Помещики «расточители» ипомещики «накопители» в поэме Н. Г. Гоголя «Мертвые души» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Помещики «расточители» ипомещики «накопители» в поэме Н. Г. Гоголя «Мертвые души» - страница №1/1

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ГБОУ СОШ с. Марьевка муниципального района Пестравский Самарской области



Учитель: Ломовцева Любовь Анатольевна.

Класс: 10

Время проведения: 14 ноября 2008 года

Учебник: Русская литература XIX века 10 класс (в двух частях) под редакцией Ю.В.Лебедева. -М.: Просвещение, 2003.

Тема: Помещики - «расточители» и помещики - «накопители» в поэме Н.Г.Гоголя «Мертвые души».

Цель: анализ образов помещиков.

Тип урока: защита проектов.

Оценка педагогической ситуации: Возможности данной темы позволяют пробудить интерес к классической литературе, активизировать самостоятельную работу учащихся с художественным текстом, развивать способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, устанавливать эффективный диалог в группе сверстников.

Тема: Помещики - «расточители» и «накопители» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Задачи:

  1. расширить поисково-исследовательский характер учебной деятельности учащихся в работе с текстом Н.В. Гоголя «Мертвые души», различными критическими источниками;

  2. приобщить к культуре исследования;

  3. формировать внимательное отношение к художественному слову, «творческой лаборатории писателя» через выявление новых особенностей персонажей, определение черт характера, особенностей портрета;

  4. формировать умение производить комплексный филологический анализ художественного текста;

  5. воспитывать индивидуальную, творчески активную личность, способную к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать собственную деятельность;

  6. формировать умение объективно оценивать собственную работу (развивать языковую рефлексию);

  7. учить представлять продукт своей деятельности, аргументировано излагать на аудиторию собственное видение проблемы.

Оборудование: текст поэмы Н.Гоголя «Мертвые души», портрет Н.В.Гоголя и его героев художников Боклевского и Кукрыниксов, эпиграф «Мысли мои, мои труды, моё имя будет принадлежать России» (Н.В.Гоголь), опорная таблица А.И.Фогельсона, воспоминания современников, критические статьи, маркеры на каждого учащегося и большой лист бумаги или два – три ватмана; критерии оценки выступлений других групп (кладётся один на группу), экран, проектор, компьютер.

Предварительная работа:

просмотр видеосюжетов художественных фильмов 1984 года режиссера Михаила Швейцера и 2008 года режиссера Валерия Спирина,

разработка алгоритма действий по характеристике образа,

определение темы по жеребьёвке, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.


Характеристика проекта, подготовленного к защите:

Работа велась в группах, сформированных по принципу психологической совместимости.

по характеру доминирующей в группе деятельности


  • исследовательский;

  • творческо-исследовательский;

  • творческо-информационный;

  • практико-ориентированный.

По количеству участников: коллективно-групповой. Ученики организуются в рабочие группы, уточняют информацию по художественному тексту и другим источникам, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают своё представление образа помещика.
По характеру контактов: внутриклассный.

Этапы работы над проектом.

Структурные элементы

Время

Содержание взаимодействия учителя с учащимися

1.Организационный момент

2 мин.

Слово учителя

2. Характеристика образов


30

мин.


1 группа. Характеристика образа Манилова:

1 .Приятная встреча

2. Лексическая находка

3. Экскурсия в картинную галерею

4. Обобщение по образу Манилова

5. Аукцион в Маниловке.

6. Итоги по образу Манилова

2 группа. Угадай героя.(Коробочка)

1.Литературная разминка

2. Трудный диалог

3. Экскурсия в картинную галерею



3 группа. Характеристика образа Ноздрёва:

1. Литературная разминка:



-портрет Ноздрева,

-его поведение с Чичиковым,

-отношение Ноздрева к другим персонажам поэмы.

2. Суд над Ноздрёвым.



4 группа. Характеристика образа Собакевич:

1. Вступление учителя

2. Лексическая характеристика


3.Анализ представленных наработок. Рефлексия.

2

мин.


Анализ деятельности групп. Самоанализ.

4. Работа с опорной таблицей Фогельсона.

Составление гербов помещиков







Творческая работа по группам

5. Подведение итогов урока

2

мин.


Заключительное слово учителя


Ход урока:

...Рабы власти без достоинства и тираны

без сострадания своих крепостных,

высасывающие жизнь и кровь народа.

А.И.Герцен (из статьи «О развитии революционных идей в России»)


Содержание урока

Методический комментарий

1. Вступление учителя.

Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся в путь.




Организационный момент. Деятельность учащихся: запись темы, эпиграфа, внимательное прослушивание инструкции по защите и представлению работы групп во время урока.


2. Характеристика образов по группам

1 группа:

Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. В визитной карточке представлено:

«Помещик Манилов - бесплодный мечтатель и фантазёр- приглашает нас на «сладенькую болтовню» в «Храм уединённого размышления» на берегу озера в поместье Маниловка».

Наша группа выявила, что «приятная встреча» Павла Ивановича с хозяином Маниловым Н.В. Гоголем представлена по следующему алгоритму:



  1. Описание усадьбы Маниловка.

  2. Авторская характеристика Манилова.

  3. Манилов и его отношение к другим помещикам.

  4. Лексическая находка.

  5. Образ Манилова глазами художников.

  6. Аукцион в Маниловке.

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределённый.

Учащиеся представляют свои наработки

визитная карточка Манилова

Представитель группы рассказывает о Манилове по согласованному с одноклассниками плану.
Анализ составлен по второй главе текста. Учащиеся зачитывают описание усадьбы, кабинета.
Результаты работы с ХП.

Группой дается лексическая характеристика образа, остальные ведут записи в тетради



Экскурсия в картинную галерею.

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

Пётр Михайлович Боклевский (1816 - 1897) - русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский - известный иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Перед нами портреты Манилова. Слащавая, «сахарная» улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

А вот еще один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы. Кукрыникся - это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукырниксов - «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, - сказал Манилов с жалостливым видом, - Павел Иванович оставляет нас!».

Итоги по характеристике образа Манилова.

Учитель: Что же главное в Манилове?

Учащиеся: Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорил: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Учитель: Что такое «маниловщина»?

Учащиеся: Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами.

Аукцион в Маниловке


  1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединенного размышления»).

  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).

  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет)

  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид)

  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан)

А вот кто другой герой?



Проводит ее ученик.

Работа с репродукциями художников П.М. Боклевского и Кукрыниксов.

Фронтальная работа
Словарная работа

Группа подготовила викторину-аукцион

Предлагается 5 вопросов (лотов). Стоимость каждого - 2 балла. Кто из «покупателей» наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.


2 группа:

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков - «расточителей» и помещиков -«накопителей», он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».

Угадайте, ребята, по визитной карточке о ком идет речь?

«Помещица, коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная - всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене».



Трудный диалог.
Экскурсия в картинную галерею.

Полной противоположностью Манилову изображена художником П.М. Боклевским Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо-неподвижным взглядом.



Итоги по характеристике образа Коробочки.

Представители группы зачитывают визитную карточку Коробочки.

Трудный диалог Коробочки и Чичикова учащиеся разыгрывают по ролям.

Класс работает с текстом

Работа с репродукциями художников


Промежуточные итоги:

Учитель: Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рьщарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».

Другая - пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. Она - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.





3 группа: Продолжим работу над характеристикой помещиков - «расточителей» и «накопителей». Нашу литературную разминку начнем с типа «живого мертвеца» Ноздрева.

«Помещик Ноздрёв - кутила, картежник и болтун - с большим удовольствием проиграет вам все свое состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счет в любом трактире».

Наша группа работала по следующему алгоритму:



1.Портрет Ноздрева.

2.Его поведение с Чичиковым.

3.Отношение Ноздрева к другим персонажам поэмы.

4. Суд над Ноздрёвым.

Наздрев - полная противоположность Манилову и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он - буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа».

С этим героем мы встречаемся в 4-й главе поэмы, в которой Чичиков, выехав от сердобольной Коробочки, направился к Собакевичу. Заехав в трактир пообедать, Чичиков встречает там Ноздрева, который бросается к нему, как к старому знакомому.

Ноздрев ехал с ярмарки, куда крестьяне из его имения возили продавать плоды подневольного труда и продали по самым выгодным ценам, а хозяин все прокутил и проиграл в несколько дней.

Как Хлестаков, Ноздрев стремится показаться значительнее и богаче. Свое хозяйство он совсем запустил. В отличном состоянии у него только псарня.

Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов «ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все что хотите». Однако все это не обогащает его, а, напротив, разоряет.

Учитывая, что Ноздрев своим поведением, как прожигатель жизни, должен быть исключен в поэме из круга помещиков, передаю «дело» в суд.

Суд над Ноздревым

Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово прокурору (обвинителю)

Прокурор: Почему мы считаем Ноздрева «мертвой душой»? Да потому, что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:


  1. Подсудимый своей беспутной жизнью довел до смерти жену, оставив сиротами детей, которых «подкинул» на воспитание смазливой няньке.

  2. В образе Ноздрева Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков. Все вырученное от выгодной продажи произведенного крестьянами товара он проигрывает в карты и пропивает.

  3. Ноздрев оскорбительно ведет себя с Чичиковым, грозя повесить его на первом дереве. Это прямая угроза жизни главного героя.

  4. Он неуважительно отзывается о помещиках - соседях и чиновниках города.

  5. Он постоянно дерется в общественных местах. Недаром Гоголь зовет его «историческим человеком», «разбитным малым».

Считаю, что Ноздрев заслуживает высшей меры наказания - изгнания его из русской литературы. Судья. Слово защите.

Адвокат. Господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобным поступкам.

Ноздрев стал Ноздревым из-за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счет крепостных, их труда, бездействие, вседозволенность родовитых помещиков, достаток и много свободного времени, которое некуда деть, кроме посещения балов, пирушек, званых обедов, - все это и привело Ноздрева на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительными. Судья: Что скажут присяжные?



Присяжный: Мы достаточно хорошо разобрались в той ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных заседателей хочу обратить ваше внимание на подсудимого. (Обращается к портрету Ноздрева)

Человек приятной наружности, высокий, с пышной шевелюрой и длинными, в завитушках, усами. Жизнерадостный, полный энергии, пышупщй здоровьем, обожающий животных.

Разве можно такого «героя» выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику еще не одного поколения учащихся.

Мы решили оставить Ноздрева в литературе для дальнейшего изучения.


Судья: Приговор вынесен. На этом судебное заседание считаю закрытым.

визитная карточка Ноздрёва.


Группа представляет алгоритм работы над образом
Отношение Ноздрева к другим персонажам поэмы: Собакевича он называл «жидомор», Чичикова в глаза называл мошенником и говорил, что повесил бы его на первом дереве.
Работа с художественным текстом
Представитель группы зачитывает описание Ноздрева со слов: «Это был мужчина высокого роста...» - и до слов: «...так и прыскало с лица его».

Деловая игра

Группа представила свой анализ образа через суд


4 группа.

Учитель: А мы продолжаем работу над образом следующего героя поэмы. Новую визитную карточку представляет 4 группа.

Помещик Собакевич Михайло Семёнович -ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах, - будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своем доме.

Новая ступень морального падения человека - «чертов кулак» Собакевич.

«Казалось, - пишет Гоголь, - в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами... «У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам ведения хозяйства. Вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. В отличие от других помещиков, Собакевич, помимо барщинной, применяет и денежную оброчную систему. Так, например, один Еремей Сорокоплехин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу пятьсот рублей оброку.

Лексическая характеристика героя: «Патриот русского желудка», ненавистник культуры и просвещения. Грубая сила и напористость, беспредельная наглость. Настоящий помещик — торгаш и скопидом.


Визитная карточка Собакевича.

Группа представляет свои наработки по собственному алгоритму.


Работа с художественным текстом

Остальные учащиеся записывают лексическую характеристикуСобакевича





3.Анализ представленных наработок.

Вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям:



  • глубина знаний произведения;

  • умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства;

  • умение выделять главное;

  • умение аргументировать и доказывать свое мнение;

  • умение самостоятельно делать выводы;

  • умение уместно цитировать;

  • оценка уровня творчества при защите;

  • умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием;

  • оригинальность защиты;

  • оценка ораторского искусства;

  • умение вести дискуссию (грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников).




Рефлексия поводится каждой группой самостоятельно, деятельность оценивается на листочках по критериям:+ или -

4. Работа с опорной таблицей Фогельсона.

Составление гербов помещиков

Учитель:-Как вы думаете, какой герб мог бы иметь каждый помещик?

Учитель:-Чем интересны эскизы гербов ваших оппонентов?

Оцените наработки групп по следующим критериям:

Оценка наглядности по критериям:

а)полнота доказательств;

б)уместность отраженного;

в)грамотность;


г) эстетика.


Творческая работа групп представляется на ватманах.

Обсуждаются гербы, нарисованные учениками дома.

Гербы крепятся к опоре-схеме, сопоставляются характеристики на схеме с визитками учащихся.


5.Обобщение учителя и подведение итогов урока Учитель участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта;

заполняет результаты рейтинговой оценки.




Итоги подводятся путём математического сложения баллов в соответствии с критериями.

На основании выставленных оценок учащимися учитель на следующем занятии выводит на экран через проектор свои оценки в виде смайликов.



Данный мониторинг стимулирует ребят к учебной деятельности.