Поэма для тенора и баса с фортепиано, 1950), Р. Бёрнса (цикл песен, 1955), С. А. Есенина - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Поэма для тенора и баса с фортепиано, 1950), Р. Бёрнса (цикл песен, 1955), С. А. - страница №1/1

Свиридов Георгий Васильевич (1915-1998) г. Фатеж, ныне Курской области], советский композитор и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). В 1941 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции (учился у П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича). В 1962—1974 секретарь правления Союза композиторов СССР, одновременно в 1968—73 1-й секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Дарование композитора, своеобразие его творческой индивидуальности наиболее ярко раскрылись в области вокальной музыки. Камерно-вокальные и вокально-симфонические произведения на слова А. С. Исаакяна («Страна отцов», поэма для тенора и баса с фортепиано, 1950), Р. Бёрнса (цикл песен, 1955), С. А. Есенина («Поэма памяти С. Есенина» для тенора, хора и симфонического оркестра, 1955—56; цикл песен «У меня отец крестьянин» для тенора, баритона с фортепиано, 1956, и др.), В. В. Маяковского («Патетическая оратория» для баса, хора и оркестра, 1959; Ленинская премия, 1960), а также хоры на слова рус c ких поэтов (1958, 1967) очерчивают важнейшую тему творчества композитора — тему Родины. На основе глубокого прочтения поэзии разных эпох и народов, прежде всего русской, Свиридов существенно обновил многие вокальные жанры. Стиль Свиридова, прочно связанный с традициями русской классической и советской музыки, чрезвычайно самобытен. Многое в нём определяется широкой опорой на крестьянский фольклор в сочетании с приёмами музыкального языка 20 века. Музыка Свиридова отличается отточенной простотой, национальной характерностью песенных мелодий и ладо-гармонического языка, блеском и красочностью оркестрового колорита, строгим отбором и экономией выразительных средств. Тенденция к лаконизму, сжатию масштабов сочинений проявилась в «Курских песнях» (1964; Государственная премия СССР, 1968), в т. н. маленьких кантатах «Деревянная Русь» (слова С. А. Есенина, 1964), «Снег идёт» (слова Б. Л. Пастернака, 1965), «Весенняя кантата» (слова Н. А. Некрасова, 1972), в хоровом «Концерте памяти А. А. Юрлова» (1973) и др. Среди других сочинений — музыкальные комедии, в том числе «Огоньки» (1951), трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945; Государственная премия СССР, 1946; 2-я редакция 1955), музыка к фильмам и спектаклям драматических театров. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го и 8-го созывов. Награжден 2 орденами Ленина.

Что касается хорового творчества, жанрах связанных с поэзией, словом-наиболее полно расскрылось его дарование, именно здесь созданы им сочинения, поставившие его в число советских композиторо-классиков: цикл пушкинских романсов, песни на стихи Р.Бернса, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория", "Курские песни", "Пять хоров на стихи русских поэтов", а также крупные работы последних лет (хоровой концерт "Пушкинский венок", кантата "Ночные облака", цикл "Три стихотворения Пушкина").

Художник истинно национальный, органически принадлежавщий русской культуре, Свиридов соприкасается в своем творчестве со всем подлинно великим в ней и в первую очередь с поэзией - живительным источником его музы. Среди больших поэтов, к которым он обращается, одним из первых стоит А.Пушкин, в чьей поэзии, по меткому замечанию Н.В.Гоголя, "русская природа, русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпоклой поверхности оптического стекла. Эти черты поэта особенно близки Г.Свиридову, ибо они в большой степени составляют суть и его творческих устемлений.

глубокий и тонкий знаток мировой поэзии, он в своих сочинениях по-новому раскрывает и осмысливает не только ключенное в стихах, но и облик поэта, присущие только ему особенности - индивидуальные, национальные, исторические. Это относится и к знамениому пушкинскому циклу романсов 1935года, принесшему композитору известномть и сразу же вошедшему в золотой фонд советской музыки, и к концерту для хора "Пушкинский венок", созданному в 1978 году к 180-летию со дня рождения поэта.

Концерт состоит из десяти хоровых номеров - своеобразных и тонких прочтений десяти пушкинских стихотворений, которые Г.Свиридов любовно вплетает в венок А.Пушкину-символ почтительного преклонения перед его немеркнунущим гением, "дань признательной любви". Каждое стихотворение охватывает один из мотивов и направлений многотемной и многожанровой пушкинской музы. Здесь и автрский стих, и подражание, и перевод. Национально-русская тематика ("Зимнее утро", "Колечушко-сердечушко", "Стрекотунья-белобока") перемежанием с образами легендарной древности ("Греческий пир"), эпическими стихами о роли и назначении поэта ("Эхо", "Зорю бьют", "Восстань, боязливый"), подражанием Б.Корнуоллу ("Мери"), и восточным романсом ("Камфора и мускус").
Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


(Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?)


Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.


Стихотворение "Зимнее утро" написано Александром Сергеевичем Пушкиным.

Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.

В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».

Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» - так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.

Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:

«…вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче погляди в окно!»

Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.

Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.

Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.



В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.