Подпрограмма художественно-эстетического воспитания обучающихся мкоу «Совхозная сош» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выступления агитбригад оценивало компетентное жюри 1 20.18kb.
С 19 марта в с к. Кристалл стартовал 2 этап ( муниципальный) 1 15.4kb.
Рабочая программа «Рок-ателье» 2 414.16kb.
Анализ деятельности мкоу сош №6 г. Приволжска по оздоровлению обучающихся... 1 271.18kb.
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного... 1 476.08kb.
Номинация «Журналистика» Гран-при Васенкова Ольга, ученица 10 класса... 2 384.3kb.
Номинация «Журналистика» Гран-при Васенкова Ольга, ученица 10 класса... 1 351.36kb.
Анализ работы мкоу сош п. Рудничный Верхнекамского района Кировской... 1 68.79kb.
Искусство 5 1556.26kb.
Информация о дополнительных образовательных программах художественно-эстетического... 1 139.92kb.
«Забавные художники» 1 60.45kb.
Дополнительного образования детей биокомбинатовская детская музыкальная... 1 204.94kb.
- 4 1234.94kb.
Подпрограмма художественно-эстетического воспитания обучающихся мкоу «Совхозная сош» - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

(МКОУ «Совхозная СОШ»)



РАССМОТРЕНА

на заседании Управляющего совета школы протокол №1 от 30.08.2012г.

_________________/И.П. Антонова/


УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Совхозная СОШ»

___________Р.Т. Цихотских

Приказ № 152 от 31.08.2012 г.




РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 30.08.2012г.






Подпрограмма

художественно-эстетического воспитания обучающихся МКОУ «Совхозная СОШ»

«Красота спасет мир»

2012– 2015 г.



Паспорт программы:


Наименование программы

МКОУ «Совхозная СОШ»

«Подпрограмма художественно-эстетического воспитания обучающихся

«Красота спасет мир»

Разработчики Программы

Ерина Ольга Михайловна,

Толкунова Юлия Викторовна



Исполнители (участники) Программы

Педагогический коллектив МКОУ «Совхозная СОШ»


Цель Программы


Гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства.

Задачи Программы

1. Развивать умение правильно оценивать прекрасное и видеть красоту во всех сферах жизни;

2. Развивать нравственность, художественный и эстетический вкус;

3. Развивать творческие способности творческую активность лицеистов;

4. Формировать эстетическое отношение к труду, культуру общения и поведения в социуме.

5. Создание условий для самоутверждения, самореализации и всестороннего развития личности.


Координатор Программы

Администрация МКОУ «Совхозная СОШ»


Сроки реализации

2012-2015

Ожидаемые конечные результаты

Устойчивое функционирование кружков художественно-эстетической направленности в школе;

Развитие новых структурных подразделений художественно-эстетической направленности;

Развитие личностных качеств обучающихся как: самостоятельность, инициатива, взаимовыручка, сопричастность общему делу, чувства долга, ответственность, уважение друг к другу, самооценка, взаимовыручка;

В ходе реализации программы обучающиеся познают виды искусства, учатся проявлять эмоциональную отзывчивость, выражать свои чувства средствами искусства, развивают ассоциативное мышление, воображение, творческое отношение к жизни.




Пояснительная записка
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях особую социальную значимость приобретает развитие художественно-эстетического направления системы дополнительного образования.

Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, сценического искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.

Формирование эстетического отношения к труду – необходимый аспект общего воспитательного процесса. Эстетическое начало труда заключается в красоте создаваемых вещей, предметов. Вещь отражает степень мастерства её творца. Важный вклад в осуществление эстетического воспитания вносят праздники, посвященные трудовым процессам, исполнение новых и старых обрядов, обычаи, ритуалы.

Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека.



Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, танцы, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифуют исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, строит свои взаимоотношения с людьми. В образовании это длительный процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, жить и творить «по законам красоты».

Цели:

  • Создание условий для развития интеллектуально-творческого и эмоционального потенциала ребенка

  • Воспитание нравственной культуры личности, нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведение.

  • Формирование духовных качеств, высоких эстетических чувств.

  • Воспитание интереса к литературному, музыкальному, изобразительному и театральному наследию.

Задачи:

  • Формирование комплекта образовательных программ, учебных планов и методических пособий, определяющих реализацию художественно-эстетической направленности, пакета локальных нормативных документов, регламентирующих процесс художественно-эстетического образования;

  • организация новых структурных подразделений художественно-эстетической направленности (детских объединений, элективных курсов);

  • повышение значимости художественно-эстетического образования в процессе целостного развития личности

  • получение учащимися индивидуальных знаний и развитие способностей в определенной области художественно-эстетической деятельности;

  • воспитание творческого начала и интереса к искусству;

  • формирование эстетических чувств и потребностей;

  • Вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний.

  • Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.

  • Развивать у детей вкус, творческие способности.

  • Прививать любовь к родному краю, природе.


Направления деятельности учителя:

  • Диагностика творческих способностей и возможностей младших школьников.

  • Формирование эстетически и этически организованной среды.

  • Воспитание у школьников средствами искусства нравственных принципов и этических норм культуры поведения.

  • Воспитание у детей интереса к изучению сокровищницы родного края, чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.


Приоритетные принципы Программы:

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

  2. Ориентация на личные интересы, потребности и способности ребенка;

  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации;

  4. Единство обучения, воспитания и развития;

  5. Здоровьесберегающая направленность;

  6. Практико- деятельностная основа образовательного процесса.


Содержание программы

Содержание художественно-эстетической направленности, общее для любых образовательных программ данной направленности, определяется базовым образовательным минимумом, который получают обучающиеся при освоении учебных курсов. Этот минимум обусловлен тем видом художественного творчества, которым занимаются дети в пространстве выбранной ими образовательной программы. Каждая программа определяет также минимум практических умений и навыков, необходимый для самореализации обучающегося в художественной деятельности. Экспертиза продуктов образовательной деятельности: концертов, спектаклей, выставок, творческих конкурсов и конференций, проводимые в рамках данной направленности, - является организационно- деятельностным «измерителем» этого минимума, поддерживает общую для направленности «планку» качества и уровня образования.


Комплексная программа «Красота спасет мир» включает в себя две образовательные ступени:

Первая ступень — ознакомительная, рассчитана на обучающихся 1-6 классов. Эта ступень является отправной точкой для развития способностей, раскрытия потенциала каждого ребенка. Дает возможность: получить элементарные знания в данной области; попробовать свои силы, определить способности и интерес к определенному виду творческой деятельности;

Основной формой деятельности на первой ступени являются детские объединения художественно-эстетической направленности по выбору для учащихся 1-6 классов.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Творчески работая с природным материалом, ребенок обретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учится видеть неповторимую красоту, образ. Природа одаривает творца неисчислимым количеством растений, природным материалом с разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками, активной динамикой. Этот материал вызывает образные ассоциации, активизируя творческий процесс. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель детского объединения вместе с тем направляет творческую деятельность обучающихся, помогая им в выполнении поставленной задачи.

Вторая ступень представляет собой обучение на элективных курсах по выбору для школьников 7-11 классов, предполагающее оказание им помощи в планировании первоначального профильного образовательного маршрута, а также развитие способностей, которые позволят успешно адаптироваться к условиям профильного обучения. Главным принципом набора на курсы является не столько наличие способностей, сколько интерес и желания учащихся заниматься избранным видом деятельности.

Основная форма деятельности на второй ступени элективные курсы.

Содержание второй ступени Программы определяется базовым образовательным минимумом, который получают школьники при освоении программ элективных курсов. Этот минимум обусловлен тем видом творческой деятельности, которым занимаются дети в пространстве выбранной ими образовательной программы. Каждая программа определяет также минимум практических умений и навыков, необходимый для самореализации обучающегося в творческой деятельности. Экспертиза продуктов образовательной деятельности: семинаров, творческих конкурсов и конференций, проводимые в рамках данной направленности, является организационно - деятельностным «измерителем» этого минимума, поддерживает общую для направленности «планку» качества и уровня образования.

Этапы реализации подпрограммы

I этап - Подготовительно-диагностический (2011-2012 уч. год).


  1. Изучение и анализ образовательных запросов учащихся и родителей путем анкетирования;

  2. Подготовка нормативно-правовой документации;

  3. Формирование комплекта образовательных программ, учебных планов и методических пособий, определяющих реализацию художественно-эстетической направленности;

  4. Определение развития приоритетных направлений художественно-эстетической деятельности;

II этап - Практический (2012-2014 уч. год).

  1. Организация работы детских объединений художественно-эстетической направленности;

  2. Организация и проведение семинаров и конференций с участием педагогов, классных руководителей, администрации школы.

III этап - Обобщающий (2014-2015 уч. год).

  1. Анализ эффективности работы Подрограммы;

  2. Корректировка планов и программ на основе анализа результатов мониторинга;

  3. Представление результатов реализации программы;

  4. Определение стратегических целей и задач для дальнейшей работы.


Формы реализации программы:

- Деятельность кружков художественно-эстетической направленности:



  • «Художественная самодеятельность», руководитель Ерина О.М.

  • «Рукоделие», руководитель Толкунова Ю.В.

- Участие в конкурсах, играх, проектах художественно-эстетической направленности;

- Участие в традиционных мероприятиях школы.


Ожидаемые результаты:

Устойчивое функционирование кружков художественно-эстетической направленности в школе;

Развитие новых структурных подразделений художественно-эстетической направленности;

Развитие личностных качеств обучающихся как: самостоятельность, инициатива, взаимовыручка, сопричастность общему делу, чувства долга, ответственность, уважение друг к другу, самооценка, взаимовыручка;

В ходе реализации программы обучающиеся познают виды искусства, учатся проявлять эмоциональную отзывчивость, выражать свои чувства средствами искусства, развивают ассоциативное мышление, воображение, творческое отношение к жизни.
Контроль и оценка деятельности учащихся:

Отметки не выставляются, что существенно облегчает задачу учителя.


В этих случаях наиболее адекватной может быть признана система содержательных оценок, разработанная Ш.А. Амонашвили (гуманно-личностная технология).
Данная система позволяет выработать у учащихся правильное отношение к учёбе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям.
Основными характеристиками системы содержательных оценок является:

  • Доброжелательное отношение к ученику как личности.

  • Положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи (в данном случае – коммуникативной). Это положительное отношение учителя не ставится в прямую зависимость от успешности выполнения задачи: даже если ребёнку не удалось решить её, оценивается его старание.

  • Конкретный анализ трудностей, которые испытывал ученик при решении поставленной задачи, а также допущенных им ошибок.

  • Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.

Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, а не на удачи, на их поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями ученика и учителя, направленными на улучшения качества обучения.
Средства контроля и диагностики результатов
Основным средством диагностики результатов и контроля выполнения программы является комплексный мониторинг. В качестве средств мониторинга используются: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, вариативные формы опроса участников образовательного процесса, изучение документальных материалов, а также контрольные срезы. Система измерителей выстраивается относительно конкретного образовательного цикла (полугодие, год). Образовательный цикл представляется в форме табличных вариантов анкетных данных, информационно-аналитических справок, гистограмм и диаграмм.
Условия организации дополнительного образовательного процесса по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся регулируется:

  • Законом РФ «Об образовании» (1992г. с изменениями и дополнениями от 13 января 1996г. №12-фз);

  • Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей ( от 7 марта 1995г. №223 с изменениями и дополнениями от 22 февраля 1997г. №212);

  • «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Министерства образования РФ от 18.06.03г. №28-02-484/16).



Примерные разделы художественно-эстетического воспитания

Раздел 1. “Эстетическая грамматика” (14 часов)

Этикет.

Цель: продолжить знакомство детей с понятием “этикет”, выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах; организовать игры и упражнения, помогающие детям овладеть правилами этикета.

Понятия, которые должны усвоить дети: этикет, воспитанность, внимательность, предупредительность, благодарность и радость.



Тема

Цели

Практическая работа

1. Что такое этикет? Учимся правилам этикета

Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета

Акцентировать внимание детей на соблюдении правил поведения при появлении гостя в доме, о времени визитов, поведении детей в чужом доме



Правильно войти в школу, а в школе – в класс, столовую

Появиться в доме в качестве гостя (в праздник, день рождения)



2. Приглашаем всех к столу

Убедить детей в необходимости соблюдения правил поведения во время приёма пищи

С помощью игр и упражнений объяснить детям правила этикета за столом



Накрыть стол для вечернего чая

Как поступишь, если ты обедаешь, а в это время пришёл твой друг (подруга)



3. Учимся делать покупки

Воспитать у детей необходимость соблюдения правил поведения в магазине, чтобы людям было проще и приятнее, чтобы никто не испытывал неудобства, неловкости

Игра: “В магазине”

4. Этикет в театре

Развить навыки культурного поведения в театре (и в других культурных местах)

Правильно подать вещи гардеробщику, пройти в зрительный зал и найти своё место

Тест: “Знаешь ли ты, как вести себя за столом?”

Праздник чая



Этика отношений с окружающими

Задачи: формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе; включить детей в овладение гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и заданий творческого характера.

Понятия, которые должны усвоить дети: дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение и трудолюбие.



5. От чего зависит настроение

Объяснить детям, что настроение людей зависит от формы и тона общения; о роли общения в жизни людей

Игра: “Волшебное зеркало”

6. Умею дарить радость

Акцентировать внимание детей на том, что когда даришь радость другому, радуешься сам

Игра: “Учимся делать комплименты”

7. Поздравляем наших мам

Научиться правильно, подбирать подарки близким людям, составлять письменное поздравление и пожелание

Написать текст поздравления


Этика отношений в коллективе

Задачи:

  • Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.

  • Включать детей в овладение гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и заданий творческого характера.

Понятия, которые должны усвоить дети: дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение и трудолюбие.

8. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались!

Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе

Игра: “Настроение”

9. Мальчики и девочки (общее и особенное)

Акцентировать внимание детей на вопросах этики поведения и отношений между мальчиками и девочками, выявить проблемы, существующие в этом плане в классе

Игра: “Свиток”

10. Советуем друг другу

Заставить детей задуматься над теми нравственными чертами, какие заметили у них товарищи по классу; вызвать желание измениться, стать лучше

Игра: “Зеркальце”

11. “Добрым жить на белом свете веселей”

Подвести детей к выводу, что у добрых всегда много друзей, что “добрым жить на белом свете веселей”

Игра-инсценировка сказки о добрых делах и людях

12. Чего в другом не любишь, того не делай сам

Фиксировать внимание детей на важности соблюдения заповеди: “Поступай так, как бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе”



13. Подумай о других

Учить детей стремлению к добрым делам и поступкам; объяснить, что мешает добрым отношениям в классе

Игра: “Цветик – семицветик”

Раздел 2. “Истоки” (4 часа)

Цель: воспитать любовь к малой родине, прошлому русского народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам – славянским корням.



Тема.

Тип урока.

1.

Исторические и архитектурные памятники

Урок познавательной беседы

2.

Театр

Экскурсия в театр, музей

3.

Воронежский край в войне 1941 года

Урок с элементами театрализации

4.

Улицы Воронежа, названные в честь участников Великой Отечественной войны

Заочное путешествие по карте города Воронежа

Раздел 3. “Православный календарь” (3 часа).

Цели:

  • Познакомить учащихся с наследием русского народа, разбудить потребность в овладении культурными богатствами народа, желании их сохранять, оберегать.

  • Формировать бережное отношение к реликвиям прошлого.

  • Обучать вести исследовательскую работу, размышлять, анализировать.

  • Воспитывать любовь к своему Отечеству на примере исторических событий.

1.

Славянские праздники. Сретенье (15 февраля). Весенние праздники

Урок познавательной беседы

2.

День рождения леса: “Жаворонушки” (22 марта – “Сороки”)

Праздник: “Жаворонушки” (Сороки)

3.

Из истории книгопечатания

Познавательная беседа


Раздел 4. “Природа и человек” (1 час)

Цели:

  • Формирование навыков наблюдения за эстетическими проявлениями окружающей природы.

  • Осознание, переживание и накопление эмоционально-эстетических чувств.

  • Развивать интерес к природе родного края.

  • Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.

1.

Удивительный мир природы в мифах древних славян

Урок в краеведческом музее


Раздел 5. “Искусство” (11 час)

Задачи:

  • Ознакомление с различными видами искусства.

  • Накопление эстетических впечатлений и образов.

  • Пробуждение интереса к произведениям искусства.

  • Воспитание грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы созерцать произведения искусства.

  • Приобщить детей к истокам народного творчества родного края и музыкальной культуре.

Живопись. “Волшебная кисть” (4 часа)

1.

Знакомство с творчеством И.Шишкина

Урок-знакомство

2.

“Белый дом над Окой”. Знакомство с творчеством В. Поленова

3.

Знакомство с творчеством орловского художника Курнакова.

Урок-знакомство.

4.

Экскурсия в музей искусств

Урок-экскурсия в музей

Литература (2 часа)

1.

Поэтическая тетрадь. Д. Блынский

Урок-знакомство

2.

Литературная гостиная, посвященная творчеству детского писателя и поэта

Урок с элементами театрализации

Музыка (1 час)

1.

Народные песни Воронежского края (фольклор)



Декоративно-прикладное искусство (5 часа)

1–2.

Русский народный костюм

Южный тип русского народного костюма Основные конструктивные элементы костюма: рубаха, понева, зипун, головной убор, нарядные украшения



  • Декор народного костюма

  • Выполнение аппликаций для комплекта из цветной бумаги методом обрывания (цветная бумага, клей)

Урок познавательной беседы с элементами художественного труда

3–4.

Поиграем в куклы

  • Кукла-оберег и забава, предмет культа домашнего очага

  • Знакомство с приёмами создания лоскутной куклы-закрутки (вертеть куклу)

  • Акцентируем внимание на красоту деталей и точность пропорций фигуры человека

  • Создать куклу (ткань, нитки, ножницы)

Урок познавательной беседы с элементами художественного труда

5.

Искусство украшения одежды

  • Использование цветного бисера в крестьянских нарядах (гайтаны, позатылены)

  • Приём работы

  • Низание цепочек

  • Изготовление «феничек» (бисер, леска)

  • Бисероплетение

  • Бисерное низание для украшения позатыленя

Урок познавательной беседы с элементами художественного труда

Итоговый тест по курсу: “Основы эстетического воспитания” 3 класс.

Данное тематическое планирование разработано для учеников 4 класса (1 – 4) и рассчитан на 1 час в неделю. (Всего 34 часа)



Раздел 1. “Этическая грамматика” (14 часов)

Этикет

Задачи: углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни, практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм.

Понятия, которые должны усвоить дети: этикетные нормы поведения, речевой этикет, хорошие и дурные манеры, человечность.



Тема

Цель

Практическая работа

1. Человек – мера всему (в школе, семье)

Познакомить с основами этикета, правилами поведения, предписывающими безусловное уважение к человеку

Рассказать о правилах поведения на уроках и переменах; акцентировать внимание детей на школьных правилах этикета: по отношению к учителю, работникам столовой, гостям школы, товарищам

Поговорить с детьми об их поведении по отношению к родителям, бабушке и дедушке, родственникам, соседям; поговорить о месте игрушек в доме, об уходе за ними


Предложить помощь другу (подруге), извиниться за опоздание и т. д.

Извиниться и перебить разговор беседующих, обратиться с просьбой к учителю

Выразить почтение старшему, успокоить плачущего малыша


2. Человек в гостях (за столом)

Познакомить с правилами поведения при появлении гостя в доме; рассказать о том, как нужно угощать гостя; о формах благодарности, о времени визита

Познакомить детей с правилами поведения за столом, общения во время трапезы с тем, как пользоваться приборами, салфетками



Пригласить товарищей на чай; появиться в доме в качестве гостя

Угостить сидящего рядом гостя; накрыть стол для ужина



3. Человек в культурно-зрелищных учреждениях (на улице)

Объяснить правила поведения в культурно-зрелищных учреждениях. Рассказать о культуре театральной одежды, об определении времени выхода и маршрута.

Познакомить детей с правилами поседения во время прогулки, перехода через улицу



В “зрительном зале”: войти в зал, пройти по ряду. Занять место в середине ряда; ты пришёл в театр после третьего звонка

Обратиться к прохожему с просьбой; оказать внимание и помощь пассажиру в транспорте, пешеходу на улице



Праздник: “Рыцарский турнир вежливости”.

Этика общения человеческих отношений

Задачи: расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся, совершенствовать практику этического поведения детей в отношениях к людям, природе, окружающей деятельности.

Понятия, которые должны усвоить дети: душевность, духовность, бездуховность, доверие, доверительность, симпатия и антипатия.



5. Душа – это наше творение

Акцентировать внимание детей на том, что духовность это внутренняя сила человеческой души, вбирающая и откликающаяся на всё истинное, доброе, полезное человеку; обратить внимание на формирование души

Остановить недостойное поведение друга, принести извинения за допущенную ошибку родителям, учителю, незнакомому человеку

6. Человек расширяет знакомство

Объяснить правила поведения при знакомстве: на улице, в гостях, в своём доме; как продолжить знакомство; как проявить знаки симпатии и как оказать знаки внимания новому знакомому

Познакомить родителей со своими друзьями, товарищами, новым другом

7. Человек общается с книгой

Развивать культуру чтения книги, относиться к книге как к источнику знаний

Обратиться к библиотекарю в момент затруднения относительно поиска нужной книги; заинтересовать товарища прочитанной книгой

8. Человек на даче

Учить детей слушать природу, объяснить важность огородной работы

Игра на лоне природы

9. Вглядись в себя, сравни с другими

Научить оказывать знаки внимания окружающим людям, говорить комплименты, проявлять интерес к другому человеку, разделять с человеком радость; возражать и оценивать другого человека

Поздравлять с торжественным днём всех родных, преподнеся им сувениры, подарки; выслушать человека с доброжелательностью



Этика отношений в коллективе

Задачи: расширить и углубить понятия коллективизма, совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений, создать условия для применения этих знаний.

Понятия, которые должны усвоить дети: коллективизм, единомыслие, великодушие, зависть.



10.

Коллектив начинается с меня



Воспитать доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказать им внимание и помощь

Правильно общаться с соседом по парте; вести телефонный разговор с другом

11. Дружеские встречи

Воспитать чувство коллективизма, научить нескольким способам приготовления сюрпризов для именинников

Правильно преподнести и принять подарок

12. Дружба как духовная ценность

Научить различать понятия: “законный приятель и товарищ – друг”, доверять другу, уважать его достоинство, уделять другу внимание и время, чувствовать ответственность за него, беречь дружбу от зависти и злости

Правильно повести себя, если при тебе неуважительно отзываются о твоём друге; правильно вести себя, если к тебе пришёл друг, а у тебя срочное дело

13. Секретные советы девочкам

Объяснить девочкам роль этикета в формировании женственности, поведение при нарушении мужского этикета



Этикет и внешний вид

Задачи: формировать отношение к здоровью человека как ценности, ориентировать учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида.

Понятия, которые должны усвоить дети: красота, грациозность, манерность, сдержанность, собранность и эстетика.



14. Мой внешний вид

Культура моей одежды

Культура движений человека


Объяснить детям важность осанки и походки человека, акцентировать внимание на позах стоящего и сидящего человека, которые говорят о красоте, естественности, грациозности

Научить различать одежду: повседневную, рабочую от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде

Воспитывать сдержанность, спокойствие; уметь соблюдать дистанцию, приносить извинения за неосторожные движения


Тест: “Воспитанный ли ты человек?”.

Раздел 2. “Истоки” (4 часа)

Цель: воспитать любовь к малой родине, прошлому русского народа, творческому наследию через обращение к нашим истокам – славянским корням.



Тема.

Тип урока.

1–2.

Значение почты

Конкурс почтовой марки



Урок познавательной беседы
Экскурсия на почту

3–4.

Малые города

Заочное путешествие по малым городам Воронежской области

Раздел 3. “Православный календарь” (3 часа)

Цель: приобщить детей к православной культурной традиции, утвердить высокие духовные ценности – любви, доброты, сострадания и душевной чистоты.

1.

Славянские праздники. Татьянин день (25 января)

Урок познавательной беседы

2.

Троицын день

3.

Славянский базар (покровительница ярмарки Параскева Пятница)

Ярмарка

Раздел 4. “Природа и человек” (2 часа)

Цель: формирование навыков наблюдений за эстетическими проявлением окружающей природы, осознание, переживание, накопление эмоционально-эстетических чувств; развивать интерес к природе родного края; воспитывать чувство бережного отношения к природе родного края.

1–2.

Животный и растительный мир края. Редкие животные, растения

Урок познавательной беседы

Раздел 5. “Искусство(11 часов)

Задачи:

  • Ознакомление с различными видами искусства.

  • Накопление эстетических впечатлений и образов.

  • Пробуждение интереса к произведениям искусства.

  • Воспитание грамотного зрителя, способного понимать, оценивать или хотя бы созерцать произведения искусства.

  • Приобщить детей к истокам народного творчества родного края и музыкальной культуре.

Живопись. “Волшебная кисть” (4 часа)

1.

Творчество И. Айвазовского

Урок-знакомство

2.

Глава Товарищества передвижников И. Н. Крамской, его творческий путь

3.

Творчество художника Г. Мясоедова

4.

Экскурсия в музей Искусств

Урок-экскурсия в музей

Литература (2 часа)

1.

Встреча в “Литературной гостиной”

Урок с элементами театрализации

2.

Поэтическая тетрадь “Живут в Воронеже поэты…”

Урок-знакомство

Музыка (1 час)

1.

Песенными дорогами П. Киреевского

Урок-знакомство

Экскурсия в музей писателей



Декоративно-прикладное искусство (4 часа)

1.

Ливенская гармошка – любимый народный инструмент

  • Бумажная объёмная аппликация (цветная бумага, клей, ножницы).

Урок познавательной беседы с элементами художественного труда

2.

Чернышинская игрушка


Урок познавательной беседы с элементами художественного труда

3.

Плетение корзины – плетушки, корзины – грибница

  • Переплетение бумажных полосок

  • Художественная выразительность и практическое назначение народных изделий, слепленных из лозы, лыка

  • Плетение кузовка из четырёх цветных полос (бумага, клей ножницы)

Урок познавательной беседы с элементами художественного труда


Литература:

  • Т.В. Черникова «Профильное обучение. Программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности» М.:Сфера, 2006

  • Н.И. Дереклеева «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» М.:Вако, 2004

  • Т.Л. Павлова «Профориентация школьников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости» М.:Сфера, 2005

  • Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов «Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся» М.:Сфера, 2005

  • Н. И. Еременко «Предпрофильная подготовка школьников 5-11 класс» М.: Панорама, 2006

  • М. В. Степанова «Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении» С.-П.:Каро, 2005

  • И. В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Равкина «Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки» С.-П.:Каро, 2005

  • «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики»: Материалы II Всероссийской научно- практической конференции. М.:МЭСИ, 2008

  • «Профильное обучение в школе : модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений» М.:Классик Стиль, 2006

  • Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. Екатеринбург, 1997 г.

  • Губкина Т. Программа по этике “В плену вечных вопросов”. Газета “Начальная школа” № 16, 1997 г.

  • Детская литература. Хрестоматия. Москва, 1986г.

  • Королёва Н.С., Уткин П.И. Народные художественные промыслы. Москва, 1992 г.

  • Лейкин А. “Путешествие в Гардарику”. Москва, 1980 г.
    Милее края нет. Сборник. Тула, 1998 г.

  • Масленникова Р.А. Русское устное творчество. Орёл, 1993 г.. Пожидаев Г., Калинников В. Симфония жизни в четырёх частях. Тула, 1994 г.

  • Журналы: “Трамвай”, “Мурзилка”, “Искусство в школе” – издания разных лет.

  • Юный художник. Журнал № 8, 1995 г.

  • Эстетика. Словарь. Москва, 1989 г.