Портрет Прекрасной Дамы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Портрет Прекрасной Дамы - страница №1/1

Автор проекта:

Голосова Александра



Портрет Прекрасной Дамы

Научные руководители:

Федорова Алла Олеговна,

учитель русского языка и литературы

Щекина Ирина Юрьевна,

учитель истории и обществознания

Консультант по рисунку:

Николадзе Светлана Вячеславовна,

педагог изобразительного искусства,

член Международного союза художников

ГБОУ СОШ №2098

имени Героя Советского Союза

Л.М. Доватора

7 класс «Д»

город Москва

2014


Содержание

I. Введение……………………………………………………………………........3

II. Женщина в средневековой Европе. Истоки культа Прекрасной Дамы.........4

III. Служение Прекрасной Даме……………………………………………….…6

IV. Прекрасная Дама в литературе и искусстве средневековой Европы……...8

V. Алиенора Аквитанская – «королева трубадуров»………………………….10

VI. Заключение. Выводы……………………………………………………..….13

VII. Список литературы и использованных интернет-источников……….…..15



I. Введение

Недавно я посмотрела в музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко балет «Дон Кихот». Постановка мне очень понравилась. Только образы главных героев показались мне немного комичными. С другой стороны, Дон Кихот был очень искренним в своих словах и поступках. В ХХI веке нет рыцарей, и они не поют серенады Прекрасным Дамам. А жаль! Ведь рыцарство является одним из выдающихся элементов культуры средних веков. Зародившись тысячу лет назад, оно и по сей день остается предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин. Обсуждая с моим преподавателем литературы эту тему, мы пришли к единому мнению, что было бы очень интересно поближе познакомиться с этой древней традицией - служением рыцаря даме своего сердца. И тогда всем тем, кого заинтересует наше исследование, станет ближе этот загадочный мир, который отличался от наших меркантильных времен тем, что честь, благородство, вера были в нем не пустым звуком. Очень надеюсь, что после знакомства с ценностями средневекового общества и понимания, какого уровня достигла в нем культура отношений, в общении моих ровесников друг с другом станет больше тонкости, чуткости, благородства.

Начиная этот проект, я поставила себе следующие цели - исследовать историю средневековой традиции поклонения Прекрасной Даме и пробудить интерес к этой теме у своих сверстников. Главный вопрос, который нас волновал - известны ли примеры исторических персонажей или сохранились только литературные образы Прекрасных Дам? Я выдвинула гипотезу о том, что эта традиция в действительности существовала в обществе в эпоху рыцарства и параллельно была отражена в литературе и искусстве того времени. Для подтверждения гипотезы исследование было необходимо провести на примере исторической личности.

Как я узнала, само понятие «Прекрасная Дама» пришло к нам из глухих времен Средневековья и в переводе с латыни означает буквально «ангелоподобная женщина». Культ Прекрасной Дамы появился в конце XI – начале XII века в Западной Европе, на юге Франции, в Провансе и распространялся  параллельно  с  ростом   рыцарства.  Поклонение Даме культивировалось  при  многих дворах  Западной  Европы. Рыцарство и культ поклонения Прекрасной даме легли в основу светской, так называемой куртуазной литературы (от французского court -двор) - рыцарской лирики и рыцарского романа. В изобразительном искусстве образы Прекрасных Дам предстают перед нами на витражах, в скульптуре средневековых соборов и книжной миниатюре. Портретов Прекрасных Дам написано не было, так как этот жанр в живописи появился позже, в 14 веке. Просуществовало поклонение Прекрасной Даме примерно до конца XIII века и вместе с эпохой рыцарства пришло в упадок. Но, несмотря на это, понятия о рыцарской любви к Прекрасной Даме через много веков дошли до наших дней.

Проанализировав эту информацию, мы уточнили задачи проекта:


  1. Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, найдя и сопоставив исторические примеры существования культа Прекрасной Дамы с его отражением в литературе и искусстве того же периода.

  2. Определить влияние культа Прекрасной Дамы на историю и культуру последующих поколений.

  3. Опираясь на найденный исторический материал написать портрет известной Прекрасной Дамы эпохи Средневековья (задача поставлена в ходе работы с историческим персонажем).

Также мы обсудили этапы исследования:

  1. Определить круг источников по теме проекта.

  2. Изучить отношение общества к женщине в Западной Европе в период Средневековья.

  3. Исследовать отражение культа Прекрасной дамы в средневековом искусстве и литературе.

  4. Найти и проанализировать личность и деятельность исторического персонажа с точки зрения принадлежности к культу Прекрасной Дамы.

  5. Обсудить достигнутые результаты, сделать выводы.

  6. Написать портрет Прекрасной Дамы.

II. Женщина в средневековой Европе. Истоки культа Прекрасной Дамы

Опираясь на составленный план проекта, я стала собирать информацию. Я начала свое исследование с изучения общего вопроса о том, какое отношение к женщине существовало в Средние века. Как я и предполагала, в Средневековой Европе даже в самых знатных родах женщина занимала подчиненное, достаточно униженное положение. По законам того времени она не могла быть избрана на общественную должность, а также не имела права выступать в суде или заключать сделки без согласия своего супруга. Имущественные права женщин были существенно ограничены. Только к XII веку жены и единственные дочери приобрели право наследования, но и тогда (и много позже) они были ограничены в возможности составлять завещания. Сеньоры нередко выдавали своих дочерей замуж насильно – за тех, кто был им особенно полезен. Жены баронов коротали свое время за рукоделием и чтением и появлялись перед посторонними мужчинами лишь в редких торжественных случаях.

Как же возникло такое отношение к женщине? В большей степени оно сложилось под влиянием христианского учения о женской природе.  С христианской культурой в  нашу жизнь пришли два женских образа-антипода,  которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева  и добродетельная мать Христа Мария. В библейской  трактовке  грехопадения  Ева нарушила заповедь,  данную Богом.  Именно ее,  а  не мужчину,  смог  прельстить  змей-дьявол. А в рассказе о сотворении мира  женщина, во-первых, создана Богом не одновременно с мужчиной,  а после него, для него и из его  ребра;  во-вторых, не упоминается,  вдохнул ли Бог Еве живую душу. (Это,  кстати, послужило основанием для того,  чтобы впоследствии  поставить  вопрос: является ли женщина  вообще   человеком;  он серьезно обсуждался на одном из церковных соборов в IV веке, и после долгих дискуссий Ева все же была «реабилитирована».) Образ  Евы  стал  образом-символом  —  женщина   как  таковая сравнивалась с  прародительницей и вслед за ней обвинялась  в гордыне,   легкомыслии, невоздержанности, неразумии.

Негативный   взгляд   на  женщину, безусловно, преобладал,  однако в средние века существовала и иная традиция  отношения  к женской природе.  Еще в IV веке был выдвинут важный тезис: «С женщины-Евы началось зло,  но с женщины-Марии началось добро». Дева Мария спасла человечество, подарив ему Спасителя. Именно в ней «женская природа поднялась над мужской в достоинстве и власти своей». Она была воплощением идеала женщины,  обладающей всеми добродетелями. Двенадцать служанок Девы Марии  символизируют  женские добродетели.   Имена   их — Умеренность,  Замкнутость,  Стыдливость,  Внимание,  Благоразумие,  Робость,   Честь, Усердие, Целомудрие,  Послушание,  Смирение,  Вера. Таковы были требования, предъявлявшиеся  средневековым  обществом женщине.

Дева Мария широко почиталась в Западной Европе XI-XIII вв. Трубадуры Средневековья восхваляли ее идеальное благородство. В католических церквях проникновенно исполнялась «Аве Мария». Своё высшее и зримое выражение этот культ получил в готических соборах Франции, посвящённых Богоматери. Величественный Notre Dame de Paris - Собор Парижской Богоматери – был заложен в центре Парижа в середине XII в. Дева Мария именовалась «кроткой Дамой небес», «небесной королевой», ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной, усыпанной бриллиантами, что сближало ее с образами земных властительниц. Это сближение возвысило и возвело на пьедестал земную женщину, научило мужчин уважать ее. Нельзя сказать, что широкое распространение культа Девы Марии влекло за собой улучшение положения женщины, но все же земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Таким образом, культ Девы Марии получил в рыцарской среде свое подобие в виде поклонения Прекрасной Даме. Также часто утверждается, что крестовые походы, оставлявшие женщин Запада в одиночестве, привели к росту их власти и прав. В отсутствие мужей жены были вынуждены вникнуть в хозяйственные дела феода, научились управлять и привыкли к самостоятельности. Отвыкшие же от дел рыцари стали считаться с мнением женщин, и вскоре дамы стали украшать своим присутствием любое рыцарское сборище, внося свой вклад в решение деловых вопросов.

III. Служение Прекрасной Даме

Зародился культ Прекрасной Дамы в южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда быстро распространился по всей Западной Европе. Провансом ныне именуется вся южная окраина Франции, объединяющая несколько провинций: Перигор, Овернь, Лимузин, Прованс и т. д. Вся эта обширная область во времена Средневековья носила название Аквитании. У Аквитании были обширные владения (примерно половина нынешней Франции), широкий выход к океану, и порты ее были богаты. Аквитанские герцоги издавна прославились тем, что вели более роскошный образ жизни, чем французские короли. Южные районы были не только богаче, но и культурнее: здесь сохранились отголоски античных традиций, к которым добавились итальянские, арабские и еврейские влияния. В XI веке все это породило изысканную культуру трубадуров, которые впервые за сотни лет сочиняли стихи не на латыни, а на родном провансальском языке, воспевая красоту прекрасных донн. Женщины здесь были царицами общества и законодательницами новой придворной жизни. Они имели вкус к изящному, были обходительны в обращении, интересовались поэзией. Их детские годы проходили в обучении традициям светского обхождения, введенным рыцарским кодексом чести.



Обобщив существовавшие в обществе правила поклонения, я выделила основные принципы, на которых строились отношения рыцаря и его дамы:

  1. Дама должна принадлежать к «сеньориальному» классу. Только знатная дама, но никак не простолюдинка, любовь к которой, как считалось, не могла духовно обогатить рыцаря, обладала привилегией быть рыцарским идеалом. Прославлять же ее могли не только равные ей по положению рыцари, но и происходившие из бедных и малоземельных семей. Способность Дамы на любовь к "простому" рыцарю говорила о ее благородстве.

  1. Дама должна быть замужней. Замужество было непреодолимой преградой, и не позволяло рыцарю рассчитывать на взаимность. По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной, а его любовь – полной душевных переживаний. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. Она — источник вдохновения и военных  подвигов.

  2. В браке нет любви. Общественная мораль строго делила брачные отношения и подлинную любовь. Главное, что требовалось от женщины в браке, - безусловное подчинение мужу и рождение детей. Только любовь к даме сердца определялась как Fin’Amor - «истинная любовь». Собственный брак не избавлял от необходимости служения даме, сделать же предметом обожания свою жену считалось дурным тоном. Такое условие было  своего  рода  реакцией общества на  сложившуюся форму  брака  без любви,  брака по расчету.

  3. Поклонение Даме строилось по модели вассальных отношений. Женщина играла главную роль, занимала место сеньора. Влюбленный являлся подчиненным, приносил клятву своей госпоже и служил ей как сюзерену. И основным условием тоже была верность избраннице. Дама же не брала на себя никаких обязательств, обещались только благоволение и милость. Избалованные всеобщим почитанием, дамы привыкли играть чувствами и нередко оказывались очень капризными. От служащих им рыцарей они требовали порой самых невероятных подвигов в свою честь. Недаром провансальский поэт XII века высмеивал капризы Прекрасных Дам такими строками:

«То я должен достать красавице из огня саламандру,

То выстроить на море дом из слоновой кости,

То перенести сюда из Галилеи гору, на которой сидел Адам...

Одна надежда осталась у меня: если гора растает, как снег,

Тогда ответит она мне любовью...»

  1. Идеал    рыцаря  и   идеал   поклонника Прекрасной   Дамы отождествлялись.   Если   поклонник   Прекрасной   Дамы   должен   был культивировать  в  себе  рыцарские добродетели,  то настоящим рыцарем можно  было  стать  только  с  помощью любви к даме,  поскольку  любовь считалась источником бесконечных духовных  возможностей  для  человека. Идеальный рыцарь честен, умен, скромен, щедр, набожен, смел, вежлив и непременно влюблен. Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму и добиться у нее дозволения служить ей.

Подчиненная этим принципам, любовь рыцаря к даме превратилась в ритуал, игру, в которой главным была сама идея служения, а роль дамы и требования к ее внешнему облику отходили на второй план. Поэты средневековья устраивали при дворах дебаты, обсуждая, что можно, а что нельзя считать любовью. Наиболее полная система правил для любящих (31 правило) содержится в трактате «О любви» (1184-1186 гг.), принадлежащем перу Андрея Капеллана, духовника французского короля.

IV. Прекрасная Дама в литературе и искусстве средневековой Европы

Рыцарская эпоха оставила нам богатое культурное наследие - поэтические и прозаические литературные произведения, скульптуры, фрески и витражи средневековых соборов, книжная миниатюра. Этот период в европейской культуре (XI-XII вв.) принято называть романским искусством. Поклонение Прекрасной Даме наиболее широко отражено в литературе романского периода.

У литературы рыцарских времен множество авторов. Известны имена 600 трубадуров, до сегодняшнего дня дошли 2500 произведений 400 поэтов. Среди них были представители различных социальных слоев - как особы самой высшей знати, так и незнатные  рыцари, ремесленники и  даже монахи. Слово «трубадур», по мнению большинства историков, происходит от окситанского глагола trobar, означающего «сочинять», «изобретать» и «находить». Стихи сочинялись с учётом того, что их обязательно должна была сопровождать музыка. Напев служил для средневекового сочинителя, не владевшего книжной грамотой, основой структуры стиха. Основные жанры поэзии трубадуров, темой которых является любовь к Прекрасной Даме, это кансона - лирическое стихотворение о рыцарской любви – и альба - жалоба влюблённых на неизбежность разлуки с наступлением утра.

Дохнет ли стужа злая

От вашей стороны,

А мне дыханьем рая

Ветра напоены,

Так чувства, к вам пылая,

Все преображены.

Что донна мне другая!

Мне донны не нужны,

Одной посвящены

Душа, мечта любая.


Бернарт де Вентадорн

Читая посвященные теме любви стихотворения различных средневековых поэтов, я обратила внимание на то, что их главным предметом обычно являются душевные переживания трубадура. Героиня же обычно лишена индивидуальных черт. Можно даже сказать, что ее практически нет. Редкие описания красоты Прекрасных Дам состоят, по обычаю поэтов того времени, из сравнений, в которых цветы, звезды, жемчужины делают ее похожей на любую воспетую когда-либо в любовной песне девушку. Поэтому главное  в поэзии трубадуров  -  преображающая  сила  любви, но не женщина.

Одновременно с тонкой провансальской поэзией развивался и еще один популярнейший литературный жанр – рыцарский роман. Сначала он был стихотворным, а позднее стал и прозаическим. Кстати, и само слово «роман» появилось в XII веке и обозначало стихотворный текст на живом романском языке в отличие от текста на церковной латыни. Тема возвышенной любви, служения Прекрасной Даме нашла свое отражение в романах «артуровского цикла», истоки которых лежат в кельтских легендах. Кельты, древнейшие племена Британских островов, оставили огромное количество фантастических сказаний. Многие из них связаны с именем короля Артура, которого историки отождествляют с одним из реальных вождей кельтов V-VI веков. Также кельтские сказания стали основой и для другого цикла романов – о рыцаре Тристане и его возлюбленной Изольде. Сюжеты о Тристане и Изольде, о короле Артуре и подвигах рыцарей Круглого стола были обработаны многими авторами рыцарских романов XII-XIV вв. Самым первым из авторов, создавших значительные произведения в этом жанре, стал француз Кретьен де Труа (ок.1135 – ок.1183). В его романах рыцари совершают героические подвиги во имя личной славы образцового рыцаря, для защиты слабых и несправедливо обиженных, по просьбе и для защиты чести прекрасных дам. Женские образы, созданные автором, различны. Например, Энида, героиня романа «Эрек и Энида», - это символ всепобеждающей любви. Златоволосая Изольда, героиня романа «Тристан и Изольда», - синоним любви истиной, но трагичной. Эталонным образом Прекрасной Дамы является Гвиневера, жена короля Артура, героиня романа Кретьена де Труа «Ланселот, или рыцарь телеги». Она капризно и своенравно испытывает на прочность чувства своего рыцаря Ланселота, который влюблен в нее и посвящает ей все свои подвиги.

К теме поклонения Прекрасной Даме обращаются и авторы последующих веков, например, Вальтер Скотт («Айвенго», «Квентин Дорвард», «Карл Смелый», «Граф Парижский», «Ричард Львиное Сердце»), Лион Фейхтвангер («Испанская баллада») и др. Кстати, написанный на рубеже XVI-XVII вв. популярнейший роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», герои которого упомянуты в начале нашего исследования, был задуман автором как пародия на такие рыцарские романы, которые относились к разряду низкопробных и не обладали художественными достоинствами.

Увидеть, какой представляли себе Прекрасную Даму художники Средневековья, оказалось сложнее. Дело в том, что портретной живописи в ту эпоху еще не существовало. К тому же я отметила, что все найденные мной изображения женщин схематичны. И отличие ее от мужчины достаточно условно – обычно это немного другие детали костюма и прически. Причина этого в том, что изображая человека, средневековые художники не преследовали цель живого сходства образа с оригиналом. Так как человек для них был в первую очередь сотворен «по образу и подобию Божьему», главной задачей было изобразить то общее, что является типическим для всех людей, а индивидуальность каждого человека оставалась второстепенной. Именно в таком образе предстают перед нами Прекрасные Дамы, изображенные на средневековых книжных миниатюрах. Средневековая миниатюра – это рисунок небольшого размера, выполненный вручную в рукописной книге (тогда все книги были рукописными). Миниатюры, посвященные теме служения Прекрасной Даме, представляют собой сценки из жизни рыцаря и его избранницы, например, рыцарь исполняет кансону, рыцарский турнир и др. На страницах «Больших французских хроник» - летописного свода истории французской монархии – я обнаружила миниатюры с участием Прекрасных Дам из королевской династии.

В скульптуре романского периода женская тема встречается еще реже, чем в живописи. Это объясняется тем, что церковь допускала изображение индивидуального человека только в двух случаях: как присоединение к святым за какое-либо богоугодное дело (ритуальные изображения) и на надгробном памятнике (мемориальные изображения). В обоих случаях это могли быть только королевские особы или дамы высшей знати. Примечательно, что в скульптуре, как и в живописи романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты, или у них увеличены голова, ладони, ступни ног. Создаётся впечатление, что художникам была важна не правильность передачи внешнего облика человека, а выразительность, экспрессия поз и жестов. Наиболее часто встречающиеся скульптурные изображения женщины – это размещенные в соборах статуи Девы Марии. Также сцены из жизни Девы Марии можно увидеть на великолепных цветных витражных композициях, которые есть во многих соборах Франции. Самое известное ее изображение романского периода представлено в Шартрском соборе.



V. Алиенора Аквитанская – «королева трубадуров»

С надеждой я гляжу вперед,
Любовью нежной к той дыша,
Кто чистою красой цветет,
К той, благородной, ненадменной,
Кем взят из участи смиренной,
Чье совершенство, говорят,
И короли повсюду чтят.

Бернарт де Вентадорн

Эти строки посвящены одной из самых известных женщин Средневековья – Алиеноре Аквитанской. Меня очень заинтересовала судьба этой выдающейся женщины. Я остановила свой выбор на ней по трем причинам:



  1. Являясь воплощением своей эпохи, она представляет собой яркий пример Прекрасной Дамы.

  2. Она была одной из тех личностей, которые оказывают ощутимое влияние на ход истории.

  3. Популярность Алиеноры Аквитанской как среди своих современников, так и у историков нашего времени позволила мне собрать много интересной информации о ней (исторические книги, статьи, художественные и документальные фильмы, театральные постановки).

Алиенора Аквитанская (фр. Aliénor d'Aquitaine; 1120-1204) – дочь герцога Гильома X Аквитанского. В пятнадцать лет после смерти отца она стала богатейшей женщиной в Европе, получив в наследство герцогство Аквитания. В шестнадцать лет получила французскую корону, став супругой короля Людовика VII. Вместе с мужем участвовала во Втором крестовом походе (1147-1149). В 1152 г. развелась с Людовиком VII и вышла замуж за Генриха Анжуйского, который спустя два года становится королем Англии, а Алиенора – английской королевой. Сыграла выдающуюся роль в политике, экономике, литературе и социальной жизни. В двух браках родила десять детей, двое из которых стали впоследствии королями Англии. Ее внуки и правнуки заняли престолы по всей Западной Европе. Умерла в возрасте 84 лет.

Во многом судьба Алиеноры Аквитанской была предопределена ее детством, которое прошло под игры менестрелей, песни трубадуров и древние кельтские истории. История династии Алиеноры была богатой и разнообразной, и несла на себе отпечаток личности деда последней, Гильома IX Трубадура. Хронологически первый из известных трубадуров, Гильом Аквитанский считается родоначальником не только провансальской, но и европейской поэзии. Он оказался первым, кто воспел в своих сочинениях ту, которую позже именуют Прекрасной Дамой. Алиенора унаследовала от деда фамильную красоту, вкус к поэзии, веселый нрав и достаточно дерзкое остроумие. Родители нашей героини поощряли стремление дочери к наукам и активному участию в светской жизни: юная герцогиня получила прекрасное образование, знала древние языки, хорошо стреляла из лука и обожала ездить верхом. Все члены ее рода отличались любовью к изысканности, разнообразию и роскоши, и Алиенора также никогда не изменяла этим идеалам. Например, во время участия в крестовом походе ее сопровождала толпа прислужниц и несметное количество возов со всеми необходимыми королеве вещами. Можно предположить, какое огромное впечатление во время этого трудного похода произвели на нее несметные богатства Константинополя. Всю жизнь, и будучи французской королевой, и в годы правления Англией, Алиенора создавала вокруг себя особую атмосферу: поэты, музыканты, прекрасные дамы, доблестные рыцари, утонченные беседы. Всюду, где ей приходилось жить во время замужеств, она привносила в жизнь местной знати культ Прекрасной дамы, и вскоре идеи и кодекс куртуазного поведения распространились по всей Европе. В то же время, она принимала активное участие в политической жизни своих королевств. Она руководила заключением договоров и браков между правителями Англии, Франции, Испании, Германии и Сицилии. Деятельный характер Алиеноры подтверждают ее безостановочные перемещения – она постоянно передвигалась по своим владениям, чтобы поддерживать там порядок, вершить правосудие и распоряжаться на месте доходами. Есть документы, свидетельствующие о ее благотворительных деяниях, – она поддерживала монастыри.

В 1167 году Алиенора вернулась на родину в Пуатье, где создала свой «двор любви». Именно в эти годы двор в Пуатье стал очагом поэзии, центром куртуазной и рыцарской жизни того времени. Алиенора «правила» здесь двором поэтов. Должно быть, именно тогда Кретьен де Труа бывал при дворе в Пуатье и испытал на себе двойное влияние, которым проникнуто все его творчество: кельтских сказаний и куртуазной поэзии. Есть предположение, что сюжет его первого романа, «Эрек и Энида», подсказала ему сама Алиенора (в отношениях главных героев можно увидеть аналогии жизни и правления Генриха и Алиеноры). Многие поэты в этот период посещали двор в Пуатье, и среди них Бернарт де Вентадорн – самый преданный трубадур королевы. При дворе в Пуатье вершились знаменитые «суды любви». В сочинении Андрея Капеллана «Трактате о Любви» сохранилось воспоминание об этих ассамблеях, где под руководством благородной Дамы (часто самой Алиеноры) обсуждались спорные моменты отношений дам и кавалеров. Существование и функции этих оригинальных учреждений были предметом спора ученых на протяжении нескольких веков. Конечно, суды любви не являлись реальными собрания с юридическими или судебными функциями. Они носили характер забавы, были любимым развлечением просвещенного общества. Однако ученые полагают, что этими судами иногда разбирались и действительные споры между влюбленными, но имена спорящих оставались в тайне. Жизнь пуатевинского двора, состоящая из ухаживаний, бесед, чтения, пения и музыки, текла весело, расцвеченная праздниками и турнирами. Во всем этом непременно принимали участие уже взрослые дети Алиеноры. Выросшие в Пуатье и воспитанные в такой же атмосфере, как и сама Алиенора, некоторые из них продолжили ее традиции.  По просьбе ее дочери Марии Шампанской живший при ее дворе поэт Кретьен де Труа написал роман «Ланселот или Рыцарь Телеги». Старший сын Алиеноры Генрих описывается историками как куртуазный рыцарь. Средний сын Ричард, ставший для истории «Ричардом Львиное Сердце», приобрел известность как трубадур. Он посвящал свои сочинения Марии Шампанской, «сестре-графине», а впоследствии и сам стал героем знаменитой баллады о Робине Гуде. Алиенора была очень заботливой матерью, об этом свидетельствуют многочисленные факты ее биографии. Она устраивала браки своих детей; сыновьям, ставшим королями, помогала руководить страной и удерживать власть, и даже встала на их сторону в политическом конфликте с отцом Генрихом Плантагенетом. Она сыграла очень большую роль в судьбе Ричарда, и когда он оказался в плену, Алиенора боролась за его освобождение.

Историки, знавшие Алиенору, в один голос безудержно прославляли ее. Например, монах из Винчестера Ричард Девизский говорил о ней: «Эта прекрасная и целомудренная женщина, величественная и скромная одновременно, смиренная и красноречивая». Бернарт де Вентадорн воспел Алиенору под именем Mos Aziman— «мой Магнит». Конечно, Алиенора, как никто другой, была создана для того, чтобы служить воплощением Прекрасной Дамы.

***

В процессе знакомства с жизнью Алиеноры Аквитанской я представляла в своем воображении, как выглядела эта уникальная женщина, образ которой пытались воссоздать многие европейские художники. Я столкнулась с тем, что те портреты, которые мне удалось найти, не соответствовали моему представлению о ней. Материальных изображений Алиеноры сохранилось немного – это великолепное надгробие в монастыре Фонтевро, витраж кафедрального собора в Пуатье и фреска в соборе св.Радегунды в Шиноне. Все они не очень реалистичны, и, возможно, их авторы никогда не видели королеву. По описаниям современников она была невысокой, стройной, с удлинённым лицом, большими темными глазами и густыми медно-рыжими волосами, из-за которых трубадуры выводили её имя от слов aigle en or — «золотая орлица».



Так возникла идея написать портрет Алиеноры Аквитанской. В работе над портретом я опиралась на всю найденную информацию о ее внешнем облике, изученные мной особенности костюма женщин той эпохи и, конечно же, свою фантазию. Но главное, что я старалась показать, - это присущие королеве Алиеноре благородство, мудрость, величественность.

VI. Заключение. Выводы

К сожалению, культ Прекрасной Дамы просуществовал недолго. Уже в первой половине XIII века Прованс подвергся четырем крестовым походам из Северной Франции, и с его падением трубадурское искусство быстро пришло в упадок. Также свою роль в завершении этой эпохи сыграл процесс обеднения рыцарского сословия.

Но уйдя в историю, эта уникальная и прекрасная традиция оставила множество подтверждений своего существования. И важнейшие из них – это поэзия трубадуров и рыцарские романы, которые являлись неотъемлемой частью культа, так как именно в них он был сформирован. Пользуясь большим успехом, они создавали примеры для подражания, оказывали положительное влияние на нравы средневекового общества. Правда преодолеть представление о неравноправии мужчины и женщины средневековый мир не сумел до конца своего существования. Потребовались века, для того чтобы новый тип обращения с женщиной проник во все слои и сферы жизни общества. Но именно в рыцарской среде благодаря деятельности многих знатных просвещенных дам зародились новое понимание любви и признание за женщиной более широких социальных возможностей.

Поклонение Прекрасной Даме трансформировалось и воздействовало на культуру последующих веков. Со временем мужчины начали понимать, что если они хотят покорить женщину, нужно сначала завоевать ее сердце, заручиться ее согласием, что следует признать за женщиной наличие особых достоинств. То, что вначале было только игрой, помогло женщинам выйти из своего подчиненного положения и преобразиться из существа низшего порядка в идеал. Можно предположить, что появление в Европе этикета является перенятием этой модели отношений. В литературе появился новый жанр – роман, а также была найдена «поэтическая формула любви». Возникшие в средневековье сюжеты, были многократно обработаны авторами последующих поколений. Прекрасная Дама, став именем нарицательным, продолжает жить в литературе, на полотнах художников, в фильмах, а главное, в каждой женщине.



Литература и источники:

  1. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999

  2. Перну Р. Алиенора Аквитанская.// СПб, Евразия, 2001

  3. Басовская Н.И. Человек в зеркале истории.// Москва, Астрель, 2011

  4. Брюнель-Лобришон Ж., Дюамель-Амадо К. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII—XIII веков.//Живая история: повседневная жизнь человечества, 2003

  5. Малов В.И. Рыцари.// АСТ.Астрель, Москва, 2004

  6. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. // Одиссей. Человек в истории, Москва, 1990



Список интернет-ресурсов:

  1. http://ru.wikipedia.org/

  2. http://www.gumer.info/

  3. http://romanes.com/

  4. http://proza.ru/

  5. http://svr-lit.niv.ru/

  6. http://zpu-journal.ru/

  7. http:// monsalvat.globalfolio.net/