страница 1страница 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Петрова Елена Михайловна, учитель биологии (фио) 2013 год пояснительная записка рабочая - страница №1/2
![]()
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Биология» для 5 класса составлена на основе:
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10, №1897)
программы основного общего образования. Рабочая программа включает: Пояснительную записку Общую характеристику учебного предмета «Биология» Требования к уровню подготовки учащихся согласно ФГОС второго поколения и образовательным целям ГБОУ Гимназии № 1306 Место курса «Биология. 5 класс» в учебном плане ГБОУ Гимназии № 1306 г. Москвы Планируемые результаты освоения курса «Биология» (личностные, метапредметные, предметные) Содержание курса «Биология» Тематическое планирование Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета Планируемые результаты изучения курса «Биология»
соответствует базовому уровню подготовки учащихся; соответствует учебнику, допущенному Министерством образования Российской Федерации:
Данный комплекс задач учитывает вариативный подход в освоении обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями. Общая характеристика учебного предмета «Биология» Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Учебный предмет «Биология» раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология – экспериментальная наука, поэтому в изучении курса на различных этапах образовательного процесса активно реализуются разнообразные опыты и биологические эксперименты с описанием их результатов, соблюдением правил безопасной работы в биологической лаборатории. Учебный курс развивает преемственность с основами естественнонаучных знаний начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Построение учебного содержания курса «Биология» осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основе - взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Биология как учебный предмет раскрывает исследовательскую значимость комплекса наук о живых организмах как в повседневной жизни каждого человека, так и в планетарном масштабе всей цивилизации. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Концепция курса биологии «Линия жизни» построена на основе идеи деятельностного подхода к образованию и направленности содержания на формирование универсальных учебных умений, соответствия содержания возрастным закономерностям развития школьников, преемственности начального и основного общего биологического образования. Ориентиром для разработки авторской концепции стала Примерная программа по биологии для основной школы, составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. Структура курса биологии в серии учебно-методических комплектов «Линия жизни» обеспечивает: Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. При отборе содержания курса «Биология» учитывались основные дидактические принципы:
Требования к уровню подготовки учащихся согласно ФГОС второго поколения и образовательным целям кафедры естественных наук ГБОУ Гимназии №1306
Особенности организации учебного процесса
Место курса «Биология. 6 класс» в учебном плане ГБОУ Гимназия № 1306. г. Москвы Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 35 ч. (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7,8,9 классах. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Планируемые результаты освоения курса «Биология» Изучение биологии в основной школе обуславливает достижение следующих личностных результатов: 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; знание культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе оиентации в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 6. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуальног7о и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. 7. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Содержание курса «Биология» При отборе содержания курса «Биология» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, спиралевидности, вариативности Раздел 1 «Живые организмы» Основное содержание: Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции. Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных. Лабораторные и практические работы: Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Изучение органов цветкового растения. Изучение строения позвоночного животного. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. Изучение строения водорослей. Изучение строения мхов (на местных видах). Изучение строения папоротника (хвоща). Изучение строения голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений. Изучение строения плесневых грибов. Вегетативное размножение комнатных растений. Изучение одноклеточных животных. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение строения рыб. Изучение строения птиц. Изучение строения куриного яйца. Изучение строения млекопитающих. Экскурсии: Разнообразие и роль членистоногих в природе. Разнообразие птиц и млекопитающих.
Основное содержание: Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Лабораторные и практические работы: Строение клеток и тканей. Строение и функции спинного и головного мозга. Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия. Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления. Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких. Строение и работа органа зрения. Экскурсии: Происхождение человека. Раздел 3 «Общие биологические закономерности» Основное содержание: Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Лабораторные и практические работы: Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. Выявление изменчивости у организмов Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсии: Изучение и описание экосистемы своей местности.
КОМПЛЕКТ УМК серии «Линия жизни» Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника с 5 по 9 класс: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя) В. В. Пасечник и др. Биология. 7 класс (учебник) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя) В. В. Пасечник и др. Биология. 8 класс (учебник) В. В. Пасечник и др . Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя) В. В. Пасечник и др. Биология. 9 класс (учебник) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 класс В содержании курса биологии 6 класса большое место отводится функциональному подходу, в соответствии с которым приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма, взаимосвязи строения и функций. Обмен веществ – ведущее системообразующее понятие, вокруг которого происходит формирование знаний о строении и процессах жизнедеятельности организмов разных царств природы. Составной частью обмена веществ является питание организмов – автотрофное и гетеротрофное. Знание процесса питания служит основой для рассмотрения сущности дыхания. Далее обсуждается транспорт веществ. Курс знакомит с признаками жизни – ростом, развитием, раздражением, раздражимостью. Курс предусматривает рассмотрение и разных форм регуляции. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов, их взаимодействия с окружающей средой. Формы контроля на уроке «Биология» в 6 классе (входной, текущий, итоговый)
следующая страница >> |