Петрова Елена Михайловна, учитель биологии (фио) 2013 год пояснительная записка рабочая программа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Феоктистова Елена Николаевна учитель истории и обществознания высшей... 2 354.51kb.
Патрахина Елена Александровна 2013 г. Тобольск пояснительная записка... 3 901.39kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса Учитель Брук Е. 1 153.34kb.
Учитель Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка рабочая программа 5 1394.13kb.
Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка. Данная рабочая программа 2 709.14kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Шероватова Нонна Александровна учитель начальных классов п. 1 373.75kb.
Архиповой Еленой Алексеевной Всего часов: 68 часа Срок реализации... 2 643.53kb.
Махониной Татьяной Владимировной 2013-2014 учебный год пояснительная... 1 311.62kb.
Хисамиева Альфреда Мунавировича 2012 2013 учебный год пояснительная... 1 163.33kb.
Ситникова Елена Викторовна (Ф. И. О. учителя) пояснительная записка... 1 202.91kb.
Для размещения в блок «Вакансии» на официальный сайт администрации... 1 74.49kb.
- 4 1234.94kb.
Петрова Елена Михайловна, учитель биологии (фио) 2013 год пояснительная записка рабочая - страница №1/2


ГБОУ Гимназия №1306

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

естественных наук

1 от 29.08.2013



СОГЛАСОВАНО

на заседании №2 методического совета ГБОУ Гимназии №1306

от 26.09.2013

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гимназии

Спорышева Е.Б.___________________

27.09.2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ 6 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы:


Петрова Елена Михайловна, учитель биологии

(ФИО)
2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Биология» для 5 класса составлена на основе:



  • фундаментального ядра содержания общего образования;

  • авторской программы по биологии (авторы: В.В. Пасечник и др.);

  • примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

  • программы развития и формирования универсальных учеб­ных действий;

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10, №1897)

  • кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

программы основного общего образования.

Рабочая программа включает:


Пояснительную записку

Общую характеристику учебного предмета «Биология»

Требования к уровню подготовки учащихся согласно ФГОС второго поколения и образовательным целям ГБОУ Гимназии № 1306

Место курса «Биология. 5 класс» в учебном плане ГБОУ Гимназии № 1306 г. Москвы

Планируемые результаты освоения курса «Биология» (личностные, метапредметные, предметные)

Содержание курса «Биология»

Тематическое планирование

Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета

Планируемые результаты изучения курса «Биология»
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю);

соответствует базовому уровню подготовки учащихся;

соответствует учебнику, допущенному Министерством образования Российской Федерации:

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. «Биология. 5-6 класс» (серия «Линия жизни»);
Цель обучения:
Развитие достижений учащихся в изучении и использовании системы методов познания живых организмов
Задачи:


  • овладение учащимися понятийным аппаратом биологии;

  • формирование у учащихся систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жиз­ни;

  • воспитание у учащихся убежденности в познаваемости естественнонаучной картины мира, отношения к биологии как элементу общечеловеческой культуры;

  • организация научных на­блюдений за объектами живой природы с обсуждением и анализом результатов;

  • развитие у детей интереса к экспериментальным методам исследования;

  • формирование компетенций в умении дать научную характеристику биологических объектов и процессов;

  • проведение несложных самостоятельных биологических экспериментов с использованием приборов и лабораторного оборудования;

  • освоение учащимися приёмов оказания первой помощи, рацио­нальной организации труда и отдыха;

  • формирование основ экологической грамотности: способ­ности оценивать последствия деятельности человека на окружающую среду, влияния факторов риска на здоровье человека;

  • овладение приёмами работы с информацией биологи­ческого содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

  • создание основы для формирования интереса к дальней­шему расширению и углублению биологических знаний.

  • понимание научной информации в рамках изучаемой программы

  • Определение значения биологических знаний в современной жизни

  • Формулирование цели работы, исследовательского вопроса, гипотезы на основе теоретических знаний

  • Самостоятельно подбирать и грамотно использовать лабораторное оборудование

  • Фиксировать наблюдения, анализировать и представлять данные в виде рисунка или таблицы

  • Применять знания для решения простых расчетных задач

  • Делать выводы на основании полученных экспериментальных данных

  • Организовывать с помощью учителя и проводить презентацию работы

  • С помощью учителя анализировать ошибки

Данный комплекс задач учитывает вариативный подход в освоении обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Содержательной основой школьного курса биологии являет­ся биологическая наука. Поэтому биология как учебный пред­мет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Учебный предмет «Биология» раскрывает роль биологической науки в эко­номическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на форми­рование у учащихся представлений об отличительных особен­ностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельно­сти по их разрешению.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым уча­щиеся должны освоить содержание, значимое для формирова­ния познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология – экспериментальная наука, поэтому в изучении курса на различных этапах образовательного процесса активно реализуются разнообразные опыты и биологические эксперименты с описанием их результатов, соблюдением правил безопасной работы в биологической лаборатории.

Учебный курс развивает преемственность с основами естественнонаучных знаний начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Построение учебного содержания курса «Биология» осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основе - взаимодействие научного, гуманистического, аксиоло­гического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Биология как учебный предмет раскрывает исследовательскую значимость комплекса наук о живых организмах как в повседневной жизни каждого человека, так и в планетарном масштабе всей цивилизации.

Содержание курса направлено на формирование универ­сальных учебных действий, обеспечивающих развитие позна­вательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как уме­ние видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, на­блюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения поняти­ям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преоблада­ют такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.


Структура курса биологии в серии учебно-мето­дических комплектов «Линия жизни»:


  1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5 и 6 классы).

  2. Многообразие живой природы (7 класс).

  3. Человек и его здоровье (8 класс).

  4. Основы общей биологии (9 класс).

Концепция курса биологии «Линия жизни» построена на основе идеи деятельностного подхода к образованию и направленности содержания на формирование универсальных учебных умений, соответствия содержания возрастным закономерностям развития школьников, преемственности начального и основного общего биологического образования. Ориентиром для разработки авторской концепции стала Примерная программа по биологии для основной школы, составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС.



Структура курса биологии в серии учебно-мето­дических комплектов «Линия жизни» обеспечивает:
Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

При отборе содержания курса «Биология» учитывались основные дидактические принципы:



Основные дидактические принципы


Научность


Доступ-ность

Система-тичность

Последо-вательность

Разви-тие

Гумани-таризация

Целостность образа мира

Культуро-сообразность

Спира-левидность



Вариа- тивность

Требования к уровню подготовки учащихся

согласно ФГОС второго поколения и образовательным целям

кафедры естественных наук ГБОУ Гимназии №1306

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению и познанию;

ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

сформированность основ гражданской идентичности.



освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.


освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.






Особенности организации учебного процесса

Образовательные технологии

Формы организации учебной деятельности

Методы и приёмы обучения

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Проектная технология



Поисковая беседа

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы

Музейные уроки

Лабораторные практикумы

Практические занятия

Дискуссионные занятия

Экскурсии

Проекты



1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративный метод

  • эвристический

  • исследовательский (проектный)

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

  • Познавательные игры

3)методы контроля

  • Устный опрос

  • Письменный опрос

(проверочные работы, тесты, графические диктанты, контрольные работы)

  • Практические работы

  • Взаимный контроль при групповой

работе

  • Самоконтроль при выполнении

домашнего задания



Место курса «Биология. 6 класс» в учебном плане ГБОУ Гимназия № 1306. г. Москвы

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 35 ч. (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7,8,9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.




Образовательная область

Название предмета


За счёт каких часов реализуется

Сроки реализации программы

Количество часов в год

Количество часов в неделю

Естественнонаучная


Биология

Федеральный компонент

1 год

35

1




Количество часов в неделю

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1

1

2

2

2

1

1

Планируемые результаты освоения курса «Биология»

Изучение биологии в основной школе обуславливает достижение следующих личностных результатов:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; знание культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе оиентации в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

6. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуальног7о и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.



7. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Формирование навыка смыслового чтения.

  5. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.

  6. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для создания естественно-научной картины мира.

  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.

  3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека.

  4. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознавать необходимость сохранения биоразнообразия и природных местообитаний.

  5. Формирование представлений о значении биологических наук для решения локальных и глобальных экологических проблем, понимания необходимости рационального природопользования.

  6. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними


Содержание курса «Биология»

При отборе содержания курса «Биология» учитывались основные дидактические принципы:



научности, доступности, систематичности, последовательности, развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, спиралевидности, вариативности

Раздел 1
«Живые организмы»

Основное содержание:

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов пер­вой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охра­на редких и исчезающих видов растений. Основные расти­тельные сообщества. Усложнение растений в процессе эво­люции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельно­сти и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многооб­разие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Услож­нение животных в процессе эволюции. Приспособление к раз­личным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы:

Устройство увеличительных приборов и правила работы

с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.



Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных рас­тений.

Изучение строения водорослей.

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение строения рыб.

Изучение строения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.

Экскурсии:

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.

Раздел 2
«Человек и его здоровье»

Основное содержание:

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профи­лактика травматизма. Значение физических упражнений и куль­туры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Анти­тела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кро­вотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена ор­ганов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреж­дение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угар­ным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нару­шения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пла­стический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в тер­морегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их пре­дупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клет­ки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консуль­тирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Бере­менность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной си­стем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и ин­стинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межлич­ностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиени­ческих норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы орга­нов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.


Лабораторные и практические работы:

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга. Определение гармоничности физического развития. Выявле­ние нарушений осанки и наличия плоскостопия. Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериаль­ного давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости лёгких.

Строение и работа органа зрения.

Экскурсии:

Происхождение человека.



Раздел 3
«Общие биологические закономерности»

Основное содержание:

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: не­органические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточ­ная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удале­ния продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и по­ловое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — осно­воположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, есте­ственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — ис­точник веществ, энергии и информации. Влияние экологиче­ских факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экоси­стеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пи­щевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернад­ский — основоположник учения о биосфере. Границы биосфе­ры. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.



Лабораторные и практические работы: Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. Выявление изменчивости у организмов Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсии: Изучение и описание экосистемы своей местности.

Учебно-тематический план

(6 класс)



Содержание программного материала

Количество часов

Глава «Жизнедеятельность организмов

16

1

Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ




2

Способы питания организмов. Почвенное питание




3

Удобрения




4

Фотосинтез




5

Питание бактерий и грибов




6

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные




7

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения




8

Дыхание – компонент обмена веществ




9

Дыхание растений




10

Дыхание животных




11

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений




12

Передвижение веществ у животных




13

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений




14

Выделение у животных




15

Обобщающий урок




16

Защита выставочного проекта «Обмен веществ – главный признак жизни»




Глава «Размножение, рост и развитие организмов»

9

1

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение




2

Вегетативное размножение




3

Половое размножение




4

Рост и развитие – свойства живых организмов.




5

Индивидуальное развитие




6

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека




7

Обобщающий урок




8

Урок контроля




9

Защита проектов «Развитие организмов»




Глава «Регуляция жизнедеятельности организмов»

10

1

Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них




2

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов




3

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных организмов




4

Поведение организмов




5

Движение организмов




6

Организм – единое целое




7

Обобщающий урок




8

Урок контроля




9

Защита проектов «Регуляция жизнедеятельности организмов»




10

Защита проектов «Регуляция жизнедеятельности организмов»




И Т О Г О:

35

КОМПЛЕКТ УМК серии «Линия жизни»

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса преду­сматривает использование УМК (учебно-методических ком­плектов) серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника с 5 по 9 класс:

В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник)

В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс


В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс

В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)

В. В. Пасечник и др. Биология. 7 класс (учебник)

В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс


В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя)
В. В. Пасечник и др. Биология. 8 класс (учебник)
В. В. Пасечник и др . Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс

В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя)


В. В. Пасечник и др. Биология. 9 класс (учебник)

В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс


В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя)
В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 класс
В содержании курса биологии 6 класса большое место отводится функциональному подходу, в соответствии с которым приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма, взаимосвязи строения и функций. Обмен веществ – ведущее системообразующее понятие, вокруг которого происходит формирование знаний о строении и процессах жизнедеятельности организмов разных царств природы. Составной частью обмена веществ является питание организмов – автотрофное и гетеротрофное. Знание процесса питания служит основой для рассмотрения сущности дыхания. Далее обсуждается транспорт веществ. Курс знакомит с признаками жизни – ростом, развитием, раздражением, раздражимостью. Курс предусматривает рассмотрение и разных форм регуляции. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов, их взаимодействия с окружающей средой.

Формы контроля на уроке «Биология» в 6 классе

(входной, текущий, итоговый)





Уровень контроля

Вид контроля

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Диагностические работы

Электронное тестирование

Урочный

4

5

3







Административный
















Всего

4

5

3









Использование условных обозначений в календарно-тематическом планировании

Урок изучения новых знаний

УИНЗ

Урок закрепления знаний

УЗЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

УОИСЗ

Урок контроля

УК

Комбинированный урок

КУ

Урок применения знаний и умений

УПЗУ

Урок в Образовательном музее

МУЗ

Практическая работа

ПР

Лабораторный опыт

Л

Демонстрационный опыт

Д

Домашний эксперимент

ДЭ

Код контролируемого умения ГИА 2014 (ФИПИ)

ККУ

Контролируемый элемент содержания ЕГЭ 2014 (ФИПИ)

КЭС

следующая страница >>