Петренко Анна Игоревна Руководитель вкр доцент, к полит н. Галеткина Наталья Геннадьевна Санкт-Петербург 2013 Аннотация Данная иссле - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Петренко Анна Игоревна Руководитель вкр доцент, к полит н. Галеткина Наталья Геннадьевна - страница №1/7




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"»
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

Отделение прикладной политологии Факультета менеджмента
Кафедра прикладной политологии


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
На тему: «Русский Мир» и современная Россия: анализ государственной политики по отношению к зарубежным соотечественникам (2000-е гг.)»

Направление 030200.62 Политология

Студент группы № 640

Петренко Анна Игоревна


Руководитель ВКР

Доцент, к.полит. н.

Галеткина Наталья Геннадьевна


Санкт-Петербург

2013
Аннотация

Данная исследовательская работа посвящена следующей теме: «Русский Мир» и современная Россия: анализ государственной политики по отношению к зарубежным соотечественникам (2000-е гг.)». Главной целью данной работы является анализ государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, выявление основных направлений, тенденций данной политики и определение путей развития партнерских отношений между  «Русским миром» и современной Россией.

Структура работы состоит из четырех глав, введения и заключения. В первой главе определена степень научной разработанности темы, рассмотрены основные подходы к механизмам  государственного управления. Последующие две главы посвящены анализу реализации государственной политики по отношению к зарубежным соотечественникам на примере конкретного региона – города Санкт-Петербурга, проводимых в нем государственных программ и мероприятий. В последней главе внимание уделено такому понятию как эффективность, дана оценка политики по выработанным критериям эффективности со стороны исследователя и экспертов. Исследовательская работа основана на эмпирических данных полученных практическим путем в Правительстве Санкт-Петербурга, анализе законодательной базы, архивных материалах.


Summary

This research paper is devoted to the following theme: «The Russian World» and modern Russia: analysis of the state policy concerning compatriots abroad during the first decade of the  21th century». The main purpose of this paper is to analyze the state policy in respect of compatriots living abroad, to identify major trends and tendencies of the policy and identifying ways to promote partnerships between the "Russian world" and modern Russia.

Conceptually, the work consists of four chapters, introduction and conclusion. In the first chapter,   the degree of elaboration of scientific topics was determined, the basic approaches to the mechanisms of government were observed. The following two chapters are devoted to the analysis of the implementation of the state policy towards compatriots on the case study of a particular region - St. Petersburg, conducted therein government programs and activities. The last chapter’s attention is given to such a concept as efficiency, an assessment policy worked out by the performance criteria on the part of the researcher and expert. The research work is based on empirical data obtained by practical experience in the Government of St. Petersburg, the analysis of the legal framework, archival materials.

Содержание


Введение 4

Глава 1. Историко-теоретический контекст рассматриваемой проблематики 11

1.1. Степень научной разработанности проблемы и определение основных понятий 12

 Чепиницкая П.Р. Гoсудapствeннoe взaимoдeйствиe с poссийскими сooтeчeствeнникaми зa pубeжoм: проблема peфлeксивнoго упpaвлeния // Вестник МГИМО. М.: 2012, №2(23), с. 194. 13

1.2 Подходы к формированию государственной политики по отношению к зарубежным соотечественникам 20

Выводы 24

Глава 2. Работа Комитета по внешним связям по реализации государственной политики по отношению к зарубежным соотечественникам 25

2.1 Структура и деятельность КВС 26

2.2. Реализация государственной политики по отношению к соотечественникам, проживающих за рубежом через Программы «Соотечественники» правительства Санкт-Петербурга 30

Выводы 35

Глава 3. IV Всемирный Конгресс соотечественников: анализ кейса 36

Выводы 51

Глава 4. Оценка эффективности государственной политики по отношению к зарубежным соотечественникам 52

4.1 Подходы к оценке эффективности государственной политики. Выработка критериев эффективности 53

4.2 Оценка эффективности по выработанным индексам. 57

4.3. Оценка эффективности со стороны экспертов 65

Выводы 70

Заключение 71

Список литературы 73

Приложение № 1. Проект Программы реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом на 2014-2016 годы. 79










Введение


В последнее десятилетие в общественно-политической риторике много внимания уделяется так называемому Русскому миру. Как бы ни толковалось это понятие, в любом случае речь идет о людях, имеющих отношение к России – или через язык (русскоязычные), или через общую советскую историю (бывшие советские граждане). В связи с этим Русский мир рассматривается как сфера распространения интересов России за рубежом и не может не быть объектом внимания государственной политики. Проблематика российских соотечественников за рубежом приобретает особую актуальность, в условиях усиления внимания властей к пространству «Русского мира». Примером этого служит активная разработка политики в отношении соотечественников, начиная с 2000-х годов и по настоящее время. Так в своем последнем послании Федеральному Собранию от 12.12.2012 В.В. Путин касается вопросов Русского мира, выделяя проблематику соотечественников в отдельный пункт послания: «Россия нуждается в притоке новых сил. Безусловно. Нуждается в умных, образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России и считают Россию своей родиной. Однако действующие правила не способствуют этому процессу. Скорее, наоборот. Процесс получения гражданства для наших соотечественников, для тех, кто культурно и духовно близок к России, затруднен и до безобразия забюрократизирован. Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе».1

Иллюстрацией активной позиции правительства в данном вопросе служат несколько примеров:



  • Январь 2012 года – создание некоммерческой организации «Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом», созданный Указом Президента Российской. Учредителями Фонда являются МИД России и Федеральное агентство Россотрудничество.2

  • Май 2012 года – Указ Президента РФ 07.05.2012 N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" – определены приоритетные цели внешнеполитического курса России, как-то: защита прав, свобод и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

  • Октябрь 2012 года -  IV Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом

«Сильная Россия», «возрождение русского мира», «патриотизм» - главные лейтмотивы проводимой политики, которая ориентирована на содействие гражданам Российской Федерации и соотечественникам, проживающим за рубежом. Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время действительно существует государственная политика по отношению к соотечественникам, но нет оценок эффективности реализации программ, проводимым мерам и действиям. Концепт «Русский мир» появился в научном языке и в поле политики относительно недавно, понятия, связанные с данной тематикой не имеют точных определений, а носят характер субъективной интерпретации. Понятие «соотечественники» представляется не вполне четким и определенным, так как вбирает в себя несколько категорий и имеет множество групп представлений. Данное исследование позволит изучить не только базовые понятия и понять, что стоит за концептом, но и провести анализ самой государственной политики по вопросам соотечественников.

«Русский мир», «Русское зарубежье», соотечественники выступают в качестве особого ресурса, который позволяет реализовывать внешнюю политику, создавать экономические связи с зарубежными государствами, а также имеет потенциал для решения внутренних проблем современной России. Вдобавок, соотечественники, проживающие за рубежом, играют важную роль в формировании имиджа Российской Федерации, формируют привлекательность/непривлекательность нашей страны в глазах иностранных государств, так как являются представителями русской культуры, языка, фактически фиксируя наличие России на политической карте мира. Отсюда следует, что данное исследование по проблематике российских соотечественников приобретает особую значимость и актуальность, так как на его основе возможно выработать государственную стратегию, базирующуюся на научном анализе и использовании полученных результатов на практике исполнителями государственной политики по отношению к соотечественникам, проживающих за рубежом.



Степень научной разработанности проблемы.

К концу 1990-х годов, в российском научном сообществе возрос интерес к темам «русского зарубежья» и «зарубежной диаспоры». Именно к этому периоду времени можно отнести старт научно-исследовательских разработок в данной сфере.

Анализ государственной политики, взаимоотношений России и зарубежных диаспор, появление концепта «Русского мира» следует отнести к первому десятилетию 2000-х годов.

Однако в научной литературе практически не встречается анализ государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Отсутствие разработок по оценке эффективности данной политики, придает исследованию научную новизну и актуальность.

Возвращаясь к проблематике исследования, стоит сказать, что правительство и соотечественники должны слышать друг друга, работать в двустороннем порядке. Проблема состоит в том, что взаимодействие между государством и «Русским миром» должно быть максимально эффективным, состоять из реальной поддержки зарубежных соотечественников государством, но так ли это на самом деле? Что мы имеем: реальную политику, поддержку, действующие программы или фикцию и скрытый узкопрагматический смысл. Отсюда вытекает исследовательский вопрос: что стоит за государственной политикой по отношению к зарубежным соотечественникам, насколько данная политика является действенной цельной и продуманной или же это только декларации, риторика?

Цели и задачи исследования:

Цель исследования заключается в проведении анализа государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, выявление основных направлений, тенденций данной политики и определение путей развития партнерских отношений между «Русским миром» и современной Россией.

Для достижения указанной цели требуется решение следующих исследовательских задач:


  1. Сделать теоретический обзор литературы данной тематики, определение понятийного аппарата, в частности «соотечественники за рубежом»

  2. Провести анализ законодательной базы, касающейся государственной политики в отношении соотечественников за рубежом

  3. На основании собранного эмпирического материала определить методы и формы государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом

  4. Определить главные цели и задачи данной политики:

а) декларируемые - то, что открыто провозглашается в государственных программах, президентских указах, векторы/направления?

б) скрытые - то, что, возможно стоит за этим, но открыто не провозглашается, например, решение каких-то специфических внутриполитических и внешнеполитических задач

5) Провести анализ конкретных проектов, осуществленных в рамках реализации государственной политики

6) Провести интервью с представителями академического (научного), некоммерческого и государственного секторов

7) Провести включенное наблюдение процесса подготовки и реализации данной политики, осуществляемого в рамках реализации государственных Программ в Санкт-Петербурге

8) Разработать рекомендации для внешнеполитического курса, направленного на соотечественников, проживающих за рубежом на основе анализа данных, интервью и эмпирических наблюдений

Соответственно, объектом исследования выступает государственная политика по отношению к зарубежным соотечественникам, а предметом – реализация этой политики.

Помимо анализа официальных документов и действий российского руководства и высокопоставленных чиновников обозначенная проблематика рассмотрена на уровне конкретного кейса (метод case-study), в качестве которого выбран IV Всемирный конгресс соотечественников. К нему прилагаются все вышеобозначенные вопросы: что это - проявление реальной политики или только декларация? Что на первом плане: интересы государства (тогда какие?), интересы группы людей, обозначаемой как зарубежные соотечественники (какие именно интересы), интересы конкретных чиновников? Ответы на эти вопросы были получены через анализ документов Конгресса (программа, резолюции, информационные сообщения), мониторинг СМИ. Также был проведен анализ законодательной базы, использованы методы экспертного интервью и включенного наблюдения.



Теоретические рамки исследования:
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых, исследующих актуальные проблемы русской диаспоры и концепта «Русского мира». В ходе исследования рассмотрение зарубежных соотечественников проводится в рамках диаспорального и сетевого подходов, а также научных подходов: системный, исторический, сравнительный и другие.

Эмпирическую базу исследования составляют данные, полученные в ходе производственной практики в Правительстве Санкт-Петербурга, а также результаты экспертных интервью, нормативные акты и информационные материалы государственных органов.


Гипотезы исследования заключаются в следующем:


  1. Государственная политика в отношении к зарубежным соотечественникам сводится к декларациям официальных лиц, общей риторике, не предполагает разработки и реализации ряда эффективных и комплексных мер, проводимых в защиту и поддержку соотечественников. Анализ покажет, что требуется выработка новой, долговременной государственной политики в отношении к зарубежным соотечественникам.

  2. Государственная политика в отношении к зарубежным соотечественникам сводится к декларациям официальных лиц, общей риторике, предполагает разработку и реализацию не совсем целесообразных и эффективных мер, проводимых в защиту и поддержку соотечественников. Анализ покажет, что требуется выработка изменений и рекомендаций к уже существующей государственной политике в отношении к зарубежным соотечественникам.

  3. Государственная политика в отношении к зарубежным соотечественникам не сводится к декларациям официальных лиц, общей риторике, предполагает разработку и реализацию эффективных и комплексных мер, проводимых в защиту и поддержку соотечественников. Анализ предмета исследования покажет, что на данном этапе не требуется выработка новой, долговременной государственной политики в отношении к зарубежным соотечественникам.

Структура работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из аннотации, введения, четырех глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.



следующая страница >>