственное поведение корпоративного сектора обусловлено широким кругом факторов и стимулов. Объективным экономическим фактором социальной ответственности корпораций является конкуренция в борьбе за ограниченные ресурсы и потребительский спрос, естественным результатом которой становится этический консьюмеризм – предложение социально безопасных товаров и услуг, соблюдение экологических стандартов в процессах производства и распределения.

Способствуют распространению практики социальной ответственности корпораций и глобализационные процессы. Этические стандарты бизнес-операций, введённые в практику ведущих западных корпораций, перенимаются отечественными предпринимателями как передовой опыт и современная модель поведения. Некоторые компании используют инструменты КСО в качестве тактики для получения общественной поддержки своего присутствия на глобальных рынках, для сохранения конкурентных преимуществ.

Свою стимулирующую роль выполняют акционеры корпораций, экономические интересы которых носят долгосрочный характер и непосредственно связаны с деловой репутацией компании, в укреплении которой не последняя роль принадлежит ответственному поведению перед членами общества.

Неправительственные организации также играют всё большую роль в стимулировании КСО, используя возможности средств массовой информации и сети Интернет для повышения своего контроля в области корпоративного поведения.

Рост значимости вопросов этики в корпорацияхв соответствии с государственными требованиями является ещё одним мотивом, связанным с изменением поведения и культуры корпораций. Самое прямое преимущество распространения этических стандартов в организационной культуре корпораций – это снижениериска штрафов, а также возможного ущерба репутации компании в результате нарушения законов и моральных норм.

Участие бизнеса в жизни общества население прочно связывает с благотворительностью. Вместе с тем благотворительность является наименее эффективным инструментом дляполучения не только социального эффекта, но и бизнес-эффекта. Социальная деятельность и программы бизнеса часто не связаны непосредственно со сферой деятельности компании, следовательно, это не способствует улучшению экономических показателей. Зачастую выделение средств на социальные программы, акции, благотворительную деятельность не продумано и осуществляется стихийно, а социальная активность нередко бывает связана с реализацией душевной потребности их руководителей в оказании помощи. Непродуманность социальной политики компанийи отсутствие видимых и ощутимых результатов не способствуют распространению модели социально ответственного поведения в бизнес-среде.

С другой стороны, исследования, посвящённые экономическому анализу эффективности социально ответственных компаний за рубежом, показывают положительную связь между социально ответственным поведением и экономическими показателями деятельности корпораций. Исследования «WalkerInformation» выявили прямую связь между «социальной ценностью» компании и её репутацией. Увеличение «социальной ценности» компании розничной торговли на 1 пункт ведёт к улучшению её репутации на 0,55 пункта, а увеличение «экономической ценности» на 1 пункт улучшает репутацию всего на 0,32 пункта. Социальные показатели оказывают вдвое большее положительное воздействие на репутацию по сравнению с экономическими.

Зафиксирована прямая связь между финансовыми и социальными показателями компаний. Установлено, что на протяжении 10 лет у компаний, реализующих концепцию социальной ответственности, финансовые показатели были выше, чем у социально неответственных компаний: доход на инвестированный капитал – на 9,8%, доход с активов – на 3,55%, доход с продаж– на 2,79%, прибыль – на 63,5%. На протяжении 15 лет доход акционеров социально ответственных компаний был в 2 раза выше среднего (43% против 19%).

Большинство российских предпринимателей социальную ответственность понимают широко, отдавая «дань моде» или реализуя потребностьв конструктивных отношениях с государственными структурами. Наиболее распространёнными направлениями реализации социальной ответственности в российских компаниях в современных условиях являются охрана здоровья и техника безопасности, развитие персонала, ответственная деловая практика, охрана окружающей среды и ресурсосбережение, социально ответственная реструктуризация, развитие местного сообщества.

Можно заключить, что корпоративная социальная ответственность приобрела черты значимого социального и экономического явления. Круг научно-практических проблем КСО является широким и многообразным. КСО для экономистов и менеджеров современных корпораций является средством достижения согласия между личными и общественными потребностями, между социальными и экономическими эффектами, а значит, заслуживает пристального внимания. Ценности, создаваемые на основе развития социально-ответственных отношений,представляют собой нематериальный актив, с которым связаны достижение стратегических целей, повышение конкурентоспособности дополнительные доходы.



  1. Корпоративная социальная ответственность как явление в экономической науке и практике




    1. Исторические истоки корпоративной социальной ответственности

Интегрированность корпоративного сектора в общественные отношения началась со времени становления предпринимательского сектора в экономике, в XVII веке. Системные черты эти отношения приобрели в XX веке, причём в этот период теория и практика развивались как два самоподдерживающих процесса. С одной стороны, пионерные компании на определённых стадиях своего развития стали проявлять в своей деловой практике социально ответственные действия, ожидая положительных коммерческих и некоммерческих эффектов. С другой стороны, факты и события корпоративной благотворительности, проекты филантропов позволили теоретикам идентифицировать явление корпоративной социальной ответственности (КСО), приступить к изучению факторов, закономерностей, форм и инструментов этих отношений.

Неравномерность экономического развития, специфика этических основ бизнеса, религиозные и культурные традиции, организационные ограничения, обусловленные специализацией национальных экономических систем, предопределили разную скорость и степень адаптации корпоративной социальной ответственности к местным условиям. Адаптация отношений КСО становилась результатом согласованных действий государства и общества в лице наиболее активных организаций, участников делового оборота.

В системе отношений КСО чётко определяются три стороны:



  • государство, представляющее интересы общественной целостности и устойчивости в процессах регулирования и координации экономической и неэкономической деятельности;

  • корпоративный сектор как активный субъект хозяйственной деятельности, держатель средств и процессов производства, его результатов;

  • граждане, являющиеся источниками общественно-экономической потребности и субъектами-обладателями трудового ресурса одновременно.

История развития отношений между тремя указанными сторонами – это история, временной горизонт которой соотносится с генезисом и развитием предпринимательского, или корпоративного, сектора в экономике. Поскольку именно его становление и последующая динамика предопределили ту специфику, что была привнесена особой мотивацией и ожиданиями субъектов предпринимательства в треугольник интересов «государство – граждане – корпорации». И характер этих отношений претерпел серьёзные изменения: к настоящему времени отношения антагонизма работников и работодателей при посреднической роли государства трансформировались в отношения партнёрства, благодаря которым преодолено немало противоречий и нестабильности в обществе.

Идейное начало отношениям КСО, социально ответственному поведению корпораций, было положено в первых институциональных формах соблюдения прав наёмных рабочих. Ещё в XIV веке в ряде стран Западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды и др.) начинают действовать «статуты» – законы о рабочих, которыми устанавливается уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня. Эти статуты были отменены только в XIX веке, когда капитализм прочно встал на ноги.

В период зарождения и укрепления капитализма государство, в XIX веке, по образному выражению К. Маркса, превратилось в «ночного сторожа», который наблюдал, чтобы никто и ничто не нарушало сложившегося порядка вещей. В таких условиях рабочие не могли рассчитывать на поддержку государства, оно всецело находилось на стороне нарождающегося капитала. Так же как и в дальнейшем, в сложившейся системе капиталистического хозяйства, государство придерживалось нейтральной позиции в отношениях между корпоративным сектором и наёмными рабочими. Поэтому, чтобы защитить себя, рабочие были вынуждены объединяться, противостоять капиталу, влиять на государство, заставляя издавать законы, учитывающие не только интересы капитала, но и интересы наёмных работников. Таким образом, само развитие капитализма привело к объединительным процессам среди рабочих, к зарождению и росту профсоюзного движения. Однако в силу противостояния капитала процессам сплочения рабочих на протяжении длительного времени во многих странах существовали законы, запрещающие профсоюзы, и только в конце XIX века профсоюзы легализовали свою деятельность.В 1868 году был образован Британский конгресс тред-юнионов, в 1898 году Бельгийская рабочая партия образовала профсоюзные комиссии Бельгии. В 1906 году было положено начало организованному профсоюзному движению в России. В США рабочие организации законодательно были признаны только в 30-е годы XX столетия. По мере укрепления профсоюзного движения стали возникать и объединения работодателей.

В конце XIX – начале XX вв. в индустриальных странах постепенно стало формироваться трудовое законодательство. В 1907 году был принят Датский гражданский кодекс, в 1911 –Швейцарский кодекс обязанностей, в 1915 году появилось специальное законодательство в Норвегии, в 1918 году аналогичные законы были приняты в Германии, в 1919 – во Франции. В 1919 году была образована Международная организация труда (МОТ). Однако социального партнёрства ещё не существовало.

К началу XX столетия развитие капитализма вступило в новую фазу: усилилась концентрация капитала, увеличились масштабы производства, капитал вышел за рамки национальных границ, получила развитие международная кооперация труда, интернационализация производства. Одновременно усилилась конкуренция внутри страны и на внешнем рынке. В этих условиях забастовки рабочих, временное приостановление производства оборачивались для корпораций-работодателей куда более серьёзными потерями, чем это было20–30 лет назад. Они снижали конкурентоспособность корпораций, приводили к ощутимым потерям прибыли. Кроме того, впервые за многие годы относительно стабильного развития серьёзные экономические потрясения охватили развитые капиталистические страны: разразилсямировой экономический кризис 1929–1933 годови началась Вторая мировая война.

В результате позиции капитала в промышленно развитых странах были подорваны, что заставило его искать пути сотрудничества с профсоюзами. Параллельно, на фоне этих изменений, набирало мощь профсоюзное движение. Так, с октября 1949 года было восстановлено профсоюзное движение в ФРГ, создано Объединение немецких профсоюзов (ОНП). В 1945 году произошло слияние профсоюзов Бельгии и образована Всеобщая федерация труда Бельгии (ВФТБ). Набирало мощь профсоюзное движение в южно-европейских странах (Италия, Греция, Португалия). В Испании была образована Профсоюзная конфедерация рабочих комиссий (ПКРК). В Великобритании при содействии профсоюзов была сформирована Лейбористская партия Великобритании, которая после Второй мировой войны трижды находилась у власти (1945–1951, 1964–1970, 1974–1979 годов).

Таким образом, после Второй мировой войны авторитет и влияние профсоюзов в промышленно развитых странах усилились, а в мире капитала сложилось новое соотношение сил между наёмными работниками и работодателями.

Одновременно менялась и роль государства.В первой половине XX в. произошло расширение экономических функций государства. «Ночного сторожа» сменило экономически активное государство. Оно всё сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Во многих странах Западной Европы и США под давлением левых сил и профсоюзов получило развитие социальное законодательство. Именно на этой волне после Второй мировой войны сформировалась идеология «государства всеобщего благоденствия» (WelfareState– государство благоденствия).

Государственная политика социального благоденствия в 40–50-е годы XX столетия вылилась в реализацию программ достижения высокого уровня жизни населения путём создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства; программ социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы. Позже они были дополнены демографическими и экологическими программами, программами защиты национальной культуры.

После Второй мировой войны в программных документах многих политических партий, а также конституциях трёх государств Западной Европы (в Основном законе ФРГ 1949 года, Конституции Франции 1958 года и Конституции Испании 1978 года) появился термин «социальное государство».

Согласно идеологии «государства всеобщего благоденствия» и «социального государства», социальная политика позволяет стабилизировать общество, уладить конфликты и добиться утверждения солидарности и партнёрства. Именно в послевоенный период благодаря усилиям государства разрабатывается и утверждается система минимальных стандартов социального обеспечения граждан, гарантированных государством. Итогом этой деятельности государства явилась достаточно чёткая фиксация той части социально-трудовых отношений (минимальная заработная плата, средняя продолжительность рабочей недели, отпусков, размеры социальной помощи и т.п.), в которых государство выступало гарантом. Одновременно государство определило область, где социально-трудовые вопросы могли стать предметом переговоров наёмных рабочих и собственников (вопросы оплаты труда, занятости, социального обеспечения, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума).

Благодаря усилиям государства в послевоенный период в большинстве европейских стран были созданы национальные социально-экономические советы из представителей объединений предпринимателей, профсоюзов и государства. В 1947 году в Италии образовался Национальный совет экономики и труда. В Бельгии, в 1948 годубыл создан Центральный экономический совет, а в 1952 году – Национальный совет труда. В Голландии в 1950 году был сформирован Экономический и социальный совет, а несколько позднее – Совет по проблемам труда. Во Франции экономический и социальный комитеты действуют с 1958 года, а в Англии– с 1962 года.

Таким образом, развитию корпоративной социальной ответственности предшествовало становление и укрепление социального партнёрства – особых отношений между наёмными работниками и работодателями при посреднической роли государства, отношений согласования экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулирования социально-трудовых конфликтов.

Систему социального партнёрства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны– организации, представляющие интересы наёмных работников, объединения работодателей и государство. Как механизм регулирования социально-трудовых отношений, система социального партнёрства получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60–70-е годы XX столетия. Сегодня наиболее развитая система социального партнёрства существует в европейских странах — Германии, Австрии, Швеции и других. В меньшей степени она развита в США, Японии и в южноевропейских странах — Италии, Греции и Португалии.


1.2. Концепция корпоративной социальной ответственности в экономической науке и международных стандартах
Ещё Аристотель указывал, что «ответственность – одно из проявлений свободы, а свобода – одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других».

Такое понимание ответственности можно найти и в современном мире, например, в решении экологических проблем или заботе о соблюдении законов. Ответственность – это важная категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, обществу (человечеству в целом), характеризующееся выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Зарождение теории КСО следует относить к периоду 50–60-х годов прошлого века. В эти годы появились отдельные труды в рамках теории фирмы, отражающие новую роль и модель фирмы. Работа Г. Боуена «Социальная ответственность бизнесмена», опубликованная в 1953 году, положила начало современной литературе о КСО. Г. Боуэн писал, что социальная ответственность бизнесмена состоит в «реализации той политики, в принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны с позиций целей и ценностей общества» [Bowen, 1953, цит. по 3].

В управленческом контексте проблема КСО впервые была исследована К.Девисом, который подчёркивал, что эта ответственность имеет отношение к «решениям и действиям бизнесменов, которые осуществляются по причинам, по крайней мере частично выходящим за пределы прямого экономического или технического интереса фирм», причём «некоторые социально ответственные решения в бизнесе могут быть в ходе длительного, сложного процесса анализа объяснены как предоставляющие хороший шанс для получения фирмой долгосрочного экономического эффекта» [Davis, 1960, p. 70, цит. по 3]. Уже в 1975 году К. Девис и Р. Бломстром определили направленность КСО как «обязанность лиц, принимающих решения, предпринимать такие действия, которые будут направлены не только на удовлетворение их собственных интересов, но также на защиту и приумножениеобщественного богатства» [Davis, Blomstrom, 1975, p. 23, цит. по 3].

Проблема содержания КСО была уточнена Дж. МакГуиром, указавшим, что «корпорация имеет не только экономические и правовые обязательства, но несет и некую ответственность перед обществом, выходящую за их пределы» [McGuire, 1963, p. 144, цит. по 3].

С. Сети, в свою очередь, конкретизировал содержание КСО, указав, что оно «предполагает выведение корпоративного поведения на уровень, соответствующий превалирующим социальным нормам, ценностям и ожиданиям» [Sethi, 1975, p. 62, цит. по 3]. Основываясь на подходах Дж. МакГуира и С. Сети и пытаясь согласовать экономическую и социальную ответственность бизнеса,А. Керолл предложил трактовку КСО, подразумевающую «соответствие экономическим, правовым, этическим и дискреционным ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период» [Carroll, 1979, p. 500, цит. по 3]. Именно подход А. Керолла, позднее воплотившийся в детально проработанной модели, получил наибольшее распространение, стал во многом определять рамки современных исследований в области КСО.

В дальнейшем, в 70–80 годы, концепция КСО развивалась индуктивно: события в практике хозяйственной жизни и процессы международной стандартизации послужили развитию теории КСО. Так, в 60–70-е годы прошлого века зародился консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей. Органы государственного регулирования развитых капиталистических стран были вынуждены включиться в регулирование социальной сферы. Пик этой деятельности пришелся на период, когда Конгресс США принял законы, регулирующие вопросы качества и безопасности потребительских товаров. В соответствии с нормами законов были созданы учреждения по обеспечению качества и безопасности товаров, поступающих в торговые сети. Бум консьюмеризма, активное профсоюзное движение, «потребительские бунты», противостоящие действиям корпоративного сектора, способствовали развитию идей социального партнёрства в трудовых отношениях. В этот период решение социальных проблем в процессе обычной деловой практикиобеспечивали механизмы налогообложения, регулирование заработной платы, техники безопасности. Решение серьёзных социальных проблем общества на себя принимало государство. Бизнес же проявлял себя в форме меценатства, филантропии и благотворительности путём спонтанного и разового выделения средств по личному усмотрению владельцев и топ-менеджеров.

Конец 80-х и начало 90-х годов XX века ознаменованы переходом к модели постиндустриального развития, ростом открытости экономических систем в условиях глобальной экономики, стремительным развитием «информационной экономики» и «экономики знаний», приведших к широкому распространению требований экологической ответственности, формированию экологической отчётности, разработке новой модели стейкхолдеров. Общество стало существенным образом менять свой взгляд на участие бизнеса в решении социальных вопросов, был поставлен вопрос об усилении общественного контроля над степенью участия бизнеса в этих процессах. Главным импульсом такого изменения общественных взглядов стали глобальные экологические проблемы, вызванные рядом происшедших в тот период катастроф. Таким образом, на повестку дня встал вопрос о необходимости формализации отношений «государство–бизнес» по поводу решения социальных проблем общества.

2000-е годы отмечены продвижением идеи устойчивого развития, появлением системы отчётности GRI, развитием международных и национально-региональных структур, стандартов и систем корпоративной социальной ответственности.

Свидетельством выполнения каких-либо требований в области деятельности, интересующей общество, является соблюдение действующих стандартов, особенно, если оно подтверждено путём прохождения процедурысертификации. Нормативную основу национальной системы стандартизации отношений социальной ответственности на принципах иерархии создают:



  • глобальный договор ООН о действиях в области корпоративной социальной ответственности;

  • рекомендации Международной организации труда;

  • международные стандарты ISO 26000 и SA 8000 и иные документы.

Продвижение принципов корпоративной социальной ответственности и укрепление делового сотрудничества во имя развития являются приоритетными направлениями работы Организации Объединённых Наций (ООН). Глобальный договор представляет собой добровольную инициативу, основанную на гражданской позиции корпораций, с двумя взаимодополняющими целями:

  1. Включение Глобального договора и его принципов в стратегию развития и практической деятельности корпораций;

  2. Создание условий для развития сотрудничества между основными заинтересованными сторонами посредством формирования партнёрских отношений для достижения целей ООН.

Глобальный договор не является нормативной базой в строгом, юридическом смысле. В его цели не входит контроль или мониторинг деятельности и методов управления компаний. Скорее, в основу Глобального договора положены требования публичной отчётности и прозрачности, а также заинтересованность деловых кругов, профсоюзов и гражданского общества в организации конкретных совместных программ, направленных на реализацию заложенных в Глобальном договоре принципов.

Глобальный договор представляет собой систему отношений в форме сети, организованной на базе Бюро Глобального договора и шести учреждений ООН:



  • Бюро верховного комиссара по правам человека;

  • Программы ООН по охране окружающей среды;

  • Международной организации труда;

  • Программы развития ООН;

  • Организации промышленного развития ООН;

  • Бюро ООН по борьбе с наркотиками и преступностью.

В сферу действия Глобального договора вовлечены все соответствующие слои общества:

  • правительства стран, сформулировавших принципы, положенные в основу данной инициативы;

  • корпорации, которые являются объектом действия Договора;

  • трудящиеся, которые непосредственно участвуют в производственных процессах глобального уровня;

  • организации гражданского общества, представляющие интересы широкого круга заинтересованных сторон;

  • Организация Объединённых Наций – единственный на нашей планете реальный политический форум глобального уровня, авторитетный орган, осуществляющий организующие и координирующие функции.

Участие в Глобальном договоре предоставляет компаниям много возможностей: от демонстрации лидирующей позиции корпорации по вопросу развития всеобщих принципов социального равенства и социальной ответственности бизнеса до методов корпоративного управления брэндами, укрепления дисциплины сотрудников, повышения производительности труда и эффективности производства.

Будучи добровольной инициативой, Глобальный договор поощряет широкое участие деловых кругов и других организаций, представляющих самые разные секторы экономики. Чтобы стать участником Договора, руководители компаний должны заявить об этом в письме Генеральному секретарю ООН, предложить комплекс мер по включению положений и принципов Глобального договора в программу стратегического развития компании, их отражению в корпоративной культуре и текущей деятельности корпорации, публично высказывать поддержку Глобального договора и его принципов, включать данные о результатах участия в Глобальном договоре и реализации десяти принципов в годовые отчёты о деятельности компании.

Принципы Глобального договора получили всеобщее одобрение, поскольку они основаны на следующих международных актах:


  • Всеобщей Декларации прав человека;

  • Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда;

  • Декларации по окружающей среде и развитию;

  • Конвенции ООН по борьбе против коррупции.

Договор призывает лидеров деловых кругов поддержать десять принципов в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции и руководствоваться ими на практике в сфере своей деятельности(см. рисунок 1):

Рисунок 1 – 10 принципов Глобального договора


Ведущим агентством ООН по оказанию содействия в области социально-экономической стратегии развивающимся странам и странам с переходной экономикой, а также одной из базовых организаций Глобального договора является Программа Развития ООН (ПРООН).

Опираясь на преимущество совместных действий, Глобальный договор ставит задачу развития принципов социальной ответственности бизнеса, обеспечения его участия в решении наиболее острых проблем глобализации. Таким образом, частный бизнес в сотрудничестве с другими социальными партнёрами сможет способствовать реализации идеи, выдвинутой Генеральным секретарём ООН: формирование устойчивой и открытой глобальной экономики. Сегодня к Глобальному договору присоединились компании, представляющие самые разные регионы мира, профсоюзы, неправительственные организации.

Глобальные принципы задают декларативные основы социально ответственной деятельности корпораций. Более детальное нормативное обеспечение этой деятельности связано с принятием и выполнением стандартов КСО.

В системе Международной организации по стандартизации ISO в 2010 году был принят стандарт ISO 26000:2010 «Guidanceonsocialresponsibility» (Руководство по социальной ответственности), который «представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, и способам интеграции социально ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации».Положения стандарта ISO 26000:2010, содержащиеся в разделе 6 «Руководство по основным аспектам социальной ответственности», относятся к праву на труд, социальным гарантиям, охране труда, производству продукции и услуг надлежащего качества, охране окружающей среды и ресурсосбережению, участию в социальных мероприятиях и поддержке инициатив местного сообщества, социальному менеджменту.

Разработка стандарта социальной ответственности ISO 26000:2010 проводилась с 2005 года, над документом работали эксперты из более чем90 стран всего мира и 40 международных организаций, которые как-либо связаны с социальной ответственностью граждан. Стандарт социальной ответственности может применяться и на крупнейших предприятиях стран-участниц, и в небольших организациях.

Для сертификации в области социальной ответственности также применяется стандарт SA 8000 «SocialAccountability – Социальная отчётность», разработанный на основе рекомендаций Международной организации труда. SA 8000этостандарт для оценки социальных аспектов систем управления. В основу этого универсального стандарта положены несколько конвенций Международной организации труда, Конвенция Организации Объединённых Наций по правам ребёнка и Всемирная декларация прав человека. Стандарт разработан компанией «SocialAccountabilityInternational», миссия которой состоит в продвижении прав человека для работников во всём мире. Основная цель стандарта SA 8000 – улучшение условий труда и жизненного уровня работников. Он может применяться в развивающихся и индустриально развитых странах как для малых, так и для крупных предприятий, а также для общественных организаций. Стандартом установлены критерии оценки деятельности компаний в отношении таких вопросов, как детский труд, принудительный труд, здоровье и техника безопасности, свобода профессиональных объединений и право на переговоры между нанимателем и профсоюзами о заключении коллективного договора, дискриминация, дисциплинарные взыскания, рабочее время, компенсация, системы управления. Помимо стандартов международного уровня приняты и действуют стандарты КСО межгосударственного и национального масштаба.

В 2007 году Всероссийская организация качества ввела в действие стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования», на основе которого национальные организации по качеству России, Украины, Казахстана и Сербии приняли в 2008 году международный стандарт CSR/КСО-2008. В стандарт CSR/КСО-2008 были включены только те требования, которые могли быть подвергнуты объективной проверке путём декларирования или сертификации в соответствии с правилами, действующими в странах, в которых национальные организации по качеству присоединились к данному стандарту.

Кроме международных и региональных сертифицирующих организаций, нормативные основы социальной ответственности декларируют общественные организации. Так, Российским союзом промышленников и предпринимателей в 2004 году была принята Социальная хартия российского бизнеса. Основные принципы КСО с точки зрения отечественного бизнес-сообщества включают пять позиций:



  1. отношения с работниками: взаимоотношения с работниками, которые являются важнейшим активом компании, должны строиться на основе социального партнёрства, общности целей, уважения взаимных интересов, реальности принимаемых сторонами обязательств и добросовестности их исполнения;

  2. единство экономической свободы и ответственности: выражается в необходимости долгосрочного устойчивого развития компаний, достижения высоких финансовых результатов, обеспечивающих рентабельность, расширение занятости, способствующих экономическому и социальному благополучию компании и страны;

  3. отношения с потребителями: надёжное и качественное удовлетворение их запросов и ожиданий; обратная связь с потребителями, включая рассмотрение замечаний, урегулирование их претензий и жалоб;

  4. сохранение окружающей среды: ограничение выбросов загрязняющих веществ, утилизация отходов, распространение экологически чистых технологий, маркировка продукции данными об экологическом качестве и экологической безопасности;

  5. участие в решении общественно значимых задач на местном, региональном и общенациональном уровне.

Таким образом, система КСО обеспечена нормативными документами международного, межгосударственного, национального масштаба. Эти документы соотносятся между собой как система, поскольку подчинены единым целям КСО.
1.3. Сущность и уровни развития корпоративной социальной ответственности
Идейные истоки социальной ответственности корпораций можно обнаружить на примере деятельности знаменитых американских бизнесменов Э. Карнеги и Дж. Розенвальда в начале ХIX века. Э. Карнеги жил по принципу: «Господь хочет, чтоб были богатыми, чтобы творить добро», а потому он учредил и спонсировал общедоступную публичную библиотеку, создал благотворительный фонд. Его примеру последовали многие другие преуспевающие бизнесмены: Л. Стэнфорд, Г. Хантингтон, Дж. Морган, Г. Фрик, Э. Меллон, Рокфеллеры, Г. Форд. Все они создали «культурные памятники самим себе» в виде музеев, концертных залов, оперных театров, университетов.

Дж. Розенвальдсчитал, что для того, чтобы «быть способным делать добро, надо стать обеспеченным», эта простая истина буквально означает то, что процветание собственного дела прямо зависит от процветания потребителей. Розенвальдприобрёл разоряющуюся розничную компанию SearsRoebuck и вкладывал средства в научные исследования по агрономии для того, чтобы сделать неэффективный труд фермеров более продуктивным и тем самым превратить их в преуспевающих людей. Через десять лет приобретённая им неблагополучная компания стала успешной и быстроразвивающейся, её процветание было основано на обеспеченности фермеров, пришедшей от развития культуры земледелия. Тем самым в корпоративном секторе двигателями социальной ответственности, опираясь на точку зрения П. Друкера, можно считать две философские линии: Э.Карнеги считал социальную ответственность обязательством богатства, Дж. Розенвальд продвигал философию умелого менеджмента, которому под силу преобразовать общество во благо его процветания. В лице Э. Карнеги П. Друкер видел собственника бизнеса, верившего в социальную ответственность богатства как такового, а в лице Дж. Розенвальда– умелого менеджера. По мнению П. Друкера, социальная ответственность бизнеса началась с инициативы и принципиальной позиции Дж. Розенвальда.

Исследователи и общественные деятели, разработавшие к настоящему времени стандарты в сфере КСО, дали этому явлению различные определения.

Согласно позиции ООН, «социальная ответственность частного сектора затрагивает не только отношения компании с клиентами, поставщиками и работниками, но также её отношение к потребностям, ценностям и целям общества».

Евросоюз полагает, что корпоративная ответственность – это «концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес-операции, а также в отношения компании с кругом лиц и организаций».

В понимании Департамента торговли и промышленности Великобритании (DTI) «предприятия уделяют внимание тому, как улучшить своё социальное влияние, влияние на местный сектор экономики и влияние в области охраны окружающей среды, своё воздействие на общество и социальную сплочённость, права человека и правила охраны окружающей среды, справедливость ведения торговли и возможные пути нарушения этой справедливости. Социальная ответственность бизнеса имеет отношение и к крупныммультинациональным корпорациям, и к малым предприятиям местного уровня значимости».

Европейская комиссия считает, что корпоративная социальная ответственность – это концепция, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды.

В Российской ассоциации менеджеров социальную ответственность бизнеса определяют как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определённого экономического минимума.

По стандарту международного комитета по корпоративной социальнойответственностисоциальная ответственность организацийвключает производство продукции и оказание услуг надлежащего качества; удовлетворение интересов потребителей; соблюдение прав персонала на труд, выполнение требований к безопасности и гигиене труда, к промышленной безопасности и охране окружающей среды, ресурсосбережению; участие в социальных мероприятиях и поддержку инициатив местного сообщества, добросовестное ведение бизнеса.

Можно выделить четыре основных подхода к определению ответственности бизнеса (рисунок 2).



Ответственность с юридической точки зрения. Сущность подхода в том, что любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными, это ответственность на принципе: «в бизнесе нет места этике». Сторонники указанной позиции убеждены, что бизнес играет в обществе исключительно экономическую роль и долг менеджера состоит в том, чтобы благодаря производству конкурентоспособных товаров и услуг обеспечивать высокую отдачу капитала акционеров. Этические обязательства в данном случае отступают на второй план, предприниматели убеждены, что не несут ответственности за предотвращение ущерба или за продвижение своих товаров. Таким образом, ответственность предпринимателя тождественна юридической ответственности, любые законные действия априори социально ответственны.

Рисунок 2 – Подходы к определению корпоративной социальной ответственности


Профессиональная ответственность.Эта позиция основана на принципе «максимальная прибыль – единственная обязанность бизнеса», закон можно преступить ради пользы, то есть максимизации прибыли. Исходя из этого, менеджеры принимают решение проводить интересы собственников, чем определяются этические границы их ответственности. Это, а не ответственность за предотвращение чьего-либо ущерба или за продвижение социально ориентированных товаров и услуг, определяет границы ответственности бизнеса. Ответственность определена нормами взаимодействия профессионала и нанимателя, и любые действия в рамках таких норм считаются социально ответственными.

Экономическая ответственность.Сторонники третьей позиции допускают, что в бизнесе есть место социальной ответственности, но понимают еёкак инструмент или условие, которые менеджеры используют для достижения целей корпорации в экономике. Так, сторонники этого направления признают, что можно говорить о специфической социальной ответственности предпринимателей не только как о юридической или профессиональной ответственности, но и в более широком смысле. Но это возможно только в том случае, если данная деятельность ведёт к успеху. Если социальная ответственность не приносит пользы, от неё необходимо отказаться.

Морально-этическая ответственность. Сущность её в том, что социально ответственной является та организация, которая считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием её деятельности. Ответственность компании регулируется морально-этическими нормами. В центр ставится проблема достижения и совмещения интересов всех участников «жизнедеятельности» организации.

Теория социальной ответственности уделяет большое внимание позиции, которую может занимать компания с учётом её обязательств перед обществом. Градация здесь зависит от степени социальной ответственности и типов действий, которые компания предпринимает. Основу составляет общая социальная ответственность компании, формируемая совокупностью критериев –экономической, юридической, этической ответственностью. В этом случае результатом могут быть несколько позицийсоциальной ответственности.



Социальная обструкция. Компанияпрактически ничего не делает или делает очень мало для решения социальных проблем и проблем окружающей среды, нарушение границ дозволенного в рамках своей индустрии сопровождается типичной реакцией отрицания и сокрытия своих действий. По сути, обструкция – это отказ компании от всех обязанностей, если недобросовестные действия были замечены, применяется тактика опровержения предъявляемых доказательств, приводятся доводы о фальсификации доказательств, создаются препятствия расследованию.

Социальные обязательства. Позиция, результатом которой являютсядействия организации, направленные только на то, что требуется по закону, но не более. Управляющие в таких организациях настаивают на том, что их дело – заботиться о прибыли. Такие организации в основном используют тактику защиты.Она предполагает, что организация принимает на себя ответственность за некоторые ошибки и упущения и не препятствует возможным расследованиям со стороны общества. Менеджеры, пользующиеся такой тактикой, считают, что «подобные вещи случаются, но в них никто не виноват».

Социальный отклик. Для компании, занимающей такую позицию, характерно не только выполнение юридических и этических требований, но и добровольное участие в социальных программах. Хотя иногда организацию необходимо убедить в этом, сама она не проявляет инициативы в поиске возможностей. Основной тип действий –приспособление,которое означает, что менеджмент несёт социальную ответственность за действия организации, хотя, возможно, делает это, уступая внешнему давлению.

Социальный вклад. В этом случае компания рассматривает себя в качестве ответственного члена общества и инициативно ищетвозможности внести свой вклад в развитие общества. Действия такой компании чаще всего проактивны и предполагают, что компания берёт на себя инициативу в социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и действует, не дожидаясь указаний или давления со стороны заинтересованных групп.

Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований к бизнесу и ожиданий от него со стороны общества и государства и выгодности (невыгодности) социальной активности для бизнеса. Чем выше у компаний уровень социальной ответственности, тем больше у них добровольно принятых на себя обязательств. В соответствии с этим можно представить социальную ответственность наподобие пирамиды (по уровню социально ответственного поведения), имеющей три уровня (см. рисунок 3).



Первый уровень, нижний, базовый, обязательная составляющая социальной ответственности – это соблюдение законов (налогового законодательства, трудового и гражданского кодексов). Если законодательство не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности речи идти не может: предприниматель нарушает обязательства, установленные для его деятельности изначально.

Второй и третий уровни относятся к добровольной составляющей социальной ответственности. Эти две ступени различаются мотивами реализации социально ответственного поведения.



Второй уровень представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Экономической выгодой могут быть улучшение имиджа организации для потребителей её продукции и для её работников, повышение инвестиционной привлекательности, создание более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны власти или общества.

Рисунок 3 – Уровни корпоративной социальной ответственности


Третий уровень охватывает те виды социально ответственного поведения, которыене имеют своей целью получение экономических выгод. Это более высокий уровень осознания положения и роли организации в обществе. Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их цель. Помощь социально незащищённым слоям населения, перечисление пожертвований часто оказываются замалчиваемыми действиями, поскольку СМИ не могут бесплатно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой рекламе), да и по законодательству не всегда потраченные деньги освобождаются от начисления налогов.

Отношения, которые складываются у бизнеса с обществом по вопросам социальной ответственности можно представить в рамках нескольких типов [4].

Первый типотношений связан с самим обществом и его главной системообразующей структурой – государством. Государство как орган управления обществом заинтересовано в поддержании жизнеспособности и развитии общества, которым оно управляет. Так как государство в лице своих органов управления и агентов не может производить добавочную стоимость, которую можно использовать на цели развития, главный интерес в отношениях с бизнесом продиктован законным и обоснованным изъятием части созданной бизнесом добавочной стоимости в форме прямых и косвенных, федеральных и местных, целевых и других налогов. Следовательно, в рамках этого типа отношения формируются по поводу эффективной фискальной политики.

Иные способы изъятия добавочной стоимости, создаваемой бизнесом, могут быть отнесены либо к лоббированию и коррупции бизнесом самих органов государственного управления, либо к попыткам реприватизации и огосударствления экономики. И то и другое повсеместно показало свою низкую эффективность. Кроме того, попытки бизнеса укрыть налоги, нередко называемые в деловой среде «налоговой оптимизацией» или «налоговым планированием», во многих случаях приводят к активному использованию офшоров или прямому сокрытию налогов с последующим привлечением представителей бизнеса к уголовной ответственности.



Рисунок 4 – Отношения бизнеса и общества в плоскости социально ответственного поведения
Второй типотношений связан с производством товаров и услуг, не просто необходимых обществу, а именно тех, которые наилучшим образом учитывают влияние этих продуктов и услуг, а также способов их производства на безопасность и здоровье людей. Удовлетворение внутреннего спроса качественной продукцией или услугой является максимально социальноответственным поведением российских компаний. Здоровье людей, как известно, становится сегодня в развитых странах ценностью номер один.

Третий типотношений, определяющих предмет исследования социальной ответственности в обществе, связан с человеческими ресурсами как внутри бизнеса, так и вне его. Поскольку при рыночной экономике численность государственного аппарата законодательно ограничена, сфера бизнеса является единственной, где могут создаваться дополнительные рабочие места для избыточной рабочей силы. Само общество заинтересовано в оптимальной занятости населения, поэтому вопросы безработицы и создания рабочих мест – та область, вокруг которой выстраиваются отношения сторон. Сюда следует добавить также развитие человеческих ресурсов в рамках самого бизнеса, поскольку эти ресурсы представляют собой и ресурсы развития общества.

Четвёртый тип–область отношений, формирующих предмет социальной ответственности в обществе, это отношения бизнеса с регионами и участие бизнеса в процессах регионального развития. Бизнес непосредственно использует ресурсы региона (недра, пространство, инфраструктуру и рабочую силу).

Пятый тип отношений бизнеса и государства связан с так называемой поддержкой национальных товаропроизводителей. В рамках своей социальной ответственности в обществе бизнес должен в той или иной мере предоставлять преференции при закупке сырья, оборудования и энергии, привлечении рабочей силы своим национальным товаропроизводителям.

Для экономик трансформационного типа, где уровень цивилизованности и социальной ответственности бизнеса с точки зрения мотивации и преследуемых интересов не достиг своего неэкономического содержания, важнейшим фактором активизации социальноответственного поведения корпораций становятся отношения с государством. Именно в его руках находятся те рычаги, которые позволяют стимулировать корпоративную социальную ответственность и тем самым достигать общественнозначимых эффектов, устойчивости социально-экономической динамики. В рамках отношений бизнеса и власти в контексте социальной ответственности возможны четыре модели взаимоотношений(рисунок 5):



  1. Добровольно-принудительная благотворительность. Местные власти требуют от бизнеса финансового участия в решении социальных проблем «по собственному желанию». В случае отказа от такого участия возможно использование законодательно разрешенных способов «усложнения» предпринимательской деятельности.

  2. Торг. В такой модели взаимоотношений участие бизнеса в социальной сфере возможно за ответные уступки со стороны власти по некоторым вопросам, касающимся самого бизнеса.

  3. Город-комбинат. В этой модели бизнес вынужден участвовать в социальном развитии ввиду слабости государства, его неспособности поддерживать социальную инфраструктуру местного сообщества.

  4. Социальное партнёрство. Это наиболее гармоничная модель согласования интересов власти, общества и бизнеса, основанная на взаимном учёте интересов для улучшения благосостояния и качества жизни населения.











  • Добровольно-принудительная благотворительность

  • Торг

  • Город-комбинат

  • Социальное партнерство


Рисунок 5 – Модели отношений бизнеса и государства


Социальная деятельность компаний чаще связана с реализацией душевной потребности их руководителей в оказании помощи, а не обусловливается рациональным стремлением к созданию благоприятных для себя условий внешней среды на долгосрочную перспективу. Непродуманность социальной политики компаний, еёэпизодический характер и отсутствие видимых и ощутимых результатов не способствуют распространению модели социально ответственного поведения в бизнес-среде.

Исследователями была выявлена положительная корреляция между инвестициями в развитие персонала и курсом акций компании, связь между отношением сотрудников к компании и её доходами. Улучшение отношения сотрудников к компании на 5 пунктов означает повышение удовлетворенности её клиентов на 1,3 пункта, что, в свою очередь, приводит к увеличению прибыли на 0,5%. Такие изменения для крупных компаний очень значимы.

В Великобритании треть работников полагают, что если компания социально активна, то в ней лучше условия труда. 30% сотрудников, вовлечённых в различные общественно значимые мероприятия, более лояльны по отношению к компании и больше заинтересованы в её успехе. Большинство европейских и американских потребителей предпочтут купить товары у социально ответственных компаний.

В России рейтинг наиболее известных социальноответственных компанийвозглавляют «Газпром», «Сбербанк», «ЛУКОЙЛ». Высокий уровень известности демонстрируют компании «РАО ЕЭС», «АвтоВАЗ» и «РУСАЛ». Расходы на решение социальных проблем лучших российских компаний составляют сейчас в среднем от 1 до 1,5% их прибыли. Вместе с тем на Западе на эти цели тратят значительно больше, например компания BP расходует в этом направлении до 10% прибыли.

Приоритетными направлениями реализации социальной ответственности в российских компаниях по данным опросов в современных условиях являются:


  • охрана здоровья и техника безопасности (8,88 балла из 10 возможных);

  • развитие персонала (8,83);

  • ответственная деловая практика (7,4);

  • охрана окружающей среды и ресурсосбережение (6,56);

  • социальноответственная реструктуризация (6,52);

  • развитие местного сообщества (6,01).

Однако, несмотря на относительно небольшой вклад российских компаний в социальное развитие общества, важно, что эти затраты признаются весьма выгодными социальными инвестициями предприятий.
Задания для самостоятельной работы студентов


  1. Используя Методику изучения ценностно-ориентационного единствагруппы (ЦОЕ)1, определите насколько близки морально-этические предпочтения в вашем студенческом коллективе. Сделайте выводы о том, какие морально-этические ценности важны для вашей социальной группы. Каким можно считать потенциал социально ответственного поведения вашей студенческой группы и её отдельных членов в будущем?




  1. Проанализируйте системы КСО известных отечественных и зарубежных компаний по критериям:

  • сферы КСО;

  • цели и задачи КСО;

  • организационная структура КСО;

  • объемы финансовых ресурсов, вовлекаемых в КСО;

  • эффективность программ КСО;

  • уровень КСО.

Презентуйте результаты в группе.





  1. Корпоративный сектор как субъект социальной ответственности




    1. Сущность и роль предпринимательства в экономической системе

В настоящее время корпорации, если следовать строго терминологии учебной и нормативно-методической литературы, являются субъектами предпринимательской деятельности с признаками организационно-правовой формы акционерных обществ. Вместе с тем термин «корпоративная социальная ответственность», будучи заимствованным из зарубежных научных статей, не соотносится исключительно с указанной организационно-правовой формой. «Корпоративный» в данном случае трактуется гораздо шире, практически совпадая с дефиницией – «предпринимательский».

Роль предпринимательства в социально-экономической системе со времени становления этого социального класса изменилась значительно. Изначально, выступая в качестве субъекта-организатора успешных спекуляций и собственника капитала, предприниматель с течением времени трансформировался в фигуру гораздо более общественно значимую – в собственника капитала и организатора производства, представителя нового класса креативного менеджмента. Соответствующим образом, трансформировалась мотивация социального поведения предпринимателя: из рационально мыслящего генератора прибыльных операций на индустриальном этапе развития предприниматель превратился в инноватора экономики знаний. Этот путь, критически осмысленный, отражён в трудах ведущих экономистов, представляющих разные школы экономической науки. Кратко остановимся на основных выводах, полученных учёными.

Широко известно, что в экономический оборот слово «предприниматель» было введено французским экономистом Р. Кантильоном в первой четверти XVIII века и уже тогда в числе характерных черт предпринимательской деятельности были указаны стремление к выгодной коммерческой сделке и риск. Первоначально своё развитие теория предпринимательства получила в русле классической школы. У экономистов-классиков (А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Дж. С. Милля) предприниматель выступает в качестве особой категории рыночных субъектов как носитель функции собственника капитала, сочетающий выполнение этой функции с личным производительным трудом, а также с выполнением ведущей своей функции – организации производства.

Явными управленческими функциями наделяют предпринимателя неоклассики (А. Маршалл, К. Менгер, Л. Вальрас, Ф. Визер). Альфред Маршалл прямо указывал, что задача управления производством, обеспечивающим наибольший эффект в удовлетворении человеческих потребностей, возлагается на предпринимателя. Он считал предпринимателя представителем высококвалифицированной категории участников производства, поскольку кроме управления рабочей силой предприниматель должен был выступать в роли торговца и организатора, знать особенности своей отрасли, быть прирождённым руководителем людей, осуществлять функцию общего контроля [26, с. 377–382].

Организующей ролью наделён предприниматель у знаменитого российского экономиста Н.Д. Кондратьева, который рассматривал предпринимательство как один из видов трудовой деятельности, и тем не менее указывал, что «общеорганизационный труд составляет функцию предпринимателя как такового…, предприниматель выступает как активная фигура в хозяйственной деятельности» [20, с. 229–231]. Непосредственно связана с управленческой и организующей функция предпринимателя по принятию решений у Дж. Р. Хикса [42].

Дж. Б. Кларк, заслугой которого является определение предпринимательства в качестве одного из четырёх факторов производства, писал «… чисто координирующую работу мы назовём функцией предпринимательства, и вознаграждение за неё мы назовем прибылью. Функция эта сама по себе не связана ни с трудом, ни с собственностью на капитал; она состоит целиком в установлении и поддержании производительных отношений между факторами производства»[29, с. 10]. Выводы Кларка, по сути, определяют предпринимательство в качестве корневой функции капиталистической системы.

В исследованиях представителей австрийской и немецкой школ (Л. фон Мизеса, Ф. фон Хайека, Г. Шмоллера) функция активного преобразователя и созидателя закрепляется за предпринимателем как результат деятельности в условиях ограниченной информации.

В центре теории предпринимательства Й. Шумпетера, предложенной в первой трети XX века,реформаторская функция предпринимателя. Стремление к новациям, новым комбинациям он назвал предпринимательством. В результате «созидательного разрушения» предпринимателя как основной его функции осуществляется разработка новых для рынка товаров, внедрение новых технологий, освоение новых рынков сбыта, источников сырья, проведение реорганизационных процедур. «… Основной импульс, который приводит капиталистический механизм в движение и поддерживает его на ходу, исходит от новых потребительских благ, новых методов производства и транспортировки товаров, новых рынков и новых форм экономической организации, которые создают капиталистические предприятия. … Открытие новых рынков внешних и внутренних, и развитие экономической организации …. иллюстрирует всё тот же процесс экономической мутации… который непрерывно революционизирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую. Этот процесс «созидательного разрушения» является самой сущностью капитализма» [46, с. 460–461].

По мере развития индустриальной экономики, в силу роста крупных организационных форм предпринимательства, в условиях обнаружившейся слабости рыночных саморегуляторов в преодолении кризисных периодов в развитии экономики, получили развитие кейнсианские и институциональные концепции предпринимательства. Тенденции укрупнения организационных форм предпринимательства в первой половине ХХ века объективно привели к развитию теорий, посвящённых осмыслению роли и особенностей рыночного поведения крупных форм предпринимательства – олигополий. Организационной функции олигополий в условиях рынка несовершенной конкуренции посвящены работы Дж. Робинсон [32]. В работах В. Ойкена в общем виде представлены организационные особенности предпринимательства, связанные с обстоятельствами функционирования на рынках различных структурных типов – монополия, частичная монополия, конкуренция, олигополия, частичная олигополия, коллективная монополия[27]. В результате работ представителей посткейнсианского направления и ордолиберализма в науке сложилось видение специфики различных форм предпринимательства в зависимости от конкурентного типа рынка и масштабов субъектов предпринимательства, предопределившее экономические исследования регулирующего воздействия на процессы функционирования предпринимательства.

Лидер современного институционализма, известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт, теоретически обобщая опыт регулирования экономики США во время Второй мировой войны, пришёл к выводу, что олигополистический рынок лучше поддаётся регулированию и планированию, чем рынок свободной конкуренции. Руководствуясь технико-организационными критериями (наличие передовой техники и сложной организации), он дифференцировал американскую экономику на две качественно разнородные системы – «планирующую» и «рыночную». Экономическая власть, контроль над ценами, издержками, потребителями и экономической средой сосредоточивается только в крупных корпорациях, что порождает неравномерное развитие секторов экономики, большие различия «во власти и, следовательно, в социальных последствиях». Рыночная система несовершенна по сравнению с планирующей системой, она отделена от привилегированной планирующей системы, где основным звеном является «зрелая корпорация».

В развитии корпорации Гэлбрэйт выделяет две стадии: первая стадия соотносится с развитием предпринимательской корпорации, её размеры и операции позволяют отдельному лицу контролировать капиталы путём единоличной власти. Впоследствии отдельные предприниматели теряют единоличный контроль, власть переходит к специальной группе людей, которую Гэлбрейт назвал «техноструктурой». Техноструктура охватывает всех, кто обладает специальными знаниями, способностями или опытом группового принятия решений. Таким образом, признаком зрелости корпорации является формирование техноструктуры. Техноструктура изменяет и стратегию корпорации: главной целью становится не получение максимальной прибыли. Здесь, по Гэлбрейту, цели состоят в самосохранении, упрочении и расширении власти, а также в обеспечении роста фирмы, который, в свою очередь, становится важнейшей целью индустриальной системы и общества в целом [7].

Заметим, что теория техноструктуры Дж.Гэлбрейта предложена в условиях новой индустриальной экономики, и современные экономические системы развитых стран сохраняют её весомое присутствие, техноструктуры получают дополнительный импульс к развитию в условиях глобализации экономики. В то же самое время, тенденции постиндустриального развития, человеческого развития повышают значимость чисто рыночного сектора –малого и среднего бизнеса.

С позиции представителя современной австрийской школы И. Кирцнера, любая целенаправленная деятельность людей содержит предпринимательский элемент, связанный с неопределённостью будущих обстоятельств, субъективизмом и недостаточностью знаний. Активное предпринимательство нацелено на реализацию намечающихся возможностей, приводит к изменению деловой активности, следовательно, предпринимательской функцией в целом определяется экономическая динамика рыночных отношений. По мнению И. Кирцнера, активное, творческое начало человеческой деятельности придает «предпринимательский элемент».

И. Кирцнер признаёт за предпринимательством и долгосрочную эволюционную роль новаторов и краткосрочную роль предпринимателей-рутинеров в развитии экономики [17, с. 126–133].Для развития экономической системы важны оба начала предпринимательства, и проявляются они как активность, процесс, обеспечивающей движение экономической системы. При этом вся совокупность предпринимательских функций в экономической системе укрупнённо может быть сведена к двум основным–инновативности, обеспечивающей долгосрочное развитие, и управлению, обеспечивающему стабилизацию текущих и краткосрочных процессов воспроизводства в системе. Концепция предпринимателя по Кирцнеру созвучна постиндустриальному развитию – в числе важнейших психологических качеств предпринимателя он отмечал нацеленность на новое знание и интеллект [17, c. 73–76].

Поиск источника предпринимательской способности как ресурса направлял исследования экономических социологов. Немецкий экономист-социолог В. Зомбарт в своих работах уделил большое внимание национально-личностным факторам предпринимательства, указав на двойственность результата предпринимательской деятельности: когда стремление к собственной выгоде сопровождается заботой о материальном положении работников. Кроме того, В. Зомбарт отмечал, что предприниматель нуждается в духовной свободе, духовной энергии, постоянстве воли и организаторских способностях, коммуникативных качествах, готовности к риску. Перечень качеств личности предпринимателя, по Зомбарту, не утратил актуальности до сих пор. Другой известный представитель немецкой школы экономической социологии, М. Вебер, уделил большое внимание предпринимательскому духу, совокупности духовных качеств, необходимых для достижения успеха. Вебер связал рациональность предпринимательства с религиозной этикой протестантизма, в которой не последнее место было отведено мирскому аскетизму, реализуемому через трудолюбие, бережливость, расчётливость [30] .

Сегодня есть точки зрения, согласно которым источником предпринимательского потенциала является креативный класс личностей, генерирующих новые знания, обладающих ценной информаций и методами её обработки, а также способностями к эффективной организации бизнес-структур. Благодаря исследованиям теоретиков постиндустриальной экономики с учётом современных тенденций в экономике и обществе, теория предпринимательства продолжает развиваться. Так,Д. Белл, исследуя экономику знаний в качестве одного из этапов постиндустриализма, отводил роль доминирующего класса элите знающих людей, которая обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью – исследовательских организаций, университетов[1]. В.Л. Иноземцев убежден, что в экономике постиндустриального развития центральной фигурой станет класс интеллектуалов, владельцев креативных корпораций, движимых постматериалистическими ценностями их создателей. Новый класс, по Иноземцеву, является обладателем нематериального фактора экономической активности – информации и знаний, причастен к управлению и информационным потокам, несёт идею менее эгалитарного общества, поскольку информация представляет собой наиболее демократичный источник власти[15].

Исторический подход к исследованиям предпринимательства позволяет определить несколько этапов в научном осмыслении функциональной роли предпринимательства в экономике. В доиндустриальный период в центре внимания учёных был предпринимательский риск, носителями предпринимательской способности были индивиды с неординарным личностным потенциалом, отмеченные национально-религиозными особенностями. На втором, индустриальном, этапе к концу первой половины XX века оформилось научное осмысление инновационности предпринимательства. Третий этап отличается сосредоточением на личностных и управленческих качествах предпринимателя – способности реагировать на изменения, принимать решения, реализовывать регулирующую роль в экономике. Наблюдается акцентуация управленческого аспекта в анализе действий предпринимателя, качеств профессионального менеджера, профессиональный подход к организации действий в рыночных условиях, важность подготовки предпринимателя в системе образования [29].

В числе первых исследователей, ещё в 1968 году призвавшим своих коллег по мэйнстриму обратить более пристальное внимание на роль предпринимательства в экономическом развитии, был W. Baumol; предметом его исследований стали также венчурное предпринимательство, развитие институтов предпринимательства[49].

Грандиозный рост числа рабочих мест в секторе малого бизнеса в 80–90 гг. прошлого века, рост самозанятости, вовлечение в предпринимательство женщин, национальных меньшинств, лиц пенсионного возраста свидетельствуют о том, что в постиндустриальном обществе предпринимательство движимо не только предрасположенностью к риску и новаторству, мотивациями к получению прибыли. Распространились такие тенденции, как стремление человека к личной свободе, свободе самореализации, желание реализовать имеющиеся возможности, философия свободного индивидуализма для обеспечения личного процветания. Отсюда становится понятным развитие неэкономической мотивации в социально-ответственном поведении современных корпораций.




    1. Динамика предпринимательской культуры и её роль в социально ответственном поведении

Изменения в культуре менеджмента и предпринимательства, которые мы наблюдаем при переходе от индустриальной экономики с признаками культуры «модернити» к постиндустриальной экономической системе, основанной на элементах культуры эпохи «постмодерн», играют большую роль в развитии социально ответственного поведения субъектов предпринимательства.

Хозяйственная культура основывается на таких базовых ценностях, как труд, собственность, богатство, рациональность, профессионализм и предприимчивость. В структуре хозяйственной культуры различаютдва основных уровня:


  • личностный, представленный индивидуальной мотивацией хозяйственной деятельности;

  • институциональный, распространённый широко в экономической системе в силу закрепления в организационных формах и общественных стереотипах.

Предпринимательская культура сложилась в обществе буржуазном и связана с установлением безличных, вещных и экономических отношений. Такой характер предпринимательской культуры свойственен периоду индустриальной экономики. Культура «модернити» была построена на принципах рационализма, сциентизма (абсолютизации роли науки), а также индустризма (приоритетности массовых, машинных, крупных организационных форм деятельности).

На смену культуре «модернити» в 60–70 годы прошлого века пришёл постмодерн и информационное общество, ознаменовавшие уход рационально мыслящего «экономического человека» и ценностный универсализм. Становление постиндустриального общества и экономики обусловило изменения в хозяйственной и предпринимательской культуре, прежде всего, в части базовой мотивации. Основными чертами постмодерна, предопределившими лицо хозяйственной культуры постиндустриального развития стали плюрализм ценностей, культурных форм и стилей, контекстуализм, гетерогенность и мозаичность социума, деидеологизация, гедонизм, что самое главное – изменение сути богатства.

Богатство в постиндустриальную эпоху – это знания, информация, информационные технологии, «ноу-хау», информационные товары. Труд приобрёл значение как форма самовыражения, как средство реализации ожиданий от развития личностного и творческого потенциала.

Производными от изменившейся мотивации стали малые организационные формы хозяйствования, амбивалентность (широта выбора) ценностей и систем иерархий, иррациональность как средство удовлетворения игровых, подсознательных, импульсивных побуждений, потребности имиджа и престижа, приоритетность здоровья, экологии и чистой окружающей среды.

Производной от хозяйственной культуры стала культура профессиональная. В таблице 1 приведена краткая сравнительная характеристика профессиональных культур индустриального и постиндустриального типа, которая также подтверждает объективную факторную основу развития концепции КСО, соотносящуюся с тенденциями общественно-экономического прогресса вообще и предпринимательского поведения, в частности.
Таблица 1 – Культура менеджмента и предпринимательства в индустриальном и постиндустриальном обществе


Элемент профессиональной культуры

Индустриальный этап

Постиндустриальный этап

1

2

3

Базовая концепция человека

Экономический рационально мотивированный человек

Иррационально подсознательно эмоционально мотивированный человек

Целевая прагматическая ориентация

Прибыль, материальное благополучие

Помимо прибыли, ориентация на самовыражение и творческую реализацию личностного потенциала

Трудовая и предприниматель-ская деятельность

Реализуется как долг

Реализуется как самовыражение и игра

Профессия

Неотделима от личности, дана раз и навсегда

Профессиональное занятие – это поле возможностей для саморазвития

Образование

Средство производства материальных ценностей

Средство производства самого человека

Решение проблемы занятости

Максимальное развитие свободного мелкого предпринимательства

Микропредпринимательство, самозанятость с требованием высокой профессиональной подготовки и производительности труда


следующая страница >>