Политика коренизации на промышленных предприятиях Татарской асср во второй половине 1920-х 1930-е гг - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Политика коренизации на промышленных предприятиях Татарской асср во второй половине - страница №1/2



На правах рукописи



Алёкминская Гульнара Михайловна

Политика коренизации на промышленных
предприятиях Татарской АССР


во второй половине 1920-х – 1930-е гг.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Казань – 2013

Работа выполнена на кафедре истории России и
стран ближнего зарубежья Института международных отношений
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»


Научный руководитель:

Тагиров Индус Ризакович,

доктор исторических наук, профессор,


академик АН РТ


Официальные оппоненты:

Галлямова Альфия Габдульнуровна,

доктор исторических наук,

старший научный сотрудник отдела новой
и новейшей истории Института истории
имени Ш. Марджани АН РТ





Гилязов Искандер Аязович,

доктор исторических наук, профессор,


заведующий кафедрой татароведения
Института международных отношений
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»


Ведущая организация:

ГУ «Институт Татарской энциклопедии
Академии наук Республики Татарстан»

Защита состоится «19» декабря 2013 г. в 10.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.081.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420111, г. Казань, ул. Пушкина, д. 1/55, аудитория 502 (корпус Инс­титута международных отношений КФУ).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35, читальный зал №1).

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета htpp://www.kpfu.ru и на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «_____» ноября 2013 г.
Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат исторических наук Д.Р. Хайрутдинова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Существенные изменения, происходящие в социально-политическом, экономическом и культурном развитии Татарстана в настоящее время, с неизбежностью ставят перед исследователями вопрос о непредвзятом взгляде на многие фундаментальные проблемы истории становления республики. В условиях, когда национальным республикам приходится определять свое место в стратегии развития страны, детальный анализ построения национальной государственности становится одной из главных задач извлечения уроков для дня настоящего и, возможно, для будущего.

Глубинные противоречия общественно-политического развития республики в первой трети XX столетия, так или иначе, привлекают к себе внимание исследователей. Особое место в контексте мировоззрения отечественных историков, современной исторической науки в целом, занимает задача объективного воссоздания целостной картины политической и общественной жизни республики предшествующих десятилетий и, в частности, такого трансформационного периода, каким являются 1920–1930-е гг.

В этот период развитие татарского народа было связано с реализацией грандиозного советского социального и политического эксперимента – «строительства социализма» в СССР. Стремление большевиков в первые годы советской власти любыми способами удержать политическую власть во вновь образованных национальных республиках и автономиях требовали выработки определенной национальной концепции, отвечавшей их требованиям и интересам. Приоритетным направлением национальной политики в это время являлась политика коренизации. Определение сущности политики коренизации, принципов и методов ее реализации, практическое осуществление, признание при этом партией большевиков интересов народов республики – эти и многие другие вопросы представляют интерес для исследователей и определяют актуальность представленной темы.

Научная разработанность темы. Следует отметить, что до настоящего времени в исторической науке политика коренизации, осуществляемая советским правительством в 1920–1930-е гг. в национальных образованиях во всей ее многогранности изучена недостаточно. В Татарской республике избранная тема также не нашла целостного отражения. Преимущественно она рассматривалась как один из элементов национальной политики. Специального исследования, посвященного изучению политики коренизации на промышленных предприятиях Татарской АССР в 1920–1930-е гг. не проводилось. Отдельные факты, связанные с ней, содержатся в работах, имеющих обобщающий характер1.

На протяжении XX века в науке происходил процесс постепенного накопления фактов из истории коренизации, который позволил выделить ее как самостоятельную тему.

В изучении данной темы условно можно выделить следующие периоды:

1) 1920-е гг. – первая половина 1930-х гг.;

2) вторая половина 1930-х гг. – первая половина 1980-х гг.;

3) вторая половина 1980-х гг. – по настоящее время.

Особенностью первого периода является то, что разработка проблем национальной политики, становление историографии и формирование источниковой базы исследований протекало как составная часть национально-государственного строительства в республике. Авторами публикаций в большинстве случаев являлись советские и партийные деятели, практические работники органов по делам национальной политики. Подобные издания являются своеобразной формой отчетов, юбилейными справочными пособиями, которые, так или иначе, освещают национальную проблематику в контексте значимых социально-экономических программ советского руководства2. Опираясь на широкий круг статистических материалов, авторы пытались дать наиболее полную картину социально-экономического положения республики. В то же время в них ощутимо влияние политических приоритетов, что отразилось на качестве и уровне интерпретации собранных данных, требующих, прежде всего, критической оценки.

Значительная часть публикаций носила популярный характер. Исследователи – современники изучаемого периода, проявляли большой интерес к изучению статистических материалов относительно экономического и культурного развития Татарской республики. Среди них труды известных публицистов и ученых, таких как Х.З. Габидуллин, В.М. Ермолаев, Г.Ш. Шараф3. В рамках изучения становления промышленности Татарской АССР косвенно затрагивались и вопросы формирования национальной рабочей силы4.

Однако написанные вслед за происходящими событиями, преимущественно на материалах периодической печати, эти публикации не могли дать всестороннего глубокого анализа поставленной проблеме. Тем не менее, несмотря на присущие им идеологизированность и односторонность в оценках, они отражают вектор научного поиска и раскрывают понятийный аппарат исследуемого периода, без чего невозможно адекватное понимание сущности и смысла протекавших процессов.

Во второй историографический период увеличилось число научных работников, занимающихся проблемами национальной политики. Была выработана определенная методологическая концепция, за которой последовало изучение отдельных этапов и направлений деятельности советских и партийных органов в области реализации национальной политики.

Вместе с тем, в этот период вопросы, связанные с осуществлением политики коренизации, не актуализировались, поскольку историческое изучение опыта решения проблемы национальной политики только начиналось, и собственно историко-исследовательских работ, посвященных данной проблематике по-прежнему не было. Основное внимание региональных исследователей было сосредоточено на результатах национально-государственного строительства в республике5. При этом роль партийного руководства в пропагандистских целях преподносилась исключительно в позитивных тонах6. Упоминания о политике коренизации встречались в контексте общетеоретических вопросов национальной политики и осмысления исторического опыта коммунистической партии в решении национального вопроса.

Одна из первых кандидатских диссертаций об осуществлении ленинской национальной политики в Татарской АССР в годы первых двух пятилеток была защищена Ш.М. Еналеевым. В 1960 году автор опубликовал книгу, в которой имеется раздел о развитии промышленности в рассматриваемый период7.

Немало исследователей в этот период занималось обобщением исторического материала по вопросам подготовки специалистов народнохозяйственного комплекса. В работах 1930-х годов внимание авторов сосредоточивалось в основном на проблемах подготовки технических кадров, что вполне объяснимо выполнением первых пятилетних планов в годы индустриализации страны8.

В особую группу можно выделить труды, раскрывающие проблемы исторического опыта подготовки национальных кадров народнохозяйственного комплекса в Татарской республике. Первым многоплановым исследованием развития народного образования в Татарстане в первые послереволюционные годы является монография М.З. Тутаева9.

Ряд исследователей предприняли попытки проанализировать вопросы подготовки высших национальных технических кадров. В этом плане заслуживает внимания исследование Э.С. Рахматуллина, в котором в целостном и сравнительно-сопоставительном плане создана картина становления национальных отрядов технической интеллигенции10. Важный вклад в изучение этого вопроса внесла и монография Ш.Н. Садыкова, в которой исследуется роль партийных организаций Татарстана в преобразовании высшей школы и подготовке технических кадров, специалистов для промышленности в 1920–1937 годы11.

Многие работы были посвящены разработке вопросов экономического и культурного строительства в республике12. Особого внимания заслуживает исследование И.М. Климова, детально рассмотревшего основные моменты становления Татарской республики. В его монографиях освещаются отдельные стороны по подготовке национальных кадров в области экономики и культуры ТАССР13.

С историей формирования национального рабочего класса и социалистической индустриализации непосредственно связано изучение истории заводов и фабрик14. Создан ряд работ о промышленном развитии республики, в которых приводятся отрывочные сведения относительно разработки кадровой политики в этой отрасли15.

В трудах крупнейшего специалиста по индустриальной истории Татарской АССР У.Б. Белялова приведены данные об общем ходе индустриализации, национальных рабочих кадрах в промышленности, подготовке кадров для народного хозяйства16. Немалый вклад внесли Н.А. Андрианов и А.М. Залялов, соавторы У.Б. Белялова, разработавшие ряд важных аспектов исследуемой тематики17.

Важно подчеркнуть, что при наличии обширной литературы по истории формирования национального рабочего класса, многие аспекты этой важной проблематики, такие как особенности процесса привлечения национальных кадров в промышленное производство, методы работы с национальными кадрами, роль партийных и государственных органов республики в осуществлении коренизации остались недостаточно изученными.

Эпоха «гласности» обозначила начало третьего периода в изучении проблем национальной политики. С середины 1980-х гг., с началом политики перестройки и последовавшим за ней пересмотром устоявшихся концепций и снятий запретов со многих тем в исторической науке, спектр исследовательских интересов значительно расширился. В исследованиях подвергаются критическому анализу источники, что помогает воссоздать достоверную картину жизни и происходящих в ней процессов. Большую ценность в них представляют не только вводимые в научный оборот новые факты, но и их трактовки, обобщения и высказываемые выводы по ключевым вопросам национальной политики, таким как сущность ленинской и сталинской национальной политики, проблемы национально-государственного строительства и межнациональных отношений.

С 1980-х гг. на основе анализа новых источников и с позиций современной методологии глубокой переоценке подверглась национальная политика Советского государства18. К изучению национальных проблем в России обращались многие политические и общественные деятели, ученые того времени, которые коренным образом меняли представления об устоявшихся стереотипах. Среди них А.Г. Авторханов, В.А. Тиш­ков и другие19.

Перестройка и смягчение цензуры сделали возможным объективное осмысление научных и публицистических произведений зарубежных исследователей20. Среди них особый интерес заслуживает исследование Терри Мартина, сделавшего попытку пересмотреть сущность советской национальной политики, а именно политики коренизации, проводившейся в 1923–1939 гг. в национальных республиках21.

В Татарстане выходит ряд изданий относительно формирования и развития национальной государственности народов Татарской АССР и реализации автономных прав республики, о проблемах межнациональных отношений22. Самой высокой оценки заслуживают научные изыскания и опубликованные на их основе труды З.Г. Гариповой, в которых раскрывается культурно-просветительная работа в Татарии в 1920–1930-х гг., проблемы коренизации и языковая политика23. В них отражена деятельность республиканских властей по вовлечению татарских кадров в работу органов управления, по массовой их подготовке для нужд промышленности; содержатся сведения о национальном составе партийных аппаратов, наркоматов и других учреждений Татарской республики.

Большой интерес для настоящего исследования представляют труды, посвященные изучению вопросов становления и развития государственности татарского народа в советский период, которые изобилуют публикациями в периодических изданиях24. В последние годы отдельные аспекты национальной политики, проводившейся в ТАССР в 1920–1930-е гг., свое отражение находят и в диссертационных исследованиях25.

Индустриальное развитие в рамках изучения республик Среднего Поволжья и Татарстана рассмотрено в трудах отдельных авторов26. Проблемы подготовки национальных кадров Поволжья для народного хозяйства затронуты в диссертационных работах И.М. Корниловой и М.В. Зелева27.

Анализ литературы показывает, что к настоящему времени заложена богатая основа научного и объективного изучения важных и актуальных аспектов осуществления национально-государственного строительства в республике в 1920–1930-е гг. Это послужило побудительным мотивом рассмотрения вопросов реализации политики коренизации в ТАССР в указанный период.



Учитывая актуальность и недостаточную изученность избранной проблемы, цель диссертационного исследованиявыявить сущность политики коренизации как приоритетного направления национальной политики в условиях национально-автономного строительства в ТАССР в 1920–1930-е гг.

В соответствии с целью диссертации определены следующие задачи:



  • рассмотреть принципы и методы осуществления политики коренизации в республике;

  • показать роль республиканских партийных и государственных органов при ее осуществлении, раскрыть механизм их взаимодействия с высшим партийным руководством страны;

  • выявить проблемы, возникающие в ходе осуществления процесса коренизации;

  • определить результаты и оценить эффективность проведения политики коренизации на промышленных предприятиях ТАССР.

В качестве объекта исследования определена политика коренизации в национальных автономиях в 1920–1930-е гг. на примере Татарской республики. Предметом исследования выступает процесс осуществления коренизации на промышленных предприятиях Татарской АССР в указанный период.

Хронологические рамки исследования охватывают 1925–1937 гг. Нижние хронологические рамки исследования очерчены 1925 годом, который знаменовал собой начало нового этапа в развитии страны, характеризуемого как переход к социалистической индустриализации, что повлекло за собой формирование иной политической и экономической обстановки. Годы первых пятилеток явились периодом активной реализации национальной политики, направленной на привлечение широких масс национальных кадров в административные органы и промышленное производство. Определение верхнего рубежа – 1937 год, объясняется завершением выполнения второго пятилетнего плана и началом действия Конституции СССР, принятой в декабре 1936 года. Эта конституция во многом урезала права автономных республик, фактически превратив их в обычные административно-территориальные единицы. Этим был положен конец политики коренизации.



Территориальные рамки исследования определяются границами ТАССР в соответствии с административно-территориальным делением на 1 января 1925 года и включают в себя столицу республики – г. Казань и кантональные центры.

Методологическую основу исследования составил диалектический подход к изучению исторических процессов. В рамках этого подхода были использованы основные принципы историзма – объективность и научность, что позволило рассмотреть предмет исследования, избегая сложившихся в науке стереотипов. В работе основным стал метод исторической реконструкции, позволивший восстановить полную картину предшествующих исторических событий на основе доступных достоверных источников. С помощью него удалось выявить особенности проведения политики коренизации в национальных автономиях, ее политическую направленность в рамках общей концепции национальной политики. Историко-ситуационный метод позволил дать оценку событий и явлений, исходя из реальной конкретно-исторической ситуации.

При сборе и обобщении фактического материала в работе активно применялись сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, системно-структурный, историко-логический методы исследования. Кроме того, были использованы математико-статистические методы и нарративный, или описательный, метод. На основе этих методов был проведен практический анализ реализуемой на промышленных предприятиях Татарской республики политики коренизации, а также выявлены действительные результаты и степень ее эффективности. Данные методы позволили рассмотреть явления и события с позиций комплексного анализа условий, в которых они происходили.



Источниковая база исследования. Ввиду многоплановости исследуемой темы в диссертации использована обширная источниковая база, в которой так или иначе затронуты вопросы, связанные с проведением политики коренизации в национальных образованиях в 1920–1930-е гг. Диссертационная работа написана на основе опубликованных и неопубликованных архивных документов и материалов.

Основой источниковой базы исследования послужили неопубликованные архивные материалы и документы. Важную группу источников составили фонды Центрального государственного архива историко-партийной документации РТ и Национального архива РТ. Насыщенность этих фондов представляет богатый исследовательский потенциал. Отраженные в них материалы позволяют определить, как разрабатывалась и осуществлялась политика коренизации в республике.

Особую значимость для исследования представляют делопроизводственные документы фондов ЦГА ИПД РТ. Фонд 15 – Татарский областной комитет ВКП(б) содержит стенограммы заседаний бюро и пленумов Татарского ОК ВКП(б), материалы к докладам на областных партийных конференциях, директивные письма ЦК ВКП(б) о работе с кадрами, материалы о состоянии кадров промышленности, материалы и докладные записки о подготовке национальных кадров, материалы по коренизации аппарата и реализации татарского языка. Важные статистические данные были почерпнуты из материалов о работе завода №40, завода имени М. Вахитова, «Красного металлиста», Поволжского фанерного завода №3 и др. Фонд 26 – Казанский городской комитет ВКП(б) представлен материалами о состоянии национальных кадров по предприятиям города, сведениями промышленных предприятий по обучению, подготовке, расстановке и росту национальных кадров.

Большой информативностью по вопросам подготовки квалифицированных национальных кадров обладают делопроизводственные материалы фондов НА РТ. В фонд Р-787 – Татарский совет народного хозяйства включены материалы о подготовке квалифицированной рабочей силы для промышленности и состоянии профтехнического образования, подготовке квалифицированной рабочей силы в школах фабрично-заводского ученичества, материалы об организации курсов по повышению квалификации рабочих татар, переписка с Татарским ОК ВКП(б), Татарским советом профессиональных союзов, подведомственными трестами о подготовке рабочей силы, вовлечении татарского населения в производство и др. Фонд Р-4580 – Государственная плановая комиссия при СНК ТАССР содержит статистические сведения о качественном составе кадров промышленных предприятий ТАССР, сводные статданные о составе контингента кадров в вузах, техникумах и рабфаках ТАССР.

Определенную значимость имеют опубликованные материалы документального характера. К этой категории источников относятся законодательные акты – декреты, постановления и распоряжения ТАССР, решения правительства ТАССР, стенографические отчеты съездов, областных партийных конференций, пленумов, совещаний ЦК ВКП(б)28. Данная группа источников позволяет сформировать представление об официальной концепции национальной политики в республике, определить полномочия и компетенцию органов государственного управления по вопросам ее осуществления, характер взаимоотношений всех уровней власти, выявить действующие механизмы реализации процесса коренизации в республике.

К группе опубликованных источников относятся материалы из сборников документов по вопросам формирования национальной политики, культурного и промышленного строительства в республике, относящиеся к документальной публикации29. Комплекс опубликованных источников, раскрывающих суть решений совещания в ЦК РКП(б) по национальному вопросу в 1923 году, представлен в книге «Тайны национальной политики» ЦК РКП(б)»30.

В работе также использовались выступления и доклады руководителей советского государства и партии, руководителей республиканских и областных органов власти и управления31. Особого внимания, несомненно, заслуживают труды В.И. Ленина и И.В. Сталина, положенные в основу национальной политики советского государства. В них партийные лидеры отражают взгляд на вопросы национально-госу­дарствен­ного строительства и воззрения на проблему межнациональных отношений, решение которых являлось и частью проводимой политики коренизации32.

Особую ценность для исследования представляют различные справочники и сборники, аналитические статьи в периодических изданиях, где отражен важный статистический материал относительно развития промышленности республики, численности коренного населения, его участия в национально-государственном и промышленном строительстве33.



Научная новизна диссертации состоит в том, что политика коренизации, проводившаяся на промышленных предприятиях ТАССР в 1920–1930 гг. разрабатывается в исторической науке как самостоятельная проблема. В процессе исследования были разработаны обширные и до настоящего времени слабо исследованные архивные материалы и документальные источники. В научный оборот введена документация относительно организации процесса коренизации и его реализации в промышленности республики, результатов исполнения директив и распоряжений партийных и советских органов в этой области. На ее основе проведено комплексное научно-историческое обобщение принципов и методов осуществления политики коренизации в Татарской республике.

В отличие от традиционного подхода, когда национально-госу­дар­ственное устройство народов Советской России рассматривалось преимущественно с позитивной стороны, как закономерный результат проведения в жизнь ленинской национальной политики, в данной работе критически анализируется как ряд положений большевистской теории по национальному вопросу, так и практика ее осуществления на примере реализации политики коренизации в ТАССР в 1920–1930-е гг. На основе изучения источников и трудов отечественных ученых выявлено несоответствие теории и практики национального строительства, что и проявилось в решении данного вопроса.



С учетом результатов проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

  1. В национальных образованиях Советской России партия решала двуединую задачу: с одной стороны – согласно идеологическим установкам в рамках национально-государственного строительства необходимо было обеспечить государственные органы и учреждения национальным представительством; с другой – возглавить и контролировать процесс советско-партийного строительства. В соответствии с этими задачами планировались конкретные мероприятия в рамках осуществления национальной политики.

  2. Для решения этих задач был взят курс на коренизацию кадров в национальных республиках, истинной целью которой являлось упрочение советской власти на местах. Вместе с тем, реализация этой политики должна была сделать советскую власть «родной» и «понятной» в глазах коренного населения, исключая возможность в дальнейшем консолидировано выступать представителям титульной национальности против всевластия центра. «Коренизированные» аппараты должны были стать, прежде всего, надежной опорой советской политической системы. Можно сказать, что коренизация являлась инструментом преодоления центробежных тенденций ряда национальных образований, а также способом подчинения национального вопроса классовому.

  3. Систематическая и слаженная работа государственных органов по привлечению национальных кадров в промышленное производство, подготовке и повышению их квалификации, реализации татарского языка отсутствовала. Существовали определенные недостатки в организации процесса коренизации. Мероприятия по реализации татарского языка в большинстве своем не проводились как со стороны хозяйственных, так и партийных организаций, отсутствовала необходимая инициатива со стороны руководителей учреждений. В парткомах, несмотря на решения Пленума ЦК и Татарского ОК ВКП(б), не обсуждались конкретные вопросы о практических мерах по повышению квалификации рабочих татар. Принимаемые решения со стороны Татарского ОК ВКП(б) были обусловлены тем, как именно формировалась в конкретный момент времени линия партии по вопросам национальной политики на высшем уровне.

  4. Процесс коренизации был непоследовательным и неустойчивым, фиксированной стабильности роста татарских кадров не наблюдалось. На предприятиях прослеживалась общая тенденция к уменьшению удельного веса рабочих-татар при росте абсолютного количества, ощущался острый недостаток в квалифицированных национальных кадрах. Работа по внедрению татарского языка на предприятиях промышленности Татарской АССР проводилась слабо, носила непостоянный и неглубокий характер, как этого требовало законодательство республики. Процесс выдвижения рабочих-татар на ответственную работу сопровождался рядом трудностей, большую проблему представляли сложности межнациональных отношений. Следствия коренизации в эти годы в полной мере отразили временный, обусловленный стратегическими целями и задачами большевистского руководства по укреплению своей власти в национальных образованиях, характер ее проведения.

  5. Вместе с тем, в конце 20-х гг. был сделан большой шаг по привлечению представителей татарской национальности к государственному управлению, в ходе которого решилась крайне важные для республики задачи культурно-национального строительства, языковой политики, образования. Главным достижением коренизации было то, что она создала в Татарской республике предпосылки для дальнейшего культурного, экономического, политического развития наций. Коренизация при всех ее противоречиях и недостатках была одним из важнейших аспектов национально-государственного строительства.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в осмыслении особенностей проведения коренизации в Татарской АССР на примере промышленной отрасли во второй половине 1920-х–1930-е гг., научном анализе исторического опыта разработки и практической реализации данной политики. Значение проведенного исследования определяется направленностью на решение национальных задач, актуальных для современного российского государства, которое в условиях осуществления глубоких социально-экономических реформ, демократических преобразований в сфере внутренней политики, государственного строительства, решает комплекс сложных задач, по сути, поставленных еще в рамках советского государства.

Информативный и источниковый материал рекомендуется использовать ученым, преподавателям, аспирантам, студентам в качестве научного и учебного материала, всем остальным – в изучении истории татарского народа и Республики Татарстан. Статистические данные, ряд положений, выводов и обобщений диссертации, достоверность которых подтверждена документальными архивными данными, могут быть использованы при дальнейшей научной разработке исторических аспектов национального строительства в ТАССР в 1920–1930-е гг.



Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования сообщались и обсуждались на заседании кафедры истории России и стран ближнего зарубежья Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета. Основные положения и выводы научного исследования изложены в 5 научных публикациях автора, включая 3 публикации в ведущих рецензируемых изданиях, утвержденных ВАК Министерства образования и науки РФ. Выводы апробированы также на итоговой научно-практической конференции Казанского (Приволжского) федерального университета в 2011 г.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав (два параграфа в первой главе и три параграфа во второй главе), заключения, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели, задачи, предмет и методы исследования, определяются территориальные и хронологические рамки, степень изученности проблемы. Раскрывается источниковая база исследования, ее научная и практическая значимость, новизна работы.

В первой главе «Коренизация – основное направление национальной политики ВКП(б) в национальных образованиях (на примере Татарской АССР)» раскрываются особенности осуществления политики коренизации в национальных автономиях.

В первом параграфе «Принципы политики коренизации» определены основополагающие принципы и методы проведения политики коренизации в национальных автономиях, исходя из двуединой задачи большевистской партии: с одной стороны – обеспечить государственные органы и учреждения национальным представительством, с другой – возглавить и контролировать процесс советско-партийного строительства.

Стратегия и тактика большевиков по укреплению своих позиций и установлению господства в стране предусматривала особые принципы и методы успешной реализации планов национальной политики во вновь образованных автономиях. В соответствии с идеологическими установками в рамках национально-государственного строительства необходимо было обеспечить административные органы и учреждения, государственный аппарат национальными кадрами. Однако управленческие кадры, сформированные из представителей национально-демократи­ческой интеллигенции, представляли определенную опасность для большевиков, поскольку старались противостоять меркантильным интересам большевистской России, дальнейшей политики русификации населения. Партийные работники центра понимали, что национал-большевик на руководящих должностях – это неминуемая постановка вопроса о самоопределении республик и как следствие – их отделение.

Вместе с тем, большевикам было не обойтись без кадров титульных наций, поскольку их отсутствие на ключевых постах ставило коммунистическую партию в один ряд с предыдущими режимами царского и временного правительств, что делало невыгодным положение большевистского руководства в автономных республиках. Было решено пустить «линию национального вопроса» в обратном направлении – создать класс национального пролетариата и осуществить его политическую подготовку со стороны большевиков центра. Эта объективная необходимость совпадала с целью укрепления советской власти в национальных автономиях и усиления ее влияния на местное население.

Для решения этих задач было объявлено о взятии курса на коренизацию кадров в национальных республиках, истинной целью которой являлось упрочение советской власти на местах. Реализация этой политики должна была сделать советскую власть «родной», «народной» и «понятной» в глазах коренного населения, исключая возможность в дальнейшем консолидировано выступать представителям титульной национальности против всевластия центра. «Коренизированные» аппараты должны были явиться, прежде всего, надежной опорой советской политической системы. Можно сказать, что коренизация являлась инструментом преодоления центробежных тенденций ряда национальных образований, а также способом подчинения национального вопроса классовому.

Во втором параграфе «Система управления процессом коренизации» рассмотрена деятельность государственных органов, вовлеченных в процесс коренизации и ответственных за ее проведение в соответствии с поставленными задачами.

В Татарской АССР основные принципы, методы и пути проведения коренизации определял Татарский областной комитет ВКП(б). Они отражались в документах распорядительного характера – соответствующих постановлениях, резолюциях, решениях. Ход процесса коренизации неоднократно рассматривался на заседаниях Бюро Татарского ОК ВКП(б), а также на областных партийных конференциях. Результаты коренизации сообщались в ЦК ВКП(б).

Во второй половине 1920-х–1930-е гг. большое внимание было сосредоточено на вопросах формирования национальных кадров в административных органах и учреждениях, промышленном производстве. В этой связи руководством республики ТАССР была поставлена задача форсированной подготовки и повышения квалификации татарских кадров. В практику вводилась статистическая отчетность о ходе коренизации в государственном аппарате, в учреждениях, ведомствах, а также по отраслям народного хозяйства. Для решения этих задач необходимо было создать специальные аппараты по работе среди коренного населения.

После принятия Декрета ЦИК и СНК Татарской АССР от 25 июня 1921 г. о признании татарского языка государственным, в 1922 году была образована Центральная комиссия по реализации татарского языка как орган власти на правах отдела при ТатЦИК, на которую возлагалось руководство работой всех советских учреждений в пределах республики по введению татарского языка в делопроизводство. Непосредственное участие в процессе коренизации принимали Народный комиссариат труда ТАССР и Народный комиссариат просвещения ТАССР, которые решали задачи по усилению темпа вовлечения в производство рабочих-татар, подготовке и повышению их квалификации. Функции по реализации задач коренизации непосредственно на предприятии выполняло заводоуправление – заводской «треугольник» в лице директора завода, председателя заводского профсоюза и председателя парткома предприятия.

Во второй главе «Практическое осуществление политики коренизации на предприятиях промышленности Татарской АССР и ее результаты» рассматривается последовательное осуществление основных направлений политики коренизации на промышленных предприятиях ТАССР и ее результаты.

В первом параграфе «Подготовка национальных кадров на предприятиях» отражена практическая реализация мероприятий по подготовке квалифицированных национальных кадров в области промышленности.

Подготовка национальных кадров в системе рабочего, среднего и высшего образования осуществлялась медленными темпами. Предписания по усилению темпа вовлечения в образовательный процесс представителей коренного населения, а также относительно процентного соотношения обучающихся выполнялись не всегда. Школы фабрично-заводского ученичества не располагали данными о потребности своих предприятий в квалифицированной рабочей силе в национальном разрезе, забывались директивы о росте национальных кадров в учебной сети. Курсовая сеть по повышению квалификации рабочих была спланирована без учета потребностей в увеличении удельного веса рабочих татар по отдельным квалификациям. Количественный состав студентов из числа коренной национальности был крайне низким, отсутствовали твердые контингенты приема, в этой связи не было обеспечено проведение в жизнь твердых установок о качественном составе принимаемых, в том числе и по национальности. Данные о количестве квалифицированных рабочих в национальном составе не всегда были представлены в отчетах.

Большие трудности вызывало недостаточное финансирование мероприятий, связанных с подготовкой квалифицированных рабочих. В планах трестов отсутствовал системати­ческий учет расходов по данному направлению. Отмечалось отсутствие внимания со стороны Татарского совета профессиональных союзов, Татарского совета народного хозяйства, Народного комиссариата просвещения ТАССР к делу подготовки национальных квалифицированных кадров через фабрично-заводское ученичество, бригадные и индивидуальные ученичества, крайне слабое выполнение профсоюзными и хозяйственными организациями директив Татарского ОК ВКП(б) о их подготовке через организацию курсов. В парткомах, несмотря на решения Пленума ЦК и Татарского ОК ВКП(б), не обсуждались конкретные вопросы о практических мерах по повышению квалификации рабочих татар.

Во втором параграфе «Реализация закона о татарском языке в системе производственных отношений» рассматривается процесс внедрения татарского языка в делопроизводство промышленных предприятий, его применение в области культурно-бытового обслуживания татарских кадров.

Как показали имеющиеся материалы, работа по внедрению татарского языка на предприятиях промышленности Татарской АССР проводилась слабо, носила непостоянный и неглубокий характер, как этого требовало законодательство республики. В письменной документации татарский язык в должной мере не использовался. Приказы и распоряжения на заводах, как это было принято, издавались на русском языке, не было обеспечено ведение внутреннего и внешнего делопроизводства на татарском языке. Отсутствовала система рабочих и производственных совещаний на родном языке, а также инструктаж, разъяснение основных положений по производству. На многих предприятиях отсутствовала соответствующая техническая литература на татарском языке. Не проводилась культурно-массовая работа на родном языке.

Качество преподавания на татарском языке оставляло желать лучшего, недостаточное финансирование, нехватка учебников и квалифицированных работников затрудняли процесс. Не были выработаны технические термины на татарском языке, работа по внедрению яналифа протекала с большими трудностями. В связи с этим отмечалось стремление татарской части рабочих ликвидировать неграмотность на русском языке, нежели чем на татарском.

Мероприятия по реализации татарского языка в большинстве своем не проводились как со стороны хозяйственных, так и партийных организаций, отсутствовала необходимая инициатива со стороны руководителей учреждений, по большинству учреждений не использовались номенклатурные списки должностей, подлежащие замещению работниками, знающими оба государственных языка. Не дали должного результата курсы по обучению русскоязычного населения татарскому языку.

В третьем параграфе «Противоречия политики коренизации» определены результаты основных направлений политики коренизации на промышленных предприятиях Татарской АССР во второй половине 1920-х–1930-е гг., выявлены недостатки в ходе их реализации.

Результаты осуществления коренизации на промышленных предприятий Татарской АССР в годы выполнения первых пятилетних планов оказались далеко неудовлетворительными. На предприятиях прослеживалась общая тенденция к уменьшению удельного веса рабочих-татар при росте абсолютного количества. Сравнительно невысока была доля квалифицированных татарских работников в общем кадровом составе предприятий. Если на конец первой пятилетки количество рабочих татар достигло 40%, то в составе руководящего аппарата их число составило лишь 25%. В составе инженерно-технических кадров промышленности было всего 12% работников татар.

Процесс выдвижения рабочих-татар, имеющих долголетний опыт и соответствующие производственные навыки, на ответственные должности сопровождался рядом трудностей. Большую проблему представляли сложности межнациональных отношений, которые выражались во внутреннем сопротивлении части представителей русской национальности к проводимой политики коренизации, быстро растущей численности кадров татарских рабочих и выдвижению их на ответственную работу.

Наблюдались значительные препятствия со стороны ряда работников хозяйственных, профессиональных и партийных организации в процесс привлечения и закрепления татарских национальных кадров в промышленном производстве. При рассмотрении номенклатурных списков должностей, подлежащих замещению работниками, знающими оба государственных языка, администрация в большинстве случаев старалась отстоять каждую должность, чтобы она «не вошла в номенклатуру», доказывая, что эта должность не требует знаний татарского языка. Встречались случаи, что работники, посланные в порядке татаризации Биржей труда, не принимались под различными предлогами и возвращались обратно. На бюро партийных и других организациях вопросы межнациональных отношений не обсуждались, решительных мер со стороны парторганизации не принималось.

Систематическая и слаженная работа по привлечению национальных кадров в промышленное производство, подготовке и повышению их квалификации, внедрению татарского языка отсутствовала, не были отлажены механизмы регулирования данных процессов. Существовали определенные недостатки в организации работы ответственных за проведение коренизации государственных органов.

Центральная комиссия по реализации татарского языка не выполняла задачи по наблюдению за проведением учреждениями и предприятиями постановлений и распоряжений правительства ТАССР относительно коренизации. Народный комиссариат труда ТАССР показал неудовлетворительную работу по регулированию снабжения промпредприятий имеющейся рабочей силой в национальном разрезе и подготовке из национальных кадров квалифицированных рабочих. Существенные недостатки проявлялись и в работе секторов кадров предприятий, формально подходивших к выполнению своих обязанностей.

Допускалось крайнее ослабление контроля над проводимой политикой коренизации со стороны Татарского ОК ВКП(б). Очевидно, что принимаемые решения со стороны последнего были обусловлены тем, как именно формировалась в конкретный момент времени линия партии по вопросам национальной политики на высшем уровне. Следствия коренизации в эти годы в полной мере отразили временный, обусловленный стратегическими целями и задачами большевистского руководства по укреплению своей власти в национальных образованиях, характер ее проведения.

В заключении подведены общие итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы и обобщения работы.



По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Публикации в периодических изданиях, рекомендованных
ВАК Министерства образования и науки РФ:



  1. Алёкминская Г.М. Проблемы коренизации на промышленных предприятиях ТАССР в годы первой пятилетки (1928–1932 гг.) / Г.М. Алёкминская // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Т. 154, кн. 3. С. 76–82.

  2. Алёкминская Г.М. Подготовка национальных кадров на промышленных предприятиях ТАССР в годы первых пятилеток (1928–1941 гг.) / Г.М. Алёкминская // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, кн. 3, ч. 1. С. 166–172.

  3. Алёкминская Г.М. Реализация татарского языка на предприятиях промышленности г. Казани в годы предвоенных пятилеток (1928–1941 гг.) / Г.М. Алёкминская // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – №2. – С. 158–162.


Публикации в прочих изданиях:


  1. Алёкминская Г.М. Трудности коренизации на промышленных предприятиях ТАССР в годы предвоенных пятилеток (1928–1941 гг.) / Г.М. Алёкминская // Сборник трудов молодых ученых Академии наук РТ за 2013 год. Казань, 2013. С. 5–14.

  2. Алёкминская Г.М. Об эффективности работы сектора кадров в партколлективе завода имени Вахитова Татарской АССР в годы первой пятилетки (1928–1932 гг.) / Г.М. Алёкминская // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2013. №1 (16). С. 92–98.

Подписано в печать 31.10.2013 г. Формат 6084 1/16

Тираж 110 экз. Усл. печ. л. 1,5
Отпечатано в множительном центре
Института истории АН РТ

г. Казань, Кремль, подъезд 5


Тел. (843) 292-95-68, 292-18-09

1 История Татарской АССР. С 1917 г. до наших дней. Т. 2. / редкол.: Х.Г. Гимади, Х.Х. Хасанов, М.К. Мухарямов. Казань, 1956; История Татарской АССР. Казань, 1968; История Татарской АССР / под ред. М.К. Мухарямова. Казань, 1980; История Казани. Казань, 1988. Т.1; Казань: город и люди. Специальный выпуск, посвященный 1000-летию г. Казани / рук. проекта: Г.Г. Бурылина. Казань, 2005; Татары и Татарстан в ХХ – начале XXI веков (этностатистика) / сост.: Д.М. Исхаков, Т.Ф. Давлетшина. Казань, 2007; Кабирова А.Ш. Историография Советского периода истории Татарстана (1917–1950 гг.). Казань, 2008; Сабирова Д.К. История Татарстана. Методология и понятия: учебное пособие. М., 2008; История Татарстана. С древнейших времен до наших дней: учебник / Д.К. Сабирова, Я.Ш. Шарапов. М., 2009; Наш дом Татарстан: 90 лет ТАССР: 90 страниц многонациональной жизни // Татарстан. 2010. № 2; Татарстан: вехи истории. 1920–2010 / науч. ред. Р.С. Хакимов. Казань, 2010 и др.

2 За 5 лет. К V годовщине провозглашения Татарской Социалистической Советской Республики. Казань, 1925; Габидуллин Х.З. Татарстан за 7 лет: 1920–1927. Казань, 1927; Материалы для докладчиков к восьмилетнему юбилею Автономной Татарской Советской Социалистической республики. Казань, 1928; Исхаков В. К вопросу о практических мероприятиях по проведению национальной политики в Татреспублике // Труд и хозяйство. 1929. № 1–2. С. 5–15.

3 Габидуллин Х.З. Основные моменты хозяйственного развития Татарии в 1926–1927 гг. // Труд и хозяйство. 1927. № 1. С. 12–14; Ермолаев В.М., Шараф Г.Ш., Хасанов М.А. Очерки по экономической географии Татреспублики. Казань, 1931.

4 Победоносцев И.Ф. Крупная цензовая промышленность Татарской республики. Казань, 1928; Трусфус М. Кожевенная промышленность Казанского края. Казань, 1928; Малков В. Пятилетка в действии. Достижения и перспективы промышленного строительства Татреспублики. Казань, 1930; Соболев В.Г. Постройка цементно-сернокислотного и тукового комбината в Татреспублике. Казань, 1931; Арбатов С. Будущее «Красного металлиста». Казань, 1932.

следующая страница >>