Понятие о местоимении. Личные местоимения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Понятие о местоимении. Личные местоимения - страница №1/1




Сценарий Мультимедийной РАЗРАБОТКи УрокА по русскому языку в 4 «В» классе

Учитель Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Пойковская средняя общеобразовательная школа № 2»

Павлова Галина Николаевна

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Цели:

1.Обучающие:


  • Создать условия для работы над понятием «Местоимение».

  • Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными.

  • Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

2. Развивающие:

  • Развивать внимание, память, культуру общения.

  • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Расширять кругозор.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность и организованность.

  • Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

  • Воспитывать интерес к предмету.


Планируемые образовательные результаты:

предметные УУД:

  • научатся находить местоимения в речи;

  • познакомятся с ролью личных местоимений.

метапредметные УУД:


  • Познавательные: умение классифицировать объекты по существенному признаку; использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания; работать толковым словарём, находить в нём необходимую информацию.

  • Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности;

  • Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности;

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические

высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль;

проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

личностные УУД:


  • развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.


Продолжительность урока – 45 минут.

Место занятия – учебный кабинет.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.



Форма урока: урокисследование.

1-й урок в теме «Местоимение».



Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, дифференцированная.

Методы и приёмы: мнемоника, декламация, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый,

словесный, антиципация, планирование, вопрос-ответ, метод стимулирования интереса к учению, наблюдение, сравнение,

конкретизация, целеполагание, рассуждение, прогнозирование, проблемная ситуация, доказательство, опора, рассуждение,

самоконтроль, исключение, комментирование, инструктаж, алгоритм, незаконченное предложение.



Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка, рефлексия.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, рабочие тетради, толковый словарь, карточки для исследовательской работы, карточки для дифференцированной работы, доска с необходимыми записями, учебник А.В. Полякова 4 кл., -М.: Просвещение, 2009.



Используемая литература.

  • Л.А. Кравченко, И.В. Федотова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, к учебнику А.В. Поляковой –Волгоград: Учитель,

2012

  • С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.- М.: «Азбуковник», 2000

  • Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы /авт.-сост. И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2008

Цифровые образовательные ресурсы:

  • www.kartinki24.ru/kartinki/birds/8031.html картинка Кулик

  • http://www.mbr-pwrc.usgs.gov/id/htmwav2/h2630sh.mp3

  • dic academic.ru/dic.nsf/es/30253/. кулики


Ход урока


Этап урока

Формирование УУД

Методы и приёмы

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

1.Организаци-онный момент.

1мин

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

Слайд 1

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществляют самоконтроль;



коммуникативные:

-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: интерес к предмету, организация рабочего места.

Личностные УУД:

-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.




Мнемоника, декламация, вопрос-ответ, метод стимулирова-ния интереса к учению.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Мотивирует к деятельности.

В школу мы пришли учиться,

Надо хорошо трудиться,

Много нового узнать,

Чтобы грамотными стать.

- Проверьте всё ли у вас готово к уроку.


На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать.

На уроке мы будем снова открывать тайны русского языка.

-Готовы? Какие открытия сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.

- А теперь, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе. Запишите число, «Классная работа».


Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Проверяют свою посадку, положение тетради.



Записывают: 16 сентября. Классная работа.

2.Актуализация знаний с использованием чистописания.

5 мин

Цель: актуализировать знания о частях речи.

Слайд 2

Метапредметные

УУД:

познавательные:

-анализируют объекты с целью выделения признаков,



-ориентируются в своей системе знаний;

регулятивные:

-высказывают свое предположение;



коммуникативные:

-участвуют в диалоге;



-точно и полно выражают свои мысли.

Личностные УУД:

-формируют умения видеть и признавать свои ошибки.




Наблюдение, сравнение, конкретиза-ция, выделение главного.

Учитель показывает образец написания и нацеливает на деятельность.

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.


сухой – мокрый

старый - …

гладить - …

глубокий - …

твёрдый - …

большой - …



- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

Мм Ммм Мммм ….
- Запишите буквы по образцу с правильным соединением. (показ на доске)
- Еще раз внимательно посмотрите на слова первого столбика.

- Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?


- Какие еще части речи вы знаете?




К словам левого столбика нужно подобрать противоположные по смыслу слова, начинающиеся на букву м.

- Значит, мы будем писать букву м





- К каждой следующей цепочке добавляется ещё одна строчная буква м.

Прописывают цепочки букв Мм Ммм Мммм …

- Лишнее слово – гладить – это глагол, все остальные слова – имена прилагательные.

- Существительное, предлог.


3.Определение темы и целей урока.

2 мин

Цель: сформировать представление о результате.

Слайд 3

Слайд 4

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-формулируют, тему, цель, проблему, урока;

-планируют свою деятельность на уроке;

-определяют последовательность действий на уроке.



Личностные УУД:

устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).




Целеполага-ние, рассуждение, прогнозирование,незакон-ченное предложение.

Сегодня мы познакомимся с новой частью речи, название вы сейчас скажете сами.

-Вычеркните повторяющиеся буквы.


Учитель задает вопросы.
- Какое слово у вас получилось?

-Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока:

Познакомимся с ….

Учиться отличать …

Учиться использовать …

Учитель обобщает высказывания детей и обращает внимание на слайд.



Краткие сведения о местоимениях.

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных.

- Почему – это действительно загадка.

Предлагаю провести исследование и найти ответ на отгадку.



Ученики вычеркивают повторяющиеся буквы.
ооМррЕззСааТллОууИккМяяЕччНппИввЕ
Ученики отвечают на вопросы учителя, читают название темы урока.

МЕСТОИМЕНИЕ
Учащиеся, формулируют цели урока, опираясь на слова.




4.Открытие новых знаний.

18 мин

Цель: познакомить с ролью местоимений в речи, своеобразии личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12


Предметные УУД: -формируют у учащихся конкретные знания (понятия, правила),

-объясняют и применяют эти знания, действуют продуктивно в изучаемой области.



Метапредметные УУД:

регулятивные:

-волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).



познавательные: (общеучебные и логические):

-строят логическую цепь рассуждения (выдвижение гипотезы, их обоснование, подбор аргументации );

-наблюдают;

-слушают.



коммуникативные:

-вступают в диалог;

-участвуют в коллективном обсуждении;

-аргументируют свое мнение;

-строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

личностные:

- умеют удерживать учебную задачу.




Проблемная ситуация, доказательство, опора, рассуждение, вопрос-ответ, частично-поисковый, декламация, исключение.

Учитель предлагает найти ответ на отгадку, доказать или опровергнуть утверждения учащихся, консультирует, организует работу.

Начнём наше исследование.

- Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.


Исследовательская карточка

1.Местоимение – это …

2.Употребляется вместо ….

3. Не называют предмет, а …

4. Личные местоимения …

5. Местоимения отвечают на вопросы …





1.Работа с предложениями.

Учитель задает вопросы.

Прочитайте.

-О ком говорится в предложениях?

- Кто такие КУЛИКИ?

Сообщение учителя о куликах.

Это перелётные птицы мелкой и средней величины и разнообразной наружности, насчитывается около 180 видов. Ноги куликов, как правило, длинные. Клюв у одних видов длинный и тонкий, прямой или изогнутый вниз или вверх. Бегают кулики хорошо, прекрасно плавают и при случае могут нырять. Гнездо устраивается обычно на земле оно очень простое. Потомство появляется летом.

Живут кулики на открытых пространствах, часто сильно увлажненных, но есть виды, которые гнездятся в сухих местах и даже в пустынях. Этих птиц можно встретить увидеть в нашей местности.
- Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения?

-Какой имеется недостаток и как его исправить, посоветуйтесь с товарищем по парте.

-Давайте его отредактируем.

- Составьте предложение из данных слов и запишите в тетрадь.



Болото, кулик, своё, хвалит.

- Как вы понимаете смысл данного предложения?

- Что вы сейчас записали?
Закончите фразу:

предложение состоит из … ,

каждое слово – это часть …. .

- Назовите, какие части речи встретились в предложениях?

Т.к. местоимение – слово, значит, оно является ….

Вывод 1.

-Итак, первое открытие. Местоимение - ….

- Запишете вывод в исследовательскую карточку.

2. Разбор слова по составу.

Давайте выясним, почему эта часть речи получила такое название?

- Вместо какой части речи мы употребили в предложении местоимение?
А теперь давайте разберём слово МЕСТОИМЕНИЕ по составу.

-К какой части речи относятся эти слова?

-Место, какой части речи заняли слова?

В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» + «имени».



Вывод 2.

Итак, второе открытие.

Запишите в исследовательскую карточку.
Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!
3. Выясним, какова же роль местоимения в речи?

Вернёмся к нашим предложениям, в которых мы исправили ошибки.

-Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?

-Для чего же мы используем в речи местоимения?


Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимений такое же значение, как у существительного? Как вы думаете? Давайте выясним.

-Чтобы избежать, повторение слова кулики во предложении мы заменили его на слово …

-Какая часть речи указывает на данный предмет?

-Если бы не было 1-го предложения, было бы понятно, о ком идёт речь?

-В чём же различие в значении местоимения и имени существительного?


Вывод 3.

- Какой можно сделать вывод?

Запишите в исследовательскую карточку.


4. Знакомство с личными местоимениями.

Учитель задает вопросы.


- В какой стране ты живёшь?

- Какое слово употребили, назвав себя?

Подчеркните это слово.
- Какие ещё страны вы знаете?

- Какое слово в предложении указывает на нас?


- Обратитесь к соседу по парте с вопросом, не называя его имени.

- Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились?

- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то какое слово использовали?

-Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?

-Если это группа лиц?


Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
5.Работа с толковым словарём.

Личный – осуществляемый самим,

непосредственно данным лицом, данной

личностью.
Учитель читает стихотворение о личных местоимениях.

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ-

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения,

Все местоимения.

- Запишите личные местоимения в исследовательскую карточку.



6. Работа с учебником.

Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на страницах 17, 20.


-Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?


Вывод 5.

Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.







Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы учителя.




Ученики работают в парах и отвечают на вопрос учителя, высказывают свои предположения.

( Неоправданный повтор слова, необходимо его заменить другим словом).

-Слово кулики во втором предложении заменим словом они.


Учащиеся составляют предложение и отвечают на вопросы.

Каждый кулик своё болото хвалит.

- Всякому мило своё место.

Предложения.

- В предложениях встечались существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.

- Частью речи.
- Местоимение – это часть речи.

Ученики записывают вывод в исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка

1.Местоимение – это часть речи

2.Употребляется вместо

3. Не называют предмет, а

4. Личные местоимения

5. Местоимения отвечают на вопросы




- Новое слово заняло место имени существительного.

У доски работает 1 учащийся. МЕСТ – О – ИМЕНИЕ

-К существительным.

-Место имени существительного.

- Местоимение употребляется вместо имён существительных.

Местоимение – часть речи, которая заменяет имена. Учащиеся записывают вывод в исследовательскую карточку.


Исследовательская карточка

1.Местоимение – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Не называют предмет, а

4. Личные местоимения

5. Местоимения отвечают на вопросы





Учащиеся отвечают на вопросы.

-Повторы слов.

-Чтобы речь была разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.c:\users\йцу\desktop\фото урок\sam_2078.jpg

c:\users\йцу\desktop\фото урок\sam_2136.jpg
ОНИ

-Местоимение

-Нет
-Местоимение не называет предмет, а указывает на него.
-Местоимение – часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Исследовательская карточка

1.Местоимение – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Не называют предмет, а указывает на него

4. Личные местоимения

5. Местоимения отвечают на вопросы






Учащиеся отвечают на вопросы и записывают предложения в тетрадь.
- Я живу в России.

- Слово Я.

- Мы знаем Италию, Францию.

- Слово МЫ.


- Ты пойдёшь в кино?
- На слово ТЫ.

- Слово ВЫ.


ОН, ОНА

ОНИ


Учащиеся высказывают свои предположения.

Ученики работают в четверках, читают значение слова личные в словаре.
c:\users\йцу\desktop\фото урок\sam_2107.jpg

Учащиеся записывают личные местоимения в исследовательскую карточку.


Исследовательская карточка

1.Местоимение – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Не называют предмет, а указывает на него

4. Личные местоимения

5. Местоимения отвечают на вопросы






Учащиеся читают правило в учебнике.



Учащиеся делают вывод и записывают в исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка

1.Местоимение – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Не называют предмет, а указывает на него

4. Личные местоимения я мы ты вы он она оно они

5. Местоимения отвечают на вопросы кто? что?






5.Физкультми-нутка.

1мин

Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью.


Личностные УУД: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни.


Словесный, практический, наглядный.

Учитель показывает упражнения.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте)

Раз, два, три (хлопки в ладоши)

Я пою, и ты поёшь

Раз, два, три.

Мы идём, и мы поём

Раз, два, три.

Очень дружно мы живём -

Раз, два, три.

- Какие местоимения вы услышали?


Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.



6.Закрепление.

5 мин

Цель: формировать умения применять полученные знания на практике, использовать личные местоимения в речи.

Слайд 13


Предметные УУД:

-умеют применять знания на практике.



Метапредметные УУД:

познавательные:

-находят ответы на вопросы;

- овладевают умением поиска и выделения необходимой информации;

-выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение;



регулятивные:

- отличают верно выполненное задание от неверного;

-осуществляют взаимоконтроль.

коммуникативные:

-участвуют в коллективном обсуждении;

-аргументируют свое мнение;

-осуществляют контроль.




Стимулирование интереса к учению, практическийрассуждение, обобщение, конкретиза-ция, коммен-тирование.

Учитель предлагает вспомнить цель урока, задает вопросы, даёт инструктаж.

- Вспомните, чему мы должны научиться?

А теперь внимание – начинаем соревнование! Конкурс «Самый внимательный редактор».

1.Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей мартышка слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.
2.Ай, Моська! Знать Моська сильна,

Что лает на Слона!
3.Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай, кум милый, мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».
Учитель организует подведение итогов.

Вывод. – Что такое местоимение?



Учащиеся повторяют цель урока, отвечают на вопросы, выполняют инструкции.



Учащиеся, опираясь на исследовательскую карточку, дают определение местоимению.c:\users\йцу\desktop\фото урок\sam_2157.jpg

7.Самостоя-тельная работа.

9 мин

Цель: формировать умение применять новые знания на практике.

Слайд 14

Слайд 15

Предметные УУД:

-умеют применять знания на практике.



Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: -самоопределение.


Какографии, инструктаж, наблюдение, самоконтрольдоказатель-ство.

Учитель предлагает выполнить задания разного уровня сложности.

Инструктаж учителя.
1 уровень

-Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения.



Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце.

-Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.


2 уровень

-Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
3 уровень.

- Найдите личные местоимения.

Тыква, корона, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

-Какой секрет в этом упражнении?


Карточку 2 уровня проверяем в классе, а карточки 1 и 3 уровня сдают на проверку учителю.

Учащиеся выбирают карточку и выполняют задания.



8. Итог урока.

1 мин

Цель: подведение учащихся к итогу урока.

Слайд 16

Метапредметные УУД:

познавательные: анализ полученных знаний и умений,

коммуникативные:
- участвуют в коллективном обсуждении.

Личностные УУД:

-следуют моральным нормам и этическим требованиям.



Самоконт-роль, ключевые слова, обоб-щение, кон-кретизация.

Учитель подводит итог в форме беседы:
-С какой частью речи мы познакомились?

-Почему эта часть речи получила такое название?

-Для чего нужны местоимения в речи?


Учащиеся подводят итог урока.



9. Домашнее задание.

1 мин

Цель: мотивировать детей на поисковую работу.

Слайд 17


Метапредметные УУД:

регулятивные:

самоконтроль.



Личностные:

-осознание личной значимости;

-применение полученных знаний и умений в практической деятельности.


Словесный, инструктаж.

Учитель предлагает выполнить задание по выбору.

- Сочинить стихотворение или сказку о местоимениях.



-Составить 5 предложений с местоимениями.

-Выполнить упр. 21 на стр.19

Мотивация детей на поисковую работу (по выбору учащихся).

Учащиеся записывают задание в дневник.



10. Самооценка.

Рефлексия.

2 мин

Цель: мобилизация учащихся на самооценку и рефлексию своей деятельности.

Слайд 18

Слайд 19


Метапредметные УУД:

регулятивные:

-контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности;

- дают оценку деятельности на уроке;

коммуникативные:
- участвуют в коллективном обсуждении.

Личностные УУД:

-следуют моральным нормам и этическим требованиям.




Незакончен-ное предло-жение, самоконтрольсловесный,

конкретиза-ция.



Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

Я прошу вас проанализировать свои записи на рабочих листах, оценить свою работу на уроке по 10-балльной системе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

и рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, группах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

- Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

«Самым интересным на уроке было…»

«Урок для меня показался …»

«За урок я …»

«Мое настроение …»

Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало слово МЫ.



Звучит песня «Вместе весело шагать».

Учащиеся анализируют свою работу и оценивают свою деятельность.